На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Вот именно. Я по Москве ахаю, ну так в Питере не меньше. И это я не беру еще жемчужины, которые идут отдельными темам...Некоторые музеи С...
  • Светлана Митленко
    Во-во!Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    Да уж. Жизнь такое может навертеть, что повести и романы побоку.Писатели, которые...

Почему на русских церквях купола в форме луковиц

По куполам на православном храме можно понять не только время его постройки и региональную принадлежность, но и чему он посвящен.

В ранних христианских базиликах и древнеримских храмах часто был один огромный купол в форме полусферы. Русские же церкви могли венчаться разным количеством куполов, которые представали в разной форме. 

Если у храма три купола, они символизируют святую троицу, пять куполов - Христа и четырех евангелистов, 13 - Христа и апостолов. Могло быть даже 25 куполов, как, например, в первой каменной православной церкви, построенной в конце 10 века в Киевской Руси. Кроме Христа и апостолов, прочие купола обозначали 12 ветхозаветных пророков. До наших дней этот храм не сохранился.Реконструкция предположительного вида Десятинной церкви в КиевеРеконструкция предположительного вида Десятинной церкви в Киеве. Voevoda (CC BY-SA 4.0)

Зато можно увидеть 25 купольный храм в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области.Храм является воссозданной копией Покровской церкви постройки 1708 года, находившейся до 1963 года в Вытегорском погосте в Анхимове. Проект восстановления был разработан Александром Ополовниковым сразу после гибели храма по обмерам, произведённым им в 1956 году. Однако на прежнем месте храм так и не был построен.

В Кижи храм имеет двадцать две главы, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму кровли — так называемую «бочку». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах. Верхние восьмерики опираются на перекрещивающиеся балки нижележащих восьмериков — «переходные четверики» — и раскреплены бревенчатыми подкосами.Основа интерьера церкви — четырёхъярусный иконостас, включающий 102 иконы.

А еще у нас есть 15 купольная жемчужина, чудом сохранившаяся в Толчкове, г. Ярославль.«Выдающийся памятник архитектуры», «вершина ярославской школы зодчества XVII века», «самая вычурная ярославская церковь», «памятник мирового значения», «классическое создание русского архитектурного гения»… Самая красивая, самая художественная, самая высокая, самая-самая – и при этом почти забытая современными ярославцами, да и вообще россиянами. Не проявили к ней внимания даже тогда, когда ее изображение как символ «самого русского» появилось на 1000-рублевой российской купюре. Спроси кого-нибудь, знает ли он, какой храм изображен на наиболее популярном денежном знаке XXI века, ответят только редкие эрудиты и еще более редкие знающие и любящие этот храм!
Эта церковь вошла во все дореволюционные руководства по русскому зодчеству, воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе, ее макеты представлялись на заграничных выставках. Наслушавшись восторженных откликов о храме, его специально посетил цесаревич Николай Александрович († 1865), а цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, увидев храм только снаружи, просил прислать его описание. Убранством церкви любовались великие князья Алексей Александрович, Сергей Максимилианович, Константин Константинович, который посещал ее дважды. Сюда приезжал великий князь Сергей Александрович со своей супругой Елизаветой Федоровной, ныне прославленной Русской Православной Церковью. А сколько архиереев и государственных деятелей! А как она была любима народом! Замечательный русский художник Верещагин сохранил ее образ в картине «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове» (1888). И даже сейчас в заброшенном виде, с заросшими травой тропками, с примыкающими уродливыми заводскими постройками лакокрасочного комбината, храм завораживает глаз своей грандиозной возвышенностью и неповторимостью.
XVII век для Ярославля был периодом его особого расцвета. Одни связывают этот расцвет с разорением Новгорода и переездом опытных новгородских купцов, а вместе с ними и торговли, в Ярославль, другие – с особым расположением города. Действительно, через этот старинный волжский город проходили торговые пути к Белому морю – и через него к Европе, к Каспийскому морю – и через него к Восточным землям. Ярославские князья никогда не соперничали с Москвой, и поэтому без брани и кровопролитий присоединились к Московскому государству, оставаясь ему верны во все тяжелые годы и смуты. Да и московские торговые пути шли через Ярославль, и поэтому он играл особую роль в Московском государстве. В городе было сосредоточено более 800 торговых мест и 29 иностранных контор. Ко второй половине XVII столетия здесь насчитывалось 1175 ремесленников. Особенно выделялось кожевенное производство и связанные с ним промыслы – скорняжный, обувной и прочие. Кожевенным делом занималась одна треть всех ремесленников. Ярославская кофть (наиболее тщательно выделанная кожа) вывозилась в Англию, Голландию и другие европейские страны. Расцвет торговли и ремесел придал городу особый колорит: рядом с типично русскими постройками находились конторы английских и голландских коммерсантов, лавки индусских купцов с причудливыми заморскими изделиями разрежали ряды торговцев местным товаром. Город, имевший древнюю культуру и традиции, впитывал новшества и востока, и запада с тонкой избирательностью. И наиболее ярко это проявилось и увековечилось в храмоздании этого периода. В памятниках церковного зодчества Ярославля, как в многогранном кристалле, преломились те черты восточного и западного искусства, которые нашли отклик в национальном вкусе русского человека. Они воплотились в своеобразном трансформировании традиционного старинного стиля, сохраняя неповторимый русский колорит. Восточные изразцы и изразцовые кирпичи делались с рисунками и узорами русской тематики и искусно дополняли чисто русский декор; европейское барокко трансформировалось в русское барокко в изящных арках, оформленных резными плетениями, сказалось в оформлении стен колонками.
Церковь богато декорирована изразцами в затейливых орнаментах, но чтобы увидеть главное, нужно зайти внутрь: все стены покрыты росписями на библейские сюжеты.Такую подробную «Библию в картинках» редко встретишь в русских храмах той эпохи. Не буду описывать, в каком состоянии находятся уникальные росписи храма: это печальное зрелище! Глядя на выбитые, как глаза, изразцы, на колокольню, давшую приют деревцам, разросшимся на ее третьем ярусе, на изуродованную, а некогда красивую чугунно-каменную ограду, на островки мусора от пикничков на природе, невольно вспоминаешь о том, каким было благочестие наших далеких предков. К счастью осенью 2020 года спохватились и взялись за ее полную реставрацию от израсцового декора и до фресок.

Но что-то я отвлеклась. Вернемся к нашим баранам, т.е. куполам церквей.

Впрочем, купола церкви в Киеве вовсе не были похожи на луковицу. В русской церковной архитектуре долгое время были распространены купола шлемовидной формы. Как понятно из названия, их форма напоминает шлем русского богатыря. Мы можем видеть их на древнейших сохранившихся храмах. Софийский собор XI века в Великом Новгороде, один из старейших сохранившихся храмов РоссииСофийский собор XI века в Великом Новгороде, один из старейших сохранившихся храмов России. User№101 (CC BY-SA 3.0)Успенский собор XII века во ВладимиреУспенский собор XII века во Владимире. Ghirlandajo (CC BY-SA 4.0)Собор Иоанна Предтечи XIII века в ПсковеСобор Иоанна Предтечи XIII века в Пскове. A.Savin

Однако одним из символов России и главной отличительной чертой православной архитектуры стали именно луковичные купола. Форма луковицы символизирует пламя свечи. «Это завершение храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся…» - писал религиозный философ Евгений Трубецкой в трактате «Три очерка о русской иконе».Церковь Преображения Господня XVII века на острове Кижи, республика Карелия Церковь Преображения Господня XVII века на острове Кижи, республика Карелия, Getty Images

Луковичная глава («маковица») - это завершающая часть купола, которая устанавливается на цилиндрическую основу («барабан»). При этом диаметр луковицы шире барабана.  Купола Верхоспасского собора Московского КремляКупола Верхоспасского собора Московского Кремля, Legion Media

Историки расходятся во мнении о том, когда впервые появились луковичные купола, и главное, что послужило образцом. Такие видны на множестве миниатюр и икон с конца XIII века. Правда, сами эти церкви не сохранились.Введение во храм. Икона из села Кривого. Новгородская школа. Первая половина XIV векаВведение во храм. Икона из села Кривого. Новгородская школа. Первая половина XIV века, Государственный Русский музей

Откуда же такая форма пришла на Русь? Некоторые ученые считают, что образцом послужили попавшие сюда изображения Иерусалимской кувуклии (часовни над Гробом Господним), на котором в XI веке гипотетически существовала «главка» луковичной формы.Храм Гроба Господня в ИерусалимеХрам Гроба Господня в Иерусалиме. Hartmut Pöstges/Global Look Press

Другие историки считают, напротив, что луковицы переняли у мечетей, у которых в XV веке стали часто встречаться вытянутые купола. Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, начало XV векаМавзолей Гур-Эмир в Самарканде, начало XV века, Egmont Strigl/Global Look Press

Почему же именно луковицы? Единого мнения нет. Есть предположения - что луковичная форма практичнее - на ней не задерживается снег и вода. Согласно другому мнению, из дерева было легче сложить луковицу, чем шлемовидный купол - а уже из деревянной архитектуры форма перетекла в каменные церкви. Другие же ученые предполагают, что зодчие в целом стремились к удлинению форм и бОльшей возвышенности церковной архитектуры - что совпадало с европейскими готическими тенденциями.Каноник Кирилло-Белозерского монастыря. 1407 годКаноник Кирилло-Белозерского монастыря. 1407 год.

Большинство храмов с луковичными куполами, которые сохранились до наших дней, были построены в XVI веке и позднее. Один из самых известных образцов - Храм Василия Блаженного на Красной площади, построенный при Иване Грозном.Храм Василия Блаженного, сер. XVI векаХрам Василия Блаженного, сер. XVI века, Игорь Синицын/Global Look Press

Распространению луковичных куполов могло способствовать и появление в XVI-XVII веках шатровых церквей. Шатер - высокая многогранная пирамида - была альтернативой барабанному куполу. Ученые сделали вывод, что зодчим показалось недостаточным просто венчать шатровую конструкцию крестом - и они добавлять луковичную главку. Такие конструкции были широко распространены и в деревянных храмах, и каменных храмах - их и сейчас можно увидеть на Русском Севере, а также в Москве, Владимире и Суздале. Кроме того, во многих церквях с более привычной архитектурой шатер венчает колокольню.Церковь Иоанна Златоуста XVII века в Архангельской областиЦерковь Иоанна Златоуста XVII века в Архангельской области, Константин ГончаровЦерковь Спаса Преображения в селе Остров Московской области, XVI векЦерковь Спаса Преображения в селе Остров Московской области, XVI век, Ludvig14 (CC BY-SA 4.0)

Как и количество куполов, их цвет имеет символическое значение. Часто встречаются золотые купола - они символизируют небесную славу, чаще всего венчают кафедральные соборы или главные храмы монастырей. Такие соборы часто посвящены Христу или двунадесятым праздникам (12 важнейшим праздникам православия). Преображенская надвратная церковь в Новодевичьем монастыре, XVII векПреображенская надвратная церковь в Новодевичьем монастыре, XVII век, Getty Images

Синие купола со звездами означают, что храм посвящен Богородице или Рождению Христа. Собор Рождества Христова в Суздале, XVIII векСобор Рождества Христова в Суздале, XVIII век, Legion Media

Зеленые купола устанавливают в церквей, посвященных святой Троице или отдельным святым - им же посвящены и серебряные купола.  Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе, XVII векЦерковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе, XVII век, Роман Денисов/Global Look Press

Черные купола устанавливают на монастырских храмах.Соловецкий монастырь, XVI векСоловецкий монастырь, XVI век, Legion Media

Принято считать, что разноцветные купола Храма Василия Блаженного символизируют красоту Небесного Иерусалима, который по легенде явился во сне юродивому. 

https://ru.rbth.com/read/1259-pochemy-kupola-lukovitsy-cerkv...

https://rg.ru/2020/03/12/reg-cfo/v-iaroslavle-nachalas-resta...

https://www.pravoslavie.ru/4446.html

https://ria.ru/20190811/1557184817.html

Картина дня

наверх