На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    А.Ф. Керенский - революционер. Сильно хватили.Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Пожалуйста. Да, даже ежика пригрели. Енота можно, а чем ежик не наш енот?🤣 И поддероживаю все-все твои слова, обраще...Некоторые фото с ...
  • Светлана Митленко
    Пожалуйста, Верочка!Разгадка одного г...

«Летающий татарин» Рудольф Нуреев

17 июня 1961 года во время парижских гастролей Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский) советский танцовщик Рудольф Нуриев попросил предоставить ему политическое убежище.

Человек-легенда, человек-скандал — этот гений, кажется, весь состоял из противоречий и загадок. Мальчик, выросший в нищете, стал обладателем огромного состояния. Танцовщик, заставивший мир восхититься русским балетом, в жилах которого не было ни капли русской крови. Идеал мужества на сцене, демонстративно провозглашавший на весь мир о своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Рудольф Нуреев родился в поезде. К тому моменту, когда его отец, служивший в Маньчжурии, смог вызвать к себе жену и детей, Фарида Нуреева находилась на последних неделях беременности. Женщина не смогла выдержать 12 долгих дней дороги, поэтому маленький Рудик появился на свет под стук колес 17 марта 1938 года.
К концу жизни танцор был очень обеспеченным человеком, он даже владел островом в Средиземном море. Однако расточительность, свойственная некоторым богатым людям, была ему абсолютно чужда. Рудольф считал каждую копейку, поскольку слишком хорошо знал, что такое голод и нищета.

В семье Нуреевых росло четверо детей. Денег катастрофически не хватало: Рудик постоянно донашивал вещи сестер, а однажды, когда мальчик должен был идти в школу, у него не оказалось ботинок, поэтому матери пришлось нести сына в класс на спине.Желание связать свою жизнь с балетом возникло у Нуреева в 5 лет, когда мама впервые привела его на представление. Однако отца такая перспектива не обрадовала. Он был категорически против и всякий раз, когда заставал сына за танцами, тут же доставал ремень и устраивал ему порку. Но Рудольф сопротивлялся как мог и, несмотря на угрозы родителя, начал ходить в кружок народного танца.

В 11 лет талантливого мальчика заметила бывшая участница труппы Дягилева Анна Удальцова, ставшая его педагогом. А чуть позже он учился у Елены Вайтович. Именно эти две женщины убедили своего ученика поступать в Ленинградское хореографическое училище. Деньги на билет в Северную столицу Рудольф заработал сам уроками танцев.В 1955 году Нуреева приняли в училище, но в силу своего импульсивного и резкого характера он не раз оказывался на грани отчисления. Впервые это произошло буквально через неделю после начала занятий. Начинающий танцовщик не нашел общий язык с преподавателем и директором учебного заведения Шелковым и попросил заменить педагога! Как ни странно, ему пошли на уступки, и благодаря этому Рудольф оказался в классе Александра Пушкина, с которым у него сложились замечательные отношения.В 1958 году Нуреев окончил обучение и был зачислен в театр имени С.М. Кирова (в настоящее время — Мариинский театр). Руководство побаивалось брать хоть и талантливого, но слишком своенравного Рудольфа на зарубежные гастроли. Поездка труппы в Париж в 1961 году, как и многие другие, должна была пройти без него. Однако в самый последний момент принимающая сторона настояла на том, чтобы Нуреев приехал во Францию. Тогда еще никто не знал, что звезда советского балета не захочет возвращаться на родину.17 июня во французском аэропорту Ле Буржэ артисту сообщили, что его срочно вызывают в Москву для выступления в Кремле. После этих слов Рудольф за секунду принял решение, которое потрясло весь мир: он решил не возвращаться в Союз.

Увидев двух полицейских, танцовщик подошел к ним и сказал: «Я хочу остаться в вашей стране». Стражи порядка отвели его в специальную комнату и предупредили, что дадут около 40 минут, чтобы он мог в спокойной обстановке принять окончательное решение и подписать соответствующие документы. Естественно, все бумаги были на французском языке, их Нурееву перевела русская переводчица. Она же попыталась уговорить танцовщика немедленно сесть в самолет и полететь в Москву. На что он резко ответил ей: «Заткнись!» — и поставил подпись.Рудольф остался в Париже один, с 36 франками в кармане. Однако перспектива столкнуться с нищетой казалась ему более привлекательной, чем возвращение за железный занавес.

Первое время Нуреева пытались вернуть. Родные звонили ему и просили одуматься. Не добившись желаемого, отец отрекся от собственного сына. Спецслужбы угрожали артисту, мешали его карьере, но это было бесполезно, вся Европа была у ног гениального Рудольфа.Одной из самых ярких партнерш, танцевавших с Нуреевым, была прима-балерина лондонского Королевского балета Марго Фонтейн. Их совместная творческая жизнь началась в 1962 году в балете «Жизель» и продолжалась много лет. Есть мнение, что Марго и Рудольфа связывали не только рабочие и дружеские отношения, но и любовные. Хотя достоверных доказательств этому нет, к тому же артист был известен своей нетрадиционной ориентацией, а Фонтейн была замужем.25 лет Нуреев жил с датским танцовщиком Эриком Бруном до самой его смерти. Эти отношения не являлись тайной ни для кого, однако артиста сильно раздражало, когда журналисты пытались лезть в его личную жизнь, поэтому он старался свести общение с представителями прессы к минимуму.В 1989 году Нуреев впервые вернулся на родину. И, хотя он дважды выступил на сцене Кировского театра, мало кто из тех зрителей понимал, что перед ними — легендарная личность. Дело в том, что после побега танцора за рубеж страна предпочла поскорее забыть о нем и его неподобающем поступке. В 1992 году «летающий татарин» побывал в Казани по приглашению директора Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова. Карьеру танцовщика Нуриев к тому времени завершил, в Казани он дирижировал симфоническим оркестром в Концертном зале, а в Татарском театре оперы и балета встал за дирижёрский пульт в «Щелкунчике».Рудольф Нуриев в Казани. Р. Нуриев, художественный руководитель балета ТАГТОиБ им. Джалиля В. Яковлев, директор ТАГТОиБ им. Джалиля Р. Мухаметзянов

В 1983 году у Рудольфа обнаружили ВИЧ. Эта болезнь стала главной причиной его довольно ранней смерти. Танцовщик умер в возрасте 55 лет и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Оформлением могилы артиста занимался ведущий художник Парижской оперы Энцо Фриджерио. Зная страсть своего покойного друга к коллекционированию старинных ковров, он создал один из них на его могиле из мозаики.

Удивительная сила воли,  невероятная жажда жизни – так описывает Олег Ивенко (танцовщик, сыгравший роль Нуреева в фильме "Нуреев. Белый ворон") характер своего героя.

«Он хотел всего и сразу, без пауз, - говорит артист. - Очень опасная черта, если не чувствуешь грань дозволенного. Для Нуриева такой грани не было. Известно, что он не платил за себя в ресторанах, мог не вывести партнёршу на поклон… Но это был легендарный танцовщик, ещё в те времена делавший на сцене то, что никто не мог повторить, в том числе и технически. Хотя у него не было исключительных балетных данных, он умел прожить каждый момент на сцене. Нуриев был настолько одарённым, что предвосхитил своё время. Многие артисты только сейчас начинают осваивать его технику».  Олег Ивенко. Из личного архива Олега Ивенко

Перед началом съёмок Файнс, всегда добивающийся того, чтобы каждая деталь в его фильмах была идеальной, провёл массу репетиций. «Я пересмотрел много видео, фото Нуриева, изучаю воспоминания о нём, стараюсь выявить нюансы, прочувствовать эмоции, которые он испытывал, чтобы вжиться в каждую ситуацию, найти «своего» Нуриева, - говорит Олег Ивенко. – Нуриев был немного «диким»: волчий взгляд, жёсткие манеры, обескураживающая многих ехидная улыбка — это осталось в нём до конца жизни. Этот человек не перед каждым раскрывал свою душу. Близких людей у него были единицы. Это друзья в Ленинграде - Люба и Леонид, за рубежом - Клара Сент, которая убедила его остаться на Западе, балерина Марго Фонтейн, постоянная партнёрша Нуриева».  Для сравнения: Ивенко и Нуриев.

Споры о бегстве Нуриева на Запад не утихают до сих пор. Одни называют это «прыжком в свободу», другие - предательством.Чувствовал ли себя счастливым человек, которого не пускали на родину в СССР,  не видевший своих родных, умиравший от страшной болезни в полном одиночестве? Олег Ивенко отвечает на этот вопрос утвердительно. Нуриев был счастлив, когда получал то, что хотел. Однако рано или поздно за всё приходится платить. Трагедия Нуриева в том, что эта расплата застала его врасплох, когда он не был к ней готов. 

https://bravedefender.ru/letayushhij-tatarin-rudolf-nureev-10-faktov-o-legendarnom-tantsovshhike/

https://kazan.aif.ru/culture/person/75_let_so_dnya_rozhdeniya_rudolfa_nurieva_v_kazani_maestro_nosili_na_rukah

https://kazan.aif.ru/culture/person/letayushchiy_tatarin_russkiy_tancovshchik_o_semkah_v_filme_o_rudolfe_nurieve

Картина дня

наверх