На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

5 самых красивых особняков императорского Петербурга, о которых вы еще не слышали

Санк-Петербург – настоящая сокровищница чудом уцелевших во время революций и блокады шедевров архитектуры. Блогер и руфер Никита Мурузин составил гид по пяти самым роскошным зданиям Петербурга, в которых на протяжении нескольких веков сохраняется старинная живопись на стенах, лепнина, скульптуры и камины. Давайте посмотрим его выбор. Ну и я расширю материал.

Усадьба Жерновка

Расположен по адресу Ириновский проспект, дом 9

Здание у притока реки Охты было построено в 1794-1796 годах. Автором проекта считается Джакомо Кваренги, и хотя у историков нет уверенности на этот счет, в музее Сфорцеско в Милане сохранился чертеж Кваренги, усадьба на котором очень похожа на Жерновку. За XIX век усадьба сменила множество именитых владельцев, но к концу столетия постройки устарели, и главный дом, который ни разу не реставрировался, пришел в запустение.

В  советское время усадьбу Безобразовых передали волостному исполкому. В ней был организован клуб для работников местных заводов, а затем здание передали в распоряжение музейного отдела Комиссариата просвещения. В 1923 г. был затеян капитальный ремонт. Одновременно была вырублена часть прилегающего парка для прокладки линии электрокабеля. Ремонт не принес результатов, и с 1929 г. усадьбу использовали, как склад НКВД, а в 1938 г. – убрали из перечня охраняемых объектов и передали Охтинскому лесопильному заводу в качестве общежития. В 1950 г. здание взяли под охрану, как архитектурный памятник и принялись за восстановление. Работники отреставрировали фасад, восстановили парадный зал и спальню, воссоздали художественную роспись на стенах. Вокруг расчистили пруд и высадили новые деревья. Планировалось приспособление здания под учреждение культуры, но этот план до сих пор не реализован. В усадьбе находится коммерческая компания ОАО «Кермет», а органы власти Санкт-Петербурга не планируют продолжать реставрацию.

Особняк Монферрана

Расположен на наб. р. Мойки, 86–88Огюст Монферран, автор Исаакиевского собора и Александровской колонны, в 1836 году приобрел дом на набережной Мойки и спустя несколько дней после покупки подал проект перестройки. Первоначальная отделка конца 1830-х годов сохранилась только на дворовой лестнице и примыкающей к ней Золотой гостиной.Скульптуры во дворе особняка Огюста Монферрана 1850—1870 гг.

Пространство небольшой лестницы украшено лепным декором и искусственным мрамором, фигурами Тритона и Нереиды, поддерживающими потолок. В результате недавних расчисток на стенах обнаружили многофигурную роспись. Золотая гостиная выполнена в духе французского барокко. Богатая отделка зала построена на сочетании искусственного мрамора различных оттенков, лепнины, скульптур и живописи. После смерти зодчего вдова продала дом, и он несколько раз менял хозяев.

Отделка Обеденного зала, расположенного в глубине здания, выполнена в неоренессансной манере по проекту архитектора И. А. Фомина в 1912 году для последнего владельца Я. В. Ратькова-Рожнова. В зале сохранились две изразцовые печи первой половины XIX века, оставшиеся от предыдущего интерьера. Стены по периметру украшены пилястрами с керамическими капителями, а на потолке — живописные плафоны «Олимп», «Эдемский сад», «Аполлон и музы» работы художника-декоратора Усеина Боданинского.

В 1920-е гг. дом по-видимому стоял бесхозным. Как писала  в то время «Ленинградская правда»: «В особняке, несмотря на разруху, до начала 1926 г. сохранилась крыша, которая вследствие недостаточного надзора и непринятия мер рухнула, при чем под развалинами погибло много художественных украшений особняка». Разборка дома вероятно произошла во второй половине 1920-х гг, тогда же на его месте был выстроен безликий двухэтажный дом, тесно «прилипший» к соседнему особняку.

В обоих домах разместилось Ленинградское геологоразведочное управление, а после ВОВ – проектный институт «Гипроруда».

В середине 1990-х гг.  дом № 86-88 заняла  городская прокуратура, после того как НПО «Буммаш» не смогло провести его ремонт и реставрацию. С 2018 года выделили деньги на реставрацию, но прежде чем начать «чистовые» работы, помещению необходим самый обычный ремонт — зал пошел трещинами и плесенью от неоднократных протечек, а пол хрустит под ногами. Крышу здания уже перестелили, и новые протечки, как уверяют чиновники, залу не грозят.

Одна из главных задач реставраторов — воссоздать интерьер Золотой гостиной. И КГИОП, и Следственный комитет соглашаются, что это помещение – жемчужина особняка. При Монферране зал был мемориальным, после окончания отделки архитектор пригласил в особняк дочь Николая I, в честь ее визита в гостиной был установлен бюст великой княжны, стену украсили мантия и пейзаж, подаренный Марией Николаевной строителю Исаакиевского собора. Зал, оформленный в стиле Людовика XVI, со времен Монферрана практически не изменился. Однако исчез малиновый штоф, которым были затянуты стены, позолоту сверху покрыли бронзой, перенесли в другой зал камин и заменили фонарь с зеркальными стенками под потолком. Реставраторам предстоит отскоблить масляную краску с мрамора и восстановить его, расчистить живопись на потолке и позолоту лепнины, заменить двери, которые при архитекторе также были расписными. «Восстанавливать будем с учетом изменений, которые в интерьер внес последний владелец, статский советник Яков Владимирович Ратьков-Рожнов. При нем появились другой камин и новая люстра, но этим элементам уже тоже больше ста лет, и они являются предметом охраны», – рассказывает главный архитектор проекта Лариса Одинцова. Не меньше работ предстоит и на Бронзовой лестнице, которая ведет в Золотой зал. Под слоем краски на стенах там нашли роспись и надеются найти золочение, когда все будет расчищено. Само название лестница получила благодаря перилам, которые были выполнены из бронзы, но какие-либо сведения о них остались лишь в недостаточно подробных воспоминаниях очевидцев.

Глава городского СК Александр Клаус допустил, что после окончания работ в рамках проекта «Открытый город» в здание будут пускать посетителей. «Это подлежит обсуждению. Тут сказали в качестве шутки, что в Следственный комитет по своей воле не ходят. Да, у нас достаточно закрытая организация, но какие-то посещения по графику, безусловно, возможны», – обнадежил петербуржцев Клаус. 

Он также отметил, что в ведомстве намерены задействовать отреставрированные залы, но пообещал, что это будет происходить не повседневно, а только в случае особенно важных гостей, как в свое время делал Монферран, пригласив в дом великую княжну. В качестве примера он привел совместную коллегию Следственных комитетов России, Армении и Белоруссии.  

Особняк Демидовых

Расположен по адресу Большая Морская улица, 43Участок с каменным домом на Большой Морской улице был выкуплен владельцем уральских заводов Павлом Демидовым в преддверии его свадьбы с первой красавицей Петербурга — фрейлиной Авророй Шернваль. Особняк перестраивали по проекту Огюста Монферрана, благодаря которому здесь появилась скульптурная группа кариатид и атлантов. П.Н. Демидов скончался в 1840 году. Дом на Большой Морской улице перешел во владение его жене. Позже она вышла замуж за А.Н. Карамзина, сына известного историка и писателя. В середине XIX века в особняке проводились небольшие перестройки по проекту архитектора Г.А. Боссе. Также в создании интерьеров участвовали архитектор Гарольд Боссе и художник-декоратор Антонио Виги.

В парадных помещениях — отделка в стилях рококо и классицизм. Здесь есть скульптурные горельефы, гризайльные росписи, декоративная живопись, бронзовые светильники и мраморные камины. 

В отделке одного из залов впервые был использован малахит: здесь он был на камине и стенах, но эта деталь не сохранилась. В начале XX века в здании вновь разместилось итальянское посольство, при этом герб Демидовых на картуше сменили на итальянский герб. В 1910 г. особняк был выкуплен послом короля Италии и перешел в собственность этого государства. Здесь снова разместилось итальянское посольство.  В начале Первой мировой войны здание пустовало. После Октябрьской революции, в 20-е годы, когда посольство закрыли, итальянцы вывезли из особняка все малахитовое убранство и сейчас находится в запасниках одного из итальянских музеев.Но в 1924 г., когда установились дипломатические отношения между правительством Муссолини и СССР, здание вернули посольству Италии.  До 1957 года в нем  находилось посольство, а затем генеральное консульство.
В 1957-1995 гг. размещался институт «Гипростанок». Сегодня особняк доступен для посещения.

Дом Пашкова

Находится на Литейном проспекте, 39

Дом ротмистра И. В. Пашкова сочетает в себе классические и ренессансные мотивы. В оформлении его фасада впервые в Петербурге была использована открытая кирпичная кладка. Строительством и внутренней отделкой особняка занимался именитый архитектор Гарольд Боссе: присутственные места он оформил в древнегреческом стиле, а фойе, лестницу, проходные галереи и парадные гостиные – в стиле рококо. Представительное здание с «греческим портиком», решённое в переходном стиле, соединяющем элементы классицизма и неоренессанса, исследователи называют «визитной карточкой зодчего». Греческую тему здесь яснее всего представляют фигуры кариатид, установленные на пилонах перед входом и поддерживающие балкон второго этажа.

В просторном вестибюле у широкой белокаменной лестницы в начале XX в. были установлены статуи двух зубров в натуральную величину скульпторов Г. Р. Зелемана и Р. Р. Баха. Сцена у входа именно в этот дом легла в основу стихотворения Николая Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Владельцы и арендаторы особняка менялись. Он сдавался Благородному танцевальному собранию, а в 1857 году был приобретён казной для Департамента уделов.Ремонт фасада. 23.07.2021г. В 1922 особняк занимал Петроградский Губернский Земельный Отдел (Петрогубземотдел). И по сегодняшний день там расположены городские организации.

Особняк Кочубея

Находится на улице Чайковского, дом 30

Особняк князя Л. В. Кочубея построен по проекту Р. И. Кузьмина в 1840-х годах, оформлением интерьеров занимался зодчий Г. Э. Боссе, из-за чего появился контраст между монументальным, несколько суровым ренессансным фасадом и насыщенной барочной отделкой. Первоначальный вид сохранили фойе, парадная лестница, некоторые гостиные и жилые комнаты.

В 1880-х годах последний владелец здания Ю. С. Нечаев-Мальцов заказал зодчему Леонтию Бенуа обновление двух больших парадных залов второго этажа. Архитектор добавил сюда новые камины, паркет, зеркала в бронзовых переплетах и живопись. Для украшения потолков были специально заказаны два живописных плафона на аллегорическую тему у Генриха Семирадского – «Весна» и «Аврора» были написаны им в римской мастерской и доставлены в Петербург в 1890-м году. В этот же период были созданы и три десюдепорта на тему «Галантной эпохи» для Голубой гостиной, выполненные придворным художником Адольфом Шарлеманем. 

После революции в национализированном здании расположился Петроградский окружной фото-кинокомитет, были выстроены павильоны, в которых шла подготовка и съемки первых советских художественных фильмов. С 1933 г. в особняке размещался Смольнинский райисполком, в период 1936-1995 гг. - исполком Дзержинского районного Совета и районная прокуратура. Вот интересную нашла фотографию 1941 года.сентябрь 1941 первые пленные.

В начале 2000-х годов здание отреставрировали, была восстановлена историческая отделка интерьеров. В 2010 году был объявлен конкурс на проведение реставрации дворового фасада, начальная стоимость превысила 14 млн рублей.
В интерьерах особняка снимали часть сцен из сериала «Хуторянин»(2013) Виктора Мережко.
По состоянию на 2019 год здание занимает МВД России, особняк закрыт для посещения.

Картина дня

наверх