На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Здесь был Пушкин. 5 малоизвестных московских адресов

При жизни поэта, в 1822 году, в книге об истории российской словесности было написано, что он родился в Петербурге. Позже появились сообщения о том, что место рождения поэта — село Захарово Московской области, и воспоминания родственников, которые говорили, что Пушкин родился в Москве.

В прошлый раз мы говорили об ответе Пушкина польскому поэту Мицкевичу. А сегодня обратим вн имание на адрес, где произошла встреча.Мемориальная доска Александру Пушкину и Адаму Мицкевичу на доме № 6 на улице Немировича-Данченко (ныне Глинищевский переулок) в городе Москве.Мемориальная доска Александру Пушкину и Адаму Мицкевичу на доме № 6 на улице Немировича-Данченко (ныне Глинищевский переулок) в городе Москве.

Глинищевский пер., 6Посередине Глинищевского переулка вот уже более двухсот лет стоит дом эпохи зрелого классицизма - строгий, простой, со скромным и изящным декором. Еще недавно здание было несимметрично: левая его часть сгорела, и ее разобрали в начале 1920-х годов. Первоначальный облик ему вернули при реставрации. Согласно документам, в XVIII веке это владение принадлежало князю Александру Черкасскому, в 1778-м продано президенту Вотчинной коллегии Матвею Васильевичу Дмитриеву-Мамонову, который, скорее всего, и строит дошедший до нашего времени дом. Далее дом переходит в другие руки, сначала к Д.А. Олсуфьевой, а затем к французу, приехавшему в Россию из Авиньона, полковнику графу Людовику де Жилли. Затем дом выкупил Николай Обер, долгое время бывший поверенным графа. Перед вступлением французских войск в Москву Николай Обер в числе некоторых других иностранцев был выслан из Москвы Ф.В. Ростопчиным. Но в доме осталась его жена Обер-Шальме с двумя маленькими сыновьями. Однако она ушла вместе с наполеоновской армией, но в дороге умерла от тифа. Сыновья ее добрались до Франции, выросли и получили образование. А дом заняла канцелярия московского обер-полицмейстера Ивашкина. В октябре 1816 года дом был возвращен сыновьям Николая Обера Федору и Лаврентию. Лаврентий сдал его внаем московскому купцу Ивану Коппу, который устроил здесь гостиницу "с ресторацией", называвшуюся сначала "Север", а потом "Англия". В гостинице несколько раз останавливался А. С. Пушкин. Здесь 29 марта 1829 г. он в последний раз встретился с Адамом Мицкевичем (в память об этом событии на доме укреплена мемориальная доска). Во времена СССР здание было отдано Комитету Советских Женщин, сейчас здесь расположен «Союз Женщин России». Мемориальная доска: В этом доме в 1829 году встречались А. Пушкин и А. Мицкевич.Горельеф на доме на улице В.И.Немировича-Данченко (ныне Глинищевский переулок) в Москве. Скульптор М.И.Мильбергер. 1955 годГорельеф на доме на улице В.И.Немировича-Данченко (ныне Глинищевский переулок) в Москве. Скульптор М.И.Мильбергер. 1955 год. 

Адам Мицкевич, великий польский поэт, жил в России с 1825 по 1829 год в связи с политической ссылкой. Ровесник Пушкина (он был старше его всего на один год), Мицкевич очаровал столичную публику своими манерами и стихами. Пушкин не был исключением: никому, кроме Мицкевича, он не выказывал такого уважения. После выхода поэмы Мицкевича «Конрад Валленрод» Жуковский сказал Пушкину: «Знаешь, брат, ведь он заткнёт тебя за пояс» — и он ответил: «Ты не так говоришь, он уже заткнул меня».

Причиной тому был не только дар польского поэта, но и его умение держаться в свете: он нравился категорически всем, а о Пушкине такого сказать нельзя. С. Аксаков в письме Шевырёву вспоминал один из вечеров: «Пушкин держал себя ужасно гадко, отвратительно, Мицкевич — прекрасно. Посудите, каковы были разговоры, что второй два раза принужден был сказать: "Господа, порядочные люди и наедине, и сами с собою не говорят о таких вещах!"». Михаил Погодин писал в дневнике: «...Разговор [Пушкина и Мицкевича] был занимателен, от <...> до Евангелия. Но много было сального, которое не понравилось»...

В 1929 году Мицкевич покинул Россию, а в 1830 году началась русско-польская война, и поэты оказались по разные стороны баррикад. Мицкевич выступал с антироссийскими стихами, в которых косвенно упоминались и российские поэты. Пушкин же, несмотря на свои «плохие манеры», отвечал довольно мягко: «...теперь
Наш мирный гость нам стал врагом — и ядом
Стихи свои, в угоду черни буйной,
Он напояет. Издали до нас
Доходит голос злобного поэта,
Знакомый голос!.. Боже! освяти
В нем сердце правдою твоей и миром,
И возврати ему...».

Ул. Бауманская, д. 40

Мемориальная доска: «Здесь был дом, в котором 26 мая (6 июня) 1799 года родился А. С. Пушкин».

Точку в спорах о месте рождения поэта поставила метрическая запись в церковной книге о рождении Пушкина. Хотя впервые она была опубликована в 1856 году, обратили на неё внимание только к 100-летнему юбилею Пушкина. Запись гласила: «Во дворе колежскаго регистратора ивана васильева скварцова у жилца ево моэора сергия лвовича пушкина родился сын александр крещен июня 8 дня восприемник граф артемий иванович воронцов кума мать означеннаго пушкина вдова олга васильевна пушкина».

В праздничной суете стали выяснять, где жил Иван Скворцов. Оказалось, что он был управляющим усадьбы графини Головиной. Поэтому на здании усадьбы (доме № 57 по Немецкой, нынешней Бауманской улице) и была ошибочно установлена доска, провисевшая здесь почти 50 лет. Дело в том, что в метрике было написано «во дворе Скворцова» — то есть в месте, которое ему принадлежало, а не в том, где он служил.

Семья Пушкиных переехала в Москву после ухода с военной службы Сергея Львовича. Сначала они остановились у матери в усадьбе в Огородной слободе, а осенью 1798 года сняли дом в Немецкой слободе у коллежского асессора Ивана Скворцова. Сам Скворцов тогда же купил эти земли у купца Иосифа Булгареля. Пушкины жили у Скворцова до осени 1799 года, а затем уехали в Псковскую губернию. Вернулась семья уже в Большой Харитоньевский переулок. Во владении Скворцова все постройки сгорели в 1812 году, а через 2 года умер сам владелец. Его сыновья в 1823 продали этот участок купцу П.А. Янкину. К 1840-м годам здесь появилось несколько деревянных жилых и нежилых строений. В советское время на их месте поставили здание фабрики-кухни и жилой кирпичный дом.

Здесь она была до 1927 года. После этого ее перенесли на дом №40 по той же улице. Основанием для этого стал документ о покупке Скворцовым этого участка. Но никто не обратил внимание, что покупка состоялась 15 июля 1799 года — уже после рождения Пушкина. Сейчас здесь школа. Рядом с ней в 1967 году появился прямоугольный постамент головой юного Пушкина работы Е.Ф. Белашовой.
Наконец, в 1980 году в архивах была найдена запись, согласно которой точно определено место, где было владение Скворцова. Оно находится на углу современной малой Почтовой улицы и Госпитального переулка, а значит, Пушкин родился именно здесь. В данный момент доска продолжает висеть на здании школы № 353. Здесь же поэту установлен памятник.

Следующий адрес: Кривоколенный пер., д. 4Данные о владениях по нынешнему адресу Кривоколенный переулок, 4 известны с 30-х годов восемнадцатого столетия. Исходя из архивных документов, тогда одна часть участка принадлежала вдовствующей бригадирше Екатерине Герасимовне Сытиной (наследником стал ее сын секунд-майор Карп), а другая часть владений находилась в собственности хозяина железоделательных заводов Вахромея Меллера. В 1761 году В.Я. Гевит, служивший штаб-физиком в медицинском учереждении, за 1,5 тысячи рублей скупает первый и часть второго участка. Спустя некоторое время Василий Яковлевич за 7,5 тысяч уступает владения Михаилу Федоровичу Апраксину, после которого хозяйкой усадьбы станет супруга генерал-майора М.Е. Ласунского - Наталья Федоровна. В 1803 году владение переходит в собственность Владимира Петровича Веневитинова, служившего в звании секунд-майора. В это же время он выкупает и расположенный напротив участка особняк по Кривоколенному переулку, дом 3. 

Женой Веневитинова была Анна Николаевна, принадлежавшая к княжеской семье Оболенских. Благодаря ее увлечению музыкой, литературой, а также театром, в доме часто бывали и выступали представители творческой интеллигенции. Здесь «родился и жил поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов» (о чем тоже есть мемориальная табличка)Некоторое время в доме проживал известный философ Алексей Хомяков, который читал здесь свою историческую драму «Ермак». В стенах усадьбы некоторое время проходили встречи участников кружка «Общество любомудров».
История дома по адресу Кривоколенный переулок, 4 связана также с именем великого поэта Александра Пушкина.

Мемориальная доска: Здесь у поэта Веневитинова А. С. Пушкин в 1826 году читал трагедию «Борис Годунов».В ночь с 3 на 4 сентября 1826 к находившемуся в бессрочной ссылке в Михайловском Пушкину прибыл нарочный от Московского губернатора, и поэта в сопровождении фельдфебеля доставили в Москву. В столице Пушкин встретился с Николаем I, коронованным 22 августа. После этой встречи поэт был помилован,  а император пожелал быть его «личным цензором».

Драма «Борис Годунов», написанная в ссылке в 1825 году, императору не понравилась, и он в течение 5 лет препятствовал её публикации (издан «Борис Годунов» был только в 1831 году, с большими цензурными сокращениями). О постановке речи и вовсе не шло: драма появилась на сцене только через 30 лет после смерти поэта. Николай I предложил переделать драму в «исторический роман или повесть в духе Вальтера Скотта».

О представлении Пушкиным драмы Михаил Погодин вспоминал: «Какое действие произвело на всех нас это чтение, передать невозможно. До сих пор ещё — а этому прошло сорок лет — кровь приходит в движение при одном воспоминании... Первые явления мы выслушали тихо и спокойно или, лучше сказать, в каком-то недоумении. Но чем дальше, тем ощущения усиливались... Что было со мною, я и рассказать не могу. Мне показалось, что родной мой и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена: мне послышался живой голос древнего русского летописателя. А когда Пушкин дошел до рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иваном Грозным, о молитве иноков: "Да ниспошлет покой его душе, страдающей и бурной", — мы все просто как будто обеспамятели. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться...»Репродукция картины художника Александра Китаева Пушкин и Бенкендорф . 1961 годРепродукция картины художника Александра Китаева "Пушкин и Бенкендорф". 1961 год. Фото: РИА Новости/ Озерский

Адрес: Малая Дмитровка, 1/7 Угол дома, выходящий на Пушкинскую площадьФасад дома, выходящий на Малую Дмитровку, 2008 г.Мемориальная доска: В 1832 году этот дом посещал поэт Александр Сергеевич Пушкин.

В конце сентября 1832 года Пушкин был приглашён на обед графом Уваровым вместе с профессором университета И. Давыдовым. Приглашение было знаком уважения поэту, хотя отношения между ним и графом назвать гладкими нельзя.

Сергей Уваров — один из виднейших политических деятелей своего времени, Министр народного просвещения Российской империи (18331849). На момент встречи с Пушкиным он был президентом Императорской Российской академии наук, а его дом являлся одним из культурных центров Москвы. В Москве графа считали противоречивой фигурой: с одной стороны, многие говорили о его блестящем уме, либеральном образе мыслей, образованности. С другой стороны, известны и «низкие поступки» графа.

27 сентября Уваров встретился с Пушкиным, и они вместе посетили лекцию профессора Ивана Давыдова в Московском университете. Студент Иван Гончаров, в будущем — автор «Обломова», присутствовавший на той лекции, так писал об этом: «Когда он вошёл с Уваровым, для меня точно солнце озарило всю аудиторию... "Вот вам теория искусства, — сказал Уваров, обращаясь к нам, студентам, и указывая на Давыдова, — а вот и самое искусство", — прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отчеканил эту фразу, очевидно, заранее приготовленную. Мы все жадно впились глазами в Пушкина.

Давыдов оканчивал лекцию. Речь шла о "Слове о полку Игоревом". Тут же ожидал своей очереди читать лекцию, после Давыдова, и Каченовский. Нечаянно между ними [Пушкиным и Каченовским] завязался, по поводу "Слова о полку Игоревом", разговор, который мало-помалу перешел в горячий спор. "Подойдите ближе, господа, — это для вас интересно", — пригласил нас Уваров, и мы тесной толпой, как стеной, окружили Пушкина, Уварова и обоих профессоров. Не умею выразить, как велико было наше наслаждение — видеть и слышать нашего кумира. Я не припомню подробностей их состязания, — помню только, что Пушкин горячо отстаивал подлинность древнерусского эпоса, а Каченовский вонзал в него свой беспощадный аналитический нож. Его щеки ярко горели алым румянцем и глаза бросали молнии сквозь очки. Может быть, к этому раздражению много огня прибавлял и известный литературный антагонизм между ним и Пушкиным».

Ну а о самом доме можно прочитать тут: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1020804

Воротниковский пер., д. 12.

Дом Нащокина в Воротниковском переулке, 12. Фотография 60-х годов прошлого века.Дом Нащокина в Воротниковском переулке, 12. Вид дома до его закрытия на реставрацию.

Мемориальная доска: Здесь в мае 1936 года, в последний приезд в Москву, у своего друга П. В. Нащокина останавливался А. С. Пушкин.Нащокин был известным Московским богачом и кутилой, и в его доме гостило множество людей. Нередким гостем здесь был и Пушкин. В 1831 году он писал жене: «Здесь мне скучно; Нащокин занят делами, а дом его такая бестолочь и ералаш, что голова кругом идёт. С утра до вечера у него разные народы: игроки, отставные гусары, студенты, стряпчие, цыганы, шпионы, особенно заимодавцы. Всем вольный вход; всем до него нужда; всякий кричит, курит трубку, обедает, поет, пляшет; угла нет свободного — что делать?.. Вчера Нащокин задал нам цыганский вечер; я так от этого отвык, что от крику гостей и пенья цыганок до сих пор голова болит».

Нащокин нередко выручал Пушкина: один раз он помог ему с оплатой огромного карточного долга, в другом — расстроил намечавшуюся дуэль. В последние годы жизни он был для Пушкина одним из самых близких друзей. «Любит меня один Нащокин», — писал поэт Наталье Николаевне 14 мая 1836 года.

Самым дорогим гостем в доме Нащокина в Воротниковском переулке конечно же был Пушкин. Поэт бывал здесь не один раз. На втором этаже дома ему была отведена комната, которая так и называлась — «пушкинская».

Последний раз дом Нащокина в Воротниковском переулке Пушкин посетил в 1936 году. В январе 1836 года Пушкин писал Нащокину: «Думаю побывать в Москве, коли не околею на дороге. Есть ли у тебя угол для меня? То-то бы наболтались, а здесь не с кем…». Пушкин прожил у Нащокиных 18 дней и уехал в Петербург — навстречу смерти.Сохранилась картина художника Н. И. Подклюшникова, на которой он тщательно воспроизвел обстановку гостиной П. В. Нащокина. На картине изображена большая светлая комната, обставленная мебелью того времени, черный рояль, огромный ковер ручной работы, бронзовые часы, большие живописные портреты.

Смерть Пушкина стала для Нащокина страшным ударом, он слег в постель и провел несколько дней в горячке. Он пережил друга на 17 лет и до конца жизни не смирился с этой утратой. Нащокин не мог простить себе, что он не смог предотвратить дуэль и не знал о ней. Пушкин часто вызывал противников на дуэли, за время его жизни было назначено бессчетное количество дуэлей. И чаще они назначались из-за пустяков: не так сказал, не так посмотрел и т. д. и т. п. И Нащокин неоднократно спасал Пушкина от дуэлей, так как обладал способностью улаживать конфликты «с честью» и не мог простить себе, что не удалось этого сделать в 1837 году. Н. Куликов, навестивший его через несколько дней после смерти Пушкина, нашел его метавшимся из стороны в стороны и повторяющим: «Если бы я в то время жил там... ...Я бы не допустил их дуэли, я бы и Дантеса, и мерзавца отца его заставил бы уважать такого поэта, поклоняться ему и извиниться перед ним».

Дом пока еще находится на реставрации.

https://aif.ru/realty/city/zdes_byl_pushkin_5_maloizvestnyh_moskovskih_adresov

https://um.mos.ru/houses/dom_konets_xviii_v_arkh_m_f_kazakov/

http://mosday.ru/photos/?46_416

https://liveinmsk.ru/places/pamyatniki/dom-gde-rodilsya-pushkin

https://progulkipomoskve.ru/publ/doma/krivokolennyj_pereulok_4_dom_venevitovykh/39-1-0-1291

https://progulkipomoskve.ru/publ/doma/krivokolennyj_pereulok_4_dom_venevitovykh/39-1-0-1291

https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/52080-usadba-dolgorukovyx-bobrinskix/

https://www.tourister.ru/responses/id_21949

Картина дня

наверх