На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Есть  люди  ,  совершенно  не  ревнивые  ,  не  брезгливые...Знаю  одного  такого  не  ревнивого  мужа  , который  *с...Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    К своему сожалению не видела его.Писатели, которые...
  • Nina Titova
    Есть спектакль "Лондонский треугольник" Герцен-Огарев-Тучкова.Писатели, которые...

"Метель". К 105-летию Г.В. Свиридова.

Памяти Георгия Васильевича Свиридова
Незримы и невыразимы,
Лишённые телесных пут,
Рождественские серафимы
Теперь Свиридову поют.
О тесноте земной юдоли,
Где каждый звук его зачат,
В морозном небе, в чистом поле
Распевы горние звучат.
И хора сладкое согласье,
Мерцающее в звёздной мгле,
Так внятно говорит о счастье,
Ещё возможном на земле.
И как пророк в сухой пустыне,
С надеждой глядя в небеса,
Почти оглохшая Россия
Внимает эти голоса.
Молись и верь, земля родная.
Проглянет солнце из-за туч...
А может быть, и двери рая
Скрипичный отворяет ключ.

В.Костров

5a187d207dc95c4745095e4987e5ab5e (309x70, 17Kb)

Что отличает Георгия Свиридова, 105-летие которого празднует в эти дни Россия, от других гениальных русских композиторов XX века? Наверное, то, что ему удалось соединить в своём творчестве передовые достижения музыкального языка с бесспорным национально-консервативным эстетическим настроем. Тон его музыки кристально чист. Именно эта чистота заставляет сердца трепетать от восторга, когда музыканты раскрывают перед нами тайны свиридовских партитур и клавиров.

Он умел заставить преломляться в своих нотах все грани бескрайнего русского художественного сознания. В свиридовские звуковые зеркала слушатели смотрятся, трепетно замирая...

О Свиридове нет смысла писать с юбилейным пафосом. Он был человеком сдержанным, ищущим сосредоточения, избегающим ненужной публичности, использующим каждую возможность общения с аудиторией для того, чтобы высказать сокровенное. Конец прошлого века в России стал временем, которое Свиридов отказывался принимать и понимать. До конца дней он хранил убеждение, что духовная высота способна пересилить всё тёмное и злое.
5a187d207dc95c4745095e4987e5ab5e (309x70, 17Kb)


Для огромного числа людей имя Георгия Свиридова в первую очередь ассоциируется с бессмертной музыкой к фильму «Метель» Владимира Басова.
Но...гениальной музыки Свиридова в ней могло и не быть…

Младший сын режиссёра Александр рассказал о том, как рождалась картина (фрагмент интервью)-

"–Публика картину приняла сразу и безоговорочно. Зрители узнали в ней своего поэта. Я считаю, что картина до сих пор недооценена. Героиней фильма стала удивительная русская природа, та самая, Пушкиным воспетая, метель – стихия, вершащая людские судьбы, потрясающе снятая замечательным оператором Сергеем Вронским. Оказалось, что сюжет – это не только тогда, когда люди говорят и ходят. Для того времени это была картина совершенно нетипичная. По сути, это полнометражный клип...

– …с гениальной музыкой!

– А ведь изначально писать её должен был не Свиридов, а Вениамин Баснер. Но он был занят какой-то другой работой и совершенно не вписывался в график съёмок. Обычно композитор пишет тему, а режиссёр уж «под неё» снимает. Но музыки не было, а сроки поджимали. И получилось, что все эти дивные пейзажи, проезды троек, проходы полков снимались отцом по вдохновению, придумывались чуть ли не на ходу, в такт какой-то его собственной внутренней музыке. Всё могло провалиться – ну ходят бравые вояки, ну речка подо льдом блестит. Раз блестит, два блестит, сколько можно! Со слов моей мамы, отснятый материал был смонтирован без музыки и принесён Баснеру. А тот отцу и говорит: «Что-то у меня нет сил, давай Свиридова попросим: Пушкин – его стихия». Георгий Васильевич поначалу сопротивлялся: «Как я буду писать музыку на уже скроенный фильм? Вы меня за халтурщика держите?!» Но отцу как-то удалось уговорить его посмотреть материал.

– И родилось одно из величайших симфонических произведений ХХ века – сюита «Метель».

– Я даже не знаю, чья это картина, – она в той же мере Свиридова, в какой и Басова. Георгий Васильевич, наверное, каким-то чудом расслышал ту музыку, что звучала в душе отца, когда он снимал. И получилась не просто красивая романтическая история, а фильм о России, о русском духе, о людях, для которых такие понятия, как честь и достоинство, любовь и верность, не пустой звук."

"Литературная газета-№49"

По легенде прототипами Бурмина и Марьи Гавриловны были генерал Сабанеев и его супруга Пульхерия Яковлевна. Якобы Иван Васильевич сам и рассказал Пушкину по секрету о странных обстоятельствах своего брака.Сабанеев Иван Васильевич. Портрет работы Джорджа Доу, Галерея героев войны 1812 года в Эрмитаже

5a187d207dc95c4745095e4987e5ab5e (309x70, 17Kb)

Георгий Васильевич Свиридов (16 декабря 1915, Фатеж, Курская губерния — 6 января 1998, Москва) — русский советский композитор, пианист, общественный деятель. Один из основоположников и ведущих представителей стилевого направления «новая фольклорная волна»  

В прошедшем столетии не было композитора, творчество которого настолько сильно связанно с Россией, ее исконной культурой и духовными основами. Его музыка, наполненная нравственной чистотой, очень сильно воздействует на чувства слушателей, просветляя их, но самое главное она побуждает человека поверить в свои силы.
309597719_0_0_1750_1999_600x0_80_0_0_4f048a64b3c4c058f732b9d88f7e6a8b (600x685, 61Kb)Краткая биография Свиридова
3 декабря 1915 года в уездном городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы появился на свет первенец. Родители имели крестьянские корни и не могли себе даже представить, что их сын, Георгий Васильевич Свиридов, станет одним из самых знаменитых композиторов России. Через несколько лет у него родились брат и сестра. В 1919 младший сын Свиридовых погиб от испанки, тогда же не стало и отца. Семья перебралась в Курск, где маленький Юра, как в детские годы называли будущего музыканта, начал играть на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов.

Педагоги музыкальной школы порекомендовали юноше продолжить образование в Ленинграде. Согласно биографии Свиридова в 1932 году Юра поступает в музыкальный техникум. После – в консерваторию, где ему посчастливилось стать учеником Д.Д. Шостаковича. Однако взаимоотношения Свиридова со своим великим учителем были далеко не безоблачными. Он даже бросил консерваторию на последнем курсе, не вернувшись на занятия после разгрома, который Шостакович учинил его шести песням на слова А. Прокофьева. Общение между композиторами возобновилось только несколько лет спустя.
Летом 1941 Свиридов попадает из музыкантов в солдаты, но к концу того же года слабое здоровье не позволяет продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. В 1956 году Свиридов переезжает в столицу. В Москве он ведет насыщенную общественную жизнь, занимая руководящие посты в Союзе композиторов.
У композитора не осталось прямых потомков. Всем творческим наследием Свиридова занимается сын его сестры, искусствовед Александр Белоненко. Он создал Национальный свиридовский фонд и Свиридовский институт. Им была опубликована книга «Музыка как судьба», составленная на основе дневников, которые композитор вел с конца 60-х годов. В 2002 это издание было объявлено книгой года. 
И в репетиционной работе, и в повседневной жизни Свиридов был резким и авторитарным, он не переносил непрофессионализм и беспринципность.
Кризис 1948 года, последовавший за постановлением Политбюро об опере «Великая дружба» В. Мурадели, затронул и Свиридова, хотя его фамилия в постановлении не фигурировала. Главным формалистом был объявлен его педагог – Д.Д. Шостакович, ученики которого также попали в опалу, сопровождавшуюся информационным вакуумом, отсутствием заказов на произведения и возможности их исполнять. Это было время, когда многое писалось «в стол».
Одно из самых успешных и значимых сочинений композитора, «Патетическая оратория», развело Свиридова и Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич не любил Маяковского, и в присутствии других музыкантов раскритиковал идею произведения на его стихи. Большая часть композиторской общественности поддержало мнение Шостаковича. Предпринимались попытки блокировать присуждение сонате Ленинской премии. Однако произведение было высоко оценено комиссией по премии и лично М. Сусловым, благодаря чему композитор все-таки стал ленинским лауреатом. Но это заочное противостояние, а также последующие творческие расхождения на много лет охладили взаимоотношения композиторов. Тем не менее незадолго до смерти Свиридов признался, что из всей музыки 20 века искренне любил только музыку Шостаковича.
В Курске установлен единственный в мире памятник Г.В. Свиридову. С 2005 года в фатежском доме, где родился композитор, создан его мемориальный музей.

5a187d207dc95c4745095e4987e5ab5e (309x70, 17Kb)

Вальс был написан еще в 1964 году. С тех пор он затмил всё, что писал Свиридов в последующие 35 лет своей жизни, что, надо сказать, совсем не радовало композитора:

"Я хочу, чтобы меня, прежде всего, понимали те, кто понимает мой родной язык. Стучусь в равнодушные сердца, до них хочу достучаться! (...) Но слушать не хотят, им подавай «Вальс» из «Метели»..."

Спустя десять лет после выхода фильма Свиридов сделал из музыки к фильму сюиту и переоркестровал этот Вальс, добавив в него колорит духового оркестра, чтобы приблизить его к стилю старинного паркового русского вальса. Он будет исполнен ниже. 
Но здесь он звучит в первоначальном, скромном варианте, как в фильме.

5a187d207dc95c4745095e4987e5ab5e (309x70, 17Kb)

Ослепительная снежность,
Усыпительная нежность,
Безнадежность, безмятежность —
И бело, бело, бело.

Сердце бедное забыло
Всё, что будет, всё, что было,
Чем страдало, что любило —
Всё прошло, прошло, прошло.

Всё уснуло, замолчало,
Где конец и где начало,
Я не знаю,— укачало,
Сани легкие скользят,

И лечу, лечу без цели,
Как в гробу иль в колыбели,
Сплю, и ласковые ели
Сон мой чуткий сторожат.

Я молюсь или играю,
Я живу иль умираю,
Я не знаю, я не знаю,
Только тихо стынет кровь.

И бело, бело безбрежно,
Усыпительно и нежно,
Безмятежно, безнадежно,
Как последняя любовь!

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Георгий Свиридов (1915-1998) - выдающийся русский композитор XX века.

«Метель» - сюита композитора Георгия Свиридова, созданная в 1973-1974 гг. на основе его же музыки к фильму по повести А. С. Пушкина «Метель» 1964 года.

Сюита состоит из 9 частей:

«Тройка»,

«Вальс»,

«Весна и осень»,

«Романс»,

«Пастораль»,

«Военный марш»,

«Венчание»,

«Отзвуки вальса»,

«Зимняя дорога».

Эту сюиту сам композитор скромно называл - «иллюстрации к повести А. С.

Фильм "Слух эпохи"

Фильм посвящен 100-летию со дня рождения выдающегося русского композитора Георгия Васильевича Свиридова. На дворе начало новой эры. Однако, как показало время, сочинения Георгия Свиридова не только не устарели, но стали еще значительнее, еще масштабнее. Ведь настоящий талант рождает новый мир - невиданный и небывалый. Таким был Георгий Свиридов - ярчайшая страница русской музыки, настоящая музыкальная вершина.
О выдающемся музыканте рассказывают: Александр Ведерников, Дмитрий Хворостовский, Сергей Слонимский,
Владимир Федосеев, Александр Белоненко, Владимир Минин и другие.

Картина дня

наверх