На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 170 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Да ну? Я практически летала со всех аэропортов Москвы и очень многих аэропортов других городов, в том числе и зарубеж...Прогулки по Санкт...
  • Виктор Александров
    Дорогая Света! Именно так и строят: «здание отдельно, а взлетную полосу отдельно»! Пассажиры в самолёты попадают либо...Прогулки по Санкт...
  • Светлана Митленко
    Ну извините, Виктор Александров.Роскошь Питера

Русь и Орда. Первое столетие борьбы

Приходится с сожалением отмечать, что в массовом сознании русского народа закреплено представление о том, что деятельная борьба Руси с Ордой началась только при Дмитрии Донском. Большинство русских людей отнесут ее начало к Куликовской битве, и только единицы смогут вспомнить о сражении на Воже, состоявшемся двумя годами ранее.

На самом деле это представление не соответствует действительности. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть сообщения источников о столкновениях между Русью и Ордой в течение первого столетия их противостояния.

1262 г.: народное восстание в землях Великого княжества Владимирского привело к отмене откупов татарской дани.
«Въ лето 6770 (1262). Избави Богъ от лютаго томленья бесурьменьскаго люди Ростовьския земля: вложи ярость въ сердца крестьяномъ, не терпяще насилья поганых, изволиша вечь, и выгнаша из городовъ, из Ростова, изъ Володимеря, ис Суждаля, изъ Ярославля. Окупахуть бо ти оканьнии бесурмене дани и от того велику пагубу людемъ творяхуть, роботяще резы и многы души крестьяньскыя раздно ведоша. Видевше же человколюбець Богъ, послуша моленья Матерня, избави люди своя от великыя беды. Томь же лете оубиша Изосиму преступника, то бе мнихъ образомь точью, сотоне съсудъ; бе бо пьяница и студословець, празнословець и кощюньникъ, конечное же отвержеся Христа и бысть бесерменинъ, вступивъ в прелесть лжаго пророка Ма[х]меда; бе бо тогда Титямъ приехалъ отъ цесаря Татарьского, именемъ Кутлубии, золъ сый бесурменинъ, того поспехомъ оканный лишеникъ творяше хрестьяномъ велику досаду, кресту и святымъ церквамъ поругаяся; егда же люди на врагы своя двигшася на бесурмены, изгнаша, иныхъ избиша, тогда и сего безаконного Зосиму оубиша в городе Ярославли, бе тело его ядь псомъ и ворономъ».
Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 476

Что за Зосима, преступник. То был монах, "сосуд сатаны", пьяница и сквернослов. Он отрекся от Христа и стал басурманином, вступив в прелесть ложного пророка Магомета. В то лето приехал на Русь злой басурманин Титян от царя татарского именем Кутлубей. По его наущению окаянный Зосима творил христианам великую досаду, ругался над крестом и святыми церквами.

Когда же люди по городам распалились гневом на своих врагов и восстали на басурман, изгнали их из города, а других убили, тогда и Зосиму, этого скверного беззаконника, законопреступника и еретика, убили в городе Ярославле. Тело его стало пищей псам и воронам, и ноги его, быстрые на все злое, псы влачили по городу, всем людям на удивление"

Какова была роль князя Александра в этих событиях? На этот вопрос можно ответить лишь предположительно. По-видимому, следует принять мнение некоторых историков о том, что выступление было направлено против чиновников Великого хана. В Монголии в это время была в полном разгаре война между новым правителем империи ханом Хубилаем и его братом Ариг-Бугой. Занятый борьбой с мятежником, а также дальнейшим покорением Китая, Хубилай мало внимания уделял далекому "улусу Джучи".

Mонгольский полководец, пятый правитель Золотой Орды, внук Чингиз-хана, третий сын хана Джучи.
Берке-хан стал правителем Золотой Орды в 1257 году, после того как один за другим умерли Сартак (сын) и Улагчи (внук) Бату-хана. По сведениям историков Сартак был отравлен Берке и его братом Беркечаром.
Взойдя на престол, Берке-хан, закрепил за всеми старшими и младшими братьями те уделы, которые были отданы им во владение Бату-ханом. У булгар и мордвы было установлено центральное управление взамен существовавших местных администраций. Башкирия сохранила автономию во главе с местной династией правителей. На Руси, и в других подвластных ордынцам странах, по приказу великого хана Мункэ, была организована всеобщая перепись населения для более правильного рекрутирования воинов и сбора налогов.
В 1257 году ханские чиновники появились во Владимиро-Суздальском, Рязанском и Муромском княжествах. Ими была проведена перепись населения и имущества, а также организованы военные округа по стандартам монгольской десятеричной системы (тумэны, тысячи, сотни, десятки). От налогов были освобождены лишь представители религии.

Правитель этого улуса хан Берке именно в эти годы был крайне заинтересован в том, чтобы избавиться от чиновников, присланных из Монголии. В связи с подготовкой к войне против Хулагу он нуждался в деньгах и не хотел ни с кем делиться русской данью. Однако хану удобнее было избавиться от имперских чиновников не прямо, личным повелением, а с помощью русских. При таком повороте событий он всегда мог отправдаться перед Великим ханом, свалив всю вину за мятеж на русских князей. Вероятно, Берке дал понять князю Александру, что не будет гневаться на изгнание из русских земель доверенных лиц Великого хана.

В источниках есть сведения, что Александр и другие русские князья участвовали в подготовке мятежа. Однако большинство летописцев изображают восстание как случившийся по воле Божьей внезапный взрыв народного негодования. Но уже то, что выступление произошло одновременно в нескольких городах, заставляет задуматься. Примечательно и то, что, по свидетельству летописца, "бесермен" выгнали из городов, но, по-видимому, сохранили им жизнь, предав казни лишь таких русских изменников, как бывший монах Зосима. Такая умеренность разъяренной толпы по части расправы с "бесерменами" возможна была лишь в том случае, если власти держали под контролем весь ход событий.

Участие русских князей в восстании 1262 г. — не более чем гипотеза. Однако и при таком понимании событий поездка Александра Невского в Орду в 1262–1263 гг. имела огромное значение и для всей Руси, и для него самого. На этот раз, как и предполагал Невский, хан потребовал прислать русских воинов для участия в походе на Иран. Об этом важном обстоятельстве кратко сообщает автор "Жития Александра Невского". "Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды".
Князь стремился любой ценой уберечь русских воинов от принудительной мобилизации. Желая задобрить хана богатыми дарами и одновременно показать, что русским и так хватает забот по охране, западных границ "улуса", Александр осенью 1262 г. отправил свои полки под началом сына Дмитрия в поход на "Западные страны". Направление этого похода было вполне обычное — в Ливонию, на Дерпт (Юрьев)...

Источники не сохранили сведений о том, как прошла встреча Александра с ханом Берке осенью 1262 г., о чем они говорили в золоченой юрте повелителя "всех, кто живет за войлочными стенами"...князь сумел-таки добиться своего. Хан отказался от идеи провести набор русских воинов в свою армию, готовившуюся выступить против Хулагу.

1276 г.: ярославцы не пустили в город ханского посла, сопровождавшего князя Федора Ростиславича.
«Посол же поиде на Русь отъ царя къ граду Ярославлю, и прииде к граду с силою, и хотяше внити во градъ. Они же посла царева не послушаша и его [Федора Ростиславича] не прияша на стол его».
Вел. Четии Минеи, собр. митр. Макарием. Сентябрь

1282 г.: князь Дмитрий Александрович Переяславский не подчинился приказу хана Туда-Менгу о передаче великокняжеского ярлыка его младшему брату Андрею Александровичу Городецкому.
«Тое же зимы князь Андрей Александровичь, внукъ Ярославль, правнукъ Всеволожъ, меншей братъ великого князя Дмитрея Александровичя Володимерскаго, иде во Орду ко царю, ища себе княжениа великого подъ братомъ своимъ старейшимъ… и изпроси себе княжение великое Владимерское у царя подъ братомъ своимъ старейшимъ, великимъ княземъ Дмитриемъ Александровичемъ. И прииде ему весть изъ Руси, яко князь велики Дмитрей Александровичь собираеть рать и крепить градъ, не хощетъ цареву слову покоритися и съступитися великого княжениа по цареву слову».
Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 10. Стр. 159

Правда, не все так просто. Началось противостояние.  С татарским войском и с союзниками —  ярославским, ростовским, стародубским князьями Андрей пришел к Переяславлю и взял его, в отсутствии Димитрия Александровича, которому не удалось укрепиться в Копорье и  пришлось бежать на Черноморское побережье и возвратиться затем в город Переяславль уже не великим князем. Кстати, сам Дмитрий был вторым сыном Александра Невского.

В 1283 г. Дмитрий Александрович вернул себе престол с помощью войск Ногая. Он вернулся с ярлыком на великое княжение и вновь занял уступленный ему Андреем великокняжеский стол (1284год), а также и новгородский.

Опять Андрей Городецкий прибег к помощи татар Золотой Орды в 1285 году  и привел их в Суздальскую землю. Димитрий Александрович с союзными князьями прогнал их, не успев все же предотвратить грабежи и насилие. Последующие годы не смогли  укрепить положение Дмитрия.

В 1293 году Андрей Городецкий вновь привел на Русь Дюденеву рать вместе с силами ростовских, ярославских и белозерского князей и окончательно изгнал своего брата  с престола, а сам стал Великим князем Владимирским.

Дмитрий  формально отказался от великого княжения в пользу брата и умер, приняв пострижение.
Дмитрий Александрович Переяславский умер в 1294 г. неподалеку от города Волок Ламский. Погребен он был в городе Переславле в Спасо-Преображенском соборе.


1284 г.: князь Святослав Липовецкий напал на слободы ордынского баскака Ахмата в Курском княжестве.
«Въ лето 6792 (1284) два бесерменина изъ свободы въ другую идоста, а Руси съ ними боле 30 человекъ. Се же слышавъ Липецскии князь Святославъ, сдумавъ съ своими бояры и з дружиною, безъ Олговы думы, достерегся на пути, разбои сътвори. Саме же два братеника та утекоста, а Руси избилъ 25, да два бесерменина… Того же лета по велице дни въ неделю Фомину побегоста два братаника бесерменина х Курьску, наутриа въ понеделникъ розбежася вся свобода та, такоже и другая, и обе свободе те разбегостася бесерменскыя».
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. Стр. 79-81

1285 г.: князья Дмитрий Александрович Переяславский, Даниил Александрович Московский и Михаил Ярославич Тверской прогнали татарского «царевича», приведенного Андреем Александровичем Городецким.
«Князь Андреи приведе царевича, и много зла сътвори крестьяномъ. Дмитрии же, съчтався съ братьею, царевича прогна, а боляры Андреевы изнима».
Новгородская IV летопись. ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. Стр. 246

1289 г.: жители Ростова изгнали из города татар.
«Въ лето 6797 (1289). Князь Дмитрий Борисовичь седе въ Ростове; умножи же ся тогда Татаръ въ Ростове, и гражане створше вече и изгнаша ихъ, а имение ихъ разграбиша».
Воскресенская летопись. ПСРЛ. Т. 7. Стр. 179

1293 г.: жители Твери выступили против татар.
«Въ лето 6801 (1293) бысть въ Русскои земли Дюденева рать… И оттоле въсхотеша [татары] ити на Тферь. Тогда велика бысть печаль Тферичемъ, понеже князя ихъ Михаила не бяше въ земли ихъ, но въ орде, и Тферичи целоваша крестъ, бояре къ чернымъ людемъ, такоже и черныя люди къ бояромъ, что стати съ единаго, битися съ Татары; бяше бо ся умножило людеи и прибеглыхъ въ Тфери и из ыныхъ княженеи и волостеи передъ ратью; къ тому же услышаша Тферичи своего князя Михаила идуща изъ орды, и възрадовашася вси людие… Татарове же и князь Андреи слышаша приездъ княжь Михаиловъ, не поидоша ратью къ Тфери, но поступиша на Волокъ…».
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. Стр. 82-83

Планам Дюденя не суждено было сбыться. Юный князь Михаил Тверской с начала вторжения начал принимать в княжестве беженцев, сюда же стекались союзные княжеские дружины и городские полки, готовые сражаться!

Достигнув главных стратегических целей похода и потеряв множество воинов, Дюдень предпочел не испытывать судьбу и отступил в Переславль. Город был больше не нужен и подвергся жесточайшему разорению, от столицы княжества осталось пепелище. Орда отступила в степь, уводя с собой выживших жителей Переславля.Андрей Городецкий стал великим князем и был самым презираемым из них за всю историю! Карамзин напишет о нем:

"Никто из князей Мономахова рода не сделал больше зла Отечеству, чем сей недостойный сын Невского"

Михаил Тверской напротив станет великим защитником отечества и будет канонизирован, в 1317 году в Бортеневской битве он нанесет первое сокрушительное поражение татарам на Руси. Тверь и Москва возвысятся после нашествия Дюденя, начнется новый период истории России.


1300 г.: князь Даниил Александрович Московский разгромил татарский отряд, выступавший на стороне рязанского князя Константина.
«Данило князь московъскыи приходилъ на Рязань ратью и билися у Переяславля, и Данило одолелъ, много и татаръ избито бысть, и князя рязанского Костянтина некакою хитростью ялъ и приведъ на Москву».
Лаврентьевская летопись. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 486

Осенью 1300 года Даниил Александрович Московский отправляется походом на Рязанское княжество и разбивает объединенное татарско-рязанское войско под стенами Переяславля Рязанского. Наступательные действия против князя, пользовавшегося военной поддержкой Орды, на его территории – факт беспрецедентный. В 1302 году Даниил захватывает Переяславское княжество, не имея на это никаких юридических оснований. Великокняжеские наместники изгоняются.

Не менее нагло поступает и его сын Юрий Данилович. После смерти в 1304 г. Великого князя Андрея Александровича князь Юрий Московский, не имея на то никаких прав и нарушая традицию, предъявляет претензии на великое княжение. Основание было лишь одно – сила. Дело в том, что в Москву на службу к ещё его отцу Даниилу бежало значительное число служилых людей из других княжеств, включая Киевскую и Черниговскую землю. Бежали эти служилые люди после того, как хан Орды Тохта разгромил их бывшего союзника беклярбека Ногая. Выбора у них особо не было, т.к. все остальные княжества (кроме Москвы и Переяславля) были или перешли на сторону Орды. Факт заключается в том, что Москва начала усиливаться именно, как антиордынский центр, привлекая антиордынские силы со всей Руси.

1310 г.: князь Святослав Глебович Можайский погиб в бою с татарами, приведенными его племянником Василием Александровичем, свергнутым им с брянского стола.
«Князь Святославъ Глебовичь выгна братаничя своего князя Василиа изъ Брянска, и самъ сяде на княжении въ Брянске. Того же лета князь Василей Брянский иде во Орду ко царю жаловатися на дядю своего, на князя Святослава Глебовичя».
Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 10. Стр. 177

«Въ лето 6818 (1310) пресвященныи Петръ митрополитъ приеха въ Дъбрянескъ. Во то же время прииде князь Василеи ратью Татарскою къ Дбряньску на князя на Святослава… И тако князь Святославъ ратью великою въ силе тяжце за полдни изыде противу рати Татарскыя, и поткнуша межи себе копьи, и съступишася обои, и бысть сеча зла. Брянци же выдали князя Святослава, коромолници суще, стяги своя повергоша, а сами побегоша. Князь же Святославъ токмо съ своимъ дворомъ бився, последи убьенъ бысть на полку, месяца Апреля въ 2 день. Петръ же митрополитъ затворися тогда въ церкви, и Богъ съхрани его тогда цела отъ поганыхъ Татаръ».
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. Стр. 87

1320 г.: жители Ростова вновь изгнали из города татар.
«В лето 6828 (1320)… Того же лета преставися князь Юрьи Александровичь Ростовъскы. Быша в Ростове злии Татарове, люди же Ростовьскыя събравшеся изгониша ихъ».
Московский свод. ПСРЛ. Т. 25. Стр. 166

1323 г.: князь Юрий Данилович Московский не подчинился приказу хана Узбека о передаче великокняжеского ярлыка Дмитрию Михайловичу Тверскому.
«Въ лето 6830… Тое же зимы прииде изъ орды князь Дмитреи Михаиловичь Тферскыи на княжение великое, а съ нимъ посолъ Севенчьбуга… Въ лето 6832 (1323) князь великии Юрьи Даниловичь съ Новогородци и съ Плесковичи ходиша ратью къ Немечскому городу къ Выбору».
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. Стр. 89

С 1305 по 1317 гг. все активные действия Юрия Московского пресекаются Ордой и другими русскими князьями. Для разбирательства его вызывают в Орду, где он женится на сестре хана Узбека и получает ярлык на великое владимирское княжение. В 1318-м году он становится первым московским князем – главой Северо-Восточной Руси. А уже в 1322-м году он вместо выплаты дани Орде отправляется с собранными деньгами в Новгород, где занимается обороной от шведов. За этот проступок хан Узбек отбирает у него великое княжение и отдает Дмитрию Тверскому. Но Юрий Московский не признает решение Узбека и носит титул Великого князя владимирского вплоть до своей смерти в 1325-м году.

12 августа 1323 г. Юрий Данилович Московский заключил со шведскими послами Ореховецкий мирный договор, определивший границу между владениями Швеции и Новгорода. В тексте договора, составленном на русском, шведском и латыни, Юрий именует себя великим князем (по-шведски – mykle konungher, по-латински – rex magnus): «Се язъ князь великыи Юрги с посадникомъ Алфоромеиемъ и с тысяцкимъ Авраамомъ, съ всемъ Новымъгородомъ докончали есмъ съ братомъ своимъ съ княземъ свеискымъ с Манушемъ Ориковицемъ» (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. № 38, стр. 67).

1327 г.: тверичи восстали и уничтожили татарский отряд.
«Въ лето 6834 (1327)… Того же лета князю Александру Михалковичу дано княжение великое, и прииде изъ Орды, и седе на великое княжение. Потомъ, за мало дней, за умножение грехъ ради нашихъ, Богу попустившу диаволу възложити злаа въ сердце безбожнымъ Татаромъ глаголати безаконному царю: «аще не погубиши князя Александра и всехъ князей Рускыхъ, то не имаше власти надъ ними». И безаконный, проклятый и всему (злу) началникъ Шевкалъ, разоритель христианскый, отврьзе уста своа скврьняа, начатъ глаголати, диаволомъ учимъ: «господине царю, аще ми велиши, азъ иду на Русь, и разорю христианьства, а князи ихъ избию, а княгини и дети къ тебе приведу».

И повеле ему царь сътворити тако. Безаконный же Шевкалъ, разоритель христианьскый, поиде на Русь съ многыми Татары, прииде на Тверь, и прогна князя великого съ двора его, а самъ ста на князя великого дворе съ многою гордостию; и въздвиже гонение велико надъ христианы, насилство(мъ), и граблением, и бие(ние)мъ и поруганиемъ. Народи же, грьдостию повсегда оскрьбляеми отъ поганыхъ, жаловахуся многажды великому князю, дабы ихъ оборонилъ; онъ же, видя озлобление людий своихъ, не могый оборонити, трьпети имъ веляше; и сего не трьпяще Тверичи, и искаху подобна времени. И бысть въ 15 день месяца августа, въ полуутра, како торгъ снимается, некто диаконъ, Тверитинъ, прозвище ему Дюдко, поведе кобилицу младу и зело тучна поити на Волзе воды; Татарове же видевше, отъяша ю. Диаконъ же сжаливси, и зело начатъ въпити, глаголя: «о мужи Тверьстии, не выдайте!» И бысть межу ими бой; Татарове же, надеющеся на самовластие, начаша сечи, и абие стекошася человеци, и смятошася людие, и удариша въ колоколы, и сташа вечиемъ, и поворотися весь градъ, и весь народъ томъ часе събрашася, и бысть въ нихъ замятня, и кликнуша Тверичи, и начаша избывати Татаръ, где кого застронивъ, дондеже и самого Шевкала убиша и всехъ поряду.
Тверская летопись. ПСРЛ. Т. 15. Стб. 415-416

Не оставиша и вестоноши, разве еже на поли пастуси коневии пасуще, и похватиша лучшии жеребци, и скоре бежаша на Москву, и оттоле въ (О)рду, и тамо възвестиша кончину Шевкалову. Той же зыми преставися Петрь митрополитъ и убиень бысть Шевкалъ. Въ лето 6835. И то слышавъ безаконный царь, на зиму посла рать на землю Рускую, а воевода Федорчюкь, 5 темниковъ; и людей множество погубиша, а иныа въ пленъ поведоша, а Тверь и вся гради огнемъ пожгоша. Великий же князь Александрь Михайловичь, не трьпя безбожныхъ крамолы, оставль княжение Руское и вся отечества своа, и иде въ Пъсковъ съ княгынею и съ детми своими, и пребысть въ Пьскове».
Тверская летопись. ПСРЛ. Т. 15. Стб. 415-416

Бишася чресъ всь день, и оуже к вечерю одоле князь Александръ, а Щелканъ побеже на сени; и Олександръ зажже отца своего дворъ, а Щелканъ съ дроужиною своею, сгоревъ, пропаде; а победиша ихъ на Оуспение святыа Богородица, и гость ихъ Хопыльскии всь изсекоша.
Новгородская IV летопись. ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. С. 261

И побежа Щелканъ Дюденевичь на сени, и зажгоша подъ нимъ сени и дворъ весь княже Михаиловь, отца Александрова, и ту згоре Щелканъ и съ прочими Татары. А гостей Ординскихъ старыхъ и новопришедшихъ, иже съ Щелканомъ Дюденевичемъ пришли, аще и не бишася, но всехъ ихъ изсекоша, а иныхъ изстопиша, а иныхъ въ костры дровъ складше сожгоша.
Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 10. С. 194

Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды. Оно обнажило явные проблемы Руси и дало понимание о политической конъюнктуре. Соперничая между собой, православные князья не были способны объединиться перед лицом общего врага. Также очень важен именно народный характер восстания. В эти тяжелые годы ковалась русская идентичность и христианское братство. Пример тверичей вдохновит людей на многие последующие восстания. И только через десятки лет Русь окончательно сбросит с себя ярмо Орды и освободится от гнёта. Восстание в Твери против ордынского баскака Чолхана было спровоцировано крайне жестоким поведением самого наместника и его свиты. Стихийный и скоротечный бунт жестоко подавлен, Тверь потеряла великое княжение, право управления русскими землями и сбора дани перешло Ивану Калите.

Тверское восстание крайне важно в плане распределения влияния отдельных княжеств. Именно в этот момент Москва, благодаря усилиям Калиты, стала самым сильным городом и распространила влияние далеко за пределы своей земли. Это были первые предпосылки к созданию Московского царства, которое можно считать первым примером русской государственности в том виде, в котором оно существует сейчас.

Несмотря на все бедствия, участие москвичей в подавлении восстания позволило принести значительное спокойствие на русскую землю. Также ордынцы были впредь более осмотрительны и уже не позволяли себе прежних бесчинств. Тверское восстание 1327 года получило отражение во многих народных песнях и сказаниях. 

1342 г.: рязанский князь Иван Иванович Коротопол вступил в бой с ханским послом, пришедшим с Ярославом Александровичем Пронским.
«Въ лето 6850 (1342)… Того же лета вышел на Русь отпущенъ царемъ изъ орды на Рязаньское княжение князь Ярославъ Александровичь Пронскыи, а съ нимъ посолъ Киндякъ; и приидоша къ Переяславлю, и князь Иванъ Коротополъ затворися въ городе и бился весь день изъ города, а на ночь побежалъ вонъ изъ города; и посолъ Киндякъ вниде въ городъ, много же христианъ полонилъ, а иныхъ избилъ, а князь Ярославъ Александровичь въселъ въ Ростиславле… Въ лето 6851 (1343)… Того же лета убьенъ бысть князь Иванъ Ивановичь Рязанскыи Коротополъ».
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. Стр. 94

1358 г.: великий князь Иван Иванович Московский не пустил в свои владения татарского посла.
«Въ лето 6866 (1358) выиде посолъ великъ из орды, царевъ сынъ, именемъ Маматхожа, на Рязанскую землю и много въ нихъ зла сътвори, и къ великому князю Ивану Ивановичю присылалъ о разъезде земля Рязаньскиа, князь же великии не впусти его въ свою отчину въ Русскую землю».
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. Стр. 100

1363 г.: князь Дмитрий Иванович Московский не подчинился приказу хана Мурата о передаче великокняжеского ярлыка Дмитрию Константиновичу Суздальскому.
«Того же лета князь Дмитреи Костянтинович[ь] приеха въ градъ въ Володимерь и пакы седе на великомъ княженьи въ дроугые, а съ нимъ князь Иванъ Белозерець, пришелъ бо бе изъ Муротовы Орды съ тритьцатию Татариновъ, и тако пребысть въ Володимири неделю едину. Се же слышавъ князь великии Дмитреи Ивановичь прогна его пакы съ великаго княжениа съ Володимеря, съ своее отчины, въ его градъ въ Суждаль. Не токмо же се, но и тамо иде на него ратию къ Суждалю и стоявъ рать неколико днеи около Суждаля и взяша миръ межи собою».
Рогожский летописец. ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 74
Памятник князю Олегу Рязанскому в Рязани.

1365 г.: рязанские князья разгромили ордынского эмира Тагая.
«В лето 6873 (1365)… Того же лета Тагаи, князь ординскыи, изъ Наручади прииде ратью Татарскою на Рязанскую землю и пожже градъ Переяславль. Князь же великии Олегъ Рязанскыи съ своею братьею съ Володимеромъ Проньскымъ и Титомъ Козельскимъ, събравъ силу свою, и иде въследъ его, и постиже его на месте, нарицаемемъ подъ Шишевскимъ лесомъ, на Воине, и бысть имъ бои, брань зело люта и сеча зла, и поможе Богъ великому князю Олгу, и братии его Проньскому и Козельскому, а Тагаи въ мале дружине одва убежалъ».
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. Стр. 104

Фактический распад Улуса Джучи на владения отдельных постоянно воюющих между собой претендентов на ханский престол привел к тому, что русские княжества стали не бояться воевать против татар. К тому же многие татарские «царевичи» сами давали повод русским взяться за оружие, вторгаясь в русские земли для грабежа. Формально Русь все еще была вассалом хана Золотой Орды и не пыталась изменить этого положения. Однако налетчики действовали по своей воле, а, значит, борьба с ними не была борьбой против Великого хана, следовательно русские имели полное юридическое право браться за оружие.

В 1365 году бек Тагай из улуса Мохши (современная Пензенская область) неожиданно напал на Рязанское княжество. Пока местный князь Олег Иванович собрал войска, ордынцы сожгли город Переяславль-Рязанский. Однако на этом их везение закончилось. Когда татары переправлялись через реку Войда, на них обрушились объединенные силы рязанского, пронского и козельского княжеств. Татары были разгромлены, сам Тагай бежал. Потеряв своих лучших воинов, этот бек уже не оправился, и вскоре его земли были захвачены Мамаем.

27.09.2019 года глава регионального парламента Аркадий Фомин принял участие в торжественной церемонии открытия монумента в честь князя Олега Рязанского. Памятный знак установлен на въезде в Шиловский район.

По данным историков, на территории между реками Непложей, Крутицей и Ибердой под Шишевским лесом произошло сражение с войсками ордынцев, в котором была одержана первая победа русского оружия над татаро-монголами. Князь Олег – современник Дмитрия Донского, Сергея Радонежского. Своей мудростью, дипломатией, великим даром убеждения он внес неоценимый вклад в укрепление русской государственности.

1367 г.: нижегородские князья разгромили ордынского эмира Булат-Темира.
«В лето 6875 (1367)… Того же лета князь ординскыи, именемъ Булатъ Темирь, прииде ратью Татарскою и пограби уездъ даже и до Волги и до Сундовити и села княжи Борисовы. Князь же Дмитреи Костянтиновичь съ Борисомъ и съ Дмитриемъ и съ своими детми, събравъ воя многи, и поидоша противу его на брань. Онъ же окаанныи не ста на брань, но бежа за реку за Пьяну, и тамо множьство Татаръ останочныхъ избиша, а другии въ реце во Пьяне истопоша, и по зажитиемъ множество ихъ побьени быша, имъже несть числа. А Болактемирь оттуду бежа въ орду, гонимъ гневомъ Божиимъ и тамо убьенъ бысть отъ Азиза царя».
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. Стр. 106

Следующий русско-ордынский бой произошел спустя два года у речки Пьяны (приток реки Суры, а Сура – приток Волги) в Нижегородском княжестве. Берега этой небольшой реки дважды за одно десятилетие обильно обагрялись русской и татарской кровушкой.

Первый раз это случилось в 1367 году, когда дружины Дмитрия Суздальского и Бориса Городецкого здесь нагнали татарский отряд, совершивший набег на городецкое княжество. Русские дружинники атаковали и разгромили ордынцев, при этом многих кочевников загнали в реку, где те и потонули. Командовавший ордынцами полководец Булат-Темир бежал в Орду, где был убит по приказу хана Азиза. Зато спустя десять лет именно на этой реке ордынцы возьмут кровавый реванш за разгром Булат-Темира.


11 августа 1378 г.: разгром московско-рязанским войском татар Мамаевой Орды на Воже
Того же лета ординскии князь, поганыи Мамаи, събравъ воя многы, и посла Бегича ратью на князя великаго Дмитрея Ивановичя и на всю землю Русскую. Се же слышавъ князь великии Дмитреи Ивановичь, събравъ воя многы и поиде противу ихъ въ силе тяжце, и переехавъ за Оку, вниде въ землю Рязаньскую. И сретошася съ Татары у реки у Вожи, и стояху, промежу собою реку имуще. Не по мнозехъ же днехъ Татарове переехаша на сю сторону и удариша въ кони свои, и искочиша вборзе, и нюкнуша гласы своими, и поидоша на грунахъ, и ткнуша на нашихъ. И удари на нихъ съ едину сторону Тимофеи околничии, а съ другую сторону князь Данилеи Пронскыи, а князь великии удари въ лице. Татарове же въ томъ часе повергоша копья своя и побегоша за реку за Вожю, а наши после за ними, бьючи ихъ и секуче и колючи, и убиша ихъ множество, а инии въ реце истопоша. А се имена избитыхъ князеи: Хазибеи, Коверга, Карабулукъ, Костровъ, Бегичка. По сихъ же приспе вечеръ, и заиде солнце, и смерьчеся светъ, и наста нощь, и бысть тма, и нелзе бяше гнатися за ними за реку; а на завьтрее бысть мъгла вельми велика, а Татарове тако и побегоша, еще сущи съ вечера и чрес всю нощь бежаху. Князь же великии на заутрие уже предъ обедомъ поиде за ними следомъ ихъ, и погнаша ихъ убежавшихъ далече, обретоша бо въ поле повержены дворы ихъ и шатры ихъ, и вежи ихъ, и юртовища ихъ, и алачюгы, и телеги ихъ, а въ нихъ товаръ безчисленъ весь пометанъ, а самехъ не обретоша, бяху бо побежали къ орде. Князь же великии Дмитреи, възвратився оттуду на Москву съ победою великою, и рати роспусти съ многою корыстью.
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. С. 126-127

Сражение на реке Воже — это битва русской рати под командованием Дмитрия Донского с войском Золотой Орды под командованием мурзы Бегича, которое произошло 11 августа 1378 года. 

Сражение на Воже считается первой серьёзной победой войск Северо-Восточной Руси над огромным войском Золотой Орды и поэтому имел большой психологический смысл. Она показала уязвимость кавалерии ордынцев, не выдержавшей стойкой обороны и твердых ответных ударов.

Для Мамая разгром на Воже от князя Дмитрия Ивановича стало тяжелым ударом, после чего он стал быстро терять своё положение в пользу Тохтамыша.

8 сентября 1380 г.: победа на Куликовом поле
Того же лета безбожныи и злочестивыи ординскыи поганыи Мамаи, събравъ рати многы и всю землю Половецкую и Татарскую, и рати понаимовавъ, Фрязы и Черкасы и Ясы, и съ всеми поиде на великаго князя Дмитриа Ивановичя и на всю землю Русскую. И бысть месяца Августа, приидоша отъ орды вести къ князю великому Дмитрию Ивановичю, яже въздвизается рать Татарская на христианы, поганыи родъ Измалтескыи; и Мамаи нечестивыи люте гневашеся на великаго князя Дмитриа о своихъ друзехъ и любовницехъ и о князихъ, иже побьени быша на реце на Воже, подвижася силою многою, хотя пленити землю Русскую. Се же слышавъ, князь великии Дмитреи Ивановичь, събравъ воя многы, поиде противу ихъ, хотя боронити своея отчины и за святыя церкви и за правоверную веру христианскую и за всю Русскую землю. И переехавъ Оку, прииде ему пакы другая весть, поведаша ему Мамая за Дономъ събравшася, въ поле стояща и ждуща къ собе Ягаила на помочь, рати Литовскыя. Князь же великии поиде за Донъ и бысть поле чисто и велико зело, и ту сретошася погании Половци, Татарьскыи полци, бе бо поле чисто на усть Непрядьвы рекы. И ту исполнишася обои, и устремишася на бои; и ступишася обои, и бысть на долзе часе брань крепка зело и сеча зла. Чрес весь день сечахуся, и падоша мертвыхъ множество безчислено отъ обоихъ, и поможе Богъ князю великому Дмитрию Ивановичю, а Мамаевы полци погании побегоша, а наши после, бьюще, секуще поганыхъ безъ милости. Богъ бо невидимою силою устраши сыны Агаряны, и побегоша, обратиша плещи свои на язвы, и мнози оружиемъ падоша, а друзии въ реце истопоша, и гнаша ихъ до реки до Мечи, и тако множество ихъ избиша, а друзии погрязоша въ воде и потонуша. Иноплеменници же гоними гневомъ Божиимъ и страхомъ одержими суще, и убежа Мамаи въ мале дружине въ свою землю Татарскую. И бысть побоище месяца Сентября въ 8 день на Рожество святыя Богородица, въ суботу до обеда. И ту убьени быша въ суиме: князь Феодоръ Романовичь Белозерскии, сынъ его князь Иванъ Федоровичь, Семенъ Михаиловичь, Микула Васильевичь, Михаило Ивановичь Акинфовичь, Андреи Серкизовъ, Тимофеи Волуи, Михаило Бренковъ, Левъ Морозовъ, Семенъ Меликъ, Александръ Пересветъ и инии мнози. Князь же великии Дмитреи Ивановичь съ прочими князми Русскыми, и съ воеводами, и съ бояры, и съ велможами и с останочными полкы Русскыми, ставъ на костехъ, благодаривъ Бога, и похвали похвалами дружину свою, иже крепко бишася съ иноплеменникы и твердо за нь брашася, и мужескы храбровашася и дръзнуша по Бозе за веру христианьскую, и възвратися оттуду на Москву въ свою отчину съ победою великою, одоле ратнымъ, победивъ врагы своя.
Симеоновская летопись. ПСРЛ. Т. 18. С. 129-130

Поражение и гибель Бегича на Воже сильно подорвали авторитет Мамая. Испугавшись усиления московского правителя, Мамай решил сломить возраставшую мощь Руси, усилить ее зависимость от Орды. Он собрал войско, в которое помимо монголо-татар входили также отряды черкесов, осетин, армян и некоторых других народов. На соединение с Мамаем выдвинулись войска литовского князя Ягайло Ольгердовича. Новое сражение с московским войском было назначено на конец лета. Получив известие об этом, Дмитрий объявил сбор всех полков в Москве и Коломне на 15 августа 1380 года. На помощь ему привели свои полки удельные князья. За духовной поддержкой Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому, который благословил князя на битву и предсказал его победу. В благословенной грамоте говорилось: «Иди, господин, иди вперед. Бог и Святая Троица поможет тебе!» Русская церковь впервые с момента установления зависимости русских земель от золотоордынских ханов одобрила открытую борьбу с ними.За великую победу народ прозвал князя Дмитрия Ивановича – Донским, а его двоюродного брата князя Владимира Серпуховского – Храбрым.  Победа над войском Мамая стала не просто военной удачей, она стала предвестником будущего освобождения Руси от ордынской зависимости. Вернувшись в Москву, князь отправился к преподобному Сергию. В монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой.После победы на Куликовом поле Москва не платила дани завоевателям, пока новый ордынский хан, Тохтамыш, пользуясь поддержкой рязанского князя Олега, указавшего обходные пути к Москве, не взял город в 1382 году. Дмитрий был извещен о наступлении Тохтамыша, но после Куликовской битвы Москва не смогла выставить крупного войска. Город весь сгорел, кроме каменного Кремля. Воспользовавшись ослаблением Москвы, тверской князь Михаил, «забыв» клятву, отправился в Орду за ярлыком на великое княжение. Но Дмитрий Донской опередил его «покаянным посольством» к хану. В Орде он отдал в заложники своего старшего сына Василия, поклявшись исправно платить дань. Ярлык на великое княжение остался за Москвой, после чего Дмитрий пошел войной на Рязань и разорил ее. В 1385 году Дмитрий Донской и Олег Рязанский заключили мир.

Весной 1389 года он серьезно заболел и, чувствуя скорую кончину, составил завещание, в котором указал, что передает великое княжение старшему сыну Василию – без санкции Золотой Орды, уже как «свою отчину». Умер Дмитрий Донской 19 мая 1389 года, в 39 лет, из которых 29 – правил «на Москве». Был погребен в Москве в Архангельском соборе Кремля.

Как мы видим, даже сохранившиеся источники, весьма скудно освещающие события интересующего нас периода, сохранили довольно много сведений о противостоянии между Русью и Ордой. Оно имело самый разный характер – от прямых боевых столкновений, партизанской войны и восстаний до отказа допустить ордынских послов на свою землю. Среди участников этого противостояния мы видим все слои русского общества – от князей до простонародья, выражающего свою волю через древний русский институт веча...Приведенные данные свидетельствуют о том, что даже в эпоху наивысшего могущества Орды свободолюбивый дух русского народа и его воля к борьбе отнюдь не были сломлены.

https://runivers.ru/lib/reader/144209/?utm_referrer=mirtesen.ru
http://russian-history.info/golden-horde/han-burke/
https://kremlion.ru/praviteli/dmitralex/
https://aquilaaquilonis.livejournal.com/466166.html
https://uctopuockon-pyc.livejournal.com/3425738.html
https://autogear.ru/article/248688/tverskoe-vosstanie-v-godu-prichinyi-i-itogi/
https://zen.yandex.ru/media/id/5a86b0e9a815f1cda564c5fe/arabshah-muzzaffar-pobeditel-russkih-5d874cad1d656a00ad33cb7d
https://fb.ru/article/248688/tverskoe-vosstanie-v-godu-prichinyi-i-itogi
https://rv-ryazan.ru/na-vezde-v-shilovskij-rajon-otkryli-monument-v-chest-olega-ryazanskogo/
https://oeru.ru/srazhenie-na-rek-vozhe/
http://xn--d1abichgllj9dyd8a.xn--90anlfbebar6i.xn--p1ai/encyclopedia/history/more.htm?id=12060623@cmsArticle

Картина дня

наверх