На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

Почему передвижники открещивались от художника Бодаревского и снимали его полотна с вернисажей

«Малороссия. Девочка с гусями», (1892), холст, масло, частное собрание
Передвижники - особая каста русских художников, оставивших после себя ценнейшее наследие в сокровищнице мирового искусства. Кто не помнит имена самых выдающихся из них. Но, сегодня хотелось бы вспомнить забытое имя передвижника, которого коллеги по цеху считали совершенно чужим в своей среде. И, будь воля некоторых из них, быть одаренному портретисту Бодаревскому Николаю Корнилиевичу изгнанному из товарищества. Вот интересно, а за что попал в опалу к своим коллегам и, почему те не могли исключить "нерадивого" художника из своих рядов?
На рубеже 19-20 столетий Николай Бодаревский относился к очень востребованным художникам. Его картины тиражами воспроизводились на эстампах и открытках. У мастера-портретиста не было отбоя от заказчиков. Тем не менее, многие передвижники хотели бы указать ему на дверь своего Товарищества. Они не выносили его, но по уставу не могли исключить из своей среды, а сам Бодаревский так и не порвал с ними, оставаясь членом Товарищества вплоть до 1918 года. Именно с того времени было приложено немало усилий, чтобы его имя было забыто, хотя некоторые его работы хорошо известны и сейчас, правда, иногда без авторства.
Любимчик. Автор: Николай Бодаревский.
В чем была причина такого разногласия и неприязни в среде творческих людей, спросите вы? По прошествии столетия, с точки зрения современного как зрителя, так и критика это покажется таким несущественным и даже смешным, но тогда такое противостояние было делом чести, а иногда дело доходило до того, что картины Бодаевского буквально с боем снимали с экспозиций непосредственно перед открытиями выставок.
Так все же, в чем была вина художника и чем были нехороши его работы?

Немного из биографии опального художникаНиколай Корнилиевич Бодаревский.Николай Корнилиевич Бодаревский.
Николай Корнилиевич Бодаревский родился в 1850 году в Одессе в дворянской семье, считавшей себя потомками рода молдавских господарей Чегодар-Бодарескул. Невзирая на родословную, жили Бодаревские весьма скромно - отец служил обычным чиновником, занимая невысокий чин - титулярного советника. Талант к рисованию у сына проявился рано, и родители всячески стремились развить у мальчика художественные способности. Поэтому свое первое художественное образование Николай получил в Одесской рисовальной школе Общества поощрения изящных искусств.«Суд над апостолом Павлом». (1875 год). Холст, масло. Закарпатский художественный музей. Автор: Николай Бодаревский.
А 19-летним юношей Бодаревский поступил в Петербургскую Императорскую Академию художеств, где проявил себя одним из лучших студентов. В 1873 году он удостоился двух золотых медалей за картину "Давид играет на гуслях перед Саулом", а в 1875-м получил звание классного художника 1-й степени по исторической живописи за полотно "Апостол Павел объясняет догматы веры перед царем Агриппой".В 1880 году талантливый юноша примыкает к передвижникам и начинает выставлять свои полотна на Передвижных экспозициях.«Яблочный спас в Малороссии». (1921 год). Холст, масло. Омский областной музей. Автор: Николай Бодаревский.
Превосходно зарекомендовав себя, в 1884 году становится официальным членом Товарищества Передвижных художественных выставок. Карьера живописца начала стремительно развиваться и в 1908 году Бодаревскому присваивают звание академика, а в 1913-м состоялась его персональная выставка в Петербурге.В лесной чаще. Автор: Николай Бодаревский.
Как уже говорилось выше, Товариществу передвижников Бодаревский оставался верен до 1918 года. Хотя со многими коллегами по "передвижному цеху" уже много лет у него не складывались рабочие отношения. Нашего героя кардинально отличали и взгляды на искусство, и идеологическое содержание его картин, и сам подход к живописи, что определило восприятие его творчества в узком кругу, а позже, во всем художественном сообществе. Но больше всего он раздражал некоторых коллег своей незаурядной внешностью и нестандартным поведением.«Автор и модель», (1912 год). Автопортрет художника за работой. Холст, масло. Частное собрание. Автор: Николай Бодаревский.
Фрагмент

"Высокий и довольно красивый, в золотом пенсне и с надменным выражением лица Бодаревский строил из себя художника-барина какой-то высшей марки. Необычайно напыщенный и салонный тон, французская речь с дамами, целованье их ручек, обхаживание денежных особ и, несмотря на довольно значительный заработок, постоянная задолженность... Да и затеи его были нелепы: строил себе дом-виллу под Одессой какого-то бестолкового стиля, считая его за арабский, пробивал тоннель в скале к морю. Во всем был сумбур и художественная пошлость." - так он был охарактеризован в воспоминаниях Т. Л. Щепкиной-Куперник.Солнечная ваннаНа свидании. Автор: Николай Бодаревский.
Многие передвижники видели в нем мастера, специализировавшегося лишь на женских портретах и порнографических "ню", причем безбожно идеализированных. Считалось также, что его красавицы точно сошли с конфетных или папиросных коробок, только в увеличенном виде. А портреты влиятельных особ, среди которых была и сама императрица Александра Федоровна, безмерно приукрашенными и льстивыми.«За книгой», (1905), картон, масло — частное собрание. Автор: Николай Бодаревский.«Красавица-декадентка», 1903, холст, масло, частное собрание
Среди коллег главным оппонентом Николая Корнилиевича был Ефим Волков, среднего таланта пейзажист, нынче абсолютно забытый. Один вид Бодаревского вызывал у него лютую ненависть, и он не упускал случая довести инцидент до драки. "Выставка не открывалась без того, чтобы Волков не поссорился с Бодаревским, и очень крупно. Доходило дело до того, что некоторые иногда опасались: не подерутся ли Волков с Бодаревским",- из воспоминаний одного из передвижников.Волков, Ефим Ефимович - художник-передвижник.
Причем инициатором побоищ, как правило, выступал Волков. Он, говоря в лицо Бодаревскому откровенные, крайне обидные для авторского самолюбия слова, приказывал рабочим снимать непозволительные по уставу товарищества картины, которые разительно выпадали из общего ряда экспозиции. И, разумеется, что накаленная атмосфера разряжалась грозой, доходившей зачастую до кулачных поединков.Портрет дамы в сиреневом. Автор: Николай Бодаревский.Утро. Фотография утраченной работы Н.К. Бодаревского
Что интересно, на стороне Волкова было большинство передвижников. По их мнению, практически каждый раз, готовя экспозицию ТПХВ, картины нашего героя - большие, яркие и "крикливые", портили всю физиономию предстоящей выставки. Художники-передвижники, Бодаревский в ряду сидящих, крайний справа, рядом со стоящим Репиным.

И однажды члены товарищества обратились к Репину, как к наиболее чтимому и авторитетному члену общества, с просьбой очистить выставку от картин Бодаревского. Репин очень огорчился и попытался утихомирить бунтарей: " О, о, о... нельзя же... как-то нужно... по-товарищески... Да бог с ним — пусть висит!" Все кое-как угомонились, а на следующий день, делая последний обход перед вернисажем, Репин не выдержал: подошел к Бодаревскому и, дернув его за рукав, умоляющим тоном сказал: "Николай Корнилиевич! Уберите, не сердитесь, уберите... Портит все... и портит вам!" Это цитата из воспоминаний Т.Л. Щепкиной-Куперник. Слова, очень жестокие по отношению к Бодаревскому. Пусть меня простят те, кто относится к Щепкиной-Куперник с пиететом, но на мой взгляд, она и сама была на редкость пошлой и безвкусной особой.Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, портрет работы И.Е. Репина
Пейзажная живопись от Николая Бодаревского.Спасское-Лутовиново
Справедливости ради, необходимо отметить, что у Бодаревского, как художника, был широчайший творческий диапазон - он в равной степени превосходно писал полотна на историческую и религиозную тематику, пейзажи, портреты, в том числе и салонные, жанровые сцены и пикантные "ню"... Он не замыкался в узких рамках какого-либо жанра, постоянно развивался и совершенствовался. Однако некоторым его коллегам менее талантливым и менее удачливым такой размах казался непостоянством, не позволяющим оттачивать мастерство в рамках определенного направления.
Но самой ключевой претензией к творчеству художника была - тематика. Передвижники, следуя правилам, старались запечатлевать "подлинную жизнь" простого народа, которую зачастую видели в изображении бедных крестьян, нищих, пропойц, религиозных фанатиков на церковных праздниках. Поэтому сцена на пляже Бодаревского, где мать и малыш принимают солнечные ванны, жизненной им абсолютно не казалась. К слову сказать, у Бодаревского даже крестьяне выглядели вполне довольными жизнью, пели и плясали ("Малороссийская свадьба"). Некоторые коллеги хотя и признавали, что тематика подобных работ в целом совпадала с направлениями и целями передвижных выставок, однако страшно критиковали художника за отсутствие на его полотнах социальной остроты.
Девушка с розой. Автор: Николай Бодаревский.
А когда художника угораздило написать девочку с кошкой и девушку с цветком, это было воспринято Товариществом за эталон пошлости и смертный, непростительный грех для передвижника. Этой кошкой Николай Корнильевич практически подписал себе "приговор"... Но, он был старым членом Товарищества передвижников, и отделаться от него было весьма затруднительно. Устав сообщества не предполагал исключение из членства за несоответствие художественных средств и приемов в творчестве.
Девочка с кошкой. Автор: Николай Бодаревский.
Так и остался художник Бодаревский тяжким крестом для передвижников. "...В молодости подававший надежды как живописец и отмеченный Крамским, он был избран членом Товарищества, но скоро как-то распустился, перевел все на деньги. Его портреты нравились буржуазному обществу, главным образом, дамам. Он до иллюзии точно выписывал модные платья, прикрашивал и молодил лица, как куколкам, угождая вкусам заказчиков..."Женский портрет неизвестной
Однако после революции художник перебрался в родную Одессу, тем самым отстранившись от товарищества. В 1921 году Николай Бодаревский на 71 году жизни умер, а в 1923-м распалось и само передвижничество. Он был похоронен на Первом городском кладбище Одессы, среди могил многих знаменитых людей. В 1934 году кладбище закрыли, а через год - сравняли с землей вместе с церковью Всех Святых, и устроили над ним парк культуры и отдыха имени Ильича. Могилы Льва Сергеевича Пушкина, брата великого поэта, художника Николая Бодаревского, актрисы Веры Холодной и многих-многих других оказались утраченными. Не говоря о местах упокоения простых горожан, на могилы которых больше не могли прийти ни вдовы, ни дети, ни матери... печально это!
Бытовые, жанровые сценки
Сельская школаУвлекательные речи, 1916Последние ягодыПарные работы «Ценительница прекрасного», последняя четверть XIX в. холст, маслоСтарый рыбак 1983 г. Государственная Третьяковская галереяКнязь Олег прибивает щит на врата ЦарьградаСвидание, 1880-еСемейная сцена 1883

Реальный взгляд на творчество Бодаревского, спустя целый векДевочка из Малороссии. Автор: Николай Бодаревский.
По прошествии века, глядя на творчество гонимого мастера глазами современного человека, все же хотелось бы подвести черту под вышесказанным.

Бодаревский - великолепный портретист

Справедливости ради нужно отметить, что портреты Бодаревского отличались большим сходством с моделью, цветовой гармонией и свободной манерой письма, что в полной мере заменяло отсутствие глубокой психологической характеристики. Именно этот подход к портретной живописи и привлекал заказчиков к кисти Бодаревского.Портрет императрицы Александры Федоровны. (1907 год). Автор: Николай Бодаревский.
К тому же в них весьма сложно заметить стремление автора приукрасить и омолодить модель, сделав из нее "куколку". Взять хотя бы известный портрет императрицы Александры Федоровны 1907 года - с недавнего времени его часто воспроизводят, как правило, без указания автора. Императрица на портрете красива, величественна, но художник не скрыл ни первых следов увядания, ни отсутствия улыбки, ни вечной боли в глазах. И, заметьте, никакой лести.Портрет Маргариты Кирилловны Морозовой, (1897 год). Автор: Николай Бодаревский.
То же самое можно увидеть и на других портретах. Признанная московская красавица и миллионерша Маргарита Морозова у Богдаевского выглядит менее привлекательной, нежели на портретах других художников, у Серова, например, или на фотографиях. Здесь мы видим образ не пустой, ограниченной кокетки, а женщины с глубоким внутренним миром и весьма серьезными интересами. В действительности Морозова увлекалась философией и была одной из основательниц Религиозно-Философского общества. В свое время она собрала вокруг себя интеллектуальную элиту Москвы.Портрет императрицы Александры Федоровны. (1907 год). Автор: Николай Бодаревский.Портрет О.Ф. Бурышкиной. Автор: Николай Бодаревский.Княгиня Гагарина. Автор: Николай Бодаревский.Портрет неизвестной

Бодаревский - монументалист

Бодаревский также является автором большого монументального проекта, а именно уникальных мозаичных композиций, которыми оформлен храм Спаса на Крови, возведенный на месте, где император Александр II получил смертельное ранение от руки террориста.Мозаичные панно, созданные по эскизам Н. Бодаревского в храме Спаса на Крови.Мозаичные панно, созданные по эскизам Н. Бодаревского в храме Спаса на Крови.
И еще один проект, воплощенный художником, хорошо знаком многим, но, опять же без авторства. В 1889 году художник получил заказ от директора Московской государственной консерватории В. И. Сафонова на четырнадцать портретов выдающихся композиторов, для украшения Большого концертного зала на 1700 мест. К открытию в марте 1901 года, портреты были закончены. В средине прошлого века некоторые из них пострадали, но отреставрированы и до сих пор являются украшением консерватории.
Внутреннее убранство храма Спаса на Крови

Лобзание Иуды. Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург, 1895 и 1907

Святая Мария Магдалина. Храм Воскресения Христова (Спас на крови), 1895 и 1907

Святая царица Александра, Храм Воскресения Христова (Спас на крови), 1895 и 1907

Николай Чудотворец, мозаика, Спас на Крови, С-Петербург, 1895 и 1907

Святой Владимир, Храм Воскресения Христова (Спас на крови), 1895 и 1907

Христос перед Пилатом между 1895 и 1907 мозаика, Храм Воскресения Христова (Спас на крови)

И еще один монументальный проект, воплощенный художником, хорошо знаком многим, но, опять же без авторства и, увы, не полностью. 
Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Именно Николаем Бодаревским были выполнены портреты великих композиторов, украшающие Большой зал Московской консерватории.К сожалению, в 1953 году, когда в Советском Союзе развернулась позорная борьба "с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом", пострадало и оформление Консерватории. Это был не уникальный случай - из университета увольнялись профессора, блестяще читавшие курсы зарубежной литературы (а пусть не прививают любовь к чуждому Стендалю или Бальзаку), расформировывались фонды музеев, зарубежные картины убирались в запасники... Вот и тут подсчитали, сколько отечественных и сколько зарубежных композиторов представлено на портретах в Большом зале Консерватории - и, о ужас! - оказалось. что зарубежных немного больше! Василий Сафонов, композитор и директор консерватории, делавший когда-то заказ Бодаревскому, явно был низкопоклонцем и космополитом! Генделя, Глюка, Мендельсона и Гайдна спешно вырезали из рам, а на их место поместили свеженаписанных Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова и почему-то Шопена (нет, Шопен тоже достойный композитор, но ведь не отечественный, хотя... Польша была в составе Российской империи!)
Только в конце 1990-х годов пропылившиеся и пересохшие портреты Гайдна и Мендельсона нашлись в Консерватории во время ремонта где-то за шкафом и после реставрации были вывешены на другое место. А судьба еще двух портретов осталась неизвестной. 


Портрет Франца Йозефа Гайдна 1901

Портрет Феликса Менедельсона 1901

Вид на Московский Кремль и Москву-реку

Наиболее благожелательный отзыв оставила о художнике Вера Третьякова (Зилоти), дочь основателя знаменитой галереи:
"Вспоминая о Николае Корнилиевиче Бодаревском через целое полустолетие, перевидав за мою долгую жизнь бесчисленное множество людей разных типов и национальностей, должна сказать, что не встречала человека "объективно" более красивого по чистоте линий и тонкости раскраски его скульптурного облика. Он был высок ростом, движения его были пластичны. Борода и волнистые волосы, зачесанные назад, были русые, с золотистым оттенком, черты лица правильны, нос, в профиль чуть-чуть срезанный вверх, не был лишен оригинальности; глаза светло-карие, тоже золотистого оттенка, были своеобразного разреза, цвет лица светло-терракотово-золотистый. Все былo в гармонии. Не было ни слащавости, ни банальности. Легко было его себе представить рыцарем, в латах, из какой-нибудь средневековой легенды.
Чувствовалось в нем глубокое сознание неотразимости своей красоты. Он брал ее как неотъемлемое и само собой понятное, а потому держал себя скромно. Одевался со вкусом, в гармонии со своей внешностью, все казалось сросшимся с ним самим".
Впрочем, Бодаревский, влюбленный в Веру, много лет безуспешно за ней ухаживал, но получил отказ. Она вышла замуж за другого... 

Пикантное "ню" Николая Бодаревского

И, наконец, самое главное, о чем нужно сказать. Вы очень удивитесь, узнав, что то, в чем злобно и бескомпромиссно обвиняли коллеги художника, как "спустившегося до уровня порнографии" - было всего лишь довольно скромным по сегодняшним меркам "ню", без которых нынче обходится редкий художник. К слову сказать, таких "порнографических" работ у Бодаревского было совсем немного.Лежащая обнаженнаяНатурщицаСпящая львицаОбнаженная в мастерской художникаОбнаженная«Морское дно». Художественная открытка. Дореволюционное издание.«В мастерской художника». Художественная открытка. Дореволюционное издание.«Увлекательные речи». Художественная открытка. Дореволюционное издание.

Еще одна претензия, которую выдвигали художнику заключалась в том, что его стиль постоянно "заносило": от академизма к модернизму и от реализма к нео-классицизму... А ведь это поистине здорово, что мастер свободно владел различными стилями и приемами живописи! Что здесь криминального?

Думается, что сегодня многие открыли для себя не только удивительный многогранный талант художника Николая Бодаревского, но и получили прекрасную возможность проанализировать и узнать о нравах и разногласиях в художественной среде людей искусства прошлого века.

https://socrealizm.com.ua/gallery/artist/bodarevskii-nk-1850

https://kulturologia.ru/blogs/220320/45861/

https://zen.yandex.ru/media/id/5ebe66e1d515ee06ba6442fd/kart...

https://www.liveinternet.ru/users/3485865/post455471496/

https://smallbay.ru/artrussia/bodarevsky.html

Картина дня

наверх