На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

  • Nina Titova
    Есть спектакль "Лондонский треугольник" Герцен-Огарев-Тучкова.Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    Согласна с Вами.Подводный мир 79....
  • Леонид Никулин
    вот это парень.. а человек-венец природы..царь....какие там венцы и твари -все дерьмо в мире и в природе от человекаПодводный мир 79....

Художники, братья Васнецовы

Раз уж я коснулась темы братьев живописцев, то хочу рассказать о еще одной паре братьев. Братья Васнецовы.Васнецов Виктор Михайлович — русский живописец, график, архитектор, иллюстратор. Он также был портретистом, монументалистом, автором жанровых картин и театральным художником. Наверное, знаменитого художника Виктора Васнецова в России знают все, и каждый человек знаком с полотнами этого гениального художника. Картины Виктора Васнецова представлены в лучших знаменитых музеях и галереях страны — и ежегодно полюбоваться ими приходят сотни тысяч человек.

На протяжении всей жизни Васнецов уделял живописи большую часть всего своего времени, упорно трудясь над каждым полотном, над которым ему доводилось работать.
Художник Виктор Васнецов буквально чувствовал холст, с которым работал. Он создавал изумительные исторические пейзажи и картины по фольклорным мотивам, добившись небывалых высот и став одним из самых известных российско-советских художников.
За свою жизнь Виктор Васнецов успел поработать в разных направлениях живописи. Однако, большинству людей он известен в качестве автора знаменитых полотен на сказочную и былинную тематику – богатыри, царевны и различные сказочные персонажи. Ещё в юности Виктор Михайлович начал брать уроки живописи. Его учителем был преподаватель рисования из гимназии. В ранних его работах преобладали бытовые сюжеты, но они быстро наскучили художнику. Отец Васнецова, видя талант сына и его тягу к творчеству, разрешил ему оставить обучение в духовной семинарии и поступить в Академию художеств.
Так что духовное образование Виктор так и не завершил: за год до выпуска он отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Но всю свою жизнь живописец был очень религиозным человеком.
Виктор Михайлович настолько не был уверен в себе в юности, что не сомневался в провале вступительных экзаменов в Академии художеств. Он не стал даже узнавать результаты. Виктору было отправлено письмо, но оно затерялось, и о том, что он всё-таки поступил, Васнецов узнал лишь почти через год.
Художник впервые представил работы на выставке, когда ему минул 21-й год. С 1874 года Виктор Васнецов постоянно участвовал в выставках передвижников.
С 1878 года Васнецов поселился в Москве, где им были написаны самые известные картины и выработана иллюстративно-фольклорная направленность творчества.
Современников поражали огромные полотна на исторические темы и темы русских сказок и былин – «После побоища», «Богатыри» и другие.
Но искусство Васнецова порождало острые дискуссии. Многие видели в нем начало нового, истинно национального направления в русской живописи. Но большинство считало его живопись безынтересной, а попытки возродить византийский и древнерусский стили бесплодными.
Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. «Никак я не мог одобрить и то, что в первом же номере, имевшем как-никак значение известного credo наших идеалов и стремлений, половина иллюстраций была посвящена тому художнику, к которому у меня выработалось определенное отрицательное отношение, а именно к Виктору Васнецову» – негодовал А.Н. Бенуа.
Но чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».
Как и многие русские художники того времени, он стремился выйти за границы канонов академического искусства. Творчество В.М. Васнецова оказало влияние на художников периода модерн и, особенно, на художников Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова.
В 1881 году Виктор Васнецов вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве.

В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и другие.Всю жизнь Виктор Васнецов был очень религиозным человеком, а с возрастом особенно. В этот период жизни он успел поработать над росписью множества храмов и соборов. В 1885-1896 годах Виктор Васнецов принимал участие в работе над росписями Владимирского собора в Киеве.
Обращение к религиозной теме им было продолжено в мозаиках для храма Вознесения в Петербурге, росписях и мозаиках храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и других. Однажды художник чуть не погиб, сорвавшись с высоты в тот момент, когда он расписывал купол собора. Его спасло чудо — надетая на нём в тот момент куртка зацепилась за крюк. Сам он расценил это чудесное спасение, как знак свыше.

Часто Васнецов занимался одновременно несколькими работами, причём совершенно разными. Так, картины “Богатыри” и “Иван Царевич на сером волке” Виктор Васнецов написал, параллельно работая над росписью Владимирского собора в Киеве.Иван Царевич, обнимающий царевну, впервые был изображён Васнецовым на эскизе его картины “Ковёр-самолёт”. Но позднее он перенёс эту пару на полотно “Иван Царевич на сером волке”.
Кроме масштабной живописи, художник занимался иллюстрациями к детским книгам. Он создавал иллюстрации к книгам Пушкина и Гоголя, издававшимся в конце XIX века.
Также Васнецов был ещё и архитектором, причём весьма талантливым. Правда, большая часть его проектов так никогда и не была реализована.
Одним из его увлечений было коллекционирование икон. Особенно его привлекали старые иконы, написанные известными иконописцами. Для него они были большим, чем просто картинами, и он придавал своей коллекции огромное значение. Впрочем, он и сам великолепно рисовал святых.
Современники удивлялись, насколько спокойный и праведный художник вел образ жизни. Одними из любимых времяпровождений для мастера были вечера в кругу семьи, чтение Библии. Знаменитый художник продолжал вести тихий и консервативный образ жизни, даже когда разбогател.
Живопись принесла ему не только славу, но и богатство. Васнецов занимался благотворительностью — финансировал литературные издания.
Будучи монархистом по убеждениям, Виктор Михайлович из своего кармана финансировал издание нескольких книг монархической направленности, а также занимался их оформлением.
Также Виктор Васнецов приложил руку к проекту пристройки главного входного зала к зданию Третьяковской галереи.
Своей любимой картиной Виктор Васнецов считал знаменитую “Алёнушку”. Правда, по задумке художника в центре сюжета оказалась юродивая крестьянская девушка, и к сказке про Алёнушку и её братца Иванушку это полотно не имеет никакого отношения.
В 1892 году знаменитый художник получил звание академика.
Так как он был сыном простого священника, некоторые двери перед ним были закрыты из-за его происхождения. Но за свои заслуги в области живописи в 1912 году, за 5 лет до революции, Виктор Васнецов получил пожизненное дворянство.
Любые революционные идеи художник отвергал, считая их вредными и опасными для общества. Но после революции и Гражданской войны в России он не стал, как многие другие, покидать страну, и остался жить в СССР.
Умер Виктор Васнецов в Москве в своей мастерской во время работы над портретом 23 июля 1926 года. Похоронен художник был на Лазаревском кладбище, но после уничтожения последнего его прах был перенесён на Введенское кладбище Москвы.Могила семьи Васнецовых
Произведения Виктора Васнецова бережно хранятся и по сей день, и почти все они являются достоянием России, хотя многие зарубежные коллекционеры хотели бы заполучить их для себя.
Аполлинарий Васнецов - мастер пейзажа.

Всего в семье Васнецовых было шестеро детей. Младший брат Виктора Васнецова, Аполлинарий, также стал художником, и весьма известным, в том числе известным своими живописными реконструкциями старой, допетровской Москвы.
Хотя о творчестве младшего брата прославленного художника Виктора Васнецова известно не многим, тем не менее Аполлинарий Михайлович Васнецов в истории искусства не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным талантом и оставил после себя достойное наследие.

Братья Васнецовы родились в семье священника в Вятской губернии. Получив благословение отца, старший решил посвятить себя искусству, а меньший решил пойти по родительским стопам - поступил в Вятское духовное училище. Однако он, как и старший брат, очень любил рисовать. В детстве частенько измалевывал мелом стены родного дома. Из детских воспоминаний Апполинария: «Когда у меня отняли мел, я прибег к куску мыла, находя, что и оно может отчасти передавать рисунок».Братья Васнецовы.

Когда братья остались круглыми сиротами, Аполлинарию было всего 13 лет. Заботу о нем пришлось взять на себя Виктору, который был старше на 8 лет и уже обучался в Петербургской Академии искусств. После смерти отца он забрал к себе брата, где тот прожил с ним три года. Васнецов-младший рассказывал: «По приезде в Петербург я сразу же попал с братом в мастерскую Репина, когда он писал знаменитую свою картину «Бурлаки», в мастерскую Антокольского, лепившего статую Петра Великого для Кронштадтского порта. Заряд был довольно сильный для того, чтобы ошеломить такого юнца, как я, приехавшего из глуши Вятской губернии».М. Нестеров. «Портрет Аполлинария Васнецова».
Аполлинарий, как губка, начал впитывать ту творческую среду которой жил его брат, он увлекся живописью и начал постигать ее азы через Виктора и его друзей - Михаила Нестерова, Илью Репина, Марка Антакольского, Василия Поленова. Это общение и совместная работа, со знаменитыми, а тогда еще только начинающими художниками, стала для Аполлинария великолепной школой изучения живописного искусства. Он попытался взять от каждого самое лучшее и ценное.Васнецов, Аполлинарий Михайлович. Автор Виктор Васнецов.

Однако, делая немалые успехи в творчестве, робкий юноша тогда так и не осмелился поступить в Академию художеств. Зато он "заболел" модной идеей по тем временам - хождения в народ и, в 1877 сдав экзамены на звание народного учителя, переехал в село Вятской губернии, где год отработал в местной школе.

Но быстро, разочаровавшись в народнических идеях Аполлинарий снова перебрался к брату, но на этот раз в Белокаменную: «Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, я был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем, его башнями, стенами и соборами». И с того времени Аполлинарий Васнецов уже полностью посвятил себя искусству. В нем весьма органично соединились Васнецов-художник и Васнецов-исследователь.
Сибирь. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Интерес к России-матушке, ее истории и природе, поэтизация героического прошлого — все это в полной мере находило отражение в картинах обоих Васнецовых. Общей тематикой мастеров стала историческая живопись.

Однако если вспомнить творчество Виктора Васнецова, где очень колоритно представлены различные жанры, от бытописательства к сказочным сюжетам, от станковой живописи к монументалистике, от злободневных тематик передвижников к новомодному стилю модерн; то его брат остался верен себе на протяжении всего творческого пути. Он писал в основном величественные северные русские пейзажи Урала, суровой Сибири и исторические жанровые полотна Старой Москвы.Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Ранние работы Аполлинария, поражали сумрачным колоритом, приглушенностью цветовой гаммы, но постепенно он открыл для себя силу красок как учил его Василий Поленов. Постепенно набираясь мастерства А.Васнецов, стал зрелым и оригинальным мастером. Его полотна задышали спокойствием и величием, присущим русской природе.«Родина». (1886г.) Третьяковская галерея. Автор: Апполинарий Васнецов.Озеро в горной Башкирии. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Апполинарий много путешествовал по России, Украине, Крыму. Побывал во Франции, Италии, Германии, что не мало сыграло в его развитии как живописца. И уже с 1883 года работы Аполлинария Васнецова начали занимать достойное место среди произведений художников-передвижников на выставках Товарищества.«Московский Кремль. Соборы». 1894. Третьяковская галерея. Автор: Аполлинарий Васнецов.
На рубеже 19-20 столетия из любви к русской истории, красоте быта и памятникам старой Москвы в творчестве художника возникает новый жанр - особый тип исторического пейзажа, в котором Апполинарий пытается возродить облик и саму жизнь допетровской Москвы. Его столичные улочки изображены так, что быстро убеждаешься: "перед тобой подлинные свидетели глобальных, всемирно значимых исторических событий".На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века. Автор: Аполлинарий Васнецов.

Пройдет каких-то семь лет и Васнецов станет академиком петербургской Академии художеств. А чуть позже будет принимать активное участие в организации Союза русских художников.А.М. Васнецов. Портрет работы Н.Д. Кузнецова. 1897
С 1901 по 1918 год будет руководить пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. После возглавит Комиссию по изучению старой Москвы и будет проводить археологические исследования при земляных работах в центральной части города.Старорусский город. Автор: Аполлинарий Васнецов.Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. Ярославский художественный музей. Автор: Аполлинарий Васнецов.Ахтырка. Автор: Аполлинарий Васнецов.Сумрачный день. Автор: Аполлинарий Васнецов.«Симонов монастырь. Облака и золотые купола» (1927). Автор: Аполлинарий Васнецов.Скит. Автор: Аполлинарий Васнецов.Днепр перед бурей. Автор: Аполлинарий Васнецов.«Озеро» (1902). Автор: Аполлинарий Васнецов.Усадьба. За варкой варенья. Автор: Аполлинарий Васнецов.Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке.(1916г.). Автор: Аполлинарий Васнецов.
В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия».

Аполлинарий Васнецов умер в Москве в 1933 году.Аполлинарий Михайлович Васнецов. Портрет работы С.В. Малютина. 1914 год.

Захоронен тоже на Введенском кладбище, как и брат.
С одной стороны - тень знаменитого старшего брата всегда притеняла заслуги и достижения Аполлинария Васнецова, а с другой - справедливости ради нужно отметить, что благодаря Виктору он стал тем, кем помнит его история.Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед здание Кировского областного музея им. братьев Васнецовых. Скульптор Ю. Г. Орехов.Расположенный в Кирове Вятский художественный музей имени Виктора и Аполлинария Васнецовых стал первым музеем такого типа на Севере и Северо-Востоке России. Он был основан в 1910 году.

Картина дня

наверх