На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 177 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВераВерная
    Со Светлой Пасхой! Мира, добра, благоденствия! Будьте здоровы!С Пасхой всех!
  • sylpfide sylpfide
    Эти тортики - произведение искусства. Автору - браво.Невероятные торты...
  • Светлана Митленко
    Мне лично большинство работ ее понравились!Невероятные торты...

Драгоценные броши ювелирного дома Cartier Жанна Туссен

У ювелирного дома Cartier есть символ – гибкая пантера с хищно сверкающими глазами. Дикая кошка, усыпанная драгоценными камнями, обнимала запястье Уоллис Симпсон, а теперь сжимает челюстями пальцы современных модниц. Она дремала, превратившись в брошь, и таилась, обернувшись серьгой. Появление пантеры Cartier связывают с женщиной, которая когда-то была возлюбленной, но не стала супругой Луи Картье, а затем возглавила его ювелирный дом и повела к новым вершинам успеха…
Современный перевыпуск украшений в виде пантер.Современный перевыпуск украшений в виде пантер.

Первые украшения Cartier с мотивом пантеры появились в 1914-1915 годах под влиянием уходящего искусства модерна с ее роковыми красавицами и темным эротизмом. Эксцентричные богачки тех лет любили окружать себя экзотическими кошками и ассоциировать себя с дикими животными, грациозными и смертельно опасными. В то же время именно образы стремительных хищников так любили дизайнеры следующего по хронологии «роскошного» стиля – ар деко. Пантера Cartier появилась в нужное время, став ностальгическим образом для поклонниц модерна и предвосхитив динамизм, страсть и агрессию молодого поколения. Вместе с первыми ювелирными часами, декорированными фигурами пантер, в магазинах Картье появились и рекламные плакаты модного иллюстратора Жоржа Барбье – пантера, возлежащая у ног молодой красавицы.
Появлением этого образа дом Картье обязан Жанне Туссен, которая без лишней скромности называла пантерой себя. Именно она укрощает дикого зверя на рисунке своего лучшего друга Жоржа Барбье.Пантера, усыпанная бриллиантами.
Историю детства Жанны Туссен можно было бы озаглавить так: «Лолита, которая выжила». Жанна родилась в Бельгии, в небольшом городке, известном добычей угля – этот край называли «черной страной».
Жанна Туссен родилась в 1887 году в маленьком бельгийском городке, где добывали уголь и сталь. Ее родители имели скромный бизнес по производству кружева. Достаток в семье был более чем скромный, но девочка росла в окружении кружевной красоты и моды. После смерти отца мать вновь вышла замуж. С отчимом Жане не повезло - он приставал к Жанне и ее старшей сестре, выражая неоднозначные намерения сексуального характера. Жизнь девочек в семье стала невыносимой, и они сбежали из дома: Шарлотта отправилась в Париж, а Жанна - в Брюссель.
С набоковской героиней ее роднит и другая печальная история: в тринадцатилетнем возрасте Жанну, едва оправившуюся от побега из дома, вовлек в отношения сорокалетний мужчина аристократического происхождения. Ей было всего 13 лет, когда она начала встречаться с графом Куинсоном. Он был гораздо старше ее, происходил из старинного аристократического семейства и скрывался в Бельгии от семьи и от обязанностей военной службы. Спустя три года пара поселилась в Париже. И тут чопорные родственники графа единым фронтов выступили против Жанны, в результате чего граф бросил девушку на произвол судьбы в прекрасном городе Париже.
К счастью, девочку поддержала старшая сестра. Со временем сестры Туссен вошли в богемные круги города, подружились с известными поэтами и художниками…
Жанна Туссен.

Покинутая беспечным графом Жанна перебралась к своей сестре Шарлотте. Жизнь в Париже начала 20-го века бурлила расцветом искусства и бумом проституции. В сигаретном дыму сотен кабаре днем и ночью развлекался бомонд Франции.
«Кокотка» в переводе с французского означает «курочка». Так называли французских женщин, живущих на содержании своих поклонников. Французские кокотки были сродни японским гейшам. Они были тесно связаны с богемным миром искусства – пели и танцевали, играли в театре и шили костюмы для выступлений на сцене. Это и отличало их от классических проституток, которые занимались исключительно торговлей своего тела. Сестры Туссен быстро нашли себя в среде кокоток, богемных дизайнеров, поэтов, художников…Жанна начала заниматься созданием аксессуаров и преуспела в этом. Ее сумочки с изящной отделкой пользовались большой популярностью у молодых актрис и певиц.
Одним из друзей Жанны стал известный в то время в Париже иллюстратор Жорж Барбье. По просьбе Луи Картье – одного из трех братьев-наследников ювелирной империи Картье, в 1913 году он делал плакат-афишу и приглашения для выставки наручных часов.
Часы Луи Картье были изготовлены в технике паве, при которой крепление бриллиантов позволяет в буквальном смысле слова усыпать оправу сплошным бриллиантовым ковром так, что оправы совсем не будет видно. Кроме этого на часах был орнамент из оникса. Такие часы нуждались в особенной презентации, благородная публика должна быть поражена не только красотой часов, но и их представлением ей.
С задачей Барбье справился: он создал акварельный рисунок, изобразив на плакате юную Жанну с длинной до пят ниткой жемчуга, у ее ног лежала пантера.А пока она пришивала кружево и бисер к фермуарам, ювелир Луи Картье смотрел на ее лицо на рекламном плакате и понимал, что влюбился в эту женщину, как никогда прежде.
Их роман развивался стремительно, но Картье видел в ней нечто большее, чем просто дерзкую и привлекательную юную особу. Он пригласил ее на работу в отдел аксессуаров – и не прогадал.
Потом рисунок Барбье еще много лет использовался в рекламе дома Картье, а пантера навсегда стала не только основным символом Cartier, но и визитной карточкой обворожительной Жанны Туссен.
В 1916 году влюбленный Луи Картье пригласил Жанну к себе на работу, и она стала руководителем отдела «Аксессуары» дома Картье. Она отлично знала и понимала вкусы и потребности женщин. Выполненные под ее руководством аксессуары были роскошными и ультра-модными, но при этом удобными и функциональными. Она совершила революцию в мире дамских сумок, сделав их более вместительными и рассчитанными не только на одну пудреницу.
Жанна Туссен
Туссен умела и любила работать, была умна и изобретательна, а главное – точно знала, чего хотят женщины. Жанна произвела несколько маленьких модных революций – придумала крепления для шарфа, сумки на длинных ручках. И здесь вновь возникает пантера – Картье не только называл так возлюбленную, но и создал замочек для сумки в форме пантеры специально для нее.
Сумочка с пантерой и часы с анималистичным орнаментом.Сумочка с пантерой и часы с анималистичным орнаментом.
Жанна была независимой и артистичной, дружила с Шанель и многими другими титулованными и именитыми клиентками. Худая и высокая днем она носила обычную матроску и "тигровое" манто, а вечером "выходила в свет" в шелковой китайской пижаме. Ее вкус и стиль были неподражаемы и изысканы, она стала легендой Парижа эпохи ар-деко. В конце 1920-х во французской столице в ходу было выражение "вкус Туссен", по своей сути означавшее нечто большее, чем просто вкус.
А в 1925 году иллюстратор Поль Жуве создал для дома Cartier эскиз пантеры, которая стала жить в самых разнообразных изделиях марки. Сначала пантера была плоской, а в середине XX века обрела формы.

Но семья Луи Картье выступила против его неравного брака с Жанной, их сильные взаимные чувства в расчет не пошли. В итоге Луи женился на венгерской аристократке, однако брак не стал счастливым.
Жанна Туссен через несколько лет вышла замуж за барона Пьера Эли д'Ойссель, который смог противостоять мнению своей семьи о невозможности их брака.
К счастью, неудавшийся брак между Луи и Жанной не испортил их отношения. Их профессиональное сотрудничество с успехом продолжилось.Однако творчество, объединявшее их, работа всей их жизни была важнее штампов, колец и церковных клятв. В 1933 году Луи Картье передал Жанне Туссен руководство парижским отделением ювелирного дома – на этой должности Туссен оставалась до 1970-х годов.

По-настоящему талант Туссен раскрылся именно в ювелирном дизайне. Она любила эксперименты, ввела моду на желтое золото и фигуративный, образный дизайн – дом Cartier начал выпускать броши в форме птиц, стрекоз и божьих коровок. Одна из таких брошей чуть не стоила Жанне Туссен жизни в годы нацистской оккупации. Она придумала брошь «птица в клетке» и выставила ее на витрину магазина. Проходящий мимо сотрудник гестапо увидел украшение и… все понял. Жанну арестовали. Спасением «пантеры Картье» занималась Коко Шанель – и трудно представить, чего ей это стоило. Весной 1945 года Жанна изменила дизайн броши – теперь птица покидала ненавистную клетку.Колье с фигуркой пантеры.
В послевоенные годы многие ювелирные дома прекратили свое существование или значительно пересмотрели свой подход к производству. Но не Cartier. И после Второй мировой драгоценные пантеры пережили второе рождение. Еще в 1925 году художник Поль Жуве, иллюстрировавший «Маугли», разработал для Картье образ пантеры, которая то и дело появлялась в различных аксессуарах и ювелирных изделиях, но скорее как плоскостной декор.Рисунок Поля Жуве.Рисунок Поля Жуве.Браслет
Теперь же появились объемные, сложно сконструированные кольца, колье, броши и браслеты в форме пантер.Броши в форме пантер.
Туссен водила дружбу со многими богатыми и знатными женщинами. В годы ее работы у Cartier появилось немало новых, весьма состоятельных поклонниц. Например, герцогиня Виндзорская, для которой была создана великолепная брошь в виде пантеры с изумрудным сердцем весом 116 карат и еще несколько «кошачьих» украшений. После этого ювелирный дом буквально завалили однотипными заказами – все хотели точно такую же брошь. Только как у герцогини – и никак иначе! Герцогиня же тем временем любовалась вычурным браслетом в форме пантеры, обвивающей ее руку…Браслет для герцогини Виндзорской.Браслет в форме пантеры.Браслет в форме пантеры.
Настоящий ювелирный «зоопарк» собрала и другая верная почитательница дома Картье – миллионерша Барбара Хаттон, обожавшая драгоценные камни сложных и редких оттенков. В ее коллекции были не только пантеры, но и тигры.
Украшение для Барбары Хаттон с образом тигра.
Дикая кошка Жанны Туссен остается ключевым символом ювелирного дома. Самые знаменитые украшения с пантерой регулярно перевыпускаются с минимальными изменениями. В 2007 году на презентации новой коллекции ювелирного дома Моника Беллуччи дефилировала с живой пантерой на поводке. А в 2014 году Cartier представили пятьдесят шесть украшений, вдохновленных образами элегантной хищницы.Коллекция Panthère de Cartier.

https://dzen.ru/media/id/5d7a44b58d5b5f00aed62d32/rokovaia-p...
https://kulturologia.ru/blogs/180121/48764/

Картина дня

наверх