На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Жизнь - театр

1 172 подписчика

Свежие комментарии

  • Светлана Митленко
    Вот именно. Я по Москве ахаю, ну так в Питере не меньше. И это я не беру еще жемчужины, которые идут отдельными темам...Некоторые музеи С...
  • Светлана Митленко
    Во-во!Писатели, которые...
  • Светлана Митленко
    Да уж. Жизнь такое может навертеть, что повести и романы побоку.Писатели, которые...

Несколько самых красивых исторических дверей Петербурга

В прошлый раз мы смотрели витражи в домах города. Пока идет подборка материала на 2 часть, а пока посмотрим на двери. Автор Instagram-аккаунта @oldoorspb находит самые интересные двери Петербурга с по меньшей мере столетней историей. 

Ежедневно мы открываем десятки дверей, как правило, не обращая на них никакого внимания. Но далеко не всегда перед нами глухие железные полотна родом из 1990-х или стеклопакеты 2000-х, иногда это чудом сохранившиеся произведения декоративного искусства с более чем столетней историей.

Петербургу, несмотря на многочисленные утраты, начавшиеся еще в 1970-х во время так называемого «комплексного капремонта» и продолжающиеся по сей день, все-таки повезло сберечь некоторые из оригинальных входных дверей, облик которых был задуман архитекторами как неотъемлемая часть фасадов, а иногда и наиболее важная их часть. Особенно ярко это проявилось в постройках, выполненных в стиле модерн на рубеже XIX-XX веков, когда, подчиняясь идее gesamtkunstwerk, декоративные мотивы органично перетекали в отделку внутренних помещений, входных порталов – во все архитектурные элементы вплоть до мельчайших деталей вроде оконных задвижек или дверных ручек. 

Виленский переулок, 3

Дверям доходного дома А. Г. Романова (1904) посчастливилось сохранить не только резные детали, но и стекло с травленым орнаментом в верхней фрамуге. 

Улица Рубинштейна, 4

Роскошные двери доходного дома А. П. Палкина (1903-1904), украшенные витражом, фацетированными стеклами и резным цветочным орнаментом.

Пушкинская улица, 18

Эклектичные двери доходного дома А. П. Рот (1876), соединившие в себе мотивы неоренессанса, неороманского и русского стилей. 

7-я Советская улица, 36; улица Жуковского, 31

Предельно лаконичные в деталях, но впечатляющие общей тектоникой двери доходных домов Б.-Х.М.Яполутер (1909) и С. М. Дейчмана (1908).

Кирочная ул., 49

Спрятанные во дворе (и, быть может, потому неплохо сохранившиеся) двери доходного дома М. В. Захарова (1909-1910).   

Детская улица, 15 к2

Одни из самых Insta-популярных дверей Петербурга украшают дом Общества пособия бедным женщинам (1908-1909) на Васильевском острове. Венки, перевязанные лентами, повторяются в лепном декоре фасада.   

Стремянная улица, 11

Двери собственного доходного дома архитектора А. Ф. Бубыря (1906-1907) под стать общему облику здания, выполненного в стиле северного модерна: необычная форма, отточенность линий, нордическая лаконичность.

Суворовский проспект, 47

Еще одни эклектичные двери в доходном доме, который, согласно архивным данным, принадлежал Г. Г. Романову (1901-1903). В нижней части сохранились позеленевшие от времени оригинальные латунные накладки.   

Большой проспект ПС, 74

Неоклассические металлические двери с чеканным орнаментом в доходном доме А. А. Антоновой (1912-1913) на Петроградской стороне. 

Фото: https://www.instagram.com/oldoorspb/

Загородный просп., 26

Двери доходного дома А. В. Дехтеринского (1881-1882) после реставрации в 2014.Фото: https://www.instagram.com/oldoorspb/

Большая Конюшенная, 9

Пышный модерн парадных дверей особняка В. А. Слепцова (1899, 1902).Фото: https://www.instagram.com/oldoorspb/

Набережная реки Мойки, 23

Парадные двери доходного дома С. С.Абамелек-Лазарева (1882).

В интерьерах особняка, также решенных в неоклассическом стиле, особый интерес представляют: вестибюль с колоннами и пилястрами тяжелых пропорций, столовый зал с ионическими колоннами из искусственного мрамора и театральный зал с коринфскими пилястрами. Залы имеют живописные плафоны и тонко профилированные обрамления резных дверей...

Ну и в дополнение приведу 4 истории петербуржцев, которые отреставрировали исторические парадные своими силами. Нашла эту информацию на портале «Собака.ru». Список петербуржцев, решивших за свой счет (и буквально собственными руками) заняться ремонтом в старом фонде, с каждым годом пополняется. И это очень радует, что ширится список не равнодущных людей к тем местам, в которых они живут. Они не ждут, что "чужой дядя" (иногда тяп-ляп, по гастарбайтевски) сделает что-то для них, а берут дело в свои руки.Первый ряд слева направо: Максим Павличук с женой Алиной и сыном Марком, Сережа Красюков, Маргарита Ким (в кресле), ретривер Блэк, без которого не проходит ни одно правление ТСЖ, Маргарита Скворцова (в кресле), Маруся с медведем и ее мама София Никонова (на ручках кресла), Валентина Ахадова, Юрий Клейнер, Борис Бабурин, позади которого стоят сын Глеб и жена Светлана. Второй ряд слева направо: Лидия Булыгина, Ольга Красюкова, Юлия Виноградова с дочерью Риммой и сыном Сашей, Савелий Зибарев, Виктория Кава- лерова, Надежда Николаевская Третий ряд слева направо: Мария Шарапова, Вячеслав Фетцов, близнецы Александр и Алина Болотины, управдом Юлия Василевская, Александр Назаров, Ирина Шлыкова

Жители дома на Добролюбова, 19

Реставрация этой парадной началась еще в середине 1990-х, когда несколько собственников занялись восстановлением мраморной лестницы, — а в финале истории уже общими усилиями всех жильцов были отреставрированы 42 витража, камин зеркала и светильники.

Архитектор Яков Гевирц построил доходный дом акционерного общества «Строитель» в 1915 году. После революции по этому адресу жила советская номенклатура.

В начале 1990-х годов штукатурка в парадной была отбита до кирпича, окна с остатками витражей заколочены досками, по мраморной лестнице скатывали чугунные батареи. Камин и черепаховые светильники сняли в конце перестройки местные «хозяйственники».

Самым сложным был вопрос подбора мрамора: современный каррарский не подходил по цвету, поэтому на стены пошел турецкий, а на лестницу — уральский. Одно из последних дополнений в интерьере — хрустальная люстра, купленная новым соседом Максимом.Ужас запустения в парадной дома на Добролюбова, 19, не остановил жильцов, которые смогли победить разруху.

За чей счет

Работы финансировали сами жители: в общую копилку принимали и сто рублей, и тысячу долларов. Декор возрождали по архиву Якова Гевирца, который хранят дети архитектора.

Препятствия

Все члены ТСЖ постоянно начеку: то с подачи чиновников ремонт лицевого фасада исключат из городских планов, то согласуют перепланировку со сносом несущих стен без согласия собственников.

Лайфхак

Самостоятельное управление через ТСЖ — в противном случае жилкомсервис будет рекомендовать залить историческую лестницу цементом, а бороться с затопленными подвалами и вовсе откажется.

Доходный дом барона Фитингофа на Мойке, 100.

Елена Гаудасинская

На помощь профессору Консерватории пришли художники и студенты Академии Штиглица — совместно они вернули исторический облик парадной в доходном доме барона Фитингофа на Мойке.

Четырехэтажное здание в стиле неоренессанс построено в середине XIX века. До этого здесь располагался дом с трактиром купца Поцелуева — тогда известное всем название получил и близлежащий мост.

Стены в парадной были обшарпаны, повсюду торчали трубы, а по полу бегали крысы. Сначала солистка Мариинского театра Ирина Богачева, ее супруг, оперный режиссер Станислав Гаудасинский, и их дочь, профессор Консерватории Елена Гаудасинская, своими силами приводили парадную в порядок, но требовался капитальный ремонт. Затем за работы взялся фонд «Мастер класс», который привлек к ним студентов Академии Штиглица и художников.После замены всех инженерных сетей художники расписали медальоны, повесили стилизованную люстру и восстановили витраж. На лестнице появились кованые ограждения и новые ступени белого мрамора.

За чей счет

Часть расходов взяли на себя город и Жилищное агентство Адмиралтейского района, а реставрацию исторической дубовой двери помогла финансировать семья Гаудасинских.

Лайфхак

Дубовое окно в парадной не подлежало восстановлению, но специалисты Kramarev Group реанимировали его, используя дерево и алюминий. Эта же технология применялась и в процессе реставрации Екатерининского дворца.

Доходный дом В.Г. Чубакова на Большом проспекте 5

Дом Чубакова – шестиэтажное здание, расположившееся на пересечении набережной Карповки и улицы Всеволода Вишневского, издали привлекающее туристов своей необычной формой: основанием ему служит круглая башня, по сторонам которой расположились «крылья» дома с жилыми квартирами. Некогда ее символично украшали два орла, распустившие крылья в ожидании полета. Построен доходный дом Чубаковых был в 1911-1912 году по проекту известного мурманского архитектора Р.Ф. Габе. Профессор русского зодчества и просто талантливый автор создал уникальный шедевр, объединивший основные черты модерна и мистицизма

Даниил Ягирский

Родители будущего историка принялись восстанавливать парадную, как только четыре года назад пере­ехали в доходный дом Чубакова на Большом проспекте. Семья привела в должный вид балясины, перила лестницы, входную дверь, шпингалеты и витражи.

Дом с арочными окнами, вазами на парапете и скругленным углом, формирующим облик квартала и начало Зверинской улицы, построил архитектор Вильгельм Ван-дер-Гюхт в 1910 году.

В 2014 году фасад здания был отремонтирован, но парадная была в заброшенном состоянии, хотя часть декора — немецкая плитка, окна, фурнитура, дверные ручки — сохранилась.В 1920-е в доме жил поэт Николай Тихонов, в гости к которому приходили Владимир Маяковский и Ольга Берггольц.Реставрация началась с восстановления лепнины, которую дополняли по сохранившимся фрагментам. Наибольшего внимания потребовали витражи: при демонтаже выяснилось, что стекла в спайках еле держатся, а дореволюционные технологии утрачены. За работу взялась мастерская «Русский витраж», которая постаралась придать объектам первоначальный вид.

За чей счет

Расходы и реализацию проекта Ягирские полностью взяли на себя — многое делали своими руками. Так, лепнину расписывала старшая дочь. Из-за отсутствия помощи соседей работы растянулись на четыре года.

Препятствия

Исторические элементы пришлось спасать от ЖЭКа, который пытался демонтировать «родную» входную дверь и поставить вместо нее железную. Попытка «благоустройства» оказалась безуспешной: бдительные родители Даниила написали заявление в КГИОП и дверь была спасена.

Проблемы старого фонда

У нас нет горячей воды, везде стоят бойлеры, да и напор слабый. У старого фонда много проблем, но если у вас есть деньги на хороший ремонт, их можно обойти. У нас есть как коммунальные квартиры, так и расселенные. Зачастую в таких парадных все завешано проводами, но мы их специально спрятали, потому что это просто некрасиво.

Лайфхак

Цвет краски для стен подбирали так, чтобы он совпадал с цветовой гаммой фасада, — остановились на светло-желтом оттенке. Было. Стало.

Доходный дом графа Апраксина на Фонтанке, 67

Олег Шемаров

Cовладелец заведений Jack & Chan и Со-Оp Garage переехал в доходный дом графа Апраксина несколько лет назад. Потратив полтора года на переговоры с управляющей компанией по поводу ремонта парадной, он взялся за него сам и сделал входную группу образцом советского модернизма.

Здание в стиле классицизм на набережной реки Фонтанки, 67 было построено архитектором Андреем Бертельсом во второй половине XIX века. Заказчиком выступил граф Антон Степанович Апраксин, владелец одноименных торговых рядов, инициатор создания одного из лучших частных театров в Петербурге — ныне имени Товстоногова.

Еще в 1960-х сквозь черную винтовую лестницу провели шахту лифта, а чуть позже разрезали часть витражей, чтобы проложить железные переходы на третьем и четвертом этажах. Остальное выглядело традиционно: многочисленные слои масляной краски на стенах, висящие провода, разбитые окна и немного сохранившейся лепнины у карнизов шестиметровых потолков.

Декор, который можно было бы восстановить, практически не сохранился. Олег решил сделать свой собственный проект: снял штукатурку, открыл кирпич, отмыл круглые элементы витражных окон, а стекла, не подлежащие реставрации, заменил.

Согласовывать проект с КГИОП не пришлось: в перечне объектов культурного наследия значится только фасад здания.

За чей счет

Перед тем как приступать к ремонту, Олег написал заявление в управляющую компанию, в котором просил разрешения на работы и содействия, — помощь пришла и заключалась в вывозе мусора, благодаря чему удалось сэкономить на этой статье расходов.

Препятствия

Часть соседей была недовольна строительной пылью и писала в ЖЭК жалобы. Однако полученный результат, за который не пришлось платить, жителей дома все же устроил.

Лайфхак

Чтобы закрыть бетонные дыры в стенах, Олег искал мрамор и плитку на Avito — и нашел.

текст: Ольга Угарова

@oldoorspb

https://www.sobaka.ru/city/city/84622

https://www.sobaka.ru/lifestyle/finance/123982

Картина дня

наверх