На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 157 подписчиков

Свежие комментарии

  • Yvan
    Как-то совершенно мимо меня пролетело его творчество, ни песен ни имени никогда не слышал. А то, что услышал сейчас, ...От одесского жули...
  • Александр Сысоев
    Светлана, полностью согласен: мне творчество Аркадия Северного совсем никак. Хотя я любил и люблю бардовские песни, н...От одесского жули...
  • Светлана Митленко
    Может Мурзилка? Или Костер. Еще Пионер был журнал.GIF-ки, которым б...

Доходный дом З.А. Перцовой, или «Дом-сказка» и его история

Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Вид на здание с Патриаршего моста.
Доходный дом, расположенный на углу Пречистенской набережной и Соймоновского проезда, напротив храма Христа Спасителя, просто поражает своей необычной архитектурой и богатством декора. Пройти мимо него, не заметив, невозможно. За затейливость и фантастичность облика москвичи прозвали его «Домом-сказкой». Здание представляет собой яркий пример неорусского модерна, точнее, находится на стыке модерна и неорусского стиля. Оно воплощено в древнерусских мотивах: балконы-теремки, башенки и щипцы, майоликовые панно с изображениями сказочных животных. Это настоящий дом-терем!
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Вид на здание с галереи храма Христа Спасителя.
История появления этого здания в Москве началась с того, что известный инженер и предприниматель, строитель железных дорог Петр Николаевич Перцов, являвшийся страстным поклонником искусства, решил построить не просто традиционный для того времени доходный дом с жилыми квартирами, а еще и со студиями-мастерскими, которые он предполагал устроить в верхнем, мансардном этаже здания и сдавать их по демократичной цене (а иногда и бесплатно) художникам. Место для строительства такого дома «подвернулось» ему случайно. По сохранившимся воспоминаниям самого П.Н. Перцова, в ноябре 1902 года он посетил недавно возведенный особняк И.Е. Цветкова на Пречистенской набережной (т.н. «Дом-ларец»), выстроенный в русском стиле по рисункам В.М Васнецова и предназначенный для хранения и демонстрации коллекции картин своего владельца. Перцов был восхищен видом на Кремль, открывавшимся из окон особняка, и выразил свое удивление Цветкову относительно того, как тому удалось найти столь прекрасное место под постройку. Цветков же, видя заинтересованность своего приятеля, предложил сообщить ему о способе приобретения еще более привлекательного участка для дома при условии, что тот также выстроит на нем здание в русском стиле. Петр Николаевич согласился, и Цветков рассказал ему об имеющемся в продаже владении неподалеку, тоже на набережной, в непосредственной близости от храма Христа Спасителя и о том, что в намечающейся сделке купли-продажи у покупателя и продавца возник торг относительно цены, которую в данный момент Перцов при желании мог бы легко перебить. Предприниматель не замедлил воспользоваться столь ценной информацией, и уже на следующий день купчая на участок с расположенной на нем постройкой была оформлена на имя жены Перцова - Зинаиды Андреевны.
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Угол дома ,выходящий на перекресток Соймоновского проезда и Курсового переулка.
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Фасад со стороны Пречистенской набережной.
К проработке проекта будущего здания Перцов приступил в декабре 1905 года. Памятуя о том, что оно непременно должно было быть построено в русском стиле, а также учитывая «обязывающее» место строительства – на берегу Москвы-реки, рядом с храмом Cпасителя и с открытым видом на Кремль, - предприниматель решил подойти к вопросу со всей тщательностью и основательностью и объявил о проведении закрытого конкурса проектов доходного дома в русском стиле. Предложение участвовать в конкурсе он направил художникам А. М. Васнецову и С. В. Малютину и архитекторам А. И. Дидерихсу и Л. М. Браиловскому, в жюри же пригласил художников В. М. Васнецова, В. И. Сурикова, В. Д. Поленова и архитекторов Ф. О. Шехтеля, И. А. Иванова-Шица и С. У. Соловьева. Предварительно же совместно с городским архитектором Н.К. Жуковым разработал план будущего здания, соответствующий условиям участка, а конкурсантам предложил придерживаться его при составлении своих проектов. Первая премия была установлена в размере 800 рублей, вторая – 500, а за заказчиком было оставлено право выбора для строительства любого из премированных проектов. В результате конкурса первую премию получила работа А.М. Васнецова, а вторую – С.В. Малютина. Однако Перцову проект Васнецова не приглянулся из-за кажущейся шаблонности, а вариант Малютина, который тот выполнил в стиле русского ампира, не вполне соответствовал условиям задания. Так бы мероприятие и прошло без особого результата для организатора, если бы у Малютина не сохранился эскиз его первоначального проекта, который он не выставил на конкурс, т.к. тот не отвечал плану участка. Этот эскиз увидел Петр Николаевич и был настолько пленен его красочностью и необычностью, что попросил Малютина переработать его, приспособив к заданной планировке. Так работа над доходным домом досталась художнику С.В. Малютину. Петр Николаевич Перцов, 1916 г., портрет худ. Малютин и Сергей Васильевич Малютин
И ему удалось в полной мере осуществить все замыслы заказчика, создав настоящее произведение искусства, своим видом выражавшее самобытность русской культуры, соединяющее в себе дух преданий древней Москвы и полное соответствие современным тенденциям и технологиям. Хотя при строительстве дома было задействовано несколько крупных специалистов: технический надзор осуществлял инженер Б.Н. Шнауберт, за конструктивную и планировочную часть отвечал архитектор Н.К. Жуков, все же автором великолепной постройки, безусловно, следует считать С.В. Малютина.
Строительство дома было осуществлено в 1906-1907 годах, он был возведен за 11 месяцев, что довольно оперативно, с учетом тщательности проработки экстерьера и интерьеров. Здание приобрело широчайшую известность, став хрестоматийным примером «сказочно-живописного» варианта неорусского стиля, и было включено в популярный путеводитель «По Москве» издания М. и С. Сабашниковых как одна из главных достопримечательностей города.
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Лоджия с купольным завершением.
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Фрагмент крыши: купол лоджии, дымоход, декоративная решетка.
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Оформление балкона.
Дом отличается большим разнообразием форм, он состоит из множества объемов, различных выступов, балконов, башенок и ниш. При этом выглядит он как органичное целое. Несмотря на кажущуюся сложность компоновки и оформления, в плане дом прост и рационален. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что при строительстве в него была умело вмонтирована трехэтажная старая постройка, расположенная на этом участке. Ее можно идентифицировать по трем рядам небольших окон на главном фасаде по Соймоновскому проезду. Богатство объемной композиции создают резкие всплески угловых щипцов крыши, две четырехскатные кровли, возвышающиеся башенки и несколько затейливых балконов. Рельефные детали, различные по форме, асимметрично расположенные окна, цветные вставки между ними, их обрамления, ниши, выступы, красочные майолики – все эти элементы, придуманные художником, преодолевают монотонность традиционной объемно-пространственной структуры простого в плане четырехэтажного дома, вносят в нее неповторимое разнообразие и оригинальность.
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Кронштейны балкона в виде сказочных драконов. Среди москвичей известны также как "крокодилы в слюнявчиках".
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Декоративная колонна с завершением в виде совы.
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Майоликовое панно с борющимися быком и медведем.
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Майоликовое панно с богом солнца Ярилой.
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Фрагменты фасадного декора.
Поистине удивителен декор дома, выполненный в сказочно-былинном стиле. Мотивы его представляют собой вариации на темы древнеславянского фольклора и северной мифологии. Тяжелые балконы поддерживают зубастые драконы, фасад украшают шишкообразные майоликовые выступы, дверной проем оформлен приземистыми и основательными каменными колонками, на коньке крыши сияет решетка со львами и морскими коньками, а на шатре зеленой башни – распахнувший крылья петушок. Но самой выразительной частью декора, безусловно, являются красочные майоликовые панно. Со стен здания на прохожих взирает языческий бог Солнца Ярило, портал входа в здание осеняет мифическая птица Сирин, а под крышами расцветает целый лес диковинных растений и волшебных цветов. Можно встретить на фасадах и различную живность: рыб, змей, жар-птиц, быка и медведя. Разглядывая замысловатые изображения, остается только удивляться неисчерпаемой фантазии автора.
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Декоративное оформление эркера
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Обрамления окон.
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Майоликовые завершения окон.
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Оформление входов в здание.
Полихромная майолика облицовывает фронтоны, простенки между окнами, углы здания и перила балконов. Изготовлена она была полностью по рисункам Малютина в мастерской «Мурава», образованной молодыми художниками Строгановского училища, которые не имели в то время работы и находились из-за отсутствия заказов на грани ликвидации недавно созданной ими фирмы. Поручить заказ наружной майолики «Мураве» Перцову посоветовал Малютин. И ни заказчик, ни художник не были разочарованы результатом его исполнения: работа была выполнена в срок, с высочайшим качеством и с точной передачей оттенков предоставленных рисунков.
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Входной портал в башенной части здания.
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Бронзовые барельеф с изображением птицы Сирин над входом в здание.
Доходный дом З.А. Перцовой, "Дом-сказка". Декор крыши: ажурная металлическая решетка со львами и морским коньком (сверху) и петушок на завершении шатра башенки.
Здание отличалось не только оригинальным декором. При его возведении были использованы самые современные технологии строительства, отделки и обустройства помещений. В доме отсутствовали деревянные перекрытия, монтаж канализационных, электро- и водопроводных коммуникаций был скрытым.
Потрясающими были и интерьеры дома. Здание было разделено на две части: большую, состоящую из сдаваемых внаем квартир, и меньшую, предназначенную для проживания владельцев. Хозяйская часть располагалась в корпусе, выходившем на набережную, занимала 3 этажа и обслуживалась отдельным подъездом. Интерьеры квартиры Перцовых были полностью оформлены Малютиным и Жуковым. В отделке преобладала ориентация на убранство в стиле богатой русской избы. Здесь были многоцветные изразцовые печи, витражи, резьба по дереву. Имелась курительная в восточном стиле. Резчики, выписанные из Нижегородской губернии Малютиным, по его эскизам покрыли резьбой буквально все деревянные поверхности в доме: лестницу, соединявшую этажи хозяйской квартиры, входные двери, порталы, арки, вешалки, стенные панели, потолочные балки. Часть помещений и мебель отделывал и изготавливал мебельщик Коршанов. Все работы проводились под непосредственным руководством Малютина, который при обустройстве помещений проявил не только массу вкуса, но и изрядную практичность.
По завершении строительства дом почти сразу же был заселен жильцами, оценившими гармоничное сочетание оригинальной архитектуры, изобразительного искусства и комфорта. Как и мечтал Перцов, в студиях верхних этажей обосновались художники: Роберт Фальк, Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля и другие. Малютин тоже поселился в доме. Кроме того, для хранения своих картин, часть из которых имела довольно большие размеры и не помещалась в студии, он занял одно из подвальных помещений здания.
Доходный дом Перцовых стал первым пристанищем легендарного театра-кабаре «Летучая мышь». Именно сюда пришли в 1908 году московский меценат и театрал Николай Тарасов со своим приятелем Никитой Балиевым смотреть помещение в подвальном этаже для задуманного ими кабаре. Когда они спускались по лестнице в подвал, навстречу им метнулась крупная летучая мышь. Она-то и натолкнула друзей на мысль назвать будущее артистическое кабаре «Летучей мышью». Вскоре в подвале «сказочного» дома на небольшой сцене уже блистали в шуточных импровизациях мхатовские знаменитости, представая перед посетителями в самых неожиданных амплуа. К.С. Станиславский демонстрировал публике «чудеса черной и белой магии» и плясал с И.М. Москвиным канкан, В.И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, под который танцевали мазурку и польку Алиса Коонен и В.И. Качалов, а О.Л. Книппер-Чехова исполняла легкомысленные шансоньетки.

Говорят, что... "...основателями кабаре «Летучая мышь» были артист Московского Художественного театра Никита Балиев и богатый нефтепромышленник Николай Тарасов. По легенде, когда они впервые спустились в подвал дома Перцова, навстречу выпорхнула летучая мышь. Так появилось название театра. Здесь устраивали капустники, а главным правилом было — не обижаться. Балиев приехал вместе с Тарасовым из Ростова и мечтал попасть во МХАТ. Но мешала его внешность и ростовско-армянский говор. Балиеву отказали. Все изменил случай и маленький шантаж. Однажды МХАТ прогорел, и Николай Тарасов предложил выплатить долги театра при условии, что в труппу возьмут Балиеева. Его взяли, но дали только одну роль — Хлеба в «Синей птице». Однако шутник и балагур Балиев стал королем капустников, и с 1902 года начал ставить так называемые «новкапы» — новогодние капустники. Хотя само слово «капустник» произошло не из МХАТа, оно закрепилось за ним. Кабаре «Летучая мышь» существовало недолго: сначала застрелился Тарасов, а затем эмигрировал Балиев. Но успех кабаре был такой, что появились даже «подделки» под «Летучую мышь»".Немало было оригиналов и среди жильцов доходного дома. Например, проживал здесь режиссер Борис Пронин, на всю Москву прославившийся своим шалопайством и выдумками. Атмосфера безумного веселья и творчества, которую он создавал вокруг себя, неизменно притягивала к нему массу людей. И хотя сам Пронин, кочевавший из одного московского театра в другой, так ничего и не поставил, его неуемная творческая энергия заряжала его приятелей и подружек, многие из которых оставили значимый след в российской культуре, например, Алексей Толстой, Вера Холодная, Александра Экстер и Сергей Судейкин.Еще одним сумасбродом, проживавшим в Доме-сказке, был некий Поздняков. Арендуемую им квартиру из четырех огромных комнат он обустроил весьма экстравагантным образом. Самая большая комната была превращена им в ванную. Пол и стены ее были обтянуты черным сукном, в центре, на специально сооруженном постаменте, возвышалась громадная мраморная ванна черного цвета весом 70 пудов, вокруг горели светильники, а большие настенные зеркала отражали со всех сторон принимавшего ванну. В другой комнате Поздняковым был устроен зимний сад. Прямо на паркет был насыпан песок, пол был уставлен кадками с пальмами и другими зелеными растениями и садовой мебелью. В просторной гостиной, устланной тигровыми шкурами, хозяин апартаментов принимал посетителей, обернувшись в древнегреческую тогу и надев сандалии на босу ногу. При этом на большом пальце его ноги сияла великолепная бриллиантовая монограмма. Хозяину прислуживал негр в красной ливрее, почти всегда сопровождаемый черным мопсом с большим алым бантом на шее.В апреле 1908 года в Москве случилось сильнейшее наводнение. Зима в этом году выдалась снежной и холодной, без оттепелей, а теплая и солнечная весна пришла неожиданно. В течение нескольких дней сошел весь снег, и вода в Москве-реке, не дождавшись окончания ледохода, начала быстро прибывать. В несколько часов Москва превратилась в Венецию. Разливом вод Москвы-реки, Яузы и Водоотводного канала была охвачена почти пятая часть площади города. От кремлевских стен до Замоскворечья на полтора километра простиралось одно сплошное озеро, по которому курсировали лодки, перемещаясь между затопленными домами. В зону наводнения попал и дом Перцовой. Этот катаклизм стал большой трагедией в жизни художника С.В. Малютина.

Утром рокового дня Малютин отправился в Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал, и далеко не сразу осознал происходящее. Поняв масштаб бедствия, добраться домой уже не мог. За жену и детей он не сильно волновался: что могло им угрожать на верхних этажах прочного каменного здания? Мысль о том, что хранилище с его картинами заливает вода, обдавала холодом. Когда стихия успокоилась и подвал осушили, глазам художника предстало печальное зрелище. Многие холсты безвозвратно погибли, в том числе «Царевна», «Леший», «Баба-яга» из «сказочного» цикла и еще незаконченное монументальное полотно «Куликово поле», которое Сергей Васильевич писал по заказу Исторического музея.

В затопленном подвале погибли многие его картины. Жена Малютина Елена Константиновна в отсутствие мужа пыталась спасти картины, из подвала она вынесла то, что оказалось ей по силам. Замерзнув в ледяной воде, она простудилась и слегла. А в конце лета Малютин стал вдовцом, оставшись с четырьмя детьми. К этому времени он с семьей перебрался на другую квартиру – слишком тяжело было продолжать жить в доме, которому было отдано так много и который желал забрать и забрал еще больше.Жизнь же дома Перцовой, покинутого его создателем, текла после наводнения своим чередом. Был произведен ремонт затопленных помещений, часть жильцов выехала, заселились новые. Через некоторое время после наводнения упорхнула из своего отсыревшего обиталища и «Летучая мышь», обосновавшись в другом подвале – дома в Милютинском переулке. П.Н. Перцов присоединил опустевший подвал к своей квартире. В нем он устроил для своих повзрослевших детей танцевальный зал, где они совместно с друзьями устраивали веселые вечеринки, пока не грянула революция, в корне изменившая все.После событий 1917 года, вопреки сложившейся тогда традиции, Перцовы не сразу были выселены из своего дома. Возможно, это было связано с тем, что им удалось наладить отношения с появившимся новым влиятельным жильцом – Львом Давидовичем Троцким. Он обосновался в покинутых своим владельцем апартаментах Позднякова, тех самых - с роскошной мраморной ванной и зимним садом. Однако в 1922 году Петр Николаевич Перцов выступил против развернутой советскими властями национализации церковной собственности и попытался сохранить от разграбления ценности из храма Христа Спасителя. Из-за чего попал под суд и получил 5 лет тюремного заключения. Зинаида Алексеевна Перцова после осуждения мужа обратилась к Троцкому с просьбой помочь в деле ее супруга и посодействовать его освобождению. Но недолго новым обитателям дома и визитерам суждено было наслаждаться уникальными интерьерами Дома-сказки. Как знать, может, далеко не всех их они приводили в восторг… Данных о том, кто и когда именно отдал распоряжение провести ремонт внутри здания, не сохранилось. Но зато известны его плачевные итоги. Изменения были внесены кардинальные: было уничтожено все резное убранство помещений, стены гладко оштукатурены, покрашены, расписные потолки покрыты толстым слоем белил. Говорят, что когда художник Малютин узнал об этом, он впервые в жизни заплакал…

Все, что чудом уцелело до наших времен, - это резные украшения наружных дверей и дверей квартир, лестничные перила и декор парадной лестницы в бывших апартаментах Перцовых. Все остальное бесследно кануло в лету.
Однако можно сказать, что дому еще повезло. Ведь согласно Генплану реконструкции Москвы 1935 года все здания между Пречистенской набережной и Волхонкой от Большого Каменного моста до 2-го Обыденского переулка должны были быть снесены для строительства Дворца Советов и двух площадей вокруг него! К счастью, этого не случилось. Видимо, судьба более благоволила к сочинявшему сказки, а не к разрабатывавшему планы.

А что с Перцовым? Постановлением Президиума ВЦИК от шестнадцатого февраля 1923 года муж Зинаиды Алексеевны был условно освобожден с оставлением в силе определенной приговором Ревтрибунала конфискации имущества. Нетрудно догадаться, кто после этого занял личную квартиру-особняк Перцовых. Троцкий полюбил устраивать там приемы, восхищая иностранцев изысканными интерьерами. «Видите, какие у меня буржуазные привычки», — острил он. Младшая дочь Перцова Зинаида, автор книги воспоминаний «Начало странствий», писала: «Я прочла мемуары одного английского дипломата, описывающего пышный прием, данный Троцким. Дипломат восторгался его замечательным вкусом! Я поспешила написать наивному автору, что все поразившие его картины, статуи, вазы и мебель были собственностью моего отца».

Дочь Зиночка покинула родину в 1917 году и закончила свои дни на острове Мартиника, прожив более ста лет. Во Франции оказался и ее брат Дмитрий, участник Белого движения. Их сестра Нона вышла замуж за Ивана Михайловича Лихонина и жила с мужем в Харбине. Сам же Петр Николаевич с женой и старшим сыном Георгием из России не уехали. Не по своей воле из «дома-сказки» они перебрались в скромное жилье на Плющихе.

Глава семейства тоже оставил свои мемуары, заканчивая которые в 1923 году, мудро заметил: «Не могу не благодарить Создателя, что уберег меня от самого ужасного — угрызений совести. И сохранил еще во мне на шестьдесят седьмом году жизни радость бытия и веру, что придут, пусть после нас, лучшие дни, когда наступит действительное равенство между людьми и ничьи интересы не будут приноситься в жертву ни классам, ни партиям».

Скончался Петр Перцов в 1937 году, про супругу его известно лишь то, что дожила она по крайней мере до семидесяти лет, дальше след ее затерялся. А дом-мечта мужа Зинаиды Алексеевны каким-то чудом продолжал жить той жизнью, которую задумывал для него владелец, — яркой, богемной, творческой. Под крышей краснокирпичного терема по-прежнему располагались мастерские, вестибюль сохранил свой респектабельный дореволюционный вид: справа — огромное, до потолка, зеркало, слева — резная вешалка черного дерева. На ступенях широкой мраморной лестницы днем прыгали радужные зайчики от огромных витражей. На массивных дверях четвертого этажа табличка «Студии» со множеством звонков, против них — фамилии известных художников. Двери мастерских выходили в длинный коридор с большими окнами, открывавшими вид на извилистые переулки с разнокалиберными домишками и одноглавую церковь Ильи Обыденного.

В 1938 году из Парижа вернулся Роберт Фальк. Друзья по «Бубновому валету» Александр Куприн и Василий Рождественский посодействовали ему в приобретении студии на «московском Монпарнасе». Для Фалька это оказалось невероятным везением: в то время многие его собратья по цеху писали в кухнях коммуналок, а здесь — целая мастерская в почти парижской мансарде! И неважно, что зимой стены промерзали до инея, а летом было невероятно жарко, зато простор и чудесный вид из окна. Чердак заменял художнику экспозиционный зал, в советское время его совсем не выставляли. По воскресеньям Роберт Рафаилович устраивал на чердаке показы своих работ — ставил картины на мольберт и о каждой рассказывал.

Когда художников не стало и дом Перцовой в семидесятых годах подвергся массовому расселению, их вдовы зорко следили за тем, «чтобы невежественное домоуправление не осуществило дикой мечты районного начальства — придать архитектурному памятнику московского модерна шаблонный вид советского здания, сровняв фигурную крышу и сбив майолики на стенах». К счастью, чудовищного вандализма не допустили — здание передали МИДу, там разместилось управление по обслуживанию дипкорпуса.

Сказочный терем по-прежнему стоит, осеняемый звоном колоколов соседних храмов, благословляющих еще один счастливо закончившийся суетный московский день. Видимо там, наверху, хорошо понимают, как нужны людям сказки, а потому вот уже целых сто десять лет бережно хранят эту причудливую постройку...Сегодня уникальный «Дом-сказка» по праву считается самым красивым доходным домом Москвы. Он любим москвичами и гостями города.

Картина дня

наверх