На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

Звезды Голливуда. Рита Хэйуорт

Ослепительная Рита Хейворт, первая послевоенная суперзвезда и секс-символ. Рита Хейуорт (или Хейворт) родилась 17 октября 1918, в Бруклине, штат Нью Йорк, США. Настоящие имя и фамилия - Маргарита Кармен Кансино, родилась в семье испанского танцовщика и ирландской актрисы.Актер и танцор Эдуардо Кансино, отец Риты Хейуорт

Мать Риты, Вольга - длинноногая американская красотка, которая убежала из дома и, став хористкой, вышла замуж за неграмотного, с цыганской кровью танцора «фламенко».

Отец, мистер Эдуардо Кансино, с детства обучал девочку латиноамериканским танцам, надеясь, что в будущем она сделает карьеру танцовщицы.Для этого у нее были все данные: великолепная фигура, чувство ритма и грация, но саму Риту эта перспектива не слишком вдохновляла. Маргариту Кармен Кансино никто не спрашивал, хочет ли она учиться танцевать. Ничего удивительного, ведь она родилась в семье профессиональных танцоров и не где-нибудь, а в Нью-Йорке, городе, подарившем миру мюзикл. Говорят, отец привел Риту в танцкласс в 1921 трехлетней крошкой, и эта школа составила все ее образование. Рита оказалась настолько способной ученицей, что в 1926 г. попала на съемочную площадку фильма «Фиеста». 8-ми летней девчонке предстояло еще 10 лет отплясывать хабанеру и другие танцы вместе с родителями, прежде чем состоялся ее официальный дебют в кино.
Когда наступили тяжелые времена и танцкласс мистера Кансино пришлось закрыть (во времена Великой депрессии мало у кого были деньги, чтобы брать уроки танцев), ей пришлось выступать в ночных клубах, ресторанах, кафе Лос-Анджелеса - все равно каких, лишь бы хорошо платили.Во время одного из таких номеров с волосами черными, как крыло ворона и слегка большими зубами она была обнаружена представителем компании Fox Уинфилдом Шиханом, который помог ей получить контракт. Указанная в титрах как Рита Кансино, она играла экзотических латинских танцовщиц в таких фильмах, как: «В пампасах под луной» (ее первая роль в художественном фильме), «Ад Данте», ее одолжили Warner Brothers) и даже произнесла короткий диалог в роли египетского служанки в «Чарли Чан в Египте» в том же году. На следующий год она была освобождена от FOX с уходом Шихана, глава новоиспеченной кинокомпании «ХХ век Фокс» Дэррил Занук терпеть не мог бездельников и неудачников. Просмотрев только что смонтированный фильм «Письмо Гарсиа» (1936), в котором главную роль играла Барбара Стэнуик, он потребовал вырезать все сцены с Кансино и тут же выгнал Риту с приговором-диагнозом «безнадежна».Но посыпанная звездной пылью Кансино теперь решила сама стать актрисой и добиться успеха. Она училась своему ремеслу нелегко, появляясь в малобюджетных фильмах, сделанных на быструю руку, иногда играя главную роль, иногда роль второго плана. «Преступники Эфира», «Игра, которая убивает», «Плата за танец», «Девушки умеют играть» (все в 1937), «Кто убил Гэйл Престон?», «Рейнджер-ренегат» (сыграла для компании RKO для Джорджа О'Брайена и его лошадиной оперы, «Суд для несовершеннолетних», «Осужденный» (все в 1938), «Отдел убийств» и «Охота шпиона Одинокий Волк» (все в 1939). Все эти фильмы на затронули ни зрителей, ни критиков, но они предоставили ценный опыт в плане обучения для одержимо увлеченной Хэйуорт.

Но тут ей подвернулась возможность, которую она не упустила, хоть и говорила в дальнейшем: «Я вышла за него по любви, а он женился на мне как на объекте инвестиций...» выйти замуж за бизнесмена Эдварда Джадсона, пожилого человека, который взял ее под свое крылышко и помог подписать контракт с компанией Columbia.

Рита вышла замуж за Эдварда Чарлза Джадсона, весьма необычного субъекта, имевшего репутацию голливудского Монте-Кристо. Его знали все, но никто не знал, откуда у него деньги (поговаривали, что его бизнес по продаже автомобилей — лишь прикрытие). Риту подобные толки не смущали — темные личности были ей не в диковинку со времен выступлений в голливудских ночных клубах. Возобладал трезвый расчет: Эд Джадсон обещал открыть перед ней двери киностудии «Коламбиа Пикчерз».Муж сдержал слово, но потребовал от жены очень серьезных жертв. Именно он предложил ей назваться Хейворт, чуть изменив девичью фамилию ее матери, и брать уроки сценической речи. Именно он заставил ее перекрасить волосы в рыжий цвет, высветленный на лбу и становящийся более темным на затылке. Но главное — именно Эд настоял на решительной метаморфозе, которой должно было подвергнуться лицо Риты Кансино, чтобы полностью оправдать новые имя и образ.На это ушло больше года. Еженедельно Рита посещала мучительные сеансы электролиза, чтобы поднять линию волос на три четверти дюйма и облагородить линию лба. Ежедневно она увлажняла непослушные жесткие кудри, дедушкино наследство, специальными маслами, промывала лучшими шампунями и красила, чтобы вытравить все следы испанского происхождения. Наконец, ей пришлось изменить форму носа у знаменитого пластического хирурга Джоэла Прессмана. Так родилась златокудрая Рита Хейворт.Впервые представленная как Хейуорт в титрах скромного детектива «Тень» (1937), Рита истово училась актерскому ремеслу, три-четыре раза в год появляясь в сделанных на скорую руку малобюджетных фильмах.

Президент Columbia Гарри Кон поверил в Хэйуорт и нажал на режиссера Хауарда Хоукса, дабы тот использовал ее как «другую женщину» в «Только у ангелов есть крылья» (1939), крутом приключенческом фильме о почтовых пилотах в Южной Америке в главной роли с Кэрри Грантом.Она показала себя восхитительно, что подтолкнуло Кона забрать ее из фильмов группы «Б» после «Блондинка на бюджете» (1940). Потом король «Коламбиа Пикчерс» Гарри Кон, «ужасный Гарри», гонял Риту по студии, организовывал частные представления, на которых сам появлялся без рубашки. Эдди хотел, чтобы Рита переспала с Коном, но она неожиданно воспротивилась. Именно неопределенность, постоянное волнение в ожидании ее ответа заставляли Кона всякий раз выдумывать новую Риту.
Гарри был одним из королей Голливуда и, хотя бы с профессиональной точки зрения, самым важным мужчиной в жизни Риты. Без Гарри она практически не имела успеха.
«Коламбиа» в то время представляла собой небольшую студию, которой нужна была своя «звезда». Гарри приставлял к Рите своих шпионов и шпионил за ней сам, но и лепил ее карьеру. Кон испытал Хэйуорт на двух «нервных» картинах группы «А»: «Ангелы над Бродвеем» и «Музыка в моем сердце», перед тем, как одолжить ее двум другим студиям. Она появилась в «Сьюзэн и Бог» (1940), играя второй план для Джоан Кроуфорд и Фредрика Марча, для MGM; сыграла испанскую аристократку-соблазнительницу в цветном римейке «Кровь и песок» (1941), для ХХ век Фокс; и сыграла заглавную роль (покрасив свои черные волосы в рыжий цвет) в «Клубничной блондинке» (1941) для Warner Brothers. В 1941 г. на киностудии ХХ век Фокс решили переснять в цвете полюбившуюся зрителям картину «Кровь и песок» - знойную мелодраму, известную нам по недавнему римейку с Шарон Стоун. В нем роковая женщина Дока Соль морочила голову наивным тореадорам.Здесь уместно воскликнуть: «Тесен мир Голливуда, господа!» Продюсером фильма «Кровь и песок» был небезызвестный Дэррил Занук. Изначально он берег роль Доки Соль для красотки Кэрол Лэндис, однако ту не устраивала перспектива показаться на экране с копной рыжих волос, как требовалось по сценарию. А кроме Лэндис на «Фоксе» актрис нужного амплуа не было, и Зануку не оставалось ничего, как арендовать у «Коламбии» горячо ненавидимую им Риту Хейуорт. Та, разумеется, согласилась - не часто выпадает такой случай отомстить «заклятому другу». Месть удалась, образ Доки Соль стал одним из лучших в послужном списке актрисы. Хвалебные отзывы критиков подтолкнули Кона вернуть Риту в родные павильоны и снять ее в крупнобюджетных фильмах группы «А».А после фильма, снятого по роману Ибаньеса «Кровь и песок», все переменилось. «Богиня любви» - только так стали называть ее газеты. «Богини любви» существовали и раньше, еще задолго до пришествия Риты: Глория Свенсон, Джин Харлоу, Клара Боу, - однако они вели себя на экране как жадные до новых игрушек и ощущений дети. То были просто сирены, которые неистовствовали, звали и манили, соблазняя всех, кто оказался на их пути. В этом уже чувствовалась игра.Хвалебные отзывы критиков подтолкнули Кона вернуть Риту в родные павильоны и снять ее в крупнобюджетных фильмах группы «А». Фред Астер, недавно ушедший из RKO и Джинджер Роджерс, выбрал ее играть с ним вместе в фильмах «Ты никогда не станешь богаче» (1941) и «Ты никогда не была восхитительней» (1942), красивых мьюзиклах, которые показали лучащуюся Хэйуорт в ее лучшей форме (Хотя ее танцы были безукоризненны, вокальные данные оставляли желать лучшего и поэтому песни исполняли за кадром другие и так будет всегда.) Кстати Рита была его любимой партнершей.
Вернувшись в Фокс, Хэйуорт - к этому времени уже устоявшаяся звезда и национальная любимица с фотографией в каждом доме, благодаря откровенному снимку неглиже, первоначально напечатанного в журнала Лайф - снялась в историческом костюмном мьюзикле «Моя девушка Сэл» и в эпизодической драме «Легенды Манхэттэна» (оба в 1942). В том же году она развелась с Джадсоном, чтобы выйти замуж за Виктора Мэтьюра, с которым она вместе играла в «Моя девушка Сэл», но предстоящее бракосочетание так и не состоялось, и Хэйуорт стала встречаться с Орсоном Уэллсом, за которого вышла на следующий год.
Американцы обладают удивительной способностью превращать трагедию в фарс. Известный пример: 60 лет назад заокеанские модельеры ограничили полезную площадь дамского купальника лишь соображениями благопристойности; неокрепших соотечественников он взбудоражил подобно атомной бомбе, и его тут же окрестили «Бикини» - по названию тихоокеанского атолла, где проводились ядерные испытания. На «ХХ век Фокс» Хейворт вернулась не просто кинозвездой, а национальной любимицей. 11 августа 1941 г. ее фото неглиже (смелость по тем временам неслыханная!) появилось на обложке солидного журнала Лайф. Отныне снимок полуобнаженной красавицы перестал считаться в США скандальным - он приравнивался к произведениям искусства эпохи Возрождения. Любой исследователь массового сознания без труда разглядел бы в этом проявление комплекса неполноценности - именно таким вульгарным способом американцы решили восполнить отсутствие у себя мастеров масштаба Рафаэля. Но фрейдисты предпочли помалкивать - страна жила ожиданием войны, и принцип «чем бы дитя ни тешилось...» главенствовал во всем.
Но есть другой, не столь известный пример единения любви и смерти - на первом смертоносном гостинце для Бикини красовался силуэт кинозвезды Риты Хейуорт. Безымянный художник точно передал настроения зрителей - обворожительную актрису называли секс-бомбой номер один. Хэйуорт достигла еще одного шага к известности в 1945: Ее знаменитая фотография была прикреплена к атомной бомбе, сброшенной на Бикини.
А потом появилась «Гилда», и даже Гарри оказался уже не в силах контролировать то безумие, которое завертелось вокруг этой «богини». «Гилда» (1946), возможно ее самая запоминающаяся картина, свела ее с Гленном Фордом - впервые они работали вместе в 1940 году для бурлящей, заводной и смешной мелодрамы «Леди, о которой идет речь»... В этом фильме она исполняла легкий (частичный) стриптиз и пела зажигательную песню «Put the Blame on Mame». Этот номер через какое-то время стал наиболее часто показываемым в истории кино. Мьзиклы в цвете Technicolor «Ближе к земле» (1947, полусиквел к немузыкальной комедии и большому хиту «А вот и мистер Джордан», также произведенной Коламбией и « Кармен» (1948) доставляли зрителям удовольствием, но не более. Ничего нового не было.
Еще когда она танцевала на эстраде со своим отцом Эдуардо в Мексике, в Тихуане и Агуа-Калиенте, за ней уже во всю бегали мужчины. А ей тогда было всего 12 лет, и она еще была не Ритой Хейуорт, а просто Маргаритой Кармен Кансино - одной из «Танцующих Кансино», играя в дуэте роль жены Эдуардо - что, в сущности, было правдой. Отец забрал ее из школы, научил распалять эротические фантазии посетителей ночных клубов и казино, в которых она танцевала. И брал ее с собой в постель, если в тот момент не был расположен к обычному рукоприкладству. Мать же ее в это время в облаке винных паров сидела дома в Лос-Анджелесе.
Из этого-то «диккенсового кошмара» и возникла хрупкая и покорная Рита, полуграмотная и ужасно робкая. Единственным реальным для нее способом общения был ее своеобразный сексуальный танец. «Она всегда напоминала мне цыганку, - вспоминал хореограф Эрмес Пан. - Все эти ее штучки и причуды. Знаете, она вдруг вскакивала и начинала танцевать. С ней говорили - она в этот момент ничего не слышала, она танцевала. Но до чего же это все было прелестно...»
В ленте «Гилда» все тоже построено вокруг танцев. На карнавале в Буэнос-Айресе Гилда танцует с Джонни Фаррелом (актер Гленн Форд), своим бывшим возлюбленным, которого не видела уже много лет. «По-моему, ты немного не в форме? - обращается Джильда к Джонни. - Хочешь поучу? В смысле... танцевать, я это имею в виду...»
«Богиня любви» чувствовала себя уверенно, «танцуя» с мужчиной. А что в жизни? Рита пять раз была замужем, среди ее мужей были Орсон Уэллс и принц Али Хан, один из богатейших людей мира.

«Мужчины ложатся спать с Гилдой, а просыпаются - со мной», - пожаловалась как-то раз Рита Хейуорт своей секретарше. В детективе Чарлза Видора «Гилда» великая американская богиня любви сумела соблазнить весь свет, всего лишь медленно обнажая в танце руки из-под длинных, выше локтя, черных лайковых перчаток.Ее первый муж, Эдди Джадсон, проходимец, приложивший руку к рождению «Риты Хейуорт», часто говорил ей, что она может спать с любым, кто будет способствовать ее карьере, но грозился плеснуть ей кислотой в лицо, если она покинет его. Он вел все ее дела, заключал договоры с продюсерами, следил за соблюдением контрактов, ввел красавицу жену в соответствующее общество. И всецело распоряжался ее деньгами, тратя их по своему усмотрению. Когда же Рита захотела с ним развестись, согласился на развод только за весьма приличное вознаграждение.
Ее четвертый супруг, исполнитель слащавых песенок Дик Хеймс, которого в Голливуде называли «мистер Грех», проматывал ее деньги и ставил ей синяки под глазами. «Нет повести печальнее на свете, - сказал знаменитый Орсон Уэллс, ее «номер два». - Эта история с отцом просто ужасна, да и дальше было не лучше. Первый муж ее был сутенером в буквальном смысле этого слова. Можно понять, что тогда она чувствовала».
В 25 лет Уэллс уже снял свой фильм «Гражданин Кейн» (1941, премия Оскар), возвестивший о создании совершенно нового киноязыка. Орсон как раз снимался в Бразилии, когда ему в руки попал журнал «Лайф» за 11 августа 1941 года с фотографией Риты. Она сидела на кровати в кружевном белье - выщипанные брови, огненно-рыжая копна волос. К тому моменту фото это уже довело до умопомешательства тысячи американских солдат и матросов, засыпавших ее письмами с предложениями руки и сердца. Прошло 10 лет, прежде чем она уступила место «богине любви» Мэрилин Монро.
Другая версия представляет, что «Орсон посмотрел фильм «Кровь и песок», встал и слова не говоря, направился к выходу. Встревоженные друзья нагнали его на лестнице: «Неужели такое плохое кино?» - «Причем тут кино! - закричал Уэллс. - Завтра же улетаю в Штаты. Нет, сегодня!» - «Зачем?» -«Жениться на Рите Хейурт». С тем Орсон Уэллс и помчался навстречу судьбе...»
Так это или нет, но Уэллс, возвратившись в Америку, первым делом занялся поисками Риты, говоря при этом всем в Голливуде, что она будет его 2-й женой (его 1-я жена принадлежала к высшему чикагскому обществу).
Орсон 5 недель кряду звонил ей по телефону, пока наконец она сама не сняла трубку. Вскоре Рита расстроила помолвку с актером Виктором Мэтьюр и через несколько месяцев стала миссис Уэллс. Эта любовь походила на ураган, яростный и быстротечный. Он, к своему удивлению, обнаружил, что эта женщина, о которой мечтали все молодые мужчины Америки, не так уж и сексуальна. Зато она умела быть нежной и доброй. Однако Орсону Уэллсу, известному своими романами, скоро стало, этого мало. Когда же у них появлялись друзья Орсона, участвовать в их интеллектуальных беседах из-за своей необразованности она не могла, часто просто не понимая, о чем вообще идет речь. Она просто сидела за столом и улыбалась.
Через год на экраны вышел 2-й цветной фильм с Ритой Хейуорт - роскошный мюзикл «Девушка с обложки». Партнером красавицы выступал главный конкурент Фреда Астера на титул лучшего голливудского танцора всех времен - Джин Келли. Роскошный фильм в цвете Technicolor мьюзикл, помог взмыть Хэйуорт в высший ранг звездного царства. Он вывел Риту Хейуорт на высшую звездную орбиту, хотя ее следующая картина «Сегодня и ежевечерне», история Лондонского мюзик-холла, который не закрывался даже на время гитлеровских бомбежек, как фильм был лучше...
Ажиотаж картины «Гилда» создала неимоверный. «Хейуорт показывает стриптиз перед камерой!» - возмущались цензоры. Ревнивые жены руками закрывали глаза мужьям, лишь бы они не видели, как эта длинноволосая длинноногая Хейуорт снимает (о, ужас!) перчатку на глазах у изумленной публики.
Действительно, Рите Хейуорт достаточно было снять перчатку, чтобы покорить миллионы мужчин разного возраста, семейного положения и политических взглядов. А уж если помимо этого зрителям предлагалось вслед за ветреной красоткой Гилдой заглянуть в притоны Буэнос-Айреса, пощекотать себе нервы криминально-любовной интригой, цены такому фильму не было. И исполнительнице главной роли - тоже. Впрочем, один из критиков метко назвал фильм «первоклассным мусором». Сценарий действительно грешил множеством несуразностей и, как говорится, был написан на коленке. Однако созданный Ритой портрет независимой и, в общем, порядочной женщины, ставшей игрушкой в руках двух сгорающих от ревности мужчин, сегодня врезается в память зрителя сильнее, чем ставшая культовой сцена исполнения песни «Put The Blame On Mame» с перчаточным стриптизом. Однако напрашивается вопрос - почему партнером Риты в «Гилде» стал Гленн Форд, а не Орсон Уэллс (они уже состояли в браке), гораздо более подходящий на роль Джонни? Неужели причины только объективные (опала Уэллса, контрактные обязательства и пр.) и за этим не стоит опасение Орсона поблекнуть в лучах славы своей знаменитой супруги, показавшись с ней на одном экране? Между тем, многие считают, что любовь к нему была главной в жизни Риты.
В это время у Орсона был очередной период творческого «застоя» режиссера, независимый характер которого привел к очередному конфликту с киномагнатами. У него появилась возможность уделять новой возлюбленной много времени.
И Рита вновь погрузилась в меланхолию, страдала приступами ревности, стоило только Орсону покинуть супружеское ложе - у нее были на это основания. У Орсона была квартирка на территории MGM, где он в 1946 году снимал «Чужестранца» и между делом обучал искусству любви молодых актрис. Лишь позднее он понял, что причиной ее бешеной ревности был страх оказаться брошенной.
Больше всего его поражало то, с каким презрением она относилась к своему статусу голливудской звезды. «Она занимала положение, - писал он позднее, - о котором когда-то мечтать не, могла, но которое не принесло ей никакой радости. Она ненавидела своих героинь. Ей не нравилось быть Ритой Хейуорт. Но у нее не было средств вырваться из этого плена, ей приходилось зарабатывать на жизнь». Единственной радостью были дни жизни с Орсоном.
Вскоре, не получивши новых контрактов в Голливуде, страдавший астмой и плоскостопием, искривлением позвоночника (из-за чего он был вынужден носить корсет), Орсон Уэллс ушел в политику и принял участие в избирательной кампании Рузвельта. Рита сопровождала его в поездках по стране. Но присутствие ее на митингах отвлекало внимание мужа, и это злило его. А тут еще объявился Эдди Джадсон. Он грозит опубликовать интимные письма Риты, если она не возобновит выплату его «пенсии», выторгованной при разрыве.
Вмешательство адвокатов ничего не дало. И, как это часто бывает в Америке, выпущенный шантажистом яд начал действовать даже на Орсона Уэллса. Он стал много пить. Его здоровье ухудшилось. Не помогал корсет. Мучил гепатит. Рита увезла его подлечиться во Флориду. Там они провели последние месяцы своего брака.
Орсон без восторга встретил известие, что жена ждет ребенка. Проходя мимо дивана, на котором тот был зачат, он часто бросал злую фразу: «Вот место, где я потерял над собой контроль». Щадя беременную жену, он стал меньше пить, но все равно только и ждал удобного случая, чтобы убежать из дома, от жены, от дочери, названной Ребеккой.Разумеется, ревнивая Рита догадывалась о похождениях мужа. Ей доносили о его романе с Джуди Гарлэнд, о мимолетных связях со «звездочками», парикмахершами, он не брезговал и шлюхами. Эти женщины помогали ему преодолеть кризис.
Рита же считала иначе: ее бросили. Она плакала, кричала, проклинала и пила, и пьяная разъезжала в автомобиле.
10 сентября 1947 года они развелись. В тот же день журнал «Лайф» опубликовал ее фотографию, предпослав заголовок: «Богиня любви Америки».
Они помирились на время, когда он снимал Риту в фильме «Леди из Шанхая», в котором и сам сыграл главную мужскую роль. У Орсона была Гилда, богиня, первая красавица Голливуда с огненно-рыжими волосами, такая же живая и сексуальная, как сама Рита. Но он больше не позволял ей играть Гилду. Орсон сделал из нее Эльзу Баннистер, хладнокровную соблазнительницу, «тихую, как спящая кобра», в шлеме из коротких русых волос. То было как в истории о Самсоне и Далиле, разве что Далила в мрачной версии Уэллса потеряла свои длинные локоны. Орсон нащупал в ее душе ранее не тронутый оголенный нерв; отныне она уже не могла больше маскироваться или демонстрировать чувственный стриптиз с длинной черной перчаткой. «Леди из Шанхая» (1948), написанная, поставленная и сыгранная Орсоном Уэллсом, действительно шокировала кинозрителей. Для своей роли изощренной соблазнительницы она отрезала большую часть своих блестящих локонов и покрасила то, что осталось, в цвет платины (а они, между прочим, считались важнейшим коммерческим достоянием киностудии! Говорят это привело в ярость Кона). Консервативная публика не могла с этим примириться, и картина провалилась в прокате. Рядовым зрителям было наплевать на изумительно снятые сцены, когда Хэйуорт отражается во множестве зеркал. Теперь их называют волшебными, в них ясно читается: Уэллс любил свою бывшую супругу и после развода. К этому времени, страстно желая доказать себя серьезной актрисой, Хэйуорт выдала зрелое исполнение в роли роковой женщины.
Роль Эльзы стала самой волнующей для Риты и... началом кризиса ее карьеры, который так уже никогда и не кончился. Еще она играла Кармен, Саломею и мисс Сайд Томпсон, но пылкость и очарование Гилды были утеряны: словно во сне, она кочевала из фильма в фильм, от мужчины к мужчине.
В 1949 году Хейуорт вышла замуж за Али Хана, став «принцессой Ритой» (кстати именно она стала первой принцессой). Известный ловелас Али Хан не собирался до встречи с кинозвездой разводиться с женой Джоан, от которой у него было два сына. Он встретился с Хейуорт на Ривьере в 1948 году. У Али была сильнейшая конкуренция в лице ведущих актеров Голливуда и иранского шаха. В этой битве гигантов победил Али. Он свозил Риту в Париж, Лондон, Мадрид и помог ей избавиться от плохого настроения после развода с Орсоном. Третий ее брак был похож на волшебную сказку из «1001 ночи». Ее мужем стал арабский принц, эксцентричный миллиардер Али Хан, представитель Пакистана в ООН. Отцом его был Ага Хан, один из самых богатых людей мира. Это бракосочетание стало настоящей сенсацией, газеты всего мира взахлеб писали о нем. Подробнейшим образом перечислялись все подарки Али Хана своей невесте: великолепные арабские скакуны, каждый из которых стоил целое состояние, украшения из золота и бриллиантов на вес (столько, сколько весила сама новобрачная), самые дорогие автомобили, море роскошных цветов...
Мусульманин-миллионер Али Ханом не подпускал Хэйуорт к экрану несколько лет и породил более, чем неблагоприятную прессу. Она вышла за него замуж в 1949 году, родила дочь. Но толпящихся вокруг нее и Али людей Хейуорт просто не выносила: она не любила, чтобы на нее глазели. В 1950 году у них родилась дочь Ясмин. Но и этот брак оказался недолгим. Он длился всего три года. На Западе Али Хан производил впечатление космополита, человека широких взглядов, но на своей родине он повел себя как настоящий восточный деспот. Без его разрешения Рита рта не смела раскрыть и должна была вести себя не как какая-нибудь «голливудская актриска», а как покорная жена - так, как подобает Ее Величеству принцессе. Привыкшая ко всеобщему поклонению, «богиня любви» никак не могла смириться с этим и после очередной ссоры упаковала чемоданы и уехала в Европу, скоро, впрочем, пожалев об этом... Но принять ее назад Али Хан отказался.
Рита была первой женщиной, бросившей знаменитого Али Хана. Выиграв развод в 1951, Хэйуорт с разбитым сердцем, без собственных денег, вернулась в Голливуд на следующий год, чтобы продолжить с того момента, когда она ушла из «Коламбии».
Она была немедленно в одной команде с Гленном Фордом в фильме «Любовь в Тринидаде» (1952), среднего качества попытка снять еще одну «Гилду», и на следующий год снялась в фильме на библейский сюжет «Саломея» и в аналогично свободной версии «Дождя» Сомерсета Моэма, «Мисс Сэди Томпсон» (в которой был один хороший музыкальный номер «Наступила жара»). Обеспокоенная тем, что не может достичь тех высот, что она достигала в середине 1940-х годов, Хэйуорт постоянно схватывалась с Коном из-за кастинга, выбора, бюджета и режиссеров, в результате чего она снова ушла из «Коламбии» в 1953 году. В тот же год она вышла замуж за певца Дика Хэймса, но союз их распался через два года. Проглотив свою гордость, она снова вернулась в «Коламбию» играть вторую женскую главную роль в «Приятель Джои» (1957) с Фрэнком Синатрой и Ким Новак. Развернуться ей в этом фильме было негде, но она сделала невозможное, особенно в номере «Bewitched, Bothered and Bewildered».
Хэйуорт стабильно сыграла в драматических ролях в «За отдельными столиками» (1958), «Они приехали в Кордура» и «Статья на первой странице» (оба в 1959).
А дальше все пошло вкривь и вкось. В кино она снималась все реже, начала сильно пить, у нее появились проблемы со здоровьем. Спутников жизни выбирала не слишком удачно. На левом снимке 4 муж Дик Хэймс и справа Джеймс Хилл

Мужем N 5 стал кинопродюсер Джеймс Хилл, безуспешно пытавшийся сделать из нее комедийную актрису. Кое-как прошла через «Счастливые воры» (1962), но собралась к фильму «Величайшее шоу мира» (1964). Далее были еще «Денежная ловушка» (снова вместе со старым другой и партнером Гленномм Фордом), «Мак тоже цветок» (оба в 1966), «Дорога на Салину» (1971) и «Гнев Господний» (1972) прежде чем оставить экран.
«Все, чего я хотела, было то, чего хотят и все остальные - быть любимой» - призналась однажды актриса, но после пяти мужей и пяти разводов пришла к язвительному умозаключению: «Что меня удивляет в этой жизни, так это не браки, которые оказываются неудачными, а те, что удаются».
Ее начала подводить память, она не могла запомнить ни одной роли, повсюду развешивала шпаргалки, но и это не помогало. Сначала все думали, что недуг связан с неумеренным употреблением алкоголя, но вскоре выяснилось, что причина куда страшнее. Смертельный диагноз - болезнь Альцгеймера. Она теряла память, не узнавала даже близких друзей. Актер Джеймс Джессел, бывший жених Риты Хейуорт, встретил ее, но она даже не могла вспомнить, что они были когда-то обручены. Редко бывая трезвой, она просто не могла примириться с тем, что времена ее красоты и славы прошли, она жила в своем иллюзорном мире. Соседи, жившие рядом с ней в Беверли-Хиллз, рассказывали, что по ночам из ее сада были слышны крики: «Я - Рита Хейуорт!» Клаудиа Кардинале, снимавшаяся с ней в то время в фильме «Величайшее шоу мира», рассказывала, что Рита Хейуорт (в то время ей было 45 лет) выглядела ужасно. В 1965-м она получила свою единственную серьезную номинацию на премию «Золотой глобус» за «Величайшее шоу мира».
Одна из самых красивых женщин мира была совершенной развалиной. Она беспрерывно пила, чтобы забыться, и однажды, посмотрев на Кардинале, сказала: «А все-таки я еще красивая». Несчастье многих актрис связано с возрастом. Все женщины боятся стареть, что уж говорить о таких, как Рита Хейуорт, слывших воплощением красоты и молодости. Хрупкость, беззащитность, невозможность справиться с бедой - вот причины многих трагедий. Люди, поклонявшиеся вчера, завтра могут быть очень жестокими. Встречая Риту Хейуорт на улице, многие чуть ли не в лицо ей говорили: «Посмотри, Рита Хейуорт, какая она старая!»
У актрисы было две дочери - Ребекка (1944) и принцесса Ясмин (1949). А Рита вновь заблудилась в печальных руинах своего детства, забросила детей, не вспоминала о них иногда месяцами. Она много пила, дралась с мужем. И выглядела все хуже и хуже. Пригласили ее как-то заменить Лорен Бейколл на Бродвее, а Рита не могла запомнить текст. Она стала меланхоличной и угрюмой, страдала агнозией, расстройством, при котором иногда не узнают хорошо знакомых людей и предметы. Болезнь ее прогрессировала. Через несколько лет она могла произнести только несколько слов: «холодно», «нет», «хорошо». Она стала похожа на живой труп, весила чуть больше 30 кг, не могла ни ходить, ни говорить, ничего не понимала, никого не узнавала. Единственным человеком, не бросившим ее, была дочь от брака с Али Ханом - Ясмин. Она отказалась от карьеры оперной певицы, от своего брака и посвятила себя тому, чтобы ухаживать за умирающей матерью. Ясмин Али Хан основала фонд по борьбе с болезнью Альцгеймера, собрала огромные деньги на научные исследования и помогала больным. Но Рите Хейуорт помочь было уже невозможно. Она скончалась в Нью-Йорке, 14 мая 1987 года она впала в кому и вскоре умерла. Ей было 68 лет.
Ее портрет был создан на телевидении. В 1983 году вышел фильм - «Рита Хэйуорт: Богиня Любви», снятый Линдой Картер. Ее жизнь могла бы стать сюжетом для увлекательного голливудского фильма. У Риты Хейурт было все - деньги, слава, поклонники. Не было лишь настоящей любви. Не потому ли она, несомненно, большая актриса, осталась в истории кино лишь как Гилда, девушка с обложки и секс-бомба номер один?

Образ Гилды стал самым популярным в американском кино 40-х годов. Благодаря этой роли и пятьдесят лет спустя, в 1995-м, журнал «Empire» поместил актрису ровно посередине списка из 100 самых сексуальных звезд в истории кино.

Картина дня

наверх