На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...
  • Светлана Митленко
    Жалко, но малолеток нашли, так же как и ангела у одного из них дома.Московские прогул...

Московские птички 7

Очередной выпуск "птиц на московских домах" вновь посвящён официозным двуглавым орлам: нашла ещё их несколько, которых можно счесть элементами декора зданий, а не орлами-на-вывеске (которые, напомню, в коллекцию не идут). Первый орёл нашёлся на здании Территориального управления Росимущества в Москве, которое значится как дом 3 корпус Б по Орликовому переулку, но реально выходит фасадом на проспект Академика Сахарова, там на нём даже табличка висит с названием проспекта, но без номера дома.Орёл там висит на глухом торце большого и объёмного выступа над входом, не знаю, как такой называется. Но явно не козырёк.

Этого орла интересно рассмотреть поближе, вникнув в детали узора.Не думаю, что это имелось в виду, но у художника получилось, что на росимущественского орла надето что-то вроде маски и что-то вроде уздечки или он на карнавале? :). К чему бы оно так?..

Второй орёл нашёлся неподалёку, на Комсомольской площади, здание 1А.Это рядом с Ленинградским вокзалом. Там гнездится Центральное таможенное управление, и герб таможни с орлом, факелом и кадуцеем украшает не только вывески у дверей, но и аттик здания.Теперь орлы двуглавые современные, находящиеся при исполнении.
Первым я поставила действительно красивого орла со здания Верховного суда РФ на Поварской, 15. Кроме большого двуглавого орла в венке на фасаде, выходящем на Большой Ржевский переулок, на здании есть ещё и маленькие орлы с бронзового обрамления входов, а в 2018 году на нём были замечены орлы на флагодержателях и решётках окон (не знаю, когда именно они там появились). Причём они есть и на части дома, тянущейся собственно вдоль Поварской улицы. Вот так выглядят орлы на входах.
Крупнее такой орёл показан на нижней врезке на заглавном снимке.
Вот так они выглядят на оконных решётках.
А такие орлы сидят там на флагодержателях. И на этом мы расстаёмся с зданием Верховного суда.

      Дальше идут два орла, проживающих в Белом городе: с Неглинной, 25 (Министерство здравоохранения и социального развития РФ)
и с Петровки, 14 (главное здание Генеральной прокуратуры РФ).У Генпрокуратуры орлы есть не только на здании, но и на чугунной ограде и на чугунных же воротах во дворе. Интересно, что у этих орлов, в отличие от висящего на здании, на щитах изображён не "ездец", а столп Закона, как оно прокуратуре и положено (см. эмблема Генпрокуратуры).
Надо сказать, что современные орлы всё-таки выглядят как-то попроще прежних. И на этом с официальными орлами пока что вроде всё.

      А на закуску мы оставим другого двуглавого орла, из бывших, правда, маленького.
Дом весьма интересен и достоин отдельного рассказа. Это дом № 11 по Новинскому бульвару. Бывший доходный дом князя С.А. Щербатова. Построен в 1911–1913 годах архитектором А.И. Таманяном (Тамановым) при участии скульпторов А.А. Кудинова и В.В. Кузнецова. Памятник московского неоклассицизма начала XX века. Сейчас в нём обитает какое-то НПО по корабельным винтам, но остались и жилые квартиры.
      Так вот, об орлах. Над полукруглыми окнами верхнего этажа есть одинаковая лепнина на тему воинских доблестей, вот тут она показана крупно. Лепнина может обмануть. Атрибутика на ней явно римская, да и рядом есть барельефы на античные сюжеты. Только на фотографии выясняется, что орёл там не римский, а вовсе даже двуглавый византийский. Но зато при такой великолепной мимикрии орлы там уцелели, и, пожалуй, это единственные попавшиеся мне двуглавые орлы, явно вылепленные до 1917 года (а не новоделы).
Теперь перейдем на старейшую улицу Москвы. на Варварку, дом 10. Там находятся палаты бояр Романовых XV–XVII веков. Eщё в 1859 году по указанию императора Александра II здесь был открыт музей. Считается, что на этом месте находился дом, где в 1596 году родился царь Михаил Фёдорович. Что не лишено оснований, потому как в шестнадцатом веке эта усадьба принадлежала боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, деду царя Михаила Романова. А сам Михаил Федорович отдал усадьбу Знаменскому монастырю. Но в XIX веке Александр II выкупает у монастыря дом, и начинается реконструкция здания под музей, которую провел архитектор Ф.Ф. Рихтер в 1857–1859 годах. Всё советское время палаты оставались музеем, сначала подчиняясь Оружейной палате, а с 1932 года Историческому музею. При этом из названия музея исчезло упоминание о Романовых, и он назывался просто музеем боярского быта в Зарядье.

      Вход в музей украшен белокаменным медальоном с дворянским гербом Романовых (он же помещён и на флюгер на крыше).
Герб этот не мог появится здесь ранее 1856 г., когда он был составлен герольдмейстером бароном Б.В. Кене на основании романовского предания (до того Романовы обходились государственными орлами). Вероятно, он оказался на палатах во время первой переделки их под музей. Во всяком случае, на дореволюционных фотографиях он виден. В советское время герб с музея, естественно, был убран, и восстановили его уже в наши дни (не скажу точно, когда, но, судя по последней ссылке, после 1996 года). Он-то нас и интересует.
      Так вот, возвращаясь к птицам. Основу висящего на доме герба дома Романовых составляет большой грифон, но вот щит, который он держит в лапах, увенчан малым орлом, что и определяет его включение в нашу подборку :).  Аналогичный медальон с грифоном и орлом есть и на торцевой стене с противоположной стороны здания палат. Интересно, что на флюгере над палатами, выполненном по мотивам того же герба, орёл на щите отсутствует.
После Варварки пойдёт Пречистенка. Сначала Пречистенка, 21. Президиум и выставочные залы Российской академии художеств. Бывший главный дом городской усадьбы, построенный после 1812 года и в последний раз капитально перестраивавшийся в 1871 г. по проекту П. Кампиони. В конце XIX века дом перешёл И.А. Морозову, организовавшему в нём галерею живописи. С тех пор он идёт по живописно-музейной стезе. Президиум Академии художеств СССР поселился в нём в 1948 году. В 1990-е А.Х. стала именоваться Российской, а в 1997 г. её возглавил З.К. Церетели. Тогда же у неё возник новый-старый логотип с двуглавым орлом, оторвавшим голову художнику. В конце 90-х здание вновь реставрировали, и после этого символ академии в металле появился на нём в двух экземплярах: в виде печати большим медальоном на стенеи на пристроенном над входом навесе. Нужно отметить, что торец навеса меньше смахивает на вывеску американского посольства, чем медальон на стене, но почему, почему, г-н Церетели снабдил расположившегося на нём орла попугайими головами? Тайна сия велика.

      Следующий (и вроде бы последний?) двуглавый орёл на Пречистенке висит на доме № 9, на углу со Всеволожским переулком. Здесь обитает Центральная энергетическая таможня, и таможенники украсили дом флагом и гербом своего ведомства.  Еще добавим орёлика с Петровского бульвара, 23. Раньше здесь стояла группа домов с 23 по 31, но она была снесена и заменена единым (если верить Яндекс-картам) домом с номером 23. Хотя копии фасадов старых домов вдоль него... э-э-э... восстановлены. Вроде просто элитный жилой дом, банк какой-то в нём ещё гнездится, пара магазинчиков... С чего вдруг ему на стену повесили в одном месте небольшой щит с государственным орлом, я не поняла. Но висит.
Следующая птица обитает на Кузнецком Мосту, 3. Пятиэтажный доходный дом (в центре) был построен по новой красной линии улицы в начале 1904 г. для московской домовладелицы М.В. Сокол архитектором И.П. Машковым.
В советское время в нём были коммунальные квартиры, а с 1960-х годов и по настоящее время в нём работает ГУП "Моспроект-3", ведающее благоустройством территорий. Украшающая дом майоликовая мозаика в аттике была выполнена по эскизу художника Н.Н. Сапунова на Бутырском керамическом заводе "Абрамцево".
Год, владельца и создателей я, естественно, нашла в Сети. А дальше началась феерия. И Wikimapia, и Wikipedia дружно уверяли меня, что птица на аттике – это "изображение сокола, парящего над степными просторами, горами..." При том, что я ясно виден орёл. Это удивляет, но, приняв во внимание, что домом владела г-жа Сокол, подумалось, что, наверное, эта птица там в её честь, а художники такие художники... но тут дочитывается фраза до конца: "...парящего над степными просторами, горами и колыхающимися эдельвейсами". Колышущиеся эдельвейсы вызвали у меня нервный тик, и я полезла искать пресловутые эдельвейсы  в большом разрешении. Единственные обнаружившиеся на панно цветы были вот такими.Хм... эдельвейсы настоящиеКак понимаете, к эдельвейсам они отношения не имеют (кстати, ботаники, а кто это может быть?). Степных просторов я там тоже как-то не обнаружилось. Так что по концентрации ляпов во фразе стало понятно, что опираться на неё при отнесении Птицы к соколам... Гм. И ещё раз "гм". И художники тут, скорее всего, ни при чём, кого рисовали, того и нарисовали, а вот кто при чём... это мне стало интересно. Народ (в моём лице) желал знать своего героя. И в всё в той "Твоих домов наряд чудесный" в 11 номере "Науки и жизни" за 1999 год, с. 67. Или он тоже откуда-то содрал? И это при том, что двумя годами ранее, в 1997 г., в "Стройиздате" вышел пятисотстраничный "Архитектурный путеводитель" по Москве И.Л. Бусевой-Давыдовой с соавторами, в котором, ясно и без затей сказано, что летает там всё-таки орёл (но зато горные вершины обозваны "северным морским пейзажем"... ох!).
      Так что орёл это. Категорически не сокол. (И, если мне скажут, что прообразом его послужила скульптура орла в Минеральных Водах, я не слишком удивлюсь :).
      Кстати, поиск по ключевой фразе показал, что "парящий над эдельвейсами сокол" поминается (одними и теми же словами) минимум в трех десятках мест Сети, причём не в самых бестолковых. Так что расползлась эта чушь широко. Сеть такая Сеть... (Один пользователь попробовал хотя бы в "Википедии" поправить, так уже назад откатили. Вот она всезнающая Википедия!)
      И на этом песнь об орле с Кузнецкого Моста пора завершать. Добавлю только, что дом, несмотря на обитающий в нём "Моспроект", выглядит каким-то побитым и несколько осыпающимся, а на балконе под орлом растёт дерево. Кстати, на снимке крупно видна нижняя часть панно, так что можете убедиться: никаких степей, только предгорья, и никаких эдельвейсов.
Ну и добавим классики. То бишь с лепнины. Новинский бульвар, дом 22, строение 1. Доходный дом У.М. Сарухановой, построенный в 1914 г. архитектором К.А. Грейнертом в неоклассическом стиле.
 Лепнины на доме немного, но зато на ней есть орлы. Орлы сидят на кусочках фриза под самой крышей. Чтобы показать их в правильных пропорциях, снимок сделан издали, через широкий проспект с интенсивным движением. Вблизи же съёмка получается под углом, и орёл на снимке выходит немного сплюснутым. Зато на таких фотографиях видны детали лепнины.
Следующей будет керамика. Улица Рождественка, дом 11, строение 2. Главный корпус Московского архитектурного института. Он же бывший главный дом городской усадьбы графа И.И. Воронцова и его потомков. Усадьба в основном сформировалась в середине XVIII века, в 1770-х годах главным дом приобрёл классический облик.
 У здания богатая история. До того, как Московский архитектурный институт вселился сюда в 1930 г., в XIX веке здание занимала медико-хирургическая Академия, а в 1880 году сюда переехало Строгановское художественно-промышленное училище. Именно в этот период фасад здания был украшен керамическими вставками, выполненными строгановцами. Нас интересует нижняя часть этих вставок: именно там, под античными профилями и между двух сфинксов, сидят небольшие натуралистичные орлы.
  Ну а дальше будет металл. Во-первых, всё на том же МАРХИ, но не на главном корпусе, а на бывшем флигеле, выходящем непосредственно на Рождественку, нашёлся флагодержатель-орёл.
 Вероятно, он показался вам знакомым. Подобный у нас уже был  в Хлебном переулке, и этот заметно лучшей сохранности. Ну а в пару к орлу-флагодержателю есть еще орёл-светильник.
  Светильник этот укреплён над парадным входом в гостиницу "Националь", выходящим на Манежную площадь (точнее, на слившуюся с площадью Моховую улицу, домом 15/1 по которой и числится "Националь"). Ну и порядка для надо показать само здание гостиницы:
     

https://prokhozhyj.livejournal.com/961086.html

https://prokhozhyj.livejournal.com/962385.html

https://prokhozhyj.livejournal.com/968766.html

https://prokhozhyj.livejournal.com/969438.html

https://prokhozhyj.livejournal.com/972699.html 

https://prokhozhyj.livejournal.com/978662.html

https://prokhozhyj.livejournal.com/1011061.html

Картина дня

наверх