На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.2

Продолжим наш разговор о строениях в стиле модерн в Москве
Модерн – художественный стиль, расцвет и угасание которого произошли в течение очень короткого периода времени: за какие-то 20-25 лет весь мир успел влюбиться в него, вознести на вершину художественного Олимпа и разочароваться, отравившись на поиски новых идей. Ар-нуво, югендштиль, тиффани – все эти имена дали модерну в разных странах мира, которым он подарил невероятные про красоте и выразительности памятники архитектуры. И Москва здесь, разумеется, не стала исключением.
Вторая половина XIX – начало XX века стали для Москвы и для всей России непростым временем. Последний классический стиль в искусстве, модерн, с его текучими формами, растительными орнаментами и плавной живописностью вряд ли бы прижился в молодом социалистическом государстве, прямолинейным и минималистичным «зеркалом» которого впоследствии стал конструктивизм. Однако короткую эпоху расцвета модерна можно по праву считать очень продуктивным двадцатилетием, хотя она и была довольно резко прервана. К счастью, несмотря на строительство коммунизма и воцарение новых порядков, шедевры модерна на улицах Москвы сохранились: многие из них в превосходном состоянии дошли до наших дней, и мы имеем возможность прикоснуться к прекрасному, просто прогуливаясь по улицам города.

1. Особняк Дерожинской.

Начнем прогулку от станции метро «Парк культуры», выйдя на улицу Остоженка, на нечетную ее сторону. Следуя по улице в сторону центра и свернув на первом же перекрестке налево, вы попадёте в Кропоткинский переулок. Нас интересует дом №13, известный как особняк Дерожинской.
Особняк А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке.
Он был построен в 1901-1903 годах знаменитым архитектором, одним из виднейших деятелей модерна Ф.О.Шехтелем для дочери фабриканта Ивана Бутикова, Александры Ивановны Дерожинской-Зиминой, и её супруга, гвардейского офицера В.В. Дерожинского. Будучи наследницей миллионного состояния своего отца – известного суконного фабриканта И.П. Бутикова, построившего недалеко от Остоженки, на берегу Москвы-реки, крупную текстильную фабрику (о местоположении фабрики сегодня говорит название одного из остоженских переулков – Бутиковского, - названного так по фамилии владельца мануфактуры), - А.И Дерожинская вполне могла позволить себе, помимо уже имевшихся в ее собственности домовладений, отстроить еще один городской особняк, который был замыслен ею как «семейное гнездо» для своей новой семьи и будущих детей (В.В Дерожинский был вторым мужем Александры Ивановны, первый ее брак – с видным промышленником и финансистом Павлом Павловичем Рябушинским – окончился разводом). Дамой Александра Ивановна была деятельной: когда она поняла, что мечтает о новом доме, то приобрела участок в Штатном переулке (такое название носил тогда Кропоткинский переулок) и заказала проект архитектору Ф.О. Шехтелю. Он, кстати, на тот момент уже прославился благодаря нескольким своим замечательным работам – особняку С.П. Рябушинского на Малой Никитской и дворцу С.Т. Морозова на Спиридоновке. Видимо, знакомство заказчицы с Шехтелем состоялось как раз через Степана Павловича Рябушинского, который приходился братом ее первому мужу.
Почерк признанного мастера модерна узнаваем и в особняке, построенном для Дерожинской: первое, что Вы увидите, это великолепная решетка ограды с нервными изломами прутьев – классическое произведение модерна. Обращайте внимание на такие мелочи, если Вы не очень хорошо разбираетесь в архитектуре: именно декоративные решётки на модерновых зданиях ни с чем нельзя спутать. Сам роскошный особняк отодвинут в глубину обширного участка и полускрыт оградой. Композиционное решение фасада здания основывается на вынесенном вперед и отвечающем главному холлу дома центральном ризалите с огромным окном, украшенным объемным наличником.
Особняк А.И. Дерожинской. Центральный ризалит.
Ризалит венчается мощным декоративным завершением, уподобленным скульптурной форме – аттиком с парой тяжелых цилиндров, олицетворяющих собой новые веяния «машинного века» - века XX. Привычный для раннего модерна изысканный декор в оформлении экстерьера особняка почти отсутствует, и акцент всецело приходится не на стилевые фигурно-орнаментальные мотивы, а на сами объемные элементы композиции, подчеркнуто величественные и монументальные.
Особняк А.И. Дерожинской. Маскарон над входом.
Особого внимания заслуживают интерьеры особняка: ведь главный принцип модерна – удобство и комфорт. Именно с этим связана внешняя несимметричность зданий в стиле модерн: они проектировались как бы «изнутри», исходя из интерьера, а не из внешней формы. Дом имеет два этажа и подвал. Первый этаж был отведен под приемные помещения и личные покои семейства, второй предназначался для детей и их гувернанток, также на втором этаже располагалась кухня. Подвал был занят хозяйственными помещениями и комнатами прислуги, хотя в нем помимо этого смогла разместиться и довольно обширная бильярдная. План первого этажа особняка для ориентировки.
В интерьере особняка Дерожинской Шехтель на две трети оформил пространство деревом: мебель, потолки, полы, стеновые панели, лестницы, внутреннее обрамление окон - все это выполнялось по эскизам архитектора, впрочем, в этот доме всё оформлено в едином авторском стиле, согласно общим правилам модерна, даже такие, казалось бы, мелочи, как дверные ручки, выполнены по чертежам мастера. КабинетСтоловая
К слову о «мелочах»: ручка входной двери представляет собой огромного металлического паука, который просто не может не произвести впечатления на визитёра; оформление ручек межкомнатных дверей повторяет орнамент ограды; зеркало над камином в хозяйской спальне оформлено невероятно изящно; одним словом, даже эти детали самоценны в художественном смысле, что лишний раз подчеркивает такую отличительную черту модерна, как значимость каждого элемента интерьера.
Еще одна особенность модерна – приверженность к передовым технологиям – также четко прослеживается в этом особняке, ведь именно в этом здании были впервые применены новейшие технологии, облегчающие быт: проведена вытяжная и приточная вентиляция, электричество, паровое отопление, установлены ванна и туалет, проведён телефон.
После революции имущество А.И. Дерожинской было национализировано, о ее личной судьбе после 1917 года, к сожалению, ничего не известно. Особняк в Штатном переулке был отдан в пользование Культурно-просветительскому обществу Украинской Рады, затем внешкольному отделу Наркомпроса, который позже здесь сменили еще несколько учреждений; начиная с 1959 года, на протяжении 50 лет особняк арендовало посольство Австралии. Впервые для массового посещения здание было открыто лишь в 2009 году: с 18 апреля по 2 мая там проходила посвященная 150-летию со дня рождения Ф.О.Шехтеля выставка «Москва в стиле модерн».

2. Особняк Н.Н. Медынцева

В соседнем переулке, расположенном ближе к центру – Померанцевом, – находятся сразу два здания в стиле модерн. Первое – особняк Н.Н. Медынцева (Померанцев переулок, 6).
Особняк Н.Н. Медынцева в Померанцевом переулке.
Это нарядное и яркое здание было воздвигнуто в 1907 году архитектором Флегонтом Флегонтовичем Воскресенским для купца Николая Николаевича Медынцева, принадлежавшего к большому купеческому роду Медынцевых, берущему свое начало из города Медынь Калужской области. Н.Н. Медынцев был коллекционером и собирателем и в новом особняке планировал разместить свои богатые коллекции фарфора, картин, мебели и других произведений декоративно-прикладного искусства.
Ф.Ф. Воскресенский приобрел популярность как архитектор благодаря своей работе на Страховое общество «Россия», по заказу которого осуществил несколько крупных проектов доходных домов, выполненных в основном в неоклассической манере (Лесная ул., д 43; 1-ая Тверская-Ямская, 25). Однако, все же главными работами этого мастера, принесшими ему народную любовь и признание, стали эффектные особняки Н.Н Медынцева в Померанцевом переулке и Л.И. Гельтищевой в Среднем Овчинниковском переулке, которые были им созданы в традициях стиля модерн.
По общему мнению знатоков искусства, работы Ф.Ф. Воскресенского близки к французскому модерну - ар-нуво. Однако, по наблюдениям английского искусствоведа Кетрин Кук, занимавшейся изучением московской архитектуры XIX-XX веков, в декоре дома Медынцева прослеживаются еще и английские и шотландские мотивы, что придаёт ему ещё большее своеобразие. Например, в оформлении экстерьера особняка активно использовано изображение чертополоха, национального символа Шотландии и эмблемы ордена Чертополоха – второго по значимости рыцарского ордена в Соединённом Королевстве.
Особняк Н.Н. Медынцева. Лепное панно с чертополохом.
Согласно правилам модерна, здание асимметрично в своей планировке, в угоду удобству и комфорту проживания. Особенно заметна асимметрия главного фасада: правая часть особняка короче и более насыщена декоративными элементами, нежели более длинная левая часть дома, несущая на себе гораздо меньше декоративных украшений. Такая разница в интенсивности декора двух частей здания как бы уравновешивает общее визуальное впечатление от дома. Вход же в особняк расположен как будто в «центре тяжести» здания, также внося равновесие в структурное распределение масс главного фасада, хотя, исходя из соображений художественно гармонии, его скорее следовало бы расположить на оси скругленного аттика и находящейся под ним композиции из трех окон.
Разнообразен декор здания. Здесь мы можем видеть различные по форме наличники окон; висящие небольшие колонки, украшающие вход в особняк; майоликовые панно красивого темно-бирюзового цвета под карнизом и между этажами; яркое мозаичное панно с растительным рисунком над аркой входа; фигурную балюстраду над карнизом эркера; волнообразный аттик с картушем, изящно обрамленным ветвями и соцветиями чертополоха; кованые решетки на крыше и на карнизе входного портика и, конечно же, рельефные изображения всё того же чертополоха, заполняющие тимпаны фронтонов окон первого этажа и подоконные панно.
Особняк Н.Н. Медынцева. Тимпан окна.
Особняк Н.Н. Медынцева. Тимпан окна.
Особняк Н.Н. Медынцева. Часть фасада.
Особняк Н.Н. Медынцева. Тамбур входа
Особняк Н.Н. Медынцева. Аттик с картушем.
Все эти многочисленные декоративные элементы фасада налицо демонстрируют нам затейливые черты модерна. А знаменитая глазурованная керамическая плитка «кабанчик», которой облицованы стены дома, так характерная именно для московского модерна, лишний раз подчеркивает стилистическую принадлежность особняка.
По утверждению Марии Владимировны Нащокиной, известнейшего исследователя в области архитектуры рубежа XIX-XX веков и, в частности, в области модерна, особняк Медынцева очень сильно напоминает доходный дом, построенный в 1903 году Шарлем Клейном в Париже и в том же году заслуживший почетное звание самого красивого фасада французской столицы. Возможно, это сходство являлось желанием Медынцева, часто посещавшего Париж и наверняка знакомого с великолепным шедевром Клейна. Аналогии в оформлении двух этих особняков, действительно, прослеживаются и невооруженным взглядом. Изначально даже стены особняка Медынцева имели бирюзовый оттенок, что было навеяно, опять же, парижским прототипом, но позже цвет был всё же изменен на бледно-желтый.
Доходный дом Ш. Клейна в Париже. Адрес дома: Paris, rue Eugène Manuel, 2. Архитектор Шарль Клейн (Charles Klein), художник-керамист Эмиль Мюллер (Emile Muller).
Доходный дом Ш. Клейна в Париже. Часть фасада.
Доходный дом Ш. Клейна в Париже. Арка входа.
Доходный дом Ш. Клейна в Париже. Керамические чертополохи на фасаде.
После событий 1917 года всё имущество Н.Н. Медынцева было национализировано, в том числе особняк в Померанцевом переулке. В нем в 1919 году был открыт 4-ый Пролетарский музей, в котором экспонировалась богатая коллекция бывшего владельца особняка. Просуществовал музей недолго, в начале «голодных» 20-х годов его закрыли, а дом отдали под миссию Нансена – Международный комитет помощи голодающим России. После закрытия миссии в 1923 году особняк перешел в аренду французскому посольству, которое размещалось в нем вплоть до 1938 года. Позже особняк принадлежал Институту мозга; в 1954-1955 годах в доме размещалась квартира Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова; с конца 1950-х и до начала 1970-х годов в доме располагалась резиденция посла Куба, а позже, вплоть до 2010 года, – посольство Гвинеи.
Особняк Н.Н. Медынцева.
В мае 2012 года было принято решение внести особняк Н.Н.Медынцева в реестр памятников культурного наследия.
3. Доходный дом Мелетиных(Померанцев переулок, 7).
Доходный дом А.А. и С.И. Мелетиных в Померанцевом переулке.
Выполнен по проекту архитектора В.Е.Дубовского при участии художника-керамиста П.К.Ваулина по заказу дворянина, адвоката и благотворителя Александра Аполлоновича Мелетина и его жены Софьи Ивановны (в девичестве Волохиной). Дом построен для сдачи квартир в наем представителям «среднего класса». К слову, в период расцвета модерна, особенно перед Первой мировой войной, строительство доходных домов было довольно актуальной тенденцией. Многие хотели жить в красивых особняках в центре города, но не все имели достаточные средства для этого – даже довольно обеспеченные люди не могли себе позволить такую роскошь. По сравнению с изящными частными особняками, доходные дома были довольно громоздкими (до шести этажей) и, разумеется, уступали в богатстве отделки и количестве декоративных деталей. Но доходный дом, построенный В.Е. Дубовским, представлял собою приятное исключение из правил, т.к. здание было весьма и весьма симпатичным и аккуратным. Талант и фантазия Дубовского, являющегося автором знаменитого «дома с рыцарями» на Арбате, и здесь проявились с присущей им самобытностью и оригинальностью. Глядя на фото 1912 года, запечатлевшее дом Мелетиных, в воображении невольно всплывают образы рыцарских замков и средневековой готики. К огромному сожалению, от внешнего вида считавшегося когда-то одним из самых красивых зданий Москвы почти ничего не осталось. Изначально трехэтажный в плане дом в 1920-х годах был надстроен еще двумя этажами, значительно исказившими облик здания, скравшими весь его колорит.
Доходный дом А.А. и С.И. Мелетиных. Фотография 1912 года.
Нет уже ни фигурных аттиков, ни башенки с куполом. Декор первых трех этажей, до линии первоначального карниза, в целом сохранен, за исключением некоторых элементов, но находится далеко не в самом блестящем состоянии – фасады дома находятся в аварийном состоянии, хотя внутри здания был проведен ремонт. Что ж, несмотря на плачевное состояние стен, не будет лишать себя возможности рассмотреть те элементы позднего модерна, что предоставлены сейчас нашему взору и что некогда составляли вкупе с утраченными незаурядный облик этого доходного дома.
Композиция здания асимметричная, ритмически сложная, богатая оригинальными лепными деталями. Эркеры дома различны по форме, фасад дополнительно расчленен тонкими многосоставными и простыми колоннами и раскрепованными пилястрами. Над аркой, между двумя оконными проемами находится скульптурная эдикула, обрамляющая небольшую нишу в стене.
Доходный дом А.А. и С.И. Мелетиных. Эдикула.
Главный вход в дом эффектно оформлен грубо отесанными гранитными квадрами. Интересно, что на двух декоративных полочках при входе до реконструкции здания в 1980-х годах располагались скульптуры (одну из них довольно отчетливо видно на фотографии 1912 года).
Доходный дом А.А. и С.И. Мелетиных. Фигурная облицовка фаянсом первого этажа.
Очень необычно облицован мелкой бурой фаянсовой плиткой низ первого этажа, ее композиция графически сложна по своему виду и изображает стены крепости, если присмотреться, можно разглядеть даже флаг над башней.
Доходный дом А.А. и С.И. Мелетиных. Балкон.
Доходный дом А.А. и С.И. Мелетиных. Майоликовое панно под окном .
Балконы здания получились различными по декору: на втором этаже они украшены скульптурными решетками, изображающими переплетающихся кольцами змей, а решетки верхних балконов, пристроенных при реконструкции дома, лишь примитивно повторяют их. Под одним из балконов второго этажа сохранилось майоликовое панно с растительным рисунком (художник П.К. Ваулин).
Помимо всего перечисленного, фасады дома Мелетиных украшены разнообразными скульптурными рельефами животных и фантастическими масками, похожими на ритуальные маски древних майя и ацтеков.
Доходный дом А.А. и С.И. Мелетиных. Маска на фасаде.
Доходный дом А.А. и С.И. Мелетиных. Маска на фасаде.
Из представителей животного мира на фасаде мы можем увидеть быков, павлинов, саламандр, змей и даже драконов, правда, для того, чтобы их обнаружить, нужно хорошенько присмотреться, поэтому будьте внимательны, если хотите поближе познакомиться с этими «обитателями» дома.
Доходный дом А.А. и С.И. Мелетиных. Капитель колонны.
Доходный дом А.А. и С.И. Мелетиных. Модильон, поддерживающий колонну.
4. Доходный дом П.В. Лоськова.
Вновь выходим на Остоженку, чтобы с нее попасть в Мансуровский переулок. Здесь под №4 расположена очень интересная постройка – доходный дом П.В. Лоськова.
Доходный дом П.В. Лоськова в Мансуровском переулке.
Построен в 1905-1906 годах архитектором А.У. Зеленко по заказу разбогатевшего крестьянина Лоськова. Дом доходный, строился для сдачи квартир в наём, хотя внешне он похож скорее на особняк, предназначенный для личного проживания владельцев.
Это здание уникальное для Москвы, так как является образцом так называемого «северного модерна», крайне редкого для столицы. Строго говоря, в Москве существует всего три здания, построенных в стиле «северный модерн»: это доходный дом архитектора Г.И Макаева (1904 года постройки, Подсосенный переулок, 18/5, о нем я рссказывала в прошлой теме), дом общества «Детский труд и отдых» (1907 года постройки, Вадковский переулок, 5, стр. 1) и вот этот дом, что мы видим перед собой. Так уж сложилось исторически, что северный модерн, вдохновленный самобытным и суровым скандинавским стилем, национальным романтизмом, процветавшим в Финляндии и Швеции, получил развитие в основном в Санкт-Петербурге, московские же архитекторы-модернисты начала XX века отдавали предпочтение готике, русскому стилю и модерну более свободному, пластичному и изысканному. Северный модерн тяготеет не к пышности и разнообразию мелкого декора, а к богатству отделочной палитры, фактурным свойствам материала, сочетаниям различных по природе материалов и полихромии. Особенностями этого стиля являются четкость очертаний геометрических объемов и графическая сухость в прорисовке деталей, художественные образы связаны с северным фольклором, флорой и фауной. Современники отнюдь не однозначно оценивали немногословный, сдержанный северный модерн, находились и те, кто скептически называл его «чухонским модерном, украшенным какими-то головами леших», но время показало, что стиль этот интересен, гармоничен, рационален и, безусловно, заслуживает пристального внимания. Вот и мы не откажем себе в удовольствии рассмотреть столь ценный и редкий для Москвы экспонат – творение Александра Устиновича Зеленко, признанного мастера северного модерна.
Несмотря на то, что в декоре этого здания сегодня вы не увидите ни растительных орнаментов, ни декоративных мозаик, это, безусловно, памятник модерна. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на формы здания, напоминающего небольшой замок с круглой угловой башней, увенчанной остроконечным куполом, на фигурный выступ стены, «свисающий» с карниза, тянущийся вниз, расширяющийся и заканчивающийся четырьмя зубьями, на выступающий за плоскость фасада объем внутренней лестницы, на разной формы и размера окна.
Доходный дом П.В. Лоськова. Угловой вид.
Доходный дом П.В. Лоськова. Главный фасад.
Декоративных элементов на фасаде не так много, а несколько лет назад дом и вовсе был гладко оштукатуренным – все его оригинальное убранство было уничтожено в советское время. Нынешний арендатор здания в течение последних нескольких лет постепенно восстанавливает первоначальный облик дома. Восстановлена характерная для северного модерна облицовка цокольного этажа грубо отесанным финским гранитом, декоративные панно под окнами третьего этажа, волнообразный козырек чердачных окон, сложная кровля купола башни, необычайной красоты каменная ограда дома, текучие формы которой напоминают творения великого Гауди. К сожалению, безвозвратно исчезла статуя, венчавшая башенный купол, сегодня ее заменил небольшой шпиль.
Доходный дом П.В. Лоськова. Часть фасада.
Доходный дом П.В. Лоськова. Балкон и башня.
Хотя некоторые детали утрачены, то, что удалось восстановить «с нуля» (надо признать, восстановить получилось достаточно точно), зримо свидетельствует об особенностях творческого почерка А.У Зеленко, о его яркой индивидуальности и необычайном таланте, а также о своеобразии и неординарности северного модерна.
Среди интересных фактов, связанных с историей дома Лоськова, присутствует событие, касающееся вождя мирового пролетариата: до постройки доходного дома на его месте находился небольшой деревянный дом, также принадлежавший Лоськову, и именно в этот дом В.И. Ленин сразу по возвращению своему из-за границы отправился к матери, в арендуемую ею квартиру.
Есть также сведения, что в доходном доме Лоськова в 1916-1926 годы жил герой Первой мировой войны, верховный главнокомандующий Временного правительства, генерал А.А Брусилов. Здесь же, в этом здании, во время октябрьских событий 1917 года Брусилов был ранен осколком снаряда, попавшего в дом при орудийном обстреле с Воробьевых гор располагавшегося неподалеку - на Пречистенке, дом 7 - штаба Московского военного округа.
Сейчас в здании бывшего доходного дома Лоськова располагается посольство Сирии.

5. Доходный дом И.П. Исакова.

Из Мансуровского переулка выходим на Пречистенку, чтобы осмотреть дом №28 – доходный дом И.П. Исакова.
Доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке.
Построен в 1904-1906 годах по проекту Л.Н. Кекушева для Торгово-строительного акционерного общества, планировавшего возвести в аристократическом районе города доходный дом с квартирами повышенного комфорта и увеличенной площади для сдачи в наём состоятельным квартиросъемщикам. Сразу после постройки здание было продано купцу-петербуржцу И.П. Исакову.
Этот невероятной красоты особняк стал одним из самых удачных и ярких проектов Льва Кекушева, апофеозом его модернистского творчества. Наряду с еще одной работой этого мастера – особняком И.А. Миндовского на Поварской улице – этот доходный дом относят к наиболее выразительным примерам модерна в Москве, а фасад дома, представшего нашим взглядам, называют одним из красивейших в столице.
Дом не только асимметричен в плане, что, как мы уже неоднократно убеждались, присуще зданиям в стиле модерн, но даже имеет разную этажность: передняя часть здания, выходящая на Пречистенку, имеет 5 этажей, задняя же - 6. Такая разноэтажность постройки связана с рельефом участка, на котором она возведена, - перепад высот был использован архитектором для увеличения числа этажей задней части дома. Объем здания, Н-образный, максимально плотно заполняет участок, оставляя лишь небольшие дворы для освещения и проезда. Таким образом, мы видим, что принцип модерна асимметричной, сложной планировки, в приоритет ставящий удобство и комфорт жильцов, воплощен здесь в полной мере.
Доходный дом И.П. Исакова. Фасад.
Декорация парадного фасада поистине роскошна, искусствоведы оценивают её как тяготеющую к ар-нуво, она выполнена на высоком художественном уровне и включает в себя большое число как крупных, так и мелких элементов. Сочетание выпуклых и вогнутых поверхностей, сильная пластика основных вертикальных элементов фасада – центральной секции с лоджиями и боковых эркеров, - выразительный и динамичный изгиб карниза – всё это делает общую композицию фасада весьма эффектной. А причудливый и изящный декор придает дому неповторимый шарм, который ни одного прохожего не может оставить равнодушным.
Доходный дом И.П. Исакова. Маскарон на фасаде.
Доходный дом И.П. Исакова. Маскарон на фасаде.
Доходный дом И.П. Исакова. Картуш.
Тщательная прорисовка форм и разнообразие оформления оконных проемов, изысканное ажурное кружево балконных решеток с растительным орнаментом, маскароны в виде женских головок, с мрачновато-серьёзными лицами, выполненные в духе германской мифологии (вместо замковых камней окон верхнего этажа) и львиных оскаленных морд (на козырьке здания), роскошные картуши, как бы слегка «оплывшие», между первым и вторым этажами, тонкая лепная сетка фриза последнего этажа, сложный металлический орнамент карниза, горельефы женских фигур, держащих в руках факел, перо и книгу – символы просвещения и знания, – по бокам от круглого слухового окна, наконец, замысловатые деревянные оконные переплеты, на каждом этаже свои, – разве можно мимо всего этого богатства, этой подлинной симфонии модерна, пройти мимо?!
Доходный дом И.П. Исакова. Женские горельефы - символы просвещения и знания.
Доходный дом И.П. Исакова. Скульптура.
Доходный дом И.П. Исакова. Скульптура.
К сожалению, не сохранилась скульптура, располагавшаяся ранее на крыше и венчавшая центр фасада, – своеобразный автограф архитектора, который любил украшать крыши своих домов статуями.
Доходный дом И.П. Исакова. Фотография начала XX века.
Утрачены и изменены также отдельные детали фасадного декора. Но даже несмотря на эти потери, бывший доходный дом Исакова остается одним из самых привлекательных, интересных и известных зданий Москвы.
6. Доходный дом А.И Кекушевой
Пройдем немного по Пречистенке в сторону центра и, свернув направо в Барыковский переулок, вернёмся к Остоженке, где осмотрим сразу три здания. Одно из нихпредстает перед нами прямо на выходе из переулка. Это доходный дом А.И Кекушевой 1902 года постройки, работы Л.Н. Кекушева (Остоженка, 19, стр. 1), составлявший единый ансамбль с собственным особняком архитектора, стоящим по соседству.
Доходный дом А.И. Кекушевой на Остоженке.
Несмотря на то, что дом доходный, то есть многоквартирный, с довольно простой, монотонной композицией фасада, и он вошел в ряд незаурядных произведений одарённого зодчего, способного, кажется, из любой постройки сделать нечто выдающееся. Недаром современники Кекушева указывали на наличие в этом здании «талантливых шаблонов».
Доходный дом А.И. Кекушевой. Правая часть здания.
Размеренный, удлинённый фасад трехэтажного доходного дома Кекушев компенсировал асимметричной, акцентировано укрупненной правой частью здания с приятной аркой-нишей, каменным балкончиком и полукруглым аттиком с картушем.
Доходный дом А.И. Кекушевой. Картуш с монограммой и датой постройки.
Вынужденную уплощенность здания автор также искупает глубоко своеобразной, эмоционально богатой фасадной пластикой. Ведущая тема фасада – мотив арки-ниши. И этой теме подчиняется всё в декоре этого дома: и глубокие, разные по рисунку и размеру окна, но все в той или иной мере повторяющие контур арки, и скруглённое завершение выделенной правой оси здания, и ниши декоративных лепных панно. Объёмность фасаду придает значительно выступающий за его плоскость козырёк дома. А насыщенность декору сообщают различные по виду обрамления оконных проемов, арки и главного входа в здание, а также неброская, но довольно интересная лепнина, в рисунке которой использованы листья и плоды каштана.
Доходный дом А.И. Кекушевой. Оформление пространства между окнами..
Доходный дом А.И. Кекушевой. Тимпан центрального окна.
Доходный дом А.И. Кекушевой. Лепное панно.
Доходный дом А.И. Кекушевой. Лепное панно.
Композиционные средства, использованные Кекушевым при постройке и оформлении этого доходного дома, включают в себя приёмы, которые были реализованы им в работе над особняком Моисея Саарбекова (Поварская ул., д. 24) и собственным домом, расположенным рядом, по правую руку от нас. Который мы посмотрим в следующий раз.Доходный дом А.И. Кекушевой. Фото 30-х годов.

Картина дня

наверх