На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    А вот если бы вы ссылки еще в конце делали на 1, 2, 3 и т.д. часть было бы здорово...Страницы нашей ис...
  • Светлана Митленко
    Тыкать будете своей жене. И я Светлана, а не Светлан. Я же не обращаюсь к вам, как к Александре. Или с русским напряж..."Амбрелла" - смер...
  • александр муравьев
    Я сейчас уже ничему не удивлюсь. А под эту марку можно освободить кого угодно. Где ты видел чтобы у нас закон работал..."Амбрелла" - смер...

Бани Петербурга

Ну самые старые бани Москвы я уже показывала, а теперь прогуляемся в Санкт-Петербург. Там тоже есть на что посмотреть!

П.Ю. Сюзор, тот, который создал знаменитый Дом книги или дом Зингера, был также крупнейшим в Петербурге строителем общественных бань. Нужно отметить, что в те годы бани представляли собой важную часть городского строительства Петербурга, а по оформлению и архитектурному убранству некоторые бани не уступали дворцам!
По проектам Павла Сюзора было построено двенадцать общественных бань. Среди них: народные бани М.С. Воронина на Фонарном пер., 1 (1870-1871), доходный дом и бани В.О. и О.В. Ковалевских на 9-й линии, 16 (1878-1879), бани купцов Целибеевых на ул. Бассейной (ныне ул. Некрасова), 14а (1879-1881), бани Е.Ф. Овчинникова на Большой Пушкарской, 22 (1876-1877), бани Петровых на наб. Екатерининского канала (ныне кан. Грибоедова), 78 (1880-1881), дом для бедных и бани М.Н. Кобызева на Воронежской ул., 38 (1881-1882), Белозерские бани П.И. Шорохова на Кронверкской ул., 10 (1882), бани на Большой Вольфовой ул. (ныне – ул. Чапаева), 7 (1879) и другие. Современники называли его «мастером санитарного зодчества».

Воронинские (Фонарные) бани

Это удивительное сооружение было создано по последнему слову медицины, инженерной науки и техники того времени, поскольку его владелец, академик М.С. Воронин, был выдающимся специалистом в области микологии и фитопатологии.Бани были необыкновенными: тут были и фонтаны, и три мраморных бассейна, отдельные номера из пяти комнат, и обилие скульптур, выполненных в античном стиле. Вода в бассейны поступала из артезианских скважин, а для топки котлов использовали специальный бездымный кардиффский уголь.

При строительстве бань учитывались определенные требования: толщина стен должна быть в 2,5 кирпича, высота потолков – не менее пяти аршин (3,6 м), рамы двойные, стекла непрозрачные. В благоустроенных банях пол был асфальтовый (нескользкий), стены "обиты на два аршина от полу корабельной обшивкой, выкрашенной белой краской". В банях была предусмотрена специальная вентиляция ("наружный воздух впускался согретым"). Каменки были изразцовые. ПолкИ в парилках были из липы, которая "при необыкновенной мягкости не имеет свойства обременять обоняние тяжелым запахом дерева". Шайки специально заказывались кустарям Новгородской губернии, а вся прочая посуда была медная. Чтобы стены бани не впитывали влагу под воздействием разницы температур наружного воздуха и банного, использовался особого качества кирпич.

Своды бани были выложены при помощи портландского цемента, который обладал замечательным свойством — от сырости становился только тверже. Свет газовой бронзовой люстры, отражающийся в струящейся воде водоемов, давал удивительный визуальный эффект.

Новое заведение, рассчитанное на вкусы самой взыскательной публики, имело и специальное женское отделение, обставленное мебелью в стиле Людовика ХVI. Роскошные изыски обошлись Воронину в 200 тыс. рублей.

В Воронинских банях продавались мочала двух видов: лубочные (из кульевой или свежей рогожи) и кокосовые, которые изготавливались на канатной фабрике Гота из манильской чесаной пеньки — «сия мочала употреблялась исключительно дамами». Между прочим, дамам и другим посетителям гребенки выдавались бесплатно.

В первый год после открытия Воронинских бань персоналу в них было 50 человек, причём все — тверяне (комплектация кадрами происходила по земляческому принципу — банщики шли на службу к земляку, а Воронин был уроженцем Тверской губернии).

Классы у Воронина были рассчитаны на человека любого достатка: за 3, 5, 8 и 15 копеек. Однако посещали Воронинские бани и представители высших классов (среди них — великие князья), для которых имелся специальный номер из пяти комфортабельно обставленных комнат.
Особенностью Воронинских бань были душевые. Современники вспоминают, что души исторгали струи воды, которые по желанию или предписанию врача могли быть направляемы на те части тела, которые требовали лечебного воздействия.

Воронинекие бани на случай поломки водопровода имели резервный запас воды объемом в десять тысяч ведер.

За постройку Воронинских бань граф П.Ю. Сюзор в 1872 году получил Золотую медаль на Политехнической выставке в Вене.

При бане Воронина был так называемый «полный буфет», в остальных же банях можно было получить только пиво, квас, сельтерскую воду и другие дешевые напитки.

Петербургские бани не раз становились местом действия литературных произведений. Так, у Салтыкова-Щедрина в «Дневнике провинциала» читаем: «Прежде всего я отправляюсь в Воронинсние бани, где парюсь до тех пор, пока не осознаю себя вполне трезвым». Или вот, например, у забытого ныне писателя Лейкина: «Дворянское отделение Воронинских бань. В альковах лежат завернутые в простыни бороды, усы. Некоторые, свив себе из полотенец чалмы, лежат врастяжку и кряхтят, по временам слышен возглас: «Принеси мне бутылку пива, да похолодней!» Гости приходят, другие уходят». В советские времена бани сильно обветшали...

Через несколько лет парадный фасад Фонарных бань был закрыт доходным домом по проекту П.Ю. Сюзора, оказавшись на заднем дворе бани утратили былой блеск.А в итоге были закрыты. В 2010 поступило решение о реконструкции здания. Октябрь 2010 года. В 2014 годах приступили к реставрации исторического комплекса.Состояние до реставрацииИ после...Август 2018 года. А это выход на Мойку

Мальцевские бани

Самыми знаменитыми в Петербурге считались Мальцевские (по имени владельца доходного дома), или Невские бани (ул. Пушкинская, 1), построенные П.Ю. Сюзором в 1876 году.

В том же году купец Яков Пименов открыл в этом доме общественные бани с меблированными комнатами. Стены бани были "обиты на два аршина от пола корабельной обшивкой, выкрашенной белой краской". Глубина банного бассейна - 5 аршин. Раздевалками служили небольшие кабинеты с диваном и зеркалом. Вход в такую баню стоил 40 копеек.
Было в бане отделение подешевле за 20 копеек с общей раздевалкой. Бассейн здесь имел глубину в пять аршин, мыльня была оборудована мраморными ваннами, а двадцатикопеечные отделения раздевальни состояли из большой комнаты, где в три ряда были расставлены двойные диваны с косыми спинками. Сорокакопеечные номера были ещё более комфортабельными, в раздевальнях имелись небольшие кабинеты, разделенные между собой бархатными драпировками и перегородками, в каждом кабинете имелись диван, столик, зеркало, ковер на полу, а под полом – «машина, приводящая воду в искусственное движение». Пятнадцать семейных номеров в Мальцевских банях отличались роскошной меблировкой и мраморными ваннами, недаром в путеводителе тех времен по Петербургу говорилось, что «бани Мальцева смело могут считаться лучшими в Европе».В них было два отделения – за 20 и за 40 копеек. В первом отделении раздевалка представляла собой огромное помещение с расставленными в три ряда диванами. В раздевалке для состоятельных горожан были сделаны отдельные кабинки, обитые бархатом. В самых роскошных помещениях, «семейных парных», стояли мраморные ванны. В советское время баня потеряла свое название и стала просто баней №21.

Пушкарские бани

Бани Николая Ефимовича Овчинникова на Б. Пушкарской, 26, получившие название Пушкарские, построены Павлом Сюзором в 1876-1877 годах. Они также были возведены по последнему слову науки того времени.

Известно, что Пушкарские бани любил посещать Ф.М. Шаляпин. Русская баня была его истинной страстью, утверждает биограф певца С.Е. Розенфельд. "Вот она, моя любимая Пушкарская баня!" - говорил Шаляпин, подходя к красному кирпичному зданию. Являлся он сюда нередко заполночь, однако здесь его ждали и на условный звонок открывали дверь. Окрестные жители знали о посещениях певцом этих бань и прозвали их Шаляпинскими.

В 2001 г. дом включён в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность". И, тем не менее, от Шаляпинской бани остался ОДИН ФАСАД!В 2006 году Пушкарские бани решили ликвидировать для строительства на их месте бизнес-центра. От снесенного здания-памятника остался только фасад. В 2006 он был признан объектом культурного наследия регионального значения.

В отсутствие Пушкарских бань, на весь Петроградский район, 20 тыс. жителей которого обходятся без ванн, остались лишь Чкаловские бани на 30 помывочных мест. И те уже пришли в аварийное состояние. Поэтому жителям Петроградки удалось добиться от городских властей того, чтобы они заставили инвестора хотя бы в части здания организовать банный комплекс.Вот доказательство, что даже фасад снесли!

Возвели административное здание, которое предусматривает встроенные общественные купальни на 100 помывочных мест. Помывочное заведение находится на первом этаже, со своим отдельным независимым входом, проход к нему будет организован через сохраняемый фасад на Большой Пушкарской. Вход в бизнес-центр сделают через стеклянную башню на углу. Однако те люди, которые знали настоящие старые бани разочарованы, бани превратитлись в электрические сауны и те сделаны весьма халтурно!

"Это не баня, а просто для галочки," — отмечали пенсионерки, едва сдерживая слезы разочарования.

Почему мы себя так не любим?

Центральные (Казачьи) бани

Владелец бань в Казачьем переулке Ефим Савельевич Егоров был весьма незаурядным человеком. Он родился в 1827 году, получил образование в частном училище, с 1866 года "в купечестве", а к 1895 году - уже купец I гильдии, действительный статский советник.
Сильный характер и огромная работоспособность помогли Егорову добиться положения в обществе и накопить весьма значительный капитал.
В 1875 году Е.С. Егоров получил разрешение от Петербургской городской управы на строительство "6-этажного каменного жилого дома, выходящего фасадом на Казачий пер., и каменных, с лицевой стороны двухэтажных, а внутри двора 5-этажных народных, общих, номерных и семейных бань". План застройки и проект всех зданий был составлен П.Ю. Сюзором.Макет бань из музея «Разночинный Петербург»

Эти бани строились долго - с 1875 по 1885, но и то не были достроены до конца. Егоров был старообрядцем, богатым промышленником. Говорили, что Егоров специально тянул с постройкой бани, так как якобы какая-то гадалка ему нагадала, что как только он построит бани, он умрет.Открытие бани состоялось осенью 1879 года, о чём сообщила столичная газета "Голос". Это было роскошное по тем временам здание, богато отделанное снаружи и особенно внутри. Определяющим принципом построения комплекса бани служил девиз: "роскошь-удобство-гигиена-чистота".
При создании Егоровских бань, известных еще и как "дом народного здравия", всё было продумано до мелочей. Здесь был зал с бассейном "для плавания и проходами для охлаждения". В банях была русская парная, римско-турецкая парная, лечебные серные, соляные, песочные ванны, электромассаж, гимнастический зал, бассейн с подогревом, ресторан, бильярд, гостиница, читальня, пивная, сушильня, гладильня. За 60 коп. можно было посетить находившиеся рядом "восточные бани с душем Шарко".В заведении также имелось гидротерапевтическое отделение с сернистыми, соляными, песочными и "другими видами лечебных бань". В банях было несколько классов – и дорогие и дешевые, но никогда посетители разных классов не встречались друг с другом. Для каждого класса были разные входы. Во всех объявлениях писали, что парадная лестница «с ковром и швейцаром». При бане были открыты ресторан и кегельбан.
Одним словом, это был замечательный культурно-оздоровительный комплекс, получивший широкую известность не только в России, но и за рубежом.
В народе Егоровские бани называли Казачьими, так как неподалеку, в доме № 90 по Фонтанке, находились казармы, где жили донские казаки.

После революции в главном здании был обычный жилой дом, а так называемые «народные бани» продолжали работать. В начале 1990-х баня практически прекратила своё существование, но потом там сделали ремонт. Из трех зданий, занимаемых банями, два были перестроены под жилые дома, и только одно осталось собственно банями. К концу 1993 г. заведение закрылось.

В 1994 г. началось возрождение бань. К концу года были приняты первые посетители. Фасад главного корпуса был переделан, надстроено два этажа, исчез эркер. Да и вообще после ремонтов это здание скорее напоминает сталинскую постройку, а не XIX век.С 1995 г. открыта парикмахерская, маникюрный и педикюрный кабинеты, работает солярий. В настоящее время это большой банный комплекс с бассейном, номерами люкс и банями общего класса. Комплекс работает круглосуточно.

Бани Петровых

Бани Петровых были торжественно открыты 18 декабря 1880 года. Название получили по фамилии владельца - Степана Петровича Петрова. Проект здания выполнил П.Ю. Сюзор.

Накануне открытия все помещения новых бань были освящены по православному обряду, и присутствовавшие при сем посетители «имели случай убедиться, что по удобству приспособлений, простоте и дешевизне платы новые бани составляют весьма полезное приращение к тем предприятиям, которые призваны удовлетворять насущным потребностям жителей». Имелись здесь также «восточные бани, не вполне оконченные, но по роскоши долженствующие не уступить в этом роде баням в Константинополе».
Бани были построены на месте извозничьего двора.
После 1917 г. помещения бани были заняты под конторы и общежитие.
1 апреля 1934 г. они вновь открылись после реконструкции.
Сейчас это - административно-офисное здание.

Бассейные бани

Фото 40-х и 90-х годов

В число лучших в городе входили также Бассейные бани, принадлежавшие купцам Целибеевым. Располагались по адресу: ул. Бассейная (Некрасова), 14А. Архитектор - П.Ю. Сюзор.

Купцы Целибеевы происходят из старинного города Малоярославца Калужской губернии. Род Целибеевых известен в Малоярославце как минимум с середины XVII столетия. Память о них город хранит до наших дней благодаря их щедрой благотворительной деятельности.

В начале XIX в. в Санкт-Петербурге оказались два брата Целибеевы: Федор Федорович и Гаврила Федорович. К середине XIX в. они уже занимали видное место среди столичного купечества.
К сожалению, нет сведений о том, кто из Целибеевых строил бани. Известно только, что бани на Бассейной, 14 принадлежали Анне Васильевне Целибеевой.
В конце 1917 г. бани были муниципализированы и, не меняя своего назначения, просуществовали до конца ХХ в. В конце ХХ в. они были закрыты, что способствовало процессу разрушения здания.Любопытны воспоминания, выложенные в сети автором под ником UncleNick:
«В этих банях было даже ванное отделение. Самым большим счастьем было идти в баню с отцом. В ванное отделение на 3-й этаж... У банщика за отдельную плату бралась ПРОБОЧКА от ванны. Ванна надраивалась и на 2 часа становилась морем или океаном. В ванном отделении стояло этих ванн в ряд штук 5-6, и были свои, отделенческие души, под которыми мыться как бы имели право счастливые обладатели ПРОБОЧКИ. Если пробочки не было (было занято), то, бывало, и по часу сидели, ждали, пока освободится. В основном, туда ходили такие же, как мой отец, фронтовики со своими послевоенными детьми... Своего рода клуб. А после бани обязательно заходили в пиво-воды. Нам, детям, - по кружке клюквенного морса, родители - по пивку и водочке, которую тут же и продавали с бутербродами. О войне не говорили - хотя практически все МУЖИКИ были фронтовиками... Больше о работе или о Кубе и Фиделе Кастро... А бани... Эти бани еще с середины 80-х стояли закрытыми. Недавно их отреставрировали, и сейчас, очевидно, в них бизнес-центр... По крайней мере, надписей Бани, проезжая, не видели...»

А блогер под ником bmv05 добавил любопытную информацию:
«В этих банях в мальчиках работал маршал СССР Василий Чуйков».

Работы по реконструкции и реставрации здания выполнялись ООО «Менеджмент компания БФА». Реконструкция и реставрация подразумевала что, будут восстановлены оконные рамы, двери, отреставрированы лепные барельефы лицевого фасада, некоторые декоративные элементы интерьера, установлены металлические ворота с коваными деталями на месте главного входа в бани. Здесь должен размещаться бизнес-центр класса А «Некрасова, 14» - многофункциональный комплекс со спортивно-оздоровительным центром.

Но многие петербуржцы недовольны тем, как проведена реконструкция здания. Вот что пишет один из блогеров:

«В 2006-2007 годах снесены все дворовые корпуса, корпус по Баскову пер., большая часть лицевого корпуса – оставлена только фасадная стенка по ул. Некрасова – как с Пушкарскими банями. Группа ЭРА обращалась в органы исполнительной власти С.-Петербурга и Минкультуры России с протестом простив незаконного сноса исторических зданий, как лицевых корпусов, так и дворовых. На обращение пришли, как это обычно бывает, отписки чиновников, из которых следовало, что дворовые флигели и лицевой корпус по Баскову пер. признаны малоценными и поэтому отданы под снос. Обычная практика – незаконное уничтожение исторической застройки и объектов культурного наследия полностью согласованы продажными чиновниками в интересах инвестора-бандита. В настоящее время здесь завершено строительство бизнес-центра с бассейном – строительство в формах, принципиально противопоставленных окружающей городской среде по объёмно-пространственному решению, оформлению фасадов, материалу и фактуре стен, множественным надстройкам (на одном форуме предположили, что цвет фасада выбирала шлюха инвестора)».Короче, бань нет, но родился очередной бизнес-центр.

Белозерские бани

Здание бани П.Ю. Сюзор построил на средства князей Белозерских, которые впоследствии передали эту баню городу. Поэтому бани стали именоваться Белозерскими.Белозерские бани, которые тоже проектировал П.Ю. Сюзор, работали даже в блокаду, в них можно было не только попариться, но и постричься и побриться. Более того, бани были построены так, что при артобстрелах в них целиком сохранились все стекла.
Недавно при ремонте одной из стен рабочие наткнулись на тайник. В небольшой нише находились закупоренная сургучом старинная бутылка темно-зеленого стекла и аккуратная кружка из оцинкованной жести. Возможно, это было угощение для «хозяина бани». Ведь, по представлениям наших предков, в банях обитал особый дух, которого называли Банником.

В начале 1990-х гг. бани были закрыты и превращены в овощной склад. Затем здесь был Оздоровительный центр.

В 2001 г. дом включён в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность".

А совсем недавно здесь открылся бизнес-центр «Сенатор». Пройдет совсем немного времени, и уже никто не вспомнит, что здесь когда-то были чудесные бани.

Картина дня

наверх