На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 176 подписчиков

Свежие комментарии

Легенды и мифы Сухаревской башни

Я рассказывала о Брюсе. А сегодня в цикле Москва хочу рассказать историю Сухаревской башни. Сухарева башня была уникальным сооружением, единственным подобным во всей России. Эта башня, наряду с Кремлем и его соборами, с храмом Василия Блаженного и Христа Спасителя, являлась символом Москвы. Два с половиной века она красовалась в столице, и в народе её любили, хотя и опасались. Этой башни давно уже нет, но её история, слухи и нераскрытые тайны, связанные с ней, продолжают будоражить умы людей. Вот в этом и попробуем разобраться.
Среди московских легенд особое место занимают предания о знаменитой Сухаревой башне, которая находилась на пересечении современных Садового кольца, Сретенки и проспекта Мира с конца XVII века до 1934 года. В течение этого времени она была для Москвы и символом спасения Петра I от царевны Софьи, и источником страшных историй. Башня служила пожарным, а в начале ХХ века в ней располагался Музей коммунального хозяйства, позже ставший Музеем Москвы.
Сретенские ворота, Сухоревская башня.Разрушение Сухаревой башни: разборка главной гранитной лестницы. Неизвестный автор. 1934 год. Цифровая печать с авторского стеклянного негатива. Из коллекции Музея Москвы
О памятнике архитектуры, которого нет, и его приключениях в жизни Москвы и городских легендах.
Историю Сухаревой башни можно начать с 1689 года, что же в то время представляла собой Москва. Столица строилась постепенно. По мepe расширения  крепостными стенами. которые  разделяли город на части кольца, ограждалась новая территория. Первоначально шел Кремль, это был центр. После него шло более позднее поселение - Китай город, который по мере строительства ограждался крепостной стеной. После него шел Белый город. Постепенно за ненадобностью внутренние стены разбирались, за Белым городом строился земляной город. Здесь, вблизи стен Москвы, располагались села. Они в основном были землями монастырей. От Белого земляной город отделяли стены с валом и рвом, для проезда в Москву были сделаны ворота и на месте Сретенских ворот и была выстроена потом Сухарева башня.Проект был разработан Михаилом Чоглоковым, строителем Арсенала в Кремле. Башню возводили в два этапа. Сначала построили два первых яруса, перестроенные в камне Сретенские ворота и палаты над ними, в одной из них, которая называлась "Рапирная", обучали фехтованию. В других палатах располагалась "Полковая изба" стрельцов Сухарева. Над перекрытием находился постамент шатра, а на нем боевые часы. Постамент украшали четыре остроконечные башенки, похожие по форме на надстройки Троицкой и Спасской башен Кремля. Позади ворот, по направлению к 1-й Мещанской улице, к башне была пристроена часовня с кельями, отданная в ведение Перервинского монастыря.

В 1698-1700 годах, когда Петр вернулся из Европы, башню реконструировали и выстроили третий ярус. С востока было пристроено крыльцо в два пестничных марша. После окончания строительства здание достигло 64 метра в высоту и 40 метров в ширину. Считается, что архитектура башни была позаимствована у ратуш в Голландии или Германии. Её общий вид должен напоминать корабль с мачтой, галереи второго яруса образовывали в верхнюю палубу восточная сторона нос, а западная корму.В 1701 году ярус башни заняла школа математических и навигационнфых наук, где обучались 500 человек.  До 1706 года она находилась в ведении Оружейной палаты, а затем перешли под контроль Приказа морского флота и Адмиралтейской канцелярии.

 А вот дальше и самое интересное, руководителeм школы становится ученый Яков Брюс, который на последних стенах основал первую в России астрономическую обсерваторию. Знаменитый сподвижник Петра граф Яков Вилимович Брюс-одна из самых загадочных личностей в русской истории. Выдающийся реформатор и организатор, он внес весомый вклад в становлении России. Однако заменит греф не только этим, несомненно великими заслугами, но и своей окультно-мистической деятельностью. Фигура графа Брюса еще при жизни была окутана ореолом тaинственности, с именем этого человека серьезно связано множество тайн и легенд. Как только его не называли: алхимик, чародей,  колдун, маг, чернокнижник. Яков Брюс

Да, Брюс интересовался алхимией, так как, наряду с точными науками, например, такими как механика, астрономия и математика, в просвещенной Европе времен Петра существовали и науки мистические: алхимия астрология магия и др. Многие выдающиеся ученые, основоположники точных наук, всерьез увлекались в то время эзотерическими знаниями. Это был век, когда химия и физика осуществовала с алхимией, а астрономия и математика с астрологией. Местные жители не раз видели как к башне подьезжали подводы наполненные всякой диковинной посудой, склянками с порошками и книгами. Всю эту поклажу под присмотром Якова Брюса слуги поднимали наверх на третий этаж, а ночью были видны вспышки, голубое свечение, а иногда из окон валил дым, ходили разные запахи и все это навевало на горожан мистический ужас.

Вот как описывается один интересный случай за ужином. 
Собравшимся гостям подавала молодая красивая девушка. 
"Какая замечательная служанка" -заметил один из гостей. 
"Но почему она молчит, неужели немая?" 
"Вовсе нет" - ответил Брюс. 
"Просто она не рожденная я сам ее создал". 
При этом движения девушки были грациозны и мягки. Стороннему наблюдатело было трудно заподозрить, что перед ним не живой человек, а механический. 
Засмеявшись Брюс вынул заколку из ее волос и девушка замерла.
Истории башни и сегодня хранятся в этом культурном учреждении. Точнее, книга «Сухарева башня (1692–1926). Народные легенды о башне, реставрация и современное состояние», которую написал 1926 году директор Московского коммунального музея москвовед Петр Сытин. Пересказываю самые интересные из них.

Сытин П.В. Сухарева башня (1692–1926). Москва, 1926. Бумага, печать. Из коллекции Музея МосквыСытин П.В. Сухарева башня (1692–1926). Москва, 1926. Бумага, печать. Из коллекции Музея Москвы

Первая легенда, связанная с Сухаревской башней, родилась сразу после ее постройки в 1695 году. Ходили слухи, что Петр I возвел ее в благодарность стрельцам полка стольника Лаврентия Сухарева, охранявшим его в юности от старшей сестры — царевны Софьи.

Проект здания был разработан,  как я уже говорила выше, Михаилом Чоглоковым, строителем Арсенала в Кремле. Башню возводили в два этапа. После окончания работ высота башни составила 64 метра, что сделало ее второй архитектурной доминантой Москвы — после колокольни Ивана Великого в Кремле.

В начале XVIII века рождаются новые городские легенды о Сухаревой башне, теперь уже связанные с личностью поселившегося в ней Якова Брюса. В народных сказаниях сподвижник Петра I генерал-фельдмаршал Яков Вилимович Брюс, происходивший из рода шотландских королей, предстает как колдун и звездочет, хозяин загадочной башни, повелевавший стихиями и бесами. Москвичи шептались о железной птице с человеческой головой, на которой Брюс летает к царю на совет, и о немой девушке, которая прислуживала его гостям, а в конце вечера якобы рассыпалась цветочными бутонами.Н.Г. Иванов. Портрет Я.В. Брюса. С оригинала Я.И. Аргунова. Бумага, гравюра пунктиром. 1812 год. Из коллекции Музея МосквыН.Г. Иванов. Портрет Я.В. Брюса. С оригинала Я.И. Аргунова. Бумага, гравюра пунктиром. 1812 год. Из коллекции Музея Москвы

В действительности же Яков Брюс был не колдуном, а ученым — одним из образованнейших людей своего времени. Он занимался астрономией, математикой, химией и физикой. В 1696 году Брюс составил карту российских земель от Москвы до Малой Азии, а в 1707-м — и карту звездного неба «Глобус небесный иже о сфере небесной». На одном из верхних этажей Сухаревой башни им была устроена обсерватория, оборудованная «зрительными трубами», секстантами и квадрантами и огромным звездным глобусом работы Виллема Блау.Но самой большой тайной "чернокнижника" из Сухаревки, пожалуй, остается колдовская "Черная книга". Много легенд ходило вокруг этого таинственного предмета, что написана она была волшебными знаками и принадлежала царю Соломону и могла дать неограниченную власть и тайные знания. В народе говорили, именно из этой книги Брюс получил знание о создании философского камня, который превращает любой предмет в золото.

Поскольку большой вклад внёс Яков Брюс в победу России в Русско-Шведской войне, Петр I назначает его генералом артиллерии. Надо отметить, что в то время артиллерии, как самостоятельного рода войск в России не существовало. Бомбардиры только придавались пехотным частям для усиления во время сражений или использовались при осаде и штурме крепостей. Брюс впервые выделяет артиллерию в самостоятельный род войск. Он разрабатывает устав и знамя артиллерийского полка, занимается баллистикой и пишет инструкции бомбардирам по определению, обустройству позиций для успешной стрельбы и даже разъясняет под каким углом необходимо осуществлять стрельбу в зависимости от того, где находится противник на крепостной стене, либо в земляных укреплениях.Брюс также занимается в своей таинственной лаборатории Сухаревой башни над усовершенствованием пороха и к 1709 году он получает порох превосходивший все известные в то время в мире по точности и дальности стрельбы. Занимается он и организационными преобразованиями в артиллерии: вводит единую систему калибров, что позволяет начать серийное производство орудуй и ядер к ним, разрабатывает лафеты для пушек делит всю артиллерию на полевую, полковую гарнизонную и осадную, вводит так называемую конную артиллерию. Артиллерия, созданная Брюсом, сыграла решающую роль в Полтавской битве 27 июня 1709 года за которую он был награжден высшей наградой России - орденом Андрея Первозванного.Правда стоит вспомнть, что тамплиеры тоже использовали такой прием, только вместо артиллерии были лучники. Откуда Яков Брюс мог знать разные приемы тамплиеров? За 500 лет до его рождения рыцари ордена тамплиеров бежали из Франции, и их приблизил к себе знаменитый шотландский король Роберт. А Роберт прямой предок Якова Брюса, по всей видимости тамплиеры поделились своими знаниями с королем и спустя пять веков, через несколько поколений эти знания нашли применение в Петровской России.Ходит легенда, что и "Черная книга" перешла к Брюсу от тамплиеров.

Существует версия, что идея зодиакальной планировки Москвы принадлежала Якову Брюсу. От Кремля, расположенного в самом центре города двенадцатью лучами расходились основные улицы поделившие Москву на сектора, которым соответствуют 12 знаков зодиака, этой астрологической картой города, составленной Брюсом заинтересовался сам Сталин. Будучи неравнодушным к мистике он прислушался к мнению астрологов советовавших соблюсти принцип Брюса при строительстве московского метрополитена разделив кольцевую на 12 секторов от которых отходит 12 радиальных по принципу зодиакальной.Тяжело воспринял Брюс смерть Петра I, существует гипотеза, что он из своего календаря знал дату смерти своего императора, звезды предсказывали ему, что смертельную опасность для Петра таит в себе вода. Граф всячески уговаривал своего императора обойти водную стихию и отказаться от личного инспектирования только что вырытого Ладожского канала, но Петр не послушал графа и при спасении бота простудился и вскоре умер от пневмонии.28 января 1725 года. Брюс исполняет обязанности главного распорядителя на похоронах Петра 1. Сразу после смерти царя начинается борьба за власть в стране и на местах, интересы Брюса задеты. Он, ближайший соратник Петра, понимает, что стал опасен для новой власти, слишком уж много дворцовых тайн ему известно. Екатериной был учрежден Верховный тайный совет, в его состав входят серые кардиналы России и фактически этот совет, а не Екатерина управляет страной, Совет же и решает важнейшие государственные дела, Брюса не включают в состав совета и тем самым красноречиво дают понять, что он не нужен новой власти, Через год после смерти Петра, Брюс уходит в отставку в чине генерала фельдмаршала. Вместе с женой Маргаритой фон Мантейфель переезжает в имение Глинки, купленное у князя Долгорукова.

Ещё одна легенда. В то время алхимики часто испытывали свои составы на себе, и в народе ходила легенда, что Брюс специально принял яд, но перед смертью якобы он отдал склянку с живой водой своему камердинеру и велел поливать ею себя вскоре после кончины. Когда камердинер стал исполнять такое приказание. усопший начал шевелиться, исполнитель испугался и уронив из рук склянку разбил её. Брюсу так и не суждено было воскреснуть.

Дальше опять мистика. Могилу Брюса уничтожили при реконструкции старой Москвы. В 1928 году на улице Радио была закрыта и разрушена церковь Святого Михаила,  единственная в то время кирха в Москве, тогда и обнаружили склеп и гроб с телом графа. Его опознали по фамильному перстню. Остатки "колдуна" передали в лабораторию антрополога Михаила Герасимова, занимавшимся восстановлением облика, но они бесследно исчезают, остались лишь перстень, кафтан и камзол Брюса. Одежда сейчас находится в фондах Государственного исторического музея, а перстень затерялся во времени (есть версия, что он находился у Сталина). Но вернемся к башне. Картина Фридриха Гильфердинга. 1870. Вид Сухаревской башни от улицы Сухаревка.

Мистическая сила Сухаревой башни проявилась и в войну 1812 года. 15 августа был проведен смотр московских ополченцев направляющихся на войну с французами. При подходе армии Наполеона к Москве многие москвичи уходили и уезжали из Москвы, спасаясь от врага. Двигались на север в Ярославль по Троицкой дороге через Сухареву башню. И вот за день до вступления наполеоновских войск в Москву ястреб с остатками веревок на лапах Запутался в крыльях двуглавого медного орла на шпиле Сухаревой башни долго вырывался, наконец, обессиленный повис и умер. Народ собравшийся тогда смотреть на это говорил: "Вот так-то видно и Бонапарт запутается в крыльях русского орла".После смерти Брюса помещения башни какое-то время служили для нужд морского ведомства, а потом перешли в ведение города. В 1829 году на втором этаже был устроен гигантский резервуар, в который поступала вода из Мытищинского водопровода. А. Васнецов. У водоразборного фонтана на Сухоревской площади.

Использование Сухаревой башни в качестве водонапорной  было прекращено со строительством в 1890-х годах Крестовских башен. До Октябрьской революции в здании размещались городской архив, часовня, электрический трансформатор, компрессорная станция, сторожка башенного смотрителя. В 1925 году башню передали Музею коммунального хозяйства (который, со временем поменяв несколько названий, стал Музеем Москвы). Приспосабливать здание под музей помогал его директор — известный историк москвовед Петр Васильевич Сытин. Но уже в 1934 году Сухареву башню разобрали — ее сочли помехой развитию транспортной магистрали. Еще в 1910-х звучали предложения пробить в арках башни дополнительные сквозные проемы, однако идеи не были воплощены в жизнь. Когда в 1930-х заговорили о радикальном решении, научная и художественная общественность выступила против и обратилась с просьбой сохранить уникальный памятник к Иосифу Сталину. Однако он не прислушался к Игорю Грабарю, Ивану Жолтовскому, Алексею Щусеву и многим другим, и распорядился снести башню. Письмо с таким решением от 18 сентября 1933 года можно найти в одной из витрин выставки. Фрагменты башни вывезли в музей-заповедник «Коломенское», а оконные наличники вмуровали в стену Донского монастыря. Стоит сказать, что еще после смерти Брюса многие пытались найти в Сухаревой башне его "Черную книгу". Делала такую попытку и Екатерина II, в некоторых помещениях по её распоряжению разбирали стены, вскрывали полы... однако найти её так и не удалось. И последующим монархам не давала покоя Сухарева башня. Кстати, и большевикам тоже искали. И вот в 1931 году под видом того, что она мешает развитию транспортной магистрали, Сталиным принято решение снести Сухареву башню. Но её не взорвали, как это происходило в те времена со многими другими сооружениями и храмами, пошедшими под снос, а разбирали буквально по кирпичику, там явно велись поиски, и искали что-то очень важное. Вид на Сухаревскую площадь во время окончания работ по разборке Сухаревой башни. Неизвестный автор. 1934 год. Цифровая печать с авторского стеклянного негатива. Из коллекции Музея Москвы

Образ Сухаревой башни до сих пор живёт, несмотря на то, что практически 90 лет здание не существует. Поэты слагают о ней стихи, а архитекторы предлагают варианты воссоздания здания. О башне не раз писал и Владимир Гиляровский. К 165-летию автора книги «Москва и москвичи» в центре его имени открылась выставка, где мифы о Сухаревской башне оживают.

Немного расскажу о выставке. Показать её документалистику, поскольку очень много различных мифов, легенд, недомолвок, начиная от возникновения башни и заканчивая изменения её облика, в жизни этой башни. И, конечно рассказать и показать те фрагменты и уникальные документы, которые были посвящены башне, особенно в период её разбора. Потому что существует огромное количество легенд и на этой выставке впервые представлены копии подлинников переписки Сталина и Кагановича.

Механизм часов на Сухаревой башне
Здание из красного кирпича в духе московского барокко украшали двуглавый орел и необычные часы с неподвижной стрелкой и вращающимся циферблатом. О башне похожей на голландскую ратушу ходило множество городских легенд, а самые невероятные связаны с личностью сподвижника Петра I Якова Брюса.

Письмо И.В.Сталина Л.М.Кагановичу из Сочи в Москву от 3 сентября 1933 года
В разное время здесь также находились школа математических и навигацких наук, контора Адмиралтейской коллегии, водокачка и Московский коммунальный музей — родоначальник современного Музея Москвы.

Вокруг башни в конце XVIII века раскинулся и знаменитый Сухаревский рынок, где продавали посуду, книги, велосипеды, картины, скульптуры, краденый антиквариат. Этому месту бурной городской жизни посвящена целая глава книги Владимира Гиляровского «Москва и москвичи». Мало какое из утраченных зданий москвичи так рьяно мечтают вернуть. Однако ни один проект так и не был реализован.

Разбор Сухаревой башни, 14 апреля - 10 июня, 1934
У выставки три части: «Тело башни», «Образ башни» и «Утопия». Они рассказывают об истории строительства и разрушения башни, о влиянии здания и территории вокруг на жизнь города, а также о мечтах и конкретных проектах возможного восстановления легендарной постройки. Кураторы проекта стремились не только рассказать историю башни, но и показать различные проявления ее нематериального присутствия в городе. Выставка получилась созвучной тому, чем занимался Владимир Гиляровский: сохранение образа города в памяти москвичей.

Один из планов восстановления Сухаревой башни
Проект оптимального градостроительного решения Колхозной площади с учётом восстановления Сухаревой башни, 1986
Сухарева башня была украшена необычными часами с неподвижной стрелкой и вращающимся циферблатом. Однако это была устаревшая конструкция и поэтому просуществовала она недолго. Затем, почти два столетия, башня стояла без часов. Новые куранты появились только в 1899 году на третьем ярусе надстройки, значительно выше того места, где часы располагались изначально. Это была уже электрифицированная модель. Все четыре циферблата вечерами подсвечивались лампами.Сегодня от знаменитой Сухаревской башни, которая некогда находилась в районе современного Садового кольца, остались лишь мифы. Но легенды эти столь загадочны и удивительны, а фотографии здания в стиле московского барокко столь романтичны, что фантом башни до сих пор не дает покоя москвичам.Снесенный по приказу Сталина легендарный памятник  может быть воссозданЦентр Гиляровского, расположенный во дворе Столешникова переулка, соседствует с домом № 9, где когда-то жил «король репортажа» Владимир Гиляровский. Именно там он сложил свои статьи разного времени в книгу «Москва и москвичи», до сих пор остающуюся бестселлером. 

Благодаря Гиляровскому мы сегодня можем представить в красках, какая жизнь кипела вокруг этого мифического строения в конце ХIХ века. Его очерки, письма и стихи, описывающие Сухареву башню и ее окрестности, стали стержнем новой выставки в Центре Гиляровского.

Впрочем, начинается проект, как положено, с истории здания. В арт-пространстве на деревянных стендах мы находим планы башни, старинные книги, фотографии, кадры кинохроники и уцелевшие фрагменты памятника московского барокко. Первая глава, историческая, получила название «Тело башни».

Башню прозвали Сухаревской в честь полковника Стрелецкого полка Лаврентия Сухарева, который помог юному царю удержать власть, когда его сестра Софья пыталась свергнуть младшего брата с престола.Существует предание, что в основании башни Брюс спрятал «Черную книгу».

Впрочем, по мнению исследователей, на самом деле речь идет о лечебной книге на латыни, где содержались разные рецепты, а все легенды об ученом немце родились из-за того, что народ тогда мало понимал в науках и принимал исследования Брюса за колдовство.

 История башни насыщена разными событиями и поворотами. В ХIХ веке у Сухаревки образовался антикварный и букинистический рынок, который характерно описал Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Самый знаменитый эпизод звучит как анекдот: «Приносит дама к знакомым картину и показывает ее И.Е.Репину. Тот хохочет. Просит перо и чернила и подписывает внизу картины: «Это не Репин. И.Репин». Картина эта опять попала на Сухаревку и была продана благодаря репинскому автографу за сто рублей».

Владимир Гиляровский застал снос башни – ее разбирали вручную постепенно. Сооружение буквально таяло на глазах. Сохранились зарисовки художников, запечатлевшие этот момент. Некоторые фрагменты башни отдали в Донской монастырь, как я уже упомянула, где тогда задумали сделать музей под открытым небом. Другие попали в несколько музеев, в том числе, сохранились уникальные часы Сухаревки.Москвичи с печалью наблюдали, как на глазах растворяется памятник.

Второй этаж Центра Гиляровского, где разместилась следующая «глава»  выставки, как раз посвящен поэтическому образу Сухаревской башни. Здесь можно найти цитаты из Лермонтова, Пастернака, Маяковского, Мандельштама, Вознесенского, посвященные памятнику, а также исторические книги с очерками о ней. Одни писатели воспевали ее образ, повидав ее в свое время, и помня ее реальный облик, другие обращались к мифу…Глава «Образ башни» свидетельствует об острых фантомных болях, которые москвичи испытывали и испытывают до сих – Сухаревской башни не хватает на своем законном месте. Поэтому идея о восстановлении появилась довольно скоро – о ней заговорил в 1970-х годах главный архитектор Москвы Михаил Посохин. Были разные идеи. Например, поставить копию башни близ исторического места – в сквере неподалеку. С таким предложением в 1982 году выступили архитектор Павел Рагулин и инженер Петр Мягков. В 1986-м был даже объявлен конкурс на архитектурно-планировочное решение Большой Колхозной площади, как тогда называлась Сухаревская площадь.Первую премию получил проект Юрия Герасимова и Петра Панухина, предполагавший воссоздание башни на старом месте. Исторический фундамент рассчитывали сделать доступным для обозрения. Для этого нужно было сделать под ним туннели для автотранспорта. Но идея так и не была воплощена в жизнь: слишком уж близко там расположены разные коммуникации, к тому же рядом находится метро.Последний раз о воссоздании Сухаревской башни заговорили совсем недавно – в 2018 году, но идея опять же повисла в воздухе… Однако сам факт того, что к мысли о восстановлении Сухаревой башни постоянно возвращаются, свидетельствует о ее значимости и важности.

Миф о башне Брюса – как некая поэтическая скрепа – витает над городом и, быть может, однажды 80-метровый фантом снова обретет зримые формы… Но пока башня остается мечтой, утопией, о которой мы помним во многом благодаря Владимиру Гиляровскому.

Ну и стоит рассказать о том, как Лазарь Каганович охотился за тайной "Черной Книгой№ Якова Брюса. 

А вот тут начинается самое интересное: легенда гласит, что караул поначалу опасались снимать даже большевики! И башню разбирали по кирпичам под строгим контролем, потому как якобы Сталин возжелал ознакомиться с тайным знанием колдуна. Поручил он найти книгу Лазарю Кагановичу (почему именно ему — объяснять, думаю, не надо). И тот начал охоту.Трагедия Сухаревской башни или как Каганович книгу заветную искал История, Мифы, Городские легенды, Москва, Архитектура, Интересное, ДлиннопостКнигу так и не нашли (хотя в стенах башни все-таки нашли книги, но другие). Присутствовавший при уничтожении башни Лазарь Каганович якобы говорил Сталину, что видел в толпе высокого, худого человека в парике, которые погрозил ему пальцем, а потом испарился. Ну что хотите, легенды всё-таки...

Что же было на самом деле?

Сухареву башню и вправду разрушал Каганович. Причем разрушал демонстративно. Объяснение, по сути простое: в тот период представителям новой власти необходимо было подавлять воспоминания о власти старой и архитектурные памятники — один из символов былых времен, должны были уходить в прошлое.

Впрочем, обоснования подогнали. Во-первых, Каганович напомнил, что Брюс был одним из тех, кто подавил стрелецкий мятеж, а, следовательно, врагом народа. Во-вторых, главным мотивом решения о сносе он назвал увеличивающееся движение автотранспорта в городе, появление огромного количества автомобилей и каждодневную гибель людей возле Сухаревой башни. Башню в результате приговорили и начали уничтожать.

Выглядело это варварством, трудно поспорить. В апреле 1934 года Гиляровский писал в письме к дочери:

«Великолепная Сухаревская башня, которую звали невестой Ивана Великого, ломается… Ты не думай, что она ломается, как невеста перед своим женихом, кокетничает, как двести лет перед Иваном Великим, — нет. Ее ломают. Первым делом с нее сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают ее стройную розовую фигуру. Все еще розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.

Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещенная,
В груду развалин живых превращенная.
Все еще вижу ее я вчерашнею —
Гордой красавицей, розовой башнею…»

В том же году Гиляровского не стало.

Заметки в «Рабочей Москве» отразили хронологию разрушения Сухаревой башни.

19 апреля 1934 г. «Верхние шесть метров Сухаревой башни уже разобраны. Закончена также разборка главной гранитной лестницы, 60-пудовый шпиль башни спущен на землю. Самая ответственная часть работы, таким образом, закончена… Вчера закончена съемка часов с башни».Трагедия Сухаревской башни или как Каганович книгу заветную искал История, Мифы, Городские легенды, Москва, Архитектура, Интересное, Длиннопост29 апреля. «Вчера закончился разбор призмы (верхней части) Сухаревой башни, Приступлено к сносу основного здания».

24 мая. «Разборка Сухаревой башни заканчивается… Общий план работ выполнен более чем на 80 процентов. Нижний этаж будет разобран в течение ближайших 5–6 дней. Все строительные материалы предоставлены горотделу для использования при замощении улиц».Трагедия Сухаревской башни или как Каганович книгу заветную искал История, Мифы, Городские легенды, Москва, Архитектура, Интересное, Длиннопост12 июня. «В ночь на 11 июня закончились работы по сносу Сухаревой башни. Разобрано свыше 16 тыс. кубометров стройматериалов. Образцы работы показали лучшие ударники Мосразбора тт. Ульбашев, Латыпов, Себерзьянов, Барбарошин. Они будут премированы».Трагедия Сухаревской башни или как Каганович книгу заветную искал История, Мифы, Городские легенды, Москва, Архитектура, Интересное, ДлиннопостК осени 1934 года Сухарева башня была разрушена полностью, обломки кирпича вывезены, площадь залита асфальтом. В том же 1934 году, как было объяснено, «в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников», Сухаревская площадь была переименована в Колхозную.

Памятник архитектуры и один из символов старой Москвы погиб в угоду новому времени и будущему. Хорошо или плохо это — решать вам, я не буду давать оценок. Просто скажу, что история с поиском книги выглядит романтичной и… оправдывающей в чем-то снос. А на самом деле… На самом деле, как говорил другой представитель темных сил:

-История рассудит нас.

Сейчас часы с Сухаревской башни можно увидеть на Передних воротах музея-усадьбы Коломенское

В экспозиции Коломенского музея - белокаменные детали Сухаревской башни.

Еще несколько исторических фото Сухаревской башни

Фото 1862 год:1864 год:1900 год:1908 год:Сухаревский рынок, 1914 год: Вид с Сухаревской башни:1932 год:1934 год. Коммунальный музей:

https://www.mos.ru/news/item/46500073/

https://pikabu.ru/story/tragediya_sukharevskoy_bashni_ili_ka...

https://moscultura.ru/otzyv/2021/mif-o-suharevoy-bashne

https://www.mk.ru/culture/2021/01/29/mif-o-sukharevskoy-bash...

http://bezablog.ru/2020/01/18/%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD...

Картина дня

наверх