На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 181 подписчик

Свежие комментарии

  • Nina Titova
    Нечасто вспоминают о юморе в эпоху Сталина.Шутки Иосифа Сталина
  • Михаил Васильев
    В  конце  подборки у некоторых фото  несоответствующие подписи!Российская импери...
  • Светлана Митленко
    Спасибо, Юлечка!35 уникальных мес...

Некоторые анекдоты из жизни Мстислава Ростроповича

Сегодня в цикле баек я расскажу несколько реальных историй из жизни Растроповича. Мстислав Леопольдович Ростропович был человеком с юмором. Кто-бы мог предположить, что этот знаменитый виолончелист, пианист, дирижёр, композитор, педагог вне сцены был балагуром, хохмачем и затейником, обладая великолепным чувством юмора.

Так, он мог позвонить знакомому и сказать, что в зоопарке только что родился слоненок, которого хотят назвать его именем. Необходимо срочно приехать с нотариально заверенной доверенностью на согласие.
Или позвонить музыканту накануне концерта и сказать, что концерт отменяется.
И многое что еще мог отчебучить. Один из друзей Ростроповича, кларнетист, решил подшутить над ним:
-Слава! Ты играешь на очень эротичном инструменте — зажимаешь его между ног, водишь туда-сюда смычком...
Ростропович перебил собеседника:
-Что ты, самый эротичный инструмент — это кларнет.

Ростропович и Вишневская познакомились в ресторане. Кто-то из знакомых показал Вишневской на сидящего напротив парня в очках и спросил:
-Вы знакомы?
-Нет.
-Так познакомьтесь - это, виолончелист Мстислав Ростропович. Ростропович рассказывал своим соседям какие-то смешные истории и совсем не обращал на Вишневскую внимания. Когда же Вишевская собралась уходить домой, молодой человек в очках вскочил: - - Послушайте, можно мне вас проводить?
-Проводите...
-Можно я подарю вам эти конфеты? Ну прошу вас, мне это очень важно...! На улице - женщина с полной корзиной ландышей. Ростропович купил всю корзину, подарил Вишневской...
-Между прочим, я замужем! - предупредила его Вишневская.
-Между прочим, это мы еще поглядим! - предупредил ее Ростропович.

Любовь всей своей жизни Мстислав Ростропович взял как крепость приступом всего за четыре дня. «Поднимаю я глаза, а ко мне с лестницы снисходит богиня… Я даже дар речи потерял. И в ту же минуту решил, что эта женщина будет моей». Галина Павловна Вишневская была к тому моменту уже очень известна, и, к тому же, отнюдь не свободна – за ее плечами было десять лет крепкого стабильного брака. Но ни одно препятствие не могло остановить «вихрь Славу». Четыре дня Ростропович, как и всю оставшуюся жизнь, без устали ухаживал за примой, осыпал подарками, окружил заботой. «Как-то бежим по улице мимо магазина, в котором продают соленые огурцы. Я вслух пожалела, что магазин закрыт, ведь так хочется соленых огурцов... Пришла к себе в комнату, открываю шкаф — взять ночные вещи — и... в страхе отскакиваю прочь: в шкафу, как белое привидение, стоит огромная хрустальная ваза, а в ней ландыши и соленые огурцы! Ну когда же он успел? Ко всему этому приложил пояснительную записочку: дескать, не знаю, как вы отнесетесь к такому букету, и поэтому я — чтобы гарантировать успех сего сюрприза — решил добавить к нему соленый огурец, вы их так любите…»

А на четвертый день Мстислав Леопольдович внезапно объявил: «Или ты сейчас же придешь жить ко мне — или ты меня не любишь, и все между нами кончено». И она пришла к нему жить. Сбежала от мужа и пришла. «Я ждала любви, ради которой стоило бы умирать, как мои оперные героини, — вспоминала Вишневская. — Мы неслись навстречу друг другу, и уже никакие силы не могли нас удержать».

Свою любовь звездная пара сохранила до конца своих дней. Когда однажды Ростроповича спросили, как он спустя годы смотрит на то, что женился на женщине на четвертый день знакомства, маэстро ответил: «Думаю, что потерял четыре дня!»

У Мстислава Ростроповича спросили:
- Как вам удается сохранять такие трепетные чувства к своей жене?
- Очень просто, - ответил Ростропович. - Когда я смотрю на Галю, я каждый раз на ней женюсь.

Когда Ростропович был еще молодым музыкантом, играл с оркестром одно произведение, в котором был сложный пассаж: надо быстро переметнуть руку в самый низ виолончели и взять очень высокую ноту. Так вот, играют они первый раз эту тему - Ростропович идеально попадает. Играют второй - снова идеально. И еще много раз. Остальные оркестранты заинтересовались, как это он так попадает безошибочно. Дождались, пока Ростропович куда-то отлучился в антракте и стали изучать его инструмент. И обнаружили, что на грифе, как раз на нужном месте, стоит незаме-етненькая такая карандашная отметка. Ну они решили приколоться, стерли эту отметку и нарисовали такую же на половину лада выше. Итак, антракт кончается, начинают играть и весь оркестр косит глазами на Ростроповича, еле сдерживая смех. Подходят они к сложному месту, все затаили дыхание, а Мстислав оп-па! Опять идеально попадает! И играет дальше, только оттопыривает средний палец на руке, держащей смычок...

Юрий Башмет был дружен с четой Ростропович-Вишневская. И вот после одного из концертов на котором Ростропович выложился до кровавых мозолей, Башмет подходит к Ростроповичу и говорит ему:
-Ну Вы сегодня выложились! Надо бы уже беречь себя.
На что услышал ответ:
-Не мог в грязь лицом упасть. Старуха моя (Вишневская) на концерт пришла.

Министр культуры Фурцева как-то с неудовольствием сказала Ростроповичу:
-Вы покрываете Солженицына. Он живет у вас на даче. В течение года мы не будем пускать вас за границу.
Тот, пожав плечами, ответил:
-Вот уж никогда не считал, что выступать перед своим народом - наказание.

Однажды Мстислав Ростропович и Эмиль Гилельс получили приглашение из США на длительные гастроли по Штатам.

Они благополучно получили разрешение в министерстве культуры СССР. Но чиновники поставили им одно условие – ехать без жён, чтобы музыканты, не дай бог, не остались в США навсегда.
Гилельс и Ростропович, напротив, категорически хотели ехать с жёнами. Но договориться не удавалось, и им дали дельный совет - обратиться напрямую к министру культуры Екатерине Фурцевой.
Так они и сделали. Фурцева подумала и согласилась. Но поскольку без официального документа и она не могла помочь музыкантам, министр попросила написать стандартное заявление с обоснованием просьбы.
Гилельс точно последовал её совету. В его заявлении значилось:
"Поскольку я страдаю заболеванием печени и нуждаюсь в постоянном специальном уходе, а гастроли в США продлятся два с половиной месяца, прошу направить со мной мою жену".
Ростропович посмотрел на заявление с сомнением и тоже написал:
"Поскольку я обладаю отменным здоровьем и еду в Америку на два с половиной месяца, прошу разрешить мне выезд с женой".
Говорят, чиновники очень веселились, читая это самоуверенное заявление. Но, как ни странно, оба довода были признаны убедительными и жёны с ними поехали. Разрешение было получено!

После триумфальных гастролей в Соединенных Штатах Ростроповича пригласили в советское посольство и объяснили, что львиную долю гонорара он должен сдать в посольство. Ростропович возражать не стал, он только попросил своего импресарио Юрока купить на весь гонорар фарфоровую вазу и вечером доставить ее в посольство, где был назначен прием. Доставили немыслимой красоты вазу, Ростропович взял ее, полюбовался и... развел руки. Ваза, ударившись о мраморный пол, разлетелась на кусочки. Подобрав один из них и аккуратно завернув в носовой платок, он сказал послу:

-Это - мое, а остальное - ваше...

После поездки в США Мстислава Ростроповича вызвали в Особый отдел Министерства культуры и спросили:
-Мстислав Леопольдович, как вы посмели оставить принимающей стороне программу ваших будущих гастролей, не согласовав ее с нами?
-Да, знаете..., как-то..., а что, нельзя?
-Вы еще спрашиваете! Немедленно напишите новую программу. Здесь же! Сейчас же!
Ростропович сначала растерялся, потом обозлился и написал: 
Моцарт, концерт для виолончели с оркестром (как известно, Моцарт никогда ничего для виолончели не писал). 
Беллини. Соната для виолончели, флейты и клавесина (та же история), 
Риталлани. Концерт для виолончели соло (такого композитора вообще в природе не существует). 
Минкульт одобрил выбор маэстро, красиво распечатал список типографским способом и, заверив у министра, отправил в США. По словам Ростроповича, принимающая сторона чуть не уволила двоих сотрудников за то, что те не смогли отыскать вышеуказанное произведение Моцарта даже в Зальцбургском архиве, а генеральный менеджер чуть не сошел с ума, пытаясь вспомнить мелодию беллиниевской сонаты. Ни у кого не возникло сомнений в существовании всей этой музыки, т.к. заявка было подписана Ростроповичем и заверена министром культуры Фурцевой. Говорят, по вскрытии этой шуточки, в Штатах хорошо и долго смеялись.

Ростропович вспоминал, как по молодости, будучи уже лауреатом международных музыкальных конкурсов, гастролировал где-то в провинции, увидел объявление о приёме в музыкальное училище, пошёл на экзамен - и получил "четвёрку". Эта история аналогична тому, как американский актёр и комик Чарли Чаплин с треском проваливался на конкурсах двойников Чарли Чаплина.

В 1955 году молодой музыкант Мстислав Ростропович на фестивале «Пражская весна» познакомился с известной оперной певицей Галиной Вишневской. Две звезды влюбились друг в друга на всю жизнь. Спустя некоторое время они решили узаконить свои отношения, и пошли в районный ЗАГС по месту прописки Вишневской.
Тамошняя регистраторша сразу же узнала знаменитую солистку Большого театра и поинтересовалась у неё – за кого же она выходит замуж. И тут в кабинет вошёл нескладный и невзрачный Ростропович.
Увидав неказистого жениха, работница ЗАГСа сочувственно улыбнулась Вишневской, взяла в руки документы и начала с трудом читать фамилию заявителя: – Рос… стро… по… вич!...
Ро-стро-по-вич!?...
Потом регистратор браков хмыкнула и сказала Мстиславу: – Ну, товарищ, у вас сейчас есть последняя возможность сменить свою фамилию.

У Мстислава Леопольдовича было потрясающее чувство юмора. Однажды он играл концерт в…балетной пачке! Маэстро пригласили сыграть «Умирающего лебедя» Сен-Санса на концерте в честь 70-летнего юбилея известного скрипача Айзека (Исаака) Стерна, который много помогал семье Ростроповича в Америке. У Ростроповича моментально родилась идея. «Приеду только при условии: никто не должен знать, что я там буду! Никому не сообщайте! И чтобы на афише меня тоже не было. Если что, скажите: занят. А вам я сообщу, каким самолетом прилечу. Мне нужна будет отдельная машина, и чтобы никто не знал, в каком отеле я остановился. И последнее, что прошу сделать: пришлите мне из оперного театра Сан-Франциско портниху и сапожника, который делает балетные туфли. Если вы на эти условия пойдете – я приеду, не пойдете – не приеду».

Все условия были выполнены, пока шился костюм, Ростропович даже не выходил из номера, боялся, что узнают. В день икс музыканта прятали в отдельной гримерной до самого выхода на сцену. И вот, ответственный момент, зал полон чопорной публики, идет прямая телетрансляция на всю страну. По замыслу организаторов, во время сюиты Камиля Сен-Санса «Карнавал животных» легендарный американский киноактер Грегори Пек читал текст, который был придуман на тему отношений юбиляра Стерна и его супруги Веры.
– Вот Айзек Стерн однажды встретил замечательную женщину, которая напоминала ему лебедя. Это была его будущая жена Вера Стерн, – произносил Грегори Пек. – И он увидел этого белого лебедя. И он в него влюбился. И соединился с ним на всю жизнь… В этот момент должен был выйти Ростропович и сыграть на виолончели «Умирающего лебедя». Как выйти на сцену, маэстро решил заранее.
Под музыкальное вступление Ростропович в балетной пачке выплыл на сцену спиной к зрителям. Как он сам признавался, пытался руками изобразить Майю Плисецкую в знаменитой роли «умирающего лебедя». – Заслуженная ветеранша после продолжительного отдыха решила тряхнуть стариной, – так описала тогда образ своего супруга Вишневская. Проплыл всю сцену к ящику с канифолью, встал туда и поканифолил пуанты, как это часто делают артисты балета во время спектакля. Но зрители не поняли, что все это значит, никакой реакции.
Одни думают, что это какой-то ненормальный прорвался на сцену. Другие понимают, что это шутка, но не понимают, кто это и чем эта шутка закончится, – рассказывала Елена Мстиславовна Ростропович.
– Американцы – люди воспитанные и очень наивные. Видят, конечно, что дама, мягко выражаясь, не молоденькая и для балета полновата. Ну, в конце концов, мало ли что! Всякое бывает. Наверное, в свое время была великой, наверное, подруга Стерна, – вспоминала Галина Павловна.
И тут музыкант повернулся, подошел к виолончели, сел, по-мужски расставил ноги и заиграл. Раздался смех. По рядам пронеслось: «Ростропович!» Маэстро снова сел за виолончель и сыграл «Умирающего лебедя» до конца. Конечно, в тот вечер он имел самые громкие овации. – Могу подтвердить, такого успеха у Ростроповича никогда не было, – констатировала позже Вишневская.
Айзек Стерн с Мстиславом Ростроповичем (в пачке) и Грегори Пеком на праздновании 70-летнего юбилея. Ростроповичу 63 года.

А вот Айзек Стерн тогда обиделся на друга.
На следующий день в газетах не было портретов Айзека, а были только мои фотографии. Словом, получилось так, что я у него нечаянно отнял популярность. Конечно, ему было обидно: 70 лет исполнилось ему – и не его портрет повсюду, а мой, в образе «умирающего лебедя», – смеялся, вспоминая тот эпизод, Мстислав Ростропович.

В период перед вынужденной эмиграцией Ростропович, лишенный работы, сцены, учеников - возможности нести людям свет, как он привык, начал было впадать в отчаяние и депрессию. Спасло неожиданное увлечение. "У нашего друга была хорошая коллекция русского фарфора, и вдруг Слава стал все чаще и чаще к ней приглядываться, потом начал покупать какие-то вещицы. В России все это давно исчезло из антикварных магазинов, и нужно было заводить новые знакомства с коллекционерами, ездить по каким-то адресам… А так как Ростропович ничего не делает наполовину, то скоро решил, что у нас должна быть самая лучшая в России коллекция русского фарфора. Поставив себе такую задачу, он кинулся на поиски сокровищ.
Пока он научился разбираться в этих вещах, была масса всяческих конфузов, когда ему за бешеные деньги продавали размалеванную дрянь, выдавая ее за музейную редкость. Но настоящим знатоком можно стать, только пройдя через ошибки и обманы. И Ростроповича это нисколько не смущало. Я рада была его новому увлечению и всячески поддерживала в нем энтузиазм, понимая, что лучше в доме битые, склеенные чашки, чем пьяные компании и разговоры ни о чем до утра…»

Так началась знаменитая коллекция Ростроповича и Вишневской, которую несколько лет назад выкупил с аукциона миллиардер Алишер Усманов и передал в дар Константиновскому дворцу.

Однажды утром Вишневская сказала Ростроповичу: – Слава, ты ночью, когда храпел, во втором такте так фальшивил!

Как-то репетируя с оркестром Первую сюиту Чайковского, где есть очень простая и печальная мелодия у виолончелей, Ростропович никак не мог добиться от музыкантов нужного звучания...
- Представьте, что эту мелодию играет любитель, допустим доктор, который вернулся после трудного рабочего дня домой, - сказал оркестрантам Ростропович. - Он поставил десять клизм, осмотрел восемь задних проходов и ему сейчас хочется отдохнуть. Он сидит и играет на виолончели страшно фальшиво, но получает от этого огромное удовольствие..... Вот и вы, дорогие товарищи, играете столь же фальшиво, но с той разницей, что на ваших лицах удовольствия не видно...

https://www.9111.ru/questions/7777777771231113/

https://polzam.ru/index.php/istorii/item/543-rostropovich-i-...

https://polzam.ru/index.php/istorii/item/1317-falshivoe-ispo...

https://polzam.ru/index.php/istorii/item/1316-rostropovich-f...

https://zen.yandex.ru/media/alexmironov/neotrazimaia-shutka-...

https://www.yaplakal.com/forum7/topic2248294.html

Картина дня

наверх