На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера

Мариус Иванович Петипа

Мариус Петипа

Мариус Петипа

Годы жизни: 11 марта 1818 — 14 июля 1910
Страна рождения: Франция
Сфера деятельности: Хореограф

Танцовщик, балетмейстер и педагог с именем, которое звучит словно элемент классического танца. Мариус Петипа — француз, посвятивший жизнь русскому балету.

Первой сценой для уроженца Марселя Мариуса Петипа стал брюссельский театр. Первым учителем Мариуса стал отец Жан Антуан Петипа— в детстве он играл в его постановках, а в юношеском возрасте гастролировал вместе с отцом, выступая во Франции, США и Испании. В его же постановке в 1831 году Мариус впервые вышел на сцену в «Танцемании». Сам молодой танцовщик от балета был не в восторге.

«Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства» — вспоминал Мариус Петипа.Портрет пятнадцатилетнего Мариуса. Около 1833 года.

Всего девять лет понадобилось Мариусу, чтобы пройти путь от станка в учебном классе до места премьера и даже балетмейстера в Нантском театре. Едва получив первый самостоятельный ангажемент, Петипа начал сочинять танцевальные номера для опер, одноактные балеты и дивертисменты. Работая с отцом, расширил горизонты, гастролируя по всей Франции, Америке, Испании. Не попав в состав труппы Парижской оперы, танцовщик отправился изучать испанские танцы, чтобы применить все полученные знания на новой службе — в России. «Перед моим отъездом матушка моя, которая меня обожала, напутствовала меня следующим образом: «Дорогой сынок, — сказала она, — хорошенько закутайся, чтобы у тебя нос не отмерз, ведь в России так холодно, что там на улицах жгут костры», — писал в мемуарах Петипа.

За пластикой — в Россию

 Однако, уже в 1846 г. М.И. Петипа был вынужден оставить европейскую сцену из-за скандальной дуэли с французским дипломатом. В сложившихся условиях гонимый артист охотно принял приглашение на должность танцора-мима в Большой театр Санкт-Петербурга. Работа привлекала не только выгодным контрактом. Молодому и уже известному балетмейстеру еще не исполнилось тридцати, он был вполне успешен, но вот в самом европейском балете Петипа не хватало пластики и красоты. Потомственный танцовщик на родине видел вместо высокого искусства «клоунские упражнения».«Балет — серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает».- Мариус Петипа

Мариус Петипа приехал в Россию в 1847 году танцевать, и до конца дней его жизнь оказалась связанной с Петербургом. Дебютировав на сцене Петербургского Большого театра в балете «Пахита», постановку которого гастролер осуществил сам, Мариус Петипа занял положение первого танцовщика балетной труппы. Он исполнял ведущие партии во многих балетах Жюля Перро и в своих постановках. 
«Венцом искусства Петипа была мимика. Здесь он был положительно выше всяких похвал. Темные жгучие глаза, лицо, выражающее целые гаммы переживаний и настроений, широкий, понятный, убедительный жест и глубочайшее проникновение в роль и характер изображаемого лица ставили Петипа на высоту, которой достигали очень немногие его собратья по искусству. Его игра могла в самом серьезном смысле слова волновать и потрясать зрителей», – так описывала балерина Екатерина Вазем танцовщика Петипа.
Мариус Петипа – Таор в балете «Дочь фараона» © Мариинский театр

В 1855 году ему досталось еще и место педагога балетного отделения петербургского Театрального училища. И всеми секретами мастерства, найденными самостоятельно, подсмотренными у заезжих звезд, Петипа стал делиться со своими учениками. Окончив школу, те приходили в театр и с полуслова понимали своего наставника – уже знали все особенности стиля Петипа и с легкостью справлялись с его хореографией. Петипа растил «своих артистов».

Русская премьера Мариуса Петипа состоялась на сцене петербургского Большого (Каменного) театра. Практически одновременно в качестве солиста и постановщика — помощника главного балетмейстера театра Жюля Перро. Наставник, перед тем как поручить молодому коллеге собственную постановку, отправлял своего ученика в музеи и за книгами — получать знания по этнографии и истории. Лишь спустя восемь лет Мариус Петипа поставил собственный дивертисмент по испанским мотивам «Звезда Гренады».

Успешные дебюты

Балет «Дочь фараона»
На фото сцены из балета "Дочь фараона" можно увидеть в центре балерин: Матильду Kсешинскую (1871-1970) в роли принцессы Аспиччия (справа) и Ольгу Преображенскую (1871-1962) в роли раба Рамзея (слева).
Балет «Дочь фараона»Первый большой балет Петипа-постановщика «Дочь фараона» получил сценическое воплощение в 1862 году. В этом спектакле критики отметили умелое владение искусством работы с солистами и кордебалетом, но — в ущерб сюжету. Петербург принял спектакль благосклонно, чего не скажешь о московской публике.
Балет «Баядерка»
Балет «Баядерка»За первым триумфом последовала небольшая народно-патриотическая пьеса «Мужичок» (1865 г.), удивившая либеральные круги своей близостью к традиционному русскому танцу.
В1862 году Мариус Петипа был назначен балетмейстером с обязанностью ставить и сочинять балеты по поручению Дирекции императорских театров. А главным балетмейстером, первым человеком в труппе, стал лишь в 1869-м, после двадцати двух лет службы. Прежде чем заслужить доверие, он оставался в тени хореографов, сделавших себе имена в Европе, – сначала Жюля Перро, приглашенного в Петербург на пост главного балетмейстера, затем сменившего его Артура Сен-Леона.Мариус Петипа. 1860-е © Мариинский театр

Наиболее успешными из постановок М.И. Петипа его современники считали балеты на индийские («Баядерка» 1877 г.) и османские («Роксана — краса Черногории» 1878 г.) сюжеты. Секрет тёплого приёма последней постановки заключался, по словам советского композитора и музыковеда Ю.И. Слонимского, в её соответствии всеобщему подъёму патриотических настроений.  В год создания «Роксаны…» (1877 г.) русские войска вновь отправились освобождать угнетённые славянские народы от многовекового турецкого владычества. Кстати, «Баядерка» М.И. Петипа не сходила с российской балетной сцены более полувека, до 1933 годаМ. Петипа – Вильсон («Дочь фараона»). 1862М. Петипа – Таор («Дочь фараона»). 1862М. Петипа в балете «Фауст». 1867

«Принимаясь за постановку нового балета, Петипа ждал, пока полная тишина не воцарится в зале, – вспоминал исполнитель многих ведущих партий в его сочинениях Николай Легат. – Самые интересные моменты наступали, когда Петипа сочинял мимические сцены. Показывая каждому в отдельности его роль, он настолько увлекался, что все мы сидели затаив дыхание, боясь упустить хоть малейшее движение этого выдающегося мима. Когда заканчивалась сцена, раздавались бурные аплодисменты, но Петипа не обращал на них внимание».Николай и Сергей Легаты. Карикатура на Мариуса Петипа © Мариинский театр

Первой большой удачей Петипа-балетмейстера стала «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса. На премьере в главной партии выступала Екатерина Вазем, а в 1902 году тогда еще начинающая Анна Павлова. В основе спектакля — французский балет «Сакунтала», поставленный братом Мариуса, Люсьеном Петипа, за два десятилетия до петербургской премьеры. И все же критики отмечали, что русская «Баядерка» получила собственное хореографическое воплощение, а завершающая картина спектакля «Тени» стала одним из самых ярких образцов классического танца.

«Эпоха Петипа»

Спектакль «Спящая красавица»
Спектакль «Спящая красавица»
Спектакль «Спящая красавица»М. Кшесинская в балете «Пахита». 1890-е.
Мариус Петипа стал законодателем в мире балета, определив развитие этого вида искусства на многие десятилетия вперед. Свои лучшие постановки балетмейстер осуществил с легкой руки директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского.
Иван Всеволожский инициировал отмену монополии создания балетных партитур одними и теми же музыкантами. В результате сотрудничества Мариуса Петипа с композиторами постановки обрели музыкальную целостность. При работе с Цезарем Пуни и Людвигом Минкусом балетмейстер мог самостоятельно переставить фрагменты в нужном ему порядке. Хореограф нередко брал музыкальные номера из различных сочинений штатных балетных композиторов и вставлял их в готовые постановки. С появлением Петра Чайковского и Александра Глазунова вмешательство Петипа в структуру спектакля стало редким, отныне оно согласовывалось если не с авторами, то с штатным капельмейстером Риккардо Дриго. Сотрудничество Всеволожского и Петипа было плодотворным несмотря на то, что сопровождалось многими трудностями. В результате их совместной деятельности существенные перемены произошли в отечественном балетном театре, изменилось отношение к нему зрителей. Период с 1890–1899 годы оказался особенно сложным для директора театров и балетмейстера, но именно в этот время были поставлены балеты, которые сегодня составляют гордость отечественного хореографического искусства. В эти годы иностранные балерины, которых приглашал Всеволожский по согласованию с Петипа, способствовали развитию русского исполнительского искусства. Музыка в балетной постановке заняла ведущее место, равное по положению с хореографическим текстом. Плодотворное сотрудничество Всеволожского и Петипа сыграло решающую роль в процессе формирования истории русского балета в целом.
Балет-феерия был давней мечтой Петипа. На основе сказки Шарля Перро «Спящая красавица» был написан сценарий. Музыку Всеволожский предложил написать Петру Ильичу Чайковскому. Композитор потребовал подробный план балета с особыми пожеланиями постановщика. Хореограф вырезал из картона фигурки артистов и, передвигая их, зарисовывал композицию будущего спектакля. Услышав готовое произведение, постановщик менял рисунок танца, к примеру, для феи Сирени. Результатом такого сотворчества стал балет, который не сходит со сцены уже второе столетие в ставшей классической постановке Мариуса Петипа. Только при жизни хореографа балет исполнялся 200 раз.
«Спящая красавица» — одно из выдающихся явлений в истории мировой хореографии XIX века. Это произведение, наиболее совершенное в творчестве Петипа, подводит итог трудным, не всегда успешным, но упорным поискам хореографа в области балетного симфонизма. В известной мере оно подытоживает и весь путь хореографического искусства XIX века». - Балетовед Вера Красовская
Спустя много лет уже другой известный балетмейстер Юрий Григорович писал о своем предшественнике. «Нет лучшей школы для любого хореографа, чем школа Петипа. Он учит органике построения спектакля, учит композиционному мастерству, учит уважительному и трепетному отношению к избранной нами профессии, — поясняет Григорович. — И что самое главное, помимо бесценных уроков в области хореографической формы, он учит высокому строю мыслей, высокому пониманию жизни и человека. Вот почему Петипа сегодня — не легенда, а живая, неотъемлемая часть современной жизни и практики балетного театра».

За почти шестьдесят лет, отданных петербургской сцене, хореограф и педагог, он воспитал не одно поколение русских артистов, поставил более семидесяти балетов и многолетним вдохновенным трудом перенес столицу балетного мира в Петербург – все передовое в балете второй половины XIX века рождалось в Петербурге. Созданные в Мариинском театре большие балеты Петипа, сюжетной канвой объединяющие классические ансамбли, красочные характерные танцы, зрелищные жанровые сцены и пантомиму, стали венцом балетного искусства XIX столетия и отправной точкой для исканий ХХ века.
Постановки Мариуса Петипа сегодня – это золотой фонд классического наследия. В репертуаре Мариинского театра их сохранилось девять. Выставка, основанная на материалах архива Мариинского театра и коллекции эскизов Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, рассказывает, как менялись на родной сцене сочинения Петипа, какие коррективы вносило время в шедевры хореографа.

В 76 лет французский балетмейстер получил русское гражданство, а спустя год вместе со своим учеником-хореографом Львом Ивановым ставит «Лебединое озеро». Спектакль, уже видевший сцену в 1877 году, получил новое прочтение спустя 17 лет. Сцену бала во дворце украсили польский, испанский, венгерский танец, а нежной Одиллии Петипа противопоставил па-де-де страстной Одетты. Спектакль стал бессменным символом русского балета.

«Петипа вывез из Франции традицию французского изящества, точно так же, как Растрелли и Росси принесли в императорскую столицу традиции итальянского барокко и ампира. Он получил в России возможность работать так, как он никогда не смог бы в тот период работать в Париже или в Риме, поскольку на императорских петербургских театрах сосредоточено было внимание двора, на них отпускались огромные средства и они находились в привилегированном положении», — говорил о Петипа известный хореограф Джордж Баланчин. Балеты Петипа

Балеты Петипа
Балеты ПетипаЗа полвека работы в России Петипа вывел на сцену свыше 60 балетных спектаклей. «Щелкунчик» и «Раймонда», «Золушка» и «Сон в летнюю ночь», «Пахита», «Дон-Кихот», «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Эсмеральда», «Спящая красавица», «Сильфида», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Волшебное зеркало» и многие другие.… «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что-то была наисчастливейшая пора моей жизни… Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем» — так заканчиваются мемуары хореографа, но не заканчивается «эпоха Петипа», продолжая жить в балетах хореографа по всему миру.

За 92 года своей жизни Петипа состоялся как балетмейстер, и как семьянин: был дважды женат, воспитывал детей. По «традиции» однажды его просто отстранили от работы, ссылаясь на возраст и слабое здоровье. Несмотря на то, что еще при жизни Петипа занял почетное место на пьедестале искусства, полноценное признание его значимости пришло гораздо позже.
Вскоре по приезде в Россию Мариус женился на русской балерине М. Суровщиковой, но она рано умерла, оставив его с сыном Жоржем.

Мариус Петипа с сыном Жоржем и старшей дочерью МариейМария Сергеевна Суровщикова - Петипа в балете “Дочь фараона”

Вторая жена балетмейстера, тоже актриса, Н. Савицкая, стала его верным другом и помощницей во всех делах, несмотря на большую разницу в возрасте.

По примеру своего отца все дети Петипа, так или иначе, связали свою жизнь с балетным театром. Даже старший сын Мариус, окончивший по желанию отца коммерческое училище, стал артистом балета. В 1911 году на сцене выступали сразу три брата Петипа - Мариус, Марий и Виктор. Однако судьба дочерей балетмейстера была не так благополучна. Только две из них - Надежда и Вера - стали артистками балета. Средняя дочь, Евгения, тяжело заболела, и ей ампутировали ногу. Младшая дочь Петипа, Любовь, также стала балериной, но рано ушла из жизни.

Петипа реформировал классический балет и из искусства принимать определенные позы, превратил его в хореографическое повествование. Для каждого артиста он подбирал свою гамму движений, позволявшую показать их индивидуальность. Танцовщик был для него, прежде всего актером, который должен был передать свои переживания средствами танца.

Француз Петипа был предан русскому балету до конца своих дней, а русских артистов считал лучшими в мире, ссылаясь на их природную способность к танцу. «Я считаю петербургский балет первым в мире именно потому, что в нем сохранилось то серьезное искусство, которое было утрачено за границей», — говорил балетмейстер.

Однако его балетный век уже подходил к концу. В 1901 г. на место достаточно консервативного, но поддерживавшего позднего М.И. Петипа И.А. Всеволожского пришёл молодой реформатор В.А. Теляковский (директор Императорских театров в 1901-17 гг.). В своей «балетной политике» он покровительствовал молодым хореографам, таким А.А. Горский и М.М. Фокин (оба ученики М.И. Петипа, танцевавшие в его поздних постановках). Старого балетмейстера эти молодые деятели искусства считали «Победоносцевым от балета»

Последние 7 лет жизни знаменитый Петипа, в числе поклонников которого был император Николай II, был фактически отстранен от работы в театре – у него не сложились отношения с новым директором Императорских театров Теляковским, который обвинял балетмейстера в консерватизме и вмешивался в постановки. Без активной творческой работы балетмейстер чувствовал себя одиноким.

«Мерзкий конец — это моя старость. Есть жена и дети, а я не счастлив. …Есть большая пенсия — а счастья нет», — писал в дневнике Петипа.

Балетмейстер скончался в 1910 году в крымском Гурзуфе. «Умер он ненужным и озлобленным старцем, оторванным и от товарищей, которых он пережил, и от нового поколения, восставшего, как оно считало, против XIX века, с которым, как оно надеялось, уже было покончено», — вспоминал Дмитрий Баланчин.

Свою последнюю волю Петипа озвучил в дневнике еще в 1903 году: «Моя последняя воля в отношении моих похорон. Все обязательно должно быть очень скромно. Две лошади для дрог. Никаких приглашений на похороны. Только объявление в газетах, оно заменит их».

 Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.

https://www.culture.ru/persons/3038/marius-petipa

https://www.mariinsky.ru/about/exhibitions/petipa200/beginni...

https://www.gazeta.ru/culture/2018/03/07/a_11675101.shtml

https://infourok.ru/marius-ivanovich-petipa-francuzskij-i-ro...

https://russiaedu.ru/article/vosstanavlivaia-spravedlivost-2...

http://expositions.nlr.ru/ex_manus/petipa/

Картина дня

наверх