На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Портрет, погубивший репутацию красавицы и художника. Роковые страсти вокруг шедевра.

портрет Мадам Х.Портрет Мадам Х.

Этот совершенно, с нашей точки зрения невинный портрет, написанный в 1884 году буквально перевернул жизнь и его автора и его модели. Это поистине роковой портрет, который сперва принес несчастье им обоим, а затем увековечил их славу.

На портрете изображена Виржини Амели Авеньо Готро (1859 -1915 гг.), которая была светской львицей. Вот ее фотография, благо и это искусство в те времена было уже достаточно развито...Виржини  Готро Виржини Готро

Виржини была американкой, креолкой. Она родилась в Новом Орлеане, в семье плантатора. У ее отца были итальянские корни, а по матери она принадлежала к французской знати. Это объясняет, почему именно во Францию ее привезла мать, после того, как отец Виржини погиб в 1862 году, во время Гражданской войны. Естественно, он сражался на стороне Конфедератов, и после их поражения его семье не было места в новой американской реальности.

В 1867 году мать привезла Виржини на родину своих предков. Здесь девочка получила хорошее образование, и здесь же легко, вслед за матерью, влилась в парижский высший свет.

Виржини удачно вышла замуж за Пьера Готро, французского банкира и судового магната, и даже родила ему дочь. Но... она была слишком красива для того, чтобы принадлежать только своему супругу.

Ее внешность вызывала восхищение - бледная кожа, темные волосы, которые она для пущего эффекта подкрашивала хной, тонкие, точеные черты лица и прекрасная фигура.

Она была красива, богата, элегантна, и известна многочисленными внебрачными связями. Сплетни и скандалы на эту тему постоянно сопровождали нашу красавицу, только подогревая к ней интерес.

Виржини гордилась своей внешностью и откровенно использовала ее, чтобы как можно удобнее устроиться в этой жизни. Такой сорт называли в те времена "профессиональными красавицами")

Джон Сингер Сарджент (1856 –1925), был не менее любопытной фигурой.Джон Сингер Сарджент

Так же, как и Виржини, он был американцем по происхождению. Его отец был известным глазным хирургом, но бросил свою практику, и вместе с женой уехал в Европу. Это было связано с тяжелейшим нервным срывом, который пережила его супруга после смерти их двухлетней дочери. Они решили изменить и обстановку, и жизнь. Формально семья обосновалась в Париже, но фактически они постоянно путешествовали. В этих путешествиях и постоянных переездах они родили еще шестерых детей, но только двое из них пережили детский возраст - в том числе и будущий лучший портретист своей эпохи, который умудрился родиться во Флоренции. Вообще, он вырос космополитом, и уже в юности свободно говорил на четырех языках.

Семья жила скромно, довольно замкнуто, но интересно. Они получили небольшое наследство, и имели некоторые сбережения - все это позволило им вести жизнь вольную и независимую. Родители Джона тоже умели рисовать, и рано заметили способности сына. Они показывали ему лучшие музеи старой Европы, чтобы воспитать его вкус и глаз. Это, конечно же, дало свои результаты, но и профессиональное обучение Сарджент тоже получил - во Франции и в Испании.

Как и большинство художников, он любил пейзажи. Но... Как и большинство быстро осознал, что рисовать надо не то, что нравится, а то, что кормит - и перешел на портреты.

К началу событий, о которых я вам собираюсь рассказать, он был уже известным в масштабах Франции портретистом. Но рисовал он не только ради денег. Он рисовал в промежутках между заказами портреты друзей, просто для души, и чтобы доставить удовольствие людям.

И вот однажды, он увидел Виржинию.

Он очень впечатлился ее данными. Но Готро преследовали многие художники, жаждущие написать ее портрет - она всем отказывала.

Тогда Сарджент подослал к ней своего друга, и рекомендовал представить себя как человека огромного таланта.

Неизвестно, что больше подействовало на Виржини - эта характеристика, или общее происхождение, а в чем - то и судьба, но только она согласилась позировать молодому художнику.

Оба делали на это сотрудничество большую ставку - Сарджент намеревался выставить портрет в Парижском салоне и привлечь внимание потенциальных заказчиков. Виржини надеялась привлечь всеобщее внимание к себе, любимой. Оба были уверены, что речь идет о шедевре.

Однако Виржини была неусидчива и ленива. Мадам Пьер Готро не отличалась особым усердием. Она с трудом выносила продолжительные сеансы позирования, постоянно отвлекалась на возню с четырехлетней дочерью, праздную болтовню и визиты  гостей. Д. Сарджент в отчаянии писал другу: «ее красота сравнится только с ее ленью». Работа продвигалась очень медленно. Художник тщательно обдумал композицию и цветовую гамму картины. Наконец, выбрал наиболее выразительную позу: модель стоит в профиль, правая рука вытянута и опирается на низкий столик. В результате удалось идеально передать изящество и элегантность объекта. Напряженный труд завершился лишь к сентябрю 1883. Сардженту пришлось провести рядом с ней некоторое время в поместье ее мужа, чтобы сделать около 30 набросков ее поз.

Один из набросков

В 1884 году портрет, под названием Портрет мадам, был выставлен в Парижском салоне - и вызвал просто необыкновенный скандал.

Мы с вами сейчас смотрим на портрет и видим красивую даму в строгом черном платье. А вот французы того времени увидели...
во - первых, они все прекрасно узнали модель, известную своими постоянными изменами супругу,
во - вторых, они увидели, что художник, вместо того, чтобы эту модель как то облагородить, только подчеркнул ее доступность.

Каким образом, изумитесь вы?

А вот каким: Сохранившийся набросок без бретельки

Поза, в которой стояла модель - вся изогнутая, была признана слишком вызывающей и сексуальной, кожа тела была слишком белой, а мочка уха, наоборот, слишком розовой, что тоже было слишком сексуально с одной стороны, и наводило на мысль о том, что дама пользуется косметикой с другой стороны. А дама, без всякого сомнения принадлежала к высшему свету, при том, что использование косметики было вульгарным уделом женщин из самых низов общества.

В общем, с точки зрения парижского обывателя, художник изобразил все пороки своей модели, явив их, так сказать, в откровенном виде всему миру. Вся пресса, все бульварные газетки, перемыли кости и автору, и модели, и портрету...

Рецензенты писали, что на картине светская дама выглядит как какая-нибудь кокотка из романа Эмиля Золя. Никому не давала покоя бретелька, свалившаяся с правого плеча. «Еще одно движение, - отмечал критик в «Фигаро», - и дама полностью окажется на свободе». 

На самом деле, платье никак не могло упасть с плеч, поскольку держалось на внутреннем костяном каркасе, а бретельки имели чисто декоративное назначение. Не узнать мадам Готро на портрете было невозможно, поэтому все упреки, насмешки и оскорбления сыпались именно в ее адрес. Газеты печатали язвительные, отнюдь не дружеские карикатуры с ее изображением в виде туза червей. 

Новая модель туза червей. Le Charivari, May 1, 1884Новая модель туза червей. Le Charivari, May 1, 1884

Д. Сарджент, как мог, защищал свою модель. Он утверждал, что всего лишь следовал натуре, ничего не придумывал и вовсе не собирался изобразить «дитя порока». Более того, спустя некоторое время Д. Сарджент закрасил злосчастную бретельку и поместил ее поверх плеча. Он переименовал свою картину в «Портрет мадам Х», но наивная уловка, конечно, не уберегла репутацию жены почтенного банкира. 

Естественно, заказывать у него свой портрет после этого желающих не нашлось. Вместо того, чтобы привлечь клиентов, Сарджент их полностью распугал.

Этот портрет остался у него, но художник упорно считал его своей самой лучшей работой...Портрет в мастерской художникаПортрет в мастерской художника

И каковы же были итоги этого скандала?

Виржини была унижена, опозорена, и долго не находила в себе сил появиться в свете.

Сарджент как французский художник умер - он даже обдумывал изменить род деятельности - стать музыкантом или бизнесменом. Но в итоге эмигрировал в Лондон, где начал свою карьеру художника практически с нуля, и достиг славы лучшего портретиста современности. Его дальнейшая творческая жизнь прошла между Англией и США. Особенностью Сарджента, бросающейся в глаза, было то, что среди его клиентов было очень много евреев. Впоследствии это вызывало колебания в отношении его творчества, и колебания эти были завязаны на вспышках антисемитских настроений в Европе.

Начиная с 1905 Д. Сарджент неоднократно выставлял его на ряде международных выставок. В 1916, уже после смерти Вирджинии Готро,  Д. Сарджент продал картину Метрополитен-музею, написав в сопроводительном письме: «Я полагаю, это лучшее, что я когда-либо создал».

В пору создания «Портрета мадам Х» художник и его модель были молоды, полны сил и открыты для самых высоких чувств. По всем законам жанра между ними должна была вспыхнуть любовь. Однако, судьба распорядилась иначе. Встреча не оправдала романтических надежд Д. Сарджента, зато обернулась для него крупным творческим достижением. Для В.Готро она и вовсе принесла одни разочарования, больно ранившие ее сердце. 

Виржини же оправилась от удара, и позировала художникам еще несколько раз. Ниже - парочка ее портретов, написанных другими авторами...

Antonio de La Gándara, Madame Pierre Gautreau, 1898

В 1891 мастер старой школы  Гюстав Куртуа изобразил В.Готро также стоя и опять-таки со спущенной бретелькой. На удивление, этот академический портрет был принят публикой вполне благосклонно. Портреты это совершенно не скандальные, но и практически не известные). Хотя, как видим, оба художника пытались несколько подражать Сардженту...

История Вирджинии Готро продолжается до сих пор. Ей посвящены монографии, книги non fiction, многочисленные арт-объекты. Николь Кидман в образе В.Готро

Как всякая роковая женщина, Вирджиния Готро оставила после себя целый шлейф неразгаданных загадок, предположений и слухов. Одна из самых фантастических версий гласит, что знаменитый, легко узнаваемый  профиль принадлежит вовсе не ей, а ее брату-близнецу, о существовании которого знали только самые близкие. 

Биография Виржини Готро и её отношения с Джоном Сарджентом стали сюжетом нескольких романов.
Книга Деборы Дэвис легла в основу балета Кристофера Уилдона Strapless, т.е. Без бретельки» (Королевский балет, 2016). Партию главной героини исполнила балерина Наталья Осипова.

https://lovers-of-art.livejournal.com/873071.html

https://golos.id/vp-painting/@vp-painting/ru-sekrety-izvestn...

https://golbis.com/pin/esli-dolgo-muchitsya-kak-sozdavalsya-...

Картина дня

наверх