Итак, продолжим ознакомление с историей Успенского собора. В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 г., на котором царем был избран Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.Мономахов трон. Панель"Мономахов трон" (копия, Государственный Исторический Музей)Мономахов трон. ГИМ
Облицованные белокаменными квадрами тонкие полутораметровые стены собора дали трещины и начали расходиться в верхних своих ярусах.Коронация Александра 2
Кроме того в соборе были устроены слюдяные двери с медными решетками. По окончании работ большая часть лиц, принимавших в них участие получили от царя щедрые подарки сукнами, соболями, серебряными кубками и ковшами.Стихарь. Москва, фирма А. и В. Сапожниковы. 1883. Золотная парча, шелк, галун. Выполнен к коронации Александра III.Парадный спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра III и императрицы Марии Федоровны в мае 1883 года, худ. АлександровскийВ 1660-х годах поновлялась живопись наружных стен: над алтарями, над северными и западными дверьми. В 1673 году под руководством Симона Ушакова были написаны вновь находившиеся над южными дверьми образа Спаса Нерукотворного и Пречистой Богородицы со святыми. В 1653 году были предприняты обширные работы по капитальному ремонту иконостаса. Возобновлена живопись, сделаны серебряные оклады на иконы и серебряные подсвечники.Коронационное Платье Екатерины 1Парадный костюм императора Петра I (кафтан, камзол). Пруссия, Россия. 1724. Шелковый репс, холст, серебряные нити. Эрмитаж. Костюм создан для торжественной коронации его жены.
Ремонтными работами 1620-х годов не удалось полностью исправить положение. Из-за неравномерной осадки фундаментов на протяжении всего XVII века западная стена собора находилась в аварийном состоянии. В 1683 году, после очередного большого пожара (к этому времени уже окончательно погибло в пламени белокаменное убранство барабанов, карнизы барабанов почти полностью осыпались) собор еще раз капитально ремонтируется.Коронационное облачение митрополита московского Филарета (саккос, омофор, палица). 1856.Собор был свидетелем многих событий, особенно во время бурного начала XVII века. В 1605 г. восставшие москвичи, выступившие на стороне самозванца, разгромив дворы Годуновых, многих бояр, дворян и дьяков, ворвались в Успенский собор "со оружием и дреколием", как вспоминал впоследствии патриарх Иов, прервали богослужение и "извлекши его из алтаря, по церкви и по площади таская позориша многими позоры".Предметы парадной упряжи (оголовь, мундштук, украшение гривы). СПб, 1856. Для коронации Александра II. Из второго восьмерика - в карете находилась императрица с вел. кн. Владимиром Александровичем.Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года.
Лжедмитрий I, вступив в Москву, венчался в Успенском соборе на царство 21 июля 1605 г. патриархом Игнатием, сменившим Иова, отправленного в ссылку. В мае 1606 г. в Успенском соборе состоялось венчание самозванца с Мариной Мнишек. Маленькой ростом Марине сделали скамеечки, чтобы она могла прикладываться к образам.Фелонь, епитрахиль и набедренник. Москва, фирма А. и В. Сапожниковы. 1896. Золотная парча, шелк, галун. Являются частью большого комплекса парадных богослужебных облачений, выполненных для духовенства Успенского собора к коронации Николая II.Литургический прибор.
Поляки, приехавшие с ней в Москву и присутствовавшие на свадьбе, вели себя вызывающе. После избрания в 1606 г. на Красной площади Василия Шуйского его сторонниками царем он отправился в Успенский собор, где дал "крестоцеловальную запись" в том, что при нем не будет нарушений феодальной законности, совершавшихся при Грозном и Годунове.
Во время Отечественной войны 1812 г. Успенский собор был разграблен наполеоновскими войсками. Успенский собор как и вся Москва сильно пострадала во время войны 1812 года. Пожар, начавшийся в Москве 2 сентября в самый день вступления французов в Москву и продолжавшийся до 8 сентября истребил почти три четверти московских зданий. Кремль уцелел от пожара, хотя опасность загореться была настолько велика, что находящийся в нем со своей гвардией Наполеон должен был на время оставить его. Но что пощадил огонь, то не пощадил неприятель.Многие ценности были вывезены из Москвы. В распоряжении управляющего московской митрополией преосв. Августина находилось 300 подвод. Вместе с патриаршей ризницей были вывезены и основные святыни Успенского собора: иконы Владимирской Божией Матери, риза Господня, Корсунские кресты и ряд других предметов.
Владимирская и Иверская иконы были направлены во Владимир, а Патриаршая ризница - в Вологду. Однако в Успенском соборе оставалось еще много ценностей.
Кроме разграбления собора французы совершили и осквернение его. Так они устроили посреди собора горн, в котором переплавляли ризы с икон и пережигали священные парчевые облачения. Снявши дорогое паникадило они повесили на крюк, на котором оно висело, весы, и взвеишвали на них получавшиеся от плавки слитки золота и серебра. После их ухода на одном из столпов собора была найдена надпись, гласившая, что в Успенском соборе наполеоновскими солдатами было переплавлено всего 325 пудов серебра и 18 пудов золота.
Кроме того в соборе было устроены стойла для лошадей. Иконы в большинстве случаев оказались исцарапанными, некоторые - со вбитыми в них гвоздями, так что иконописцам впоследствии пришлось возобновлять 375 икон. Вся стенопись собора, которая была произведена в конце XVIII столетия, была испорчена копотью от костров, с помощью которых неприятель обогревал собор, еще не имевший печей, и летевший из горна изгарью от пережигавшихся парчевых облачений.
Вошедшие в Кремль русские войска (первым вошел полк князя Шаховского) нашли в соборе кучи навоза и гниющих овощей, заколоченные досками царские врата, расцарапанные и лишенные глаз лики образов. Тела митрополитов Ионы и Петра были выброшены из рак. В 1856 г. в соборе устроили отопление. В связи с этим западное крыльцо собора превратили в закрытый тамбур, а во время подготовки к коронации в 1896 г. Николая II сделали новые металлические переплеты и дубовые двери по рисунку известного архитектора К.М. Быковского.В Успенском соборе, Верещагин
Собор получил незначительные повреждения при артобстреле Кремля в ноябре 1917 г. и в следующем году был полностью восстановлен. В 1918 г. здесь состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. В том же году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба здесь прошла на Пасху 1918 г.
Восстанавливался после пожара 1547, опустошения и разграбления во время нашествия в 1812 наполеоновских войск, превративших собор в конюшню, артиллерийского обстрела в октябре 1917. В 1918, после переезда советского правительства из Петрограда в Москву, доступ в Кремль и собор был закрыт. Последняя служба в соборе состоялась на Пасху 1918. Духовная катастрофа русской жизни подвигла художника П.Д.Корина к работе над картиной «Русь Уходящая» (сохранилось множество замечательных этюдов). Фото 1919 года.
В 1922 из собора власти изъяли 65 пудов серебряных церковных ценностей. В 1920—30-х исторические предметы церковной ризницы и иконы передавались в Оружейную палату (Большой Сион — серебряный позолоченный ковчег для торжественных богослужений, 1486; оклад Евангелия митрополита Симона, украшенный эмалью, сканью, чеканкой, литьем, 1499) и Государственную Третьяковскую галерею (иконы — Владимирская Божией Матери; Устюжская Благовещения, XII в., Спас Нерукотворный, XII в.; Псковско-По
кровская Пресвятой Богородицы, свв. Борис и Глеб на конях, XIV в.; свт. Алексий, митрополит Московский, с житием, XV в.), продавались за границу.
Фото 1958 год
В 1922 г. Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам к середине 50-х годов ХХ в. практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей, и с 1954 г. Успенский собор открывают для поситетелей. Реставрационные работы продолжались, что потребовало временного закрытия собора, и окончательное завершение экспозиции и 20.VII.1955 доступ в Кремль был открыт. Собор стал музеем. !958 год.
С 1960 проводится его реставрация.13.Х.1989 Патриарх Пимен отслужил в соборе панихиду по Всероссийским Патриархам и молебен новопрославленным Патриархам Иову и Тихону, а также всем святым, в земле Российской просиявшим. 23.IX. 1990 Патриарх Алексий II совершил в соборе первую Литургию и возглавил Крестный ход ко вновь открытому храму Большого Вознесения (Большая Никитская ул.). После обращения Патриарха Алексия II к советским властям (31.VIП. 1990) собор в 1991 был возвращен РПЦ.
Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 г. Богослужения проводятся по большим церковным праздникам, вход — только по пригласительным билетам.Патриаршее служение в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Литургия и крестный ход вокруг Успенского собора
Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.
Престолы
Главный престол освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, приделы — в честь вмч. Димитрия Солунского, Похвалы Пресвятой Богородицы, свв. первоверховных апп. Петра и Павла.
Святыни храма
С 1395 в соборе находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери, по преданию написана св. евангелистом Лукой (ныне — в храме свт. Николая Чудотворца в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее). Перед ней происходило избрание русских митрополитов и Патриархов. В нач. XV в. с этой древней византийской иконы была сделана копия для собора.
Двусторонняя икона Божией Матери «Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и др.
Мощи святителей Петра, Ионы,
Филиппа
и Ермогена, посох святителя Петра.
http://rcmm.ru/arhitektura-i-proektirovanie/43134-tretiy-rim...
http://www.patriarchia.ru/db/text/136651.html
Свежие комментарии