На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

Какой след в истории оставили приближенные архитекторы российских императоров

У каждого правителя в Российской империи был собственный придворный штат работников, которые организовывали повседневную жизнь монарха и его семьи. При дворе служили приближенные к императору портные, медики, художники и ученые. 

Особое место в штате занимали архитекторы или зодчие. Они строили дворцы, соборы, монастыри, театры, мосты и садово-парковые комплексы, за это получали хорошее жалование и другие привилегии от монархов.

Первый архитектор Санкт-Петербурга Доменико Трезини

Петропавловский собор./Фото: ucarecdn.comПетропавловский собор.

Швейцарец Доменико Трезини прибыл на работу в Россию без каких-либо рекомендаций, как это было принято в тот период, и стал одним из самых выдающихся зодчих эпохи Петра I. 

В 1704 году, когда Трезини приехал в Северную столицу, город имел удручающий вид. Все, что там было, — это болото, вода, минимальное количество сооружений, и Петропавловская крепость, возведенная на их фоне из глины и дерева. Именно Трезини было поручено перестроить земляную крепость в каменную. 

Архитектор считается основоположником направления «петровское барокко», которое с тех пор широко использовалось для проектирования зданий в новой российской столице. Самым главным проектом Трезини стал Петропавловский собор на территории крепости — усыпальница всех императоров Российской империи, кроме Ивана VI.

С 1710 по 1714 годы швейцарский зодчий работал над созданием Летней резиденции Петра I. Дворец императора получился достаточно скромным, в нем было всего 14 комнат и 2 кухни, а фасад здания украшали барельефы на военную тематику.Летний дворец Петра I считается одним из самых старинных сооружений северной столицы. Для многочисленных туристов это довольно интересная достопримечательность, находящаяся в живописном месте.

Месторасположение летней резиденции Петра I в красивом месте - Летний сад. Спроектирован парк был в 18 веке. По задумке царя он должен был напоминать версальский сад. К слову будет сказано - задумка Петра осуществилась. Летний сад - это живописное и очень красивое место, которое может поразить даже самого придирчивого туриста. Для работы над парком царь пригласил известных архитекторов и садовых мастеров.

Сама резиденция была построена в стиле барокко. Снаружи она не чем не напоминает царские хоромы, это скромное здание в два этажа. На первом жил сам царь, а второй этаж принадлежал царице. Фасад Летнего дворца украшают барельефы, изображающие действия и события Северной войны. Петр и Екатерина жили во дворце только в летний период времени, поэтому стены тонкие, а оконные рамы одинарные. Всего во дворце 14 комнат, поварни и приемная. Здесь царь читал свои письма, принимал посетителей. Была предусмотрена комната и для заключения провинившихся, а также комната, где хранились уникальные коллекции царя.

Еще одна знаменитая постройка — здание Двенадцати коллегий, которое сегодня принадлежит СПбГУ.Кроме прочего, за время своей карьеры любимый зодчий Петра возвел Александро-Невскую Лавру и стал первым преподавателем архитектуры. в России.
Трезини умер в 1734 году и похоронен на кладбище Сампсониевского собора. Его именем названа площадь Василеостровского района, и на ней же установлен памятник в его честь. В доме архитектора (желтое здание прозади памятника) сегодня находится отель «Дворец Трезини». Каждая комната в нем имеет эксклюзивный интерьер в духе петровской эпохи.

Франческо Растрелли — придворный зодчий при Елизавете I

Смольный монастырь в Санкт-Петербурге./Фото: s3.fotokto.ruСмольный монастырь в Санкт-Петербурге.

Семья Растрелли перебралась в Россию из Франции после смерти Людовика XIV. Отец семейства Карло Растрелли был придворным скульптором и передавал свой опыт сыну Франческо. Уже спустя 4 года после переезда в Россию юноша реализовал свой первый проект — резиденцию князя Дмитрия Кантемира на Миллионной улице. После успешного дебюта к Растрелли-младшему стали обращаться другие представители русского дворянства. Для Анны Иоанновны, взошедшей на престол в 1730 году, французский зодчий построил Летний и Зимний Анненгофы в Москве. 

При Елизавете I жизнь востребованного архитектора могла круто поменяться в худшую сторону. Императрица отстранила его от двора на три года, а в это время главным зодчим при дворе был Михаил Земцов. Но мастерство Растрелли помогло ему — в России никто не умел так строить в любимом Елизаветой стиле барокко. После смерти Земцова императрица снова восстановила Франческо в должности и доверила ему проектирование нового Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Старая резиденция была разобрана, а на ее месте к 1761 году возвели главный императорский дворец в нынешнем его виде. Строительство Смольного монастыря, Больших дворцов в Петергофе и Царском селе также осуществлялось по проектам Растрелли. 

С приходом Екатерины II популярность стиля барокко сошла на нет. Императрица была против чрезмерных трат на позолоченные декоративные элементы и прочие излишества. Завоевав престол, она отправила Растрелли в отпуск, а переделку внутренних покоев Зимнего дворца доверила другому зодчему. Узнав о таких изменениях, Франческо Растрелли подал в отставку.

Екатерина II и  Чарльз Камерон

При Екатерине II особым почетом пользовался шотландский архитектор Чарльз Камерон. Восхищенная его навыками в декоративном искусстве великая императрица выписала Камерона в Россию в 1779 году. Здесь он получил служебное жилье, жалование в 1800 рублей и постоянные заказы, в том числе на строительство Холодной бани, Агатовых комнат и Висячего сада Малого Эрмитажа. Камерон был одним из первых палладианских архитекторов, работавших в России. В Петербург приехал в 1779 году по приглашению Екатерины II. Императрица, восхищённая его познаниями и декоративным искусством зодчего, стала давать ему многие поручения по украшению Царскосельской резиденции. Камеронова галерея (Царское село)Агатовые комнаты (Царское село) Зелёная столовая в Екатерининском дворце.Проектными и строительными работами Софийского собора в бывшем городе София (сегодня часть современного Пушкина)руководил шотландский архитектор Ч. Камерон.

Параллельно с разнообразными работами в Царском селе в 1782 году Камерон приступил к формированию резиденции наследника Павла — Павловска. Дворец, парк и ряд павильонов в нём созданы по его проектам и под личным наблюдением.
Пейзажный парк формировался им, исходя из особенностей рельефа, и характера растительности, в естественном лесном массиве в 1790-х годах в содружестве с художником — декоратором, известным мастером дворцово-паркового искусства и архитектором П. Гонзаго. В обширном парке — 600 га. Парадные помещения дворца, образующие анфилады по сторонам центрального зала, были изысканно оформлены Камероном с присущим его манере изяществом и искусством. Интерьеры пострадали при пожаре в 1793 году, но были возобновлены архитектором Бренна. Неподалёку от дворца в долине реки Славянки Камерон создал несколько замечательных по гармонии с природой и красоте архитектурных композиций из павильонов и мостиков. Среди них выделяется образной близостью к античному круглому храму павильон «Храм Дружбы» (1780—1782 годы). в этом сооружении искусно сочетается римская ротонда с римским дорическим ордером колоннады круглого периптера.
Храм Дружбы в Павловском паркеТогда же созданная «Колоннада Аполлона» отражает романтические настроения тех лет. Важное место в ансамбле с дворцом и партерным регулярным «Собственным садом» занимает терраса и павильон «Трёх граций» 1800—1801 гг.

Павел I и Винченцо Бренна

Дворцово-парковый ансамбль в Павловске./Фото: cs6.ruДворцово-парковый ансамбль в Павловске.

Павел I, получив бразды правления, тут же решил отстранить от двора любимого зодчего своей матери. Камерона лишили должности и отобрали дом, а вместо него придворным архитектором стал Винченцо Бренна. Великий князь познакомился с ним во время путешествия по Европе и позже предложил работу по декоративному оформлению дворца в Павловске. Также он занимался внутренней отделкой Каменноостровского дворца, принимал участие в строительстве Гатчинской резиденции, Исаакиевского собора Антонио Ринальди и Михайловского замка.Рисунок В. Бренна Михайловского замка. 1797

Замок был построен в 1797—1801 годы, его первый камень заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. В итоге проект дворца был выполнен архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна (который долгое время ошибочно считался автором проекта). Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках Бренна также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. Павел I ускорял строительство, Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги.

По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно

8 (20) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.

После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришёл в запустение. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза — свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви. Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

В 1819 году замок заняло Главное инженерное училище, от которого пошло его второе название — «Инженерный». В помещении императорской спальни, где был убит Павел I, в 1858 году по указанию императора Александра II была освящена церковь св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

После смерти Павла Петровича Бренна некоторое время оставался в России — ему давала заказы вдова монарха Мария Федоровна. Позже все-таки был вынужден вернуться в Европу из-за отсутствия работы.

Что построил Карл Росси для Александра I

Современный Русский музей находится в здании Михайловского дворца./Фото: calendar.fontanka.ruСовременный Русский музей находится в здании Михайловского дворца.

В период правления Александра I самым влиятельным архитектором Петербурга считался итальянец Карл Росси, который был автором самых смелых проектов и создал современный облик Санкт-Петербурга. В 1820-е годы он был авторитетным и высокооплачиваемым зодчим в России, получал годовое жалованье в размере 15 000 рублей и выполнял самые масштабные строительные проекты. 

Авторству Карла Росси принадлежит Михайловский дворец — памятник архитектуры классицизма, построенный в течение 6 лет для младшего брата Александра I. Вершиной мастерства великого зодчего стал главный ансамбль Северной столицы — Дворцовая площадь. Император поручил построить в этом месте правительственные здания, но пожелал, чтобы Зимний дворец оставался центром композиции. Росси нашел гениальное решение, не подражая создателю Зимнего дворца Растрелли. Он использовал другую стилистику, но не нарушил облик главного архитектурного памятника Северной столицы. К 1829 году было построено здание Главного штаба. Он завершил ансамбль Дворцовой площади и гармонично объединил разрозненные здания барокко и классицизма, которые казались несовместимыми. Позже точку в этой композиции поставил Огюст Монферран, построивший на Дворцовой площади Александровскую колонну в стиле ампир.

Принял участие в разработке ансамбля Александринской площади со зданиями Александринского театра, нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси)
Здание Александринского театра в Санкт-Петербурге на площади Островского было построено в 1832 году по проекту Карла Росси. При разработке архитектурного проекта здания библиотеки Росси учёл функциональные требования, предъявляемые к библиотеке — внутри здания были спланированы обширные, не загроможденные колоннами или пилонами залы и удобные проходы к шкафам. На втором этаже были помещены два двухсветных зала, деревянные винтовые лестницы вели на галерею верхнего этажа.Последний крупный проект архитектора Карла Росси: - здания Сената и Синода — памятник архитектуры — здания в стиле позднего классицизма.
Арка, соединяющая Сенат и Синод. После смерти Александра I положение Карла России сильно ухудшилось — ему не нашлось места при дворе нового императора и в 1832 году пришлось уйти в отставку. А в 1849 году прославленный зодчий умер будучи практически нищим.

Андрей Штакеншнейдер — от простого чертежника до любимого архитектора Николая I

Мариинский дворец. В настоящее время — место заседаний Законодательного собрания Санкт-Петербурга./Фото: petersburglike.ruМариинский дворец. В настоящее время — место заседаний Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Андрей Штакеншнейдер начинал свой путь с должности чертежника в Комитете строений. Сначала он участвовал в доработке Исаакиевского собора вместе с Монферраном, а позже получил первый собственный заказ — реконструкцию дворца графа Бенкендорфа. По рекомендациям последнего услугами зодчего стали пользоваться не только высокопоставленные жители Петербурга, но и сам император Николай I. 

Штакеншнейдер построил Ново-Михайловский и Николаевский дворцы для сыновей императора, реконструировал залы Зимнего дворца и Малого Эрмитажа. Еще одним значимым проектом зодчего стал Мариинский дворец, построенный для старшей дочери Николая I. Сегодня в этом здании находится Законодательное собрание Санкт-Петербурга. 

Николаевский дворец в Санкт-Петербурге в 19 веке, литография по рисунку И. Шарлеманя. После революции перешёл в распоряжение профсоюзов, которые переименовали его во «Дворец Труда». Помещения, некоторые из которых сохранили первоначальную отделку, ныне сдаются в аренду коммерческим структурам. Санкт-Петербург, Россия. Ансамбль Дворцовой набережной. Дом № 18 (Ново-Михайловский дворец). Дворец считается третьей крупной великокняжеской резиденцией, возведённой по проекту зодчего,  памятник архитектуры федерального значения. Сейчас здесь располагаются Институт Истории Материальной Культуры РАН и Институт восточных рукописей РАН.

Резиденции, построенные для членов императорской семьи, были оснащены по последнему слову техники — водопроводом, канализацией, телеграфом и гидравлическим лифтом. 

Штакеншнейдер был ярым поклонником эклектики, в его сооружениях переплетается сразу несколько стилей, в том числе барокко, рококо и неоренессанс.Вот, например, дворец Белосельских-Белозерских; Сергиевский дворец — дворец в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой.
Автор проекта — архитектор А. И. Штакеншнейдер, осуществивший строительство в стиле так называемого «русского необарокко». В 1884 году дворец перешёл во владение брата Александра III, великого князя Сергея Александровича.

Еще работы в Санкт-Петербурге:

- часовня на Николаевском мосту, освещённая в честь св. Николая Чудотворца (1853—1854). Правда в 1930 году часовня была снесена по ходатайству общества «Старый Петербург — Новый Ленинград» (предполагалось на освободившемся месте установить памятник лейтенанту Шмидту). Гранит разобранной часовни был использован при ремонте набережной канала Грибоедова у Львиного моста.
- некоторые из зданий придворного ведомства.
- на Каменном острове архитектор занимается переделками в Каменноостровском дворце, перестраивает дачу Долгорукого (арх. Шустов С. Л.), приобретенную П. Г. Ольденбургским. В 1835 по его проекту на Каменном была построена дача актера Женьеса, в 1836-1838 гг. — дача Званцовых. В 1834 году Штакеншнейдер выполнил проект перестройки дачи М. И. Мордвинова.
Работы в Петергофе:
Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат:
планировка двух пейзажных парков — Колонистского и Лугового
- Царицын и Ольгин павильоны в Колонистском парке
- павильоны «Озерки» и Бельведер в Луговом парке.
- Собственная Его Величества дача.
- Церковь Святой Троицы на Собственной даче.
- загородный дворец Марии Николаевны в Сергиевке.
- дворец, две оранжереи и дом садовника в Михайловке (фото дворца Великого Князя Михаила Николаевича. Март 2017 года).
дворец и павильон Renella в Знаменке, правда в 1857—1859 годах дворец был ещё раз полностью перестроен по проекту архитектора Г. А. Боссе.
- Сегодня Знаменка с воздуха.- Львиный каскад, 1854—1857 годы.
в 1842—1843 годах в парке Александрия он строит Фермерский дворец, а также пристраивает к Коттеджу (1826—1829, арх. А. А. Менелас) столовую с Мраморной террасой.
Другие постройки:
- в Царском Селе памятник великой княгине Александре Николаевне;
- в Сергиевской пустыни близ Стрельны — церковь-усыпальница графа Г. Г. Кушелёва (сына);
- в Гостилицах, Петергофского уезда — дом графа Потёмкина; считайте утерян.
- в Низино, Петергофского уезда — Церковь святой мученицы царицы Александры. (вот такой была до восстановления) и дворец «Бельведер»;
- в Таганроге — дворец Ахиллеса Алфераки;
- в Ореанде, в Крыму — дворец императрицы Александры Фёдоровны и прочее;
- в Павловске — Гостиный двор (фото 1948 года). На сегодняшний день идет реконструкция.

Сильвио Данини — последний зодчий при дворе императорской семьи

Особняк Кокорева./Фото: tsarselo.ruОсобняк Кокорева.

Сильвио Данини стал придворным зодчим при Николае II после того, как успешно перестроил Знаменскую церковь в Царском селе.
Данини работал преимущественно в стиле модерн. Главными проектами в его карьере стали реконструкция правого корпуса Нового Царскосельского дворца под покои монарха, а также создание прилегающей к нему садово-парковой зоны.

Кроме этого, декоратор брал заказы от петербургской знати. Например, его авторству принадлежит усадьба Кокорева в Пушкине, где с 1958 года базировался один из корпусов Сельскохозяйственного института. 

Данини пережил императора. Несмотря на приближенность к императорской семье, он избежал репрессий. В 1920-х и вплоть до начала 1940-х гг. архитектор жил и работал в Ленинграде. Он не остался в стороне от архитектурных исканий нового времени. В 1926 г. им было спроектировано и построено в авангардных формах здание пожарного депо ГРЭС «Красный Октябрь» в Петербурге. Правда, выглядит сегодня здание не лучшим образом.

Скончался Данини в 1942 году в блокадном Ленинграде.

Картина дня

наверх