На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.11

Идем далее.
39. Трубниковский переулок, дом 24, строение 1 - Доходный дом С.Н. Павлова.
 
Доходный дом С.Н. Павлова в Трубниковском переулке.
 
Доходный дом возведен в 1905-1906 годах архитектором Леонидом Васильевичем Стеженским по заказу С.Н. Павлова.
 
Здание по своей планировке представляет собой абсолютно рядовую постройку. И оно совершенно не обращало бы на себя внимания, если бы не импозантный фасад, выходящий на Трубниковский переулок. Оригинальный геометрический декор оконных наличников в сочетании с традиционной для модерна облицовкой стен керамической плиткой создает очень выразительный и интересный образ. А чтобы в полной мере оценить, каким этот доходный дом мог бы быть, если бы не художественные средства декорирования, достаточно взглянуть на его боковой фасад, выходящий во двор. Как все-таки хорошо, что в начале XX века московские домовладельцы думали не только о коммерческой выгоде, но и об эстетике, и строили со вкусом.
 
Архитектор при строительстве этого доходного дома стремился реализовать все имеющиеся возможности для придания его фасаду динамичности, живости, своеобразности. Он с усиленным вниманием отнесся к проработке текстурных, фактурных и цветовых особенностей наружных стен.
Доходный дом С.Н. Павлова. Элементы декора: майоликовые панно (сверху), контррельефные скульптуные изображения (снизу).
Доходный дом С.Н. Павлова. Рельефные вставки на фасаде.
 
Цветовая гамма главного фасада очень приятная, в теплой тональности. Стены облицованы матовой керамической плиткой «кабанчик» рыжевато-коричневого оттенка, лепной декор выполнен в спокойном желтом цвете. Это цветовое сочетание удачно дополнено пестрыми майоликовыми панно с зелеными, рыжими и желтыми изразцами.
Доходный дом С.Н. Павлова. Центральная часть фасада: вход в здание и окна парадной лестницы.
Доходный дом С.Н. Павлова. Аттик.
Доходный дом С.Н. Павлова. Угловой эркер.
 
Стена, протянувшаяся вдоль Трубниковского переулка, раскрепована с помощью пилястр. Они подчеркивают ее границы и выделяют центральную часть фасада, в которой располагается вход и проемы окон, освещающих парадную лестницу. Карниз следует заданному пилястрами темпу и тоже зрительно выделяет центр фасада, изящно изгибаясь над аттиком с овальным слуховым окном. Угол дома украшает массивный прямоугольный эркер. К большому сожалению, не сохранился существовавший ранее купол над ним. Купольное завершение эркера, безусловно, делало облик здания еще более оригинальным и придавало ему особый шарм.
Доходный дом С.Н. Павлова. План фасада, арх. Л.В. Стеженский.
Доходный дом С.Н. Павлова. Виды скульптурного декорирования окон разных этажей.
 
Особое внимание обращает на себя декор оконных наличников. С помощью него меняются очертания привычных прямоугольных проемов окон, появляется сложная геометрия линий, которую хочется наблюдать, изучать и осмысливать. На каждом этаже – свой специфический ритм и графика. На первом этаже окна снизу декорированы сложнопрофилированными постаментами, сверху - высокими сандриками, похожими на романские шторы, свисающие на окна складками. На втором этаже надоконье оформлено сложными по форме восьмиугольниками, подоконье – плитами с небольшими контррельефными изображениями. На третьем этаже окна убраны широкими шестиугольными наличниками, украшенными рельефной лепниной. На четвертом - наличниками с округлыми завершениями. Окна верхнего этажа декорированы надоконными майоликовыми панно и отдельными изразцами снизу.
Доходный дом С.Н. Павлова. Металлические решетки окон первого и подвального этажей и козырька над входом.
 
В очень характерной для модерна манере выполнены фигурные переплеты больших окон, освещающих парадную лестницу.
Еще один штрих – ажурный металлический козырек над входом и решетки на окнах первого и подвального этажей.
Доходный дом С.Н. Павлова. Консоль с изображением чертополоха, поддерживающая эркер.

Не обошлось и без присущего модерну символизма. Угловой эркер поддерживается консолью, украшенной лепным изображением колючего чертополоха – одного из самых любимых растений мастеров модерна, символа стойкости, независимости и противоборства злым силам. Nemo me impune lacessit!

40. Новинский бульвар, дом 18А - Доходный дом Ф.Н. Плевако

 
Доходный дом Ф.Н. Плевако на Новинском бульваре.
 
Этот пятиэтажный кирпичный дом спрятан в глубине дворов Новинского бульвара. Он построен в 1905 году московским архитектором польского происхождения Петром Карловичем Микини, известным, в большей степени, другим своим творением – доходным домом церкви Троицы на Грязех на Чистопрудном бульваре, или «домом со зверями», как его часто называют.
 
Заказчиком строительства доходного дома на Новинском, 18А был известнейший в Москве адвокат Федор Никифорович Плевако. Современники называли его московским златоустом за непревзойденный ораторский талант и умение расположить к себе и своим подзащитным присяжных заседателей. Плевако принимал участие в самых громких процессах, в том числе и политических, часто не только бесплатно защищал в суде бедных, но и оплачивал их непредвиденные расходы. Слава «митрополита адвокатуры» была настолько велика, что письма в его адрес подписывали просто: «Москва. Федору Никифоровичу», а извозчики, слыша «к Федору Никифоровичу», сразу понимали, куда вести пассажира.Ходченко Валерий. Федор Никифорович Плевако
 
Дом выполнен в духе северного модерна, довольно редкого для Москвы. Отличительными чертами его являются массивные формы, свобода от мелкого декоративного убранства, естественность оттенков и фактуры использованных материалов.
 
При возведении доходных домов архитекторы неизбежно сталкивались с проблемой их повышенной (для того времени) этажности и вытекающего из утилитарности однообразия форм, которое приходилось преодолевать всеми возможными композиционными и декоративными средствами. Доходный дом Плевако в данном случае не стал исключением. И архитектор справился с задачей создания неповторимого образа здания мастерски.
Доходный дом Ф.Н. Плевако. Ризалит подъезда, увенчанный щипцом.
Доходный дом Ф.Н. Плевако. Щипец.
Доходный дом Ф.Н. Плевако. Аттик.
 
Монотонный фасад дома визуально усложнен при помощи выступающих ризалитов, за стенами которых скрыты лестничные пролеты подъездов, и двух вертикалей, составленных балконами и по своей объемной структуре и оформлению напоминающих эркеры. Силуэт здания активно повторяет заданный такой раскреповкой темп. Ризалиты подъездов увенчаны совершенно невероятными щипцовыми завершениями, похожими на крыши сказочных теремков. А балконные вертикали наверху акцентированы сложной формы аттиками, чем-то напоминающими короны. Свою лепту в пластику фасада вносят профилированный карниз вдоль всего дома и сильный вынос металлической кровли щипцов над подъездами.
Доходный дом Ф.Н. Плевако. Скульптурная консоль под балконом, объединенная с наличником окна, (слева) и вход в подъезд (справа).
 
Дом построен из кирпича, и архитектор сохранил для основной массы стен естественную фактуру кирпичной кладки. Часть же поверхностей покрыта грубой штукатуркой с фактурной отделкой «под шубу», имитирующей необработанную поверхность пористого камня. Для усиления сходства с природным материалом стены дома выкрашены в серо-бежевый цвет.
Доходный дом Ф.Н. Плевако. Элементы скульптурного декора.
 
Заслуживает внимания скульптурный декор здания. В первую очередь, это огромные консоли, поддерживающие балконы. Они выполнены в очень своеобразной манере и не имеют аналогов в Москве. Каждая консоль будто бы заслоняет собой часть арочного окна, расположенного за ней, разбивает его на два стрельчатых окошка поменьше. При этом массивный оконный наличник объединен с консолью в единую скульптурную композицию. Следующий лепной элемент декора не столь внушителен по размерам, но не менее интересен. Это тонкий рельефный фриз, протянувшийся вдоль всего фасада на уровне верхнего этажа. На нем изображены обнимающиеся человеческие фигурки со сплетенными и вытянутыми вперед в эмоциональном порыве руками и ветви растений.
Доходный дом Ф.Н. Плевако. Майоликовое панно с изображением лебедей и павлина.
Доходный дом Ф.Н. Плевако. Майоликовое панно с изображением женской фигурки.
 
Но наибольший художественный интерес, безусловно, представляют живописные майоликовые панно, украшающие здание. Они были изготовлены в Абрамцевской гончарной мастерской и подарены Федору Никифоровичу Плевако лично Саввой Мамонтовым. Плевако по просьбе друзей мецената - художников В. Д. Поленова, В. И. Сурикова, В.М. Васнецова и других - защищал его в суде по делу о финансовых махинациях. Несмотря на то, что с формальной точки зрения финансовые операции Мамонтова были незаконны, адвокат сумел доказать, что его подзащитный, хотя и допустил растрату, корыстных мотивов при этом не имел. Суд оправдал Мамонтова, и тот в качестве жеста благодарности подарил Федору Никифоровичу майоликовые панно со своего керамического завода для оформления строящегося дома.
 
Самые большие панно украшают щипцы над подъездами. Они выполнены в голубой гамме оттенков и не имеют четкого рисунка. Панно поменьше заключены в нишах над балконами, они составлены из фиолетово-сиреневых рельефных изразцов. Одно изображает лебедей, подплывающих к стоящему на берегу пруда павлину, скрытому в зарослях фруктового сада. Другое - женскую фигуру в обрамлении цветов. Еще один вид керамических вставок можно заметить под верхними окнами подъездов. На них – красивые рельефные завитки и изгибы.
 
Среди лепных рельефов и керамических панно дома Плевако имеются работы М.А. Врубеля, который, как известно, работал в Абрамцевской мастерской. Его авторский почерк легко угадывается в барельефе с обнимающимися фигурками и в панно с лебедями и женским портретом.
 
41. Поварская улица, дом 44 - Особняк И.А. Миндовского.
 
Особняк И.А. Миндовского на Поварской улице.
Особняк И.А. Миндовского. Вид со Скарятинского переулка.
 
Поражающий своей роскошью особняк был построен в 1903-1904 годах знаменитым архитектором Львом Николаевичем Кекушевым по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества. Это домостроительное предприятие было основано Яковом Андреевичем Рекком и специализировалось на возведении в престижных районах Москвы дорогостоящих особняков-вилл с целью их последующей продажи богатым клиентам. Это же общество являлось застройщиком уже известных нам по первым нашим модерновым прогулкам особняков М.Ф. Якунчиковой и К.А. Гутхейля в Пречистенском переулке. Особняк, который мы видим перед собой, тоже построен в рамках реализации амбициозного проекта Я.А. Рекка.
 
Среди построек Л.Н. Кекушева этот дом занимает особое место. В облике здания отсутствуют какие-либо эклектические элементы, присущие в той или иной мере более ранним работам архитектора. Этот особняк – пример чистоты стиля. Во многом благодаря этому он снискал большую популярность у знатоков архитектуры и сделался в буквальном смысле хрестоматийным образцом московского модерна.
 
Особняк занимает угол квартала между Поварской улицей и Скарятинским переулком. Пространственная композиция дома составлена из нескольких взаимопересекающихся объемов. Такая свободная компоновка позволила добиться максимальной функциональности и комфорта помещений внутри здания, а внешнему облику постройки сообщить многоплановость, асиммерию, живописную свободу.
Особняк И.А. Миндовского. Скульптурное панно с фигурками путти.
Особняк И.А. Миндовского. Балкон.
 
Фасады особняка трактованы по-разному. Главным акцентом фасада, выходящего на Поварскую, является большое трехчастное окно с выходом на балкон. В силуэте дома этот ведущий элемент подчеркнут округлым аттиком, а в пространственной организации фасада – выступом ризалита. Три секции окна объединены арочным архивольтом, над которым размещена интересная скульптурная группа, накрытая сильно выступающим изгибом карниза. На ней изображены фигурки обнаженных путти. Один из них играет на дудочке, другой читает книгу, третий изучает карту и глобус, четвертый замер с циркулем над каким-то свитком, пятый работает с инструментами – молоточком и долотом. Эти занятые каждый своим делом мальчики – аллегории науки, ремесел и искусства.
Особняк И.А. Миндовского. Фотография начала XX века. На крыше видна утраченная впоследствии статуя богини Авроры.
 
Когда-то над козырьком аттика возвышалась статуя богини Авроры, рассыпающей лепестки цветов, у ее ног играли два маленьких мальчика, один из которых пускал мыльные пузыри. Символизм совсем как у Никола Пуссена в его картине «Танец под музыку времени». Аврора – богиня рассвета – олицетворяет благополучие и радость, рассыпаемые ею цветы – изобилие и красоту. Пузыри, пускаемые малышом, – знак быстротечности жизни. Сами мальчики – символы любви, ласки, добра и безмятежности. К сожалению, статуя была утрачена во время Великой Отечественной войны и впоследствии в процессе реставрации не восстановлена.
 
Обращает на себя внимание сочно декорированный балкон. Ограждение его украшено причудливо изгибающимися листьями и связками созревших коробочек мака. Поддерживается балкон четырьмя скульптурными кронштейнами, будто стекающими вниз, к обрамлениям окон.
Особняк И.А. Миндовского. "Фонарь" - помещение для зимнего сада.
Особняк И.А. Миндовского. Детали декора: фигурная консоль, поддерживающая один из эркеров, (слева) и окна фонаря с несколькими сохранившимися оригинальными травлеными стеклами (справа).
 
С южного угла особняка полукруглым объемом выделен т.н. «фонарь» - помещение, в котором когда-то располагался небольшой зимний сад. Его окна выходят на юг и имеют остекление от пола до потолка, для максимального использования дневного света. Стекла этих окон были уникальными: на них методом кислотного травления был нанесен орнамент в духе модерна. Предположительно, произведены они были фирмой «Торговый дом М. Франк и сын», занимавшейся, помимо прочего, художественными работами по стеклу в технике живописи и травления. К сожалению, большинство травленых стекол также было утрачено во время войны, до настоящего момента сохранилось лишь несколько фрагментов изначального остекления.
Особняк И.А. Миндовского. Эркер.
Особняк И.А. Миндовского. Маскарон над слуховым окном эркера.
 
Фасад со стороны Скарятинского переулка прорезан ровным ритмом окон. Динамизм его пластике придают два боковые эркера и выразительные изгибы козырька-карниза над ними. Один из эркеров венчает скругленный аттик с прорезанным в нем овальным слуховым окном. Оно обильно декорировано лепными листьями каштана и энергично изгибающимися под прямыми углами завитками и украшено в замке выразительным женским маскароном с необычным головным убором, в сочетании с раскидистым растительным плюмажем похожим на корону. Второй эркер, хотя и напоминает очертаниями своего соседа по фасаду, имеет все же немного другую форму. Отличается и его завершение – это плоский аттик, фланкированный двумя пилонами. На этом эркере тоже можно увидеть женский маскарон, правда, он поменьше размером и глаза его полуприкрыты. Расположен он в замковом камне среднего окна. Оба эркера поддерживаются «текучими» фигурными консолями в духе тех, на которых держится балкон.
Особняк И.А. Миндовского. Детали скульптурного декора фасада по Скарятинскогому переулку (слева) и дворового фасада (справа).
 
Стена фасада по переулку имеет очень сложный рельеф. На ней какое-то хитрое наложение нескольких плоскостей друг на друга, усложняющееся от нижнего этажа к верхнему. Кажется, что на уровне второго этажа окна вместе с обрамлениями утоплены в стену, под плоскости подоконья и простенков. Это наложение плоскостей не только создает уникальную пластику, но и одновременно формирует своеобразный декор. Наличники украшены лепными элементами, представляющими собой нечто среднее между картушами и замковыми камнями, сильно вытянутыми, будто стекающими сверху вниз. Капители пилястр, образованных выступами простенков, декорированы ортогональными завитками и растительностью. В подоконье каждого окна помещен рельефный медальон. Окна первого этажа оформлены скромнее – рельефными гирляндами.
Особняк И.А. Миндовского. Въездные ворота и вход в особняк.
 
Задний фасад дома выходит на небольшой внутренний дворик с конюшнями, переоборудованными теперь в гараж. У особняка есть одна интересная особенность – главный вход в него находится именно здесь, со стороны хозяйственного двора. Такое расположение входа предполагало исключительную приватность для будущих владельцев. Впрочем, архитектор явно предусмотрел возможность оборудования еще одного входа – со стороны переулка, - там он расположил широкое арочное окно, которое при желании легко могло быть перестроено в дверной проем.
 
На заднем фасаде представлен еще один вариант прорисовки силуэта здания и пластики стен. Здесь главной доминантой является выступающий ризалит с большим арочным окном, за которым скрыты пролеты лестницы, ведущей на второй этаж. Ризалит завершается наверху скругленным аттиком, в общих чертах повторяющим изгибы карнизов лицевых фасадов особняка. Но ведущую роль в создании динамики играет не он, а расположенный под ним большой фигурный козырек, опирающийся на капители пилястр. Под его сводом помещен стилизованный рыцарский герб со шлемом с опущенным забралом. В замковом камне арочного витражного окна – женский маскарон с закрытыми глазами.
 
В изображениях женских масок тоже не обошлось без образности и таинственных знаков. Одна из них с открытыми глазами, олицетворяет день, сияние солнца. Другая - с полуприкрытыми, символизирует сумерки, закат. А третья – с закрытыми, знаменует собой ночь, сон. А покой ее охраняет доблестный рыцарь.
Особняк И.А. Миндовского. Въездные ворота и гараж (бывшие конюшни).
 
В ансамбле с особняком архитектором задуманы дворовые конюшни. Абсолютно утилитарная, казалось бы, хозяйственная постройка выполнена им с таким вкусом, что ничуть не уступает по своим художественным свойствам дому. Крыша конюшен образована цилиндрическим сводом с распалубками. В арочных торцах перекрытий сделаны выразительные полукруглые окна с фигурными переплетами. Каждый из цилиндрических объемов кровли подчеркнут невысоким скругленным аттиком и изящным изгибом козырька. Один из въездов в конюшню украшен скульптурным изображением головы лошади.
 
Особняк И.А. Миндовского. Ограда.
 
Заслуживает отдельного внимания и ограда двора. Изгибы ее металлических кованых решеток изящны и изобретательны. Сомкнутые створки ворот образуют рисунок, похожий на крылья бабочки. Этот воздушный и яркий образ часто использовался мастерами модерна как выражение легкости и радости бытия, надежды и возрождения. Пилоны ворот увенчаны оригинальными светильниками – жуками светлячками, они, как маленькие маяки, во тьме указывают путнику дорогу к дому.
Особняк И.А. Миндовского. Аттик, пилон которого ранее украшал "фирменный знак" Л.Н. Кекушева - маска льва (ее очертания можно увидеть на черно-белой фотографии выше).
 
Хорошо знакомые с творчеством Л.Н. Кекушева непременно попытаются найти где-то среди декора его построек изображение льва. Архитектор почти всегда оставлял его как свой автограф. И в убранстве особняка ранее, действительно, присутствовал лев. Его маска красовалась на одной из граней пилона аттика, обращенной к Поварской улице. «Подпись» автора утрачена со временем, и в процессе реставрации на ее месте поместили гирлянду, аналогичную тем, что украшают остальные грани пилонов. Но зато львы сохранились в интерьере здания. Их бронзовые маски можно увидеть на перилах парадной лестницы.
Согласно идее основателя торгово-строительного общества Я.А. Рекка, возводимые его компанией особняки должны были привлекать внимание не только своим внешним обликом, но и роскошью внутреннего убранства. С учетом того, что дом на Поварской возводился в условиях неопределенности вкусов будущего владельца, ансамбль его интерьеров был намеренно решен в различных стилях, чтобы удовлетворить все возможные предпочтения потенциального покупателя. Которого, к слову говоря, искали достаточно долго. И все это время особняк был оформлен на главу общества Я.А. Рекка, поэтому во многих источниках он упоминается именно как дом Рекка.
Цветные витражи здаеия изнутри

Ведущую роль в отделке лестницы играет огромное цветное окно-витраж с растительной орнаментикой. Его цветовая гамма такова, что в любую погоду кажется, что за окном светит солнце и синеет небосвод. Витраж отреставрирован. Подлинными частями являются средняя и верхняя, некогда утраченная нижняя часть была выполнена уже в бытность здесь посольства.Лишь в 1909 году особняк приобрел богатый текстильный фабрикант Иван Алексеевич Миндовский, один из совладельцев товариществ Волжской и Долматовской мануфактуры. После его смерти в 1912 году дом унаследовали четверо его детей – Ираида, Ольга, Иван и Николай. Клан Миндовских был очень богат, им принадлежало сразу несколько особняков в Москве. Не исключено, что дом на Поварской использовался для проживания кем-то конкретно из наследников или их детей. Но юридически свои права на владение им дружные Миндовские до революции не разграничили. После же 1917 года все их имущество было национализировано. Дом на Поварской был передан под общественные нужды. По одним сведениям, в нем был оборудован тифозный госпиталь, по другим – рабочий клуб. В 1924 году в бывшем особняке Миндовского разместилась Шведская миссия, позже - Посольство Швеции в СССР. С 1973 года по сегодняшний день дом занимает Посольство Новой Зеландии.На задний дворовый фасад выходит витражное окно большой лестницы. Сверху - стилизованный рыцарский герб с пышным плюмажем над Лорелеей с опущенными глазами.В 1990-х годах по инициативе новозеландских дипломатов была проведена масштабная реставрация здания. Выполнена она была по проекту, разработанному опытным архитектором-реставратором Б.Г. Могиновым. За успешно проведенную работу посольство Новой Зеландии удостоилось почетной премии Правительства Москвы «За уважение к культуре России».Внутреннее убранство

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.5

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.6

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.7

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.8

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.9

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.10

http://peshegrad.ru/articles/moskovskij-modern-2

http://arbat.info/weblog/item-558/?tab=photo

https://architip.livejournal.com/5645.html

https://www.otzyv.ru/read.php?id=173952

http://www.mosgid.ru/architecture/guides/hlebniy-pereulok.ht...

Картина дня

наверх