На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 183 подписчика

Свежие комментарии

"От улыбки станет всем светлей"... в живописи от Ренесанса до наших дней

Окромя Джоконды... Жуткие вещи, которые происходят с портретами, когда художник пытается заставить свою модель улыбнуться. Или про то, чем еще картина отличается от фотографии.
Антонелло да Мессина. "Мужской портрет". 1465-1470 гг.

Вот смотришь на портреты, где художник пытался изобразить улыбку, и всегда очень странное чувство испытываешь.

Не сочетается улыбка с маслом! Не фотография это в 32 зуба в американском стиле. Диссонанс какой-то. Одна из причин -- в том, что на фото щелкают за секунду, а картину пишут долго-долго, техника такая -- месяц точно уйдет. Если взглянуть на старинные фото, для которых долго позировали, там тоже особой эмоциональной игры не заметно -- викторианские фотомодели усталые, с каменными лицами, облокачиваются на столик или на спинку кресла, потому что задолбались.

На первой картине в этом тексте -- очень необычный портрет, экспериментаторский. Да Мессина вообще был экспериментатором, не только в попытке изобразить мимику -- считается, что он первым из итальянцев бросил писать темперой и перешел на хайтековское письмо масляными красками, которое методом промышленного шпионажа спер у нидерландских художников.

Но в Ренессанс вообще улыбки у художников не особо получались, неправдоподобно смотрелись -- и всегда портреты с ними поражают своей необычностью.

Джованни Франческо Карото. "Мальчик с рисунком шарнирной куклы", 1-я пол. 16 века.

Леонардо с улыбкой "Моны Лизы" идеально угадал.
Но позже он делал это выражение лица "брендом" и стал везде его впихивать. Получалось ужасающе порой, особенно у его последователей-леонардесков. Потому что они механически копировали, не проникшись собственно механикой мышц.

Салаи. "Иоанн Креститель" с оригинала Да Винчи. 1510-1520-е. Он же - "Мона Ванна" (Обнаженная Джоконда)
Франческо Мельци. "Флора"
Недостаток улыбок в портретной живописи объясняется тем, что улыбка -- собственно, это мимолетная эмоция, вот она проскользнула на губах, а вот ее нет. А портрет типа пишется на века, и гораздо важнее портретисту отразить другие, более незыблемые черты характера человека, чем какая-то там улыбАВчатость.
Поэтому смайлы обычно доставались не портретам, а другим жанрам, изображению мимолетного -- бытовым зарисовкам, картинам-типам.
Юдит Лейстер. "Смеющийся пьяница". Сер. 17 века


Александр Беридзе. "Улыбающийся старик". 1881

С детскими улыбками в портретах, впрочем, тоже все ок, если ты крутой мастер и вообще рисовать детей умеешь (очень многие НЕ умели).

Бронзино. "Джованни Медичи". 1545

А так, у портретов с реальных людей, которые сидели и позировали, улыбки выходили плохо. Не справлялись мастера.
Даже у зубров рембрандтовской эпохи плохо выходило.
Рембрандт. "Улыбающаяся Саския". 1633


Неизвестный художник, ранее атт. Рембрандту. "Смеющийся молодой человек". Ок. 1629-30
Даже в конце 19 века, когда художники были очень прокачены с точки зрения мимики, мышц, анатомии, все равно выходило плохо.

Николай Неврев. "Портрет смеющегося мужчины". 1900 ?


Симон Холоши. "Смеющаяся девушка". 1883


Умный художник, если уж сильно хотелось позитива, на огромную "лыбу" не замахивался, писал полуулыбку.

Abraham de Vries - Portrait of Simon de Vos, 1635


Неизвестный художник круга Рембрандта. "Неизвестный", 1660-е


Серджент. Мадам Поль Эскудье. 1882
Женщинам вообще более "дозволительна" в портретах полуулыбка, чаще встречается, и выходит натуральнее у художников (почему -- см. ниже).

Неизвестный художник. "Анна Волконская". 1790-е




Улыбка нередка и дозволительна автору на портретах тех, кто "носил" ее по работе -- профессиональных шутов. Тут художники не стеснялись, не паниковали ее рисовать, не начинался у них ступор.

Доссо Досси. "Шут". Ок. 1510
Впрочем, чисто технически писать такое сложное мимическое выражение научились не сразу.

Маркс Рейлих. "Шут". 1519-1520
Некоторые из профессиональных придворных шутов были одновременно психически больными, блаженненькими, поэтому "улыбка идиота" не сходила с их уст постоянно. Так их и рисовали.

Веласкес. Портреты шута Калабасаса, 1620-30-е
 

Гойя (атт.). "Сумасшедший"



Впрочем, действительно бывает, что улыбка настолько была свойственна человеку, что без нее его изобразить не получалось. В таком случае портретисту было сильно легче.

Морис Квентин де ла Тур. "Вольтер". 1735
 
Во-первых, у Вольтера явно было все время такое глумливое, улыбающееся лицо. Привычная мимическая "поза" -- поэтому долго позировать для портрета ему с этим лицом было не сложно, художник успевал зарисовывать. Во-вторых, это не масло, а пастельные карандаши, т.е. совсем другая скорость запечатления.
Но важен был и талант. Когда менее мастеровитый художник пытался это же выражение воспроизвести, скопировать -- не получалось!

Копии неизвестных художников

Но вообще в 18 веке улыбка была частью "хорошего лица", вежливого выражения, поэтому на портретах галантного века такое, глумливое, нередко можно встретить. У Левицкого, Рокотова такого много. Некоторые художники даже специализировались по приданию своим моделям одинаково узнаваемого выражения.

Левицкий. Портрет Г. Долгорукова. 1790

Женщины, причем все века, постоянно должны ходить с улыбающимися, "милыми", лицами -- это выражение при позировании им удерживать было проще, ну и художников оно психологически меньше смущало. Поэтому в искусстве улыбающихся женщин больше, чем мужчин. Гендерный перекос, связанный с принятыми ролями, стереотипами. Доходило до пошлости.

Léon Perrault. "Юная красавица". 2-я пол. 19 века.



В поздние периоды улыбка -- это уже просто ради прикола.

Жозеф Дюкре. "Автопортрет". Ок. 1793
Причем над коммерческим заказчиком не особо поприкалываешься -- над собой проще, как-то и безопаснее.

Розали Эмсли. "Автопортрет в образе уличной торговки", 1917

Периодизация типичных улыбок для разных художественных стилей


Слушала в "ютубе" лекцию замечательного искусствоведа Бориса Моисеевича Бернштейна и услышала такой термин - "готическая улыбка". И еще, оказывается, есть "архаическая". Решила поискать "типичные" улыбки других времен и направлений в искусстве. Постараюсь более-менее соблюдать хронологию.

Шумерская улыбка:
Шумер. Статуэтка Ибн-Ила из Мари, 2500 д.н.э Алебастр.
Большинство предметов искусств шумеров, дошедшие до наших дней, бесспорно, очаровательны, но несколько схематичны, абстрактны. Их создатели либо не хотели, либо не умели изображать эмоции. Однако на этой статуэтке отчетливо видно мягкую улыбку - мужик, как я понимаю, чиновник или жрец, т.е. жизнь вполне удалась - с чего бы ему грустить? (4,5 тысячелетия прошло, и ничего не поменялось).

Древнеегипетская улыбка:
Древний Египет, Карлик Сенеб. с семьей. Прим 2300 д.н.э.
На египетских изображениях вы практически никогда не увидите улыбки - все они были погребальными, портретируемые должны были сохранять полную бесстрастность. Эта прелестная скульптурная группа - редкое исключение. Жена обнимает своего необычного супруга, чуть заметно улыбается и как бы объясняет нам: "Ну и что, что с ахондроплазией, зато он хороший!".

Архаическая улыбка:
Голова Афины. 5 век д.н.э.
Вот и обещанное. Архаика, как известно - период  древнегреческого искусства. Большинство статуй тогда ваяли улыбающимися. Считается, что древние ваятели таким образом пытались немного "оживить" статую.

Буддийская улыбка:
Будда. Индия, 2 век.
Почему бы не улыбаться тому, кто достиг просветления? Попробуйте - и у вас такая будет.

Готическая улыбка:
Скульптурный собор Мейнского собора, 1240.
Есть еще более ранняя - "Реймская улыбка", там, кажется, ангел заулыбался впервые (1233 примерно). В 14 веке часто улыбались "Прекрасные мадонны".

"Нидерландско-примитивистская" улыбка:
"Мадонна с Младенцем", Рогир ван дер Вейден. 1450-е
Не типично для ранних фламандцев, но иногда можно встретить улыбку. Здесь можно видеть, что мама нежно улыбается, а ребенок просто безобразничает и отказывается от груди.

Улыбка Возрождения:
"Монна Лиза", Леонардо да Винчи, 1503
Ну, да, надоела до смерти, а кого еще в качестве иллюстрации Возрождения показывать, по-вашему?!

Улыбка маньеризма:
Фрагмент картины Пармиджанино "Мадонна с длинной шеей", 1534.
Я бы с такой шеей не очень улыбалась! Это ж сколько на нее крема надо?!

Улыбка барокко:
П.П. Рубенс "Два Сатира", 1617
Ну, эти всегда пьяные и веселые.

Улыбка "Золотого века голландской живописи":
Франц Халс "Портрет Изабеллы Койманс" 1652
Халс многих писал улыбающимися, да и сам, похоже, был человек жизнерадостный.

Улыбка рококо:
Франсуа Буше "Ринальдо и Армида" (фрагмент). 1734
У Буше все персонажи занимаются какой-то невообразимой срамотой, но при этом жутко смущаются. Улыбающихся найти сложно, потому как стыдно же, но я все-таки нашла.

Улыбка романтизма (или академизма?):
Карл Брюллов "Итальянский полдень", 1827.

Невообразимая красивость, мед, патока, сироп и обязательно - слащавая улыбка. 

18-19 век, Япония, Статуя Хотея.

В 18-19 веке на другом конце Земли процветает очень выразительное и озорное искусство - японская малая скульптура и нэцкэ. Хотей - бог веселья и благополучия, странно было бы видеть его строгим и задумчивым.

Прерафаэлитская улыбка:
Уильям Холман Хант 1866 "В прекрасном безделье"
Это был век поэзии, туберкулеза, бледной немочи и неясного томления. Приличной девушке никак нельзя было улыбаться, а то окружающие, не дай бог, могли подумать, что она весела и полна сил (фу, моветон!). Все героини прерафаэлитов загадочны, задумчивы и печальны (или мертвы). Вот, одну все-таки нашла. Надеюсь, что это улыбка, а не судорога жевательной мускулатуры.

Импрессионистская улыбка:
Огюст Ренуар "Танец в Бужевале" (фрагмент) 1883
Тут уже никакого томления: румянец во всю щеку, энергический танец, и кавалер нашептывает что-то неприличное - ну как тут сдержаться и не улыбнуться?!

Постимпрессионистская улыбка:
Поль Гоген "Ночное кафе в Арле" 1888
Всё, кавалер ушел вместе  с молодостью. Одна, одна в ночном кафе...

Улыбка модерна:
Альфонс Муха. Реклама печенья. 1897.
Последняя безмятежная улыбка перед оглушительными историческими катаклизмами.

Фовистическая улыбка:
Анри Матисс "Цыганка", 1906 (нет, все таки этот король - голый!)
Это так страшно, что даже нет комментариев. Не люблю такую мазню, пусть и считающуюся гениальной.

Улыбка русского реализма:
Илья Репин "Портрет Татьяны Щепкиной-Куперник", 1914
Зря на него "гнал" Малевич - все-таки это хорошо!

Экспрессионистская улыбка:
Амадео Модильяни "Портрет Хаима Сутина", 1915
У Модильяни можно разобрать, что его герои почти всегда серьезны. Хаим явно улыбается.

Авангардистская улыбка:
Марк Шагал "Деревенская жизнь", 1925
Кажется, довольны оба. Шедевра)))

Улыбка арт-деко:
Тамара Лемпицка "Портрет Марджори Ферри" 1932
У Тамары все женщины - дивы и боХини, мужчины - солисты оперетты. Богиням улыбаться не пристало, но единичные промахи все-таки случаются. Или это тень так неудачно упала.

Соцреалистическая улыбка:

Василий Ефанов "Незабываемая встреча", 1937
Улыбаются все, даже Крупская, кто не улыбался, уже расстреляли в вестибюле! (как возопили либеросы). И год же незабываемый - 1937!

Кубистическая улыбка:

Пабло Пикассо "Портрет Ли Миллер", 1937.
Этого мне не понять, расчлененка, а не картина.

Абстрактно-экспрессионистская улыбка:
Виллем де Кунинг "Женщина и велосипед", 1953
Тьху!

Абстракционистская улыбка:

Жоан Миро "Улыбка из ярких крыльев" 1953
Как раз тот случай, когда без названия - никак! А улыбка-то где? Где-то тут...

Сюрреалистическая улыбка:
Сальвадор Дали "Партрет Гала с носорогическими признаками" 1954
У нее голова отвалилась, а она улыбается!

Пинап улыбка:

Не знаю, кто и когда, но барбишная улыбка.
Открытки и плакаты в стиле пинап появились в конце Второй мировой, такие себе "Веселые картинки" для больших мальчиков. На них все девушки или улыбаются, или сильно удивляются. И даже если брюнетки - все равно блондинки.

Улыбка поп арта:
Рой Лихтенштейн  "Доброе утро, дорогой" 1964
Немудрено, но позитивненько.

И, наконец, самая типичная улыбка современного искусства:
Юэ Миньцзюнь, 2012.
Как называется сии шедевры, не могу сказать, "Три мужика улыбаются" или пять, наверное. У китайского художника все персонажи вот с такими улыбками. Картины продаются за неимоверные какие-то деньги.
https://shakko.ru/1221984.html

Картина дня

наверх