На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 176 подписчиков

Свежие комментарии

  • Астон Мартин
    С Прекрасным праздником Весны , Труда и Мира !!!😍С праздником весн...
  • Светлана Митленко
    Она просто прекрасна!!! И Вам спасибо, что зашли и оценили!Природа России 81
  • Светлана Митленко
    И Вас тоже поздравляю с наступлением полноценной весны. За мир, труд и май!С праздником весн...

Искусство эпохи Великих Моголов

Империя Великих Моголов — это государство, которое существовало с XVI и до середины XVIII века на территории современной Индии, Пакистана, Бангладеш и юго-восточного Афганистана. Название «Великие Моголы» появилось уже при английских колонизаторах. Ни основатель Империи — Бабур, ни его потомки сами себя так не называли. В эпоху расцвета империи прикладное искусство Индии испытало небывалый подъем. Предметы быта той эпохи являются жемчужинами экспозиций музеев и частных коллекций. Великие Моголы — тюркские правители узбекского происхождения, правившие Индией с 1526 по 1858гг.
NZYL10O_23DLDUIDLM3[1] (379x575, 46Kb)
Кувшин. Золото, серебро, рубины, изумруды, жемчужина; выс. 26 см
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Источник поступления в музей: дар посольства Надир-шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору в 1741 г.

Золотой ароматник, украшенный большими изумрудами, является предметом роскоши из сокровищницы Великих Моголов. Подобные сосуды для розовой воды "гулябпаш" первоначально использовались в Индии во время совершения религиозных обрядов. При дворе династии Великих Моголов, правившей Индией с 1526 г. до середины XIX в. и исповедовавшей ислам, ароматники превращаются из культовой утвари в бытовые предметы.

Ароматник состоит из двух разъемных частей - округлого тулова и длинного сужающегося горлышка. Внутри него находится серебряная колба для жидкости. Вся поверхность сосуда покрыта драгоценными камнями. Узкими вертикальными рядами рубинов тулово кувшина разделено на восемь полей, украшенных цветочным орнаментом из изумрудов, обработанных в виде высоких кабошонов. Самые большие камни покрыты резьбой. Эта редко встречающаяся техника была известна на Востоке с древности. Место соединения тулова с горлышком сосуда также отмечено горизонтальным пояском гравированных изумрудов.Чешуйчатый узор горлышка образован чередованием рубинов и изумрудов небольшого размера. Декор выдержан в красно-зеленой гамме, характерной для произведений могольского ювелирного искусства.

Изящный кувшин завершен восьмилепестковым венчиком, в центре которого находится завинчивающаяся пробка с крупной жемчужиной. Она закрывает округлое маленькое отверстие для кропления розовой водой.

Этот редкий памятник происходит из сокровищницы Великих Моголов, разграбленной иранским правителем Надир-шахом (1736-1747) во время взятия им города Дели в 1739 г. Осенью этого же года Надир-шах отправляет в Россию посольство с прекрасными дарами, среди которых был и этот кувшин.
Чашка с крышкой. Золото, алмазы, изумруды, эмаль; выс. 9.1 см
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Источник поступления в музей: дар посольства Надир-шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору в 1741 г..

Чашечка с крышкой простой формы, напоминающей плод граната - прекрасный памятник ювелирного искусства из уникальной эрмитажной коллекции золотых индийских сосудов XVII и XVIII вв.

На фоне красной эмали контрастно выделяются большие пятилепестковые цветы, выполненные в технике инкрустации алмазами и изумрудными кабошонами. Побеги растительного орнамента даны зеленой эмалью. Могольские мастера виртуозно владели эмальерным искусством, которое индийцы называли "минакари" Техника выемчатой эмали была известна в Индии уже в конце XVI в. и, возможно, была заимствована у европейцев. При дворе Великих Моголов работали французские ювелиры, украшавшие предметы роскоши эмалью.
Чашечка происходит из сокровищницы Великих Моголов, разграбленной иранским правителем Надир-шахом (1736-1747) во время взятия им города Дели в 1739 г. Осенью этого же года Надир-шах отправляет в Россию посольство с прекрасными дарами, среди которых была и эта чашечка. Позже императрица Елизавета Петровна подарила ее статс-даме Анастасии Гессен-Гомбургской (урожденной Трубецкой).

Интересно отметить, что эта чашечка некогда стояла на надгробии Анастасии Гессен-Гомбургской.
Тарелка. Золото, алмазы, рубины, изумруды, эмаль; диам. 19.7 см
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Источник поступления в музей: дар посольства Надир-шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору в 1741 г..

Золотая тарелка, осыпанная драгоценными камнями, является частью парадного традиционного набора, первоначально состоявшего из двух одинаково украшенных предметов (ароматник для розовой воды, ставившийся в центре тарелки, не сохранился).

Форма тарелки с фестончатым краем напоминает большой цветок с восемью стилизованными лепестками, поверхность которых сплошь покрыта драгоценными вставками в глубоких золотых гнездах. Многие из 914 рубинов и 112 изумрудов подшлифованы или обработаны в виде кабошонов. Алмазы, число которых 136, слегка огранены. Функциональной частью тарелки является гладкая плоская поверхность центрального медальона, обрамленная выступающим золотым ободком и покрытая белой и зеленой прозрачной эмалью.

Великолепные ювелирные изделия эпохи Великих Моголов отличаются высоким уровнем исполнения и определенной цветовой гаммой, обусловленной набором камней, имевших символическое благопожелательное значение. Преобладают рубины, никогда не использовались сапфиры, редко - жемчуг.

Тарелка входила в число даров иранского правителя Надир-шаха (1736-1747), присланных из Дели в Петербург в 1741 г. и хранящихся в Галерее драгоценностей Государственного Эрмитажа.
Эгрет-джика. Нефрит, агаты, рубины, изумруды, золото; выс. 15.5 см
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Источник поступления в музей: Царскосельский Арсенал (дар посольства Надир-Шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору). 1886г.
Пара браслетов. Золото, эмаль, алмазы, изумруды, рубины, гранат; инкрустация драгоценными камнями, выемчатая эмаль, огранка и шлифовка камней. Диам. 11.8 см
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Источник поступления в музей: дар посольства Надир-шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору в 1741 г..

Одинаковые по форме и декору золотые браслеты, украшенные драгоценными вставками и разноцветной эмалью, - типичный памятник индийского ювелирного искусства эпохи Великих Моголов (1526 г. - середина XIX в.).

Браслеты такой формы - в виде утолщенного с одной стороны кольца, состоящего из двух размыкающихся половинок - в Индии носят на ногах и называют "канган".

Драгоценные камни полностью покрывают внешнюю сторону предметов: три крупных ограненных алмаза обрамлены 547 большими и маленькими рубинами и 34 изумрудами. Алмазы на серебряной подложке искусно огранены: их огранка приближается к формам первых бриллиантов. Все камни помещены в глубокие гнезда. Такая техника крепления камней имеет индийское название "кундан"и является отличительной особенностью ювелирных изделий династии Великих Моголов. Четкий узор сетки золотых перегородок образует рисунок лепестков трех больших цветков. Подсвеченные золотой фольгой, прекрасно окрашенные камни оттенены прозрачной белой и зеленой эмалью цветочного орнамента внутри браслета.

В этом произведении искусства сочетаются два типа эмали - выемчатая и так называемая "холодная"(из кусочков драгоценных камней). Могольские мастера виртуозно владели этими сложными техниками.

Браслеты входили в число даров посольства иранского правителя Надир-шаха (1736-1747), присланных из Дели в Петербург в 1741 г.
Джика-эгрет. Нефрит, золото, алмазы, изумруды, рубины, гранат, хрусталь; инкрустация драгоценными камнями, резьба. Выс. 17.1 см
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Источник поступления в музей: дар посольства Надир-Шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору в 1741 г..

Эгрет (джика) - тип украшения головного убора (чалмы) или шлема. Джики определенной формы, выполненные из драгоценных материалов, являлись знаком шахского или султанского достоинства в Иране, Могольской Индии, Османской Турции.
Эрмитажная джика изготовлена из прозрачного светло-зеленого нефрита в виде пера павлина, завершающегося изображением трех полумесяцев. Ювелиры, работавшие при дворе Великих Моголов (1526 - середина XIX в.) высоко ценили нефрит за твердость и просвечивающую блестящую поверхность.

Лицевая сторона украшения инкрустирована самоцветами, изумрудами, гранатами, но главное место в декоре занимают 29 алмазов. Форма камней определяется очертаниями найденных в россыпях кристаллов
алмаза или чаще их обломков. (До 1725 г. алмазы добывали только в Индии.)
Огранка камней чрезвычайно примитивна: подшлифованы грани кристаллов или сделано несколько искусственных граней, при этом углы между плоскостями произвольны. По этой причине алмазы в могольских изделиях лишены присущей им игры. Самые крупные алмазы имеют огранку могольского типа: две параллельные плоскости чередуются с двумя или одним рядом фасеток. К сожалению, четыре больших алмаза этого эгрета были утрачены и в 1882 г. заменены горным хрусталем. Его оборотная сторона покрыта выгравированным по нефриту орнаментом и украшена мелкими рубинами в золотых оправах.
Обилие камней - 39 изумрудов, 47 рубинов и 1 гранат  - характерно для предметов роскоши, входивших в парадное облачение могольских правителей.
Эгрет входил в число даров иранского правителя Надир-шаха (1736-1747), присланных из Дели в Петербург в 1741 г.
Кувшин. Золото, серебро, алмазы, рубины, изумруды; выс. 25.7 см
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Источник поступления в музей: дар посольства Надир-Шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору в 1741 г.
Тарелка. Золото, эмаль; диам. 19 см
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Источник поступления в музей: дар посольства Надир-Шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору в 1741 г.
Кувшин. Золото, алмазы, рубины, изумруды; выс. 26 см
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Источник поступления в музей: дар посольства Надир-Шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору в 1741 г.
Парадное кольцо Шаха-Джахана для стрельбы из лука. Золото, алмазы, рубины, изумруды; инкрустация драгоценными камнями, резьба, огранка и шлифовка камней. Диам. 4 см
Индия. Династия Великих Моголов. Вторая четверть 17 в.
Источник поступления в музей: дар посольства Надир-шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору в 1741 г.

Парадное золотое кольцо для стрельбы из лука, украшенное драгоценными камнями, принадлежало правителю Индии Шаху-Джахану (1628-1658) и является редким памятником ювелирного придворного искусства династии Великих Моголов (1526 - середина XIX в.).
Кольца такой формы надевали на большой палец правой руки во время натягивания тетивы лука, чтобы защитить кожу пальца в момент спуска (стрелу помещали поверх кольца).
Вся поверхность кольца покрыта вставками из разноцветных камней. В центре остроугольного расширения кольца находится большой шестигранный бриллиант (вес - 6,0 карат). Важное место в декоре занимают алмазы так называемой могольской огранки. Их обрамляют 21 рубин и 14 маленьких изумрудов, обработанные
шлифовкой. Камни помещены в глубокие гнезда, выбитые в золотой пластине основы кольца. Такой прием крепления камней был освоен индийскими ювелирами еще в конце XVI в. и назывался техникой "кундан".
На внутренней поверхности широкой части кольца находится треугольный фестончатый картуш (медальон) с персидской надписью - "второй Сахибкиран".
Сахибкиран - "обладатель при рождении благоприятного сочетания планет". Этот эпитет входил в официальную титулатуру Шаха-Джахана и встречается также на других его вещах и монетах.
Кольцо было привезено в Петербург в 1741 г. в числе даров правителя Ирана Надир-шаха (1736-1747) двору императрицы Анны Иоанновны.
Посольство было отправлено в октябре 1739 г. из Дели после захвата города Надир-шахом и разграбления им сокровищницы Великих Моголов. Через два года драгоценные дары прибыли в Россию. Во второй половине XVIII в. они находились в основном собрании Эрмитажа Екатерины II.
Кувшин. Золото, рубины, изумруды; выс. 26.2 см
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Источник поступления в музей: дар посольства Надир-Шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору в 1741 г.
Тарелка. Золото, эмаль; диам. 19.7 см
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Источник поступления в музей: дар посольства Надир-Шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору в 1741 г.
Тарелка. Золото, эмаль; диам. 19.7 см
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в. - начало 18 в.
Источник поступления в музей: дар посольства Надир-Шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору в 1741 г.
Поднос. Золото, эмаль, рубины, изумруды; диам. 30.8 см
Индия. Династия Великих Моголов. 16 в.
Источник поступления в музей: дар посольства Надир-Шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору в 1741 г.
Кувшин. Золото, серебро, алмазы, рубины, изумруды, жемчуг; выс. 28.8 см
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Источник поступления в музей: дар посольства Надир-Шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору в 1741 г.
Кувшин. Золото, рубины, изумруды, жемчужина; чеканка. Выс. 31.5 см
Индия. Династия Великих Моголов. 17 в.
Источник поступления в музей: дар посольства Надир-Шаха, правителя Ирана, Российскому Императорскому двору в 1741 г.
Подвеска. Золото, эмаль, рубины, жемчуг; 6х4.7 см
Индия. Династия Великих Моголов. 18 в. - начало 19 в.
Источник поступления в музей: Собрание В.Н. Аргутинского-Долгорукого в Петрограде. 1921г.
Кинжал с ножнами. Индия, Иран (ножны). 17 в., ножны - конец 17 в.
Сталь, золото, драгоценные камни; дл. 39.7 см
Источник поступления в музей: Царскосельский Арсенал. 1886 г

Этот предмет имеет одну ярко выраженную особенность: клинок кинжала короче ножен. При более внимательном рассмотрении становится заметной другая его особенность: камни, в основном рубины, закреплены на нем по-разному. На рукояти, перекрестье и устье ножен они помещены в глубоких гнездах, как бы заподлицо с поверхностью. На ножнах камни крепятся в невысоких кастах над поверхностью. Становится понятным, что этот комплект собран из разнородных частей. Клинок, рукоять, перекрестье и устье ножен были сделаны в Индии в XVII в., где была распространена техника крепления камней в глубоких гнездах, а ножны были сделаны в конце XVII в. в Иране, где камни крепились в кастах над поверхностью предмета.
По-видимому, сделанные в Индии ножны были повреждены, и от них сохранилось только устье. Взамен старых ножен были подобраны новые, более длинные, чем клинок, но к которым подошло по размеру устье. Трудно сказать где - в Индии или Иране - была проделана эта реставрация.Золотое блюдо в виде цветка из собрания Государственного Эрмитажа (Династия Моголов, Индия, 17 век)

Есть такие экспонаты и в Эрмитаже, в коллекции «Особой кладовой отдела Востока». Эти раритеты привозились в качестве дипломатических подарков, поступали из частных коллекций. Начало коллекции было положено дипломатическим посольством Надир-Шаха, правителя Ирана, к императрице Анне Иоанновне. Зимой 1738-1739 г. Надир-шах предпринял успешный военный поход и в марте вступил в Дели, где ему в руки попала невероятная добыча — вся сокровищница Великих Моголов. По описаниям того времени, после переплавки дворцового золота в слитки и конфискации драгоценностей и ювелирных изделий, добыча оценивалась в 130 млрд золотых монет. Даже если цифры преувеличены, они все равно огромны. В октябре 1739 года Надир-шах отправляет посольство в Россию и Турцию, чтобы сообщить о своей победе. Посольство прибыло в Петербург только через два года, поскольку в составе даров помимо драгоценностей и тканей, были отправлены 14 слонов. Почти все эти раритеты сохранились в коллекции Эрмитажа.

Искусство эпохи Великих Моголов, фото № 2

Золотой столик, инкрустированный рубинами, изумрудами, жемчугом — из собрания Государственного Эрмитажа (Династия Моголов, Индия, 17 век)

В европейских странах интерес к сказочным богатствам востока был огромен. Особенно ожесточенно соперничали между собой голландские и британские купцы за право торговли индийскими пряностями, тканями, произведениями ремесленников и ювелиров. В конце концов империя Великих Моголов распалась, а большая часть ее территории попала под управление Британии на два века. Есть экспонаты этого периода и в собрании британских монархов. Особенно стоит отметить коллекцию восточных кинжалов. И клинок, и рукоятка оружия в те времена украшались ювелирами и оружейниками с невероятно изощренным мастерством, это настоящие шедевры ювелирного искусства.

В Королевской коллекции Британии имеется 37 индийских кинжалов с нефритовыми эфесами. Они были подарены Эдуарду VII (1841–1910) во время его четырехмесячного тура по Индийскому субконтиненту в 1875 году. Оружие и доспехи составляли самую большую категорию подарков, полученных тогда еще принцем Уэльским, и многие из них были выставлены в «Индийской комнате» принца в Мальборо-хаус.«Индийская комната» в Мальборо-Хаус, 1890-е годы

Нефритовые кинжалы стали популярны при дворе Великих Моголов во время правления Аламгира (годы правления 1658–1707) после того, как наладились торговые пути для торговли с Китаем. Камнерезы, работавшие при дворе Великих Моголов, смогли перенести свои навыки работы с горным хрусталем на обработку нефрита, изготовление сосудов, рукояток кинжалов и украшений, инкрустированных драгоценными металлами и драгоценными камнями. Мечи и кинжалы составляли важную часть сокровищниц Великих Моголов. Известно, что император Джахангир (1569-1627) относился к мастерам-оружейникам с большим уважением. В своих мемуарах он описывает чувство, когда он берет рукоять меча: «Из всех драгоценных камней, находящихся в сокровищнице, я считаю его самым драгоценным».

Далее он упоминает дары, которые он преподнес мастеру, включая «слона, почетное платье и золотой браслет на запястье…».Кинжал ханджар (тип кинжала с изогнутым обоюдоострым клинком). вырезанный из нефрита эфес инкрустирован гранатами в растительном орнаменте. (Индия, XVIII — XIX век). Подарен принцу Уэльскому махараджей Джунг Бахадур Рана, премьер-министром Непала.Кинжал пешкаб с однолезвийным остроконечным клинком с растительным золотым узором у рукояти. На нефритовой рукоятке вырезана голова попугая с выемками для лучшего захвата и клювом из золота и рубинов. На кончике клюва можно найти небольшой крючок, на котором раньше была цепочка из изумрудов и жемчуга. Подарен принцу Уэльскому махараджей Орчха.Кинжал с рукоятью из слоновой кости в виде головы лошади, глаза и уздечка в технике кундан с рубинами (Индия, XVII век)К моменту царствования Джахангира холодное оружие уже не использовалось исключительно для ведения войны. Такими кинжалами с изображением головы животного при дворе Великих Моголов удостаивались высокопоставленные вельможи, чиновники, придворные. Богато украшенный дорогой клинок стал элементом придворной парадной одежды, своеобразным признаком высокого положения при дворе.Кинжал и ножны (Северная Индия, XVIII век). Рукоять из бледного нефрита, вырезанная в форме рукоятки пистолета, деревянные ножны в серебряной оправе обтянуты красной тканьюКинжал ханджар и ножны. Нефритовая рукоять украшена рубинами и изумрудами (Северная Индия, XVIII век)Кинжал ханджар. Нефритовая рукоять украшена рубинами и изумрудами (Индия, XVIII — XIX век). Такие кинжалы в основном производились для двора Великих Моголов в Джайпуре.Искусство эпохи Великих Моголов, фото № 11Использование декоративных цветочных мотивов лотоса на рукояти возникло во времена императора Шаха Джахана и стало художественной нормой к началу восемнадцатого века.Кинжал с рукоятью из горного хрусталя (Индия, XIX век). Рукоять инкрустирована орнаментом из золота и рубинов.Кинжал с агатовой рукоятью и бриллиантами (Индия, XVIII век), рукоять из агата с серебряной оправой украшена с каждой стороны бриллиантами, оформленными в виде глаз. Серебряная оправа с гравировкой из цветочных завитковВот совершенно необыкновенная вещь — костыль-посох-клинок дервиша (Индия и Турция, 18 век)

В отделке посоха присутствует смешение стилей — резная нефритовая рукоять индийской работы с позолоченными серебряными наконечниками в виде головы лошади, с глазами из драгоценных камней и бирюзовыми воротниками; стальное обоюдоострое лезвие с золотой накладной надписью и орнаментом в арабском стиле, позолоченные серебряные ножны, украшенные дивным чеканным цветочным орнаментом. Такие костыли использовали суфийские (одно из течений ислама) и индуистские адепты, которые опирались на них во время медитации. Пышный орнамент ножен говорит о богатстве владельца. А в момент опасности такой костыль моментально превращался в острый клинок.Резной нефритовый горшок, украшенный снаружи узором в виде листьев аканта (Индия, 18 век)

Искусство эпохи Великих Моголов, фото № 16Пять чашек на ножке (Индия, 18 век) из резного нефрита, инкрустированные рубинами, изумрудами и бриллиантами в технике кундан.

Вся сложность и необычность техники кундан заключается в методе крепления драгоценных и полудрагоценных камней на основу ювелирного изделия. В этой технике для скрепления камней используется чистое золото наивысшей пробы. Камни крепятся на каркас с помощью тончайшей золотой фольги, настолько тонкой, что она сцепляется с поверхностью кристаллов за счет молекулярных связей. Драгоценный камень полируют, накладывают на фольгу и сцепляют с основой без дополнительных креплений — только за счет давления и свойств золотой фольги, которая к тому же придает дополнительное сияние самоцветам. Затем ювелиру необходимо правильно обжать фольгу вокруг камней и придать ей необходимую форму с помощью специальных инструментов.Нефритовая рама для зеркала с инкрустацией из драгоценных камней в виде цветочного стебля, исходящего из вазы. (Северная Индия, XVIII век)Тикка — кулон, подвеска на лоб с драгоценными камнями (Гуджарат, Индия, около 1700 г.)Редкий резной рог из нефрита для хранения пороха с медной оправой в виде леопарда. (Индия, Джайпур, 18 век). Рожок вырезан из нефрита двух оттенков. На сужающемся, более темном конце изображена голова козерога, изо рта которого сыпался порох. Медный рычажок в виде нападающего леопарда позволяет открывать и закрывать отверстие.Резная чаша из нефрита украшена эмалированными цветами (Индия,17-18 век) и свидетельствует о мастерстве индийских эмальеров.

Первоначально завезенная в Индию европейскими ювелирами, техника эмали быстро была подхвачена местными мастерами и широко использовалась уже в шестнадцатом-семнадцатом веках.Резная нефритовая табакерка (Северная Индия, 18 век)

А вот зделия индийских ювелиров XVI-XVII веков, собранных шейхом Насером Аль-Сабахом. Выставка в 2001-2005 годах побывала в Британском музее, музее Метрополитен, мадридском Королевском дворце, Лувре и в других крупных музеях. Везде, где она проходила она проходила с неизменным успехом у большого числа посетителей.

https://www.livemaster.ru/topic/3471770-article-iskusstvo-ep...

https://www.liveinternet.ru/community/2332998/post112543390/

Картина дня

наверх