На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

Рисуем звуками настроение. Alizbar - кельтская арфа ( сказки арфы)

Сейчас, слушая музыку на своей страничке и здесь, в темах блога, задумалась: ведь пение, музыка вообще имеют гораздо более глубокий смысл и значение, чем мы привыкли думать... Ведь это подлинный язык природы, и на нем говорит все живое: и человек, и животные, и птицы, и пресмыкающиеся... Ребенок выражает звуками голоса все свои желания и чувства прежде, чем овладеет членораздельной речью. А речь использует звуковые интонации, придающие художественную выпуклость словам. А сколько есть таких глубин душевной жизни, какие остаются за пределами возможности речи? И как часто острая печаль изливается в стонах и рыдании, а радость - в восторженных восклицаниях и пении только потому, что они невыразимы при помощи слова. Возвышенная музыка способна приподнять и взволновать нашу душу гораздо сильнее, чем самая искусная и выразительная речь. Музыка не только питает наши чувства, но и возбуждает мысль. В ней всегда есть какая-то мистическая сила, способная настроить душу на тот или иной лад! Не значит ли это, что музыка, по словам Карлейля, "есть лишенная членораздельных звуков, из какой-то глубины исходящая речь, которая увлекает нашу душу на край бесконечности и держит здесь несколько мгновений, чтобы мы заглянули в нее."?

Кельтская арфа — необыкновенной красоты музыка. Музыка ли это? Один лишь звук, лёгкое прикосновение, и, как по мановению волшебной палочки, отправляешься в удивительное путешествие по кельтским и балканским сказкам.

Alizbar — такое название автор дал «дуэту»: себе и своей кельтской арфе. Настоящее имя — Эдуард Шухари. Талантливый мульти-инструменталист родом из Кишинёва (Молдавия), нынче проживает в Будапеште (Венгрия). Играет на виолончели, флейте, мандолине, бойране (кельтский бубен), домре, лауте (другими словами — лютня), и многих других музыкальных инструментах, но самый любимый, уже как известно — кельтская арфа.

С детства увлекался сказками и сказочными фильмами, много читал и фантазировал на темы волшебных сказок. Больше всего любил кельтские сказки и сказки балканских народов. Профессионально музыкой начал заниматься поздно: в 20 лет поступил в музыкальный колледж по классу виолончель. Параллельно осваивал гитару, мандолину, флейту и всевозможные дудочки.

В 1998 году основал группу Ann’ Sannat (в переводе с эльфийского языка Д.Р.Р. Толкиена означает «сказки, отображенные в песнях»), которая исполняла ирландскую, балканскую, молдавскую народную музыку в собственных оригинальных аранжировках, а также авторские композиции.

Позже в 2002 году Эдуард увлекся кельтской арфой. Он влюбился в этот инструмент. А через пять лет Alizbar выпускает первый свой сольный альбом под названием Metamorphoses Of Ann’, посвященный арфе и волшебным сказкам. На диск вошли композиции собственного сочинения. Вдохновением для их создания стали сказочные произведения Толкиена, природа любимого города — Будапешта, стихи друзей и собственные душевные переживания. Это Музыка Души.

Однако последнее время он известен в среде ценителей этнической музыки как виртуоз-арфист и единственный в России арфотерапевт. Вид арфы, на которой играет Элизбар, широко распространён в Ирландии и почитается там как национальное достояние. Такой инструмент не используют арфисты академической школы, его нельзя услышать на концерте симфонической музыки.

Чтобы не играть в «испорченный телефон», посмотрите сами, как Эдуард пишет о своей спутнице - арфе, сколько эмоций она в нём вызывает, и вы убедитесь, что музыка, которую я вам сегодня предлагаю послушать - это музыка бесконечной любви:

"Я влюблён в это чудо. Это какое-то странное существо, и, кажется, оно не имеет рода. Его всегда хочется видеть, и осязать, и слушать, и слышать. Его звуки пахнут, причём каждый на свой лад. В трёх-четырёх звуках можно отобразить и запах лужайки, и пар, поднимающийся над весенним озером, и запах утра, и может даже всех утр мира… У меня удивительная арфа, с безумно красивым голосом, но, странное дело, каждый звук напоминает о боли, то ли моей, то ли всеобщей. В каждом — очень древняя история, а в бесчисленных сочетаниях звуков — длинные саги. Играешь и будто сказки сказываешь. Звуки уходят навсегда, тая, как снежинки в тёплом воздухе, как бы говоря «прощай», но долго ещё эхо несёт отзвук этого прощания. Странная арфа. В какой-то степени арфа — моя жена. Может я сошёл с ума?… О Боже, как сладко, но без притори звучит этот аккорд… И странное дело, мне трудно играть чужие произведения. Такое впечатление, что арфа перебирает еду, как капризный ребёнок, предпочитая питаться только моими эманациями. Но когда играешь свои импровизации, то арфа и я становимся как бы одним целым, возникает симбиоз «человеко-арфа», и становится она продолжением рук, мыслей. Мы стараемся, словно двое влюблённых… В общем пробую я мою муза-лиру на вкус и понять не могу…"

Стиль музыки - "музыка сказка". Музыка, в которой каждый человек найдёт для себя частичку счастья и умиротворения, это авторские композиции волшебного настроения с элементами арт-неофолка, блюграсса, аранжировки в стиле импрессионизма, минимализма. В симбиозе - это не ограниченная рамками одного стиля музыка, что притягивает на концерты разновозрастную публику. Хрустальный звук арфы Элизбара умиротворяет и погружает в гармонию сердца слушателей. Арфовые импровизации, чувственно и тонко подчёркнутые звуками гитары, наполняют волшебством.

"Мир, который нас окружает, можно услышать и прочесть. Но для этого требуется понимать те знаки и образы, которые открывают нам истинное содержание жизни. А вот уж пониманию нужно и можно научиться.
Вся культура - это мир зеркал. Зеркала удваивают мир. Музыка тоже умножает мир. Она строит свои образы, которыми пытается сказать нам о той красоте, которая возможна лишь в идеальном мире, о невозможности до конца раскрыться здесь и сейчас полноте жизни, о боли, страдании, смерти и любви. Музыка говорит с нами не словом. Её язык обращён к сердцу, к чувствам. Она рисует образы, невидимые глазу, но различимые для нас. Одно это уже говорит о том, что не всё можно увидеть глазами и потрогать руками. Это как электрический ток - невидим, но ощутим. В этом смысле музыка - очень сильный инструмент. Красота музыки способна пленить человека, уловить его и сделать своим вечным рабом. И это рабство сладостно, потому что сладостно быть рабом красоты, любви,Бога. Музыкант - слуга, раб, уловленный в сети красоты. Переполненный этим - он хочет поделиться своим счастьем и красотой со всеми. Ему хочется, чтобы все ощутили то, что открыто лишь ему. Цветаева увидела это так:

О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты
Закон звезды и формула цветка. "

(с) Alizbar

Музыка Элизбара черпает вдохновение из глубины человеческой культуры. Это жемчуг, отобранный для высокого рукоделия. Многие поколения потрудились, чтобы отобрать лучшее, чтобы напитать почву и сделать её пригодной для лучших плодов. Чистые звуки струн, как бы колышут эфир. Струна колышет воздух и мы слышим вдруг, как с нами говорит одна из стихий, но стихия, облагороженная человеческим сердцем и мастерством. Вот тишина - нет звука и воздух молчит. Но стоит пальцу коснуться струны, и вибрация охватывает нас. Воздух, который всегда знает, о чём он дует, вдруг посвящает меня в свою тайну, тайну, которая сокрыта от мудрых, но открыта младенцам. То, что мы слышим, это, с одной стороны, сумма душевных усилий и мастерства Элизбара, которую он выносит на наш суд. Но это и нечто большее, потому что некоторый дух вмешивается в мою жизнь и заставляет меня переживать. Причем узыка способна заставить нас и смеяться и рыдать - такова её сила. И если поэт, по меткому замечанию Иосифа Бродского, орудие языка, то музыкант - это орудие музыки.

Истоки АРФОТЕРАПИИ

Удивительное свойство музыки благотворно влиять на организм человека известно с давних времён и нашло применение в восстановительной медицине.

Ещё древние греки заметили, что музыка арфы целебна. В лечебных храмах Древней Греции Асклепионах люди впитывали музыку, лёжа в свободных позах на мягких шкурах, слушая искусную игру на арфах и лирах вкупе с высокой поэзией, которая читалась в определённом ритме и нараспев.

Библейская история в «Первой книге Царств» повествует о чудесном исцелении царя Саула, терзаемого жестокой меланхолией. Ни один лекарь не мог справиться с этой загадочной болезнью, и в качестве последнего средства ему рекомендовали пригласить во дворец арфиста для музицирования. Самым искусным музыкантом был Давид из Вифлеема, всего лишь простой пастух. Его игра на арфе так понравилась Саулу, принесла ему такое облегчение, что Саул не хотел отпускать его и оставил служить во дворце.

«И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя; пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на арфе, и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокоивать тебя» (1 Цар. 16:15-16).

«И пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем. И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв арфу, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 Цар. 16: 21-23).

Во многих мифах и легендах, дошедших до наших дней, можно найти подтверждение чудодейственной силы музыки арфы. Бытует мнение, что на арфе играли те, кто обладал волшебным даром исцеления и пророчества.

Чтобы считаться лучшими, странствующие поэты и певцы, называемые бардами, должны были держать экзамен. Трудность его заключалась в том, что нужно было найти и применить «три благородных натяжения» (в настройках или звучании арфы), способных вызвать глубокий сон, слёзы и смех. Если слушатели реагировали подобным образом, значит, бард испытание выдержал.

В идиллических картинах райской жизни, сулящей человеку успокоение и вечное блаженство, великие мастера живописи изображали ангелов и других божественных существ играющими на лирах и арфах. Эти символические образы совершенно определённо указывают, что гармония и музыка арфы неразделимы.

Первые научные эксперименты в области арфотерапии начинают проводиться в 1970-х годах, во времена возрождения интереса к арфовой музыке. Появляется уникальный проект «Лечебные Арфы», основанный профессором музыки, доктором философских наук Рональдом Прайсом и арфисткой Лиз Сифани. Члены «Лечебных Арф» разделяли цели игры на арфе, не принимая во внимание виды умственных, физических, эмоциональных или духовных требований, с которыми им предстояло столкнуться. Осуществляя сеансы игры ежедневно, Прайс обнаружил облегчение мягкой формы мозгового паралича и дегенеративной болезни Паркинсона. Вдохновлённые примером «Лечебных Арф», арфисты всего мира откликнулись на призыв к развитию музыкотерапии, и в 1995 году состоялась Первая Международная Лечебная Конференция Арф. В ходе последующих Конференций была установлена коллективная цель: наличие терапевтического арфиста в каждой больнице к 2020 году.

В 1982 году норвежским музыкантом-изобретателем Олафом Скилле впервые была представлена виброакустическая терапия (VAHT). Олаф использовал звуки низкой частоты (в основном в диапазоне 30-120 герц), которые генерировались музыкальным синтезатором и применялись для лечения различных заболеваний. Впоследствии было выявлено, что наилучшим образом с ролью терапевтического инструмента справляется именно арфа.

Таким образом, истоки арфотерапии сокрыты в глубине эпох и цивилизаций, а пользу этого метода музыкальной терапии мы можем испытать на себе и теперь.

Принцип целительного действия АРФОТЕРАПИИ

АРФОТЕРАПИЯ – одна из разновидностей музыкальной терапии. Под воздействием арфотерапии происходит гармонизация внутреннего состояния человека посредством музыки арфы.

Во время сеанса арфотерапии человек не просто слушает чарующую музыку арфы, он прижимается спиной и головой к колонне арфы. Сеанс арфотерапии можно сравнить со своего рода музыкальным вибромассажем. Волны приятных вибраций распространяются по телу, питая и очищая внутренние воды человека (кровь, лимфу и т.п.). Не случайно арфа как музыкальный инструмент олицетворяет водную стихию. Предназначение воды – омывать, очищать, растворять, расслаблять, успокаивать. Так и звучит арфа.

Музыка арфы вибрационным потоком свободно циркулирует в организме человека, расслабляя, снимая блоки внутренних зажимов, избавляя от тревог и страхов, устраняя негатив и нацеливая организм на самовосстановление и самоизлечение. Под воздействием арфотерапии все клеточки организма человека, словно в детской игрушке «Калейдоскоп», выстраиваются в единственно правильный и прекрасный узор.

Сеансы арфотерапии проводит Элизбар (Alizbar)– мультиинструменталист, композитор, человек, который обладает удивительным даром чувствовать как инструменты, так и людей.

Элизбар проводит сеансы для групп из нескольких человек или индивидуально. На групповых сеансах, или «лежачих концертах», участники устраиваются вокруг арфы в свободных позах, как удобнее телу. На сеансах индивидуальной арфотерапии человек прислоняется спиной к колонне арфы, проигрывается звукоряд и по выбранным интуитивно нотам определяется созвучная именно данному человеку тональность. Это очень тонкий процесс, потому что музыкант настраивается на внутреннюю музыку арфотерапевтируемого и играет то, как звучит именно он, создавая эффект зеркала в музыкальном виде. Вибрации проникают глубоко в организм человека, происходит как бы «внутренний массаж органов» и перенастройка.

Элизбар рассказывает: «Прежде чем начать играть, я настраиваю инструмент, привожу его в состояние лада. Точно так же и с людьми. В каждом из нас есть очаги разбалансированности, рассинхронизации, и с этими психосоматическими узлами мы живем, хотим быть здоровыми, и чтобы все было хорошо. А это все расстроенные струны в нас, которые ждут своего часа и — настройщика. Но застои и диссонансы можно привести в состояние лада. По утверждению древних китайцев, каждый человек ─ музыка, музыкальная вселенная, которая постоянно звучит и транслирует себя в окружающий мир. Если человек начинает болеть, значит, его внутренняя музыка перестает быть гармоничной. Любой из нас состоит из вибраций — а вибрация и звук вещи неразрывные».

Важно рассказать ещё об одном явлении, сопутствующем арфотерапии. Во время сеанса человек обычно входит в так называемое «альфа-состояние». Это особое релаксирующее состояние. Альфа-волны возникают, когда мы закрываем глаза и начинаем пассивно расслабляться, не думая ни о чем. Если мы продолжим расслабление без фокусировки своих мыслей, альфа-волны начнут доминировать во всем мозге, и мы погрузимся в состояние приятной умиротворенности. И, что самое удивительное, в этом состоянии организм способен самоизлечиться и самовостановиться.

Виброакустическая арфотерапия — нефармакологический метод терапии и поэтому не имеет отрицательных побочных эффектов. И здоровые и больные части тела получают те же самые волны приятных вибраций, опорные, правильно настроенные ноты — таким образом, создается полная гармония в теле и душе. Это своеобразная «звуковая таблетка», с помощью которой здоровые клетки обновляются, а больные клетки получают стимулы к выздоровлению.

Так что, дорогие мои, слушайте и исцеляйтесь, погружаясь в сказку!

Картина дня

наверх