На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Значит мне просто попадались бензиновые пятна. Без масла. Они просто были разноцветные.Иллюзорные галакт...
  • Yvan
    Не только видел, но и не раз приходила в голову мысль, что это красиво как звёздное небо, но вот сделать снимок ни ра...Иллюзорные галакт...
  • Светлана Митленко
    Живые и чувствующие существа. Как раз и хотелось об этом напомнить, что они тоже чувствуют.Обнимашки

Великие истории любви. Маковский и любовь в картинах

Константин Маковский, пожалуй, самый гламурный и дорогой русский художник XIX века. «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью, — говорил о себе живописец. — Успел написать несметное количество картин. Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».
Количество проданных полотен виртуозного мастера можно было сравнить лишь с популярностью картин Айвазовского - самого плодотворного художника. При том при всем они стоили таких колоссальных денег, что русские коллекционеры, в том числе и Павел Третьяков, не имели возможности их приобрести. А всемирная слава Маковского была настолько велика, что именно ему было предложено американцами написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта.

Константин Егорович трижды «обматывался» узами Гименея. Вот о его браках и пойдет речь.
Коллаж из картин К. Маковского. "Портрет жены художника Ю.П.Маковской", "Обнаженная в черных чулках" и "Автопортрет"
Как-то Расул Гамзатов, размышляя о человеческом таланте высказался: «Талант не передается по наследству, иначе в искусстве царили бы династии…». Династий в истории русского искусства действительно мало, но все же есть одна великая династия Маковских,где родоначальником был один из организаторов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Егор Иванович. «Портрет Е.И.Маковского, отца художника». (1856). Автор: К.Е.Маковский.
По его стопам пошли его дети - Александра, Константин, Николай, Владимир и некоторые из его внуков. Все из династии Маковских стали достаточно знаменитыми художниками, и были широко известны в художественной среде, но всемирную славу получил лишь один: старший из сыновей - Константин.

«Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя ни академии, ни профессорам, а исключительно моему отцу», - вспоминал К. Е. Маковский, унаследовавший от родителей все таланты. Мать же имела великолепный талант певицы, которым пожертвовала ради семьи. И в том, что все дети в семье Маковских были музыкально одарены - ее заслуга.

Мать - Любовь Корниловна Молленгауэр. Автор: К.Е. Маковский.
4-летним ребенком Костя рисовал легко и непринужденно все, что видел. А в 12-летнем возрасте уже занимался в Школе живописи и ваяния, где первыми учителями были Зарянко, Скотти и Тропинин. Юный талант освоил живописную манеру так, что его копии нельзя было отличить от тропининских портретов.

Костя Маковский был среди тех 14-ти лучших выпускников Петербургской Академии художеств, которые устроили так называемый "бунт четырнадцати ". Все "бунтари" своих дипломов так и не получили и Маковский, в том числе. Однако через несколько лет он был удостоен звания академика, профессора, действительного члена академии.
У любвеобильного Маковского от четырех женщин было десятеро детей, двое из которых умерли еще во младенчестве. Плодом первой любви была внебрачная дочь Константина Наталия, рожденная в 1860 году и жившая в доме отца до самого замужества.

Елена и Константин
Поклонники Павла Флоренского и его труда «Имена» знают, что сочетание «Елена и Константин» религиозный философ считал очень гармоничным. Первый брак Константина Маковского с Еленой Бурковой можно рассматривать как подтверждение такой теории. Его первой супругой стала актриса драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Елена Буркова, которая выступала под псевдонимом Черкасова. Буркова была внебрачной дочерью графа Владимира Адлерберга, министра двора и уделов при Николае I.
Знакомые четы Маковских всегда отзывались об этом супружестве, как о слаженном союзе. Видный художник, которого называли «Блистательный Константин», и хрупкая актриса Елена Тимофеевна, которая хоть и не была красавицей, зато покоряла своим обаянием и остроумием. Они и правда чудесно дополняли друг друга. Их роднили схожие вкусы и интересы. Кроме того, Елена привнесла в богемную жизнь мужа уют и покой. Она с пониманием отнеслась к тому, что в семье Маковских уже проживает внебрачная дочь художника — Татинька (Константин Егорович всячески поддерживал ее, но признал своим законным ребенком только в 1877 году, незадолго до замужества).

Увы, но союз Елены и Константина продлился недолго. Разрушили его уж точно «обстоятельства непреодолимой силы». В 1871 году Елена Тимофеевна родила сына, но младенец не прожил и нескольких месяцев. Позже, Елене поставили страшный диагноз — туберкулез. Супруги несколько лет пытались победить болезнь. Маковский даже вывозил свою жену в Египет: врачи настаивали, что смена климата должна помочь больной. Этого не произошло. В 1873 году Константин Маковский овдовел.

Ангел неизреченной красоты

Год спустя на балу Константин Егорович встретил 15-летнюю красавицу — Юленьку Леткову. Она казалась старше своих лет — непринужденно держалась в обществе, уже зная цену своей ослепительной внешности. Илья Репин называл ее «ангелом неизреченной красоты».
Константин Егорович Маковский. Головка (портрет Ю.П. Маковской)
Константин Егорович Маковский. Головка (портрет Ю.П. Маковской), 1890-е , 35×31 см
Юлия Павловна собиралась поступать в консерваторию, нацеливаясь на карьеру певицы. Но сраженный с первого взгляда Маковский имел другие виды на красавицу. Сам художник обладал выразительным баритоном и захотел спеть с Юленькой дуэтом. Галантному профессору живописи, к которому очереди выстраивались из желающих заполучить портрет, сложно было отказать. В тот день, как приглашенная Юлия переступила порог его дома, Маковский лично вывел красавицу к гостям и сообщил: «Вот и прекрасно, будете у меня в доме хозяйкой». Так и состоялась их помолвка. Не осталось свидетельств, была ли в художника влюблена сама Юлия Павловна. Так или иначе, но страстному и настойчивому Маковскому она не отказала. Разница в возрасте между женихом и невестой была 20 лет.
Константин Егорович Маковский. Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской
Константин Егорович Маковский. Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской, 1881, 184×78 см
Венчание состоялось лишь через год: по законам того времени нужно было дождаться 16-летия невесты. Итак, Юлия Павловна отказалась от консерватории и карьеры певицы. Зато она стала хозяйкой в богатом доме модного художника. Константин Егорович всячески баловал свою молодую супругу и постоянно писал ее портреты.
Константин Егорович Маковский. Портрет в красном берете
Константин Егорович Маковский. Портрет в красном берете, 1905, 61×50 см
Как то в несколько сеансов Константин напишет первый портрет жены Юлии в красном берете, который откроет огромную серию прославленных женских портретов. И около пятнадцати лет Юлия Павловна будет неизменной музой и моделью исторических и мифологических картин Маковского.
Сложно найти многолюдное полотно Маковского того времени, на котором бы не была запечатлена его новая Муза.
При этом не все гладко складывалось в их семейной жизни. Увы, их первенец не дожил и до года. Юлия Павловна уехала в Ниццу, чтобы хоть как-то оправиться от горя. Но уже через два года она родила сына Сережу (он до конца дней оставался ее любимцем).
Сын Сережа, рожденный в 1877 году, с самого младенчества также станет для отца моделью. Его "…очень долго одевали по детской моде тех лет и отращивали локоны, которые так нравились отцу...". В будущем будет поэтом, художественным критиком и организатором художественных выставок, издателем.Портрет сына Сережи в матроске. (1887). Автор: К.Е. Маковский.
Константин Егорович Маковский. В мастерской художника (Маленький вор)
Константин Егорович Маковский. В мастерской художника (Маленький вор), 1881, 212.4×155 см
После рождения детей семейная жизнь Маковских со стороны напоминала идиллию. Представьте теплый летний вечер. На даче собралась компания с разговорами о живописи и поэзии под бокал дорогого французского вина. А рядом под присмотром многочисленных слуг резвятся дети собравшихся. Все довольны жизнью и друг другом. Беседы длятся за полночь. Детей удается развести по спальням чуть пораньше.

Старший сын Маковского — Сергей — потом с особенной любовью опишет эти семейные вечера в своих воспоминаниях. Для них как нельзя лучше подходила фраза: «Казалось, что счастью не будет конца».
Через год в их семье родится дочь Елена, впоследствии ставшая художницей, учителем которой будет сам Илья Репин. А в 1883 году в семье Маковских снова пополнение - сын Владимир, которого крестил великий князь Алексей Александрович, брат Александра III.

Мать и дочь в интерьере. (1883). Автор: К.Е. Маковский.
Мать и дочь в интерьере. (1883). Автор: К.Е. Маковский.
Но идиллия разбилась. Точно не о быт, потому что он у Маковских был налажен, как швейцарские часы.
Константин Егорович Маковский. Семейный портрет. Изображена Ю.П. Маковская с детьми Сергеем и Еленой
Константин Егорович Маковский. Семейный портрет. Изображена Ю.П. Маковская с детьми Сергеем и Еленой, 1882, 183×139 см
Возможно, первые трещины появились вместе с болезнью Юлии Павловны. Она была с сыном Сережей в Крыму: погода на полуострове в ту их поездку не заладилась, и Юлия Павловна заболела плевритом. Настолько ослабла, что когда возвращалась домой, муж позаботился, чтобы на подъезде к дому дорогу застелили соломой — это уменьшило тряску коляски, в которой ехала изможденная супруга.

Болезнь настолько измучила Юлию Павловну, что по советам врачей, женщина была вынуждена покинуть Россию и перебраться в Ниццу. Но и на средиземноморском побережье ей далеко не сразу стало лучше. Иногда она настолько ослабевала, что слуги выносили ее на свежий воздух на руках. Позже врачи настояли на операции. Только после нее Юлия Павловна пошла на поправку.

Маковский бывал теперь в семье наездами. Объяснял, что у него дела: выставки, салоны, новые полотна. Позже выяснилось, что помимо работы у художника завелась и молоденькая пассия, которая уже даже родила ему сына.

Третий брак

Новая любовь Маковского — Мария Матавтина — была моложе Юлии Павловны на 10 лет. Примерно столько же времени понадобилось художнику, чтобы получить окончательный развод со второй супругой и оформить законные отношения с новой избранницей. За это время у Маковского родилось еще двое детей от новой возлюбленной.Мария Алексеевна Матавтина обожала мужа. Она ловила каждое его слово и готова была ежеминутно петь дифирамбы. К тому же неуловимо напоминала первую супругу художника. Кто знает, что именно стало причиной новой страсти Маковского. Усталость от постоянных болезней Юлии Павловны? Желание вспомнить молодость и постараться ее нагнать? Обожание новой избранницы? Она не была столь ослепительно прекрасна, как Юлия Павловна, зато была менее самоуверенной и капризной.
Константин Егорович Маковский. Мария Матавтина
Константин Егорович Маковский. Мария Матавтина. 116.5×80.5 см
Важный штрих: своего первенца Мария Алексеевна назвала так же, как и любимого мужчину — Константином. Да, это производит впечатление на отцов. Именно после рождения незаконнорожденного Кости Маковский признался жене, что уже давно живет на две семьи.
Константин Егорович Маковский. Константин и Ольга Маковские.  Изображены дети К .Е. Маковского от брака с М. А. Матавтиной
Константин Егорович Маковский. Константин и Ольга Маковские. Изображены дети К .Е. Маковского от брака с М. А. Матавтиной, 1894, 22×29 см
Конечно, для 32-х летней Юлии Павловны это стало настоящим ударом. И можно ли ее упрекнуть в том, что она начала изматывающую борьбу с бывшим мужем? Во-первых, потребовала паспорт, по которому сможет проживать самостоятельно со своими детьми. Во-вторых, огромных отступных. Даже для богача Маковского эта сумма оказалась неподъемной. И это при том, что его работы часто были не по карману даже вполне состоятельным русским коллекционерам. Так, Третьяков не заплатил требуемые 20 000 рублей за «Боярский свадебный пир в ХVII веке». Зато американский ювелир Шуман выложил за полотно 60 000. Для сравнения, примерно в то же время Третьяков купил у Сурикова знаменитое «Утро Стрелецкой казни» за 8 000. И это была неплохая цена.Портрет жены художника, Марии. Автор: К.Е. Маковский.

Во время этих семейных разборок с Маковским в Париже пересекался Алексей Суворин, который позже напишет, что художник выглядел «далеко не блестяще» и не мог говорить о своей бывшей спутнице жизни без негодования: «Если б у меня не было сына, я бы ей дал себя знать. Дочь не так ответственна. Она выходит замуж, носит фамилию мужа, но сын — другое дело. Ведь она (Юлия Павловна, — прим.) до того пала, что писала мне письма, что она готова втроем с нами жить. Что это за женщина, которая предлагает это!..»
Рискнем предположить, что «это» предлагала та женщина, которую совсем девочкой взяли в жены. Которая отказалась от мечты о карьере певицы. Которую боготворили и считали Музой, а потом променяли на более молодую модель. Которая родила и воспитала троих детей художника. Старший сын — Сергей —признавался, что так и не смог до конца простить отца.

В 1896 году родилась еще одна дочь – Марина. Портрет дочери художника Марины. Автор: К.Е. Маковский.
И лишь спустя пять лет после рождения последней дочери Константин Маковский женится на Марии Матавтиной, и суд узаконит их детей. В 1900 году в его новом, уже законном браке, родится четвёртый ребенок – сын Николай.
Но официальный развод все же состоялся. Развод Маковский получил в 1898 году. Художник обязался пожизненно выплачивать Юлии Летковой пенсию. К тому времени у него было уже трое детей от Марии Матавтиной. Маковский узаконил всех своих рожденных вне брака детей. Позже в его новой семье появится и четвертый ребенок. Художник не раз отмечал, что безмерно счастлив в этом браке.
Константин Егорович Маковский. Оленька и Коля на крыльце дачи. Изображены дети К.Е. Маковского от брака с М.А. Матавтиной
Константин Егорович Маковский. Оленька и Коля на крыльце дачи. Изображены дети К.Е. Маковского от брака с М.А. Матавтиной, 1900-е , 135×102 см
Портрет сына Константина. Конец 1890-х. Автор: Константин Маковский.
Портрет сына Константина. Конец 1890-х. Автор: Константин Маковский.
Портрет детей художника, Константина и Ольги. Автор: К.Е. Маковский.
Портрет дочери художника Оленьки. 1900-е. Автор: К.Е. Маковский.
Портрет дочери художника. Ольги. Автор: К.Е. Маковский.
Портрет жены художника Марии Алексеевны. Автор: К.Е. Маковский.
В 1915 году Маковский стал одним из учредителей Общества возрождения художественной Руси. Среди целей этой организации было «распространение в русском народе широкого знакомства с древним русским творчеством». Члены Общества выпускали открытки с памятниками древнерусского зодчества, выступали за чистоту русского языка от иностранных заимствований.
Счастье длилось 17 лет. В 1915 году Константин Маковский попал в ДТП: извозчик не справился с лошадью, которая испугалась столь редкого для тех времен трамвая и понеслась. Коляска, в которой находился художник, перевернулась, и он получил сильный удар. Умер, не перенеся операции. Его третья супруга пережила его лишь на четыре года. 30 сентября 1915 года художник умер.

Похоронили Константина Маковского на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. О похоронах Сергей Маковский писал: «Последнее свидание с отцом у его гроба запечатлелось навсегда, может быть — как самое значительное событие жизни. Я не отдавал себе отчета прежде, до какой степени близок ему».

После смерти Маковского Мария Матавтина продала значительную часть его коллекции старинных предметов. На вырученные деньги она купила имение, где собиралась устроить семейный склеп. Однако планам Матавтиной помешала революция. Во время беспорядков могила Маковского была разрушена. До нашего времени она не сохранилась.

Юлия Павловна Леткова прожила еще 39 лет и скончалась в Париже.
Владимир Маковский, в отличие от брата Константина, свои жанровые картины посвящал реализму, в частности повседневной жизни простого народа. Его полотна стали хрестоматийными.

Картина дня

наверх