На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 169 подписчиков

Свежие комментарии

  • Run Николаева
    Ангела жалко :(Московские прогул...
  • Алескендер Рамазанов
    Прилучных нынче столько,что ворот не хватит!  А ГОСТ, в издевку ,ставят на сущем дерьме!, ставятВ 1951 году 23 ра...
  • Светлана Митленко
    Не правильно. Ближе к городу, значит для кого-то это станет большой головной болью. Не хотела бы я жить в районе рядо...Прогулки по Санкт...

История особняка Веге. Санкт-Петербург

Французский поэт Шарль Бодлер писал: «Я не могу себе представить красоты, не связанной с несчастьем». Кто-то спорит с этим утверждением эксцентричной творческой личности, но… Все споры стихают при виде особняка Веге. Здесь данное высказывание неоспоримо. Пожалуй, самый красивый особняк в городе находится на грани утраты. И его не спасти, потому что хозяин не спешит его спасать и не показывает никому: вдруг люди увидят правду?

А правда страшна. Это случай, когда кариатиды уже не держат доверенную им твердь. Они рушатся. Одним словом можно сказать – катастрофа.Октябрьская набережная — место для поиска интересных и необычных мест не самое очевидное, но особняк Веге уникален и заслуживает особого внимания.

Октябрьская набережная, 38.  Неприметная промзона, перегороженная, как баррикадой, высоким забором ЗАО «Пигмент». За этим забором не сразу и заметишь фасад роскошного особняка последнего рачительного хозяина завода. Киновиевский ультрамариновый завод (ныне «Пигмент») основал промышленник Георгий Веге в 1876 г. При нем в конце XIX в. был построен и собственно особняк (автор проекта неизвестен).Особняк

Свое название завод, на территории которого находится особняк Веге, получил благодаря находящейся рядом Киновии Александро-Невской лавры. Это загородное архиерейское хозяйство с монастырем существовало с 1820 года. Сюда размещали больных и престарелых монахов, находящихся на полном обеспечении у монастыря.В 1896 году он был удостоен высшей награды – Государственного герба на Всероссийской Художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде.

«Пигмент», получивший такое название после революции – это бывший Киновиевский Ультрамариновый завод.  Основал его в 1876-м году промышленник Георгий Иванович Веге, немец по национальности. Он купил в Петербурге фабрику и развернул производство. В 1890-м году Георгий Иванович возводит прямо на территории завода (работа рядом с домом была мечтой во все времена) личный особняк в стиле эклектика по проекту неизвестного (неустановленного) архитектора. А вокруг шумел завод…Это был первый в России завод по производству ультрамарина. До этого данный материал завозили исключительно из Европы. Это был в России первый завод, производящий ультрамарин. Георгий Иванович Веге, будучи немцем по национальности, купил в СПб фабрику Уткина и наладил производство. Сама же фирма «Пигмент», частью которой был и Киновиевский завод, была основана задолго до этого – в 1839 году, когда уроженец Ярославской губернии Иван Васильев открыл на Резвом острове завод по выпуску лаков, олиф и красок для Балтийского судостроительного и Путиловского заводов. Далее последовало открытие товарищества «Маркс Людвиг, Стерницкий Адольф» в 1858 году, Торгового дома «Вебер Карл» в 1867 и Киновиевского завода девятью годами позже.Своё название завод получил благодаря расположенной неподалёку Киновии Александро-Невской лавры – загородного архиерейского хозяйства с небольшим монастырём. Оно существовало здесь с 1820 года. Хозяйство использовалось для размещения больных и престарелых монахов, которые находились на полном обеспечении монастыря.

Дела у Веге быстро пошли в гору: завод был очень успешным и по-настоящему процветал в конце XIX века. В 1896 году Киновиевский Ультрамариновый завод участвовал во Всероссийский промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде, где был удостоен высшей награды – права размещать Государственный герб – за «выдающееся качество и производство продукта». Очень скоро «русский немец» затмил французов – основателей и лидеров выпуска данной продукции. Завод «Братья Дешан» не выдержал конкуренции и закрылся.  Также Веге был «добрым хозяином»: современники говорили, что он создал самые лучшие условия для своих рабочих. Революции он не застал – дожил до 1912-го года. После его смерти завод по наследству отошёл к его сыну – Роберту Георгиевичу, полковнику. Это его домом с атлантами мы любуемся на углу Крюкова канала и проспекта Римского-Корсакова.  У отца – кариатиды, у сына – атланты. Доходный дом Роберта Веге

При заводе Веге возвел особняк, чтобы эффективнее контролировать производство. Прямо к дому был пристроен печной цех из ажурных клепанных металлических конструкций, и окна парадной лестницы, украшенные наборными расписными немецкими витражами, выходили прямо в производственное помещение.Современники считали, что Веге создал самые лучшие условия для своих рабочих. После его смерти в 1912 году завод по наследству отошел к его сыну – Роберту Георгиевичу, полковнику. После революции он эмигрировал во Францию. Умер в 1943-м. Его завод в 1920-е годы носил название «Республика».Сегодня комплекс считается выявленным объектом культурного наследия, а сам особняк — региональным памятником архитектуры. Роберт владел особняком всего пять лет. Предприятие национализировали, особняк долгое время использовали под административные цели.  Внутри ещё недавно пачками валялась документация, старые корочки  удостоверений, бланки пропусков, журналы избирательного участка, а в одном из залов мокла и плесневела редчайшая техническая библиотека. Сейчас попасть в особняк практически невозможно. Территория «засекречена» – проход по пропускам. Интернет переполнен страшными рассказами о злобных охранниках предприятия, о том, что порой они действуют коварно: пропустив людей внутрь, на выходе «засвечивают плёнки» (заставляют удалить фотоснимки из камер) и вызывают наряд полиции. Не так давно та же охрана приноровилась зарабатывать на особняке (опять же не выделяя на его восстановлении ни копейки). За проход в здание брали по пять тысяч «с носа». Но в сети пошёл шум, кто-то пригрозил «сообщить, куда следует», и лавочку быстро прикрыли. Теперь на вопрос «как попасть внутрь?» охрана мрачно отвечает: «Никак».Особняк примечателен как образец эклектики.

Он был украшен богатой лепниной и литьём, настенными и потолочными росписями, множеством зеркал и позолотой. Ключевое слово БЫЛ!Ещё здесь были известные на весь город красотой витражи, которые теперь хранятся отдельно от рам. Однако большинство из них просто пропали. Были украдены. Выдраны прямо из рам.Нужно сказать, что внешне особняк Веге не отличается особой примечательностью. И только его богатый внутренний интерьер позволяет понять, насколько красиво и богато выглядел этот дом больше столетия назад. С каминов, которых в особняке было два, содраны изразцы, а от лепнины остались только обломки. К сожалению, сегодня особняк молча «умирает». Внутренняя сырость убивает его великолепную лепнину. Но самое печальное: сделан вывод, что восстановить его уже невозможно. На второй этаж ведёт лестница с лепниной, на стенах висели картины. Наверху можно найти просторное помещение, которое, очевидно, служило хозяевам гостиной. Стены в этой комнате расписаны узорами в виде роз, на потолке — лепные розетки.К сожалению, сейчас особняк выглядит удручающе: сырость и грибок внутри губят отделку, снаружи до 80 сантиметров булыжника — культурный слой XX века.В былые времена именно в особняке Веге были известные на весь Петербург потрясающе красивые витражи. Но сегодня они украдены: выдраны прямо из рам. С каминов, которых в особняке было два, содраны изразцы, да и от лепнины остались только обломки. К сожалению, сегодня особняк молча «умирает». Внутренняя сырость убивает его великолепную лепнину. Но что самое печальное: городские власти считают, что восстановить его уже невозможно.

Компания Setl City на собственные средства хотела отреставрировать памятник архитектуры - особняк Г.И. Веге на Октябрьской набережной, д. 38, который сейчас находится в удручающем состоянии.

Девелопер уже подписал охранное обязательство, подготовленное Комитетом по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

Ситуация сложилась парадоксальная.  Есть памятник. Внутри памятника редчайшая красота. Но её никто не может увидеть.  Эта красота – словно заколдованная сказка.  И, как в настоящей сказке, у входа сидит злой дракон.  Который 11 лет не пускает в сказку ни фотографов, ни градозащитников, ни даже городское правительство. И никто эту сказку увидеть не может.  Только слышит, как она вздыхает и скрипит. Плачет дождём с потолков. Потому что сказка не просто спит. Она гибнет. Гибнет давно: первые утраты видны уже на фото конца 80-х годов (часть из них представлена). Губит сказку злая быль… Тщетно ждёт сказка спасителя-реставратора…

И ничего не сделать с этим «драконом». Против него бессильно даже законодательство. Потому что один закон попирает другой. С одной стороны – Конституция, право на доступ. С другой – частная собственность, на которую войти никто не имеет права. Похоже, убийство редчайшего в городе особняка – хитро продуманный план.  Но слишком уж белыми нитками сшита эта рваная зелёная сетка – замысел виден.

До конца 2018 года компания на собственные средства должна была якобы выполнить консервацию особняка Веге, в том числе проведет неотложные противоаварийные работы. В дальнейшем девелопер за свой счет планировал вернуть зданию его исторический вид и воссоздать уникальные интерьеры.

Разработкой проекта реставрации, который должен был быть реализован в течение 4 лет, по заказу Setl City занимаелся ООО «НИиПИ «Спецреставрация». Специалисты сохранят объемно-пространственные решения особняка, включая исторические габариты здания и габариты двускатной крыши, а также наружные и внутренние стены, балконы и парадную лестницу. Обещали воссоздать архитектурно-художественное решение фасадов, восстановить декоративно-художественную и цветовую отделку интерьеров – потолочная и стенная лепнина, фриз с растительным орнаментом в одном из залов, пилястры с кариатидами.

Участок, на котором находится объект культурного наследия, расположен в границах территории строительства нового жилого комплекса класса «комфорт+» от Setl City на Октябрьской набережной. Начало работ по возведению жилого комплекса запланировано на 4 квартал 2018 года. Но... не срослось. Разместив объявление о продаже в 2019 году, Setl City показал, что не заинтересован в судьбе памятника и предпочитает «сбыть его с рук». Что будет с особняком дальше, и найдется ли покупатель — пока неизвестно. Скорее здание рухнет.

http://antennadaily.ru/2019/05/26/vege/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

https://vk.com/wall-94622399_499?z=photo-94622399_391129228%2Fwall-94622399_499

https://vk.com/album3937395_164396454

https://protect812.com/2017/11/22/osobniak-vege/

https://fb.ru/article/312672/osobnyak-vege-georgiya-ivanovicha-istoriya-opisanie-interesnyie-mesta-sankt-peterburga

https://oli-da.livejournal.com/2204935.html

https://protect812.com/2019/04/08/setl-city-prodaet-osobnyak-vege/

Картина дня

наверх