На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Кащей Бессмертный в искусстве

Будем патриотами: не нужны нам зомби и всякие западные "ужасти". У нас своих хватает. Сегодня поговорим о нежити. Давайте взглянем на самого харизматичного нашего ходячего скелета! О Ка(о)щее я уже ставила тему, но сегодня именно поговорим о воплощении этого люраза в русском искусстве. А поможет нам в этом искусствовед под ником Шакко. Многое подсмотрено у нее. Наталья Гончарова, Александр Головин, Михаил Микешин, Сергей Малютин, а также, разумеется, Билибин, Васнецов и многие другие.

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке "Марья Моревна". 1900-1901


Как вы увидите, к своему узнаваемому имиджу русский Кащей пришел не сразу.

КАК ПРИДУМЫВАЛИ КАЩЕЯ

Как и многие другие его коллеги, этот "старинный персонаж из русского фольклора" совершенно не "старинный", и для нас визуально изобретен никаким не народным творчеством, а профессиональными художниками рубежа 19-20 веков.

Когда мы разглядываем его изображения раннего этапа, становится очевидно, что канона внешности Кащея не существовало.

Григорий Гагарин. Иллюстрация к пушкинским строчкам "Там царь Кащей над златом чахнет...". 1833. Пушкинский дом


Если говорить о литературе, то помимо хрестоматийных пушкинских строк Кащей совершенно неожиданно появился в другой популярной книге, причем более ранней.

В 1783 году, еще при Екатерине Великой, поэт Ипполит Богданович написал поэму "Душечка", которая являлась переложением на русский романа Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона» (в свою очередь, основанного на античных мифах и прежде всего на Апулеевских "Метаморфозах"). Его главная героиня по имени Душечка, то есть Психея (так переводится это имя с греческого) совершает там разные подвиги, чтобы вернуть свою любовь.

Так вот, на страницах поэмы Богдановича появляется и Кащей!

...Коснуться к яблокам никто другой не мог.
Хоть не было тогда драконов там, ни змея
Однако сад сей был под стражею Кащея,
Который сам как страж, тех яблок не вкушал
И никого отнюдь их есть не допускал.
А если приходил тех яблок кто покушать,
Вначале должен был его загадки слушать;
Когда же кто не мог загадок отгадать,
Того без милости обык он после жрать.
Венера ведая сих строгих мест законы
По коим властвуют Кащей или драконы,
Послала Душеньку не жить, а умирать,
Чтоб яблок тех достать.

Из этих строк образованный читатель легко может заключить, что под именем Кащея поэт вывел дракона, охраняющего сад Гесперид, или его стражника.
С пониманием этого факта и проиллюстрировал эпизод художник, в работе которого мы формально находим одно из самых ранних изображений Кащея.

Федор Толстой. Душенька по приказу Венеры достает у Кащея золотые яблоки. Иллюстрация к поэме И.Ф. Богдановича «Душенька», лист LV. 1820-1850


Но вернемся к молодому Кащею 19 века, персонажу еще совсем без четких примет.

Вот лубочный листок "Кащей и его желание" (появляются с 1850-х?). Кажется, Кащей -- это тот, кто на диване с хвостом, но без подписи и не догадаешься.
Однако знатоки поправляют: В лубке «Кащей и его желание» с хвостом на диване сидит черт, а не Кащей (багач скряга денги копит, а чорт ему для денег мешки шьет). Кащей там стоит за столом, считая деньги. В обеих баснях (Хемницера) Кащеем называют просто богатого скупца или ростовщика.
Вот еще пример.
Крылья, как будто он ангел смерти или вампир.

Вера Толстая. 1905. Государственный музей Л.Н. Толстого
На этом неподписанном рисунке помимо крыльев и впервые появляющегося меча у него и кольчуга с шлемом.
А также клевые шаровары.

Неизвестный художник. Рубеж 19-20 веков. Музей "Новый Иерусалим".
Догадаться о том, что персонаж ниже - Кащей, так просто невозможно.

Конец 19 века. Неизвестный художник. Музей "Новый Иерусалим"
Меч, очевидно, стал постоянным атрибутом, а вот короны пока нету.

В.М. Васнецов. Кощей Бессмертный. Открытка. Начало ХХ века. ГРМ
В некоторых иллюстрациях личность Кащея опознается только по сюжету.

Борис Зворыкин (1872–1942). Иллюстрация к сказке "Марья Моревна".
Со временем возник консенсус, что Кащей стар, бородат и носит корону.

В 1880-1890-х начинает складываться канон его изображения. Причем мне кажется, что на него повлияли изображения царя Иван Грозного! (Заметьте, тоже вымышленные)

Микешин М. О., Кащей Бессмертный. Проект игральных карт для Императорской карточной фабрики. 1890
Любопытен пример эволюции образа Кащея в творчестве замечательного нашего живописца Сергея Малютина (легендарного изобреталя матрешки)

С. Малютин. 1899. Смоленский государственный музей-заповедник


1901-3, из Талашкино. (Смоленский музей). (В Госкаталоге фамилия автора не указана)
В 1902 году он, кстати, выполнил костюмы и декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный" (Товарищество русской частной оперы, Москва, 1902). Эскизов костюма Кащея в сети не найдено.

Сергей Малютин. 1904 (Нахождение неизвестно)



ТЕАТРАЛЬНЫЕ ХУДОЖНИКИ -- ТВОРЦЫ АРХЕТИПОВ НАШЕГО ДЕТСТВА

Самый важгый пласт изображений Кащея нам дает театральное искусство, ибо в начале ХХ века персонаж часто появлялся на сцене, в основном в операх и балетах. Любопытно проследить за эволюцией образа в эскизах костюмов. Именно театральные художники, которые были еще большими прикладниками, чем иллюстраторы книг, сформировали узнаваемую иконографию Кащея.

Ранняя группа театральных образов не имеет канонических черт, это просто некий мрачный старик в богатой русской одежде.

Шевченко Александр Васильевич (1883-1948) Эскиз костюмов Морены, Кащея Бессмертного и Топельца к опере Н.А. Римского-Корсакова "Млада". 1910. Новосибирский худ. муз.
В 1902 году в Москве прошла премьера одноактной оперы Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный", то есть он удостоился отдельного самостоятельного произведения.

Вот фотография исполнителя главной роли Ф. Ошустовича.
Мы видим, что это длиннобородый старик в короне, демонических черт пока нет. С таким же успехом это может быть и Морской царь.


Иван Ершов в роли Кощея (1919) (Государственный Мариинский театр)
Неочевидным, но частым атрибутом Кащея становятся ключи на поясе, на большой стальной цепи.

Вот эскиз к постановке 1919 года, художник Петр Ламбин
В 1926 году эту оперу поставила Оперная студия Ленинградской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, Постановщик: Каплан Эммануил Иосифович. Художником была Екатерина Михайловна Петрова-Троицкая. Эскизы - авангард, то есть деталек нету; тут их привожу просто для полноты раскрытия темы.
Кащей появляется и в другом произведении Римского-Корсакова -- опере-балете "Млада", премьера которого прошла в 1892 году.
На примере грима к этой постановке мы видим возникновение другой важной черты Кащея -- он не просто стар, он жутко стар, поэтому ужасно худой. Фактически он представляет собой обтянутый кожей скелет, правда, еще в переносном смысле этого словосочетания.

Кащей в опере "Млада" Н.А.Римского-Корсакова. Спектакль: «Млада». Постановщик: Палечек Осип Осипович. Премьера: 20.10.1892. Мариинский театр. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Глядя на фотографию выше, думаю, что Васнецов видел эту постановку: уж слишком Кащей похож, а, как мы теперь знаем, у него был огромный выбор вариантов, как рисовать Кащея.

Самая известная картина с Кащеем -- работа Васнецова, законченная достаточно поздно, в 1926-7 годах

А на этом эскизе костюма к той же постановке исчезает длинная борода, и поэтому худая голова больше становится похожей на череп. Гусли тоже были атрибутом Кащея, но быстро утратились.

А. Я. Головин. Кащей. Эскиз костюма к опере-балету Н. А. Римского-Корсакова «Млада». Постановка 1924 года, Большой театр, Москва.

То есть, худоба появляется в числе важных признаков, но пока еще не закрепляется.

Наиболее известное и важное  появление Кащея в театре -- в балете Стравинского "Жар-птица" (1910) из дягилевских Русских сезонов. Можно сказать, что именно этот спектакль дал Кащею интернациональную славу.

К премьере костюмы были созданы Александром Головиным.
Заметьте, это опять просто старый царь, причем даже в жизнерадостной колористической гамме.


Энрико Чекетти в роли Кощея в балете "Жар-птица". 1910 год.


«Жар-Птица». Балет Н. Черепнина (непонятно почему эта фамилия в этикетаже, балет не его, а Стравинского), худ. А. Головин. Кащей - Булгаков А. Д. 1949 (или 1910?). Российский национальный музей музыки

Но такой образ Кащея в "Жар-птице" явно не работал.
Происходит его усовершенствование.

ЦАРЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ХОДЯЧИЙ СКЕЛЕТ

Примерно в 1910-х годах описание Кащея "худ как скелет" было кем-то очень талантливым превращено в "просто скелет".
Я не сомневаюсь, что это произошло под влиянием западноевропейского искусства, где со времен Средневековья бытует сюжет "Danse macabre" с танцующими скелетами. (Еще древнее он у тибетцев).


Танцующий скелет в 1897 году -- Le Squelette joyeux (1897), короткометражка, один из первых фильмов.

Маскарадные костюмы с изображениями скелетов появились, по меньшей мере, в 19 веке. Мы их хорошо знаем по фото Мардигра и латиноамериканских дней мертвых, но тут я о древности уж ничего не могу сказать: недавно узнала, что мексиканский парад в честь дня мертвых, который в бондиане -- такой же новодел, как греческий танец сиртаки. Так что искать корни у латиноамериканцев не будем, хотя может быть это было бы интересно.
Также на сцене издавна появляется персонификация Смерти, которая традиционно наряжена в костюм скелета. Лицо гримируют под череп, на ногах и руках рисуют контуры костей.

Bob Lockyer adjusting the costume of Winfried Kirsch as Death in Kurt Jooss’s The Green Table, filmed for BBC TV in 1967. photo © Anthony Crickmay.


(Кроме того, сейчас в свите Кощея в балете "Жар-птица" вроде бы есть скелеты, но я не нашла подтверждения, что такое было в первый период существования постановки).

Давайте взглянем на костюмы Смерти в русской сценографии. Они более поздние, чем хотелось бы для точности рассказа, однако для понимания ситуации вполне сойдут.

Альтман Натан. Эскиз костюма для концертного номера "Пляски смерти". Голодная смерть. Постановщик: Шерер-Бекефи Федор Карлович. Премьера: 1916. Литературно-артистическое кабаре "Привал комедиантов". Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


Головин Александр (Автор оригинала), Неизвестный художник (Автор копии). Костюм Смерти к опере "Соловей" И.Ф.Стравинского. Постановщик: Мейерхольд Всеволод. Премьера: 30.5.1918, Государственный Мариинский театр. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


Судейкин Сергей. Эскиз костюма Смерти к опере «Соловей» И.Ф.Стравинского.  Постановщик: Романов Борис Георгиевич. Премьера: 1926, Метрополитен-опера. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


и А. А. Радаков. Эскиз костюма "Османская империя" для спектакля "Торжество держав". 1914 год


Очевидно, танцующих скелетов на сцене было много, и вот благодаря их примеру костюм и грим скелета постепенно соединился с уже устоявшимися чертами Кащея (борода, русское платье, иногда цепь с ключами).

Иван Билибин. Эскиз костюма Кащея к балету "Жар-птица" (1913). Иваногородский музей


Наталья Гончарова. Эскиз костюма к балету "Жар-птица" 1926. Фото экспоната выставки "Русская сказка". ГТГ. Она оставляет ногти, придуманные Головиным.



Этот костюм носят до сих пор.

Royal Ballet (2019)


Костюм скелета появляется и у других Кащеев, не только в "Жар-птице".

Пикок В.Р. в роли Кащея. "Кащей Бессмертный". 1917/ Москва, Императорский Большой театр. Фото: "М. Сахаров и П. Орлов, Москва". Бахрушинский музей
Соединение это произошло тем легче, что Кащей -- царь, со всеми положенными регалиями. И Смерть, в общем-то, тоже монарх, его тоже рисуют с регалиями, потому что он побеждает все.

Посмотрите на эту гравюру 17 века из книги Antipathia Amoris Divini et Humani (1694) и подивитесь, насколько это изображение Смерти близко к тому Кащею, который стал для нас каноном.

СОВЕТСКИЙ КАЩЕЙ -- САМЫЙ КАЩЕИСТЫЙ

Со второй половины ХХ века то важнейшее влияние, которое имел на визуальное воображение в предыдущие столетия театр, в связи с научно-техническим прогрессом переместилось со сцены на экран. Теперь кинофильмы диктуют нам, как должны выглядеть герои и злодеи.
Кащей нашего детства -- этот образ, который был придуман художниками кинофильмов и сыгран актерами.
Однако, хотя образ скелетоподобного Кащея уже был придуман в Серебряный век, он еще не устоялся. В частности, в театре и иллюстрации мы наблюдаем другие трактовки образа. Они будут вытесняться медленно.

Праведников Евгений Иванович (художник) . Римский-Корсаков Н.А., "Кащей Бессмертный" эскиз декорации. 1944. Российский национальный музей музыки


Кащей - Ценин С.А. "Кащей Бессмертный". Москва, Московский академический музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. 1943. Бахрушинский музей


Персонаж Кащей Бессмертный. Эскиз к кукольному мультфильму "Краса ненаглядная" (1958). Художники-постановщики Вадим Курчевский, Владимир Данилевич (Государственный центральный музей кино)


Домашенко Николай Иванович. Царь Кощей. 1964. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева

Тут Кащея нету, но просто люблю сочетание зеленого с малиновым, так что пусть картинка будет.

Морозов Альбин Иванович (род.1926) Эскиз к опере Н.А. Римского-Корсакова «Кащей бессмертный». 1979. Новосибирский художественный музей.

Однако после того, как в 1944 году на экраны вышел фильм Роу "Кащей Бессмертный" с Георгием Милляром в заглавной роли, в конкурсе на лучший образ Кащея появился явный лидер. Все дальнейшее будет развиваться с оглядкой на него.

Давайте проанализируем его костюм и отметим уже знакомые нам характерные черты, а также определим новые:
Прежние черты: корона (венец), меч, похожесть на скелета, элементы костюма скелета.

Новые черты: отказ от бороды, целиком бритая голова (так больше похоже на череп), отказ от царских одежд в русском стиле, нагота. Исчезают ключи и пояс из цепи.В дальнейшем Кащей будет появляться на наших экранах очень часто.
Вот здесь чужой обзор Кащея в мультиках, а вот в художественных фильмах. 

Характерные черты, которые будут повторяться из фильма в фильм -- в основном те же, что в фильме 1944 года. Кроме того, в образ Кащея нередко вводят какой-то элемент военной экипировки -- доспеха или мундира, если надо посовременней. На наготу обычно больше не решаются, но грудную клетку с ребрами изображают. В мультфильмах могут делать странный цвет кожи, например зеленый (= мертвенный), в него же недавно покрасили цвет кожи Кащея в чб фильме 1944 года.

Аксессуары (эполеты, пенсне, шпоры, плащ Дракулы) намекают на его пришлость, чужеродность земле русской. (В более ранних иллюстрациях чужеродность, видимо, тоже есть, но она показана намеком на Орду, татар).

Почти все перечисленное есть и в образе самого свежего Кащея в изображении Лавроненко, из "Последнего богатыря". Там, конечно, важен и голос, манера говорить, но это уже не визуальное, не буду об этом.


Давайте же посмотрим, что в это время произошло с костюмом Кащея в "Жар-птице", потому что это точка приложения фантазии наибольшего количества художников.
И иногда эта фантазия становится бешеной.

Вот интересная современная вариация темы скелета.

Техасский театр, 2020, художник Эмма Кингсбери
 https://www.emmakingsbury.com/the-firebird-texas-ballet-theater/

Едем дальше, опять американское. Пишут, что это костюм Кащея, но я все-таки надеюсь, что кто-то из его свиты. Неудобно же!

1949 год, художник М. Шагал, Нью-Йоркский балет. Монреальский музей искусств

Городской балет Майями, 2020. Художник Аня Клепиков
http://www.anyaproductiondesign.com/firebird-setcostumes

А вот тут какой-то бешеный епископ с ятаганом.

Alina Panova, год и страна не ясны, коллекция Нуреева

Впрочем, примеры выше -- это все иностранные постановки, пусть даже и сделанные эмигрантами. Давайте лучше взглянем, что происходило в СССР и РФ, в первую очередь, в Большом и Мариинке.

Художник M. Н. Прокудина. Пишут, что в этой постановке Большого театра Прокудиной использовались эскизы Головина, но это сделано очевидно не по ним. Все-таки интересно понять, когда именно отказались от шубы. Или скелет был под шубой сразу, но мы просто не знаем? Впрочем, выше есть фото 1949 года постановки Черепнина, там все еще старинный головинский костюм с ногтями (не нашла, где была эта постановка).

Степанов А. А. Балет «Жар-птица». ГАБТ СССР. 1982 г. На сцене Кащей Бессмертный - Ю. Ю. Ветров. Российский нац. муз. музыки


Но все-таки в театре выкристаллизовывается привычный нам костюм Кащея на базе образа из кинофильма и предыдущих наметок театральных художников: корона, скелетообразность.

В этом эскизе обратите внимание на змей.

Сотникова-Ратнер Татьяна Константиновна. Эскиз костюма Кащея к балету "Жар-птица" И.Ф.Стравинского. 1978. Постановщик: Эйфман Борис. Ленинградский государственный театр балета под руководством Б.Эйфмана. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

В телезаписи эйфмановской постановки 1977 года костюм другой: Кащей выглядит голым, с длинной бородой, лицо крашено в зеленый цвет. Все очень лаконично.

Что же дальше?
В итоге тот образ, который использует Мариинка, сейчас считается самым ортодоксальным для балета.
На лице у него маска, а узор скелета обвит зелеными змеями.
Есть версия: Походу, скелет со змеями придумали Анна и Анатолий Нежные для постановки в Мариинском театре (1994). В фильме Лиепы «Возвращение Жар-птицы» (1994), на основе спектакля снятом, Кощей уже так щеголяет. Как вариант: лук допилил художник фильма – Борис Бланк.

Мариинский театр (2013)

Бюджетный вариант.

Тбилисский театр (фликр, 2016)


Белорусский Большой театр (2020)

Эта же концепция, с вариациями, отныне царит и в других спектаклях с этим персонажем.

Мануковский А.И. Эскиз костюма Кащея к спектаклю "Василиса Прекрасная". 1981. Краеведческий музей" города Рубцовска Алтайского края
Его можно разнообразить различными модным аксессуарами.

Галкин Аркадий Сергеевич (1932-2008) "Кащей". Эскиз костюма к оперетте А. Дериева "Ох уж этот царь Горох!" по пьесе В.Зимина. 1983. Постановка Б.Лапина, В.Прасолова. Новосибирский театр музыкальной комедии. Новосибирский государственный художественный музей

Здесь корона, скипетр и держава выполнены из костей.

Орлеанский, Алексей Юрьевич (род. 1964) Король пик - Кащей, из колоды карт игральных "Нечистая сила в восточно-славянской мифологии". 1998. ГМЗ Петергоф

Что до современности, иллюстраций очень много, в т.ч. любительских. Возьму лишь несколько.
Любопытно, что иногда возвращается борода (она и в мультиках иногда появляется).

Авторство утеряно


и Е. Мигунов. Понедельник начинается в субботу

Тут почему-то викинговский шлем.

Художник А. Елисеев. Илл. к сказке "Марья Моревна"

Подозреваю, это из-за того же подсознательного желания добавить чужеродности.

Худ. А. Елисеев.

Сохраняется родство с Иваном Грозным.
На этом рисунке вдруг опять возникли крылья.

Худ. Т. Шеварева


(Это вообще Дон Кихот какой-то, тоже несчастный в любви, заметьте, постоянно несчастный).

Впрочем, и вариант с "магистром Йодой" тоже сохраняет популярность.
Обратите внимание на нерусские штаны тут. Небось клятый лях.

Не нашла автора. Возможно В.В.Перцов


Авторство утеряно

Прочие современные комп. графики слишком увлекаются и делают назгулов, что-то типа такого. Не надо так.

Потрясающе, но вот первый художник, который ВСПОМНИЛ ОБ ЯЙЦЕ!!!

Алексей Запорожец (2017)

Удивительное дело: хотя набор атрибутов и признаков достаточно велик, и варьируется в разных комбинациях, характер персонажа всегда остается одним и тем же, и делает его мгновенно узнаваемым для носителя культуры.
На этом, пожалуй, остановлюсь.

Еще несколько иллюстраций
Николай Бартрам. 1917. Ура, есть яйцо!


Владимир Кутлинский. 1938


Николай Кочергин. 1956

https://shakko.ru/1712774.html

https://shakko.ru/1713140.html

Картина дня

наверх