На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 172 подписчика

Свежие комментарии

  • Nana Абраменко
    как они похожи на людей (или люди на них 😂😂😂)Неудачные моменты
  • Валерий Протасов
    Город и социум - правильное соотношение.Московские прогул...
  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Юлечка. Москва и должна быть на высоте. Все-таки это столица нашей Родины.Московские прогул...

Софийский собор Великого Новгорода: Завораживающая архитектура

Величественный Софийский собор, главный храм Великого Новгорода, завораживает своей мощью. Словно каменное воплощение русского богатыря, стережет он покой города.

Со дня своего основания собор, иначе еще называемый Софией Новгородской или Святой Софией, является городским символом.

Выстроенная в середине 11-го века князем Владимиром Ярославичем София Новгородская – единственный храм тех времен, сохранившийся в России.Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: византийскийКаменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году.

Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир.  Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.

Шестиглавый пятинефный Софийский собор в Новгороде был построен в 1045-1050-х годах византийскими мастерами, работавшими до этого над возведением киевской Софии.

К этому времени в Киеве уже возвышался Софийский собор, возведенный в византийском стиле. Может показаться, что храм в Новгороде во многом повторяет киевский образец. Это отчасти верно: ведь в первой половине XI века традиции возведения сооружений из камня еще не сложились. Вероятно, князь Владимир Ярославич пригласил мастеров-каменотесов из Киева или даже из самого Константинополя.Строительные материалы и техника смешанной кладки из камня и плинфы практически аналогичны киевским сооружениям. Кладка скреплена цемянкой – розовым известковым раствором, замешанном с толченым кирпичом.

Оба храма пятинефные, с галереями и лестничными башнями, обширными хорами. Однако традиционная крестово-купольная система в новгородском Софийском соборе была дополнена приделами, основой которых послужили три уже существовавшие небольшие часовни. Зодчие объединили их в единый храмовый комплекс, связав дополнительными галереями.

Эти архитектурные объемы стали отличительной чертой облика Софии Новгородской.Они определили высоту сводов храмового ядра, способ перекрытия кровли. Необходимость увязки уровней всех построек, объединяемых в одно здание, обусловила надстройку стен, возведение опорных арок (акбутанов).

Вынужденное увеличение высоты хоров, подкупольных пространств и других объемов собора были неканоничными для византийской и киевской церковной архитектуры. Эти вытянутые в высоту пропорции в дальнейшем стали отличительной чертой собственно новгородского храмового зодчества.

Внутренние стены Софийского собора заполнены голосниками – специально изготовленными сосудами из керамики.Их расположение тщательно продумано. Отверстия большинства голосников направлены во внешнее пространство, но некоторые сосуды обращены горловинами вовнутрь. Благодаря такому чередованию в большом объеме храма обеспечена прекрасная акустика, при этом исключается эхо.

Голосники имеют еще одно предназначение: сферическая форма придает сосудам особую прочность, а поскольку они пустотелые, вес купола значительно уменьшается. Соответственно, снижается нагрузка массивной конструкции на опорный барабан, несущие арки и кирпичные своды.Храм имеет пять куполов, шестой венчает лестничную башню, которая находится в западной галерее к югу от входа. Они выполнены в форме, напоминающей древнерусские шлемы.

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа (впервые позолоченного еще в XV в.)По преданию, присев отдохнуть на возвышающийся крест, птица увидела мучения новгородцев, на которые их обрек Иван Грозный, прислав сюда своих опричников. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Согласно легенде, Новгород будет существовать до тех пор, пока его крылатый символ не улетит.

 Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. 16 ноября 2004 г. в Москве в Храме Христа Спасителя состоялась торжественная церемония передачи креста с главного купола новгородского храма Святой Софии.
Православную реликвию доставил в Москву Министр обороны Испании Хосе Боно.
18 ноября 2004 г. крест был отправлен в Новгород и установлен в одном из приделов Софийского собора.
В 2005 г. в Новгороде была изготовлена копия купольного креста, которая была передана испанской стороне.Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

Звонница Софийского собора была возведена в XVII веке.

На нее можно подняться и обозреть с высоты живописные окрестности. Здесь периодически проходят выставки колоколов.Внутри Новгородской крепости неподалеку от одноименного собора находится Софийская звонница. Имеет статус памятника архитектуры 15 века, повторение которого на Руси практиковалось лишь дважды. Софийская звонница в 1937 году.

Мелодичный звон колоколов звонницы Софийского собора каждый день разносится далеко по новгородским просторам.Во времена Великой Отечественной войны звонница значительно пострадала от авиабомбы, попавшей в домик.

В августе 1941 года возникла угроза захвата Новгорода фашистами. Местные власти приняли решение переправить три больших колокола на другой берег Волхова для дальнейшей эвакуации. Благовесты погрузили на баржу.После отплытия в судно попала бомба, и оно вместе с ценным грузом пошло ко дну. Два больших колокола местные жители закопали в грунт. Звонница после разрушения. Фото 1945 года.

В 1948 году звонница была восстановлена. Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются.Софийский собор в оккупированном НовгородеСофийский собор после освобождения от оккупантов в 1944 году

С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. Звонница после реставрации 1945-1949 годов. Фото середины 1970-х годов.

В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны.На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.

Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.

Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.

В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.

Домик при звоннице за последние столетия значительно изменился.Скорее всего, его построили в первой половине XVII века, и он был одноэтажным. Известно, что в XIX веке в домике жили звонари и сторожа Софийского собора. Изначально окна в здании были гораздо уже современных. Часть оконных проемов во время перепланировки была заделана.

Софийский собор в Новгороде - это – первый каменный храм на северо-западе Руси, ставший сакральным центром средневекового Новгорода. Новгородский храм меньше киевского по размерам, но более массивен по пропорциям.

Изначально стены Софии не были оштукатурены, демонстрируя подлинный цвет красноватого камня и кирпича.

В интерьере собора частично сохранились фрески XI-XII веков.

Западный фасад храма украшают бронзовые Магдебургские (или Корсунские) врата, выполненные в середине XII века немецкими мастерами.

Магдебургские врата

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно.

Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы.

В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.Врата дважды пытались вывезти из Новгорода: в начале XVII века шведы (город был оккупирован с 1611 по 1617 год) и в середине XX века нацисты (город был оккупирован с 1941 по 1944 год)

К сожалению, следует отметить, что быстрое продвижение вермахта к Новгороду в начале войны не дало возможности провести эвакуацию всех софийских вещей. Успели эвакуировать лишь ценнейшее собрание предметов древней ризницы, а также врата, которые были вывезены на Урал. Всё остальное вещевое убранство: иконостасы, иконы, паникадила, резные места — оказались в руках врага. Можно посчитать почти чудом тот факт, что в условиях крайней неразберихи с эвакуацией музейных экспонатов из Новгорода в июле-августе 1941 года врата из Софийского собора удалось вывезти в глубокий тыл. А ведь на их поиск гитлеровцами были брошены немалые силы!

Если бы не подвиг новгородских музейных работников, кто знает, быть может, они разделили бы трагическую судьбу Янтарной комнаты.

После окончания войны они вновь вернулись в Новгород и с тех самых пор город не покидали. В начале 1950-х гг. их вновь уста­новили на западном портале Софийского собора.

Росписи храма

Первоначальное внутреннее убранство храма сохранилось лишь частично. В Мартирьевской паперти можно увидеть изображение Святых Константина и Елены, датируемое XI столетием.

В XII веке Софийский собор был расписан полностью. Грандиозные, более трех метров в высоту, фигуры пророков в простенках центрального барабана, изображения святых и орнаментальные мозаики в алтарной части, выразительный полуфигурный деисус в южной галерее - это почти все, что сохранилось сегодня от былого великолепия.Роспись Святые Константин и Елена. Вторая половина XI в. Изображение воспроизводится по изданию: Русь. История и художественная культура X–XVII веков. М.: Искусство — XXI век, 2003.

СВЯТЫНИ

Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века.

Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом.

Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.

Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.
Икона Софии Премудрости Божией
Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского

В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Софийский собор на купуре 5 рублей. Образец 1997 годаКПД - конверт первого дня гашения, т.е. гашения в день выхода марки в почтовое обращение. В честь юбилея Собора.

Картина дня

наверх