На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 171 подписчик

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    А жизнь она именно такая, с загогулинами, а не прямолинейная и с широкой перспективой.Великие истории л...
  • Светлана Митленко
    Извините, дорогой Виктор Александров, мне это не интересно. Я не обязана интересоваться именно тем, что вы желаете мн...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! То, «что Вы никогда и в глаза не видели самолетов, зданий и взлетных полос» — это не моё личное умозак...Прогулки по Санкт...

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.13

Предыдущие темы по модерну внизц. Следующий на дом в стиле модерн расположен по адресу:

45. Скатертный переулок, дом 4 – Особняк Ал. А. Тарасова.
Это продолжение того же здания, что и в Медвежьем переулке, как бы 2 дома в одном здании.

В ансамбль входят конюшня и особняк, который представляет собой два хозяйских дома, объединенных друг с другом. До революции в одном из них проживал купец Аслан Тарасов, а в другом — его отец Александр.Особняк Ал.А. Тарасова в Скатертном переулке.

Здание, примыкающее к особняку Аслана Александровича Тарасова, построено в 1907 году по заказу его отца - Александра Аслановича (Афанасьевича) Тарасова. Внешним видом оно, скорее, напоминает доходный дом, однако это тоже особняк, выстроенный для личного проживания.
 
Дом построен по проекту архитектора Михаила Георгиевича Гейслера в духе смешения двух стилей - модерна и неоклассики. Это стилевое сочетание в полной мере отражает смену архитектурных предпочтений московских застройщиков в период с 1905 по 1910 годы.
Особняк Ал.А. Тарасова. Детали декора: скульптурные кронштейны эркера (слева вверху), пальметта (слева внизу), фигурный пилон въездных ворот (справа).
Особняк Ал.А. Тарасова. План первого этажа, арх. М.Г. Гейслер.
 
Объемно-пространственная композиция дома традиционна для модерна. В ней все подчинено требованиям функционала и комфорта. Очень необычно была выполнена пристройка заднего бокового объема с аркой в первом этаже. Причем арка представляла собой изгибающийся по окружности проезд на задний двор. Сегодня оценить этот нетривиальный прием планировки можно только по сохранившимся чертежам здания, т.к. арка застроена, а въезд во внутренний двор организован через ворота соседнего особняка, со стороны Медвежьего переулка. А о существовании въезда со стороны Скатертного переулка напоминает лишь сохранившийся фигурный пилон ворот.
Особняк Ал.А. Тарасова. Угловой эркер (слева) и вход в особняк (справа).
Особняк Ал.А. Тарасова. Балкон и майоликовое панно над ним.
 
Фасад здания частично облицован любимым архитекторами модерна керамическим «кабанчиком». С помощью него выделены места раскреповки: он покрывает выступы пилястр и углового эркера. Центр фасада смещен относительно его середины и акцентирован выступом карниза, симпатичным балконом эллиптической формы и майоликовым панно над ним красивого темно-синего цвета. Еще один безусловный атрибут модерна - ажурные металлические решетки, украшающие главный балкон и французский балкончик над входом в особняк. Это, пожалуй, все элементы стиля модерн.
 
Остальные же декоративные детали – картуши с гирляндами, пальметты над входом, кронштейны, межэтажная тяга с меандровым орнаментом, руст нижнего этажа и обрамления окон – являются отголосками античной архитектуры, типичными для языка неоклассицизма.
 
46. Мерзляковский переулок, дом 20, строение 1 – Доходный дом Ф.А. Александрова
Доходный дом Ф.А. Александрова в Мерзляковском переулке.
 
Этот дом, изначально трехэтажный, был построен в 1902 году архитектором Анатолием Александровичем Остроградским для доктора медицины, приват-доцента Московского университета, акушера-гинеколога Федора Александровича Александрова. Несмотря на некоторое сходство фасадной композиции дома с особняком, здание представляло собой типичный для центра Москвы доходный дом. В нем, кроме апартаментов владельца и помещений, отводившихся под его небольшую акушерско-гинекологическую частную клинику, имелось еще несколько квартир для сдачи внаем.
Доходный дом Ф.А. Александрова. Фотография 1960 года, демонстрирующая отличия с современным видом здания. На месте современного крайнего левого окна в первом этаже ранее располагался вход в приватную часть дома, предназначавшуюся для проживания доктора и его семьи.
 
Главный фасад здания изначально был полностью симметричен. С правой стороны, где сегодня организован парадный вход, располагался арочный въезд во двор. С левой стороны, симметрично ему, находился приватный вход в хозяйскую часть. Он переоборудован в оконный проем при перестройке 1960-х годов и впоследствии не восстановлен. В центре фасада находился вход в наемные квартиры. Он также заложен в 1960-х и не восстановлен. Парадная лестница этого общественного входа по традиции планировки московских доходных домов эпохи модерна была вынесена на фасад. Для ее освещения и создания декоративного акцента предусмотрено большое, вытянутое в высоту арочное окно. Для оформления верхнего света парадного вестибюля сделано овальное окно «бычий глаз», тоже очень характерное для модерна.
Доходный дом Ф.А. Александрова. Центральный ризалит с арочным окном, освещающим парадную лестницу, и круглым окном, предназначенным для формирования верхнего света парадного вестибюля.
 
Основная площадь стен лицевого фасада облицована матовым кремового цвета «кабанчиком», оштукатуренные поверхности и лепные элементы выкрашены приятного голубовато-зеленого оттенка краской. Фасад имеет богатую пластику. Вертикально он расчленен при помощи трех небольшого выноса ризалитов, подчеркнутых в силуэте выступами фигурных аттиков над карнизом. Горизонтальное деление осуществлено многочисленными тягами и межэтажными карнизами.
Доходный дом Ф.А. Александрова. Окно "бычий глаз".
Доходный дом Ф.А. Александрова. Детали декора: рельефное панно с ирисами и маками (слева вверху), майоликовое панно с бессмертниками (слева внизу), женский маскарон (справа).
 
Внешний облик дома очень выразителен и оригинален. Значительное оживление ему придает скульптурный декор, выполненный в пышных формах французского Ар Нуво. Различной формы обрамления окон, в том числе и массивный наличник «бычьего глаза» с гипертрофированным замковым камнем, «свисающие» с карниза пилястры, украшенные геометризованным рисунком, множество флоральных завитков, выполненных в духе рокайльного стиля, задумчивые женские маскароны, декоративное рельефное панно на наклонной полочке под центральным окном, изображающее цветущие ирисы и маки, - все это придает зданию неповторимый шарм.
 
Использована в оформлении здания и столь любимая модерном керамика. Под двумя боковыми окнами третьего этажа находятся майоликовые панно, составленные из абрамцевских изразцов в изумрудно-охристой гамме. Изразцы сделаны по эскизам М.А. Врубеля и изображают бессмертники.
Доходный дом Ф.А. Александрова. Декор окон и балконов.
Доходный дом Ф.А. Александрова. Фрагмент центрального ризалита (слева) и аттики (справа).
 
Еще один уникальный предмет декоративного убранства здания – металлические решетки с экспрессивным рисунком. Они украшают балконы второго и третьего этажа, аттики на крыше и вход в дом (бывшую арку). Прихотливые переплетения их завитков придают зданию особый парижский шик.
 
Как уже говорилось, дом подвергался перестройке в 60-х годах XX века. В процессе ее он потерял многие детали своего декора. В арке был оборудован вход в здание, два других же были заложены, балкон над бывшим арочным проездом и аттики на крыше снесены, утрачены почти все металлические решетки, рамы окон с оригинальными фигурными переплетами заменены на примитивные, закрашены краской керамические панно. Коснулись изменения и интерьеров здания – они тоже были обезличены.
 
В 2000-х годах дом отреставрировали и надстроили на один этаж. Декоративные элементы исторической части фасада были восстановлены, надстроенная часть дополнена стилизованными деталями. При строительстве в начале XX века А.А. Остроградский создал два проекта особняка, с разным оформлением фасада. И при реставрационных работах для воссоздания некоторых элементов использовались оба эти варианта. В частности, оконные переплеты выполнены по наименее сложному рисунку, представленному в нереализованном Остроградским проекте. Появились и абсолютно новые детали, инициированные реставраторами, – орнаментальные цветные витражи главного окна и овального. Они вполне гармонично вписались в облик дома и стали его приятным дополнением.
 
47. Большая Никитская улица, дом 31 - Доходный дом в составе жилого многоквартирного комплекса Элькинд.
 
Доходный дом в составе многоквартирного комплекса Элькинд.
 
Это большое здание построено в 1901-1903 годах как часть комплекса многоквартирных доходных домов, состоящего из четырех крупных корпусов и занимающего собой целый квартал.
 
Современные адреса корпусов в порядке их внутренней нумерации, от первого к четвертому: Большая Никитская улица, дом 31, Мерзляковский переулок, дом 15, Столовый переулок, дома 6/2 и 4. Пары примыкающих друг к другу корпусов (1,3 и 2,4) разделены проездом, который до 1910-х годов был отделен от Мерзляковского и Столового переулков большими воротами. Все четыре здания комплекса имеют собственные внутренние дворики, попасть в которые можно из общего проезда через арки.
Комплекс доходных домов Элькинд. Корпуса 1 (справа) и 2 (слева).
 
Комплекс возводился для коммерческих целей: сдачи жилых квартир внаем, а помещений нижних этажей – для выкупа или аренды под торговые нужды. О втором корпусе (Мерзляковский переулок, дом 15) известно, что он принадлежал некоему Элькинду, предпринимателю. Имя и отчество или инициалы домовладельца, к сожалению, не известны. Вероятно, и остальные три корпуса принадлежали тому же лицу, хотя эта информация не подтверждена. Строительство осуществлялось по проекту выдающихся архитекторов Николая Дмитриевича Струкова и Владимира Петровича Цейдлера.
 
Четыре корпуса комплекса выполнены приблизительно в единой стилистике, однако первый, расположенный на Большой Никитской, 31, наиболее эффектен и представителен. И именно он нас будет интересовать. Его лицевая сторона, обращенная к площади Никитских ворот и хорошо обозреваемая почти со всех точек большого треугольника на пересечении Никитских улиц с Бульварным кольцом, богато декорирована и является своего рода визитной карточкой всего комплекса. А после недавней успешной реставрации это здание, которому вернули его великолепные куполы, пожалуй, даже стало самым впечатляющим на всей площади.
Доходный дом Элькинд. Аттик и лоджия.
Доходный дом Элькинд. Боковой эркер, увенчанный шлемовидным куполом.
 
Пластику фасадной плоскости дома определяют три эркера – два боковых трапециевидной формы и циркульный, высотой в один этаж, в середине фасада, – а также округлая арочная ниша центральной лоджии. Заданное этими элементами изменение плоскостного рельефа акцентировано и в силуэте здания. Сделано это при помощи двух шлемовидных куполов, возвышающихся над боковыми эркерами, и крупного фигурного аттика по центру.
Доходный дом Элькинд. Фрагмент главного фасада.
 
Ритмика оконных проемов довольно монотонна, зато вариативность их форм и обрамлений вносит значительное разнообразие в этот четкий темп. Здесь не просто применен прием различной трактовки отдельных этажей, типичный для оформления доходных домов, а по-своему интерпретирован каждый изгиб фасадной плоскости. Мы можем наблюдать арочные окна, трехчастные, парные, квадратные, прямоугольные. А виды их обрамлений даже сложно перечислить. При этом декор оконных наличников не лишен эклектичности и заимствует формы разных архитектурных направлений, от классицизма до псевдорусского стиля.
Доходный дом Элькинд. Детали декора: ажурные решетки окон мансардного этажа (слева сверху), лепной декоративный элемент над входом в магазин со стороны Б. Никитской (слева внизу) и оформление экрера (справа).
Доходный дом Элькинд. Детали декора: женский маскарон в тюбетейке (слева вверху), балкончик (слева внизу), лепнина и шпили аттика (справа).
 
Интересны рельефные украшения здания: женские головки в шапочках и в обрамлении распущенных локонов, панно в тимпанах полуциркульных фронтонов оконных наличников, ленты орнаментального фриза фигурного аттика, скульптурные композиции на «свисающих» с карниза плоских щитках.
 
Насыщенность лепного убранства здания нарастает снизу вверх, от первого этажа к крыше. Это создает эффект монументальности, величественности постройки.
 
Еще одним важным типом декоративных элементов здания являются различной формы балконы с ажурными решетками. Пластичный рисунок их литых металлических ограждений четко выделяется на фоне светло-голубых оштукатуренных стен и вносит значительное разнообразие в массу использованного скульптурного декора . Ранее аналогичные решетки украшали козырьки подъездов дома, ворота главного проезда между корпусами и арок, ведущих во внутренние дворики. Все решетки были чугунными, каслинского литья. К сожалению, большая часть металлических деталей утрачена в послереволюционное время и не восстановлена при реставрации.
 
Помимо литых чугунных ограждений, в оформлении здания применен еще один вид металлических решеток – на окнах верхнего этажа. Их рисунок настолько искусно проработан, что они напоминают собой тонкое, буквально невесомое кружево, а светло-золотистый цвет металла, из которого они выполнены, лишь усиливает это сходство.
 
Безусловно, самыми впечатляющими предметами убранства доходного дома являются его куполы и многочисленные шпили. Верхний этаж здания с венчающими его завершениями выглядит подобно роскошной короне. Архитекторам удалось создать запоминающийся образ постройки, придав ей такой сложный и выразительный силуэт. Благодаря использованным архитектурно-художественным средствам обычный доходный дом буквально был превращен в настоящий дворец, достойный восхищения.
 
Долгие годы (предположительно, с 1940-х годов) здание было лишено своего главного купола и некоторых других элементов убранства и выглядело куда скромнее, нежели сейчас. Декор восстановили совсем недавно, при реставрации 2010-2013 годов. И хотя проект реконструкции несколько отличается от оригинального, надо отдать должное проведенной работе, т.к. после нее здание преобразилось и вновь стало одной из доминант площади Никитских ворот.

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.1

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.2

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.4.

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.5

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.6

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.7

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.8

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.9

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.10

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.11

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.12

 

http://peshegrad.ru/articles/moskovskij-modern-2

https://architip.livejournal.com/18633.html

https://www.mos.ru/news/item/47958073/

https://um.mos.ru/houses/dokhodnyy_dom_f_a_aleksandrova/

https://littlejoys.ru/1000270

https://um.mos.ru/houses/kompleks_dokhodnykh_domov_d_elkinda...

Картина дня

наверх