На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...
  • Светлана Митленко
    Йэх... надо бы еще раз съездить туда. Подумаю как бы это сделать...Красоты и музеи П...

Происхождение коня на картине Глазунова

Вначале представлю Триптих И.С. Глазунова. (По В.Н.Татищеву)
ОСТРОВ РЮГЕН. ЖРЕЦ.(75x90)
УМИЛА НОВГОРОДСКАЯ, МАТЬ РЮРИКА.(60x80)
ВНУКИ ГОСТОМЫСЛА: РЮРИК, ТРУВОР, СИНЕУС.(60x80) 1986 г.
Холст, масло. Собственность автора.

А недавно мне попалось изображение, которое, видимо, послужило И.С. Глазунову прообразом для белого арконского коня на его знаменитой картине:И.С. Глазунов, Остров Рюген. Жрец. Часть триптиха.  1986

Видимо, это конь со старой новгородской иконы Георгия Победоносца, похоже отсюда он его и цитирует. Вот фото этой иконы:
Вот такой получается конь Св. Георгия=?Святогора=?Свентовита.
Обратите внимание на плащ Св. Георгия - он абсолютно красный, прямо как Станица (Священное Знамя) того самого Свентовита.
Хотя красный плащ, равно как и белый конь - это в общем-то, канонические элементы изображения Св. Георгия.

Возможно, в северной Новгородской традиции и правда могло иметь место сближение культов дохристанского Свентовита/Святогора и христианского Св. Георгия. 

Кстати, если кто-то не обращал внимания - Святогор жил на святых светлых горах (в некоторых вариантах былины даже упоминается крутой светлый остров). Святогор - самый сильный богатырь на Руси.

Ему напророчили что он женится на женщине из Поморского Царства. Его невеста и правда оказалась жительницей какого-то города в Поморском Царстве и когда она, оправившись от хвори, пошла искать Святогора - то снарядила корабль чтобы добраться через море до его святых светлых гор. Помимо белого коня и Станицы, ещё одним атрибутом Светновита, как мы помним, являлся меч искуснейшей работы и "выдающихся размеров". Огромный священный меч Святогора упоминается в каждой его былине. На острове Святогора рос дуб (или дубы). У арконского Свентовита также был свой старый священный дуб. Бог Свентовит.

Самое почитаемое святилище Святовита находилось в балтийско-славянском городе Арконе. Оно описано в многочисленных хрониках, в которых говорится, что святилище представляло собой каменный храм, выкрашенный в красный цвет. Там находилось изображение бога в виде четырёхликого идола. Кроме того, в храме хранились и военные атрибуты Святовита: меч, знамя и копье. При храме жил белый священный конь. Считалось, что по ночам бог выезжает на нем, чтобы принять участие в сражениях с врагами. Поскольку подобные идолы обнаружены и на территории России, следует считать, что в глубокой древности Святовита почитали у всех славянских народов.

Аналогий, как видите, предостаточно.

Меловые скалы Рюгена. Чем не "крутые светлые горы за морем"? А от Рюгена до "Поморского Царства" - Поморья, Померании, рукой подать. Он даже ныне входит в состав Передней Померании. Карта Царства Поморского - Поморья - Померании, вместе с Рюгеном, выполненная на кашубском языке.


Кстати, Илья Сергеевич совсем не случайно проводит такую художественную параллель. Напомню Вам небольшой отрывок из его книги "Россия распятая", первая часть которой вышла в свет в издательстве "Наш современник" в 1996 г.
 
Помню, как в Германии, точнее в ГДР, где я работал над воплощением сценических образов "Князя Игоря" и "Пиковой дамы", меня неудержимо влекло на знаменитый остров Рюген, где находилась славная Аркона - древний религиозный центр, если хотите, Мекка наших предков - прибалтийских славян. Советские учебники по истории, равно как и сами наши учёные, очевидно, имея на то свои причины, словно забыли о тысячелетнем бытии наших предков на берегах Балтики.

И далее:

Будучи на острове Рюген и узнав об археологических раскопках, я поспешил познакомиться с молодыми археологами, студентами Берлинского университета... Один из них... сокрушенно покачав головой, сказал: "Как жалко, что вы опоздали!..." "Почему опоздал?" - удивленно спросил я. Молодой человек рассказал мне, что несколько дней назад они откопали славянскую деревянную ладью IX века и за ненужностью вчера снова засыпали ее землей. "Как?... Зачем вы это сделали?" Молодой археолог уклончиво ответил: "А кому она нужна?" - "Как кому? - я не мог прийти в себя от изумления, - ну, послали бы в Москву!" Посмотрев на меня серыми глазами викинга, немецкий юноша отвел взгляд: "Москва этим не интересуется". "Ну, как же, помилуйте, у нас есть знаменитый историк и археолог академик Рыбаков". Викинг нахмурил загорелый лоб: "Мы знаем имя геноссе Рыбакова от нашего руководителя, ученого с мировым именем геноссе Германа (видимо, имеется в виду J.Herrmann прим. Swinow) Наше дело копать, а результаты находок докладывать профессору". Будучи в глубоком волнении, я спросил у моего нового знакомого, какие же самые интересные находки были обнаружены немецкой экспедицией. Потомок тевтонов пожал плечами и произнес раздраженно фразу, которая врезалась в мою память на всю жизнь: "ЗДЕСЬ ВСЕ ДО МАГМЫ СЛАВЯНСКОЕ!"

После Илья Сергеевич повествует о своём разговоре с заместителем того самого "учёного с мировым именем" - профессора Германа, состоявшемся в Берлине. Заместитель сказал следующее:

"Могу вам сказать одно, что у нас в ГДР существует огромный склад, набитый славянской археологией и древнейшими книгами, написанными по-старославянски. После окончания войны мы многое свезли в это хранилище и до сих пор никто в нем не копался."

Картина дня

наверх