На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера
  • Светлана Митленко
    Творческий человек ведь не  только создает руками. А как например быть с композиторами? Как с писателями? Они же не р...Иллюзорные галакт...

Дом чаеторговца Высоцкого

Дом ВысоцкихФото Ю.ЗвездкинФото Ю.ЗвездкинаФото Ю.Звездкина

Дом Высоцких  расположен Огородная Слобода, 6. Архитектор Роман Иванович Клейн (автор проекта музея им.А.С.Пушкина и ЦУМа),  1900-1901 гг.

Асимметрия, разновеликие объемы здания, увеличенные полукруглые окна, да и просто время постройки многих наводят на мысль о модерне. Но все же дом Высоцких относится к стилю, в России отлично уживавшемуся (и частично перемешавшемуся) с модерном: эклектике, историзму. Он вошел в моду раньше модерна – примерно со второй четверти XIX века. К рубежу XIX-XX веков благополучно миновал «псевдовизантийский» этап (так строил, например, Константин Андреевич Тонн (Большой Кремлевский дворец, Храм Христа спасителя, Московский и Петеребургский вокзалы). И устремился к отечественной традиции: строить стали в псевдорусском стиле (ГУМ, Исторический музей). Но историзм Романа Клейна – особый. Клейн стилизует под  средневековую или раннебарочную Европу. Вспомним тот же «готический» ЦУМ, напоминающий крепость.Ну а дом Высоцких – стилизация под французские шато первой половины XVII века, в стиле Людовика XIII, с их  высокими раздельными кровлями и мансардными окнами, а также укрупненной рустовкой углов. Кстати, асимметрия и разновеликие объемы для раннебарочных дворцов в стиле Людовика XIII тоже характерны. В итоге дом Высоцких похож на картинку из сказки про кота в сапогах и маркиза Карабаса.Этот чудесный особнячок заказал Клейну чаеторговец Давид Высоцкий (глава фирмы «В. Высоцкий и Ко», основанной его отцом, Вульфом Высоцким, потомственным почетным гражданином Москвы и поставщиком Двора Его Императорского Величества). Чаеторговая фирма Высоцких, закупавшая чай в Индии, на Цейлоне, в Китае и на острове Ява, была одной из ведущих в России: одних только развесочных фабрик – 6, а еще 77 магазинов по всей России, чистая прибыль более 2 миллионов рублей в год!Предприниматели иудейского вероисповедания, Высоцкие, как было принято на рубеже XIX-XX веков, много занимались благотворительностью, но на свой лад. На деньги Вульфа Высоцкого основан  Политехнический институт в Хайфе. Давид пожертвовал немалые средства на отделку зала московской Хоральной синагоги и первые кибуцы в Палестине.С Давидом Высоцким приятельствовал и, следовательно, часто приходил в этот дом  художник Леонид Осипович Пастернак. А его сын, молодой Боря Пастернак, здесь же, на втором этаже давал Иде Высоцкой (дочери Давида), по его собственному выражению, «нерегулярные уроки неведомо чего.  … В доме оплачивали мои беседы на самые непредвиденные темы … Странная мешанина из отжившей метафизики и неоперившегося просвещенства».Л.О.Пастернак. «За чашкой кофе. Портрет Цейтлина и Высоцкого»Л.О.Пастернак. «За чашкой кофе. Портрет Цейтлина и Высоцкого»Леонид Пастернак. Портрет сестер Иды и Елены Высоцких, 1906. Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря,1910Ида ВысоцкаяБорис Пастернак с отцом Леонидом Осиповичем, матерью Розалией Исидоровной и братом  АлександромБорис Пастернак с отцом Леонидом Осиповичем, матерью Розалией Исидоровной и братом  Александром

Молодые люди были слишком молоды, а Ида слишком красива. Дело кончилось страстной влюбленностью Пастернака. «О своем чувстве к В-й, уже не новом, я знал с четырнадцати лет. Это была красивая, милая девушка, прекрасно воспитанная и с самого младенчества избалованная старухой француженкой, не чаявшей в ней души. Последняя лучше моего понимала, что геометрия, которую я ни свет ни заря проносил со двора ее любимице, скорее Абелярова, чем Эвклидова. И, весело подчеркивая свою догадливость, она не отлучалась с наших уроков. Втайне я благодарил ее за вмешательство. В ее присутствии чувство мое оставалось в неприкосновенности».

Оно (чувство) оставалось в неприкосновенности четыре года, после чего Борис решился и сделал любимой предложение. Которое было отвергнуто. И тем не менее молодые люди продолжали видеться вплоть до замужества Иды (вполне удачного) в 1917 году. Она вышла за банкира Эммануила Леонтьевича Фельдзера…

После революции Высоцкие эмигрировали, и тоже довольно удачно:  значительная часть их  капиталов лежала в Европе или была вложена в дело там же. Таким образом, Давид сумел продолжить свой бизнес в Европе и Палестине.  Израильская фирма «Wissotzky Tea» существует до сих пор. У нее даже фирменный знак не изменился: кораблик с распущенным парусом. Редкий случай московской семьи, которую потрясения начала XX века словно и не коснулись. Хотя как сказать… Все-таки один из пятерых детей Давида Вульфовича – Александр остался в СССР и был расстрелян в 1937-м. Это был единственный член семьи, увлеченный идеей обустройства жизни на родине (остальные Высоцкие, живя в России, духовно с ней и связаны-то, кажется, не были, их интересы всегда устремлялись куда-то больше во вне). А вот Александр был по уши в русской политике. Эсер, член Всероссийского Учредительного собрания, гласный Петроградской городской думы… Эмигрировать с семьей он, конечно, не захотел (как, допустим, даже в голову не пришло эмигрировать Пастернаку). За что и поплатился. Выходит, безопаснее (и, кто-то скажет: мудрее), если у тебя, конечно, есть выбор, заботиться об устроении кибуцев, о России не беспокоиться и вовремя распустить парус. Просто это, видимо, не всем подходит. Уж Борису Леонидовичу Пастернаку точно не подходило, и ему тоже потом досталось, как известно. И величия, и славы, и несчастий – всего полной мерой. Такая вот грустная и поучительная история…С приходом к власти большевиков в 1917 году все предприятия семьи Высоцких были национализированы, как и роскошный особняк в Огородной слободе, 6. Фабрики влились во вновь образованное гособъединение "Центрочай", а в дом вселился сначала "Клуб Московского Окружного Союза Работников Связи", а после него "Всесоюзное общество старых большевиков" – нынче Дворец творчества детей и молодежи. Для своих нужд новые хозяева еще в 30-х расширили особняк: со стороны Огородной слободы левое крыло нарастили вторым этажом, а со стороны двора сделали к особняку пристройку – надо отдать им должное, довольно деликатную. И все же первоначальный замысел Клейна искажен, и «французское шато» утратило свои «игрушечную» компактность, схожесть со шкатулкой. После национализации имущества Высоцких в доме разместилось Всесоюзное общество старых большевиков. Садик превратили в  сквер, поставив там колонны и памятник Сталину. После ликвидации общества, в 1936 году, по предложению Н. К. Крупской особняк был отдан под размещение городского Дома пионеров.  Этот переезд нанес особняку значительный урон. В старых интерьерах начали убирать прежний декор и все делать наново, соответственно, в более упрощённом виде. Памятник Сталину заменили на памятник Ленину, но он до наших дней не сохранился. Но зато поставили другой. Не совсем привычный, поскольку памятник отображает молодого Ульянова гимназиста.В 2008 году с памятяником случилась беда: сильный ветер сломал большую ветку тополя, она упала на памятник и сильно его повредила: у памятника откололась голова.
Ленина отреставрировали и через год поставили на старое место. Но если вглядеться, то видно, что голова приделана...
Переустройство и новое оформление помещений особняка для размещения дома пионеров провели архитекторы К.С. Алабян, А.В. Власов и И.И. Леонидов. В росписи интерьеров, изготовлении мебели и декорировании интерьеров участвовали художники П.Я. Павлинов, Н.М. Чернышев, Г.И. Рублёв, Л.А. Бруни и В.А. Фаворский. Однако уже в конце 1930-х годов многие помещения были вновь переоформлены мастерами Палеха.Фото Дома пионеров 1954 год. Обратите на памятник внимание.

Зато внутри сохранились некоторые интерьеры, особенно хороша лестница. Московский Дом пионеров находился в этом доме вплоть до своего переезда в 1962 году в новое здание на Воробьевых горах. С 1962 года, когда Московский Дом пионеров переехал в новое здание, здесь находился Дом пионеров Бауманского района, получивший имя Н.К. Крупской. Но попасть внутрь не слишком просто, если вы не ребенок и не молодежь, и не записаны в кружок.Со стороны Огородной слободы в 10-х годах ХХ века особняк выглядел такСо стороны Огородной слободы в 10-х годах ХХ века особняк выглядел так. Теперь на месте «игрушечной» мансарды – скучный второй этаж. Фото Ю.ЗвездкинаСо стороны двора сделана пристройка – довольно «вежливая», но геометрию и пропорции все равно исказившая. Фото Ю.ЗвездкинаИнтерьеры особняка Высоцких. Потолок. Фото А.ЕгоркинаИнтерьеры особняка Высоцких. Дубовые панели. Фото А.ЕгоркинаИнтерьеры особняка Высоцких. Дубовые панели. Фото А.ЕгоркинаИнтерьеры особняка Высоцких. Фото А.ЕгоркинаИнтерьеры особняка Высоцких. Лестница и Фрагмент “египетского” мраморного портала. Фото А.ЕгоркинаИнтерьеры особняка Высоцких.  Потолок. Фото А.Егоркина

В 1991 году Дворец пионеров был реформирован в Дворец детей и молодежи Центрального округа города Москвы. С 2002 года он называется "Дворцом творчества детей и молодежи". Но бόльшую часть занимает известный столичный коллектив - детская хоровая студия "Веснянка".Вид на дом со стороны сквера.Кстати, надо отметить, что ограда осталась родная.
https://drug-gorod.ru/ogorodnaja-sloboda-6-dom-vysockih/

 iledebeaute.ru/love

www.tea-terra.ru

il-ducess.livejournal.com

https://galik-123.livejournal.com/378296.html

Картина дня

наверх