На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 171 подписчик

Свежие комментарии

  • Виктор Александров
    Дорогая Света! То, «что Вы никогда и в глаза не видели самолетов, зданий и взлетных полос» — это не моё личное умозак...Прогулки по Санкт...
  • Регина Толстоброва
    Огромное спасибо за такой прекрасный материал о наших воинах!Территория Героев...
  • Yvan
    Согласен, лихо сюжет закручен.Великие истории л...

Московские птички 6

В прошлый раз закончили Воспитательным домом. Там были пеликаны. Давайте посмотрим их еще по нескольким адресам. Вот Москворецкая набережная  дом 7 строение 2. Хозяйственный корпус Воспитательного дома 1910-х годов постройки.

Славянская площадь дом 2/5. Комплекс конторских и гостиничных помещений «Деловой двор» у Варварских Ворот, - построен архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым в 1911-1913 годах.

Большой Казенный переулок дом 9. Елизаветинская женская гимназия с церковью Праведной Елизаветы. Здание 1911-1912 годов постройки, архитектор - Иван Иванович Рерберг.

Улица Солянка дом 14а. Здесь до революции 1917 года размещался московский Опекунский совет, здание построено по проекту Доменико Жилярди и Афанасия Григорьевича Григорьева в 1823-1826 годах.

Храм-колокольня во имя Воскресения Христова на Рогожском кладбище, - возведён в 1910 году по проекту архитектора Фёдора Фёдоровича Горностаева.

Название «неясыть», встречается в древнерусском языке и позднее в церковнославянском - «нєѧсыть», в Библии (Лев. 11:14, Иов. 15:23, Пс. 101:7). В текстах Септуагинты, с которого был сделан славянский перевод Библии, это слово на древнегреческом языке: «γύψ, γυπός» - «коршун», а в Вульгате: «pellicano» - «пеликан». Вроде с пеликанами пока разобрались, правда, не уверена, что до конца. Ладно, по мере нахождения будем разбираться. А пока о голубях.

Вот голубь с высотки на Котельнической набережной (дом 1/15). Причём, как оказалось, он на ней не единственный, позже нашёлся и ещё один.      Жилой дом на Котельнической – одна из первых московских высоток. Она была построена в 1948–1952 годах, проект разрабатывали Д.Н. Чечулин и А.К. Ростковский, инженером был Л.М. Гохман.
      Первый её голубь проживает над аркой идущего вдоль Москва-реки корпуса "А" (он виден на верхнем фото). Корпус был построен ещё в 1940 году как отдельное здание, а при строительстве высотки в начале пятидесятых стал её частью. После этого на нём и появился рельеф работы скульпторов М.Ф. Бабурина и П.И. Бондаренко.


(Фотографии 2014 г. )

      Аналогичные рельефы есть и над арками по бокам от центрального корпуса "Б" (они без птиц), и над арками в центре идущего вдоль Яузы корпуса "В", построенного вместе с главным корпусом высотки. Вот там-то, на корпусе "В", и отыскался второй голубь, точнее, голубёнок. Его не сразу можно заметить: он маленький и хорошо прячется. Но однажды закатное солнце очень удачно положило тени... Его держит маленькая девочка, сидящая на коленях у матери.



 А теперь вернемся в центр, благо это рядом с Котельнической набережной. Осмотрим здание гостиницы "Метрополь" в Театральном проезде, дом 2. Классика модерна, построено в 1899–1905 годах. 

Здание опоясывает скульптурный фриз, который нас почти не интересует (пожалуй, сделаю отдельную тему по гостинице "Метрополь"), а вдоль крыши идёт ряд майоликовых панно работы Абрамцевской керамической мастерской. И вот там-то... Там есть прелюбопытнейшие персонажи! Если смотреть по порядку, слева направо, то первым нам встретится нахохлившийся орёл (во всяком случае, мне кажется, что тут изображён именно он). Он сидит почти у самого угла здания. Следующими идут павлины и журавли. Потом чайки. Белые и чёрные лебеди.


 И опять же пеликаны!
И даже такая пичугаОпять лебеди. Ещё лебеди, белые (это мы уже свернули за угол). И ещё лебеди, чёрные.На этом с майоликой всё. Но ещё есть тот самый андреевский фриз, "Времена года", и на нём в паре мест тоже повторяется сюжет с птицами: кто-то голубеобразный летает в саду.
От Метрополя пройдем к паре вокзалов.

Киевский вокзал, бывший Брянский (площадь Киевского Вокзала, 1). Построен в 1914–1918 годах. И время строительства, и расположение вокзала (у начала дороги от Москвы на Бородино) определило значительное влияние мотивов войны 1812 года на его оформление. Отсюда и роскошные орлы на вокзальной башне.






И Ярославский вокзал (Комсомольская площадь, 5). Здание построено в 1862 году, в 1902–1904 годах Ф.О. Шехтелем к старому зданию вокзала был пристроен новый фасад с залом ожидания, решённый в неорусском стиле с элементами северного модерна. Когда там появилась нынешняя лепнина, я не знаю. Скорее всего, во время реконструкции 1946–1947 годов, проводившейся под руководством архитектора А.Н. Душкина и скульптора И.С. Ефимова, тогда новые барельефы оказываются работой последнего. Так или иначе, но они появилась, и на фасаде вокзала сидит замечательная группа чаек.

Общий вид здания и еще одна интересная птичка. Она сидит не на фасаде, а на задней части небольшого выступа передней части вокзала со стороны наземного павильона станции метро "Комсомольская". Там она спряталась на панно, что в углу под окном, над которым расположена лепнина с серпом и молотом. Птица больше всего похожа на царевну-лебедь, стилизованную под рисунки народов Севера (или у них и впрямь такую птицу рисуют?), во всяком случае, лебединые корни её несомненны.
К тому же внутренние колонны и стены у входа в вокзал тоже украшены обильной северной фауной. Тут и потрясающий кит, и морж, и треска... И птицы, причём интересные. Лебедь, тетерев, вяхирь, белая куропатка и дикий гусь. Выполнены птицы были И.С. Ефимовым и появились тут во время реконструкции 1946–1947 годов.
Теперь заглянем на МХАТ им. А.П. Чехова в Камергерском переулке, дом 3.  Здание имеет длинную и сложную историю, из которой для нас интересно то, что в 1882 году его перестроили под театр и сдавали в аренду разным коллективам, а в 1902 году в него вселился Московский Художественный театр. После чего здание, в том числе и фасад, капитально перестроил архитектор Ф.О. Шехтель. Фасад планировалось полностью переделать под модерн, но эти планы были реализованы лишь частично. Птиц на здании две. Во-первых, на аттике над карнизом театра укреплена доска со знаменитой мхатовской чайкой.
 Кстати, это не единственное её изображение на здании. Она ещё дважды вычеканена на металлической окантовке стеклянного козырька над кассами театра.
Но это ещё не всё. Вторая птица не столь бросается в глаза, но тем не менее... При перестройке фасада театра в 1903 г. над правым входом на Малую сцену появился горельеф работы А.С. Голубкиной, известный под названиями "Море житейское", "Волна" или "Пловец", долженствующий отражать творческий поиск. Горельеф с его пловцом и выплёскивающимися за край волнами действительно производит сильное впечатление, хотя, по мне, мрачноват. И на нём, над борющимся с волнами пловцом, той волны крылом касаясь, гордо реет буревестник, птеродактилю подобный. Говорят, что перекличка с горьковским "Буревестником" тут отнюдь не случайна.
      Ну и чтобы не кончать мрачноватым буревестником, давайте я тут покажу одну птицу-Сирин, что сидит над подъездом дома 4/2 по Большой Дмитровке. Сам дом был построен 1897–1905 гг. архитектором А.Ф. Мейснером. С другой стороны в него встроена Новая сцена Большого театра.



Сирины парные, в противоположном углу лепнины тоже Сирин сидит.
 А этот дом из серии "мимо не пройти": доходный дом церкви Троицы, что на Грязех. Чистопрудный бульвар 14, строение 3.




      Дом построен в 1908–1909 гг. по проекту архитектора Л.Л. Кравецкого и до четвёртого этажа покрыт терракотовыми барельефами, выполненными по эскизам художника С.И. Вашкова, вдохновлённого белокаменной резьбой Дмитриевского собора во Владимире. Птиц среди фигурок на стене прячется много и разных, иногда уникальных, но чаще – повторяющихся. Есть откровенно сказочные (в том числе похожая на жар-птицу), но есть и узнаваемые: цапли, совы и некие монструозные утки. Вот я попробовал собрать всё их биоразнообразие (иногда по нескольку, гм, видов на кадр).






 А здесь покрупнее повторены наиболее мне понравившиеся, в том числе цапля (?) и ушастая сова.
Ну а потом (недавно, если не ошибаюсь) к дому приделали крыльцо, перила которого украшены потрясающими филинами.
Вот теперь на сегодня все.

https://leonovvaleri.livejournal.com/270278.html

https://prokhozhyj.livejournal.com/939002.html

https://prokhozhyj.livejournal.com/939318.html

https://prokhozhyj.livejournal.com/940537.html

https://prokhozhyj.livejournal.com/959384.html

 

Картина дня

наверх