На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 174 подписчика

Свежие комментарии

Фильм "Кубанские казаки"

Судьба у этой знаменитой картины была очень затейливой, с взлетами и падениями. Фильм снят по сценарию Николая Погодина и имеет все признаки агитпропа того времени – два советских соседних колхоза соперничают в социалистическом соревновании, и при этом демонстрируют высокое благосостояние своих колхозников.Всё дышит позитивом, и даже приходят мысли о первичных признаках наступившего в этих колхозах «коммунизма».После музыкального фильма «Сказание о земле Сибирской» режиссёру Ивану Пырьеву захотелось сделать весёлую, красочную, яркую по цвету картину, которая дала бы зрителю радость и отдых. Пырьев вспомнил сибирские ярмарки, которые видел в детстве. Вспомнил и то, что он знал по рассказам о знаменитой Ирбитской ярмарке, и по роману Вячеслава Шишкова, и о Нижегородской… И, наконец, по гоголевской «Сорочинской ярмарке»…Ярмарка — это прежде всего зрелище, и зрелище красочное, яркое, зазывающее. С каруселью, цирком, балаганом. Думая о картине в цвете, Пырьев подумал, что ярмарку надо делать осенью на Кубани — там казачество, красивые женщины и лихие парни. Там любят и выращивают хороших коней, а значит, любят конные состязания, скачки. На Кубани своеобразная речь, так называемый «суржик» — смесь украинского языка с русским, там поют хорошие песни…

Правда, ярмарок на Кубани не бывало, но Пырьева это не смущало. Он считал, что «искусство не только должно отображать то, что есть, но и звать к тому хорошему, новому, что должно быть».

Сюжет фильма выстраивался сам собой. На ярмарку, как на своеобразный праздник урожая, съедутся после окончания уборочных работ колхозники всего района. Они приедут и себя показать, и добрых людей посмотреть. Так возникла мысль о соревнованиях художественной самодеятельности и о конных состязаниях.
Пырьеву теперь был нужен хороший писатель-драматург, который обладал бы юмором, хорошо знал Кубань и её людей. И такой нашёлся в лице Николая Фёдоровича Погодина.
В феврале 1949 года на художественном совете «Мосфильма» при обсуждении уже готового сценария «Весёлая ярмарка» Погодин рассказывал: «…Как-то Иван Александрович мне говорит: „Может быть, напишем „Колхозную ярмарку“»?

И в двух словах обрисовал, что это такое. Я сразу ответил: «Это здорово»».
Николай Погодин сочинил историю, где соперничающие женихи стремились завоевать невесту победой на колхозных скачках. Характеры были выписаны уверенной рукой и дали актёрам благодатный материал.

На роль Пересветовой, женщины умной, доброй, волевой и очаровательной, была сразу утверждена жена Пырьева — Марина Ладынина.
А вот отыскать актёра на роль Гордея Ворона, «казака лихого, орла степного», оказалось делом непростым. Однажды в спектакле Театра имени Вахтангова Ладынина увидела Сергея Лукьянова. Состоялись пробы. Пырьев забраковал актёра. Удивлённая этим решением, Ладынина спросила у ассистента режиссёра: «Как проходил показ?» Выяснилось, что Лукьянов был без грима, в обычной одежде.Артиста загримировали, сделали фотопробы и показали их Пырьеву. «Кто это? — сразу оживился Иван Александрович. — Срочно заключите с ним договор!»
Так Сергей Лукьянов пришёл в группу. Он сыграл Гордея Ворона сильно, мужественно и, несмотря на комедийную условность ситуаций, по-человечески убедительно, драматично. Как лихо и смело мчался он на коне по степи!..
Роль молодой колхозницы Даши получила Клара Лучко. По словам актрисы произошло это при следующих обстоятельствах: «В один из дней в Театре киноактёра, где я работала, появилось объявление о том, что режиссёр Пырьев собирается читать свой новый сценарий — „Весёлая ярмарка“.

На встречу с Пырьевым шла, как говорится, „за компанию“ со своими подругами, которых наш учитель Сергей Аполлинариевич Герасимов рекомендовал на роли в этой комедии. Обо мне он в характеристике написал: „Лучко — тургеневская героиня, ей надлежит играть лирические классические роли“.
Поэтому о Даше Шелест, молодой колхознице из „Весёлой ярмарки“, мне и не думалось. В раздевалке я столкнулась с Иваном Александровичем. Он внимательно посмотрел на мою кроличью шубку, белый платок, повязанный узлом, поздоровался и быстро прошёл в зал. Спустя несколько дней я вместе с другими актрисами получила приглашение на фотопробы…»

Первым, кто поздравил Лучко с утверждением на роль, был Александр Петрович Довженко: «Девушка, вы прошли худсовет. Желаю успеха. Вы будете много и успешно сниматься в кино».

Накануне отъезда в экспедицию на Кубань в гримерную зашёл Сергей Лукьянов. Увидев Клару Лучко, он произнёс: «Я — пропал!» — и, повернувшись, ушёл. Эти слова потом облетели всю Москву. После выхода «Кубанских казаков» на экран Лукьянов и Лучко поженились, у них родилась дочь Оксана. К сожалению, у Сергея Владимировича было больное сердце, и в самом расцвете своего таланта он ушёл из жизни. Было ему всего 55 лет…

Картину снимали в совхозе-миллионере «Кубань», гремевшем на всю страну. В хозяйстве были винзавод, летний кинотеатр, школа, гостиница и даже зверинец. По центральной усадьбе разгуливали павлины. В День урожая прямо напротив Дома культуры накрывали огромные столы, ломившиеся от выращенных в совхозе фруктов, вина, мяса.

Перед съёмками Иван Александрович заставил артистов вживаться в образы героев фильма. Они и на комбайне работали, и ночью зерно сгребали на току.
С Мариной Ладыниной разговорился по душам один председатель колхоза: «Зачем ты взялась за этот фильм? Ты неплохая актриса, но все равно кубанскую казачку тебе не сыграть».

После выхода фильма на экраны Ладынина получила от него письмо: «Когда там в кино ты идёшь по стерне, у тебя и юбка телепается по ботинкам, как у наших баб». По словам актрисы, это была для неё высшая похвала.

Ярмарку разместили у старого деревянного элеватора, подвесили и огромный портрет Сталина. Когда фильм вышел на экран, этот портрет в кадре был, но позже его вырезали. Колхозная ярмарка позволила оператору В. Павлову разгуляться яркостью цвета, весёлой праздничной пестротой. А снимали-то праздник на пустыре! Установили арку — вход на ярмарку, павильоны, даже карусели были привозными, деревья понасажали, но фрукты, овощи были настоящие, кубанские.
В своём стремлении к правде жизни Пырьев был неутомим. В фильме есть сцена на ипподроме, где решается судьба Даши Шелест. Актёрам Андрею Петрову (Тузов) и Владлену Давыдову (Ковылев) трудно давалась верховая езда.
И когда не получился очередной дубль, Пырьев пришёл в ярость. Он подбежал к лошади, сбросил актёра и сам вскочил в седло. Так и поскакал — в тапочках на босу ногу и пижаме. Минут двадцать носился по кругу, пока у лошади не появилась пена на губах. Соскочил с лошади и крикнул: «Вот так надо!»

На следующий день у Ивана Александровича осторожно поинтересовались, где это он учился верховой езде. Пырьев мрачно ответил: «В детстве. Когда пастухом был…»
Позже на «Мосфильм» пришло немало писем от донских и кубанских колхозников, в которых они возмущались тем, что молодой казак Николай Ковылев не умеет гарцевать на коне!.

А вот Марину Ладынину можно было ставить всем в пример. В одной из сцен Галина Пересветова участвует в гонках на беговой качалке. После двух тренировочных «проминок» Ладынина взяла у конюха вожжи и одна помчалась на рысистой лошади. Когда снимались планы, где не только лица героини, но даже фигуры не видно, Пырьев давал указание заменить артистку дублёром. Ладынина со слезами на глазах требовала дать ей возможность ехать самой, заявляя, что это её актёрское право…

«Кубанские казаки» запомнились и великолепными песнями. У Пырьева была поразительная интуиция, позволявшая находить композиторов именно для данного фильма.


Идею песни «Каким ты был» он отчётливо обрисовал поэту Матусовскому и композитору И. Дунаевскому, которые блистательно выполнили «заказ».
Перед выходом на экраны фильм «Весёлая ярмарка» посмотрел Сталин и предложил новое название — «Кубанские казаки».
«Кубанские казаки» были восторженно приняты и зрителями, и прессой. По радио ежедневно передавали песни 
«Ой, цветёт калина…» и «Каким ты был, таким остался…». Создатели «Кубанских казаков» были удостоены Сталинской премии.

Фильм вышел в 1949 году, когда в стране еще боролись с послевоенной разрухой, а большинство продуктов выдавалось по карточкам. Поэтому простые люди воспринимали этот фильм как некую ближайшую счастливую перспективу, но никак не реальную историю.Фильм почти пять лет возили по сельским клубам и кинотеатрам, он был всегда желанным и собирал полные залы и во второй, и в третий, и в пятый раз.Кинокомедия очень быстро стала по-настоящему любимой, а музыка с экрана сразу перешла в народ.
Немногие знают, что впервые прозвучавшая песня «Ой, цветёт калина» написана Исааком Дунаевским и Михаилом Исаковским специально для для этого фильма, и не является народной, как это многие считают сегодня.И вообще, вся музыка в фильме, включая музыкальные номера колхозников на ярмарке, а также ключевую песню фильма «Каким ты был, таким остался», тоже написаны композитором специально по заказу Пырьева именно для этой кинокартины, и впервые прозвучали в исполнении актеров этого фильма.До 1955 года фильм существовал в своей первоначальной версии, где по ходу кинокартины несколько раз герои восклицают здравницы в честь вождя товарища Сталина. И это было обычным делом для того времени.
Причем поминание великого вождя были заложены еще в сценарий автором, известным писателем и сценаристом, ныне классиком советской драматургии Николаем Погодиным. В то время это было даже не нормой, а обязательным условием любого творческого произведения. Но тут пришел к власти Хрущев.Пришедший к власти после смерти Сталина Никита Хрущев, поверг резкой критике уже полюбившуюся зрителям кинокартину. Помимо того, что в фильме постоянно поминался великий вождь, Хрущев заявил, что картина является сказкой, которая уводит трудящихся в другой вымышленный мир, лакируя действительность и отвлекая от настоящих дел.
После критики с самого верха, фильм убрали «на полку» Госфильмофонда, а более двух тысяч копий изъяли из проката и уничтожили.Про «Кубанских казаков» вспомнили лишь в 1967 году. Говорят, что про фильм вспомнил сам Брежнев, которому раньше он очень нравился. В эпоху Брежнева было решено вернуть комедию на экраны, только уже в обновленном виде. Из «Кубанских казаков» были вырезаны все упоминания Сталина, и переозвучены некоторые сцены. Исполнитель главной роли Сергей Лукьянов этого момента не дожил, и за него в некоторых эпизодах говорит актёр Евгений Матвеев. Именно эту версию и знает большинство зрителей, а оригинальная лента канула в неизвестность.Правда, в основном по сельским клубам, санаториям и домам отдыха. Кинотеатры не заказывали эту картину, справедливо полагая, что народ вряд ли будет раскошеливаться на билеты за «старорежимный» фильм почти двадцатилетней давности.Потребовалось время, чтобы картину смогли оценить без всякой политической подоплёки. В этом отношении характерно признание режиссёра А. Михалкова-Кончаловского: «Во время учёбы мы с Андреем Тарковским не выносили Пырьева. А теперь без слёз не могу смотреть „Кубанских казаков“. Пырьев для меня уже классик, его картины вызывают чувство нежности…»

Фильм неоднократно демонстрировали по телевидению в уже отредактированной версии 1967 года, а позже комедия была оцифрована и раскрашена. В 2011 году в фильмофонде попытались отыскать первую версию этой кинокартины, но так и не нашли. Сегодня принято считать, что версия 1949 года была уничтожена во время редактирования в 1967 году. 

А жаль, сегодня было бы интересно взглянуть на самый первый вариант этой картины.

https://back-in-ussr.com/2020/09/kak-hruschev-zapretil-film-...

https://www.liveinternet.ru/users/4231626/post401779417/

https://www.domkino.tv/news/8772

Картина дня

наверх