На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 171 подписчик

Свежие комментарии

Последний из могикан - художник Павел Рыженко, ч.1

История России - лента жизней маленьких и больших людей, чьи деяния и поступки создают наше наследие. 

Павел Рыженко - последний гений русской классической школы исторической и православной живописи.Родился Павел в 1970 году в простой калужской деревеньке и свое призвание летописца России сформировал в армии. Поступив после нее в 1990 году в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.

Его учителем стал профессор, народный художник РФ Илья Глазунов, знаменитый своей правдивостью и бескомпромиссностью изложения истории русского народа…

Калка

Уже дипломная работа выявила особый стиль картин Павла Рыженко. Его «Калка» детализирует казнь русских князей после поражения в битве на реке Калке с тумэном Субэдэя."Калка" 

Гордая фигура киевского князя Мстислава Старого раскрыла особенность стиля живописи Рыженко - несгибаемость российского народа. Сам Павел о своем творчестве говорил так.

Я предлагаю людям взглянуть на наше прошлое, в котором проявился великий дух народа. И понять, что мы не серая масса, а народ с богатой историей.
Мне хочется верить, что я предлагаю людям альтернативу массовой культуре, которая заставляет нас забыть о главном в жизни...

Ведущий мастер Студии военных художников им. Грекова ушел из жизни в возрасте 44 лет. Но Павел Рыженко оставил множество масштабных работ в православных монастырях и музеях, запечатлев русских героев и великие события прошлого. Давайте взглянем на них.

Пересвет и Челубей

"Победа Пересвета"

Одна из знаменитых картин Рыженко посвящена Куликову полю. Мы видим как Челубей валится на землю, а умирающий монах Пересвет еще держится. Его губа прокушена от боли, а татарское копье вырвано монахом из раны.

Позади слева паникуют татары Мамая. Расстроена и генуэзская наемная пехота в красном, растерян ее командир с арбалетом. Получив смертельную рану Пересвет остается в седле. Он доедет до русского строя и только там умрет. Это целый цикл картин.
Благословение Сергия


Благословение Сергия - 2

Великокняжеский меч

Великокняжеский меч - 2

Молитва Пересвета

Ослябя

Ослябя - 2

Челубей

Победа Пересвета

Победа Пересвета (эпизод)

Поле Куликово

Поле Куликово (эпизод)

Поле Куликово (эпизод)

Стояние на костях

Стояние на костях (эпизод)

Смутное время

"Смутное время"

В картине посвященной Смутному времени XVII в. показана роль православия и семейных ценностей в худшее время безвластия. Рыдали дети-сироты, мор, голод и войны — обескровили Россию.

Мы видим следы яростного боя в доме, мертвый поляк виден слева а отец защитивший сына, лежит на кусках разорванного православного Евангелия. И как ребенка утешил священник перед телом отца, так и вера с семейной крепой спасет государство и вернет власть.

Павел Рыженко множество работ посвятил трагичным судьбам дореволюционной России. Когда первая мировая война и революция уничтожила русский мир веры и чести.

Стоход

Картина «Стоход» символизирует гибель русской армии в ходе первой мировой войны. Она про последнее наступление полков императорской гвардии в ходе Брусиловского прорыва 15-го июля 1916 года. В ходе него гвардейцы взяли австрийские окопы на реке Стоход, но потеряли 60% состава русской гвардии.

"Стоход. Последний бой Лейб-Гвардии Преображенского полка"

Изображен момент наступления Преображенского полка, когда австрийцы открыли шквальный огонь и вынудили залечь русскую гвардию. Осталась стоять лишь знаменная группа, состоявшая из старшего унтер-офицера Таранова и поручиков фон Кубе и Татищева.

Они стояли со своим простреленным штандартом под жутким огнем. И глядя на них поднялись остатки преображенцев в свой последний бой, чтобы победить, и почти целиком лечь смертью храбрых за Веру, Царя и Отечество.

В этом бою была истреблена русская гвардия. Пока были живы полки, революции не могло быть. И гвардию уничтожили в бессмысленной атаке...

Николай II

Много произведений Рыженко посвящены трагичной судьбе Николая II. «Прощание Государя с войсками» картина о драматичной минуте падения России и чести. Временное правительство вынуждает императора уехать из Царского Села в Сибирь 2 марта 1917 года.

Пыхтит справа поезд, что повезет царскую семью навстречу гибели своей в Екатеринбурге..

К этому дню с Николаем II никого кроме близких - все предали императора. И только Императорский казачий конвой с ним до конца. Настало время прощаться и с ним. Новая власть вынудила казаков надеть красные банты, но верны они императору.

Триптих "Царская Голгофа" №1. Прощание Государя с войсками Фрагмент

Кто-то из казаков молча смотрит на землю, кто-то открыто рыдает, кто-то падает Государю в ноги. Государь совсем один и подавлен. На заднем плане ежится от ветра серая мышь, представитель революции - человек без чести и орденов. В такие безликие руки уходит великая Россия.

Позади на дереве висит красное знамя. Но казачий строй стоит под старым знаменем Российской Империи. И все сильней снежная буря. Страшная буря что уничтожит мир Скобелева, Столыпина и Есенина.

Павел Викторович Рыженко родился в 1970 г. в Калуге. 
В 1982 г. поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова.
1988-1990 гг. – служба в армии.
В 1990 г. поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника России И.С. Глазунова. 
В 1996 г. защитился дипломной картиной «Калка». 
С 1997 г. – преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова (кафедры архитектуры, затем – реставрации, затем композиции)


О себе

“Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за Ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси. Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас.
Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?
Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом.” (павел-рыженко.рф)

Невская битва. 2010 г. Холст, масло.

О генетической памяти

У каждого человека есть точка невозврата. Он проходит её и уже боли не чувствует. Допустим, пошел «погулять», пришел – сифилис получил; хлопнул один раз марихуаны, а там смотришь – уже и на «геру» сел. Совесть свою один раз придушил, а больше и не надо. Вот как сегодня из «пипла» с семечками и уже с наркотой опять сделать витязя? Очень просто – включить генетическую память. Как это сделать? Сказать правду о том, что было, и сказать: «Всё, дальше ни шагу. Ни шагу назад! Восстанавливаемся». 80% скажут: «Да пошел ты!», а 20% – нет. Эти 20% и будут солью земли русской, а 80% -исчезнут с лица земли, но эти 20% – процветут. Я так думаю. (Богатырь духа. Газета “Завтра”, 11 апреля 2013 г.)

Молитва Пересвета. 2005 г. Холст, масло.Молитва Пересвета. 2005 г. Холст, масло. Картина, которую, по признанию самого художника, он написал ради взгляда.
"Здесь самое главное – глаза Пересвета, его взгляд. Ради этого я и писал картину. Тут вряд ли нужно что-либо долго объяснять. Я не хотел искусственно создавать какую-то особую атмосферу, чтобы передать настроение непередаваемого мира этого святого. Вот он помолился перед рождением в Вечность. Надломил краюху хлеба. Вот мимо прошуршал ежик…
Все это — Россия.
Писал, как чувствовал, — что получилось, решать не мне, но это не главное. Главное, чтобы у каждого произошла своя встреча в глубине сердца с Пересветом и с самим собой." (Павел Рыженко)

О своих картинах

“Ты на холсте говоришь зрителю: «я такое же животное, как и ты, но я это честно признаю. Давай посмотрим, как жили не животные. Давай посмотрим, как жил Донской»… Причем с трепетом. Давай попробуем себе представить, как он жил: его утро, его день, его битва, что он терял в результате этой битвы. Вот он сидит и думает: у него есть любимый сын, у него супруга, которую он обожает. Он все теряет. И что, скорее всего, так и будет и что вся надежда – на Сергия Радонежского. А теперь давайте попробуем представить, кто такой Сергий. Вот это и есть работа со своей душой. Не мои картины. Мои картины, хотелось бы надеяться, – всего лишь толчок к тому, чтобы человек сам дальше шел по лабиринту этих мыслей. И чтобы эти лабиринты выводили бы его на прямую дорогу”. (“Честный разговор с самим собой”. Русский мир, 16 марта 2011 г.)

Александровский дворец (№2 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение). 2004 г. Холст, масло. ФрагментИпатьевский дом. Расстрел (№3 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение-2). 2004 г. Холст, масло.Фрагмент. Фрагмент.Фотография на память (№2 из Триптиха «Русский век»). 2007 г. Холст, масло. 

О монархии

“Я не просто манифестирую сугубо монархические убеждения, я только Государю и служу, а как иначе? Я живу, не изменяя присяге Государю императору Николаю Александровичу”. (Богатырь духа. Газета “Завтра”, 11 апреля 2013 г.)

Пасха в Париже (№3 из Триптиха «Русский век»). 2007 г. Холст, масло.Наследник, 2013 год

Художник о своей картине:

...Из-за черного, исписанного похабщиной забора взирает на нас Наследник - Цесаревич Алексей Николаевич. Наш законный будущий Царь. Законный по всем законам. И человеческим, земным, и Божеским. Но наши предки заколотили свое великое будущее этим забором. Следствие не замедлило ждать себя. Началось лихолетье, которое продолжается по сию пору. А тогда началось с унижения некогда Великого народа. Стали бывшие гренадеры попрошайничать на паперти Европы, и села почти целиком в лагеря масса священства, оставшегося после революционной резни в живых. Но вернуться на свой путь может Россия и теперь. Залог в этом для нас - любовь Наследника нашего, Святого великомученика Алексея Николаевича, любящего и прощающего нас. Всех нас...

Историческая справка:

Алексей Николаевич Романов (1904-1918) - наследник, цесаревич и Великий князь, пятый ребенок и единственный сын Николая II и Александры Федоровны. Царская чета нарекла долгожданного мальчика в честь святителя Алексия Московского.

Современники вспоминали, что Алексей Николаевич был внешне очень красивым, но склонным к болезням ребенком. При этом характер у него был покладистый, и вся семья души не чаяла в юном цесаревиче.

В марте 1917 года Николай II отрекся от престола не только за себя, но и за сына, которому тогда было 13 лет. А в ночь с 16 на 17 июля 1918 года вся царская семья была расстреляна.

Русская православная церковь причислила Алексея клику святых.

Об истории

“Я думаю, что актуальнее жанра исторического осмысления сейчас ничего нет. И в кино, и в литературе, и в музыке, и, естественно, в живописи. 
Чтобы ответить на вопрос “как же дальше быть?”, я и привожу примеры из истории. Это движение не вперед и не назад, а к душе, к своей истории. Двигаться к православной монархии, которая, на мой взгляд, является единственно честной формой, абсолютно свободной в границах закона Божьего. Мне бы хотелось в какой-то степени приоткрыть эту занавесь. Чтобы люди отодвинули ее, спокойно заглянули, но сделали это не на словах, а через видимые образы, через мои картины. Постояли перед ними, подумали. Что-то для себя лично вынесли и вернулись после просмотра выставки немного другими”.  (Павел Рыженко: Искусство – это лишь ступени. “Элита”, 3 ноября 2005 г.)

Преподобный Серафим. 2006 г. Холст, масло.Триптих Преподобный Серафим Саровский.Молитва. 2001 г. Холст, масло.Братия. 2006 г. Холст, масло.Сергий. 2013г. Холст, масло.Описание картиныЦарево молчание, 2005 г. Холст, масло. 160 cм Х 240 cм.

О России

“Я за Россию говорить не могу, я не пророк, не святой, я не знаю. Но я знаю одно, что если Россия не устоит в ближайшие несколько лет, то, несомненно, мир рухнет следом за ней. Он держится, конечно, не на каких-то газовых трубах, не на Западе, не на его внешней цивилизации несомненной, а на глубоком благочестии, которое есть в каких-то отдельных русских людях, молящихся и делающих еще очень важные дела. Очень важные дела для того, чтобы этот мир не рухнул. (Богатырь духа. Газета “Завтра”, 11 апреля 2013 г.)”.

Афон (Есаул). 2008 г. Холст, масло.Вот описаниеФрагмент картиныВалаам. 2001 г. Холст, масло.
Страшный суд. 2007 г. Холст, масло.

— Павел Викторович, почему вы решили обратиться к теме, художественное воплощение которой — высочайшая ответственность мастера, берущегося за осмысление основного библейского постулата — неизбежности для человечества Страшного суда?

— На самом деле это была фреска для Кафедрального собора в Якутии. Она была исполнена по благословению епископа Якутского и Ленского Зосимы. Он попросил меня не просто расписать стену храма в православных традициях живописи XIV-XV веков, но, отталкиваясь от видения Страшного суда русским художником Васнецовым, развить эту тему. Дело в том, что классическая иконография отталкивается от духовного взгляда на событие. Там нет ни пространства, ни времени, ни портретных характеристик, ни страстей. Чтобы ничего не отвлекало от созерцания собственной души. У меня была другая задача. Чтобы человек сам на себя посмотрел со стороны. Молодое поколение сейчас живет в сложном сплетении виртуального и реального миров. Но невозможно прожить жизнь без осознания ее духовной составляющей. И я представил, что уже прозвучала труба архангела. Я открываю глаза. Что я вижу? Именно как бы в реальности, ведь мы будем воскрешены в физическом теле. И я попробовал изобразить происходящее в трехмерном пространстве. Небо настоящее. И вдруг на этом небе — ангелы. На обыкновенном небе, которое мы видим каждый день. Оно похоже на обычное — и не похоже уже. Я потому изобразил самого себя в центре, чтобы каждый мог поставить себя на это место. Я не Бог: Господь надо мною принимает чашу с кровью, пролитую Россией за Господа Иисуса Христа за всю ее историю. Я — человек, со всеми своими грехами, который должен понять сам, где его место — в аду или раю, как он оценивает свое место на высшем чистилище. Только в православной культуре, которой живо веками наше Отечество, есть понятие Страшного суда. Мир страшен своими неправедными законами, далекими от исконных заповедей справедливости. Но ведь есть вера в истинное и мерило Высшего Суда. У человечества нет однозначного понимания греха и правды. Зато есть понятия защиты частной собственности, мнений и т.п. условностей. Мы теряем соль, превращая ее в песок. Мы не нефтью богаты или углем перед Спасителем, а лишь хранением Божьей истины, которая перешла людям в первозданном виде от апостолов. Будет понятие православной Веры — будет и что защищать в самом высоком смысле этого слова. Но именно Христос проливал кровь свою за человечество. И это ставит православие на космическую высоту осознания мироздания.
— Что же в вашем представлении есть ад или рай? Каков общий сюжет вашей картины?
— На картине рай условно справа. Это Восток. Ад — слева, как образ Запада, с его поистине двойной моралью. С правой стороны у меня на холм взбирается как бы сама Русь, с ее мучениками. Я показал там и реальные личности — например, Дмитрия Донского, Преподобного Серафима. Там есть матрос с «Курска», простой парень, который мог и выпить, сквернословить, но в момент познания истины ценой своей жизни земной остановил реактор. Это обобщенный образ простого человека, который, когда надо, грудью закроет ближнего своего. Поэтому на картине можно увидеть воинов, проливших кровь за Веру, за возможность нашу жить в Отечестве, любить, строить, продолжать жизнь. Там есть и герой нашего времени — солдат Женя Родионов, которого почитают представители разных религиозных конфессий. Он не просто отказался снять православный крест. Он его поныне достойно несет за всех нас. Моя цель и была показать, как человек САМ СЕБЯ взвешивает на небесных весах. Это шествие к престолу Господню и некое понятие крестного хода. Сейчас приходит осознание необходимости таких вот шествий в действительности. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в мае 2007 года началась Международная духовно-просветительская программа «Под звездою Богородицы», посвященная историческому событию — восстановлению единства Русской Православной Церкви.
— Такое резкое деление: Восток — рай, Запад — ад. С чем это связано? И почему на стороне ада — известная статуя Свободы?

— Грешники есть везде. Кристально чистых людей нет вообще. Но нельзя размывать понятия Добра и Зла. Иметь массу оправданий греха, даже если человек совершает зло. Я даже не говорю о мировых масштабах — как войны, например. Он просто бросает жену с тремя детьми на произвол судьбы. И его оправдывают некими особыми обстоятельствами. Мол, он встретил свою настоящую любовь. Или чем-то подобным. Но ведь зло уже есть. Духовно-нравственная беда в том, что на одно событие люди имеют порой по 20-30 мнений. А значит, на самом деле не имеют ни одного. Но есть же Крест с евангельскими заповедями. И по нему сверяйте и оценивайте свои поступки. Меня одна верующая женщина спросила, почему на картине у ангелов такой строгий взгляд. А он сейчас не может быть иным. Сейчас в мире, в России царит некое благостное затишье. Но это — как перед бурей. Уже сейчас вырывается на улицы городов неуправляемая агрессия. Когда нет единого стержня, рушится конструкция мироздания. Поэтому там, где ад, у меня и высится статуя Свободы с ее лицемерием и вседозволенностью. От чего люди должны быть свободны? Для чего? И падают, уходят в ад, тщетно цепляясь за землю, те, кто решил: ЛЮБОЙ поступок можно оправдать, подвести под него оправдательный закон. Значит, пришло время остановиться и оглядеться: куда идем? Судьба грешника — в руках архангела, который еще не положил на чашу весов свой последний свиток.
Я специально оставил несорванной одну печать при вхождении в небесные врата на Суд. Чтобы каждый представил себя в центре холста и определил свое место на небесном полотне.Битва под Москвой. 1941 год. 2011 г. Холст, масло, предметный план.Реквием. Это история мамы-графини, у которой один сын стал белым офицером, другой - красным.Реквием-2. 2011 г. Холст, масло. Они попросили её благословить их, а она не благословила.Реквием-3. 2011 г. Холст, масло.Стоход. Последний бой Лейб-Гвардии Преображенского полка. 2013 г. Холст, масло.Госпиталь. 2013 г. Холст, масло.Брусиловский прорыв. 2013 г. Холст, масло.За Веру, Царя и Отечество. 1905 год. (Забытая война). 2013 г. Холст, масло.

Гренадёр, 2013 год

Художник о своей картине:

...Осень 1917 года после переворота. Петроград. Военно-морской атташе Японии при еще царском правительстве вместе с группой русских офицеров бегом через всю площадь спасается от бешеной толпы и находит убежище в разгромленной гостинице «Англетер». Это он оставил свидетельство подвига древнего старца Гренадера из Золотой роты, который не обращал внимания на волны бурлящей толпы, опьяневшей от вина, разврата и крови. Словно ничего не замечая, продолжал нести свою службу караульного у памятника Николаю Первому. Известно, что все гренадеры из Золотой роты погибли на своих постах. Характерно, что оставил эти воспоминания не русский офицер или схоласт-интеллигент, а японец - Самурай...

Историческая справка:

«Золотая рота» - так неофициально называли роту дворцовых гренадер за их особые мундиры, яркие и украшенные золотым цветом.

Это гренадерское подразделение учредил Николай I в 1827 году, чтобы обеспечить несложной службой (а значит, и жалованием) отличившихся в боях заслуженных военных. Офицеры приравнивались к гвардейским чинам, а гренадеры - к унтер-офицерам. Первый набор роты состоял из героев войны 1812 года и обладателей ордена Святого Георгия за Бородино.

Гренадеры несли службу в Зимнем дворце, в первую очередь у покоев императорской семьи. В праздничные дни выставлялись почетные караулы в особых местах Петербурга.

В конце XIX века таким местом стал памятник Николаю I около Исаакиевского собора.

Рота обеспечивала и личную безопасность императора. Так, например, при покушении на Александра II в 1880 году погибло 11 человек из гренадерского состава, однако император не пострадал. Но важнее всего был символический жест: служба в роте дворцовых гренадер становилась подарком за выдающиеся военные подвиги на благо императора и империи.

Золотая рота была расформирована в 1921 году.Сибирские казаки, 2013 год

Художник о своей картине:

Казаки - это уже образ. Образ былинной мощи, твердости духа, умения терпеть любые невзгоды. Казаки воевали за Россию во все времена. Показать наглядно образ казака, казака-сибиряка, идущего на войну с песней, ободрить этим образом себя самого и ободрить зрителя - вот задача, которую я ставил перед собой, создавая этот триптих.

Историческая справка:

Сибирское казачье войско зародилось в 1582 году при Иване Грозном, когда Ермак одержал победу над Сибирским ханством, за что его дружина получила особый статус. К этому периоду относится оформление «старшинства» - признание казачества. Однако официальный отсчет истории ведется от специального положения, изданного в 1808 году. Вскоре после этого в Омске, столице сибирского казачества, открылось казачье училище, а представителям станиц дали право торговать в своих городах без установленных свидетельств. Таким образом, сибирское казачество стало полноценным социальным институтом.

В 1825 году численность этого войска составляла более 8 тысяч человек, и это только действительный состав! Они принимали участие в походах по Средней Азии, в столкновениях с Китаем, в Русско-японской войне и многих других военных маневрах, причем вполне успешно. Казаки создали все условия для гражданского освоения Сибири русичами: мирные жители были всегда под защитой, помощь была всегда под рукой.

Как и многое созданное в царской России, в 1918 году сибирское казачье войско было расформировано. В гражданскую войну многие казаки перешли на сторону Колчака, то есть белых.

Напоследок пара фото, которая наглядно показывает насколько эти картины "грандиозные" или "эпичные"...

3653389_img036 (700x466, 160Kb)

3653389_img037 (700x466, 181Kb)

Все картины в большом разрешении для скачивания. Умер Павел Рыженко 16 июля 2014 года... ему было всего лишь 44 года.Похоронен Павел в той же деревеньке калужской где и вырос...

С уходом Павла Рыженко ушла эпоха русского реализма в живописи. Век Интернета и сериалов рождает пресные однодневки, которые забываешь на следующий день. Но сквозь мусор и внебрачных детей настоящее как солнце. Никогда не исчезнет и будет жечь нас.

По материалам сайта павел-рыженко.рф

 

Картина дня

наверх