На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.14

А еще на  Никитской улице есть вот такой дом.
48. Малая Никитская улица, дом 6 - Особняк С.П. Рябушинского (А.А. Рябушинской).
 
Особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской улице.

Особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской улице после реставрации

     Элегантный особняк в стилистике венского модерна был построен в 1900-1903 годах знаменитым архитектором Федором Осиповичем Шехтелем по заказу московского миллионера, представителя купеческого семейства старообрядцев Степана Павловича Рябушинского.
     Этот дом стал образцом изящной простоты, сдержанной изысканности, пришедшей на смену вычурности, подчеркнутой роскоши и обильности декора построек предшествующего времени. Он – результат стилистических поисков, творческой эволюции архитектора, переосмысления опыта западных коллег.
Особняк С.П. Рябушинского. Вид со стороны Спиридоновки.
 
     При проектировании сооружения Ф.О. Шехтель показал себя настоящим виртуозом организации пространства. Композиция здания построена на сочетании нескольких кубических объемов, расположенных вокруг единого для них композиционного ядра, стержня.
Здание перекрыто почти плоской, с небольшим уклоном скатов, крышей, в центре которой, над главным холлом дома, возвышается стеклянная призма светового фонаря.
     Расположение входов в особняк и их оформление говорят о равнозначности публичной и приватной сторон жизни его владельцев. Два масштабных крыльца подобны друг другу, но не идентичны. Каждое из них отличается своеобразием формы и каждое играет важную роль в имидже дома.
     Очень интересно произведено включение дома в общегородской ансамбль. Основной объем постройки расположен внутри двора, что подчеркивает его независимость от уличной трассы. Но сильный выступ центрального ризалита и еще больший вынос открытого тамбура крыльца, выходящего на красную линию улицы, визуально приближают дом к проезду и делают его составным элементом уличной застройки. Таким образом, в усадьбе Рябушинских внутреннее и внешнее сосуществуют подобно двум мирам, устроенным каждый по собственным законам, но гармонично сообщающимся друг с другом.
Особняк С.П. Рябушинского. Части мозаичного фриза.
 
Стены особняка облицованы светло-бежевым керамическим «кабанчиком», на фоне которого хорошо выделяются укрупненные оштукатуренные оконные обрамления и полоса цветного мозаичного фриза, опоясывающая большую часть периметра здания. Мягкие колеблющиеся стебли цветущих орхидей, изображенных на фризе, приятно разбавляют некоторую строгость гладких стен и четкий геометризм линий постройки. Рисунок очень живописный, натуралистичный и невероятно изящный. Эта мозаика была выполнена по собственным эскизам Ф. О. Шехтеля в мастерской известного мозаичиста В.А. Фролова.
Особняк С.П. Рябушинского. Окна-бойницы и мозаичный фриз.
Особняк С.П. Рябушинского. Фигурное окно справа от уличного входа.
 
Окна особняка разнообразны по своему внешнему виду. Здесь можно увидеть крупные и поменьше прямоугольные проемы, арочные, фигурные, окна-бойницы. Особенно интересны крупные окна, каждое из которых украшено уникальным рисунком переплетов. У одних это цветы, у других - плодовые деревья, у третьих – текучие и плавные абстрактные линии. Примечательно также окно справа от парадного входа. Оно имеет очень необычную форму и украшено еще более необычным штукатурно-кирпичным наличником.
Особняк С.П. Рябушинского. Боковое крыльцо.
Особняк С.П. Рябушинского. Балкон, выходящий в сад.
 
Мягкие, почти скульптурные формы крылец и балкона, выходящего в сад, оттеняют лаконичность основных объемов дома и вносят в облик особняка значительное художественное разнообразие. Открытый тамбур парадного крыльца у своего основания как бы оплывает книзу, плавно переходя в основание ограды участка и тем самым еще раз подчеркивая неразрывное единство и взаимосвязь всех компонентов, составляющих облик усадьбы.
Особняк С.П. Рябушинского. Балкон над уличным входом.
Особняк С.П. Рябушинского. Кованая ограда.
Особняк С.П. Рябушинского. Кованое ограждение бокового крыльца.
 
     Отдельной декоративной темой в оформлении усадьбы являются металлические украшения. Кованая ограда участка на низком каменном цоколе выполнена в форме повторяющихся спиралевидных завитков, напоминающих барашки морских волн. Она очень деликатно отделяет территорию двора от улицы, скорее, просто обозначает ее границы, позволяя беспрепятственно наслаждаться видами находящегося за ней особняка. Еще более затейливый рисунок имеют решетка балкона, расположенного над парадным входом, и ограждение бокового крыльца. Вся ковка, несмотря на свою прихотливость, воздушна и прозрачна. Ее можно сравнить с легкой паутиной – она незаметна, если не акцентировать на ней внимание, и невероятно красива при ближайшем рассмотрении.
     Большая часть интерьеров здания сохранилась до наших времен. По счастью, увидеть их собственными глазами может любой желающий. Дом С.П. Рябушинского – один из немногих дореволюционных особняков, открытых для посещения практически в любой день. Внутреннее убранство здания поистине потрясает воображение, это настоящая вселенная образов, символов, значений. При работе над проектом особняка С.П. Рябушинского Ф.О. Шехтель пытался сделать ансамбль городской усадьбы гармоничным не просто в художественном смысле, а и в идеологическом. Рябушинские были глубоко верующими людьми, при этом образованными, развитыми, увлекающимися историей, наукой, искусством. Степан Павлович, к примеру, коллекционировал иконы, изучал произведения древнерусской живописи и даже собственноручно занимался их реставрацией. Руководствуясь вкусами и увлечениями заказчика, Шехтель, бывший приверженцем архитектурного символизма, создал целый мир, замкнутую систему взаимосвязей отдельных составных частей, элементов, предметов. Систему растущую, развивающуюся и достигающую кульминации при приближении к цели. Сегодня искусствоведы развивают целые философско-религиозные теории, основанные на связи планировки, организации пространства особняка, его оформлении и наполнении. Чтобы оценить всю многогранность, сложность и красоту творения талантливого архитектора, нужно самому погрузиться в созданный им мир, прочувствовать его и попытаться понять. Что мы вам и предлагаем сделать самостоятельно, посетив организованный в здании музей. Ведь даже самый подробный рассказ об интерьерах дома, который выйдет далеко за рамки данной статьи, не передаст всей полноты космогонической картины, нарисованной Шехтелем. о о внутреннем содержании на сегодняшний день я расскажу отдельно, поскольку там сейчас располагается музей Горького.
     Что касается послереволюционной истории здания, то она во многом могла бы повторить истории других купеческих особняков, муниципализированных и отданных под размещение каких-либо организаций. Первое время именно по такому сюжету и развивались события: Рябушинские в 1917 году эмигрировали в Милан, их дом перешел Народному комиссариату по иностранным делам, затем в 1919 году – Государственному издательству РСФСР, в 1924 – Психоаналитическому институту, разместившему здесь свой экспериментальный детский сад-лабораторию, где воспитывались дети известных партийных и государственных деятелей (среди них - Василий Сталин, Татьяна и Тимур Фрунзе), в 1926 – Всесоюзному обществу культурной связи с заграницей (ВОКС). Если бы эта череда смены организаций продолжилась, вероятнее всего, что дом ждало бы окончательное уничтожение и обезличивание интерьеров, а возможно, и экстерьера. Спасло особняк от гибели то, что в 1931 году он был предоставлен Сталиным в распоряжение вернувшемуся из Италии Максиму Горькому. В нем писатель жил и работал вплоть до своей кончины в 1936 году. После его смерти в доме продолжала жить его семья – невестка Н.А. Пешкова с дочерьми – внучками Горького – Марфой и Дарьей. В 1965 году в особняке был открыт мемориальный музей-квартира А.М. Горького, существующий здесь и поныне. Конечно же, дом не миновали печальные утраты. Перестройки производились здесь и при Горьком, в соответствии с его личными пожеланиями. Но все же многое было сохранено в первозданном виде. Учитывая прискорбный опыт других объектов культурного и исторического наследия, это можно считать удачей.
 
49. Малая Никитская улица, дом 15 - Доходный дом В.С. Баскакова.
Доходный дом В.С. Баскакова на Малой Никитской.
 
     Доходный дом 1912 года постройки. Возведен по проекту уже хорошо известного нам архитектора Ольгерда Густавовича Пиотровича для богатого домовладельца Василия Степановича Баскакова.
     В начале 1900-х годов братья Иван и Василий Баскаковы владели множеством зданий в Москве. В основном они занимались приобретением участков земли и старых домов и постройкой на их месте доходных многоквартирных зданий с целью их последующей сдачи в аренду. Для О.Г. Пиотровича Баскаковы являлись постоянными заказчиками.
     Здание, которое мы видим перед собой сегодня, фактически представляет собой новодел: оно заново воссоздано в 2006-2011 годах. В начале 2000-х дом был признан аварийным и подлежащим глобальной реконструкции с сохранением фасадной и брандмауэрных стен. Однако во время строительных работ, при сооружении котлована под новый фундамент, из-за ошибок подрядчика фасадная стена просела и серьезно деформировалась. В результате экспертизы было принято решение о сносе стены и полном восстановлении ее по экстренно созданному проекту, с точным копированием всех декоративных элементов, примененных О.Г. Пиотровичем. Надо отдать должное компании, взявшейся за восстановление: работу она провела очень сложную и кропотливую.
     Лицевой фасад дома имеет ровную плоскость, прорезанную равномерными рядами окон, и раскрепован лишь двумя трапециевидной формы эркерами. Стены дома покрыты бежевой клинкерной плиткой, имитирующей оригинальный «кабанчик».
     Нижний и верхний этажи зрительно отделены от остальных. Нижний оштукатурен, рустован, цоколь его облицован темным гранитом. Верхний этаж, хотя и декорирован аналогично четырем расположенным ниже, но отделен от них выступающим карнизом и имеет гладкую штукатурку стен.
Доходный дом В.С. Баскакова. Детали лепного декора: рельефные композиции межоконных панно и тимпанов арочных наличников окон.
 
Главным выразительным средством композиции, как и в большинстве работ Пиотровича, является лепнина. Стоит отметить, что на этом здании она особенно обильна и разнообразна. Здесь целое собрание различных лепных элементов, большинство из которых уже несут печать новой архитектурной эпохи, пришедшей на смену модерну, – неоклассики. Хотя постройку уже нельзя в полной мере отнести к собственно модерну, поскольку его формы и приемы во многом упрощены и задействуют элементы приходящих на смену стилей, она, тем не менее, генетически связана с ним и сохраняет некоторые присущие ему черты.
Доходный дом В.С. Баскакова. Детали лепного и скульптурного декора: рельефные композиции межоконных панно (слева) и оконный импост с женской гермой (справа).
 
Основную часть лепной массы фасада забирают на себя многочисленные пилястры, они в основном и придают эффект декоративной «нагруженности» здания. С художественной же точки зрения живость внешнему облику дома придают рельефные композиции межоконных панно и тимпанов арочных наличников. Они изображают лавровые венки, украшенные лентами и бантами, гирлянды цветов, картуши, медальоны с масками рычащих львов, большие раковины. Особенно интересно оформление двухчастных окон, соединенных посредством широких импостов с женскими гермами. Аналогичный декор двойных окон был использован Пиотровичем при строительстве другого доходного дома В.С. Баскакова, в Дегтярном переулке (дом №6), – там точно такие же импосты с грустными женскими головками.
Доходный дом В.С. Баскакова. Рисунок въездных ворот в паркинг.
 
     Все декоративные детали фасада выкрашены в темно-серый цвет. Возможно, это не лучшее колористическое решение, поскольку с учетом обилия лепнины, этот оттенок придает зданию некоторую мрачность. В оригинальном проекте лепнина была выкрашена в коричневый цвет, более гармонировала с оттенком облицовочной керамики и выглядела «легче». Но, пожалуй, это единственный просчет специалистов, восстанавливавших здание. В остальном облик дома воссоздан очень достоверно.
     Трагично сложилась судьба владельца доходного дома – Василия Степановича Баскакова. После революции 1917 года он лишился всех своих домовладений, они были муниципализированы новой властью. Состоятельный в прошлом человек, он вынужден был вместе с семьей ютиться в 12-метровой комнатушке одного из своих бывших домов, «уплотненном» и превращенном в коммунальный. В.С Баскаков умер в 1938 году и был похоронен на Немецком кладбище.
 
50. Большая Никитская улица, дом 56 – Особняк Я.А Рекка (С.Д. Красильщиковой).
Особняк Я.А. Рекка на Большой Никитской улице.
 
Особняк, пышно декорированный лепниной, был построен архитектором Густавом Августовичем Гельрихом в 1902-1903 годах для учредителя Московского торгово-строительного акционерного общества, одного из ведущих застройщиков того времени Якова Андреевича Рекка. И Я.А. Рекк, и его компания уже знакомы нам по особнякам И.А. Миндовского, М.Ф. Якунчиковой и К.А. Гутхейля, строительство которых именно их заслуга.Особняк Я.А. Рекка на Большой Никитской улице.
 
Первоначальный план дома, разработанный Г.А. Гельрихом, очень напоминал по своим формам особняк М.Ф. Якунчиковой, т.е. обращался к стилистике англо-шотландского модерна. Но в процессе дальнейшей работы проект претерпел значительные изменения. Композиция здания, задумывавшаяся как пересечение нескольких призматических объемов, в результате этих преобразований трансформировалась в более традиционный для Москвы вариант со статичным нарядным лицевым фасадом и главным входом со стороны улицы. А переосмысленные архитектором декоративные детали дома придали постройке сходство уже с другим проектом акционерного общества – особняком К.А. Гутхейля, обладающим чертами франко-бельгийского модерна.
Особняк Я.А. Рекка. Детали оформления: эркер и возвышающийся над ним купол (слева), декоративная решетка десюдепорта входа в особняк (справа вверху), сандрик и лепнина над окном (справа внизу).
 
В объемно-пространственной структуре главный акцент сделан на левой части постройки, выделенной округлой формы эркером и возвышающимся над ним небольшим чешуйчатым куполом. Купол четырехгранный, с шаровидным завершением, выполнен из металла неброского серого оттенка, приятно гармонирующего с бледно-зеленым цветом стен особняка. Выступы фасадной плоскости – эркер над входом и ризалитная часть справа – подчеркнуты в силуэте волнообразно изгибающегося карниза дома. Необычно оформление входа в особняк: под эркером организовано углубленное крыльцо, тамбур которого украшен десюдепортом в форме полуциркульного выреза с декоративной решеткой.
Особняк Я.А. Рекка. Оформление окон первого этажа.
Особняк Я.А. Рекка. Оформление окон второго этажа.
 
Разнообразны формы оконных проемов дома. Если в центральной части фасада это довольно лаконичные прямоугольные проемы со скругленными верхними углами, то плоскости эркера и ризалита прорезаны более выразительными с художественной точки зрения арочными (широкими и узкими), тройным и диоклетиановым окнами.
Особняк Я.А. Рекка. Маскарон над окном эркера.
Особняк Я.А. Рекка. Маскарон над тройным окном ризалита.
Особняк Я.А. Рекка. Лепной декор под карнизом : львица, букеты цветов и ленты.
 
Главное декоративное средство, использованное архитектором в оформлении экстерьера особняка, - лепнина, в которой превалируют рокайльные мотивы. Она невероятно тщательно и с большой фантазией проработана. Кокетливые завитки лент и изящные изгибы драпировок, букеты и гирлянды цветов и листьев растений, мордочки львиц, бородатые мужские маскароны – глядя на все это прихотливое изобилие, остается только изумляться воображению его создателя. Сюжетность и манера прорисовки лепных композиций навеяны орнаментальной живописью эпохи символизма. Рельефные изображения лишены какой-либо конкретики, но в формах цветов угадываются герберы и маки, розы и ирисы, а в улыбающихся лицах бородачей – полевые духи, покровители растений.
Особняк Я.А. Рекка. Ограда.
 
     Обращают на себя внимание и металлические элементы декора: решетки окон полуподвального этажа и десюдепорта, ограда участка. Рисунок их изящен и легок и задействует растительную тематику.
     Как мы уже знаем, Яков Андреевич Рекк занимался капиталовложениями в дорогостоящую недвижимость, все построенные его предприятием роскошные дома рано или поздно находили своих владельцев. Особняк на Большой Никитской Рекк практически сразу по окончании его строительства выгодно продал купчихе Серафиме Давидовне Красильщиковой (в девичестве Морозовой, правнучке Саввы Морозова, основателя морозовской купеческой династии). Поэтому дом фигурирует в некоторых источниках как особняк С.Д. Красильщиковой.
     После революции 1917 года Серафима Давидовна эмигрировала. Принадлежавший ей особняк был национализирован и предоставлен под размещение дипломатических представительств. До недавнего времени в нем располагалась резиденция посла Египта. Сегодня в здании размещается посольство Союза Мьянма (Бирма).
 
51. Садовая-Кудринская улица, дом 2/62, строения 1 и 2 - Доходный дом и личный особняк Н.С. Кана.
Доходный дом и личный особняк Н.С. Кана на Садовой-Кудринской улице.
 
     Два здания, расположенные на пересечении Садовой-Кудринской и Малой Никитской улиц, тесно примыкающие друг к другу и оформленные в единой стилистике, являются плодом творчества выдающегося архитектора, знаменитого мастера модерна Федора Осиповича Шехтеля.
     Хотя постройки эти не относятся искусствоведами к числу лучших работ зодчего, тем не менее, они заслуживают внимания и как свидетельство эволюции авторского стиля, и как пример сохранившего свой первоначальный облик ансамбля в стиле модерн.
     В начале XIX века на месте строения 1 стояли обычные деревянные постройки. Существующее ныне трехэтажное строение 2 было возведено в 1868-1870 годах. Известно, что в 1874-1875 годах в нем жил Петр Ильич Чайковский. В самом начале XX века владелец упомянутых зданий – купец первой гильдии, почетный гражданин Москвы Николай Семенович Кан - поручил перестроить их Ф.О. Шехтелю, что и было выполнено архитектором в 1901 году. Разработка проекта зданий и перестройка происходила при участии архитектора Александра Антоновича Галецкого, работавшего в то время помощником Шехтеля.
Доходный дом Н.С. Кана. Главный фасад, выходящий на Малую Никитскую улицу.
 
Новый, перестроенный трехэтажный дом, своим фасадом выходящий на Садовую-Кудринскую улицу, представлял собой личный особняк домовладельца и его семейства. Дом в два с половиной этажа (двухэтажный с полуподвальным этажом), протянувшийся вдоль Малой Никитской, – доходное владение, предназначавшееся для поквартирной сдачи внаем.
Доходный дом и личный особняк Н.С. Кана. Детали лепного декора: женский маскарон (сверху) и межоконное панно с картушем (снизу).
 
Этот ансамбль двух зданий - наглядный пример живописного модерна Шехтеля. Декор зданий различается, однако в оформлении использованы материалы, фактуры, цвета и архитектурные элементы, единые по своей стилистике. Это позволило архитектору создать гармоничный ансамбль построек, не лишенных индивидуальности и с четким разграничением функциональных ролей.
Декор личного особняка Н.С. Кана: арка въездных ворот во двор (слева) и оформление фасада, окон и крыши (справа).
 
В обработке фасадов использованы различные виды материалов: гладкая и рустованная штукатурка, фактурная штукатурка «под шубу», керамическая плитка «кабанчик». Сочетание этих разнородных по оттенку и фактуре покрытий придает значительное разнообразие плоскостным фасадам зданий. Основные декоративные элементы личного особняка – подоконные рельефные панно в форме картушей, украшенных гирляндами, фигурные вставки «кабанчика» в простенках между окнами и массивные скульптурные оконные наличники первого этажа, часто повторяющиеся замковые камни которых вызывают ассоциации с шестеренками какого-то механизма.
Декор доходного дома Н.С. Кана: козырек над входом (слева) и оформление фасада и окон (справа).
 
     Главный фасад доходного дома, выходящий на Малую Никитскую улицу, несимметричен. Вход в здание, подчеркнутый небольшим выступом ризалита и пилястрами и украшенный массивным козырьком, расположен не ровно по центру его, а немного смещен в сторону перекрестка. Правая часть фасада акцентирована двухэтажным эркером, в левой же части эркер отсутствует. В убранстве дома преобладают различные по форме наличники окон, среди которых можно увидеть и аналогичные особняку шестеренчатые обрамления. Но наиболее интересными с художественной точки зрения элементами декора являются девичьи головки с косичками. Они как бы связаны друг с другом извивающимися лентами, и эта вереница маскаронов образует собой выразительный рельефный орнамент под карнизом.
     И особняк, и доходный дом увенчаны металлической геометризованной решеткой. Из металлических деталей примечательны также кронштейны и цепи, поддерживающие козырек над входом в доходное здание, и ворота с красивым модерновым рисунком в арке особняка.

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.1

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.2

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.3

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.4.

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.5

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.6

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.7

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.8

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.9

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.10

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.11

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.12

Причудливый декор московских домов в стиле модерн, ч.13

 

http://peshegrad.ru/articles/moskovskij-modern-2

https://um.mos.ru/houses/kompleks_dokhodnykh_domov_d_elkinda...

https://um.mos.ru/houses/osobnyak_ryabushinskogo/

https://galik-123.livejournal.com/59813.html

http://progulkipomoskve.ru/publ/doma/malaja_nikitskaja_ulica...

https://um.mos.ru/houses/osobnyak_ya_a_rekka_s_d_krasilshchi...

Картина дня

наверх