На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 176 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    "Поверил я алгеброй гармонию" ©Чудеса фрактально...
  • Yvan
    А что? Может это зарождение нового вида фотоискусства. Мне понравилось.Замечательные "жи...
  • Yvan
    Нереально красивые снимки. Спасибо, Света, за подборку!Природа России 81

Переславль-Залесский. Церкви города.

По Переславлю-Залесскому нам осталось посмотреть Горицкий и Никольский монастыри, что мы еще сделаем, но это объемные темы, поэтому я хочу показать и рассказать о других церквях этого города, не менее интересных.

Переславль-Залесский. Часовня Крест (местечко «Крест»)
На подъезде к Переславлю за три километра со стороны Москвы слева от дороги стоит каменная узорчатая шатровая часовня. На старых фотографиях она изображена краснокирпичной, сейчас ее стены и шатер выкрашены в белый цвет.

Переславль-Залесский. Церкви города.

фото из интернета. Снимок Проску4дина-Горского. Начало ХХ в.

Основание часовни связывается историками с именем Ивана Грозного. В 1557 году царь повелел поставить на этом месте часовню в честь рождения его сына Федора, и посвятить ее покровителю своего сына Феодору Стратилату. Поэтому первое и официальное название часовни – Федоровская. Предание гласит, что место для часовни было выбрано не случайно. Именно здесь, в деревне Собилово, царица Анастасия родила сына Ивана Грозного, так как царская семья как раз ехала на богомолье в Переславль (или уже с богомолья). От деревни давно не осталось и следа.
Возможно, изначально часовня была деревянной. Уход и присмотр за ней Иван Грозный поручил Федоровскому монастырю, для чего передал ему 37 десятин казенной земли вокруг часовни. Точной даты постройки каменной часовни не установлено. Стиль ее можно отнести к русскому узорочью, расцвет которого пришелся на XVII век, но если она и строилась в XVII веке, то, скорее всего, до 1653 года, когда Патриарх Никон запретил строить шатровые храмы.Переславль-Залесский. Церкви города.

В центре часовни раньше стоял деревянный крест, отчего она и получила свое второе и более известное название. У часовни останавливались путники, чтобы помолиться перед дальней дорогой.
В конце XIX века часовня обветшала и начала разрушаться. Ее восстановление было поручено известному археологу, академику Санкт-Петербургской Академии художеств Владимиру Васильевичу Суслову. Суслов был одним из выдающихся специалистов по древнерусскому искусству и архитектуре, реставратором, участвовал в создании Общества охраны памятников. В 1889 году он произвел все обмеры, зарисовал узоры часовни, после чего она была капитально отремонтирована (возможно, что частично кирпичную кладку переложили).
В советское время о часовне забыли, она стала снова разрушаться, зарастать кустарниками и молодыми деревцами. Советским властям это, возможно, было на руку – шатер часовни почти не просматривался с трассы, особенно летом. Из-за того, что часовню невозможно запереть, внутренние стороны столпов пострадали от вандалов и тех, кто хочет оставить о себе память (отнюдь не добрую) на знаменитом месте. На старинных кирпичах видны выцарапанные «Васи» и «Пети», сейчас отчасти скрытые побелкой. В 1990-х годах о памятнике вспомнили не сразу. Только к 1999 году выделили деньги на реставрацию.Переславль-Залесский. Церкви города.

Сейчас к часовне «Крест» переславцы приезжают отмечать свадьбы, праздники, на большой площадке у часовни уже устроено стилизованное кафе. У часовни непременно останавливаются экскурсии, здесь же по традиции встречают почетных гостей города. Сама часовня стоит на возвышении и немного в стороне от площадки, словно не участвуя в общей шумной жизни. А когда подходишь по ухоженной дорожке к самой часовне, создается ощущение, что и оживленная площадка с машинами и кафе, и шумная трасса, и суета остаются где-то далеко.

Переславль-Залесский. Духовская церковь.

Недоезжая буквально 4 км до города стоит село Новое.

 

В самом с. Новом находится Духовская церковь, построенная в 1861 г. (в честь освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Пятиглавая Духовская церковь (церковь сошествия святого Духа) была построена в 1861 году на средства прихожан, а в 1872 году была возведена колокольня.


Приделы церкви: Никольский, Ильинский, Владимирский, Константина и Елены.
В годы советской власти церковь была закрыта, использовалась как склад и мельница.
В 1990-х годах храм передан верующим.

Переславль-Залесский. Сретенская церковь
Между Горицким и Троице-Даниловым монастырями, на высокой горке, стоит Сретенская церковь.

Переславль-Залесский. Церкви города.

Это фото из интернета, когда церковь начали реставрировать. Дата ее постройки обозначена в документах под 1785 годом, но ее история началась гораздо раньше.
Вплоть до 1753 года у самой ограды Горицкого монастыря стояли две деревянных церкви  в честь Сергия Радонежского (летняя) и Сретения (зимняя). Они относились к Сергиевскому приходу. В 1753 году переславский епископ Серапион выдал разрешение на постройку одной новой каменной церкви взамен обветшавших. Церковь должна была быть Сретенской, с приделом в честь Сергия Радонежского. Но строительство успели только начать. В это время в Переславль прибыл новый епископ, Амвросий, при котором началось грандиозное строительство в Горицком кафедральном монастыре. Стоящие в непосредственной близости от монастыря приходские церкви велено было убрать, а кирпич с начавшегося строительства вернуть прихожанам и употребить его на строительство церкви на новом месте, более удаленном от монастыря.Переславль-Залесский. Церкви города.

(Фото тоже из интернета). Новая церковь должна была быть освящена в честь Сретения Господня, с двумя приделами – в честь Сергия Радонежского (как прежняя церковь) и Александра Невского (так как он был из князей переславских). Но ничего этого сделано не было: на указанное место просто перенесли старую деревянную церковь и освятили ее в честь Александра Невского, по настоянию того же епископа Амвросия. Через 20 лет старое деревянное здание пришло в негодность и обветшало. Тогда священники Александро-Невской церкви Стефан Иванов и Василий Иванов обращаются к новому переславскому епископу Феофилакту с просьбой вернуть их приходу столько кирпича, сколько было потрачено на недостроенную церковь у стен Горицкого монастыря (ее разобрали и пустили на материалы для обновления монастыря). Прошение было подано в 1778 году, но кирпича прихожане так и не получили.
Наконец 26 октября 1785 года новый Сретенский храм с одним приделом Александра Невского был освящен. Первоначально предполагалось устроить два придела, но по какой-то причине это не удалось, и памяти о Сергиевском храме не осталось нигде, кроме документов да двух предметов церковной утвари – напрестольного креста и напрестольного Евангелия, где указано название старинной Сергиевской церкви. Сохранились ли они в советское время – неизвестно.Переславль-Залесский. Церкви города.

Архитектура Сретенской церкви проста и красива, это хороший образчик провинциального классицизма.
В советское время церковь была закрыта, всю ценную утварь местным священникам было приказано сдать. С 1988 года храм снова возвращен верующим, довольно быстро началась его реставрация, и сейчас с трассы хорошо видна красивая белая церковь с высоким шпилем, стоящая на пригорке.Переславль-Залесский. Церкви города.

Никольский монастырь (в котором мы еще побываем в отдельной теме) находится недалеко от места впадения реки Трубеж в озеро Плещеево. А там располагается церковь Сорока мучеников ХVIII века (ул. Левая Набережная, д. 165).

Церковь Сорока мучеников Севастийских.Переславль-Залесский. Церкви города.

Эта церковь пятиглавая. Причем, четыре малые главы расположены на фронтонах. Храм имеет одну апсиду и трехъярусную колокольню со шпилем. Церковь Сорока мучеников выкрашена в красный цвет и отличается разнообразным оформлением наличников в каждом ряду окон.Переславль-Залесский. Церкви города.

Фото сделано со стен Горицкого монастыря. Церковь, называемая также Четыредесятской, стоит на берегу Плещеева озера при устье р. Трубеж. Она существовала уже в начале XVII в. Престолов два: в холодной в честь Сорока мучеников Севастийских, в тёплом приделе в честь Рождества Пресвятой Богородицы.Переславль-Залесский. Церкви города.

Храм Сорока мучеников Севастийских был закрыт и разорён, но сохранился до наших дней.
Расположена в красивейшем уголке Переславля, у места впадения реки Трубеж в озеро Плещеево. С незапамятных времен здесь стояли два деревянных храма — одноименный и в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Каменный храм в честь Сорока Мучеников с приделом Рождества Богородицы построили на средства московских купцов Щелягиных в 1755 году (рядом, на правом берегу реки, возвели церковь Введения во храм Богородицы, которая была разрушена после революции).Переславль-Залесский. Церкви города.

Вот это фото 1985 года. Предполагают, что нижний этаж церкви Сорока Мучеников более раннего происхождения. Настенные росписи начала ХХ века утрачены. В советское время в храме располагалась спасательная станция. Службы возобновились лишь в 1996 году.Переславль-Залесский. Церкви города.

Переславль-Залесский. Церкви города.
Переславль-Залесский. Церкви города.
Переславль-Залесский. Церкви города.


Переславль-Залесский. Покровская церковь.
Покровская церковь была построена в XVIII веке, в 1789 году. Немного позднее к ней была пристроена трехъярусная колокольня со шпилем. Приходская церковь едва ли не единственная во всем Переславле сохранила свою изначальную планировку и внутреннее убранство, так как в советское время не была закрыта, в ней продолжали идти службы.

Переславль-Залесский. Церкви города.

Изначально на ее месте стояла деревянная церковь Параскевы Пятницы, упомянутая в писцовых книгах под 1628 годом. В 1659 году ее сменила новая деревянная церковь во имя Покрова Богородицы. Наконец в 1789 году на пожертвования купца П.Быкова и уездного секретаря Д.Тольского был построен нынешний храм.
Церковь Покрова находилась в то время на оживленной Торговой площади, где сосредоточились торговые лавки, склады, кабаки. В базарные дни здесь было особенно шумно и многолюдно. Торговля в Переславле шла хорошо. Покровская церковь была здесь не одна, но ее «соседки» не сохранились до наших дней.Переславль-Залесский. Церкви города.

Построенная в конце XVIII века, церковь сохранила многие архитектурные детали стиля барокко, популярного в середине XVIII века. Она вообще считается едва ли не лучшим уцелевшим памятником московского барокко в Переславле. Композиция «восьмерик на четверике» увенчана большим, высоким и широким полусферическим сводом, на котором стоит небольшой барабан с главкой. В куполе проделаны круглые световые отверстия – люкарны. С востока к храму примыкает большая апсида. Окна украшены резными барочными наличниками. Впечатляюще смотрится трехъярусная колокольня, которую венчает не купол, а высокий шпиль на причудливом основании. На стенах храма снаружи сохранились картины на библейские сюжеты, росписи внутри  достаточно новые, но также в хорошем состоянии.Покровский храм - единственный в городе, не закрытый и не осквернённый в советское время. В нём сохранился иконостас XIX в.
В храм сносили церковную утварь и иконы из закрытых соседних церквей. Таким образом здесь сохранилась одна из ценнейших икон, находящихся сейчас в Переславском музее, икона Петра и Павла XV века из снесенной Петропавловской церкви.

Сейчас храм Покрова стоит в стороне от оживленной центральной улицы, окруженный высокими деревьями и небольшими домиками.

Переславль-Залесский. Симеоновская церковь.
Церковь Симеона Столпника (1771), построенная примерно в одно время с другим незаурядным переславским храмом – Сорока мучеников, – относится к стилю барокко. Нынешняя кирпичная церковь построена на месте сгоревшей в 1724 году, от которой тогда сохранилась только утварь.Переславль-Залесский. Церкви города.

Переславль-Залесский. Церкви города.

Высокий двухэтажный храм соединяет в себе две церкви – «теплую» зимнюю (внизу) и летнюю (наверху). Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного. В куполе с четырех сторон прорезаны люкарны – световые отверстия.
На храм сверху, с западной стороны, выходящей на улицу, поставлена небольшая шатровая колоколенка. Шатер – невысокий, со слуховыми отверстиями в один ряд – первым виден с улицы, и только подойдя ближе, можно увидеть и всю церковь.Переславль-Залесский. Церкви города.

Самое интересное в декоре Симеоновской церкви – роскошные наличники окон, которым стиль барокко вообще уделял немало внимания. Они не только красивы, но и различаются по ярусам. Наиболее изукрашены окна второго этажа, но и верхний, третий ряд окон также богато декорирован. Кроме наличников, стены украшают пилястры, пояски между этажами, тонкие карнизы. Они ярко выделяются на красном фоне крашеных кирпичных стен.Переславль-Залесский. Церкви города.

К церкви сбоку пристроена одноэтажная сторожка, соединенная с основным зданием арочным проемом ворот.

В начале 1929 г духовенство было объявлено противником мероприятий советской власти. В средствах массовой информации появились статьи о том, что весенне-летние церковные праздники срывают сельхозработы, а колокольный звон мешает слушать радио. В июле 1929 года в церкви сначала запретили колокольный звон, под предлогом того, что тем самым она мешает работе находящегося по соседству телеграфа, а потом и вовсе закрыли. В 1930 г. в Переславле стали снимать и отправлять в Рудметалторг сначала монастырские колокола, позднее та же участь постигла и колокола церковные.
В начале 1930-х гг. храм Симеона Столпника закрыт, уничтожены его иконостасы. В здании храма располагался клуб строителей, потом в верхней части был устроен красный уголок, а в нижней – склад. В 1980-х годах там работал народный театр.

Это фото 1986 года. По нему хорошо видно, что церковь хорошо сохранилась.Переславль-Залесский. Церкви города.

В начале 1990-х храм возвратили церкви и отреставрировали. Сейчас одна из самых нарядных церквей Переславля красуется на центральной улице города, радуя глаз.Переславль-Залесский. Церкви города.

Симеоновская церковь, ХVIII в. Эту нарядную церковь невозможно не заметить — она располагается на центральной улице, у самой дороги, радуя глаз прохожего. В далекие 1930-е годы «вершители судеб храмов» заметили у нее сходство с московской Сухаревской башней, и потому Симеоновскую церковь сохранили. О существовании в Переславле-Залесском одноименной деревянной церкви известно уже с начала ХVII столетия.

Переславль-Залесский. Смоленская (Смоленско-Корнилиевская) церковь
Смоленско-Корнилиевская церковь (1694—1705 гг.) стоит на месте, где до XVIII века находился Борисоглебский мужской монастырь «что на песках», или Песоцкий, по соседству с Никольским монастырем.

Переславль-Залесский. Церкви города.

Это фото из интернета  за 2007 года. Борисоглебский монастырь предположительно был основан в 1252г. (точные сведения о нем есть только в источниках XVII-XVIII вв.) после нападения татар на Переславль, в те времена еще именовавшийся Переяславлем. По преданиям, на месте основания монастыря был похоронен переяславский воевода Жидислав. Монастырь был небольшим и с достаточно скромными владениями: ко времени своего упразднения ему принадлежало всего 48 крепостных крестьян. После указа Екатерины II о секуляризации монастырского имущества в 1764г. он был упразднен, а Смоленско-Корнилиевская церковь стала приходской. Вокруг церкви располагалось кладбище, где были похоронены многие видные переславцы, в том числе и городской голова А.А.Темерин.
С историей Борисоглебского монастыря связано и имя переславского святого Корнилия, в честь которого была освящена оставшаяся от монастыря церковь. Святой Корнилий Молчальник (в миру Конон) был родом из купеческой семьи из Переславля-Рязанского (нынешней Рязани). Уйдя в очень юном возрасте из родительского дома, он сначала жил в Лукиановой пустыни, а потом перешел в Борисоглебский монастырь, где принял пожизненный обет молчания. Монастырь был очень беден, и малорослый Корнилий трудился наравне с остальными немногочисленными монахами. Через некоторое время он был пострижен в монахи. После его смерти в 1693г. его мощи хранились в Смоленско-Корнилиевской церкви. Общерусской канонизации Корнилий не был удостоен и почитался как местный святой. Сейчас мощи святого Корнилия переданы Никольскому монастырю, который находится в 70-100 метрах от церкви. На фото внизу золотые купола уже территория Никольского монастыря, о котором будет отдельная тема.Переславль-Залесский. Церкви города.

Кирпичная Смоленско-Корнилиевская церковь представляет из себя сложную композицию, в которой соединены храм, трапезная палата, кельи и колокольня. Изначально она строилась как монастырская и была освящена во имя Смоленской иконы Божией Матери.
К храму вплотную примыкают монастырские постройки, сейчас большей частью обветшавшие и обрушившиеся. Это трапезная палата, колокольня и двухэтажные кельи под ней. Необычное соединение этих частей превратило церковь фактически в настоящий монастырь в одном здании.
Храм действовал до 1940г. После его закрытия там планировалось устроить антирелигиозный отдел музея и вскрыть гробницу Корнилия, находившуюся в приделе. Во время войны и вплоть до 1960-х гг. церковь использовалась как склад, а в трапезной и кельях разместились жилые квартиры. В 1988г. обветшавшая колокольня обрушилась, от нее остался только нижний ярус. Крыши на келейной части нет. Смоленско-Корнилиевская церковь – пожалуй, единственный в Переславле храм, который находится в очень плачевном состоянии, хотя более чем заслуживает реставрации.

Переславль-Залесский. Церкви города.

Фото - из кн. О.Пэнэжко «Храмы и монастыри Переславля-Залесского и окрестностей»Переславль-Залесский. Церкви города.

Сегодня она выглядит вот так.

Переславль-Залесский. Часовня Георгия Победоносца.
Немного в стороне от трассы, в новом районе Переславля, на площади Менделеева у завода «Славич» (ОАО «Компания Славич»), стоит небольшая белая церковь с яркими золотыми куполами.Переславль-Залесский. Церкви города.

Это часовня Святого Георгия Победоносца, построенная по инициативе ветеранов завода в 2002 году. Средства на постройку выделил все тот же завод, был собрано немало пожертвований и от других предприятий и частных лиц. Проект был заказан архитектору Вячеславу Ижикову.
Храм является частью мемориала памяти защитников Отечества, павших в Великой Отечественной войне. В основание храма заложена капсула с текстом: «Сия храм-часовня в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца заложена по благословению Архиепископа Ярославского и ростовского Михея на средства переславских граждан и предприятий городов Переславля, Ярославля, Москвы, Екатеринбурга 18 мая 2000 г от Рождества Христова. г. Переславль-Залесский».
Храм выстроен в стиле древнерусского зодчества, с запада к нему пристроена небольшая двухъярусная колокольня. Главки храма и колокольни – небольшие, луковичной формы, посаженные на тонкие высокие барабаны, ярко сияют на солнце. В оформлении храма архитектор использовал мотивы ордена Святого Георгия ? высшей воинской награды России.


Переславль-Залесский. Черниговская часовня.
Черниговская часовня имеет древнюю историю. Нынешнее здание было построено в 1702 году, но место это было известно с XII века. По преданию, там, где сейчас стоит часовня, исцелился чудесным образом черниговский князь Михаил Всеволодович.Переславль-Залесский. Церкви города.

Князь с детских лет страдал тяжелым недугом, ходил с трудом, у него плохо работали руки (недуг по описаниям был похож на детский церебральный паралич). Услышав о чудесах, которые творит в Переяславском Никитском монастыре преподобный Никита, решил поехать к нему за помощью. Подъехав к Переяславлю, князь велел разбить шатер невдалеке от монастыря и выслал вперед боярина, чтобы тот известил Никиту о его прибытии. Преподобный Никита вручил посланцу князя посох, чтобы Михаил пришел к нему в монастырь, опираясь на этот посох. Как только посох оказался у князя в руках, тот немедленно почувствовал себя лучше и смог сам дойти до монастыря, а для тяжело больного человека это немалое расстояние.
После своего чудесного исцеления князь повелел поставить на том месте, где ему вручили посох, памятный крест, на котором была указана дата события: «6694 (1186) 16 мая».
В начале XVIII века на месте памятного креста возвели кирпичную часовню. Небольшое высокое здание часовни в стиле московского барокко. Цоколь украшен резьбой. Внутреннее убранство часовни сильно пострадало в советское время от рук вандалов: белокаменные плиты пола вскрыты (искали клад?), штукатурка местами сбита. Видны позднейшие поновления росписей, из-под которых проглядывают более старые слои краски. Напротив входа в часовню на стене была сделана надпись: «Сия часовня воздвигнута благов. Князем Михаилом Черниг. в память на сём месте егда получа от преп. Никиты столпника посох и исцеление от недуга».Переславль-Залесский. Церкви города.

В 1969 году были проведены реставрационные работы в Черниговской часовне под руководством архитектора И. Б. Пуришева. Отреставрировали кровлю, наружную резьбу, восстановили плиты пола. Сейчас часовня остается в довольно заброшенном состоянии. Она стоит посреди городского кладбища и сильно заросла деревьями. Ее нелегко не только рассмотреть, но и даже найти среди лабиринта кладбищенских оград и крестов, особенно летом, когда деревья покрыты густой листвой. Зимой часовню при некотором усилии можно даже рассмотреть с трассы.


Переславль-Залесский. Знаменская церковь
Знаменская церковь в Переславле – самая новая в городе. Она была построена в 1998 -начале 2000-х годов переславским предпринимателем А.Г.Громыко, на его средства и на пожертвования, собранные прихожанами. Место для возведения храма было выбрано не случайно.Переславль-Залесский. Церкви города.

Еще во времена Дмитрия Донского здесь, по преданию, его супруга построила на свои средства деревянную церковь Знамения Пресвятой Богородицы. В XVII веке церковь сгорела (не исключено, что горела она и раньше). В XVIII веке здесь снова значится церковь Знаменская, «что при кораблях». Такое название она получила из-за того, что рядом, на Трубеже, располагалась «потешная флотилия» Петра I. В 1788 году на средства майорши Анны Ивановны Масловой на месте деревянной была построена каменная церковь с двумя престолами (Знаменским и Предтеченским). При Знаменской церкви в 1863 году местным отцом диаконом Воскресенским была открыта первая в Переславле церковно-приходская школа. Ее основатель учительствовал здесь более сорока лет. Со временем школу сделали женской, а позднее, когда в Никольском монастыре открылась новая большая школа, здесь осталась только «школа грамоты».
В 1930-х годах храм был снесен, а на его фундаменте как будто нарочно! выстроен винный магазин. Так и просуществовал на месте храма винный магазин, известный на весь город, и вместо верующих на Трубежной улице собирались очереди пьяниц. Так продолжалось много лет, пока в 1998 году его последний владелец Александр Громыко не решил его снести и возобновить на этом месте храм.Переславль-Залесский. Церкви города.

Новая церковь построена по проекту архитектора В.Н.Ижикова, как и Никольский собор Никольского монастыря, стоящего неподалеку. Строительство длилось несколько лет, и сейчас у земляных валов кремля выросла новая красно-белая пятиглавая церковь с яркой шатровой колокольней. Как символ возрождения и восстановления справедливости. 

Все-таки интересна история ее постройки. А.Громыко, известный в городе человек, занимавший к этому времени пост руководителя фирмы «Жилкомсервис», был, если так можно выразиться, 100-процентным атеистом. Все попытки жены привести его к церкви ни к чему не приводили. Но не зря говорится, что человек предполагает, а Бог располагает. Заболел Александр Григорьевич. И тут неожиданно для самого себя он согласился на предложение супруги поехать к блаженной старице Любушке, жившей в Казанском женском монастыре города Вышний Волочек. Слова старицы: «Уйди с фирмы и ничего с собой не бери,»- повергли его в недоумение.

- Как же я буду жить?- спросил он у нее тогда.- Ведь у меня все, что было, вложено в фирму.

- Много денег у тебя будет…

Этот странный для него диалог состоялся в начале мая 1997г. В конце месяца умирает его дядя в Белоруссии и оставляет ему в наследство большой дом. Потом в цене резко поднялись акции Сбербанка, купленные им в свое время. В итоге скопилась довольно приличная сумма. Сбывались пророчества старицы. Это заставило задуматься Александра Григорьевича и над другими ее словами, сказанными в одну из последующих их встреч, - о том, что будет у него красивая церковь.

Следуя ее совету, он ушел из фирмы, расписав долю по другим учредителям. Однако совет Любушки перейти на работу в городскую администрацию или на завод «Славич» проигнорировал. Отойдя от основных дел, он решил заняться торговым бизнесом. При разделе фирмы оставил за собой магазин на Трубежной. Правда, в начале, находясь еще под впечатлением слов старицы, брал его с целью использования под коттедж. Но дела торговые пошли успешно, и он забыл об этом. Как забыл и о прочитанной в газете «Золотое кольцо» статье, где говорилось, что в Ярославле руководители трех предприятий, построенных на месте церквей, не дожили до пенсионного возраста. И не вспомнил бы, наверное, если бы во время встречи Нового,1998, года один из его знакомых не сказал: «Знаешь, почему твой магазин такой крепкий? Потому, что стоит на церковном фундаменте». При этих словах у Александра Григорьевича все похолодело внутри. Неожиданно в памяти всплыло и то, что написано в газете, и то, о чем говорила старица…

Вскоре винный магазин на Трубежной был закрыт, а через год и вовсе снесен. В 1999 году, получив благословение от владыки Ярославского и Ростовского Михея, он приступил к возведению храма. Проект, причем бесплатно, сделал известный не только в Переславле, но и за его пределами православный архитектор Вячеслав Ижиков.

Деньги, вырученные от продажи дядиного наследства и полученные за банковские акции, были истрачены в первый же год. Чтобы продолжить строительство пришлось влезть в долги. Казалось, выхода нет, но неожиданно финансовая помощь стала приходить со стороны – от людей, пожелавших внести в возведение храма свою лепту. Новый храм не похож на своих предшественников, и все же это – храм, стоящий на месте церквей, чьи главы красовались здесь на протяжении многих столетий.Переславль-Залесский. Церкви города.

Переславль-Залесский. Церковь Сергия Радонежского
В кругу городских валов, кроме храмового ансамбля на Красной площади, находится еще одна церковь, на ул. Проездной. Это храм Сергия Радонежского, построенный при городской тюрьме в 1911 году.Переславль-Залесский. Церкви города.

И сейчас, несмотря на перестройки, можно угадать в нем бывший храм. Это краснокирпичное одноглавое здание с богатым декором в псевдорусском стиле, с несколькими фризами, пышно украшенным крыльцом и одной широкой граненой апсидой. Средства на постройку выделил фабрикант С.Павлов. В церкви был установлен иконостас в стиле модерн.
В советское время храм был закрыт, верх его – разобран. Исчезли и глава над основным объемом, и небольшая главка над алтарной частью. Внутреннее убранство было разграблено. Позднее здание перестроили и отдали Сбербанку. На фотографии можно рассмотреть табличку «Касса по сбору коммунальных платежей».Переславль-Залесский. Церкви города.

Поблизости от церкви Петра Митрополита и Владимирского собора, на Проездной улице, находится здание, в котором, несмотря на перестройки, угадывается церковь.
Здание приспособлено под отделение Сбербанка.
Бесприходную церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского постройки 1911 года трудно назвать утраченной, поскольку большая часть ее все-таки сохранилась. Ее можно увидеть слева от Пушкинского парка вблизи центральной дороги – это двухэтажная постройка красного кирпича с местом для иконы на фронтоне.Переславль-Залесский. Церкви города.

12 июня 2010г. состоялась церемония передачи храма Русской Православной Церкви.

Добавлю еще карту центра Переславля-Залесского, с церквями, в которых мы побывали..

Картина дня

наверх