На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 176 подписчиков

Свежие комментарии

Преступники за мольбертом. Правда или вымысел?

Если верить теории, согласно которой преступление – это тоже своего рода способ самовыражения, то художники, особенно талантливые и успешные, совершенно не нуждаются в том, чтобы преступать закон. Но бывает, что обстоятельства и особенности творческой натуры увлекают творца на совершенно не свойственный ему путь не созидания, но насилия и нарушения закона. Впрочем, еще Пушкин размышлял на тему «гения и злодейства», предполагая для творца в качестве единственного понятного преступного мотива зависть к более талантливому или удачливому коллеге по цеху. В жизни все бывает гораздо более прозаично. Впрочем, очень часто истории о преступных наклонностях того или иного мастера – это всего лишь обывательские домыслы, никак не подкрепленные фактами.


Вот несколько таких историй:

Известный мастер итальянского Возрождения фра Филиппо Липпи (ок.1406 – 1469), был не только художником, но и священником. Помимо исполнения великолепных алтарных образов и фресок, он, вероятно, вел и некоторые финансовые дела монастыря Сан-Кирико близ Флоренции, куда его назначили на службу. Детали этой истории неизвестны, но в 1455 году выяснилось, что фра Филиппо был замешан в каких-то темных финансовых махинациях, и его осудили за подлог.

Фра Филиппо Липпи. Поклонение волхвов. Ок. 1445

Лишь благодаря своим высоким покровителям он отделался легким испугом, его просто сместили с должности и перевели в другой монастырь. Он стал капелланом в женском монастыре святой Маргариты в Прато. Поскольку фра Филиппо был известным ловеласом, то перевод в женский монастырь вряд ли оказался для него наказанием, возможно, он воспринял это как неожиданную награду, тем более что в конечном итоге из этого монастыря он похитил юную монахиню, ставшую впоследствии его женой.

Фра Филиппо Липпи. Автопортрет

Художник Андреа дель Кастаньо (1423 – 1457) согласно легенде убил своего друга Доменико Венециано. Когда исследования доказали, что Кастаньо умер за четыре года до смерти Доменико, и эта легенда не подтвердилась, возникла новая версия, утверждающая, что Кастаньо еще подростком убил своего отца и поджег отчий дом, чтобы скрыть это преступление. Впрочем, известно, что его отец был извергом, морил своих четверых детей голодом и бил их смертным боем. В наше время он сам непременно оказался бы за решеткой.

Андреа дель Кастаньо. Успение Богоматери. 1449-1450

Знаменитого венецианца Тициана Вечеллио (около 1476/77 или 1489/90 – 1576) современники обвиняли в убийстве другого венецианского художника, Антонио Порденоне (1484 – 1539). В свое время он был очень известен и в Венеции, и в других городах, где исполнял различные заказы. Современники полагали, что Тициан возненавидел Порденоне, когда тот приобрел большую популярность в Венеции и стал получать там все лучшие заказы. В конце концов, Антонио очень устал из-за постоянного соперничества с Тицианом и уехал в Феррару, где намеревался отдохнуть и восстановить свои силы. Однако там он неожиданно умер, как это назвали бы сейчас, при невыясненных обстоятельствах.

Порденоне. Свв. Просдоций и Петр. 16 век

Порденоне обедал в траттории и обильно запивал трапезу вином. Вдруг он вскрикнул, захлебнулся, очевидно, потерял сознание, и упал, ударившись лицом о стол. Его отнесли в верхние комнаты, поскольку подобные заведения в те времена сочетали в себе функции ресторана и гостиницы. Порденоне пролежал два дня в коме и умер, не приходя в сознание. Свидетели утверждали, что незадолго до происшествия из дверей траттории выбежал некто, закутанный в черный плащ, а фигурой и походкой этот человек как две капли воды был похож на Тициана. Сразу же родилась версия, что это Тициан специально тайно приехал в Феррару и подсыпал отраву в вино своего соперника, чтобы устранить его раз и навсегда.

Тициан. Любовь небесная и Любовь земная. 1514

У художника, впрочем, оказалось стопроцентное алиби: он как раз в этот день работал над срочным заказом и никак не мог отлучиться из мастерской. Конечно, этому многие не поверили, считая, что его отмазали, потому что ему покровительствовал сам дож. Однако, исповедуясь в своих грехах на смертном ложе, Тициан так и не признался в убийстве Порденоне. Хотя, кто знает, в момент смерти ему было чуть ли не сто лет. Человек в таком возрасте может и забыть что-то не очень существенное.

Однозначно в убийстве, и, очень возможно, даже не в одном был замешан великий Караваджо (1573 – 1610). В отличие от многих своих коллег по цеху он владел шпагой и кинжалом ничуть не хуже, чем кистью, и, к тому же отличался несдержанным нравом и бешеным темпераментом. Известно, что Караваджо, происходивший из достаточно состоятельной семьи, начал получать художественное образование у себя на родине, в Милане, в мастерской местного художника Симоне Петерцано. А в возрасте около двадцати лет, примерно в 1592 или 1593 году, Караваджо неожиданно переехал в Рим. Официальные биографы художника придерживаются мысли, что Милан стал тесен для его творческих амбиций, но один из писателей 17 века, Джованни Беллори предполагал, что художник был вынужден бежать из родного города, поскольку то ли ранил, то ли убил в драке человека.

Оттавио Леоне. Портрет Караваджо. 1621

В Риме Караваджо постепенно нашел себе покровителей, многочисленные заказы помогли ему обрести финансовую стабильность, но при этом его имя постоянно оказывалось в полицейских списках нарушителей закона. В основном это были мелкие правонарушения, хулиганские выходки и неподчинение представителям власти: он мог швырнуть в лицо официанту поднос, носить оружие, меч и кинжал, без соответствующего разрешения, или перебить стекла в доме своего квартирного хозяина, когда возник конфликт из-за квартирной платы, которую художник некоторое время не вносил.

По-настоящему серьезная проблема возникла у Караваджо, когда он в случайной драке, возникшей в споре из-за игры в мяч, действительно убил человека. Здесь его покровители уже были бессильны ему помочь, и в 1606 году он снова бежал, на сей раз из Рима. Караваджо провел оставшиеся четыре года своей жизни, скрываясь от правосудия. Сначала он прятался под Римом, затем перебрался в Неаполь, далее бежал на Мальту. Там он работал по заказам рыцарей-госпитальеров, но опять не смог избежать конфликтов. Несколько раз он оказывался в тюрьме. Потом он снова вернулся в Неаполь, где стал жертвой нападения, вероятно подстроенного его недругами из Мальтийского ордена. Ему сильно изуродовали лицо. Позднее, он еще раз попал в тюрьму в городе Порто-Эрколе, куда перебрался из Неаполя, на сей раз по ошибке. Когда его выпустили, он заболел малярией и умер. Это случилось 18 июля 1610 года, художнику было 37 лет. 

Курбе. Барышни на берегу Сены. 1856

Пришлось сидеть в тюрьме и знаменитому французскому мастеру Гюставу Курбе (1819 – 1877). Он получил шесть месяцев заключения и штраф в 500 франков за участие в уничтожении Вандомской колонны. Курбе поддерживал радикальные идеи Парижской Коммуны, а в тюрьму попал после того, как в мае 1871 года Коммуна была утоплена в крови. Уже после того, как он отбыл наказание, маршал Мак-Магон, который пришел к власти во Франции в 1873 году приказал возобновить расследование.

Курбе. Автопортрет. 1842

Курбе, опасаясь нового ареста, бежал за границу, и остаток жизни провел в Швейцарии. В результате нового судебного разбирательства на него наложили штраф в 323000 фунтов, а все картины, остававшиеся во Франции конфисковали и продали с молотка. Впрочем, это было по большей части политическое дело, и Курбе, разумеется, не преступник, а жертва политических репрессий. Хотя Вандомскую колонну, разрушенную коммунарами как символ тиранической власти, все же жалко, как и любой исторический памятник, который попадается под горячую руку революционерам.

Анри Руссо. Я сам. Автопортрет 1890

Несколько раз пришлось побывать в тюрьме и знаменитому представителю наивного искусства, французскому художнику Анри Руссо (1844 – 1910), которого иногда еще называют Таможенник Руссо, поскольку некоторое время он действительно служил на таможне. Это были небольшие сроки заключения за несерьезные с точки зрения закона проступки. Первый раз его арестовали еще в ранней молодости, когда он служил клерком в юридической конторе, и хозяин уличил его в мелком воровстве из кассы. Чтобы получить снисхождение суда, Руссо даже записался добровольцем в армию, но перед тем, как отправиться в казармы, ему все равно пришлось месяц отсидеть в тюрьме. В 1904 году его арестовывали за неуплату долгов торговцу художественными принадлежностями, а в 1907 – привлекали к суду по обвинению в непредумышленном мошенничестве. Правда, в этот последний раз он отделался условным наказанием.

Анри Руссо. Карнавальный вечер. 1886

Целый месяц провел в тюрьме знаменитый представитель австрийского экспрессионизма Эгон Шиле (1890 – 1918). Обвинение по современным меркам было довольно серьезным: развращение малолетних и распространение порнографии. Под порнографией понимались его собственные картины и рисунки, 125 его работ были конфискованы, а одна картина даже публично сожжена. Дело происходило в небольшом провинциальном городке, где само присутствие Шиле с любовницей воспринималось как вызов обществу. А предпочтения художника, когда он приглашал в свою мастерскую девочек-подростков, которые позировали обнаженными (Шиле очень любил писать еще несформировавшееся женское тело), воспринимались местными жителями как ужасный криминал. К счастью, обвинение в совращении малолетних доказано не было, художника выпустили из тюрьмы, и он счел за благо полностью изменить образ жизни. Шиле уехал в Вену, расстался с любовницей, женился на девушке из приличной семьи и несколько изменил тематику своих картин. (...)

Эгон Шиле

 Конечно, художники иногда оказываются по ту сторону закона, но вряд ли кого-то из них можно назвать настоящими преступниками. Это, по большей части, люди, живущие своим творчеством и обуреваемые страстями, которые они не всегда в состоянии сдержать. В реальной жизни художники очень часто бывают наивны и беспечны, и если рядом не оказывается друзей или близких, готовых помочь, то они попадают во всякие неприятности. Пожалуй, есть только одна криминальная история, в которой художник действительно сознательно пошел на целую серию самых страшных преступлений.
Садиши Хирасава

Дело было в Японии в январе 1948 года. Некий человек вошел в отделение «Империал-банка Шиинимаки» и направился в кабинет управляющего. Незнакомец представился врачом из некоей официальной организации, и заявил, что по требованию американских оккупационных властей все сотрудники банка должны принять лекарственный препарат для профилактики дизентерии. После того, как пятнадцать служащих банка выпили непонятную микстуру, которую так называемый доктор принес с собой, двенадцать из них умерли сразу, а еще у троих начались судороги, и они корчились на полу в страшных муках. Впоследствии их все же удалось спасти. Псевдоврач забрал из кабинета управляющего около 400 долларов и спокойно покинул здание банка.
   Дело было поручено инспектору Охори из токийского отдела полиции, и он с изумлением обнаружил, что подобных случаев было несколько. За несколько месяцев до этого преступления тоже некий неизвестный врач отравил персонал банка «Ясуда», заставив людей принять цианистый калий. К счастью, раствор яда оказался недостаточно сильным, и все остались живы. Был еще один эпизод, когда в другом банке тот же самый человек пытался навязать управляющему лекарство от дизентерии, но тот проявил бдительность, и псевдоврач сбежал. Об этом инциденте даже не сообщали в полицию. В общем, следователь понял, что у него намечается серия сходных преступлений.
   Через визитную карточку, которую псевдоврач предъявлял своим жертвам, сыщикам удалось выйти на след подозреваемого. Для этого пришлось проверить более сотни людей, но в результате этой кропотливой работы остался всего один подходящий человек – художник Садиши Хирасава. Он подходил под описание предполагаемого преступника, некоторые из сотрудников банка его опознали, кроме того, он никогда не был богат, но неожиданно у него появились деньги.
   Сначала сыщики не могли поверить, что такой известный творческий человек, глава художественной ассоциации, мог пойти на подобные чудовищные преступления, тем более что Хирасава все отрицал. Но следователю удалось несколько раз уличить его во лжи, и, в конце концов, Хирасава сам признался в совершении массового убийства в банке.
   Позднее, на суде многие не верили, что такое возможно, да и сам обвиняемый все отрицал, заявив, что признание из него выбили под пытками. Его приговорили к смертной казни, но потом заменили ее пожизненным заключением. Хирасава провел в тюрьме 38 лет и умер в 1987 году в тюремной больнице от пневмонии. Ему было 95 лет. Если он действительно был убийцей, то это единственный подобный случай в мировой истории искусства. Но возможно, что это действительно была ошибка, и в таком случае тайна этих преступлений так и осталась неразгаданной, а невинный человек оказался такой же жертвой неизвестного преступника, как и погибшие люди.

   В Советском Союзе столкновение художников с законом чаще всего имело политический характер, это были не уголовные дела, а репрессии, как бы все это не представляли власти. Многие художники-нонконформисы преследовались за тунеядство, поскольку, не будучи членами Союза художников, не могли заниматься только свободным творчеством, а законы обходили, устраиваясь дворниками или истопниками. «Бульдозерная» и прочие альтернативные выставки порождали обвинения в хулиганстве и т.д. Но всем было ясно, что власть боролась не с нарушениями закона, а с нарушителями, в которых видела врагов режима.

   Но случались в советское время и совершенно невероятные истории со счастливым концом. Такие, например, как история художника Степана Дудника (1913(1914?) – 1996). Он родился в 1913(или в 19140 году, рано остался сиротой и в тяжелые годы гражданской войны стал воровать. К 18 годам за плечами у Дудника было уже изрядное количество арестов, отсидок и побегов. Даже имя это было не настоящим, он стал Дудником, украв профсоюзный билет у какого-то парня с похожей внешностью.
    В 1931 году Дудник попал на строительство Беломорско-Балтийского канала, за свой ударный труд заслужил досрочное освобождение, а, главное, в лагере его представили Максиму Горькому и Александру Родченко, которые приехали посмотреть на строительство, чтобы впоследствии выпустить книгу «История Беломорско-Балтийского канала имени Сталина», прославляющую новый социалистический строй. Талант Дудника заметили, ему обещали всяческую поддержку, в том числе и финансовую. И в 1934 году бывший вор, а ныне студент Художественной академии присутствовал на знаменитом Съезде писателей и делал карандашные зарисовки делегатов для Литературного музея.
        Академию он закончил в 1943 году, причем его дипломной работой было масштабное полотно «Штаб революции в Смольном».
Впоследствии он очень часто писал картины на темы, связанные с историей СССР, портреты людей труда или героев страны, и его творческая жизнь сложилась вполне удачно.
Случались в истории и такие чудеса.
https://shakko.ru/1229811.html

https://nikonova-alina.livejournal.com/825.html

Картина дня

наверх