На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А вот если бы вы ссылки еще в конце делали на 1, 2, 3 и т.д. часть было бы здорово...Страницы нашей ис...
  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...

Великие истории любви. Ангел-хранитель Михаила Врубеля

Слева – Н. И. Забела-Врубель, 1897. Справа – М. Врубель. Царевна-Лебедь, 1900 | Фото: wroubel.ru
Слева – Н. И. Забела-Врубель, 1897. Справа – М. Врубель. Царевна-Лебедь, 1900 

До знакомства с выдающейся оперной певицей Надеждой Забелой у Врубеля были романы, но ни одни из них не привел к браку. В начале 1896 года Михаил Врубель познакомился со своей будущей женой — оперной певицей Надеждой Забелой. Он сделал предложение едва ли не в тот же день, и Забела согласилась. Надежда стала для него музой, женой и ангелом-хранителем, оберегающим его до последних дней жизни. Она вдохновила его на создание множества работ, в том числе и самой загадочной – «Царевны-Лебеди», и пыталась сделать невозможное – спасти от безумия.
Н. И. Забела-Врубель в спектакле *Царская невеста* 
«Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь T. С. Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный».
Надежда Забела 
Михаил Врубель и Надежда Забела, 1890- е гг. | Фото: wroubel.ru
Михаил Врубель и Надежда Забела, 1890- е гг. 


Они познакомились в Русской частной опере Саввы Мамонтова, на репетиции спектакля. Это была любовь с первого взгляда, он предложил ей руку и сердце спустя два дня после знакомства. «Другие певицы поют, как птицы, а Надя поет, как человек», – сказал художник. «Голос ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок. И сколько любви было в этом пении! Душа сказки сливалась в нем с душой человека. И какой облик! Чудо чудное, диво дивное!» – говорил о Забеле композитор М. Гнесин. Летом 1896 г. Забела и Врубель обвенчались в Женеве.М. Врубель. Слева – Н. И. Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н. А. Римского-Корсакова Садко, 1898. Справа –  Портрет Н. И. Забелы-Врубель в летнем туалете ампир, 1898 | Фото: vrubel-world.ruМ. Врубель. Слева – Н. И. Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н. А. Римского-Корсакова Садко, 1898. Справа – Портрет Н. И. Забелы-Врубель в летнем туалете ампир, 1898


Надежда Забела была любимой исполнительницей Н. Римского-Корсакова: специально для нее он написал партию Марфы в опере «Царская невеста», она исполнила главные партии в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Демон» и «Евгений Онегин». Врубель сопровождал ее на всех репетициях и спектаклях, подсказывал нюансы трактовки образов, создавал эскизы театральных костюмов. «Единственное, чем он жил, была музыка, – писал художник С. Судейкин. – Символом, идеальным выразителем прекрасного для него оставалась Надежда Ивановна». М. Врубель и Н. И. Забела-Врубель, 1900-е гг.Н. И. Забела-Врубель, 1900 г.

Художник часто писал портреты жены, она вдохновила его на создание знаменитой картины «Царевна-Лебедь», хотя портретного сходства в этом случае нет. Н. Римский-Корсаков по сюжету «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина написал оперу, главную партию в которой исполнила Надежда Забела. Вдохновленный ее исполнением, Врубель написал одну из самых загадочных своих работ. Огромные глаза Царевны-Лебеди полны печали, тревоги и словно предчувствия беды.
Н. И. Забела-Врубель
Сценический облик Забелы в этой роли был таким же, как на картине: «Ее Царевна-Лебедь, также запечатленная Врубелем на полотне – это видение, созданное народной фантазией. Одухотворите эти кристально чистые звуки светлым чувством и весенней девичьей нежностью – и вы, быть может, услышите и увидите ту Царевну-Лебедь, какой была Забела и какой впоследствии эта Царевна не была уже ни у одной из исполнительниц», – писали после спектакля.
Слева – Н. И. Забела-Врубель в роли Снегурочки. Справа –  М. Врубель. Снегурочка, 1890 | Фото: wroubel.ru и muzei-mira.com
Слева – Н. И. Забела-Врубель в роли Снегурочки. Справа – М. Врубель. Снегурочка, 1890
В 1901 г. у них родился сын Савва, однако счастье омрачало наличие у него врожденного порока – заячьей губы. Из-за этого у художника началась глубокая затяжная депрессия, что стало толчком к развитию душевной болезни. Ее симптомы проявлялись и раньше, но болезнь ребенка их усугубила. Врубель написал портрет своего маленького сына,родившегося с заячьей губой , причем живописец изобразил своего отпрыска, даже не пытаясь скрыть врожденный порок.
В 3-хлетнем возрасте малыш скончался от пневмонии, что окончательно подорвало психическое здоровье Врубеля.
М. Врубель. После концерта. Портрет Н.И. Забелы-Врубель у камина в платье, исполненном по замыслу художника, 1905 | Фото: culture.ru
М. Врубель. После концерта. Портрет Н.И. Забелы-Врубель у камина в платье, исполненном по замыслу художника, 1905
С тех пор долгое время Врубель проводил в психиатрических клиниках, но жена не теряла надежды и пыталась облегчить его состояние всеми возможными способами. Зная о том, как на него действует ее пение, она привозила в больницу аккомпаниатора и пела для мужа. Она старалась не выдавать своего беспокойства и поддерживала художника до последних дней. Именно поэтому Надежду Забелу называли ангелом-хранителем Врубеля. Он пытается противостоять болезни и когда она его немного отпускает- много и плодотворно работает. В 1906 году художник ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика. Женщина проявляла необычайную стойкость, хотя ей довелось перенести немало: смерть ребенка, болезнь матери, смерть отца, безумие и гибель мужа. 
Слева – Н. Забела в роли Ольги в опере Н. Римского-Корсакова *Псковитянка*. Справа –  Н. И. Забела-Врубель в спектакле *Садко*| Фото: wroubel.ru и chtoby-pomnili.com
Слева – Н. Забела в роли Ольги в опере Н. Римского-Корсакова *Псковитянка*. Справа – Н. И. Забела-Врубель в спектакле *Садко*
Михаил Врубель умер в 1910. Потом из-за банкротства Мамонтова закрылась частная опера. В Большой театр Надежду не приняли из-за боязни конкуренции, и с большой неохотой взяли в труппу Мариинского театра, но петь в оперных спектаклях ей приходится все реже и реже. Выручали сольные концерты, которые проходили с неизменным успехом, и преподавательская работа… Несмотря на бурное развитие грамзаписей, Надежда только дважды записала свой голос. В наше время в бахрушинском музее хранится одна подлинная пластинка с записью «колыбельной» Волховы из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Надежда Ивановна Забела- Врубель ненамного пережила своего супруга. 20 июня 1913 года в Петербурге состоялся её последний концерт. Ночью она скончалась. Ей было всего 45 лет. В соответствии с медицинским заключением причиной ее смерти было самоубийство.
Н. И. Забела-Врубель в спектакле *Садко*| Фото: chtoby-pomnili.com
Н. И. Забела-Врубель в спектакле *Садко*

К сожалению, даже любимая женщина не смогла спасти художника от болезни и смерти.
«Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятки XIX века как на «эпоху Врубеля».
Александр Бенуа, художник 
Похороны Врубеля
Похоронены супруги в общей могиле под черной мраморной балюстрадой в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище (участок 19). Внимание! В Санкт-Петербурге есть своё Новодевичье кладбище, просьба не путать с Новодевичьем кладбищем в Москве.

Картина дня

наверх