Что было бы, не высадись тогда англо-американский десант на французских пляжах? Единая Германия – в виде ГДР, естественно. Социалистические Франция, Греция, Италия – а то и все европейские страны без исключения. Недобитому британскому льву осталось бы только шипеть и плеваться со своего острова, а американскому орлу и дальше щелкать клювом за океаном. И никакого НАТО, заметьте! Эх, красота... Они уже тогда не были нашими союзниками – несмотря на все фальшивые клятвы, дававшиеся Сталину в Тегеране в 1943-м. Именно исходя из этого позволю себе утверждать, что попытки поставить высадку в Нормандии в ряд «величайших сражений Второй мировой», а то и объявить ее «переломным моментом» таковой являются ничем иным, как гнусной ложью и оскорблением памяти наших героических предков, в действительности выигравших ту Войну. А нынешние телодвижения Запада – вроде выпуска памятных монеток, где среди знамен победителей нацизма нет ни советского, ни российского флага или устраивание «междусобойчиков» на французских пляжах без нашего, опять-таки, участия, но с приглашением представителей стран, бывших союзниками Гитлера... Все это суть ничто иное, как жалкая и гадкая попытка примазавшихся к победе, мягко говоря, далеко не первостепенных участников войны «махать кулаками» после не ими выигранной драки. Но мы-то знаем правду!
«Тигр»-убийца, но не танк
Вне всяких сомнений, весь массив информации по событию, о котором у нас пойдет речь далее, столь велик, что втиснуть его в одну статью нереально. Так что заранее прошу извинить за все упущенное. Впрочем, вы меня дополните – при необходимости...
С 22 по 30 апреля на побережье британского графства Девон развернулись УЧЕНИЯ под кодовым названием «Тигр», которые, собственно говоря, являлись генеральной репетицией «Нептуна». Все данные по ним оставались засекреченными самым серьезным образом вплоть чуть ли не до самого последнего времени, поэтому некоторые эпизоды имеют различные толкования и варианты изложения. Например, первый акт трагедии, случившийся 27 апреля. По одной из версий, его причиной стал перенос начала маневров на час позднее. Но, поскольку система радиосвязи британцев и янки не была унифицирована, узнали об этом не все. Часть судов прибыла ко времени, назначенному ранее, и ... угодила под жесточайших артобстрел англичан, вообразивших, что это пожаловали немцы. Согласно иному толкованию, по солдатам, успешно отработавшим высадку на берег, кинжальный огонь открыли их товарищи, которым в этой тренировке выпала роль «обороняющихся гитлеровцев». Все бы ничего, да только по какой-то причине стрельба велась не холостыми, а вполне боевыми патронами! Так или иначе, но количество жертв этого рокового дня оценивают примерно в полтысячи человек. Официальные данные по инциденту не обнародовались никогда.
Надо еще отметить, что, буквально на следующий день, 28 апреля, произошло событие, с лихвой переплюнувшее friendly fire на девонском пляже – как по масштабам нелепости, так и по количеству пролитой крови. Оказавшийся глубокой ночью в заливе Лайм конвой Т-4 состоял из восьми тихоходных десантных судов LST (landing ship tank) и двух кораблей прикрытия. То есть, это запакованные в баржах, как кильки в банках пехотинцы так думали... На самом деле, охранял Т-4 всего один британский корвет «Азалия». Эсминец «Скимитар», накануне не разминувшийся с одним из транспортных судов, вышел было из порта, но вынужден был вернуться для ремонта. Каким образом девять торпедных катеров Кригсмарине, выметнувшихся из тьмы волчьей стаей, оказались в том же заливе? В случайность, о которой пытаются твердить некоторые историки, верится слабо. Более правдоподобным представляется вариант простейшей «прослушки» радиообмена союзников. На это немцы были большие мастера. А еще они не были трусами. Не видя в темноте ни черта и рискуя нарваться на вражеские эсминцы, они атаковали...LST-507 27 апреля 1944 года — пока всё более-менее в порядке
Первая торпеда влетела в борт LST-507, превратив его в пылающий факел. От второй, выпущенной четверть часа спустя, взлетел на воздух дождем обломков LST-531. Третья торпеда досталась LST-289. После этого опомнившиеся от первого шока союзники начали, наконец, палить из всего, что имелось на борту. Этим огнем был успешно подбит LST 511, а немцы, совершенно справедливо решив, что дальше тут справятся и без них, растворились в ночи, не получив ни единой пробоины. Самое замечательное, что пилота Королевских ВВС Британии Пита Невилла, ставшего свидетелем творящегося в заливе кошмара и попытавшегося доложить о нем на ближайшую базу Болтон Хед, там в ответ обматерили и потребовали не засорять эфир глупостями, поскольку в этом районе идут учения и ничего более. Повреждённый LST- 289
Неудивительно – ведь, как выяснилось впоследствии, абсолютное большинство американских морских пехотинцев, канувших в воды залива Лайм, либо не знали, где на корабле находятся спасательные жилеты, либо... вообще не умели ими пользоваться! А и правильно: на фига козе баян, а морпеху – спасжилет?! Этот эпизод особо рекомендуется к прочтению любителям поговорить о царившем в годы войны в РККА «беспределе», «заваливании трупами» и «замалчивании в СССР истинных масштабов потерь».
На ком кровь «Омахи»?
Если кто-то решит, что такая страшная цена, уплаченная за подготовку к высадке, впоследствии обернулась меньшим количеством жертв во время ее проведения, то глубоко ошибется. Людей там положили немерено. Опять-таки – предвижу возражения: «Ну, так ведь это была величайшая морская десантная операция за всю историю войн!» Не спорю, так оно и было – по масштабам. Вот только тут имеются нюансы, которые непременно надо разъяснить, прежде чем начинать разговор о самом «Нептуне».Для начала, воплощавший замысел Гитлера «Атлантический вал», защищавший от вторжения французское побережье, чуть ли не на 90% состоял из ... грозного названия! В 1944 году о тысяче неприступных опорных пунктов и 300 тысячах обороняющих их солдат фюрер мог уже только помечтать. К моменту высадки союзников возведение реальных фортификационных сооружений не было закончено ни на одном из участков «вала». Кое-где степень готовности укреплений составляла 50-60% – и это были сильнейшие его звенья. На других работа не продвинулась дальше 18% от грандиозных планов. О вооружении этой «крепости» и говорить не приходится – немцы стащили туда весь ржавый хлам, который выбросить было жалко, а использовать против настоящего противника – глупо. Французские орудия, польские, чешские... Примерно то же творилось и со стрелковым вооружением. По оценкам некоторых исследователей, вся эта армада использовала две с половиной сотни различных видов и типов боеприпасов, многие из которых имелись в крайне ограниченном количестве – чуть ли не по паре выстрелов на пушку.
Мощнейшей ударной силой, задачей которой было просто смести нацистские укрепления, открыв дорогу к победе бравым американским парням, должны были стать 32 плавающих танка «Шерман» и 16 бронированных бульдозеров. Ага, плавающие... Из спущенных на воду 29 танков утюгами на дно пошли 27, два каким-то чудом догребли до цели, еще три додумались не проверять на мореходные качества, а выгрузить прямиком на берег. Бульдозеров таким же способом успешно перетопили 13... Естественно, после этого группы саперов, пытавшиеся проделать проходы в укреплениях и заграждениях «несли тяжелые потери». Кстати говоря, ко дну отправляли не только технику. Команды некоторых LST наотрез отказывались входить в зону, как им казалось, досягаемости немецкой береговой артиллерии. Принудительную «высадку» десанта начинали на глубинах в пару-тройку метров, которых оказывалось более, чем достаточно для обвешанных оружием и ящиками с боекомплектом пехотинцев, так и не улучшивших со времени залива Лайм собственную плавучесть... Неудивительно, что по некоторым данным небоевые потери в ходе высадки в Нормандии достигали до 35% от общего числа таковых.
Фотокорреспондент журнала «Life» Роберт Капа сошел на берег «Омаха» вместе с первыми десантниками, высаживавшимися здесь под ураганным огнем береговой обороны немцев. Оказавшись под обстрелом, Капа был вынужден нырять под воду вместе с камерой, чтобы не попасть в прицел немецких пулеметчиков. Он чудом не погиб. Из снятых в тяжелейших условиях ста с небольшим кадров получилось только восемь — остальные испортил лаборант журнала, спешивший поскорее проявить пленку для нового номера. Но эти восемь нерезких снимков десантников, выбирающихся из воды на берег под обстрелом, стали знамениты на весь мир. Через пятьдесят лет режиссер Стивен Спилберг, снимая свой фильм «Спасение рядового Райна», не только воспроизвел эти кадры на экране, но и попытался передать эффект размытости изображения, снимая некоторые сцены трясущейся камерой и убрав с объективов защитную пленку от брызг.Солдаты 16-го полка 1-й пехотной дивизии США укрываются от обстрела за противотанковыми «ежами» на пляже «Омаха».
Французские рыбаки осматривают погибших на пляже Омаха после боя.
В заключение хочу сказать: все написанное вовсе не попытка посмеяться над теми, кто умирал на пляжах Нормандии 75 лет назад. Так или иначе, они воевали с нашим общим врагом – уж как могли и как умели. Вечная им память... Эта статья – ответ всем тем, у кого хватает наглости ставить «Нептун», «Оверлорд» и прочие подобные моменты Второй мировой в один ряд со Сталинградом и Курской дугой. Любой желающий вполне может сравнить силы Вермахта, противостоявшие союзникам в 1944 году во Франции, с группировками гитлеровцев, которые Красной армии пришлось громить в том же самом году в ходе Ленинградско-Новгородской, Днепровско-Карпатской, Львовско-Сандомирской военных операций, не говоря уж о «Багратионе». Никакие высадки, никакие «вторые фронты» были бы невозможны в принципе, не находись на Восточном фронте все части и соединения, составлявшие истинную силу и мощь Третьего рейха. Да и не следует забывать, что после Нормандии были еще и Арденны, где союзники умудрились крепко получить от фрицев на орехе при многократном превосходстве в живой силе и технике. Получить так, что Черчилль вынужден был забрасывать Сталина слезными письмами о помощи. Впрочем, это уже несколько друга история...
Поргибшие на Омахе.
Зато нашу страну не пригласили в Нормандию. А с другой стороны: что праздновать-то? Восхвалять свое позорище они могут и самостоятельно.
"Мертвые качались на волнах, как мусор в гавани": высадка в Нормандии глазами очевидцев
Мо Вейнер, уроженец Бруклина, США:
Практически невозможно просто сесть и спокойно написать письмо так, как будто ничего не происходит. Конечно, все тихо, но мы ждем события, которое потрясет весь мир. И хотя меня просто распирает от желания все тебе рассказать, я не могу. Да и вообще, нельзя сказать, что мне хоть что-то известно, даже иметь собственное мнение в данный момент запрещено.
Однако, я могу сказать, что рад, что это изматывающее ожидание, наконец, закончено.
Капитан Алистер Баннерман, британская армия:
Завтра мы все разойдемся по кораблям и лодкам и уже больше не увидимся, во всяком случае, не увидимся до того, как прибудем на место назначения. Я уже поговорил со всеми [подчиненными], пожелав им спокойной ночи. Теперь мне осталось познакомить их с тремя приказами от сегодняшнего дня: от командира, от Монти [фельдмаршал Монтгомери], и еще один - от Эйзенхауэра [американский командующий].
Да поможет нам Господь. И, может быть, если будет на то его воля, мы покончим с этим ужасом.
Джон Хьюстон, США, 101-я воздушно-десантная дивизия:
Правая ступня на краю двери, чтобы оттолкнуться, мах правой ногой, полуповорот, спина к струе от пропеллера, ступни вместе, колени согнуты, руки на запаске, голову вниз. Стропы дергает, купол раскрыт. Мы так низко, что времени на обзор просто нет. Земля приближается. Толчок, перекатиться на бок. Все! Это - Франция...
Фредерик Райт, военный моряк Королевского флота:
Большие корабли начали артобстрел, а в воздухе полно самолетов. Ребята поют "Ты мое солнышко", настроение у них прекрасное. Все отлично видно. Большие корабли бабахают, как в аду. Слышно только: Бум! Взрыв! Бум! Взрыв! Мы все потрясены, до нас никак не доходит, что в небе нет ни одного немецкого самолета.
Р.Е. Хьюз, моряк на HMS (военном корабле) "Глазго", запись из дневника 6 июня:
05.45. Я помолился и теперь думаю обо всех вас, оставшихся дома. Мы начали обстреливать пляжи и подходы. ВВС все еще бомбят. Кормовая башня первой открыла огонь, наша цель: батареи и неутихающие дымовые мортиры. Настроение поднимается, потому что в небе полно наших самолетов. Правда, тем, кто на десантных кораблях, не до веселья.
Стенли Блекер, морской пехотинец, Королевский флот:
Шум при высадке был оглушающий. Впереди, насколько хватало глаз, берег и деревни в дыму и огне.
Дональд Вон, 79-я танковая дивизия британской армии:
Шума было полно: самолеты летали, немцы стреляли, а за нами большие военные корабли палили из 15-дюймовок. Я их раньше не слышал, грохот был, как от летящих паровозов.
Рассел Стоувер, 116 полк 29-й пехотной дивизии США:
Рампа откинулась, и мы попрыгали в воду, оказавшись в ней по пояс, и это при трехфутовых [почти метр] волнах. До берега было ярдов 200 [182 метра]. Впереди был только один танк, и один - слева, но он не стрелял и не двигался. Укрыться было негде. Я сообразил, что что-то пошло сильно не так. Справа горела лодка. Мы продирались через прибой и какие-то обломки. Добравшись до песка, я попробовал побежать, но одежда так отяжелела, пропитавшись водой, что я просто рухнул. Я возблагодарил Бога, что дымовая завеса еще как-то держалась. Если бы не она, нам бы не выжить. Переведя дух, я бросился вперед. Парень справа от меня так и остался лежать. Кажется, он был нашей первой потерей.
Сержант Ричард Герклотц, 29-я дивизия США:
Чем ближе к пляжу, тем больше мертвых. Они качались на волнах, как мусор в гавани. Тут и там плавали какие-то обломки оборудования и тела солдат и моряков. Несколько часов мы смотрели, как прибой выносил на берег мусор и мертвых.
(Первый десант на "Омаху" стоил союзникам сотен погибших. К концу 6 июня только на этом участке союзники недосчитались более 2000 человек. И все же силы союзников были достаточно велики, так что, в конце концов, они добрались и до немецких бункеров.)
Неизвестный солдат из Восточно-Йоркширского полка, Британия:
Это было как в каком-то... кегельбане. Ребят валило, как кегли под шаром. Я еще подумал: "Ну и повезет же тебе парень, если ты отсюда выберешься!" Господи, это было страшно!
Альфред Леонард, британский торговый флот (корабли были привлечены для переброски войск):
В воде плавали куски человеческих тел. Страшно было. Все, что предшествовало высадке, было здорово: орудия, знамена, все куда-то двигаются, но при этом все живы. А потом видишь мертвых парней в воде и думаешь: "Черт, что же это такое?"
Неизвестный сержант из полка Королевских инженерных войск:
Мы добрались до вершины холма, и тут я увидел своего первого немца. Он был живым, но не долго. За мною бежали два канадца. Бош вышел с огневой позиции со своим "шмайсером". Я еще подумал: черт, они же его не видят. Но они и не думали останавливаться. Они просто прихлопнули его прикладами винтовок, и это было все.
Майор Ф.Д. Гуд, Глостерширский полк:
Мы пробились в район главных немецких укреплений, которые непрерывно обстреливали флот и ВВС. Все было разбито. Я хорошо помню, как немецкий офицер попытался выбраться из амбразуры и его прихлопнуло обломком стены, раздавив верхнюю часть. Торчали только ноги в хорошо отполированных сапогах.
Питер Дэвис, танкист:
Мы остановились на окраине Колвилля. Там было два пехотинца, один стоял на страже, а второй копал какую-то траншею. К ним подошли две молоденькие француженки и стали с ними болтать. Я улыбнулся впервые за этот день, когда они отдали этим французским мадемуазелям свой рацион шоколада. Мы действительно были во Франции.
Письмо Джона Торнтона Нолана к жене, написанное на борту торгового корабля, доставлявшего солдат в Нормандию:
Слава богу, мы возвращаемся, после величайшего потрясения в мировой истории. Мы были на самом переднем крае и видели абсолютно все. Я горжусь тем, что наш корабль доставил солдат к месту первой высадки.
Как бы я хотел оказаться сегодня дома и рассказать тебе об этом величайшем деянии. Это было грандиозно, и я бы не променял сегодняшний день на все золото мира. Конечно, я благодарю Бога, что нахожусь в безопасности и в добром здравии, ибо были и страшные минуты. Эйлин, мы должны склонить головы перед моряками, летчиками, солдатами и морскими пехотинцами. Все они были великолепны, и мы должны гордиться ими, гордиться тем, что мы - британцы.
И еще неоторые фото тех дней. Вид на пляж «Омаха». Войска союзников высаживаются на захваченный плацдарм.Выведенный из строя немецким артогнем десантный катер USS LCI(L)-93 стоит на мели на пляже «Омаха». Корабль был поврежден огнем немецкой артиллерии после того, как войска с него сошли на берег.
Канадские десантники из полка «Горцы из Стормонта, Дандеса и Гленгарри» («Stormont, Dundas & Glengarry Highlanders»), входящего в 9-ю бригаду 3-й пехотной дивизии высаживаются в секторе «Нан уайт» пляжа Юнона у городка Бернье-сюр-Мер. На переднем плане большой десантный корабль флота его величества LCI(L)-299, переданный Соединенными Штатами Великобритании по ленд-лизу.
Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) беседует с бойцами роты «E» 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии перед их погрузкой в самолеты накануне воздушного десанта в Нормандии. Летное поле Гринхем Комн, Беркшир, Англия (Greenham Common Airfield, Berkshire, England).
Британский танк «Кромвель» (Cromwell Mk IV) командира 1-й польской танковой дивизии Станислава Мачека (Stanis?aw Maczek) в Скарборо, Англия. Дивизия была высажена в Нормандии в июле 1944 и включена в состав 2-го корпуса 1-й канадской армии.
Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и верховный главнокомандующий экспедиционных сил союзников в Европе Дуайт Эйзенхауэр инспектируют 506-й полк 101-й воздушно-десантной дивизии.
Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) беседует с бойцами роты «E» 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии перед их погрузкой в самолеты накануне воздушного десанта в Нормандии. Летное поле Гринхем Комн, Беркшир, Англия (Greenham Common Airfield, Berkshire, England).
Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) беседует с командиром 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии подполковником Робертом Коулом (Robert Cole). За спиной Эйзенхауэра стоит его морской помощник Гарри Батчер (Harry Butcher). Фото сделано перед погрузкой парашютистов в самолеты накануне «Дня Д» на летном поле Гринхем Комн (Беркшир, Англия) (Greenham Common Airfield, Berkshire, England).
Впоследствии подполковник Коул был награжден Медалью Почета за штыковую атаку на «Аллее Пурпурного Сердца» («Purple Heart Lane») недалеко от Карентана, Нормандия. Он не смог получить награду, так как был убит во время операции «Маркет Гарден» 18 сентября 1944 года.
Фото частично повреждено цензурой (замазаны нашивки на плечах подполковника и солдата правее него).
Репетиция высадки на песчаные пляжи батальона истребителей танков M10 и нескольких рот пехоты в Слапстон Сэндс (Slapton Sands) в Англии.
На переднем плане на песке лежат рулоны сетки Зоммерфельда (Sommerfeld Tracking), которые применялись для укрепления слабых и вязких грунтов.
В центре кадра американский истребитель танков M10 с именем «Бесси» («Bessie»), оборудованный специальными коробами, которые защищают двигатель от попадания воды. За «Бесси» виден бульдозер «Катерпиллер», использовавшийся союзниками при высадке для расчистки пляжей и проделывания проходов для людей и техники.
На фотографии видны два десантных судна класса LCT с номерами 27 и 53. Чуть далее производит высадку большой десантный корабль LST-325, который впоследствии участвовал в доставке войск на пляж Омаха. После войны он был продан Греции и служил во флоте этой страны до 1999 года. В 2000 году он был выкуплен США и сейчас служит мемориалом кораблям этого класса в Эвансвилле штат Индиана (Evansville, Indiana).
Медики американской 4-й пехотной дивизии оказывают помощь раненым на пляже Юта.Немецкие парашютисты из 6-го парашютно-десантного полка на развалинах города Сен Мер Элиз (Sainte Mere Eglise) в Нормандии.Командующий немецкой группой армий «В» генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель инспектирует укрепления Атлантического вала близ французского города Сангат (Sangatte) у мыса Белый Нос (Cap Blanc Nez) на побережье пролива Па-де-Кале. Видны наклонно вкопанные бревна, предназначенные для повреждения днищ десантных транспортов в случае высадки десанта во время прилива.Американские солдаты у захваченного немецкого бункера на пляже Омаха. На переднем плане боец с пулеметом Браунинг M1919.Американские рейнджеры на десантном корабле в английском порту ждут сигнала к отплытию к побережью Нормандии.
Один боец вооружен реактивным гранатометом Bazooka M1, остальные самозарядными винтовками M1 Garand. Слева виден миномет.
Крайний слева — первый сержан Сэнди Мартин (1sg Sandy Martin) (будет убит во время высадки), перед ним рядовой первого класаа Фрэнк Локвуд (PFC Frank E. Lockwood), в центре Джозеф Маркович (Joseph J. Markowitz), крайний справа — капрал Джон Лошиаво (Cpl. John B. Loshiavo).Разгромленные позиции и немецкий ДОТ, уничтоженный союзниками во время высадки в Нормандии.Взятие в плен немецких солдат американцами в местечке Пойнт ду Ок (Pointe du Hoc), примерно в 6,5 км к западу от побережья Омаха. Некоторые пленные переодеты в гражданское.Американские десантные корабли типа LCI(L) пересекают Ла-Манш на пути к Нормандии, к сектору Юта. Ближайшие в левой колонне LCI(L)-96 и LCI(L)-325, в правой — LCI(L)-4. Каждый корабль имеет заградительный аэростат для защиты от атак немецких самолетов.Немецкие военнопленные на пляже Омаха Бич в ожидании отправки в Англию.Британский премьер-министр Уистон Черчилль на борту эсминца «Келвин» (HMS Kelvin) направляется к побережью Нормандии.
Сначала Черчилль намеревался высадиться в Нормандии вместе с союзными войсками в день открытия второго фронта 6 июня 1944 года. Он сообщил командующему силами союзников Дуайту Эйзенхауэру, что собирается наблюдать за высадкой с корабля у берегов Нормандии. На все возражения Эйзенхауэра премьер ответил, что может назначить себя членом команды корабля и генерал его не остановит. Черчилля удалось отговорить от столь опасного шага лишь благодаря вмешательству короля Георга VI: король сказал, что если премьер-министр считает необходимым направиться к месту событий, то и он, король, тоже полагает, что его долг — принять участие в войне и встать во главе своих войск. Тем не менее, своего британский премьер все-таки добился. 12 июня, на шестой день после так называемого «дня Д», Черчилль пересек Ла-Манш на эсминце «Келвин» и высадился на побережье Нормандии в местечке Курсель-сюр-Мер в 11 часов дня.Американцы на захваченном мысе Пуэнт дю Хок в Нормандии. На заднем плане видны конвоируемые немецкие военнопленные.Медик из 3-го батальона, 16-го пехотного полка, 1-й пехотной дивизии армии США идет по полосе прибоя и руководит оказанием помощи раненым товарищам, укрытым за скалами.Американское подкрепление движется к пляжу «Омаха». С борта десантного катера хорошо видно, как на холм уже поднимаются люди и техника с захваченного берега. Фото сделано 6 июня 1944 года ровно в полдень.Солдаты 16-го пехотного полка (1-я пехотная дивизия) рядом со своими ранеными товарищами, одному из которых переливают плазму. Пляж «Омаха».Американские десантники в десантном катере LCVP 6 июня 1944 года, перед высадкой в Нормандии.Санитары американской 4-й американской пехотной дивизии оказывают помощь раненым 8-го пехотного полка на пляже Юта. Дуги на касках (синие в оригинале) у двух бойцов позади указывают на то, что они относятся к 1-й специальной инженерной бригаде (Engineer Special Brigade). То, что они находятся здесь, вероятно, означает, что раненых готовят к эвакуации на корабли.6 июня 1944 года в 8:30 во время следования к месту высадки на пляже Омаха, десантный катер LCI(L)-85 подорвался на мине и получил сильные повреждения. На борту погибли 15 и были ранены 30 человек, на судне возник пожар.
Около 12:00 к нему подошел транспорт АРА-26 «Samuel Chase», который снял раненых и уцелевших с LCI(L)-85. Эвакуация была завершена в 13.30, а в 14:30 катер затонул (место неизвестно). Фото снято около 14.00 после завершения эвакуации людей.
По другим данным, катер был поврежден немецкой артиллерией и сам смог подойти к транспорту для пересадки уцелевших людей.Тела германских парашютистов из 6-го парашютно-десантного полка, убитых в бою с американскими десантниками из 82-й дивизии. Битва за город Сен Мер Элиз (Sainte Mere Eglise).Канадский солдат рядом с двумя немецкими пленными, захваченными канадскими войсками на пляже «Юнона» во время высадки. Пленные сидят у противотанковой стены.Канадские солдаты на пляже «Юнона» (Juno Beach) во время высадки в Нормандии.Канадские десантники из полка «Горцы из Стормонта, Дандеса и Гленгарри» («Stormont, Dundas & Glengarry Highlanders»), входящего в 9-ю бригаду 3-й пехотной дивизии высаживаются в секторе «Нан уайт» пляжа Юнона у городка Бернье-сюр-Мер. На переднем плане большой десантный корабль флота его величества LCI(L)-299, переданный Соединенными Штатами Великобритании по ленд-лизу.Молодой немецкий солдат сдается американцам. Нормандия, Франция.Раненые американские солдаты из состава 1-ой пехотной дивизии. Район Фокс Грин к востоку от Кольвиль-сюр-Мер, сектор «Omaha Beach».Союзные войска обустраивают лагерь на отбитом у немцев побережье Нормандии.Английские штурмовые десантные катера типа LCA (landing craft, assault), в том числе №№-521, 1377, доставляют войска на десантный корабль в ходе подготовки к высадке в Нормандии. Южное побережье Англии, неподалеку от порта Уэймут (Weymouth).
Катера приписаны к войсковому транспорту «Принц Бодуэн» («Prince Baudouin»). На борту катеров военнослужащие 5-го батальона рейнджеров 5-го корпуса 1-й американской армии, которые будут высаживаться в секторе «Омаха», на участке «Dog Green».Американские рейнджеры на борту английских штурмовых десантных катеров типа LCA (landing craft, assault) в порту Уэймут (Weymouth). Дальше стоят пехотно-десантные корабли типа LCI(L) (landing craft, infantry (large)) №№- 497, 84 и тяжелый десантный катер LCH (landing craft, heavy) №-87.Американские рейнджеры проходят контрольную палатку офицеров службы тыла, где получают горячий кофе и пончики перед погрузкой на корабли. Порт Уэймут (Weymouth) , Англия.
Погрузка рейнджеров на корабли началась за пять дней до начала операции «Оверлорд» 01 июня 1944 из соображений секретности.Канадские солдаты высаживаются на пляж «Юнона» в Нормандии. 6 июня 1944 г.Погибшие десантники из 325-го планерно-пехотного полка (82-я воздушно-десантная дивизия) рядом с разбившимся при посадке вечером 6 июля 1944 года планером «Horsa» английского производства.Американские десантники высаживаются с десантных катеров на пляж «Юта» в Нормандии.Высадка войск союзников с десантных катеров на пляже «Омаха» под ожесточенным пулеметным огнем немцев. На снимке запечатлен момент начала высадки подразделений роты E 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии армии США. Высадка этих десантников производилась с транспортного судна «Сэмюэл Чейз» (USS» «Samuel Chase» (APA-26) посредством десантных катеров LCVP. Авторское название фото – «Челюсти смерти» («The Jaws of Death.»).Омаха-бич, наши дни
А знаете, что еще хочу сказать в конце?
Свежие комментарии