Заброшенный канал между Енисеем и Обью
Подавляющее большинство российских судоходных каналов находится в Европейской части страны. Но когда-то и в Сибири функционировал рукотворный водный путь, который соединял Обь и Енисей. Сегодня мы расскажем об Обь-Енисейском, или Кеть-Касском канале, который был заброшен в середине прошлого века, но до сих пор обозначен на картах и хорошо виден на космоснимках.
Кеть-Касский, или Обь-Енисейский канал, располагается в приграничных районах Томской области и Красноярского края. Канал проходит по низменной заболоченной местности и соединяет реку Кеть (правый приток Оби) с рекой Кас (левым притоком Енисея). Протяженность самого канала составляет 8 километров, остальная часть водного пути проходит по небольшим таежным рекам.
Водный путь из Оби в Енисей начинался в истоке реки Кеть. Далее суда шли вверх по течению, проходя реки Кеть, Озерная, Ломоватая, Язевая и попадали в озеро Водораздельное. Озеро с рекой Малый Кас соединяет рукотворный канал длиной 8 километров. Малый Кас уже принадлежит к бассейну Енисея и является притоком реки Кас (или Большой Кас), которая впадает в Енисей.
Интересно, что идея постройки канала, который бы соединил бассейны рек Обь и Енисей, возникла еще на рубеже XVIII-XIX веков. Но в тот период строительство канала в труднодоступной заболоченной местности оказалось невозможным.
И лишь в 1883 году нашлись средства на сооружение канала, а к началу 1890-х годов он уже был построен и по нему прошли первые суда. Правда, небольшие сибирские реки и сам канал были довольно мелководны, поэтому по Обь-Енисейскому пути могли ходить далеко не все суда.
В период половодья канал мог обслуживать суда водоизмещением до 80 тонн, а в остальное время не более 8 тонн и допускал проход судов с осадкой не более 1,25 метра. К тому же суровый сибирский климат ограничивал период навигации по Обь-Енисейскому каналу всего до 3,5 месяцев.
После открытия планировалась дальнейшая модернизация, расширение и углубление канала, строительство дополнительных шлюзов. Но постройка Транссибирской магистрали существенно понизила роль канала как перспективной транспортной артерии региона, и на его усовершенствование уже не нашлась нужная сумма.
Затем началась Первая мировая война, Гражданская война, и ни о каких достройке и углублении канала речи уже не шло. Известно, что еще в 40-х годах прошлого века по Обь-Енисейскому каналу проходили пароходы и катера, но уже в середине века канал был заброшен.
На строительстве Обь-Енисейского канала почти все сооружения были сделаны топором, лопатой и кувалдой
Вот такими людьми, большая часть из которых, как пишет сегодняшний ислследователь - староверы.
Для прохода небольших судов канал был открыт в 1891 году. Дальнейшие работы по строительству приостановили по различным причинам. Первая из них – это, конечно же, нехватка финансов. А вот вторая, стала причиной первой. Если обратиться к истории, то в одно и то же время со строительством канала была запущена Сибирская железная дорога – мощный участок Транссибирской магистрали. Ну, а третья причина была очень печальной. Мирные планы развития страны разрушила Первая мировая война. Хотя, еще в 1911 году планировалось расширение канала.
В 1918 году белогвардейцы попытались пройти на своих речных судах по каналу до Енисея, но шлюзы были настолько узкими, что солдатам пришлось разрушить и шлюзы и дорогу, идущую вдоль канала. Вот так он выглядит сегодня.
"Много лет изучаю этот район. Водный путь использовался для продвижения на восток задолго до строительства канала. Не в одном источнике (а работал я в архивах Енисейска и Томска). Ничего там не затоплено. Наоборот, когда средств не хватило, шлюзы были построены зауженными. Поэтому он (канал) и не справлялся со своей задачей в полную силу. Сохранились остатки поселений строителей. Существуют карты начала XVII века тех мест. Собственно они и помогают в поисках. Озеро Водораздельное не рукотворное, а природное. Подобное место есть в другом районе, которое можно встретить в литературе (Маковский волок).
Позднее, в 1980-х годах, в район канала были направлены гидрологи и инженеры для изучения местности и определения целесообразности возрождения канала. Но наземные экспедиции и детальная аэрофотосъемка вынесли неутешительный для канала вердикт: сооружение водного пути в труднодоступной, практически необитаемой, заболоченной местности было признано не целесообразным.
До сих пор гидросооружения выполняют свою работу. Но людям она уже давно не нужна
Сегодня о нем почти никто не вспоминает, и лишь немногочисленные местные жители, краеведы и туристы-водники знают о его существовании. Кстати, любители путешествий по диким местам с интересной историей частенько включают прохождение канала в свои маршруты.
По поводу боёв - если коротко. Небольшая группа белогвардейцев пытаясь остановить преследовавших их партизан, подожгла первый шлюз - Ломоватый. Следы пожара до сих пор заметны. В районе Марьиной Гривы проходили бои. Командовал партизанским соединением Конных. По планам, нарисованным самим Конных, в 1988 году, места сражений были найдены. Чисто по терминологии может и корректно их назвали партизанами, но партизаны эти явно были не за красных, как подумали большинство, те партизаны были из зелёного движения и били одинаково что белых что красных.
Это пропаганда потом так историю обезобразила в свою пользу власти. Оставшихся "партизан" загнали на каторгу.
Уже с весны 20-го года в области развернулось антибольшевистское движение, а к лету вся область была охвачена мятежами.
В 20-21 годах на территории Томской области действовало свыше 20-и антибольшевитских отрядов. Самое крупное - отряд Новосёлова (600 чел.); Олиферова - (более 600); Зиновьева - (до 250); Базаркина - 150); Монгашева = (120); Бокитько, Табашникова, Пильщикова, Пономарёва, Каменского, Корнилова,и т.д. Вот в это время и развернулись бои в области. Но это уже совсем другая история.А это вид зимойВ некоторых местах канал выгдядит вот так:
http://naenisee.ru/region/eniseyskiy/area/537
https://masterok.livejournal.com/4997268.html
https://www.marshruty.ru/Photos/Photos.aspx?AlbumID=66e6b53c...
https://sibreporter.info/proshloe-i-budushchee-ob-eniseyskog...
https://etosibir.ru/ob-enisejskij-kanal/
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии