На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Забавно, конечно, но жестоко так пугать.Гифки 81
  • Инна Диаманти (Брежнева)
    Рассказы Бондаренко - бездарная пошлость.Рассказы о животн...
  • Светлана Митленко
    Очень много разрушено, очень. К счастью в последнее десятилетие вроде взялись за ум. Пытаемся сохранить, то что остал...Красоты и музеи П...

Как крепостные Абрикосовы стали кондитерскими королями дореволюционной России

Конфеты «Гусиные лапки», вкладыши и маленькие игрушки, спрятанные в сладостях, шоколадные зайцы и деды морозы в фольге – все эти детские радости в XIX веке придумал талантливейший человек и уникально удачливый делец, «мармеладный король» России Алексей Иванович Абрикосов. После революции имя этого человека было незаслуженно забыто, а его детищу, огромному кондитерскому концерну, присвоили имя председателя Сокольнического райисполкома Петра Акимовича Бабаева.

Считается, что дореволюционная Россия вовсе не была «страной безграничных возможностей», однако талант, предприимчивость и честный многолетний труд, вероятно, в любых условиях должны привести к успеху. Примером может служить предприниматель и фабрикант Алексей Иванович Абрикосов. Поставщик Двора Его Императорского Величества, председатель совета Учетного Банка, Председатель совета Практической академии коммерческих наук и Действительный статский советник был, как это ни удивительно, внуком крепостного крестьянина.

Вернее, изначально никакой фамилии не было. А был в XVII веке крестьянин Степан Николаев (по-современному -- Николаевич), состоявший в крепостных у статской советницы Анны Петровны Левашовой, помещицы села Троицкого Чембарского уезда Пензенской губернии. Крестьянин был бесфамилен, но отнюдь не бездарен: регулярно он поставлял к барскому столу самые изысканные лакомства. Особенно удавались ему варенье и пастила из абрикосов. Однако варенье вареньем, а здравый смысл подсказывал умной помещице, что держать такого мастера в деревне непрактично, и поэтому, когда крестьянин попросился «походить по оброку в Москву», она его не только с радостью отпустила, но даже дала немного денег на первое время. Правда, семью до поры оставила при себе.

Оброк пошел удачный, и уже к началу XVIII века Степан накопил денег достаточно, для того чтобы выкупиться из крепости самому, выкупить свою семью и перевезти их всех 3 августа 1804 года на жительство в Москву.

Кстати, по одной из версий, фамилия Абрикосовых происходит не от названия любимых фруктов, а от слова «оброк». Дело у родоначальника династии пошло на лад, и вскоре он сумел полностью выкупить семью и организовать небольшое производство конфет и варенья, которые продавались в собственной лавке. Работали всей семьей: сам Степан, его жена Фекла Ивановна, дочь Дарья, сыновья Иван и Василий. Обслуживали званые вечера, чиновничьи балы, купеческие свадьбы. Особенно удалось угодить игумену Новоспасского монастыря, которому так понравились Степановы абрикосовые пастила и мармелад, что он даже благословил их производство иконой. Семидесяти пяти лет от роду Степан Николаев записался в купцы Семеновской слободы и даже открыл свою бакалейную лавку, получив «высочайшее дозволение открыть Торговый дом».

В 1812 году после смерти отца управление семейной фирмой перешло в руки старшего сына -- двадцатидвухлетнего Ивана Степанова, первым из династии получившего звание Абрикосов, -- и молодому купцу надо было как-то определяться с фамилией. По распоряжению полиции, будучи уже известным в Москве кондитером, он и получил 27 октября 1814 года «кондитерскую» фамилию Абрикосов.

Дело постепенно росло и ширилось. В 1820 году молодой Абрикосов благополучно перебрался во вторую гильдию, в 1830-м он выписал из деревни на подмогу двоюродных братьев, а в промежутке между этими двумя событиями, 20 февраля 1824 года, у него родился сын Алексей. Тот самый, которого впоследствии назовут «шоколадным королем России».Его детям, унаследовавшим отцовский бизнес, повезло меньше. К 1841 году они разорились, имущество ушло с молотка за долги, а один из сыновей неудавшегося бизнесмена Алексей был вынужден прервать образование. Молодой человек, подающий блестящие надежды и мечтавший об университете, покинул Практическую академию коммерческих наук и отправился работать в контору знакомого поставщика сахара. Однако будущий знаменитый купец не отчаялся. Выполняя мелкую работу посыльного и привратника, он постепенно дослужился до бухгалтера и заодно изучил все тонкости ведения бизнеса. Уже через пять лет он решил начать собственное дело, и хозяин даже помог ему с кредитом на первую кондитерскую.

 

Агриппина Абрикосова – многодетная мама, ставшая «крестной» московских родильных домов
Агриппина Абрикосова – многодетная мама, ставшая «крестной» московских родильных домов

Молодой человек к тому же удивительно удачно женился. Все-таки иногда в жизни деловой расчет и чувства могут не входить в конфликт. Его избранница, Агриппина Алексеевна Мусатова, была дочерью табачного фабриканта. Она не только принесла мужу пять тысяч рублей приданого, но и стала настоящей опорой в жизни. Эта удивительная женщина родила 22 ребенка, из которых 17 выросли, все получили высшее образование, и многие стали настоящими звездами. Казалось бы, что этого вполне достаточно для одного человека, но Агриппина Алексеевна осталась в истории еще и как меценат, организатор и попечитель родильного дома в Москве, который до сих пор носит ее имя (Родильный дом № 6 имени А. А. Абрикосовой).Родильный приют имени А. А. Абрикосовой, фото 1900-х гг.Памятник, созданный скульптором Александром Костиным и установленный в 2016 году на территории бывшего родильного дома имени А.А.Абрикосовой

Тем временем бизнес молодого бизнесмена разрастался. От небольшой кондитерской он постепенно превратился в настоящую империю. Производство расширялось. Вместе с производством росла и общественная значимость будущего «конфетного короля». К началу семидесятых он уже был гласным Городской думы, выборным московского Купеческого общества, кавалером трех золотых медалей «за усердие», купцом первой гильдии, учредителем московского Купеческого общества взаимного кредита, кавалером орденов святого Станислава и святой Анны третьей степени, потомственным почетным гражданином города, членом правления Московского учетного банка и крупным домовладельцем (доходные дома №№ 6, 8 по Малому Успенскому переулку, дом 6/5 по Большому Успенскому, дома и флигели в Лефортове). В 1873 году он получил разрешение установить на фабрике паровой двигатель мощностью двенадцать лошадиных сил. Теперь его мастерская стала крупнейшим московским механизированным кондитерским предприятием, выпускающим более пятисот тонн продукции в год на общую сумму 325 000 рублей. Через пятьдесят лет, к концу XIX века, «Товарищество А. И. Абрикосова сыновей» входило в тройку крупнейших российских кондитерских предприятий. Кроме фабрики в Москве оно включало в себя сеть фирменных розничных магазинов, оптовые склады в обеих столицах и на крупных ярмарках, филиал фабрики и сахарный завод в Симферополе, завод по производству коробок и упаковки. Успех в этой нелегкой нише, в которой молодой Абрикосов сразу встретил множество конкурентов, объясняют в основном его личными качествами.Павильон товарищества на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в МосквеРеклама товарищества «А. И. Абрикосова сыновей»

С первых дней своей работы главным для производства Алексей Иванович считал качество продукции. Он очень строго требовал от работников дисциплины, соблюдения правил гигиены и безупречного внешнего вида, мог выгнать за пьянство. Однако и условия труда были созданы по тем временам прекрасные – заработная плата составляла около 550 рублей в год (это было гораздо выше среднего показателя), действовала система денежных поощрений за многолетнюю работу, а ветеранам, которые проработали на фабрике больше 25 лет, Абрикосов лично вручал специальные медали. Для рабочих были выстроены общежития, в которых селились по 1-2 человек в комнате или отдельное помещение выделялось на семью, работала больница, а также, заботами Агриппины Алексеевны, – детский сад и родильный дом.Цех кондитерской фабрики Абрикосова

Еще одной причиной успеха было грамотное использование рекламы и, как бы сегодня сказали, креативный подход. Именно Абрикосов первым придумал вкладывать в шоколадки небольшие открытки, головоломки и другие сюрпризы (киндеры, как и сегодня, были от этого в восторге), его же называют автором шоколадных зайцев в яркой фольге – такие сладкие игрушки даже коллекционировали, настолько они были красивы. Ну и, наконец, всеми до сих пор любимые «Гусиные лапки». Кроме уникальной рецептуры ровно половину успеха конфет связывают с необычным названием. Кстати, до сих пор точно неизвестно, почему именно «лапки». Первым вариантом, который мы можем увидеть на старинных коробках, были «Гусиные носы». Необычно, но покупателям понравилось. А примеры рекламных акций Абрикосова и сегодня могут украсить учебники по маркетингу. Например, перед новым 1880-м годом в газетах появилось сообщение о том, что в одном абрикосовском магазине продавщицами работают только блондинки, а в другом - только брюнетки. Разумеется, москвичи бросились проверять, действительно ли это так, заодно закупая лакомства к празднику.Реклама продукции Абрикосова и дизайн коробок разрабатывались лучшими художниками Реклама продукции Абрикосова и дизайн коробок разрабатывались лучшими художникамиДореволюционная лавка сладостей

Пора было приобщать к делу детей, и в 1873 году Алексей Иванович направил на имя московского генерал-губернатора прошение, в котором написал: «Желаю передать принадлежащую мне фабрику в полном ее составе своим сыновьям Николаю и Ивану Алексеевичам Абрикосовым». Ниже была приписка сыновей: «Мы, нижеподписавшиеся, желаем приобрести фабрику А.И. Абрикосова, содержать и производить работу под фирмой «А.И. Абрикосова сыновей».Абрикосовы Алексей Иванович и Агриппина Александровна и Абрикосов Алексей Иванович с внучками РахмановымиИ все-таки, главным достижением семьи Абрикосовых были их дети. Из двадцати двух детей Абрикосовых до солидного возраста дожили семнадцать. И только четверо из них, сыновья Иван, Николай, Георгий и Владимир, пошли по пути развития отцовского дела.

Иван Алексеевич принял на себя управление основной отцовской фирмой. Расширяя дело отца, он купил в конце семидесятых годов несколько крупных сахарных заводов, открыл филиал фабрики в Симферополе, перенес в 1880 году основное производство в Сокольники и создал по России целую сеть фирменных абрикосовских розничных магазинов. Стараниями Ивана Алексеевича был раскрыт секрет знаменитых заграничных «глазированных фруктов», производство которых было быстро налажено на абрикосовских предприятиях. При нем же фирма несколько раз побеждала на Всероссийской художественно-промышленной выставке, в результате чего ей было всемилостиво позволено называться «Поставщиком Двора Его Императорского Величества».Владимир Алексеевич Абрикосов стал директором чайного товарищества братьев Поповых, контрольный пакет акций которого был куплен еще при жизни Алексея Ивановича. Кроме того, он руководил «кондитерской мастерской В.А. Абрикосова». Мастерская являлась одним из основных партнеров... абрикосовского товарищества. Такова была тогдашняя схема ухода от налогов: товарищество платило налог с балансовой прибыли, а мастерской достаточно было раз в год уплатить «фиксированный сбор» и получить за это промысловое свидетельство.Георгий Алексеевич в разное время был директором разных семейных фирм и, кроме прочего, возглавлял правление Товарищества паровой столярной фабрики «Ф.М. Шемякин и Ко», купленной братьями «по случаю».

Николай Алексеевич, хоть и состоял в совете директоров семейной фирмы, но никакого интереса к кондитерскому делу не проявлял. Это был настоящий интеллигент, знавший в совершенстве пять языков, окончивший Московский университет и парижскую Сорбонну, близкий друг знаменитого адвоката сенатора А.Ф. Кони, автор многочисленных статей в журнале «Вопросы философии и психологии», который он издавал совместно с братом Алексеем, постоянный почетный член Московского психологического общества.

Слава династии Абрикосовых отнюдь не ограничивается этими именами. Сын Ивана Алексеевича Алексей Иванович стал впоследствии известнейшим в мире патологоанатомом, академиком АН СССР, одним из врачей, бальзамировавших тела Ленина и Сталина.Абрикосов Алексей Иванович, паталогоанатом

Второй сын Ивана Алексеевича Дмитрий Иванович был последним послом царской России и первым послом России советской в Японии.Дмитрий Иванович Абрикосов, дипломатСын Николая Хрисанф был с 1902-го по 1910 год личным секретарем и доверенным лицом графа Льва Николаевича Толстого.Правнук Алексея Ивановича Андрей Львович Абрикосов стал знаменитым актером Вахтанговского театра, народным артистом СССР.Алексей Алексеевич Абрикосов стал известным физиком-теоретиком, академиком, лауреатом Ленинской премии, директором Института физики высоких давлений им. Л.Ф. Верещагина АН СССР. Наконец, последний из известных нам наследников фамилии Дмитрий Абрикосов работает сейчас главным художником в российском представительстве крупной иностранной издательской компании.Дмитрий Абрикосов. Родился в Москве в 1964 году. Окончил Университет печати, работал во Франции, занимался издательским бизнесом. Женат. Имеет в браке троих детей. Продолжая традиции, занимался благотворительностью, сохраняет реликвии, возрождает дело и память.Чета АбрикосовыхЧета АбрикосовыхЧасть семейства Абрикосовых на даче в ДубахЧасть семейства Абрикосовых на даче в Дубах

Когда 1899 году супруги Абрикосовы праздновали золотую свадьбу, поздравить их собралось 150 человек – дети, внуки, правнуки и их родственники. Дети в этот день подарили родителям золотые венцы, украшенные бриллиантами.Алексей Иванович Абрикосов, портрет работы В. А. Серова, 1895 годАлексей Иванович Абрикосов, портрет работы В. А. Серова, 1895 год

 После трагических событий 1917 года семья Абрикосовых приняла на себя удар лихолетий наравне со всеми другими купеческими, дворянскими и крестьянскими семьями и родами в России. Подверглись репрессиям, прошли тюрьмы, были расстреляны многие представители семьи – за свое происхождения, за высшее образование, за то, что были верны традициям. Например, внучка Абрикосова – Анна Ивановна -  провела более 10 лет в одиночном заключении и скончалась в застенках. Многие были высланы из Москвы, и все – изгнаны из своих домов или «уплотнялись» в своих квартирах. Выжить помогли некоторые факторы. Одним стал отказ от получения прибыли хозяевами кондитерской компании в 1904 году. В России бушевал кризис. Дети и внуки основателя решили не пользоваться прибылью и направили ее на развитие предприятия и оплату труда рабочим. Вплоть до 1917 года все жили на зарплату, которую получали от профессиональной деятельности – юриста, врача или педагога. А фабрика Абрикосовых тем временем развивалась, при ней для рабочих работали бесплатная столовая, спальни, детский сад и родильный приют, синематограф, был открыт храм.

Сегодня в домах, принадлежавших Абрикосовым, находятся различные организации. Так, в главном, родовом доме сегодня работает Дом народного творчества.

Печальна участь бывшего роддома имени А.А.Абрикосовой. После кончины  Агриппины Александровны, ее муж, дети и внуки решили организовать в Москве и подарить городу самый современный родильный дом, «с тем, что бы увековечить ее память». Но в советские годы его переименовали, назвав именем Крупской, у которой не было детей.

Членам династии удалось в 1994 году вернуть имя роддому, и под историческим названием он проработал еще 18 лет. Сегодня роддом закрыт. В музей и к памятнику Агриппине Александровне, поставленном на его территории в 2014 году попасть нет возможности. Фабрика Абрикосовых, а ныне Бабаевская

Как ни грустно это говорить, но Ленин был прав: Абрикосовы действительно вскормили своих могильщиков. Удивительно, но это факт: самые активные революционные комитеты во время всех российских революций создавались именно на тех предприятиях, где к рабочим относились наиболее гуманно. В 1905 году, например, центрами революционного движения стали: на Пресне -- Прохоровская Трехгорная мануфактура, платившая рабочим максимальные в стране почасовые, на Дербеневке -- ситцевая фабрика «Эмиль Циндель», выстроившая для рабочих школу, больницу и «народный дом», а в Сокольниках -- фабрика Абрикосова. Это при том что абрикосовские рабочие жили не в бараках, как это было принято, а в благоустроенных общежитиях, к их услугам были бесплатные больницы, столовые, библиотеки и школы, продукция им продавалась за десять процентов от себестоимости, к праздникам они получали подарки от хозяев фабрики, а по выходным для них в специально оборудованном кинозале крутили последние фильмы.

Картина дня

наверх