На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Есть  люди  ,  совершенно  не  ревнивые  ,  не  брезгливые...Знаю  одного  такого  не  ревнивого  мужа  , который  *с...Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    К своему сожалению не видела его.Писатели, которые...
  • Nina Titova
    Есть спектакль "Лондонский треугольник" Герцен-Огарев-Тучкова.Писатели, которые...

Савва Ямщиков, кто он?


Савва (Савелий) Васильевич Ямщиков, советский и российский реставратор, историк искусства, публицист. Открыл жанр русского провинциального портрета XVIII века—XIX веков, возродил к жизни имена забытых русских художников и иконописцев. Был консультантом А.Тарковского на съёмках фильма «Андрей Рублёв». Член Российской Академии Естественных Наук.

Савва Ямщиков родился 8 октября 1938 года в Москве. Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. После неудачной попытки устроиться в музеи Кремля, получил предложение от Филатова Виктора Васильевича начать свою трудовую деятельность во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. Так, с двадцати лет Савва Васильевич начал работать во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. (Центр находился в Марфо-Мариинской обители, основанной святой Елизаветой (великой княгиней Елизаветой Фёдоровной), построенной А.В.Щусевым и расписанной М.В.Нестеровым).  Он умел вылечить и «разговорить» иконную доску любого века и был рискованным и азартным устроителем легендарных выставок иконы в пору, когда это слово готовились списать в устаревшие, а сама икона делалась добычей хищников, не знавших, как сложить пальцы для крестного знамения, но хорошо чувствующих «товар». Савва знал, как перекрестить лоб всегда, потому что его мама Александра Васильевна хранила завет старой веры поморского согласия с твердостью аввакумовой Марковны и не давала сыну совлечься на слишком широкие дороги, до которых он в молодые годы был охотник, возвращая на узкий Господень путь. Стояние на долгих службах Рогожского старообрядческого собора скоро выпрямляло его.Он никогда не коллекционировал иконы, потому что жил ими. Как никогда не «коллекционировал» людей, а они слетались на его свет всюду, где он появлялся. Эта черта была в нем всегда. Задолго до публицистической дороги последних лет. Вокруг него не в одной Москве, а во всяком месте, куда он приезжал по делам реставрации, выставок, по делам художественной археологии (а он настоящий открыватель не только высокой русской северной иконы, не только великого мечтателя, мыслителя и художника Ефима Честнякова, но и целой школы ярославских портретистов XVIII века), тотчас сам собой устраивался «штаб». Гостиничный номер обращался в совершенный «Смольный». Телефоны, гонцы, распоряжения, кипение людей – телеграф, вокзал – было взято все. Не давались разве банки. И то потому, что он не искал их. Так было в Пскове, Костроме, Ярославле, Петрозаводске, Суздале. Он тотчас заполнял собою город. И потом, когда вел знаменитые свои вечера в Доме художника, собирая своих знакомцев с половины России, он счастливо окликал их со сцены для подтверждения той или иной своей мысли: «Да, Коль? Помнишь, Вань?» И они были детьми одной страны и одной культуры и потом передавали его имя, как пароль единства. И в разговорах они были для него Ритки, Васьки, Юрки (страшусь подставлять фамилии, ибо они слава России). И это было не от небрежения или снисхождения, а от детской нежности, братской любви и счастья дружества, которое всегда таит в середине крупицу детства.Большую часть своей жизни С.В.Ямщиков провёл в русской провинции, сначала занимаясь профилактическими реставрационными работами на произведениях иконописи, а затем, обследуя музейные запасники, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР» и отбирая иконы для восстановления в Москве. Савелий Ямщиков смог собрать уникальную выставку ста икон "Живопись древнего Пскова", отреставрированных под его руководством во Всероссийском реставрационном центре, которая легла в основу псковской музейной экспозиции.

Небольшая часть музейной экспозиции в Пскове.
За сорок с лишним лет Савве Ямщикову удалось возродить сотни произведений иконописи, уникальные собрания русских портретов XVIII—XIX вв. из различных музеев России, вернуть многие забытые имена замечательных художников. С шедеврами древнерусской живописи С. Ямщиков знакомил гостей из разных стран мира.

Сегодняшнему зрителю трудно понять, какими неимоверными усилиями удалось Савве Ямщикову устроить в 60-х годах первую в сугубо атеистической стране выставку икон. Экспозиция "Живопись древнего Пскова" стала для многих открытием затонувшей Атлантиды. А потом выставки пошли одна за другой: за свой жизнь Савва Ямщиков организовал их более 300, отреставрировал свыше 400 икон. Возродил для зрителя имена прекрасных художников и открыл новых. Без преувеличения можно сказать: именно его участие как исторического консультанта в фильме "Андрей Рублев" сделало эту картину такой пронзительной.Одним из итогов многолетнего труда стала грандиозная выставка «Реставрация и исследование музейных ценностей», которая в конце 1980-х явилась величайшим событием для всей страны. Именно здесь были открыты миру удивительные провинциальные русские мастера прошлого. Организованные Ямщиковым выставки, на которых показывались новые открытия реставраторов, стали неотъемлемой частью отечественной культуры. На них воспитывались молодые художники, историки искусства, писатели и все те, кому дорого художественное наследие России. Кроме реставрационных выставок Ямщиков сумел в советское время познакомить современников с сокровищами частных коллекций Москвы и Ленинграда — от икон до лучших образцов авангардного искусства. Владельцы личных собраний избрали его председателем Клуба коллекционеров Советского фонда культуры.Савва Ямщиков одним из первых в СССР стал заниматься вопросами возвращения культурных ценностей, вывезенных из России в годы Великой Отечественной войны. Во многом благодаря его усилиям в Псков из Германии вернулась православная святыня - икона Богородица Псковско-Покровская.Судьба иконы "Богородица Псково-Покровская" очень драматична. Созданная в конце XVI века, она находилась в Покровском храме, для которого была написана, вплоть до 1920-х годов. Потом, в соответствии с веяниями времени, оказалась  в Псковском музее, что спасло ее от уничтожения. В 1944 году икона была вывезена немецко-фашистскими оккупантами в Германию. Вплоть до 1970 года ее судьба была не известна, и в принципе считалась безвозвратно утраченной, когда вдруг была обнаружена на выставке в Мюнхене в качестве одного из экспонатов. Начавшиеся тогда же переговоры с владельцами иконы, которая находилась в частной коллекции, ни к каким результатам не привели. Но чудотворная икона "Богородица Псково-Покровская" спустя три десятка лет все-таки вернулась в Псков. Имено художник-реставратор и искусствовед Савелий Ямщиков, выдающийся знаток искусства Древней Руси, узнал икону и сразу же обратился к научному руководителю выставки и редактору каталога Хайнцу Скробухе (Heinz Skrobucha). Композиция иконы заключает в себе самое раннее изображение Пскова - бесценный, неисчерпаемый источник для изучения архитектуры и топографии древнего города. И только во  время визита президента России Владимира Путина в ФРГ в 2000 году власти этой страны передали ему икону "Богородица Псково-Покровская", вывезенную из Псковского Государственного музея в Германию во время оккупации Пскова в 1941-1944 гг. Савва в музее Рублева

Сделавший в своих гневных инвективах последних лет из нашей порочной и часто стыдной «демократии» ругательное слово, Савва Ямщиков сам полон дорогим коренным русским демократизмом, позволявшим ему из павелецких бараков легко и естественно переступать для беседы и дела высокие пороги баронов Фальцфейнов, князей Чавчавадзе, представителей дома Романовых…
Эта внутренняя свобода легко и счастливо сводила его с Мариной Влади и Марчелло Мастрояни, Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном, Касьяном Голейзовским и Дмитрием Шостаковичем. Звездные рога, с Маргаритой Тереховой и Джейн Фонда.Актер Василий Ливанов был единомышленником и другом

Впрочем, тут пришлось бы перечислять артистические и художественные «святцы» той поры, когда в искусстве еще были святые, а не «кумиры», «звезды», «идолы», взошедшие на языческом пепелище великой культуры сегодня, как сорная трава. Но тут же у него и «Слава Старшинов» и «Cаша Якушев», весь футбол-хоккей, все плотники, конюхи и каменщики мастеровой России. Он понимал самое дорогое, что культура – это мы все, даже те, кто ни разу этого слова не произнес. Сегодня мы сделали из нее касту, и она тотчас перестала быть культурой в старинном высоком русском смысле.СавваСавва Ямщиков

«Он то и дело по собственной инициативе устраивал выставки, на которые выстраивались длинные очереди, издавал роскошные альбомы и каталоги. Выступал на телевидении, к нему приходили знаменитые люди – артисты, режиссёры, художники, коллекционеры. Но он не был выскочкой. Просто он не боялся чиновников и со всеми вёл себя прямо и откровенно. В советские времена это было редкостью и очень раздражало начальство» - (Никита Голейзовский, историк искусства)На Святой горе Афон. Валентин Распутин, Максим Шостакович, Савва Ямщиков.

Литературный критик, литературовед, прозаик, член президентского Совета по культуре Валентин Яковлевич Курбатов: "И вот этот счастливый собиратель человечества, когда мы все вдруг как-то исподволь оказались поражены вирусом безответственности и духовного легкомыслия или просто сдались от усталости, встав после десятилетие терзавшей его болезни, когда мы понемногу, извиняя себя занятостью, оставили его, взял еще и перо публициста и вооружился словом для прямой борьбы. И до последнего часа был в ней бесстрашен, не боясь обидеть вчерашних «своих», разрывая иногда долгие и горячие юношеские союзы. Это было больно ему и больно его былым товарищам, но тут он был непреклонен. Почему? Наверное, потому, что он всегда остро чувствовал сердцевину жизни и когда ее задела порча, он не мог позволить делу своей жизни – русской культуре – позволить падать без борьбы, без жесткого сопротивления. И друзьям доставалось больнее, чем врагам, именно потому, что их уступки бесстыдству времени мучительнее ранили его сердце".Издав десятки книг, альбомов, каталогов, опубликовав сотни статей и интервью в периодической печати, Савва Ямщиков много лет вёл постоянные рубрики на Центральном телевидении, в частности «Служенье муз не терпит суеты», снимал редкие сюжеты в различных городах России и за рубежом. Искусствовед, историк, писатель, публицист, С.В.Ямщиков — автор многочисленных научных трудов, книг, альбомов, каталогов о русском искусстве. Савва Ямщиков — устроитель выставок, один из тех людей, чьё имя вот уже несколько десятилетий ассоциируется в обществе с борьбой за сохранение культурного наследия России. Он знал изворотливый и обманчиво нарядный язык лжи и, как опытный реставратор, извлекал из-под цветистой неправды новейших времен подлинно первоначальный слой смысла, и ложь осыпалась сама собой. Он знал, что однажды поврежденный участок культуры, как утерянный красочный слой иконы, невосстановим, что человечество навсегда слепнет на эту утрату, а всякая реконструкция уже только подражание, а не правда, и потому был так требователен к сохранению целостности и чистоты традиции даже там, где мы бы снисходительно перемолчали.

Мы именно потому и терпим сегодня поражение за поражением, что не замечаем, что с каждой подменой скудеем, теряем глубину зрения, что небо и высокая правда все дальше от нас, что они уже умело загорожены искусственными небесами и искусственной народностью в упаковке расхожего товара, приспособленного к прихотям рынка. Ему, знавшему живой голос подлинника, это причиняло настоящее страдание. И он, говоря о разрушителях, какого бы ранга они ни были, не выбирал слов, что порой вызывало при чтении наше сопротивление, потому что ложь проникла и в нас, и мы сами сегодня еще ничему не научились и все предпочитаем широкие пути «прав» тесным путям «обязанностей». Савва Ямщиков (слева) со своими друзьями Виктором Линником и Валентином Распутиным. 

Яркость, талант и обаяние Саввы играли роль своего рода гравитации, формируя целые симфонии неординарных личностей. Ямщиков был колоссальной планетой, вокруг которой вращалось множество больших и малых светил и осколков. Он был человеком-средой, центром общества, что временами его отвлекало и изматывало. Он всегда находился на стыке искусства, идеологии и политики. Живопись, театр, кино, высокая мода — с этими мирами Савва не только соприкасался, он входил в них, формировал, украшал их своим присутствием.Слева Ямщиков и Распутин, справа - в мастерской Соколовой

Но плотное общение с московской и международной богемой не сделали из него тусовщика, гастролера. Всякий раз он рвался на просторы России, в русскую провинцию — неделями сидел в небольших региональных музейчиках, составляя описи и каталоги.
Когда рухнул СССР, вместе с ним погасли и завяли вселенные, в которых пребывал и вращался Савва. Любимая им русская провинция погрузилась во тьму и безнадёгу, московская среда раскололась и выродилась. Часть интеллигенции ушла в окоп сопротивления, удалилась в патриотическое гетто. Другая часть влилась в Большую тусовку, где высокие смыслы были заменены культом жратвы и денег. То, чему он посвятил жизнь, пропаганда русского искусства, — оказалось ненужным и невостребованным. Вот как вспоминает журналист Андрей Фефёлов о Ямщикове:  "Такое положение дел ввергло Ямщикова в болезнь, в глубочайшую депрессию. Наш общительный громогласный Савва замкнулся на долгие годы в четырех стенах. В тот страшный для страны период я несколько раз звонил ему, но каждый раз в ответ слышал монотонный обесточенный голос тяжело больного человека. Спустя несколько лет после моих попыток достучаться до Ямщикова, я как-то, приводя в порядок свою разбухшую записную книжку, наткнулся на его фамилию. Сопоставив все факты, тяжёло вздохнув, я решительно зачеркнул её. "Еще одного русского светоча, — думал я, — закатала в асфальт проклятая эпоха..." И — о, чудо! — на следующий же день пришёл в редакцию своими ногами сам Савва Васильевич! Он обрушился на нас, заполнил собой всё пространство, расцеловал и обматерил всех и вся. И с того момента восставший с одра Ямщиков всё время находился с нами, активно помогал газете, постоянно присутствовал на её страницах. Где-то совершенно несносный, всегда дотошный в работе, неутомимый в борьбе, он являл собой золотой фонд России, её подлинную элиту, борца за прошлое и будущее русского народа".

Савва умер во Пскове. И в этом промысел, особая мистика его судьбы. Ямщиков отправился в деловую поездку, прибыл в назначенное место в назначенное время, чтобы уйти в обожаемую им псковскую землю, навеки остановиться в местах, где беспредельное счастье, как озарение, нисходило на него много лет назад. Так он воссоединился с ушедшим кругом своих близких друзей, представителей "псковского братства": с учеными, художниками, архитекторами — творцами знаменитого "псковского ренессанса". В свои нежные братские объятья его приняли Семён Гейченко, Всеволод Смирнов, Борис Скобельцын. Савва вернулся на свою духовную родину, шагнул в обитель сонма русских подвижников и святых Северной Руси, ступил в просторные чертоги светлого Пушкина.

Как Пушкин, Савва Ямщиков любил повторять: "Я служу по России..." Действительно, он был служителем, хранителем и созидателем. И он умер на посту, как служитель и как воин. Ведь Савва помчался в Псков, чтобы подготовить заседание по спасению погибающих памятников древнего города.Скончался в Пскове 19 июля 2009 года. Савва Ямщиков похоронен 22 июля 2009 года в Пушкинских Горах на городище Воронич у храма Георгия Победоносца, рядом с могилой хранителя Пушкинского музея-заповедника Семёна Степановича Гейченко и около родового некрополя Осиповых-Вульф.
The_tomb_of_Jamschschikov_at_the_Voronich_hill (700x525, 415Kb)
Могила С.В.Ямщикова

2 слова о личной жизни.С женой Валентиной, балериной Кировского театра
Был женат вторым браком на звезде Кировского балета Валентине Ганибаловой. Дочь — Марфа Ямщикова. Савва Ямщиков с дочерью Марфой, тоже реставратором. 1990 г.

Савве Ямщикову посвящён документальный фильм телеканала «Россия» «Числюсь по России. Памяти Саввы Ямщикова». Савва Ямщиков был не только постоянным автором, но и защитником Радио «Радонеж». Благодаря его помощи были отбиты попытки отобрать часы вещания радиостанции. Савва Ямщиков тесно сотрудничал с «Народным радио» (Москва). В 1990-х годах Савва Ямщиков страдал от клинически выраженной депрессии, в связи с чем около 10 лет не выходил из дома и практически ни с кем не общался.
Ямщиков_доска_музей (700x525, 320Kb)
Мемориальная доска памяти Саввы Ямщикова на стене Псковского музея.

В 2019 году вышла книга "Савва. Сам о себе. Воспоминания Саввы Ямщикова.", подготовленная к печати друзьями Саввы и женой.


Презентация книги прошла в Исаакиевском собореВ день рождения Саввы Ямщикова, 8 октября 2020 года, в Пскове прошла церемония открытия памятника великому русскому реставратору и искусствоведу: как сообщает корреспондет «Псковской губернии», памятник открыт на пересечении улиц Свердлова и Воеводы Шуйского.  Памятник воздвигнут на народные деньги, которые собирали около трёх лет. В ходе церемонии выступил также актёр, друг Саввы Ямщикова Николай Бурляев. Он отметил, что Савва Ямщиков стал символом эпохи. «Савва боролся за Псков. В том, как преобразится Псков, есть и его заслуга», - сказал он. Вдова Ямщикова Валентина Ганибалова отметила, что рада открытию памятника в Пскове, потому что Псков он считал городом городов русских. «Псков для него - самый любимый город из-за людей, главный город его жизни», - сказала она. К десятилетию со дня смерти был снят документальный фильм Алексеем Денисовым «Савва Ямщиков. Моя Россия», который был снимался в Псковской области. 

Для того, чтобы хотя бы частично оценить его вклад в нашу культуру стоит посмотреть только на часть написанных и выпущенных им книг по искусству.

Книги: 
Древнерусская живопись: Новые открытия : альбом / Автор альбома С.Ямщиков, оформление Е. Ганнушкина. — Москва: Советский художник, 1966. — 48 репродукций. (Издание 2-е. — Ленинград, 1969); 
Ямщиков С. Живопись Древней Карелии. — Петрозаводск, Карелия, 1966; 
Ямщиков С. Суздаль. Музей. — Москва, 1968; 
Ямщиков С.В. Сокровища Суздаля : сборник статей / Составитель С.Ямщиков. — Москва: Изобразительное искусство, 1969. — 196 страниц: иллюстрации; 
Ямщиков С.В. Русский музей. Иконы из собрания Русского музея : буклет / автор-составитель С.Ямщиков, художник М.Ромадин. — Москва: Советская Россия, 1970. — 28 репродукций; 
Ямщиков С.В. Суздаль / Автор-составитель С.Ямщиков. — Москва: Планета, 1970. — 89 страниц.: иллюстрации; 
Ямщиков С. Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР: материалы для реставрационного каталога. Часть I: Псковский историко-художественный музей, Новгородский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Кировский краеведческий музей, Рязанский краеведческий музей, Рязанский художественный музей. — Москва, 1970; 
Ямщиков С., Голейзовский Н. Новые открытия московских реставраторов. — Москва, Планета, 1971; 
Ямщиков С. Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР: материалы для реставрационного каталога. Часть II: Ростовский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Угличский историко-художественный музей, Переславль-Залесский историко-художественный музей, Горьковский художественный музей, Тотемский краеведческий музей, Костромской музей изобразительных искусств, Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. — Москва, 1972; 
Ямщиков С. Псков. Музей. Древнерусская живопись. — Москва, 1973; Ямщиков С., Смирнова Э. Древнерусская живопись. Новые открытия. Живопись Обонежья XIV—XVIII в. — Ленинград, Аврора, 1974; 
Ямщиков С.В. Русский портрет XVIII—XIX веков в музеях РСФСР: Тула, Смоленск, Ясная Поляна, Калинин, Новгород, Переславль-Залесский, Кострома, Ярославль, Горький, Псков : альбом. — Москва: Изобразительное искусство, 1976. — 248 страниц: иллюстрации; 
Ямщиков С. Кижи. Древняя живопись Карелии. — Петрозаводск, Карелия, 1979; 
Ямщиков С.В. Древний Новгород: История, Искусство, Археология: Новые исследования: сб. статей / Составитель Ямщиков С., художник Е.Семёнов. — Москва: Изобразительное искусство, 1983. — 360 с.: иллюстрации; 
Древний Новгород: Прикладное искусство и археология: Альбом / Колчин Б.А., Янин В.Л., Ямщиков С.В. — Москва: Изобразительное искусство, 1985. — 166 с.: иллюстрации; 
Ямщиков С. Спасённая красота: Рассказы о реставрации памятников искусства: Книга для учащихся старших классов. Москва: Просвещение, 1986. — 192 страницы: иллюстрации; 
Ямщиков С. В. Древняя живопись Карелии. — Петрозаводск: «Карелия». 1986. — 152 страницы.: иллюстрации; Ямщиков С. Хранители вечного. — Москва, Молодая гвардия, 1987; 
Ямщиков С. Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен. — Москва: Издательство «Москва», 2004. — 488 страниц. — ISBN 5-98637-004-X; 
Ямщиков С. Мой Псков. — Псков, 2003—352 страницы — ISBN 5-94542-045-X; Ямщиков С. Послушание истине. Записки реставратора. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. — 352 страницы — ISBN 978-5-94535-086-1; Ямщиков С. Созидающие. — Москва: Русский мир, 2007. — 488 страниц. — («Большая московская библиотека»). — ISBN 978-5-89577-107-5; 
Ямщиков С. Бремя русских. Москва: Алгоритм, 2008. — 368 страниц. Серия «Завтра» — ISBN 978-5-9265-0488-7; 
Ямщиков С. Давайте одумаемся.; Ямщиков С. Давайте одумаемся—2; 
Ямщиков С. Давайте одумаемся—3; 
Коллектив авторов. Псковская губерния. Савва Ямщиков / Под редакцией Л.М.Шлосберга. — Псков: Центр социального проектирования «Возрождение», 2010. — 432 страницы — 2000 экземпляров; 
«Когда не стало Родины моей. Савва Ямщиков». 2010 г. Составитель: Новые открытия советских реставраторов: Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство (Выпуск 1) / Составитель Савелий Ямщиков; 
Государственная центральная художественная научно-реставрационная мастерская имени академика И.Э.Грабаря. Министерство культуры РСФСР. — Москва: Советский художник, 1973. — 56 страниц — 30 000 экземпляров (обложка); 
Новые открытия советских реставраторов: Солигаличские находки / Составитель Савелий Ямщиков; ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря. Министерство культуры РСФСР. — Москва: Советский художник, 1976. — 144 страницы — 30 000 экземпляров (обложка); 
Новые открытия советских реставраторов: Японская гравюра / СоставительСавелий Ямщиков; Отбор поэтических текстов и переводы стихов с японского Александра Долина; ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря. — Москва: Советский художник, 1979. — 144 страницы — 40 000 экземпляров (обложка). 

А вот фильмы, в которых он был консультатном.
Фильмография: 
1966 — Андрей Рублёв («Страсти по Андрею») — консультант; 
1986 — Борис Годунов — консультант; 
1980 — Необходимая случайность (документальный) — Савелий Ямщиков, искусствовед; 
2006 — Псковский набат. Сны о потерянном граде — консультант; 
Советский архимандрит. (документальный фильм, ВГТРК Культура) — участник, консультант. 

Звания и награды: 
заслуженный деятель искусств Российской Федерации; 
академик, действительный член Российской Академии естественных наук (Отделение «Российская энциклопедия»); 
художник-реставратор высшей категории; член Комиссии по рассмотрению вопросов о возвращении культурных ценностей; 
член Союза писателей России; член президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры; 
председатель Ассоциации реставраторов России; вице-президент Российского международного Фонда культуры; 
ведущий специалист ГосНИИР[9](Всероссийского института реставрации); 
член Межведомственного совета по вопросам культурных ценностей; 
председатель Клуба коллекционеров Советского фонда культуры; 
член правления «Фонда Николая Васильевича Гоголя»; 
премия Ленинского комсомола (1980) — за реставрацию и популяризацию произведений русских авторов XVIII—XIX веков; 
орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ); 
орден «Полярная Звезда»; 
первый реставратор, получивший за двухсотлетнюю историю Российской Академии художеств её почётную медаль лауреат звания «Герой „Труда“» за 2007 год (премия газеты «Труд»). 
Литература: Ямщиков Савелий Васильевич // Отечественная реставрация в именах. 1918 - 1991 гг.: Выпуск 1. Московские реставраторы и научные сотрудники, работавшие в области сохранения культурного наследия: Биобиблиографический справочник / Авторы-составители: О.Л.Фирсова, Л.В.Шестопалова. Государственный научно-исследовательский институт реставрации. — Москва: Индрик, 2010. — Страницы 441 - 442. — 480 страниц — 500 экземпляров — ISBN 978-5-91674-068-4. (в переплёте)
"Реставратор всея Руси"

О том, как работалось с ним и как живётся без него, о выставках в доме на улице Бурденко корреспонденту Людмиле Сапожниковой рассказывают заведующая отделом, заслуженный работник культуры РФ, художник-реставратор Нина Зайцева, художник-реставратор высшей категории Виталий Кузюбердин, искусствовед Марфа Ямщикова. Рассказ не имеет смысла приводить в статье, но можете ознакомиться тут: https://oko-planet.su/history/historydiscussions/210041-sozi...

Интересно будет почитать воспоминания о Савве Ямщикове. Воспоминания Юрия Люкшина, заслуженного художника России: http://almanax.russculture.ru/archives/1568

Воспоминания Бориса Гущина прозаика, драматурга и театрального критика: https://kizhi.karelia.ru/library/ot-pervogo-lica/1731.html

Фрагмент воспоминаний Саввы Ямщикова о Великом Новгороде из книги: Ямщиков С.В. Горький дым Отечества: Статьи, очерки, беседы, комментарии, эссе. / Сост. Т.И. Маршковой, предисл. В.Я. Курбатова / Отв. ред. О.А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2016: https://philologist.livejournal.com/9847987.html 

https://rusk.ru/st.php?idar=12585

Замечательная статья "Савва Ямщиков, реставратор всея Руси" из архивов газеты "Известия", интервью с ним и рассказ о продажности бывшего министра культуры Швыдкого:  https://web.archive.org/web/20090307070933/http://www.yandex.ruschudo.ru/person/article3121331/

Вот тут можно скачать книгу С.Ямщикова "Служу России": https://iknigi.net/avtor-savva-yamschikov/118067-sluzhu-po-r...

https://pokrov.pro/%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B0/

https://ruspekh.ru/people/yamshchikov-savva-vasilevich

https://ria.ru/20090719/177895816.html

https://ria.ru/20090720/177939547.html

http://gubernia.media/news/v-pskove-otkryt-pamyatnik-savve-y...

https://informpskov.ru/news/303445.html

https://zavtra.ru/blogs/2009-07-2211

http://nasledie.pskov.ru/news/2018/10/08/80-y_den_rozhdeniya...

Картина дня

наверх