На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера

Как снимался фильм "Вий"

О съемках единственного советского фильма ужасов, упавшей Панночке и чудовищном костюме. Пожалуй, «Вий» — один из самых «страшных» произведений Николая Васильевича Гоголя. А уж сняться в фильме или принять участие в спектакле, созданным, по мотивам этой повести, боится едва ли не каждый актер, ведь здесь целая россыпь дурных примет: гроб, ведьма, нечисть и мистика. 4-й по счету отечественный фильм с названием «Вий» (первые три были сняты в 1909, 1912 и 1916 годах) задумывался как экранизация классики, а вовсе не фильм ужасов. Это была идея директора «Мосфильма» Ивана Пырьева. Он сам хотел сделать этот фильм, но оказался занят на съемках «Братьев Карамазовых», и постановку картины доверил новичкам. Снимать он поручил двум студентам Высших режиссёрских курсов — Константину Ершову и Георгию Кропачёву. Но поставил им условие, что лично будет контролировать работу.8 интересных фактов о фильме "Вий" вий, дом кино, интересно, кино, факты, фильмКогда возглавляющий студию Иван Пырьев посмотрел отснятую в экспедиции натуру, он не знал, как поступить. Ясно было одно - фильм надо спасать: денег потратили много, да и картина плановая. Вытягивать фильм пригласил лучшего сказочника на "Мосфильме" Александра Птушко, которому уже приходилось снимать сокрушительной силы ветры, дремучие леса, говорящую голову, летающих карликов, гигантов и "невидимых" зверей... Чего стоили его "Садко", "Сказка о царе Салтане", "Илья Муромец, "Алые паруса", сказочный боевик "Руслан и Людмила"... 

Он энергично принялся за работу, придумав декорации, переделав облик главного героя и собрав команду мастеров пластического грима. К тому же Лукич (так по-свойски звали его друзья) отлично знал украинский язык, - пишет "Московский Комсомолец". Нередко он растолковывал артистам те или иные национальные обороты. Неугомонный Птушко заразил своей энергией всю съемочную группу. Декорации делали сразу в нескольких павильонах. Полгода рабочих "Мосфильма" пугала затянутая паутиной мрачная церковь. Художнику фильма Николаю Маркину пришлось собирать ее, как говорится, по бревнышку. Работа над первым советским «ужастиком» была очень масштабная, кропотливая и во многом новаторская. Кстати, именно Птушко придумал, как из чёрных котят сделать чёртиков. На кошек надевали шапочки с рожками и снимали тень. Появлялось ощущение, что по стенам бегает самая настоящая нечисть...8 интересных фактов о фильме "Вий" вий, дом кино, интересно, кино, факты, фильмСначала в роли Паночки снималась актриса Александра Завьялова. Когда отсняли уже примерно половину фильма — директор киностудии решил заменить актрису.

Почему? На это есть несколько версий.

Первая: Александра Завьялова была вынуждена отказаться от роли из за болезни.

Вторая: Она была занята на съёмках в другом фильме - "Четыре страницы одной молодой жизни" Резо Эсадзе. И, вроде как, режиссёр, у которого в тот период времени был роман с Завьяловой, запретил ей сниматься в другой картине, пока он не закончит фильм. Эсадзе лично звонил Кропачёву и попросил снять актрису с роли.

Третья: Завьялова считалась неблагонадёжной из за романа с американским бизнесменом и её снял с роли лично Пырьев.Кадр с ЗавьяловойКадр с Завьяловой

В архивах «Мосфильма» есть и такая запись: «Ввиду того что актриса Зальялова — панночка — занята в съемках на киностудии "Ленфильм" в течение месяца, вынуждены на роль панночки искать другую актрису».

В любом случае, директор Мосфильма Пырьев, который плотно курировал процесс съёмок, решил пригласить на роль Паночки Наталью Варлей, которая очень удачно дебютировала у Гайдая.

Вся отснятая с Завьяловой плёнка была смыта. Но увидеть её в фильме всё же можно. Внимательный зритель заметит, что в одном из кадров в гробу лежит не Варлей, а Завьялова.

Пробы проходили Елена Санько, Ада Роговцева, Жанна Болотова и Светлана Коркошко, но утвердили Наталью Варлей. Её пригласили на съёмки после громкой премьеры «Кавказской пленницы», тем более, что актриса была спортивной и не суеверной — полеты стоя в гробу её не пугали. В перерывах ей ставили подсветку, и она в этом же гробу читала конспекты и учебники.

Юную Наташу, имеющую хорошую цирковую подготовку, не испугали ни полёты в гробу, ни мистический налёт фильма. Как оказалось позже, всё-таки зря: мало того, что во время съёмок Варлей от травмы буквально чудом спас коллега Леонид Куравлёв, так ещё и после окончания рабочего процесса на неё посыпались сплошь беды и несчастья. Да и актёрская карьера как-то резко пошла на спад. Неужели и впрямь вмешались потусторонние силы?..
Вообще, и во время съёмок картины, и через много лет после происходили разные необъяснимые явления. Что за загадочная женщина помогала съёмочной группе в Украине? Почему жители села Горохолин Лес Ивано-Франковской области Украины до сих пор жалеют, что съёмки "Вия" проходили именно у них? Как картины "Щит и меч" и "Война и мир" помогли создателям "Вия"? 

Для съёмок изготовили три гроба. В одном Панночка просто лежала, второй — совсем небольшой и закрытый для общих планов, а вот для летающего пришлось сделать целую систему. Гроб подвесили на подвижных металлических струнах, в основание был вмонтирован штырь, к которому Наталью Варлей пристегивали монтажным поясом.

Под балахоном у актрисы была скрыта дополнительная опора, а крутили гроб на стреле крана. Перед тем как отправить Варлей «в полет», систему перепробовала почти вся съемочная группа.

Но однажды гроб так сильно закрутился, что она из него просто вылетела. Спас Наталью Леонид Куравлев — он ее поймал. Как потом вспоминал сам актер, ему всего лишь пришлось выставить перед собой руки: «Она опустилась мягко в мои протянутые руки. Это был счастливый случай. Не хочу из себя корчить какого-то героя. Просто повезло мне и прежде всего Наташе — не разбилась. Чудо. Это тоже Гоголь!».

Кстати, у панночки — Натальи Варлей — на съемках действительно был смертельно опасный эпизод. Однажды Наталья выпала из гроба, который на большой скорости несся по кругу. Как в калейдоскопе, мигали свечи, мелькали бревна церкви… Девушка потеряла равновесие и полетела с большой высоты вниз головой. Пан философ — Леонид Куравлев, не имея опыта страховки, каким-то чудом поймал Наталью при самом приземлении на дощатый пол церкви. Лишь потом актриса призналась, что, несмотря на свою работу воздушной гимнасткой в цирке, она сильно боялась высоты. Представляете, какая сила воли должна была быть у этой хрупкой девушки, чтобы каждый раз вставать в гробу под потолком церкви?Вия — ночной кошмар не только Хомы Брута, но и многих советских детей — играл силовой акробат Николай Степанов. Нужен был физически сильный и рослый актер, чтобы таскать на себе костюм чудовища.С костюмом возились очень долго. По Гоголю Вий — начальник гномов, покрытый шерстью и проживающий в норе. У него огромные, свисающие до земли веки. Но в картине веки до земли не доставали, хотя и были длинными, на пол-лица. Их прикрепляли на шарнирах и дергали за веревочку, чтобы они могли подниматься и опускаться. Внешний облик киношного Вия был далек от описанного Гоголем.

Сам костюм делали из пропитанных смолой слоев мешковины, руки были слеплены из гипса, веки откидывались на шарнирах, а глаза монтировали из стекла со светоотражающей поверхностью. Костюм был невероятно тяжелый, что способствовало медленной и неуклюжей походке Вия.Когда Степанов снимал костюм чудовища, он был взмокшим. Наталья Варлей считает, что облик Вия — самый большой прокол ленты. Так долго думали, как же сделать его страшным, а в результате вышел совершенно нестрашный акробат Николай Степанов, одетый в шкуру Вия...Для свиты Вия были нарисованы сотни эскизов. Птушко отобрал самые фантастические. Для рослой «нечисти» были приглашены артисты цирка и спортсмены, а остальных демонов играли карлики. Упырям делали разный грим: одних красили в синюшный оттенок, других в серый, рисовали скелеты, приделывали дополнительные носы, клеили висящие уши, «убирали» лица.Сопровождать их должны были гигантские насекомые — богомолы, жуки и пауки, но, перебрав несколько вариантов, режиссер с оператором остановились на более привычных черных котах и воронах.Животных поставлял известный дрессировщик Тариэл Габидзашвили. На 9 дрессированных кошек-«чертиков» надевали шапочки с рожками. Чтобы они неслись как оглашенные, в нужном направлении, Тариэл Варламович придумал фокус: он ставил в другой конец павильона тарелку с едой, и после слова «Мотор!» голодных животных отпускали туда, где стояла еда.

Сцену с упырями, сползающими по вертикальной стене, снимали на макете. Из досок сколотили «стену» и поставили ее под углом к полу. Актеры медленно сползали по наклонной поверхности, а оператор нависал над ними сверху на кране. Получался эффект вертикальной стены, по которой, цепляясь когтями, лезет всякая нечисть.Этот хитрый операторский прием ввел Александр Птушко. Придумал он и решение сцены, где ведьма летит по ночному небу на спине у Хомы. Ее снимали в павильоне.  На роль старой Ведьмы не удалось найти женщину — все актрисы отказывались еще на стадии проб. Поэтому Ведьму сыграл мужчина — актер Николай Кутузов. Неожиданно для всех на съемках он запил и даже один раз сорвал рабочий процесс. Не выпивавший до этого Кутузов объяснял внезапную тягу к алкоголю страхом перед «дьявольской ролью».Первый и единственный фильм ужасов в советском кино был одним из лидеров проката 1968 года.  Американская пресса опубликовала сенсационную статью о том, что в Союзе наконец сняли ужастик. Так, «Вий» стал первым советским фильмом ужасов... и последним. Больше в СССР ничего такого не выпускалось.

8 интересных фактов о фильме "Вий" вий, дом кино, интересно, кино, факты, фильм
8 интересных фактов о фильме "Вий" вий, дом кино, интересно, кино, факты, фильмВий — ночной кошмар не только Хомы Брута, но и многих советских детей. Кстати, у первых режиссёров фильма Вий выглядел иначе — это был гигантский немощный старик, которого со всех сторон поддерживала свита.
8 интересных фактов о фильме "Вий" вий, дом кино, интересно, кино, факты, фильмДля свиты Вия были нарисованы сотни эскизов. Вурдалаки, упыри, мертвецы, вышедшие из могилы, рождались в мастерской пластического грима. Над масками оборотней работала талантливая художница Сарра Мокиль.
— Она способна была творить чудеса, - вспоминает помощник режиссера Тариэл Габидзшвили. — Лукич обязательно брал ее для работы во все снимаемые им картины.

Из сотни эскизов Птушко отобрал самые фантастические. Так в фильме появились упыри с тремя вывороченными носами, вислоухие вампиры, вурдалаки с губами в половину лица... Отечественная кинонечисть, по замыслу режиссера, должна была отличаться не только "симпатичными" лицами, но и размерами. Для контраста с "рослой нечистью" Птушко собрал со всей москвы карликов. Кривоногие, с большими, искусственно удлиненными головами, они должны были олицетворять собой исчадия ада. Все выходцы с того света были загримированы так, что казались абсолютно лысыми и голыми. Вампиров и упырей мазали разноцветным гримом: одни имели синюшный оттенок, другие — серовато-черный... "Хома слышал, как нечистая сила металась вокруг него, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов". Наверное, ведьма-панночка порядочно грехов наделала, раз за нее так нечистая сила стояла.
8 интересных фактов о фильме "Вий" вий, дом кино, интересно, кино, факты, фильм
8 интересных фактов о фильме "Вий" вий, дом кино, интересно, кино, факты, фильм
Декорации делали сразу в нескольких павильонах. Полгода сотрудников «Мосфильма» пугала затянутая паутиной мрачная церковь. В фильме есть эпизод, когда несметное количество чудовищ влетает в храм: падают на землю иконы, летят вниз разбитые стекла, двери срываются с петель… Тут же должна падать огромная люстра — паникадило. Бутафоры не поленились и на основание люстры навесили множество мешочков с пылью. Когда паникадило грохнулось об пол церкви, все на мгновение онемели: в поднявшемся столбе пыли казалось, что раздался взрыв… А еще на съемках «Вия» сожгли несколько центнеров свечей, хотя воск тогда был дорогой. Приходилось в специальных церковных мастерских Загорска заказывать толстенные свечи, состоящие из воска и стеарина.
8 интересных фактов о фильме "Вий" вий, дом кино, интересно, кино, факты, фильм
8 интересных фактов о фильме "Вий" вий, дом кино, интересно, кино, факты, фильм
8 интересных фактов о фильме "Вий" вий, дом кино, интересно, кино, факты, фильмНа роль старой Ведьмы не удалось найти женщину. Поэтому Ведьму сыграл мужчина — актёр Николай Кутузов.

Первый и единственный фильм ужасов в советском кино был одним из лидеров проката 1968 года. Его закупило к показу несколько зарубежных страх — в США он шел под названием Viy or Spirit of Evil, в Аргентине — Viy, espíritu del mal, в Финляндии — Velho… В России «Вий» экранизировали ещё два раза — в 2006 и 2014 годах.8 интересных фактов о фильме "Вий" вий, дом кино, интересно, кино, факты, фильм

Гоголь Вий фильм 1967«Вий» 1967, кадр из фильма. 

После съемок в «Вие» Варлей толком не снималась. Именно по этой причине, появился слух, что актриса то ли погибла во время «полета» в гробу, то ли не выжила в автокатастрофе. Но это было не так. Наталья действительно после Панночки не сыграла больше ярких ролей в кино. Вначале она заболела, позже поступила в Щукинское училище, вышла замуж за Владимира Тихонова (сына Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова), родила ребенка… Однако супруги расстались через 6 лет брака, а в 1990 году мужчина умер от передозировки наркотиками.

В 1985 году артистка родила сына, который мог не выжить. Но спас его реаниматолог Алексей Грачев, позже погибший в аварии.«Вий» 1967 Панночка (Наталья Варлей). 

Но если неудачи в карьере и личной жизни Варлей можно списать на судьбу, а никак ни на злой рок, связанный с «Вием», то однажды произошел действительно странный случай. Тогда Наталья отправилась в морской круиз, и в первый же день его организаторы решили устроить показ фильма. Перед началом сеанса актриса произнесла речь, и вдруг разбушевалось море. Показ отменили. Но на следующий день история повторилась.

Через сутки организаторы все же решили больше не тянуть, но уже через несколько минут на судне началась сильная качка. Варлей уговорила остановить показ, после чего море успокоилось.

Фильм еще долго сопровождала дурная слава. Говорили, что люди, причастные к его созданию, умирали один за другим. В 1971 г. в возрасте 48 лет скончался актер Алексей Глазырин, сыгравший сотника. Вскоре после премьеры стал сильно болеть режиссер Александр Птушко, а в 1973 г. он ушел из жизни. В том же году умер актер Степан Шкурат, исполнивший роль Явтуха, которая стала его последней работой. Через два года не стало оператора картины. Последней «жертвой проклятия» стал режиссер Константин Ершов, которому было всего 49 лет. Конечно, это можно было списать на совпадение – ведь многие из них были уже в преклонном возрасте. Однако это стало новым поводом для слухов о злом роке «Вия». 

Стоит обратить внимание, что фильм снимался на территории нынешней Ивано-Франковской области Украины. Помочь выбрать удачные места для съемок вызвалась одна из жительниц. Но, по рассказам односельчан, позже она заболела, и ее начали преследовать несчастья. А в 2006 году сгорела дотла и сама церковь в селе Горохолин Лес, где воспроизводили основные действия кинокартины.14 интересных фактов о том, как снимался фильм «Вий»Первый советский ужастик «Вий» снимали в 1967 году, с приключениями. Артистам казалось, что злые чары упырей распространялись даже за пределы съемочной площадки… В выстроенную на «Мосфильме» церковь рабочие старались лишний раз не заходить. Между тем в советском триллере пролилась лишь одна капля крови: ведьма-панночка, пугая философа, пустила кровавую слезу.

Картина была еще «в запуске», а ее уже купили девять стран мира. В советском прокате фильм занял символическое 13-е место.

Интересным было и то обстоятельство, что новоявленная «ведьма» — Наталья Варлей — родом была из румынского города Констанца. А Трансильвания издавна считалась родиной колдунов и вампиров.

Нечистая сила была представлена в «Вие» и своеобразным животным миром: например, в картине работала «бригада» черных кошек. Девять подросших черных котят достались съемочной группе в наследство от картины «Черный чертенок», где главного четвероногого героя играли сразу девять дублеров. Эти же кошки работали у Гайдая в «Бриллиантовой руке» и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Мало того, что в «Вие» черные коты выскакивали из-под ног бедного философа Хомы в самый неподходящий момент, на кошек надевали еще и специальные шапочки-капоры с рожками. Их пускали прыгать с возвышения, и в прыжке снимали на стене их тени.

В «Вие» было задействовано около 50 ворон. Ловили их тут же, на «Мосфильме», во дворе. Выкладывали в старом сарае приманку, несколько дней не подходили, чтобы не спугнуть хитрых птиц. Попавших в силки пленниц забирали только ночью, чтобы не вызвать подозрение у остальных вольных ворон. На съемочной площадке давали команду, и черные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви. Бывало, дрессировщик кричал режиссеру Александру Птушко: «Лукич, вороны кончились». Он объявлял перерыв, киношники тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны были огромные — до 16 метров в высоту.

Были у Александра Птушко и любимые животные, которые кочевали с ним из фильма в фильм. Обожал он, например, собаку Мишку. Дрессировщик Тариэл Варламович привез пса еще из армии. Мишка был настоящий собачий звукоимитатор. Мог рычать, как настоящий медведь, выть по-волчьи. В «Вие» он отчаянно «оплакивал» во дворе умершую панночку.

«Панночку» в кадре ставили на специальное вибрирующее устройство, чтобы создалось впечатление, что она трясется от злости; накладывали тусклый грим, как будто она зеленеет от злости; подсвечивали глаза, чтобы они светились изнутри сатанинским огнем… А молодая актриса, не желавшая терять напрасно время, пока на площадке устанавливали свет, лежа в гробу, читала конспекты и учебники.Первый отечественный "ужастик" снимался с приключениями. Да и не могло быть иначе, ведь экранизировать взялись писателя-мистика. "Мир с реальной плотью, из которого, однако, торчали копыта фантастического, завораживал всю съемочную группу. Артистам казалось, что злые чары упырей и вурдалаков распространялись даже за пределы съемочной площадки... В выстроенную на "мосфильме" церковь рабочие лишний раз старались не заходить. 

Натуру снимали на Западной Украине. Массовку - бурсаков-семинаристов - набирали в Чернигове.
— Труднее всего было найти хату, крытую снопами соломы, — вспоминает художник фильма Николай Маркин.   — Траву везде уже косили комбайнами. По нашей просьбе отыскали в дальней деревне мастера, который сжал поле серпом вручную и по-особому уложил снопы на крышу хаты.
— Мы постоянно с Птушко спорили, - говорит художник. — Он хотел, чтобы церковь была кривая. Но где вы видели покосившуюся церковь? Их всегда строили очень добротно, на века. Он топал ногами, требовал, чтобы нашли гнилые бревна, трухлявые доски. Мы без конца рубили, резали, подкрашивали. Бывало, Александр Лукич, которому тогда было уже под 70, сам брал в руки топор. Он любил все делать своими руками. Строгал, лепил, делал седла в шорной мастерской. Ему, единственному из режиссеров, присвоили звание "мастер - золотые руки".

В конце концов ветхий вид церкви придали с помощью паутины и разросшихся по углам зеленых мхов. В бутафорском цехе из смол и полимерных нитей сплели несметное количество паутины, кругом стояли вентиляторы - поддували ее, чтобы она колыхалась. Пришлось атеисту Маркину по книгам изучать, где какие образа должны висеть в церкви. Николай Александрович никогда не был в церкви, а перед съемками начал рисовать иконы, расписывать стены храма...

В фильме есть эпизод, когда несметное количество чудовищ влетает в храм: падают на землю иконы, летят вниз разбитые стекла, двери срываются спетель... Тут же должна падать огромная люстра — паникадило. Бутафоры не поленились и на основание люстры понавешивали множество мешочков с пылью. Когда паникадило грохнулось об пол церкви, все на мгновение онемели: в поднявшемся столбе пыли казалось, что раздался взрыв...
Оборотни в фильме у Птушко удивительным образом лазили по вертикальной стене.
Но выходцы с того света не могли видеть живого человека и нуждались в специальном шамане. И чудовище с "дурным глазом" не преминуло появиться в повести Гоголя. Сам писатель пояснил: "Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли". Согласно легенде, Вий должен быть покрыт шерстью, лежать в яме, засыпанной землей, и иметь "подземный голос".

Костюм Вия на "мосфильме" делали из мешковины. Один слой материи пропитывали смолами, красили, накладывали другой слой... Вместо рук из гипса лепили "жилистые, крепкие" корни деревьев. В результате одеяние чудовища получилось неимоверно тяжелым. Трое рабочих мастерской с трудом переносили костюм. Артисту, исполняющему роль Вия, предстояло в нем ходить... Стали искать на роль здорового, мускулистого артиста. Нашли подходящую кандидатуру только среди спортсменов, занимающихся тяжелой атлетикой. По сценарию Вий должен был "тяжело ступать, поминутно оступаясь". Спортсмену ничего играть не пришлось — под тяжестью костюма он еле волочил ноги и каждый раз вылезал из задубевшего одеяния мокрый как мышь.

"Смертоносный" взгляд вия делали особенно тщательно. Никакой электроники тогда не было. Веки, не видевшие "божьего света", откидывались на шарнирах, их попросту тянули за веревочки. Глаза начальнику гномов монтировали из стекла со светоотражающей поверхностью.
— Очень нежные чувства питал Лукич к моему маленькому дрессированному петушку породы бентамка, — смеется дрессировщик. — Он великолепно работал у нас в "Сказке о царе Салтане". По команде в любой момент мог спеть у меня прямо на руке. В "Вие" голоса пети должна была бояться вся нечистая сила: он возвещал рассвет. Лукич собственными руками сколотил для миниатюрного петушка маленький макет плетня.

Птушко был затейник. Ходил он, опираясь на палку, которая оканчивалась набалдашником в виде собачьей головы. Чудо-трость была как-то по-особенному изогнута. Когда атмосфера на съемках накалялась, Александр Лукич... Ронял свою трость. Рядом стоящий обидчик наклонялся, чтобы поднять палку, тогда Лукич незаметно наступал на самый конец трости, и она в один миг оказывалась у него в руке. Все начинали смеяться. Съемка продолжалась.

Режиссер прославился как большой фантазер по части изобретения всяких приспособлений и способов съемки.

Кто не помнит "романтическую" воздушную прогулку Хомы, когда его оседлала ведьма. "Старуха подошла к нему, сложила ему руки, нагнула ему голову, вскочила с быстротой кошки к нему на спину, ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на своих плечах. Пот катился с него градом..." На самом деле растрепанная фурия сидела не на шее бурсака-философа, как казалось зрителям, а на жестком металлическом кронштейне, спускающемся с потолка. Металлический канат был замаскирован под помело... На специальных катках в кадре устанавливали круг, в центре которого неподвижно стоял философ с непонятным всадником на спине, помост начинал вращаться, и менялся фон. Тут же пускали в кадр ручного филина. А казалось, что парочка неслась-парила в тумане... При съемке использовались специальные светофильтры, которые позволяли снимать днем лунные ночи.

Птушко придумал и полеты панночки в гробу. Под куполом павильона крепился сложный механизм. Помните: "вдруг... Среди тишины... С треском лопнула железная крышка гроба, и поднялся мертвец". Членам съемочной группы летающие гробы снились еще много месяцев после работы над фильмом. Все они были черного цвета, как у Гоголя. Как я уже говорила выше, гробов былол изготовлено 3.
Гроб № 1 считался основным — в нем лежала умершая панночка. 
Летал по церкви с закрытой крышкой гроб № 2 — именно он по сценарию никак не мог пробить очерченный философом магический круг. Этот гроб метался в кадре порожняком и сделан был совсем малого размера. Двигали гроб вручную — при помощи веревок. 
Гроб № 3 был подвешен на шести металлических струнах к потолку. Именно в нем ведьма летала по церкви, стоя во весь рост. В основание гроба был вмонтирован металлический штырь-кронштейн, к которому и пристегивали актрису монтажным поясом. За спиной, под балахоном, у нее была закреплена надежная опора. На съемках специально работал инженер по технике безопасности. Прежде чем пустить Наталью Варлей в "свободный полет", в необычном гробу перелетала чуть ли не вся съемочная группа. Например, помощник режиссера Тариэл, весивший около ста килограммов, тоже проверял конструкцию на прочность. На большой высоте он раскачивал гроб, прыгал в нем... Летал гроб по церкви кругом, главное было увернуться.
И все-таки Наташа упала...

Исполнитель главной мужской роли Леонид Куравлев появился в картине вполне закономерно. После фильма Шукшина "Живет такой парень", где Леонид Куравлев сыграл обаятельного шофера Пашу Колокольникова, ему не могли не предложить роль философа Хомы Брута.

С семинаристкой стрижкой "под горшок" Куравлеву ходить в жизни не понадобилось. Вся бурсацкая вольница в фильме была одета в парики. Зато артисту пришлось заучивать молитвы и украинские песни.

Гоголь, оставивший миру несколько томов великолепных произведений, на протяжении всей жизни продолжал оставаться девственником. Пытаясь обуздать страсти и побороть страхи, Николай Васильевич вывел аксиому: женщина — "красиво окрашенное естественное зло", поэтому никем, кроме как ведьмой, и быть не может. Гоголь все время ходил, словно по лезвию ножа, между богом и дьяволом, пытался заглянуть в бездну. Конец Гоголя был страшен — он помешался.

За эту роль Наталья Варлей покаялась и получила прощение в церкви. Поначалу она говорила: «Это был страшный грех. Я теперь с ужасом думаю, как могла решиться лечь в гроб…». Однако в поздних интервью актриса уже отрицала мистическую связь фильма с неприятностями в своей судьбе: «Я потом много раз читала и слышала, что Панночка сыграла роковую роль в моей жизни. На самом деле это всё вымыслы журналистов и зрителей! Конечно, изображать нечистую силу, тем более в храме, грех. Но, во-первых, храмом был павильон «Мосфильма», во-вторых, грех случился по неведению, я в нем исповедовалась и, надеюсь, Бог мне его простил. Вскоре после «Вия» я окрестилась. С тех пор стараюсь жить по заповедям. Конечно, в моей судьбе было много светлого и хорошего и не менее болезненного и печального. Но я не думаю, что фильм может разрушить жизнь.Леонид Куравлев в роли Хомы Брута

Фильм еще долго сопровождала дурная слава. Говорили, что люди, причастные к его созданию, умирали один за другим. В 1971 г. в возрасте 48 лет скончался актер Алексей Глазырин, сыгравший сотника. Вскоре после премьеры стал сильно болеть режиссер Александр Птушко, а в 1973 г. он ушел из жизни. В том же году умер актер Степан Шкурат, исполнивший роль Явтуха, которая стала его последней работой. Через два года не стало оператора картины, затем – режиссера Константина Ершова. Конечно, это можно было списать на совпадение – ведь многие из них были уже в преклонном возрасте. Однако это стало новым поводом для слухов о злом роке «Вия».
Кадр из фильма *Вий*, 2014

В 2005 г. Олег Степченко приступил к работе над новой экранизацией повести Гоголя, которая вышла на экраны только в 2014 г. Ее создатели тоже говорили о том, что почувствовали на себе мистическое влияние этой истории. Сценарист и режиссер фильма Олег Степченко признавался, что его еще долго мучили ночные кошмары с персонажами этой повести. Фильм во многом повторил судьбу своего предшественника: многие актеры так же категорично отказывались сниматься. Роль Явтуха стала последней для актера Валерия Золотухина, который после завершения съемок ушел из жизни. А для актрисы, сыгравшей главную роль, – Ольги Зайцевой – съемки так же, как и для Варлей, едва не обернулись трагедией: под ней проломились доски мостика над рекой, и актриса чуть не утонула.
Валерий Золотухин в фильме *Вий*, 2014

Впрочем, сама актриса не верит в слухи о злом роке «Вия»: «Я думаю, слава Богу, Наталья Варлей жива и здорова… Если бы с ней действительно произошло что-то неприятное, то можно было бы говорить о каких-то суевериях, но так как все в порядке, повышенный интерес к этой теме кажется мне слишком раздутым. Но были люди, которые присылали мне после выхода фильма на почту предложения сходить в церковь, помолиться  за меня… Однако некую мистику, присущую произведениям Гоголя, отрицать глупо».В новом *Вие* роль Панночки исполнила Ольга Зайцева

https://moiarussia.ru/proklyatye-otechestvennye-filmy-kotory...

www.shkolazhizni.ru

14 интересных фактов о том, как снимался фильм «Вий» 

https://zigmund-xx.livejournal.com/86846.html

https://www.tvc.ru/channel/brand/id/76/show/news/news_id/333

https://kulturologia.ru/blogs/301018/41100/

Картина дня

наверх