На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

Звезды Голливуда. Дэвид Селзник

Еще одна история о человеке с русскими корнями, который оказал некоторое влияние на становление, вернее, поднятие престижа Голливуда о знаменитом продюсере Дэвиде О. Сэлзнике.«Российские евреи, иммигранты, пришедшие из штетлов и гетто в Голливуд, в это магическое место, которое не имело ничего общего с тем, что они видели в своей жизни раньше, решили создать свою идею американской мечты, и, таким образом, эта мечта — изобретение евреев»
(Джилл Робертсон).
«Евреи создали ценности и мифы, традиции и архетипы великой державы и великой нации. Это была их Новая Земля, и открытие ее останется, пожалуй, главным взносом еврейских иммигрантов в историю Соединенных Штатов» (Нил Гэмблер).

Для этого надо вспомнить немного историю семейства Селзник, давшего американскому кинематографу нескольких знаменитых продюсеров, начинается с Джозефа Селзника (Железняка), родившегося в местечковой России в 1851 г. У его первой жены Иды было 7 детей, среди них Лейзер, ставший в Америке Луисом (1870 –1933), и первый в семействе занявшийся кинобизнесом. После смерти Иды Джозеф женился в России второй раз, после чего перебрался в Америку и занимался там не очень удачной продажей бочкотары (сразу всплывает в памяти Аксёновская «Затоваренная бочкотара»).Луис (Лейзер) Селзник

В Америке после смерти второй жены он женился уже в третий раз. От трёх жён у Джозефа было 13 детей, все они жили в Америке, и самым удачливым из них оказался Луис, родившийся в Киеве и оказавшийся в 18 лет в Америке, поработав до этого несколько лет на фабрике в Англии. В 1896 г. он женился на Флоренции Сакс, эмигрантке из Литвы, которая родила ему четверых детей: Мирона, Дэвида, Говарда и Рут (дочь умерла в 2 года). В Питтсбурге, где он жил, Луис открыл небольшой ювелирный магазин и назвал себя, без ложной скромности, специалистом по алмазам. Судьба вмешалась в его жизнь в облике Джона Харриса, который открыл в Питтсбурге в 1905 г. первый кинотеатр под названием Nickelodeon (Одеон – театр, Никель – 5 центов, цена билета, хотя он быстро стал стоить 10 центов). Харрис крутил в нём двадцатиминутный фильм братьев Люмьер. Два владельца магазинов, расположенных рядом с кинотеатром, оказались чрезвычайно заинтересованы в новом бизнесе. Это были Луис Селзник и Гарри Уорнер (один из братьев, основавших позже знаменитую киностудию). Однако реальная возможность войти в кинобизнес у Селзника возникла только в 1912 г., когда он вместе с семьёй переехал в Нью-Йорк и открыл там, как и в Питтсбурге, ювелирный магазин, который, впрочем, вскоре пришлось продать.

22552437_1704293892926335_7679351752624985339_nЛуис Селзник

Однажды он встретил своего старого знакомого Марка Динтенфасса, партнёра новой кинокомпании «Юниверсал Пикчез». От него Селзник узнал, что эта компания развалилась на три части, сотрудники которых отказываются разговаривать друг с другом. Луис, всегда отличавшийся авантюрным и боевым характером, пошёл в опустевший офис компании и нагло поставил на столах таблички с надписью, что теперь он, Луис Селзник, является главным менеджером «Юниверсал Пикчез». Через некоторое время, когда дела в компании наладились, её владелец Карл Лемли прислал своему сотруднику-самозванцу извещение о том, что он уволен. Но за время пребывания в роли менеджера Луис приобрёл много друзей среди банкиров и финансистов, что помогло ему создать свой кинобизнес. Он выкупил за 4250 долларов права на фильм «Кого уничтожил Б-г», создал свою компанию и продал 99 акций по 42, 5 доллара за акцию своим друзьям. После успешного проката этого фильма, который стоил ему … 42 доллара, он получил от них массу предложений об инвестициях в свой бизнес. В 1914 г. Луис Селзник стал генеральным менеджером основанной им World Film Company, очень успешной киностудии, создававшей немые фильмы и занимавшейся их прокатом. Она располагалась в Форт Ли, Нью-Джерси, где в начале ХХ века находились первые киностудии. Слоган «Картины Селзника дарят часы счастья» стал известным в Америке. В 1916 году прокат одного из самых сентиментальных и душещипательных фильмов того времени «Невесты войны» с российской театральной звездой Аллой Назимовой в главной роли принёс Селзнику доход в 300 тысяч долларов. Луис увидел Аллу Назимову, еврейку, родившуюся в Ялте (еще одна с русскими корнями), в одноименном спектакле на Бродвее, где она играла главную роль. Её талант и красота покорили Луиса Селзника, и он захотел снять фильм по мотивам пьесы. После этого фильма Назимова стала и первой российской звездой Голливуда.Луис Селзник (в центре) на официальном обеде World Film Pictures.

В 1920 г. Луис Селзник со своей компанией переехал в Голливуд, где его невзлюбили местные киномагнаты за независимый характер, пренебрежение к их фильмам и стилю жизни. Когда компания столкнулась с серьёзными финансовыми трудностями, вызванными происками конкурентов и расточительностью Селзника, сорившего деньгами налево и направо, он ни в ком не нашёл поддержки. Это привело к банкротству в 1925 г., после чего Селзник ушёл из бизнеса. Однако за свой вклад в развитие киноиндустрии он удостоился звезды на Аллее славы в Голливуде. Один из самых известных афоризмов остроумного Луиса Селзника: «Нет другого бизнеса в мире, в котором человеку надо иметь так мало мозгов, как в кино». Хорошо известна и телеграмма, посланная им царю Николаю II в день его отречения от престола: «Николай Романов, когда я был нищим киевским мальчишкой, твои полицейские обижали меня и мой народ тчк Я приехал в Америку и разбогател тчк Сейчас, как я слышал, ты остался без работы тчк Я не держу обиды на полицейских, поэтому если ты приедешь в Нью-Йорк, я дам тебе хорошую роль в кино тчк Зарплата не вопрос тчк Я оплачу телеграмму с твоим ответом тчк С уважением к тебе и семье тчк»Луис Сэлзник и его жена Флоренс 1930

Двое из сыновей Луиса Селзника, Мирон и Дэвид, продолжили дело отца. Старший Мирон (1898 – 1944) поступил в Колумбийский университет, но, бросив учёбу, пошёл работать к отцу. Он стал самым молодым продюсером в Голливуде и в 1920 г. – президентом компании, где появились первые фильмы, выпущенные им: «Наверх и вниз», «Хлопушка», в которых звездой была его протеже, актриса Олив Томас, как гласила реклама, самая красивая девушка в мире.Олив Томас

Она создала в фильмах Мирона новый тип современной эмансипированной женщины, обеспечив им коммерческий успех. Вскоре Томас погибла в Париже при загадочных обстоятельствах.

Мирона уже считали самым перспективным молодым продюсером и лидером кинопромышленности Голливуда, но когда компания Луиса Селзника обанкротилась, звезда Мирона после этих двух ударов судьбы закатилась, и он нашёл себя в качестве талантливого агента, открывшего для Голливуда таких звёзд, как Кэтрин Хепбёрн, Вивьен Ли, Полетт Годдар, Лоуренс Оливье и других.Агент Мирон Селзник и Альфред Хичкок, 1924 год

Он приглашал таких режиссеров, как Альфред Хичкок, Джордж Кьюкор, Рубен Мамулян. Мирон создал процветающее агентство и вскоре заработал свой первый миллион. Он много сделал и для успеха своего брата Дэвида, выдающегося голливудского продюсера. Это Мирон представил Дэвиду во время начала съёмок фильма «Унесённые ветром» Вивьен Ли словами: «Эй, гений, знакомься, это твоя Скарлетт О’Хара». Мирон умер в 45 лет, и это было большой трагедией для Дэвида.Дэвид Селзник (1902 – 1965) после банкротства отца ушёл из Колумбийского университета и отправился покорять Голливуд, начав с маленькой должности ассистента в студии МGM (Метро-Голдвин-Майер), где он редактировал сценарии. Талантливый и прекрасно пишущий Дэвид уже через несколько месяцев получил повышение и оклад в 300 долларов в неделю, что было, кстати, меньше того, что он получал от своего расточительного и любящего отца, будучи студентом, – 750 долларов в неделю на карманные расходы, очень большие деньги по тем временам. Владелец MGM Луис Майер был в это время в плохих отношениях с Луисом Селзником из-за его критических высказываний о фильмах MGM, хотя и повысил зарплату сыну, но всё же не слишком ему благоволил.

И Дэвид покинет студию, не почувствовав там перспектив профессионального роста, прихватив с собой в качестве жены дочь Майера. Его работа менеджером по производству фильмов на студии Paramount также не принесет ему никакого успеха.
В 1931 году он наконец-то получает долгожданное повышение на студии «RKO Pictures», где работает в должности вице-президента производственного отдела. Компания в тот период времени была на грани банкротства. Но благодаря удачному контракту Сэлзника в 1933 на студии началось производство «Кинг-Конга» (М.Купер, Э.Шодсак). В итоге кризис был преодолен, а зрителям явился персонаж монстра, ставший затем популярнейшим во всем мире.Фильм обеспечил этой студии финансовый успех и возрождение. Надо отметить, что в те годы продюсер, а не режиссёр, играл в кино главную роль и успех «Кинг-Конга» целиком связан с работой Дэвида. В это же время он закрутил роман с красивой и высокомерной дочкой Луиса Майера Ирэн. Требования папы «держаться подальше от этого болвана, который такое же ничтожество, как и его отец», не возымело действия. Ирэн была без ума от энергичного и умного Дэвида и при поддержке мамы вскоре одержала победу. Ирен Майер и Дэвид СэзникВ том же году по личной просьбе Майера Сэлзник возвращается в MGM как продюсер. Там он специализируется на экранизации классики. После свадьбы зять был быстро утверждён в должности вице-президента, что послужило поводом для ходившей тогда в Голливуде шутки, связанной с игрой слов sun (солнце) и son (сын). Название романа Хемингуэя «И восходит солнце» (sun) перефразировали в «И зять (son in law) тоже восходит». В компании MGM он поставил два знаменитых фильма «Анна Каренина» (1935) с Гретой Гарбо и «Дэвид Копперфильд» (1935).

А в 1936 году Сэлзник станет основателем собственной кинокомпании Selznic International, заключив договор о дистрибуции с американской киностудией United Artists.

А в 1936 г. Дэвид Селзник основал собственную компанию, названную его именем, где он создал один из самых выдающихся фильмов в истории кино «Унесённые ветром» (1939) с Вивьен Ли и Кларком Гейблом по роману Маргарет Митчелл, права на экранизацию которого он выкупил у неё за 50000 долларов. После триумфального успеха фильма он добавил ей ещё 50000.Роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» в качестве сценария для экранизации привлек внимание многих ведущих киностудий, но именно студия Сэлзника успела купить права на его постановку, раньше остальных почувствовав его огромный потенциал. А вот со сценарием были проблемы… Из множества предлагаемых вариантов Сэлзника не устраивал ни один. Даже версия автора «Великого Гетсби» Ф.С.Фицджеральда, на которого продюсер сделал серьезную ставку, впоследствии не устроила его. Все дело в том, что Сэлзник хотел грандиозной картины и точно представлял, как этого добиться и кто ему в этом поможет, отсюда такой тщательный кастинг авторов сценария (всего их было 15, включая соавторство самого продюсера). В итоге «идеальным» был признан вариант Сиднея Ховарда. Поиски актрисы на главную роль тоже выглядели грандиозными – на кастинге Сэлзник прослушал почти полторы тысячи претенденток. Известна знаменитая фраза продюсера в ответ на крайне настойчивое желание Кэтрин Хепберн сыграть Скарлетт О’Хару: «Я не вижу причины, по которой Ретт Батлер охотится за тобой в течение двенадцати лет!». Дэвид Сэлзник, Маргарет Митчелл Вивьен Ли, Кларк Гейбл и Оливия де Хэвиленд
итоге роль досталась Вивьен Ли, но тоже не без хитроумного плана с ее стороны. Кларка Гейбла на роль Ретта Баттлера выбрали путем социологического анкетирования. Режиссер Джордж Кьюкор после двух недель съемок навсегда покинул площадку (истинные причины его отстранения до конца неизвестны). На его замену пришел Виктор Флеминг, которого Вивьен Ли довела своими истериками до ухода. Известно, что после того как режиссер прочел утвержденный текст картины, он произнес фразу: «У этого фильма два автора – Маргарет Митчелл и Дэйв Селзник».Премьера в Атланте

Во время создания этого шедевра, который снимался 22 недели, неутомимый и скрупулёзный Дэвид занимался всем: сценарием, режиссурой, музыкой, костюмами, макияжем, декорациями. Иногда он не ложился спать по три дня, рассылая указания актёрам, операторам и другим участникам съёмок. Рассказывают, что одному из сценаристов он прислал телеграмму длиной более 10 метров, которая заканчивалась следующим образом: «Мне только что сообщили по телефону все детали, поэтому прошу эту телеграмму не принимать во внимание». Заканчивал картину режиссер Сэм Вуд. Несмотря на все эти сложности, а в чем-то и благодаря им, Сэлзник получил свой первый заслуженный успех . Ведь «Унесенные ветром» стали самым кассовым фильмом в истории кинематографа. На «Унесённые ветром», который был одним из первых цветных фильмов, билетов было продано больше, чем на любой другой голливудский фильм в истории кино.Он получил 8 премий «Оскар» плюс две почётных – это рекорд, не побитый до сих пор. Одного из «Оскаров» за лучший фильм получил и Селзник. В 1940 г. в компании, благодаря усилиям Мирона, появился режиссёр Альфред Хичкок, с которым Дэвид начал снимать фильм «Ребекка». Это сотрудничество было скандальным: Хичкок не привык подчиняться, а Селзник – советоваться, и они не могли договориться даже по мелочам. Тем не менее «Ребекка» с Лоуренсом Оливье была удостоена двух «Оскаров», один за лучший фильм получил Селзник.

Хичкок был вне себя от работы с Дэвидом, ведь тот постоянно вмешивался в процесс съемок и закатывал режиссеру истерики помасштабнее, чем тот выслушал в свое время от Вивьен Ли. Но здесь у него были все права и основания «диктовать» Хичкоку. Все закончилось тем, что продюсер сам делал финальный монтаж картины. Несмотря на взаимную неприязнь, режиссер еще долго окажется связанным со студией Селзника контрактными обязательствами, где выпустит своего «Завороженного» (1945) и «Дурную славу» (1946).

Хичкок после этого стал работать с другими продюсерами, а Селзник, женившись после развода с Ирэн, на оскароносной красавице Дженифер Джонс, снимал её во многих своих последних фильмах, при создании которых традиционно ссорился с режиссёрами и менял их. Наибольший успех среди них имел снятый по сценарию Селзника и номинированный на «Оскар» фильм (в жанре мелодрамы и вестерна) «Дуэль под солнцем» (1946), бюджет которого составлял огромную по тем временам сумму – 2 млн долларов. Сэлзник с Джинефер Джонс

Успех так вскружил Сэлзнику голову, что он начинает снимать фильмы как режиссер и на собственные деньги. Главные роли в этих работах достаются его новой жене – красивой актрисе Дженифер Джонс. Данные фильмы так и останутся невостребованными.А в начале 50-х карьера Сэлзника начинает стремительно падать. В 1946 году он начнет производство крупнобюджетного вестерна «Дуэль под солнцем» по роману Нивена Буша. Во время его съёмок сменилось 6 режиссёров (начинал Кинг Видор) и 2 композитора. Всего же его фильмография насчитывает около 90 картин и 7 сценариев. Это будет попытка превзойти триумф «Унесенных ветром». В качестве режиссера продюсер пригласит Кинга Видора и легендарных голливудских «звезд» – Лайонелла Бэрримора и Лилиан Гиш. В итоге фильм окупится в прокате, но не станет событием в мире кино.
В 1957 году Сэлзник выкупил права на экранизацию романа «Прощай, оружие!» Эрнста Хэмингуэя. Картину снял Кинг Видор, но она провалилась в прокате. С этого момента Сэлзник начал злоупотреблять алкоголем. Профессиональный продюсер и удачливый человек Дэвид Сэлзник только в конце своей жизни стал производить «необязательные вещи», ведь огромная слава нередко сводит с ума даже самых адекватных.В последние годы Селзник отошёл от дел, предаваясь своему любимому развлечению – азартным играм в покер и бридж с многими известными деятелями Голливуда. Писатель Михаил Корда как-то сказал в шутку: «Место в голливудской иерархии определяется количеством денег, которое игрок может позволить себе проиграть». Как и его отец, Дэвид тратил большие деньги, а на вопросы о кино неизменно отвечал: «Кино погибло, теперь есть только телевидение». Ему он успел всё же отдать дань, показав в 1954 г. сразу на четырёх центральных каналах экстравагантное шоу об истории создания телевидения.

Дэвид Селзник умер в 62 года. Короткая жизнь была ему уготована так же, как и его отцу Луису, брату Мирону и сыну Джеффри. Один из самых выдающихся кинопродюсеров всех времён удостоен звезды на Аллее славы Голливуда перед историческим голливудским Рузвельт-отелем.

Из его афоризмов:

«Разница между мной и другими продюсерами в том, что мне интересны тысячи и тысячи деталей при создании фильма. Эти детали или делают его выдающимся, или разрушают его. Моя функция быть ответственным за всё»,
«В Голливуде за поцелуй заплатят миллион, а за душу – 50 центов».

Два сына Дэвида Сэлзника, Джеффри (1932 – 1997) и Даниэл (1936), продолжили семейную традицию работы в кино. Даниэл с 1967 по 1984 г. занимал командные посты в восстановленной компании Louis Mayer Foundation и снимал документальные фильмы. Вместе с братом он сделал для телевидения картину «Унесённая ветром: создание легенды», удостоенную ряда премий, и самостоятельно телевизионные документальные фильмы «Магнаты и звезды кино: история Голливуда». «Гулливудизм: евреи, фильмы и американская мечта» и много других.

Картина дня

наверх