На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 176 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Рожков
    Как прекрасна наша родина Россия!!! Спасибо!!!Природа России 81
  • Александр Рожков
    Спасибо!!! Светлана! Поздравляю Вас и всех ваших читателей с праздником! Всем здоровья, всем успехов...!!!С праздником весн...
  • Александр Рожков
    Потрясающее совершенство! Сколько же творений созданных Человеком и в искусстве и в науке и в другом человеческом тв...5 главных статуй ...

Единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века

На Земле есть немало необычных храмов, в том числе и православных, но немногие знают, что в начале прошлого века существовал единственный в Российской Империи храм-пароход. Он ходил по Каспийскому морю и по Волге, а после революции, увы, перестал действовать. Плавучая церковь была построена в честь Святителя Николая Чудотворца, который, как принято считать, покровительствует морякам. Это был полноценный храм, в котором служили священники и проходили литургии и таинства.

Как появился храм-пароход

Поскольку в начале прошлого века на Каспии были сконцентрированы сотни судов и даже плавучих контор, которые контролировали перемещение грузов, возникла необходимость предоставить возможность морякам, рыбакам и служащим посещать храм прямо здесь, в «плавучем городе». Ведь многие из этих людей по несколько месяцев находились на судах и баржах, не имея возможности ездить в Астрахань.

Тогда Епископ Астраханский и Енотаевский Георгий предложил соорудить храм на воде. Эту идею высказывал и уважаемый в городе богатый астраханский мещанин Янков – человек очень набожный. Специальная комиссия, которую сформировал совет Кирилло-Мефодиевского братства Чуркинской пустыни, приняла решение приобрести пароход, чтобы переделать его в плавучий храм.Так выглядел пароход до того, как его переделали в храм.
Было осмотрено несколько десятков судов, в итоге самым подходящим оказался буксирно-пассажирский пароход «Пират», принадлежавший на тот момент астраханскому мещанину Минину. В 1910 году у судовладельца купили этот пароход и приступили к преобразованию его в плавучую в церковь.
К этому времени «Пират» уже «отмотал» более 50 лет на Волге (его построили в 1858 году в Англии по специальному заказу). Кстати, сначала он носил название «Криуши», а «Пиратом» пароход стал уже при Минине.

Судно имело железный корпус и деревянную палубу. Длина его составляла 44,5 метра, а ширина – от 7 до 13 метров. Гребные колеса «Пирата» приводила в движение паровая машина. Обслуживал пароход экипаж из 18 моряков.

Плавучий храм с семью позолоченными главами мог развивать скорость более 20 километров в час.

В нем были даже лазарет и больница

Всего за пару месяцев внешний и внутренний облик парохода кардинально изменился. Большинство деталей машины пришлось заменить, а корпус – сделать длиннее (само по себе помещение храма находилось в носовой части). Кроме того, на бывшем «Пирате» теперь появилась часовня-звонница, которая совмещалась с рулевой рубкой… В ней располагались шесть колоколов, в том числе большой колокол-благовест, весивший почти 254 кг. На судне появилось электричество.Так выглядел плавучий храм.Так выглядел плавучий храм.
Переделка парохода в храм Николая Чудотворца, конечно же, была делом весьма затратным – она обошлась примерно в 30 тыс. рублей. Однако стоит отметить, что на строительство плавучей церкви жертвовали деньги многие верующие – как отдельные граждане, так и целые организации. А местное врачебное отделение предоставило для церковного лазарета, который также был предусмотрен проектом, лекарства и медицинские инструменты. Мини-больница, кстати, предназначалась для лечения прихожан.

Если не считать алтарь, площадь помещения храма с хорами составляла не менее 40 кв. метров. Иконостас со старинными образами, выполненными московскими иконописцами, был покрыт красивым орнаментом. Стены храма были тоже украшены декором. На них располагались старинные иконы.

Фрагмент модели храма на воде. /Фото:dishmodels.ru, Вячеслав Василенко
Фрагмент модели храма на воде. 

Храм был обеспечен всеми необходимыми церковным предметами, в том числе шикарными парчовыми облачениями для священнослужителей. Священник диакон и староста жили здесь же, в оборудованных каютах. На судне имелись и каюты для гостей. В храме даже была трапезная, в которой бесплатно кормили нуждающихся.

Вообще же здесь трудились и певчие, и пономарь, и монастырский повар – в общем, как в обычном большом храме.Модель храма св. Николая. /Фото:picturehistory.livejournal.comМодель храма св. Николая. 
Плавучую церковь освятили 11 апреля 1910 года. Это событие собрало большую толпу людей, заполнившую всю пристань. Тут были и рабочие, моряки, и купцы, и представители православной церкви, и просто местные жители. На судне красовалась надпись «Святитель Николай Чудотворец», на ветру колыхался белый флаг с изображенным на нем крестом. Освятил церковь-пароход автор-вдохновитель этой идеи епископ Георгий. Он произнес торжественную речь, отметив, что такой плавучий храм – первый подобный опыт, известный ему в истории.

Содержание храма на воде обходилось недешево, но основную часть денег церковь получала в виде пожертвований от верующих.
План помещений храма.
Храм ходил по Каспию и Волге, обслуживая не только моряков и рыбаков, но и жителей местных деревень. Кроме того, он способствовал обращению в христианство проживающих в этих краях калмыков – служивший на судне иеромонах Иринарх знал калмыцкий.Это был полноценный храм. Только плавучий.
Интересно, что за историю своего существования в качестве храма судно неоднократно попадало в шторм, однако каждый раз выходило из него невредимым.

Что было дальше

Увы, плавучий храм Николая Чудотворца просуществовал всего лишь пять лет. Наступили непростые времена, и к 1916 году церковь закрыли. В прессе писали, что судно обветшало и его содержание признано слишком дорогим. Встал вопрос о том, что с ним делать. Местный епископ Филарет решил продать плавучий храм на слом, однако это вызвало волнения среди народа и духовенства. Филарет был отправлен на покой. Тем не менее судно продали.

Постепенно про храм стали забывать. Наступила февральская революция, а затем – изменившие ход истории октябрьские события.

Согласно сохранившимся документам, в 1918-м плавучую церковь снова переделали в обычный пароход. Теперь это уже было спасательное судно в составе Бакинского порта и называлось оно «Нечаянный». Однако на этом судьба судна не закончилась: вскоре его снова переоборудовали – на этот раз в плавучий театр. Сначала он назывался «Иосиф Сталин», а затем – «Моряна».

О дальнейшей судьбе бывшего храма точных данных нет. По одной версии, судно просуществовало до 60-х годов (в это время в нем располагалось общежитие), а по другой, его разобрали на металлолом еще в 1920-х годах.

Недавно Россия обзавелась вторым в своей истории судном-церковью. Длина малого десантного корабля проекта 106 "Олекма" 48,2 м, ширина - 6,7 м, осадка - 1,59 м, водоизмещение - 300 тонн. В яхт-клубе «Парус» им. В.С. Высоцкого в воскресенье 10 октября 2004 г. митрополит Герман освятил 3 купола строящегося плавучего храма, а уже 12 октября они были воздвигнуты на храмовую часть корабля.Опустив десантную аппарель. по которой когда-то съезжали 2 средних танка, корабль открывает вход к храму, размещённому в бывшем отсеке для десантной техники. Это очень удобно для работы на необорудованном причалом берегуОпустив десантную аппарель. по которой когда-то съезжали 2 средних танка, корабль открывает вход к храму, размещённому в бывшем отсеке для десантной техники. Это очень удобно для работы на необорудованном причалом берегу

«Корабельная» церковь была освящена во имя святого равноапостольного князя Владимира, а сам корабль был назван «Отец Веренфрид» — в честь христианского благотворителя ХХ в., священника Веренфрида ван Страатена (1913-2003), основателя фонда «Kirche-in-Not» («Церковь в нужде»), который принял деятельное участие в создании плавучего храма. У корабля-церкви есть постоянный приход. Председатель приходского совета - волгоградский предприниматель Владимир Корецкий, руководящий компанией железнодорожных перевозок в Волгограде. Он поклялся построить корабль, когда однажды попал в сильный шторм, пересекая с 14-летним сыном на яхте Атлантический океан. "Моему сыну было страшно, и я сказал ему, что если Бог есть, мы будем спасены, и я построю корабль-храм во славу Ему", – вспоминал он в интервью Times.Владимир Корецкий - бард, поклонник В.С. Высоцкого

Настоятелем плавучего храма является правящий архиерей Волгоградской и Камышинской епархии, митрополит Герман.Плавучий храм св. Владимира. 
Плавучий храм «Князь Владимир». Конструкция десантного корабля с откидывающейся аппарелью позволяет этому большому судну длиной 70 метров и водоизмещением 300 тонн подходить к берегу даже в самых мелких местах, что значительно облегчает миссионерскую деятельность.  Корабль-храм  ходит по Волге от Саратовской до Астраханской епархии, посещая те населенные пункты, где нет и в ближайшее время не будет своих храмов. А после согласования с архиереями соседних епархий, возможно, плавучий храм сможет заходить и на их территорию.

Также 7 июня 1998 г. у поселка Нариман на берегу Волго-Донского канала состоялся спуск на воду плавучего храма "Святитель  Иннокентий Московский".Плавучий храм имеет класс «О» (озеро), создан на базе ВОДОО яхт-клуб «Парус». Команда судна состоит из 3 человек – капитан, его помощник и механик. Балансодержатель - Волгоградская епархия.А еще существуют храм-судно «Альбатрос» (в честь Андрея Первозванного). Корабль-храм "Альбатрос" с храмом, посвящённым святому Андрею Первозванному, уже более 10 лет ежегодно посещает отдалённые селения Новосибирской области.  Корабль "Альбатрос" с храмом во имя иконы Святого Андрея Первозванного

Да, и ещё: в 2013 г. у слияния Оби и Иртыша патриарх Кирилл освятил 1-ю в России плавучую часовню-маяк в честь Святителя Николая Чудотворца (создана по благословению епископа Ханты-Мансийского и Сургутского Павла):Высота — 8 м, вес — 10 т, закреплена на понтоне. Под крестом - огонь маяка. 8 икон в нишах подсвечиваются. Богослужения не предусмотрены, причаливать могут только катера с техническим персоналом, занимающимся электро- и энергообеспечением.Высота — 8 м, вес — 10 т, закреплена на понтоне. Под крестом - огонь маяка. 8 икон в нишах подсвечиваются. Богослужения не предусмотрены, причаливать могут только катера с техническим персоналом, занимающимся электро- и энергообеспечением.

Картина дня

наверх