На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...

Художник-славянист Васнецов Виктор Михайлович, ч.1

Виктор Михайлович Васнецов - один из самых знаменитых русских художников XIX века.
Его называли "истинным богатырем русской живописи". Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Но именно этот Васнецов - автор "Алёнушки", "Богатырей", "Ивана-Царевича на Сером Волке", широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, - вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника.

Васнецов явился родоначальником нового, «национального» направления в русском искусстве. Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам и именовал себя «историческим живописцем на несколько фантастический лад». Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто "обратился к украшению жизни", взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию.
Он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.

«Я только Русью и жил».
Эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества. Имя Виктора Михайловича Васнецова — одно из самых известных и любимых среди имен русских художников. Его твopчeское наследие интересно и многогранно. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты — таков творческий диапазон художника. Мы же посмотрим его творчество именно в отношении славянских мотивов.В.М. Васнецов, Автопортрет, 1873г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, также как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.

Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из старинного рода Вятичей. На очень скромный доход отцу Васнецова приходилось кормить и учить шестерых детей.

Мать умерла рано. Первое, что будущий художник запомнил на всю жизнь, был таинственный, размытый по комнате синеватый полумрак зимних сумерек и рассказы неведомых странников.
«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности», -писал Васнецов. Васнецов В. «Бабушкины сказки». 1871. Государственная Третьяковская галерея.

   Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.

   Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Когда молодой художник прибыл в столицу, у него было всего 10 рублей.
Жница 1867
   Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – И. Крамским. Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова, 1874
Графический портрет «Портрет В.М. Васнецова» (1898) работы Василия Матэ (1856-1917), который гравировал его с портрета кисти Ивана Крамского (1837-1887). В.В. Матэ выполнил в популярной технике офорта серию портретов выдающихся современников. Эти иконографически точные изображения были очень популярны в конце XIX – начале XX века.

   К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с Репиным, и даже одно время они жили на одной квартире.

   Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в Париж в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они продолжали поддерживать дружеские отношения.

   После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы. В том числе, например,
Эскиз фасада Третьяковской галереи, 1904.

Неслучайно именно ему поручили спроектировать пристройку главного входного зала к зданию Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, которая стала визитной карточкой музея. Художник работал в неорусском стиле, переосмысляя мотивы традиционного русского зодчества.

   Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

   1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике «Богатырей». «Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
В. М. Васнецов описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».

   После революции Васнецов стал остался жить теперь уже в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.

Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что "в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим".

В «Поэму семи сказок» входят семь картин: Спящая царевна, Баба Яга, Царевна-лягушка, Кащей Бессмертный, Царевна-Несмеяна, Сивка Бурка, Ковер-самолет. Эти картины создавались художником исключительно для души, и в настоящее время являются украшением Мемориального Дома-музея В.М.Васнецова в Москве. Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!»
Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», задуманную на рубеже 1880-х гг., а исполненную в 1897 г.
Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, oдeтый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах, спускался по крутой лестнице. Его облик был величественен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветогамма картины создавала впечатление монументальности.
Эскиз. Третьяковская галерея
В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», ставшую одной из первых в историко-былинном цикле. Павший рыцарь. Эскиз.

В ней художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину.
Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения родине. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. На тёмно-зеленом фоне степи напряженно-красные щиты и красные сапоги воина освещает багровая луна.

Однако картина не встретила единодушного одобрения. Она была настолько необычна, что единого мнения о ней и быть не могло. Сразу почувствовали «главное» в картине только Репин и Чистяков. Последний в письме к Васнецову писал: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытым русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, дoпeтрoвский чудак, позавидовал Вам...»

Несмотря на непризнание картины большинством критиков, Васнецов не оставил выбранного им пути и к 1882г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями.
Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь (идею начертать на дремучем камне былинную надпись подал Васнецову Стасов).
В образе витязя на распутье художник, как бы невольно, изобразил себя, свои нелегкие раздумья о будущем.К сожалению, картина в частном собрании и более 100 лет не была известна нашему зрителю.Черновые наброски к картине Витязь на распутье. 1870-е

В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. Витязь на распутье (1878) в Серпуховском Историко-Художественном Музее

В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.Государственный Русский музей.

Картины с "Витязем на распутье" написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Первая версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника.Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов.
Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны.
Остановился богатырь в раздумье. Куда путь держать? И могучий конь богатырский опустил голову, задумался...

Когда Виктор Михайлович Васнецов писал картину "Витязь на распутье", он сам был похож на сказочного витязя, выбирающего путь-дорогу. Товарищи-художники и зрители знали и любили Васнецова, автора небольших картин из повседневной жизни. А его тянуло в далекое прошлое, к тем временам, которые остались только в памяти народа - в былине, в песне, в сказке. Знакомые предупреждали художника: зачем сворачивать с наезженной дороги, где ему обеспечены работа и успех? Но Виктор Михайлович поверил своей мечте и отправился по новому, неизведанному пути. Виктор Васнецов, 1895 г.

1878 год, когда художник представил на передвижной выстваке картину "Витязь на распутье" оказался переломным в жизни художника. Признанный жанрист, он устремился к необычным для русского реалистического искусства темам былинно-сказочного характера. Фольклорные образы давно жили в душе художника, еще в начале 1870-х годов он исполнил самый ранний набосок композиции "Витязя".

В 1882 году он увеличивает и перерабатывает картину 1878 года. Образ витязя на белом коне, остановившегося в раздумье перед камнем-"вещуном" посреди болотистой равнины, словно воскрешает поэтический дух народных преданий. Как и в них, героико-эпическое начало слито в картине с лирической интонацией, которую привносит закатный пейзаж с темнеющими, таинственными далями.

Вороны, череп, кости, древние валуны, уходящая в необозримую даль дорога — все это усиливает тревожное настроение, ощущаемое в цветовом решении холста. В мерном ритме пластических форм, в передаче широты пространства, даже в использовании крупноформатного полотна Васнецов стремился приблизится к эпическому строю былинного сказа.
Вместе с тем художника увлекает историко-бытовая сторона. Картина исполнена в присущей Васнецову свободной, обобщенной живописной манере. 

В Москве Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, и это стало немаловажным событием в жизни художника. Скоро этот меценат заказал ему три картины для зала заседаний Донецкой железной дороги: «Битву русских со скифами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства».
«Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края.Бой скифов со славянами 1881

Вторая — сказочный способ передвиженияКартина Васнецова «Ковер-самолет» - это одна из первых работ автора, в которых обыгрывается сказочная тематика. Она была исполнена автором в 1880 году, и была написана специально для известного мецената
Отчасти, Савва сам виноват. Попросив художника нарисовать этот летающий ковер, он не указал никаких деталей, дав творцу полную свободу действий и простор для воплощения фантазий. Когда Васнецов принес готовую работу, практически все члены правления железной дороги поддали ее жесткой критике. В итоге, было решено отказаться от украшения кабинета картинами, а полотно выкупил сам Мамонтов, чтобы поместить его в личную коллекцию.
Чуть позже Васнецов решается отдать картину на суд общественности и выставляет на восьмой выставке передвижников. Реакция публики оказалась неоднозначной: одни восторгались работой, а другие – осуждали ее. Тем не менее, о художнике заговорили, как никогда раньше. тем более это первая картина художника, написанная на сказочную тематику. Она отображает веру в светлое будущее нашего народа. При взгляде на полотно чувствуется любовь художника к народному творчеству. Более того он точно понимает мудрое содержание былин.
Сам чудо ковер внешне напоминает огромную птицу с выгнутой головой и широко раскрытыми крыльями. Видно, что Иван-царевич мчится через безграничные равнины с реками и полями. Он возвращается из долгого путешествия в тридесятое царство. Там ему удалось взять в плен волшебную жар-птицу.
Если окунуться в мир сказок, можно вспомнить, что Иван также на таком же чудо самолете сотканном из материи добирался до подземелья. По сути, это воплощение прекрасных человеческих мечтаний о счастье. Иван-царевич, который стоит в центре чудо-авиа-ковра, олицетворяет собой стремление ко всему лучшему, желание творить и побеждать. Васнецову пришлась по вкусу именно это сказка, ведь именно в ней в немного наивной форме отображается идея преодоления бескрайних воздушных просторов.
 

И третья — царевен золота, драгоценных'камней и каменного угля —символ божества недр пробужденного края» - вспоминал о замысле этих произведений сын Мамонтова. Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и сами сказки.Основой картины стала народная сказка о подземных царевнах. Для Васнецова царевны являются олицетворением богатств русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги, художник смело меняет сюжет сказки, вводит новый персонаж - Черную царевну (уголь). Согласно русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое», на сюжет которой опирался художник, Золотая — самая красивая из царевен подземного царства. Когда Иван побеждает Ворона Вороновича, он освобождает всех его пленниц и женится на девушке. Из сказки Васнецов заимствует только этого персонажа, два других образа царевен в русском фольклоре не встречаются.

Перед нами похищенные царевны подземных Царств. Разные характеры, разные темпераменты. Каждая из них грустит о потерянном доме. Разнится отношение царевен к своей судьбе. "Золотая" царевна холодна и горда. Ее эмоции скрыты под равнодушной и презрительной маской. Другая реакция у царевны "Драгоценные камни". Она с любопытством изучает все, что вокруг. Словно давно знакомая с людьми, она выглядит уверенней других и гораздо живее своей "золотой" сестры. Видно, что, зная себе цену, она открыта для общения, любознательна, проста.
"Угольная" царевна не просто грустит, она скорбит по утраченному дому. Растерянная и напуганная, на новый мир не хочет даже смотреть. У нее единственной взгляд обращен в сторону своего потерянного навсегда подземного царства.
По возрасту царевны тоже разные: самая старшая - "Драгоценные камни", средняя - "Золотая", младшая - "Угольная". В таком порядке люди осваивали земные богатства. Работа наполнена символами и знаками. Сказка в трактовке Васнецова приобретает совсем иной смысл.

Брат Виктора Васнецова Аполлинарий, тоже живописец, писал ему о XII Передвижной выставке, где был представлен второй вариант картины:
«…Привелось ознакомиться с тем, как относится к твоей картине публика. Производит, несомненно, впечатление и нравится многим, но затрудняются содержанием, и мне привелось несколько раз вступить в объяснения сюжета. Что же касается меня лично, то я просто влюбился в черненькую, прелестна и золотая, но немного горда; одежда на последней, по-моему, сделана так, что ничего нет на выставке, что бы сравнилось по широте письма и натуральности…»
В левом нижнем углу картины изображены фигуры двух мужиков, угодливо склонившимися перед подземными владычицами. Известно, что этих персонажей Васнецов дорисовал намного позже, когда основной замысел картины был уже воплощен на холсте. И это был второй вариант.Бой скифов со славянами. Эскиз. Конец 1870-х.Бой скифов со славянами. 1881. Русский музей

В яростной битве столкнулся русский витязь на черном коне со степным всадником – сей миг будет нанесен решающий удар…. Самым ранним летам нашей земли, периода образования Киевской Руси посвящает свое полотно художник. В старинных летописях набеги кочевников на приднепровские земли называли борьбой Руси “со степью”. Васнецов непроизвольно допускает историческую неточность. Так как в конце ХIХ века еще не было известно, что скифы жили на несколько сот лет раннее и встретиться со славянами не могли.Перед нами русский богатырь на боевом коне. Акварель Васнецова  из Третьяковки. Экипировка богатыря, его одежда лишены всякой роскоши, красоты. Все очень просто, ничего лишнего. Темно-синий кафтан, шлем, светлые порты, мягкие, но прочные кожаные сапоги и рукавицы. Просто и боевое оснащение богатыря: меч, лук, булава. А вот уздечка коня, напротив, богато украшена, что явно показывает отношение витязя к своему боевому другу. И всадник и конь под стать один другому. В обоих чувствуется сила, мощь, отвага.
Пейзаж акварели играет роль цветового фона. Широкие степные просторы пусты, лишены всякой растительности. Зеленоватые облака уныло висят над степью. Тишина.
Сложив руку "трубочкой", тревожно вглядывается в эту тишину богатырь. Смирный конь тоже слушает степь.
Можно с уверенностью утверждать, что акварель «Богатырь» - это лишь набросок, эскиз, проба кисти. Эскиз. Арест Марфы-Посадницы с внуком Василием Федоровичем в Новгороде в 1478 г., 1880Витязь 1883. Третьяковская галерея и Воин в шлеме с кольчужкой Холст, масло. 58х43,4 Собрание Я. И. Ачаркана, Москва (на 1961 год)Васнецов Виктор Михайлович Пейзаж. Избушка на курьих ножках. Период создания: Конец 1870-х-начало 1880-х гг. Абрамцево.

Полотно «Сказка» (1880-е) вполне характерно для творчества Васнецова: Иван-царевич в дремучем лесу стоит перед избушкой на курьих ножках, которая напоминает декоративный парковый павильон, построенный по проекту художника в 1882 году в Абрамцеве — имении Саввы Ивановича Мамонтова, любителя искусства, известного мецената.Бой Ивана Царевича со Змеем, 1912 год. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем, 1913-1918.«Микула Селянинович и Вольга» (1917) — позднее произведение В. М. Васнецова. Оно написано на сюжет русской былины и изображает встречу крестьянского богатыря Микулы с князем Вольгой. Это сложная смешанная техника, к которой Васнецов обращался в 1910-х — 1920-х годах.

Васнецов тоже приобретал разные старинные предметы. В мастерской у него стоял светец с поддоном железная стойка, в которую зажимали лучину: лучина горела, давала свет, а угольки падали в поддон, куда наливали воду. Были настоящие гусли и большой, из давних времён, сундук с «солнышками», И оружие - два топорика-секиры. Прикасаясь к этим вещам, художник попадал в сказочный мир гораздо быстрее, чем раньше. Между прочим, точь-в-точь такой сундук был у Кощея Бессмертного (мы это видим на картине).Кощей Бессмертный (1926)

В том сундуке, что стоял в доме у Васнецова, хранились костюмы. Не все из них были по-настоящему старинными, в основном, их сшили родственники и друзья живописца для домашних театральных спектаклей. В этих же костюмах друзья и родственники позировали Васнецову для картины «Спящая царевна».Портрет В.С.Мамонтовой

К сказочным царевнам художник под конец жизни так привык, что картины с ними оставил у себя в мастерской насовсем. Все думали, что он ещё не закончил работу. Но, наверное, главная причина в другом: эти, такие разные, царевны поддерживали его в печали и радости.

Допустим, смотрит художник: вроде всё у него есть, а как-то вокруг невесело. Он тогда - к «Царевне Несмеяне»: подправит что-нибудь на холсте - и как будто в мире что-то улучшил. Картина Несмеяна-царевна, Васнецов

Или говорит себе: «Ничего-ничего, все будет хорошо!» А тут как раз и Царевна-лягушка на картине пляшет, да так, что музыканты вдохновились: вот-вот сами в пляс пойдут. А уж если чувствует Васнецов: что-то мешает жить, он идёт к той царевне, что в плену у Кощея.Но если так - встаёт вопрос: в каких же случаях обращался художник к работе над «Спящей царевной»? Даже в мастерской Васнецова, где потолки высотой в два высоких этажа, видно, как велико это полотно. Неудивительно, что автор работал над ним 26 лет: целое царство сна сразу не напишешь. Сладко спят его обитатели, самозабвенно и, видно, очень давно: уже и берёза успела облететь, теперь вот снова цветы распустились. Спит царевна в короне, спит гусляр с гуслями, скоморох в колпаке, девицы на лавке, стражник с секирой, спят павлины в дупле...

Позднее он возвращался не раз к своим царевнам.Вот еще один образ НесмеяныЦаревна Несмеяна у окна

А остальное я расскажу завтра.

https://www.liveinternet.ru/users/5132602/post348736547

https://www.liveinternet.ru/users/5132602/post308417057

https://nearyou.ru/vvasnetsov/rvit82.html

https://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasnbio2.html

https://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasnbio3.html

https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/765-viktor-mihay...

В Третьяковке:

https://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasn_tr.html

https://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasn_tr2.html

https://nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasn_tr3.html

В Русском музее:

https://nearyou.ru/0rumuz/38vvasn_ru.php

Сказки и былины:

https://nearyou.ru/vvasnetsov/story0.html

Роспись Владимирского собора:

https://nearyou.ru/vvasnetsov/sobor0.html

 

Картина дня

наверх