На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

Хитрый дом на Хитровке

Недавно была тема с птичками и я там сказала, что об этом доме расскажу отдельно. Он стоит этого! Начну с того, что дому Ярошенко около 350 лет. Это старейшее жилое здание Москвы и одно из четырех, где сохранились галереи вместо подъездов. Благодаря этому, а еще близости некогда криминальной Хитровской площади, дом полюбился режиссерам. До революции тут находился трактир, который якобы посещал Станиславский, чтобы зарисовать атмосферу ночлежного дома для «бывших людей» в пьесе «На дне». Через 100 лет после этого из дома Ярошенко исчезла ночлежка, но дух неустроенности остался: здесь, например, снимали сцену продажи оружия в фильме «Брат 2». Сейчас в доме расположены квартиры, иконописные и реставрационные мастерские. Местные жители сами занимаются реставрацией дома, организовав для этого фонд «Хитровка»Московские птички 34
Московские птички 34
Он был одним из центров местного колорита Хитровки времён Гиляровского.Московские птички 34
Фото 1900-х годов
Здесь были ночлежки, был кабак "Каторга", "притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых" ((c) В.А. Гиляровский). Во дворе же его обитала другая публика: переписчики и литераторы. Сюда приходили К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, готовясь к первой постановке "На дне". Такой вот хитрый дом. Но на самом деле он ещё более хитрый.АДРЕС: Подколокольный пер., 11/11/1, стр. 2. ПОСТРОЙКА: после 1657. АРХИТЕКТОР неизвестен. СТИЛЬ эклектика

Николай Аввакумов - местный житель, идеолог реставрации дома Ярошенко и соучредитель фонда «Хитровка».

Чем интересен дом?

До того как мы привели в порядок фасады, прохожие часто сочувственно спрашивали у жителей дома, есть ли у них туалет, горячая вода, дадут ли им квартиру после отселения. Постепенно отношение меняется. К примеру, несколько лет назад в доме купил квартиру американский журналист. Сейчас он живет здесь с женой и тремя детьми (об их квартире в конце). Я надеюсь, что будут появляться новые люди, которые искренне полюбят наш дом и захотят о нем заботиться.Московские птички 34

Московские птички 34
Московские птички 34В это время я сильно увлекался допетровской архитектурой. Я мечтал, что когда-нибудь построю идеальный дом именно в этом стиле. Вскоре я узнал, что уже в нем нахожусь.
Московские птички 34Я стал работать в этом доме после окончания института в 90-х. Здесь находилась мастерская моего отца. Дом был очень запущен: разбитые стекла, все забито фанерой, картонками. Здесь жило несколько пьющих мужиков в вечной депрессии. Они постоянно говорили, что Хитровка (исторический район около Хитровской площади, известный своим неблагополучием. — прим.) — гиблое место и здесь никогда ничего не будет хорошего. Вскоре они один за другим умерли.

Художник не отрабатывает часы в мастерской, он воспринимает ее как дом. Я сразу начал за всем ухаживать: вставил стекла в окна, покрасил стены. При этом я никогда не задумывался о том, насколько древний наш дом. Все изменилось в 2004 году, когда над моим окном отвалился кусок штукатурки.

В это время я сильно увлекался допетровской архитектурой. Наиболее древние свидетельства о нашем доме относятся ко второй половине XVII века. По моим данным, это самый старый жилой дом Москвы. Есть и другие здания того же возраста, но в них нет квартир.

Павел Гнилорыбов, историк, автор проекта «Архитектурные излишества»

— Действительно ли дом Ярошенко можно назвать самым старым жилым домом в Москве?

Звание самого старого жилого дома Москвы очень почетно, но максимально точно это определить нельзя. Можно сказать, что дом Ярошенко приобрел статус самого старого жилого дома Москвы, когда коллеги по веку выбыли из списка.

Несколько лет назад этот титул принадлежал палатам Гурьевых  в Потаповском переулке. Они построены в последней трети XVII века. После пожара (скорее поджога) их расселили. Вот что известно с айта Архнадзора: "В конце 2009 года расселенный жилой дом, выявленный памятник XVII-XIX веков, загорелся. Вероятно, был подожжен. Тогдашний инвестор желал построить на его месте апартаменты, а правительство Юрия Лужкова шло навстречу. Сгорела советская шлакоблочная надстройка, но специальная комиссия во главе с Владимиром Ресиным уже через три дня рекомендовала отказать памятнику в охранном статусе. Ложная экспертиза писала об утрате интерьеров после пожара.
Мы провели в эти интерьеры несколько телевизионных групп центральных каналов. Многодневный эстафетный пикет, митинг с лозунгом "XVII век ломают только в Москве", фильм Андрея Лошака с элементами веселой мистификации  и даже специальная выставка - вот лишь часть усилий, позволивших сохранить за памятником статус выявленного, а спустя четыре года провести его в государственный реестр.
Еще четыре года ушло у города на поиск нового собственника. Сегодняшней новости мы рады, но наполовину. Дом продан в существующих габаритах, то есть как многоквартирный пятиэтажный, а не как барские палаты. Это означает, что после разборки верхних погорелых этажей они будут выстроены вновь. Палаты Гурьевых, составляющие полуподвальный этаж XVII века; барочный дом Кошелевых, стоящий на палатах и переделанный в особняк шоколадных королей Абрикосовых, снова получат нагрузку, но теперь коммерческую, из капитальных материалов."
После этого звание самого старого дома перебралось к палатам Годицыных в Кривоколенном переулке примерно того же времени. Там можно было нелегально снять квартиру за 25 тысяч рублей и каждый день ходить по замечательной витой чугунной лестнице. Сейчас там тоже никто не живет.

Палаты Ярошенко сейчас в относительно хорошем состоянии, у них есть рачительный хозяин, и детали XVII века можно увидеть непосредственно на фасаде.

Жители дома достаточно близко общаются между собой. Раньше мы организовывали субботники, а теперь выносим столы и пьем чай из самовара.
Первым владельцем дома по документам был Лукьян Голосов, дьяк различных приказов — это аналог должности министра. Он лично переводил для царя лечебник с латыни и был близок с патриархом Никоном. Возможно, изразцы с львиными головами, идентичные новоиерусалимским (Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном. — Прим. ред.), появились на нашем доме именно по этой причине.

Дом делился на мужскую и женскую половины. Целый этаж отдали под материальное богатство хозяина, которое показывали гостям. О статусе Голосова еще говорит то, что в честь него назвали соседний переулок. Для той эпохи это было редкое исключение.

Первая галерея в доме появилась как раз в XVII веке. Она находилась на женской половине и, как мы можем предполагать, использовалась для того, что наблюдать за городом. Отсюда был виден Кремль, каскад церквей. В то время наслаждение видами было популярной практикой. В городе для этого устраивали специальные смотрильни.

Что такое галереи, или «галдарейки», и почему их почти не осталось?

В конце XVIII века жители сельской местности стремились в крупные города. Им требовалось жилье. Тогда владельцы капитала стали строить доходные дома, то есть предназначенные для сдачи квартир в аренду. В таком доме нужно было разместить много квартир — компактных и одинаковых. Для упрощения и экономии в доходных домах проектировали общий коридор, вынесенный за основной объем здания.

Эти коридоры называли галереи, или «галдарейки» (от просторечия «галдарея»). «С одной стороны, галереи позволяли более рационально использовать внутреннее пространство — его не нужно было тратить на лестницы. С другой, галереи — это снижение затрат. Чаще всего они строились из дерева», — рассказывает москвовед Алексей Дедушкин.

У галерей в доме было сразу несколько функций. Отсюда вывозили нечистоты до создания проточной канализации. Их использовали как свободное пространство, где ставили столики, пили чай и курили.Иногда галереи добавляли к уже возведенному дому — к бывшим усадьбам. Идеолог реставрации дома Ярошенко скульптор Николай Аввакумов описывает этот процесс так: «Большие помещения разбивали на отдельные маленькие квартиры. В них нужно было обеспечить вход. Для этого на этажах строились вынесенные за периметр дома площадки с лестницами. На каждой из них в новые квартиры прорубали двери».

C приходом советской эпохи галереи стали массово застраивать. Город уплотнялся в разы. Если в 20-е норма жилой площади на человека была пять квадратных метров, то в 30-е во время индустриализации она уменьшилась до двух-трех квадратных метров. Не верите? Вот тут смотрите: https://archi.ru/lib/e_publication.html?id=1850569938

В таких условиях все имеющееся пространство было необходимо превратить в комнаты, в том числе и галереи.

Около половины домов с галереями, по информации моквоведа Алексея Дедушкина, находились в районе Зарядья. Но в 40-е годы для строительства восьмой сталинской высотки историческую застройку Зарядья снесли.  Например, дом-корабль в Псковском переулке. Фото 1940-1941 гг. Псковский переулок, дом № 7 / Мокринский переулок, дом № 15Жилой доходный дом (арх. Л. Кравецкий, 1906 год.) Псковский переулок, дом № 7 / Мокринский переулок, дом № 15 (в глубине двора).
В нем Сергей Эйзенштейн снимал «Стачку». Галереи использовались для съемок сцены противостояния рабочих и полиции. В доме-корабле галереи были связаны между собой мостиками, что добавляло зрелищности. Галереи использовались для съемок сцены противостояния рабочих и полиции в «Стачке» Эйзенштейна

На юге — в Тбилиси, в Одессе — дома с галереями в основном приобрели благоприятный вид, а в более крупных городах они уже давно перестроены или снесены.

Фильм Эйзенштейна не единственное художественное произведение, в котором фигурирует дом с галереями. В нем живет один из второстепенных героев романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. По описанию дома можно понять, почему в советское время от галерей избавлялись без особого сожаления:

«Дом был каменный с деревянными галереями. Они с четырех сторон окружали грязный немощеный двор. Вверх по галереям шли грязные и скользкие деревянные лестницы. На них пахло кошками и квашеной капустой. По площадкам лепились отхожие будки и кладовые под висячими замками».

Сейчас подобную картину уже не встретишь. На юге — в Тбилиси, в Одессе — дома с галереями в основном приобрели благоприятный вид, а в более крупных городах они уже давно перестроены или снесены. По информации Алексея Дедушкина, в Москве сейчас осталось четыре дома с галереями: один на Малой Полянке и три в районе Ивановской горки (историческая территория в районе Китай-города. — прим.). Дом Ярошенко находится в их числе.

Как менялся дом

Примерно через 100 лет после постройки в доме случился большой пожар, после помещение перестроили в стиле барокко — добавили еще один объем и новую галерею. Но в этом виде он простоял недолго: вскоре случилась наполеоновская оккупация, и Москва полностью сгорела.

Через 12 лет после этого генерал-майор в отставке Николай Хитрово, проезжая тут, задумался о восстановлении района. Уже имея опыт благотворительности (во время войны он собирал деньги на ополчение), Хитрово решил сделать здесь торговую площадь и подарить ее городу. Он скупил большую часть владений неподалеку, в том числе и наш дом. Под его началом здесь построили торговые ряды, а здания оформили фасадами. Район стал торговым. Состоятельные владельцы перестали здесь жить. Многие дома перестроили в доходные.

Дом Ярошенко также сильно изменился: ему добавили колонны и портик на фасад и переориентировали на бульвар. Буквально через два года после начала перестройки района генерал-майор умер. На доме сохранился его герб. Последующие владельцы уважали память Хитрово и герб не трогали.

Как формировался район Хитровки

В XVII веке наш район был элитарным, после вложений Хитрово превратился в торговый. А пресловутой Хитровкой стал после отмены крепостного права — 50 лет спустя. Торговая площадь превратилась в биржу труда. Бывшие крестьяне приезжали сюда на поиски работы. Многие ждали найма не один день. В это время выходцам из деревни надо было где-то спать и есть. Тогда в районе появились дешевые гостиницы — ночлежки, открылись трактиры и харчевни. Усадьбы перестроили в ночлежные дома. К ним добавили галереи в их современном виде.

По словам знаменитого москвоведа Гиляровского, в доме была ночлежка, а на первом этаже один из самых злачных хитровских трактиров — «Каторга». К слову, мы не обнаружили никаких подтверждающих это документов. На мой взгляд, Гиляровский сгущает краски, старается показать Хитровку как бандитское место, чтобы читателям было интереснее.Тем не менее в этот дом писатель водил Станиславского и театрального художника Симова, чтобы вдохновиться атмосферой упадка. Они готовили постановку пьесы Максима Горького «На дне».

Ночлежная функция дома сохранялась до революции. Его последняя владелица Елизавета Ярошенко до этих событий успела уехать в Италию, а ее муж и вовсе не дожил до 1917-го. В раннее советское время домом никто не занимался. Рассказывают, что здесь обвалилась галерея, и людям приходилось подниматься по приставной лестнице. В те годы, как и во всей стране, в дом подселили большое количество новых людей. В годы СССР у нас жил изобретатель лазера Николай Басов, актер Савелий Крамаров и театральная художница Елена Архангельская.Наш дом — палаты XVII века. Палаты — от слова «палаццо»

Район постепенно менялся. Сначала сделали благоустройство на площади, а в 50-х дошли и до нашего дома — отремонтировали его и построили новую галерею. Уже после перестройки чиновники наконец заметили, что наш дом древний, и рекомендовали поставить его под государственную охрану. Чуть позже в нашем дворе и подвале снимали сцену из фильма «Брат 2». Данила Багров приходил сюда, чтобы купить оружие у Фашиста.Во дворе дома Ярошенко торговали оружием в «Брате 2»

Наш дом — палаты XVII века. Палаты — от слова «палаццо». В середине 2000-х выяснилось, что нашему дому около 350 лет, и мы начали его исследовать. В истории дома осталось очень много неизвестных деталей, поэтому на данный момент наша главная цель — не реставрация, а консервация находок. Самое крутое, что мы обнаружили, — это те самые изразцы со львиными головами. Они практически не встречаются в жилой архитектуре той эпохи.

Сначала мы думали, что нам будет помогать государство, но потом увидели, какой некачественный ремонт они планируют. Я еле смог его остановить.По проекту исторический фасад, который мы открыли, должен был быть заштукатурен цементным раствором. В других работах, которые бы учитывали историческую составляющую, нам отказывали.

Инструменты, которыми государство работает в городе, не годятся для домов, которые представляют историческую ценность. На обсуждении реставрации чиновник все никак не мог понять, почему у дома столько разных исторических периодов. Он говорил, что это мы просто точно не смогли определить его возраст.

Я понял, что остается только взять судьбу дома в свои руки. Мы создали Фонд (на него ссылка ниже - прим.), чтобы на законодательном уровне самим стать заказчиками работ, и продолжили заниматься тем же, но уже на деньги жильцов и пожертвования. Мы отремонтировали цоколь и фасад, а сейчас продолжаем диалог с Москомнаследием. Оно поручило нам составить проект реставрации. Если все пройдет успешно, после реставрации мы сделаем макет дома и выпустим о нем книжку.

Экскурсии и праздники во дворе

В доме изменился климат после того, как в него въехала церковь. Здесь расположены курсы церковного пения. В Пасху в нашем дворе собираются церковные музыканты и поют.

Еще на атмосферу влияла семья кинооператора Кочубея — она, правда, уже съехала. Когда сыновья Кочубея учились во ВГИКе, здесь постоянно собиралась молодежь из кинотусовки. Они ставили небольшие сценки по группам, смотрели кино на проекторе во дворе. Еще я помню их необычную свадьбу на велосипедах. Мы надели ретрокостюмы и поехали праздновать вместе с ними.

Жители дома достаточно близко общаются между собой. Раньше мы организовывали субботники, а теперь выносим столы и вместе пьем чай из самовара. Еще устраиваем праздники. Например, фестиваль «Хитровская осень», где играет джаз. Это камерное, более-менее закрытое мероприятие.

Галереями в доме мы пользуемся мало — только для входа в квартиру. Разве что можем там иногда постоять и полюбоваться садом. Проблем с ними тоже не возникает. Протекала крыша, но после одного звонка соседки ту починили.

К нам приходят бывшие жильцы, делятся воспоминаниями о доме и приносят старые фотографии. После начала реставрации тут стали чаще останавливаться экскурсионные группы. Я отношусь к этому спокойно, но, когда экскурсоводы включают мегафоны, становится невыносимо. У меня под окном в кладке два клейма царского кирпичного завода. Иногда я просыпаюсь в два часа ночи из-за того, что кто-то на улице обсуждает их возраст.

Ну и доказательство, что внутри не так все убого как снаружи.

В прошлом семикомнатная коммуналка, эта квартира находится в Доме Ярошенко в Подколокольном переулке. Трехэтажное здание на Хитровской площади — памятник культуры и, по словам владельцев квартиры, самый старый жилой дом в Москве: в нем есть крыло, датируемое XVII веком (основная часть — 1860–1880 годов постройки). В доме до сих пор живут люди, хотя многие прохожие считают, что он в аварийном состоянии. С квартирой, как и с домом, связано много историй и легенд: от пьянок Горького, Станиславского и Гиляровского в трактире «Каторга» до сцены из фильма «Брат-2» с фашистом. Есть версия, что здесь родился актер Савелий Крамаров, но бывший хозяин квартиры ее не подтверждает. Сейчас в ней живут журналист Джейк, топ-менеджер Залина и их двое сыновей: Габриэлю три года, а Теодору пять месяцев.
Дизайн делали сами, площадь 120 м² комнат 6, высота потолка 3,4 метра

ЗАЛИНА: Мы давно и долго вынашивали план нашего идеального дома, поэтому искали квартиру в этом районе, определенной площади и с возможностью полностью поменять планировку. Я увлекаюсь архитектурой и очень люблю предметный дизайн, мне было довольно интересно подбирать вещи для дома. Планировкой, подборкой материалов и декодированием занимались мы с мужем, а с технической частью нам помогала архитектор Мария Соколова, она же готовила чертежи для рабочих.

120 квадратных метров мы поделили на кухню-столовую, гостиную, три спальни (одна из них детская), кабинет, гардеробную и санузел. Рядом с входом разместили кухню-столовую — это обычное зонирование для домов и квартир в США, откуда родом Джейк. Еще один прием, привезенный из Штатов, — так называемый walk-in closet, или гардеробная, спрятанная за обычной дверью. Туда можно убрать обувь, несезонные вещи или пылесос, например. Из столовой можно попасть в две спальни: детскую и гостевую. Дальше идет гостиная, разделенная книжным шкафом на зону ТВ (смешно, но телевизора у нас нет, мы смотрим там фильмы на ноутбуке) и лаундж-зону, где гости обычно собираются после ужина. В самом дальнем углу квартиры — наша спальня с большой гардеробной и кабинетом.

На ремонт ушло полтора года. Квартира — бывшая коммуналка с семью комнатами и тремя коридорами. В ней не было ничего, что хотелось бы сохранить: никаких излишеств вроде лепнины или качественной столярки. Деревянные стены рабочие снесли, предварительно получив огромное количество разрешений. Кирпичные — очистили от штукатурки и так и оставили. Кстати, под слоем штукатурки мы нашли дымоход с выводом на крышу. Специалисты сказали, что он действующий, — так в квартире появился камин. Пока он декоративный, но как только мы оформим все необходимые бумаги, им можно будет пользоваться. Перекрытия оказались бетонными, их не трогали, а все остальное поменяли: полы, радиаторы, трубы и проводку. На полу — массивная дубовая доска и паркет в спальне. Все стены покрашены в разные цвета английской краской Little Greenе. От газа мы отказались в пользу открытой кухни и заменили газовую плиту электрической.

Пространство очень старое и сложное, думаю, вряд ли можно было бы сделать что-то в одном стиле. Многое мы привезли из прошлой съемной квартиры, а что-то подобрали уже сюда. Обеденный гарнитур, письменный стол и зеленый диван я заказывала напрямую из Дании, у ребят, которые продают винтаж. Сама растаможивала груз — это был тот еще квест. Кресла в гостиной и торшер мы купили в Repeat Story на «Артплее». Мебели из IKEA немного — в основном то, что я планирую заменить со временем. И еще кухонные шкафы. А вот столешницу заказали из гранита — сами выбирали на складе натурального камня. Барные стулья искали очень долго — эти купили на сейле FChairs. Интересная история у большого дивана и кровати из нашей спальни. Это американская мебель, я ее уже несколько раз перетягивала и перекрашивала. Муж купил ее за копейки много лет назад у человека, который работал в «Газпроме». Он (человек, не муж!) привез ее из Штатов, но потом его перевели в Новый Уренгой — пришлось срочно все продавать.

Практически весь свет в квартире винтажный. Люстру в гостиную мы привезли из Мадрида три года назад. Это ар-деко, Франция, 1920-е годы. Нам с мужем она очень понравилась, но он сомневался, что мы сможем довезти стеклянные плафоны на самолете. Люстра в итоге пережила перелет, но когда ее монтировали в новой квартире, электрик случайно разбил один из плафонов. Слава богу, прораб нашел в Питере мастера, который сделал точную копию плафона.

Ковры на полу — тоже винтажные, дагестанские: я родом из Дагестана и выросла там. Картины — коллекция, которую мы начали собирать во время медового месяца в Бразилии восемь лет назад. С тех пор мы постоянно привозим что-то из путешествий. Также есть пара вещей из советского периода, которые мы купили в Москве: оригинальный постер Лисицкого «Клином красным бей белых» и работа Пугачева в стиле советского кубизма — она висит над обеденным столом.

Вот страничка Фонда дома Ярошенко. Пройдите по ссылке и почитайте. Очень интересно: http://hitrovka-fond.ru/

https://www.the-village.ru/city/in-the-house/381929-dom

https://www.the-village.ru/service-shopping/apartments/36036...

Картина дня

наверх