На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 176 подписчиков

Свежие комментарии

Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла смерть?

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент
В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент
В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы. Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского. В ХІХ в. об этом портрете ходили нехорошие слухи.
И. Бугаевский-Благодарный. Портрет художника В. Л. Боровиковского
И. Бугаевский-Благодарный. Портрет художника В. Л. Боровиковского

В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Не могло возникнуть никакого сомнения в том, что обворожительную натурщицу ожидает долгая и счастливая жизнь. Непостижимый факт, но Мария умерла от чахотки, когда ей было всего 23 года. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.

Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».В. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемыВ. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемы

Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Или вот такие строки:

"Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно."
(Н.А.Заболоцкий).В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. ФрагментВ. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет.Зал Третьяковской галереи, в которой хранится портрет Марии ЛопухинойЗал Третьяковской галереи, в которой хранится портрет Марии Лопухиной

Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано.

У женской красоты недолгий век,
И, древние законы соблюдая,
С тех пор, как люди изгнаны из рая,
Родится смертным каждый человек.

Промчатся дни и годы, как во сне,
Забудется прекрасной дамы имя,
Но сохранит ее черты живыми
Слой краски на старинном полотне.

Музей открыт. Везде простор и свет.
Давно прошедший век. Боровиковский.
Богатства галереи Третьяковской,-
И взгляд живой из бездны прошлых лет.

Облокотясь рукой на парапет,
Она глядит из золоченой рамы.
Пленяет сердце облик юной дамы,
И оживает предо мной портрет.

Небрежны жест и головы наклон,
Туманны сада призрачные дали,
Глаза прекрасны и полны печали...
Что видит взор ее сквозь тьму времен?

Судьбу она предвидит - или нет?
Тоскливых дней холодное ненастье,
Жизнь без любви, замужество без счастья,
Смерть от чахотки в самом цвете лет...

Прошли века, "и нет уже тех глаз",
Как нет и тех, кто здесь, между живыми,
Лопухиной Марии помнил имя,-
"Но красоту ее Боровиковский спас".

Елена Соловьева

http://www.kulturologia.ru/blogs/220915/26366/

https://www.stihi.ru/2011/05/20/340

Картина дня

наверх