На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Да практически нужно по всем циклам делать ссылки. А их, циклов, у меня много. Но ладно. Именно на этот цикл в следую...Страницы нашей ис...
  • Виктор Александров
    Уважаемая Светочка! Сказать, что я просто потрясён, это ничего не сказать! Вы не «хотели бы я жить в районе рядом с а...Прогулки по Санкт...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А вот если бы вы ссылки еще в конце делали на 1, 2, 3 и т.д. часть было бы здорово...Страницы нашей ис...

Самые красивые театральные здания Москвы

Давайте пройдемся по самым красивым зданиям театров Москвы.Театр им. Маяковского.Театр им. Маяковского.

Поверьте, «внешняя» история создания московских театров не менее интересна, чем интриги, что разворачиваются внутри, на сценах…

Большой в огне

28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на 10 лет. Именно эта дата считается днём основания Большого театра1. Содержание «увеселений» было финансово обременительным - поэтому князь Урусов разделил свою «привилегию» с обрусевшим англичанином Майклом Медоксом, эквилибристом и театральным механиком. Майкл Медокс.

Первое здание театра было по­строено на правом берегу реки Неглинки - оно выходило на улицу Петровку, поэтому театр назывался Петровским. Петровский театр в Москве. 1780 год

Его открытие состоялось 30 декабря 1780 г. - давали балет «Волшебная школа». Увы, Медокс залез в долги - театр разорился и в 1802-1803 гг. был отдан на откуп князю М. Волконскому. Осенью 1805-го здание сгорело, труппа выступала на чужих подмостках. Спустя три года артистам отдали новый Арбатский театр. Но и он погиб в огне во время войны 1812 г. В 1819-м объявили конкурс на проект здания Большого - победил профессор Академии художеств Андрей Михайлов, вот только вышел его вариант чересчур дорого­стоящим. Архитектор Осип Бове улучшил его и, что важнее для городских властей, удешевил - в итоге жители столицы получили здание с фасадом, украшенным портиком с колоннами, а наверху «припарковался» Аполлон на запряжённой тремя (!) конями колеснице. Новый Большой превзошёл размерами петербургский театр. Лермонтов в юношеском сочинении «Панорама Москвы» описал, как на портике «...возвышается алебаст­ровый Аполлон... с досадою взирающий на кремлёвскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!..» Но и это здание сгорело - 11 марта 1853 г. тут вспыхнул небывалый пожар. Реконструированный, а вернее, выстроенный заново, Большой театр открылся 20 августа 1856 г. оперой «Пуритане» Беллини - торопились к коронации императора Александра II.Зрительный зал и сцена Большого театра около 1856 г.

Перекраивали и реставрировали ГАБТ с тех пор много раз - добавили ещё одного коня к тройке Аполлона (получилась знаменитая квадрига), для улучшения акустики отделали стены резонансной елью и много раз укрепляли сваи и фундамент... но подробно можно ознакомиться тут:  Большой театр в Москве - известнейший театр оперы и балета в России

Первый электрический

Ещё один из красивейших «храмов Мельпомены» столицы - Театр им. Ермоловой
2. - расположился в бывшем пассаже. Это торговое здание в центре Москвы в начале Тверской принадлежало купеческой семье Постниковых. Постниковский пассаэ в 1900-е годы
Дом был построен в 1802 г. и поначалу был известен как дворец Долго­руковых. Потом в нём располагались и конторы, и гостиница, и разные магазины... Кстати, Постниковский пассаж был первым зданием в Москве с электрическим освещением. Дату подписания контракта на электроработы в нём (31 июля 1887 г.) считают днём рождения всей энергосистемы столицы! Вторая перестройка дома относится к 1910–1913 годам: на фасаде появились мощные атланты и центральный купол.  После революции место торговли заняло театральное искусство: в бывший Постниковский пассаж в 1936 году въехал знаменитый Театр В.Э. Мейерхольда, однако уже через два года он оказался закрыт, а в 1940 году Мейерхольд был расстрелян по обвинению в контрреволюции. К счастью, здание не постигла участь Мейерхольда, оно выжило и продолжало стоять на своем месте даже после претворения в жизнь Госплана 1935 года. А надолго с 1946 г. строение занял Театр им. Ермоловой - и пребывает там до сих пор. В 1946 году в здание въехала многострадальная труппа театра им.М.Н.Ермоловой под руководством А.Лобанова. До этого времени труппа несколько раз перетасовывалась, уходили и умирали главные режиссеры, подвергались «чистке» актеры. Но с этого времени труппа осела в здании на Тверской и больше оттуда не выезжала. Здание тоже больше не трогали, даже угроза «второй очереди Интуриста» прошла мимо. Теперь творение Эйбушица смотрится на Тверской как легкий, изящный дворец, чудом уцелевший среди сталинских и лужковских построек. В Театре им. Ермоловой когда-то была... гостиница!
Заслуживает внимания не только само ч­удо-здание, но и новый худрук - с 2012 г. «­ермоловцами» рулит Олег Меньшиков.

Театр на набережной

На Берсеневской набережной в 1961 г. в бывшем когда-то клубе Дома правительства чиновники выделили место под Театр эстрады

3. До того как переехать в знаменитый Дом на набережной, артисты ютились на площади Маяковского - в помещении, в котором когда-то был ресторан, а после Театр сатиры. Несмотря на молодость лет (по сравнению с другими «храмами Мельпомены»), Театр эстрады с самого его переезда оброс всевозможными легендами. Одна из них гласит, что рядом со зданием несколько раз был замечен... призрак Малюты Скуратова. Охранники - они, кстати, увидев воочию Малюту, как правило, сразу увольнялись - утверждали, что привидение появлялось из особняка, в котором до 2014 г. располагался Институт культуро­логии. Мол, из особняка этого есть тайные ходы прямо в сам Кремль, оттуда Малюта и приходил прогуляться по набережной. Хотя, лично я, не считаю это здание красивым.    

 Пирожных и зрелищ!

История театра «Московская оперетта»

4. необычна для столицы, потому что «спровоцирована» частной инициативой. На заре ХХ в. здание на Большой Дмитровке, принадлежавшее князьям Щербатовым, выкупили купцы Солодовниковы, приложившие максимум усилий, чтобы, использовав лучших российских художников, переоборудовать свежекупленную недвижимость в театр, ставший одним из красивейших и... вкуснейших (за знаменитыми кофейными пирожными сюда приезжали из провинции!) в городе. С таким трепетом и любовью они всё обустроили, что Театр оперетты не особо затронули даже вихри русских революций. Постановлением Московского совета рабочих, крестьянских и красноармей­ских депутатов он был сохранён и, «актуализировав» репертуар, в конце 1927-го вновь распахнул уже постреволюционные двери. «Богатый театр - духовно и наглядно, - говорят театралы, - особенно расписные светильники впечатляют».Театр оперетты был частным домомТеатр оперетты был частным домом. 

Московский академический театр им. Маяковского

5. (ул. Большая Никитская, 19/13) был основан в 1922 г. как Театр революции (современное название появилось в 1954 г.). Здание, известное как театр «Парадиз», было построено в 1886 г. по проекту архитектора К. Терского при участии Шехтеля. Открыл в этом здании свой театр немец Георг (Георгий) Парадиз (1846 – 1901),  актер и владелец собственной антрепризы. А.П.Чехов в своем дневнике писал о театре Парадиза: «Здание театра было построено на деньги одной из почитательниц его таланта, и немецкого сценического искусства вообще, кн. Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой.1890 год Фрагмент фасада.

В 1893 г. театр арендует Я.В. Щукин, который открывает в театре «Парадиз» (название уже стало собственным) спектакли труппы Русской оперетты. В театре побывали с гастролями такие знаменитости, как Эрнесто Росси, Элеонора Дузе, Сара Бернар, Бенуа Коклен, Эрнст Поссарт. Сара Бернар называла наш театр «самым уютным в мире». В здании театра 1 мая 1899 года шла чеховская «Чайка» - единственный спектакль в этих стенах для единственного зрителя. Из-за тяжелого недуга Антон Павлович не смог приехать зимой из Ялты на триумфальную премьеру, и труппа повторяла спектакль специально для него. После революции тут ставил спектакли Всеволод Мейерхольд, позже - Андрей Гончаров.В Маяковке выступали евро звёзды

В Маяковке выступали евро­звёзды.
Его закрыли после революции, когда западные гастролеры перестали приезжать. В 1920 г. в здании был создан Театр революционной сатиры (Теревсат), в 1922 г. руководителем театра назначен Всеволод Мейерхольд, а театр преобразован в Театр Революции.
Мейерхольд руководил Театром революции всего два года. B 1923-24 его фактически возглавлял В.М. Бебутов, в 1924 главным режиссером стал А.Л. Грипич, с его приходом театр ориентируется на постановку современной советской драматургии.С 1931 г. руководителем театра становится А. Д. Попов. Затем с 1943 года по 1967 театр возглавляет Н.П. Охлопков, теперь это уже Театр Драмы, в 1954 г. ему присвоено имя Маяковского.

Театр и сад

Ну и наконец, настоящие теат­ралы не должны пройти мимо сада «Аквариум» с расположенным в нём Театром им. Моссовета

6. Сад и театр «Аквариум» в конце XIX - начале XX в. занимали весомое место в жизни театральной Москвы: здесь начала свою жизнь част­ная опера Зимина, в летнем театре выступал театр «Буфф». В 1921-м ежедневно шёл спектакль, в котором четыре (!) роли исполнял Леонид Утёсов. В 1959 г. специально под Театр им. Моссовета выстроили новое здание на 1200 мест. Пройдитесь рядом - вдруг услышите песни Утёсова. Здесь совершенно особенная атмосфера.Сад «Аквариум» на протяжении всей своей истории был популярен среди москвичей. В его центральной беседке некогда стоял огромный аквариум, в котором плавали живые рыбки. Скорее всего, это и послужило поводом столь необычного названия. На заре становления, в «Аквариуме» заливался большой каток, здесь часто играла живая музыка, было много увеселительных заведений, театр и был устроен один из первых московских кегельбанов.

Когда в 1898 г. сад и театр арендовал предприимчивый француз Шарль Омон, Чехов восторженно писал: «...В «Аквариуме» у Омона недурно!» А Чехову можно верить...

Сегодня сад превратился в нешумный зеленый островок столицы. Под кронами его деревьев приятно посидеть в жаркие дни или просто прогуляться по уютным дорожками, любуясь местными фонтанами. Последние появились здесь во время реконструкции сада «Аквариум» в начале нынешнего века – это «Ручей», «Сатир», а также «Аполлон».Интересно было узнать, что именно этот сад увековечен в романе «Мастер и Маргарита». Речь идет о сцене покидания Варенухи местного варьете. А вылетел он оттуда прямо в этот сад.А вот и сам театр.

Театр имени Вахтангова

Каменный дом на этом участке был построен архитектором А.С.Каминским в 1873 году для Василия Никитича Сабашникова, отца издателей Михаила и Сергея Сабашниковых. Братья были известны серьёзной подготовкой печатаемых текстов. Книги, изданные Сабашниковыми, всегда пользовались спросом у специалистов и библиофилов. Штат издательства состоял из нескольких человек, все необходимые специалисты привлекались хозяевами на время, для конкретной работы. В этом доме началась издательская работа Михаила и Сергея Сабашниковых.

Дом Сабашниковых обрастал пристройками, переходил к другим хозяевам, протяжённость его фасада вдоль улицы составляла около 20 метров. После 1917 года здание было отобрано у владельца, В.П.Берга, и передано театральной студии под руководством Евгения Вахтангова. Она называлась тогда Третья студия МХАТа. Проект перестройки дома под театр был сделан архитектором Л.Машковым в 1921 году. Он создал в гостиной, слева от парадной лестницы, зал на 150 зрителей.1934 год
На снимке - перестроенный особняк конца XIX - начала ХХ вв., принадлежавший В.П. Бергу. В зале особняка был устроен зрительный зал, где 13 ноября 1921 г. (премьера спектакля "Чудо Святого Антония" М. Метерлинка) родился театр, получивший в 1926 г. имя Е.Б. Вахтангова.Евгений Вахтангов скончался в 1922 году. В 1926 году студия стала Государственным театром им. Евг. Вахтангова. Постепенно здание перестраивалось, появлялись новые помещения. К 1929 году вместимость зала была доведена в несколько приёмов до 1100 человек. Наконец, на месте двора старого дома построили новый большой зрительный зал. Фасад театра был оформлен в традициях конструктивизма.Ночью 24 июля 1941 года в здание театра попала бомба. Погибло несколько сотрудников, значительная часть дома была разрушена. Среди погибших был актёр театра Василий Куза. Здание было сильно разрушено, уничтожены многие декорации. Жители Арбата ещё долго вспоминали, что по всей улице были раскиданы элементы декораций и реквизита. Проект восстановления здания был быстро выполнен архитектором Павлом Васильевичем Абросимовым. Он создал новый фасад театра, главными элементами которого стали пилястры во всю высоту здания, покрытые каннелюрами (узкими вертикальными желобками). Новый зал стал вмещать 1050 зрителей. Вся отделка театра Вахтангова была выдержана в стиле советского классицизма, а зал напоминал зрительные залы дореволюционных театров. Здание было открыто в 1947 году.За время существования на Арбате театра им. Евг. Вахтангова в его стенах работали десятки выдающихся артистов, известных всей стране. Рекорд театра – постановка спектакля «Принцесса Турандот». Он идёт непрерывно несколько десятилетий, с 1922 года. Меняются исполнители, а поставленный Е.Вахтанговым спектакль живёт.Начиная с 2008 года театр ежегодно и планомерно проводит переоборудование сценического оснащения, в результате которого сегодняшний световой и звуковой комплексы Большой сцены театра являются одними из лучших в России. Летом 2011 года произведен серьезный ремонт зрительного зала театра (среди прочего: положен новый дубовый паркет, заново обтянуты зрительские кресла, отреставрировано декоративное убранство).

https://um.mos.ru/houses/teatr_ermolovoy/

https://madikenold.blog/tag/%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80-%...

https://vladimirtan.livejournal.com/295577.html?view=comment...

https://progulkipomoskve.ru/publ/parki_moskvy/sad_akvarium_n...

https://um.mos.ru/houses/teatr_vakhtangova/

https://liveinmsk.ru/places/doma/teatr-vahtangova

https://alekka4alin2012.livejournal.com/10620.html

Картина дня

наверх